Фильм о том, как живут и умирают люди на войне. Именно люди, а не война – главное в фильме. Это там, в далёкой мирной жизни они были учителями, музыкантами, художниками… или просто мальчишками, вчерашними школьниками. Но теперь они все – солдаты. Военные лётчики. Воздушные рабочие войны. И та прежняя их жизнь теперь приходит к ним в воспоминаниях – мечтах – снах. Как смысл, как цель всей их теперешней жизни на войне. Ради возвращения всего, что было прервано войной, отнято ею. Они самые обычные люди, которые в свободное время любят поиграть в самодельный настольный хоккей, попеть с друзьями под аккордеон, посмеяться над «Весёлыми ребятами», которых показывают в части. Совсем как в той, долгожданной мирной жизни. А ещё они могут дать в морду подонку за то, что он посмел плохо отозваться о женщине. И сесть за это на «губу». Потому что они – мужчины. Настоящие. Ну разве это не мужской диалог: - Выпить хочешь? - Откуда знаешь?! И со свойственной мужчинам смекалкой путём перегонки гидравлической смеси и малинового сиропа получить чудный ликёр «Шасси», рецепт которого, я думаю, разошёлся по всему фронту и заслуженно пользовался большим успехом у дегустаторов, вне зависимости от количества звёздочек на их погонах. Всё почти как в той, гражданской жизни. Вот только невозможно привыкнуть к тому, что твоего друга, которого ты несколько часов назад рисовал, с которым разговаривал и шутил, мёртвым выносят из самолёта. И этот девятнадцатилетний мальчик, раненый, почти мёртвый, дотянувший до своего аэродрома, уже никогда не будет позировать тебе. А его незаконченный портрет с такой светлой и открытой улыбкой, которой он тебе улыбался, – это всё, что осталось от человека, ещё недавно бывшего таким живым и весёлым. Любой вылет может и для тебя оказаться последним. Но об этом не задумываешься. Это просто принимается как должное где-то там, на заднем плане сознания. А думается о том, что когда вся эта война кончится, она ведь обязательно кончится, ты вернёшься к своей любимой девушке, которая тебя ждёт. Или к своей жене и детям. Это у кого как. И на самолёте будешь летать не на военные задания, а опрыскивать поля, возить почту или просто катать ребятишек. И ходить на выставки и концерты к своим друзьям, боевым друзьям. Ведь один – талантливый скрипач. А другой – талантливый художник, да ещё такой шутник и балагур. Но всё это будет потом. А пока надо найти замаскированный вражеский аэродром. Иначе так и будут гибнуть друзья, сбитые невесть откуда взявшимися фокевульфами. Одна мысль не даёт покоя… Когда на фашистском аэродроме приземляется самолёт и какой-нибудь Вебер вытаскивает из люка окровавленное тело какого–нибудь девятнадцатилетнего Ганса, какие чувства испытывает он? Плачет ли он? Кричит ли он по ночам? Есть ли вообще у врага человеческие чувства? Ведь он родился нормальным, обычным человеком, а не фашистом. Любовался Дюрером, слушал Моцарта и читал Гейне… Куда всё это девается, когда вместо Дюрера приходит фюрер? Приходит и сжигает, ломает чужие жизни. И приходится садиться в самолёт и искать, искать этот чёртов аэродром, откладывая жизнь на потом…
Давно я не смотрел это кино. Даже успело сложиться впечатление, что… Как бы это объяснить. Как в авиации есть ведущий и ведомый, так и в кино: есть «Максим Перепелица», а есть «Солдат Иван Бровкин». Есть «В бой идут одни «старики», а есть «Хроника…» В том смысле, что неплохой тоже фильм, но… в тени. Такое вот представление… Было. А давеча пересмотрел картину и вдруг по-другому как-то взглянул на вещи. Причем поначалу, возможно, в силу предвзятого отношения, всё шло так, как и предполагалось. Кино и кино. Баллов на 8, а, повезёт, так и все 9. Интересно, но… не затягивает. Грустно, но… терпимо. Забавно, но… В общем, типичный «ведомый». А потом последние десять минут и… Тишина. Не то чтобы шок (известно же было, как-никак, чем всё закончится), но какая-то пауза в сознании. А потом мысль: включите, пожалуйста, еще раз. Зацепило… Не стану лукавить: из двух конкретных фильмов я по-прежнему выберу «Стариков». Но это не значит, что «Хроника…» хуже. Она другая. Это уже не ведущий и ведомый. Это истребитель и бомбардировщик. И в этом смысле «Завтра, от силы послезавтра война кончится…» (и далее по тексту там) совершенно равнозначно «Нет братцы, вы не лётчики, вы кооператив извозчиков!» И как бы ни был хорош А. Смирнов со своими бессмертными, убежден, «… штуцера выписал» или «Смуглянка…», Ю. Толубеев, молча бредущий по полю, – это сильно. Мне в этот момент вдруг показалось, что самое тяжёлое в их профессии – это даже не ждать. А вот так однажды не дождаться… Мощный эпизод. Браво! Такой вот поворот. При том, что качество картинки было, прямо скажем, то еще. Плюс все эти рекламы и пр. Такие ленты, конечно, смотреть надо совсем по-другому. Но я рад, что мои сомнения оказались не более чем заблуждением. Теперь одним хорошим фильмом для меня стало больше. Это здорово. 10 из 10
Фильм появившийся гораздо раньше легендарного Быковского тоже про летчиков, но совершенно незаслуженно оказавшийся в его тени. Может из-за скурпулезной точности воспроизведенного съемочного объема не покидает ощущение, что фильм не художественный, а документальный, реальный, а не постановочный, до того всё и все настоящие. Когда я смотрела этот фильм маленькая, я вообще не могла понять, как они могут еще смеяться и шутить, ведь война, а я сама ревела и смотрела сквозь слезы. Я тогда вообще не понимала, как они на войне могли шутить и смеяться. Пока мне не встретились записки фронтового корреспондента Михаила Эделя. Где он приводит случай. Как «зашел погреться в землянку к разведчикам, в это время как раз отправляли группу, которая должна была пройти между нашими и немецкими позициями и разведать схему обороны противника. А чтобы не обстреляли свои же, им велели периодически давать ракеты. Группа ушла и ни одной ракеты. Через несколько часов в клубах морозного пара в землянку вваливается сержант, который водил группу. И как вы думаете, что в первую очередь интересовало его, только что прошедшего между нашими и вражескими позициями под огнем, каждую секунду рискуя жизнью? Он спросил: - А вы мне ужин оставили?! – на что старшина лениво из-за печки ответил: - А кто же знал, что ты вернешься?!… Так я понял, что солдат готов шутить практически в любой обстановке…» Этой историей Эдель предварял свой цикл юмористических фронтовых рассказов, а я именно тогда поняла, что Женька (неприлично молодой Олег Даль) не фигляр и не мартышничает. И что воевали не абстрактные мифические персонажи, а живые люди. Даже дедушка, который прошел войну от Сталинграда в легендарной 10й дивизии до Зееловских высот, заметил, что я стала на него смотреть как-то иначе и добрее, ведь я правда его немного боялась. Может это и диковато звучит, но это может один из удивительных человечных фильмов о самом бесчеловечном – о ВОЙНЕ. И за то, что он открыл мне глаза, может сделал чуточку мудрее он бесконечно нежно мной любим! Я его очень редко пересматриваю, потому, что каждый раз плачу, как в детстве. И внутри живет ощущение как в строках Высоцкого «Будто я где-то здесь довоевывал невдалеке…»
Военная драма с юмором привкуса горечи, думаю так можно обозначить данный фильм, рассказывающий нам о страшных событиях того времени. Опять же, сама война осталась за пределами пленки. Нам же показан лишь один опаленный листок из той толщенной книги под названием 'великие подвиги великого народа', повествующий о настоящем поступке молодых летчиков, положивших свою жизнь, как и сотни других, таких же юных, не знавших и не узнающих вкуса настоящей жизни, на алтарь победы. Победы, которая была так необходима, в неизбежность, которой верил каждый. Война сравняла всех, и элиту и простой народ. Так, и наши герои раньше были: школьным учителем, музыкантом и художником. Теперь же они офицеры, летчики, служащие одному делу, находящиеся в одной команде и готовые постоять друг за друга: и на губу сесть за защиту чести девушки, и руку подать в трудную минуту. Но даже самое тяжелое время не может забрать воспоминаний, наверное, это самое драгоценное в жизни человека, ведь можно обобрать любого до нитки, но никто не может забраться в память и извлечь из нее наши радости и беды, победы и поражения, все это будет согревать внутри даже при самом страшном холоде снаружи. Вот и каждый герой возвращается в те времена, когда небо над головой еще не умылось багровыми каплями крови. Главный летчик вспоминает, свою жизнь учителя, когда он мог спокойно заполнять тетрадки и учить детишек, с любовью смотрящих на него, доброте, справедливость. Музыкант вспоминает ворчливого деда, привившего ему любовь к музыке, художник любимую девушку, с которой свело его искусство. И каждый надеется вернуться к мирной жизни, и по этому даже на войне остается место и надеждам, и веселью, балагурству, песням и кино, любви и музыке. Каждый помнит свое предназначение, и остается, верен своим идеалам. Именно этим троим выпала честь отправиться на опасное задание. Бомбардировщик эскадры из трех человек вздымает в небо, оставляя ощущения оставшимся на земле, что обратного пути нет. Ценой собственных жизней, молодые ребята уничтожили вражеские самолеты, спикировав прямо на них... в миг и людей нет... это страшно. Вдруг понимаешь, что мы, люди, считающие себя самыми разумными существами на земле, оказываемся самыми незащищенными... Можно убить плоть, уничтожить ее, но душу, дух не сломать, не сжечь, не затоптать... только люди самоотверженные остаются в памяти... ведь память как сито, ненужное отсеется, оставляя лишь истинное, ценное, вечное... Все едины, всё едино, Мы ль, они ли... смерть одна. И работает машина, И жует, жует война...
Фильм режиссера Наума Бирмана о нелегких фронтовых буднях военно — воздушного полка, где «в бой идут не только старики», но и молодые пареньки снят по повести Владимира Кунина и посвящен памяти советских летчиков — истребителей времен Великой Отечественной войны, погибших в сражениях с немецко - фашистскими захватчиками. Ярким эпиграфом к его кинокартине стала лирическая песня на слова Кима Рыжова «Туман». Исполненная в бардовском стиле Станиславом Пожалковым, она своеобразно воспроизводит за кадром слова автора. Любопытно, что действия фильма частично связаны с реальными событиями, происходившими в прошлом, когда военный летчик, старший лейтенант 99-го бомбардировочного авиационного полка Б. С. Быстрых совершал разведывательные вылеты и делал фотоснимки немецких аэродромов, а затем, уходя хитрым пикированием от попытки вражеских истребителей посадить его на свой аэродром, он смертельно раненый, как и киногерой пилот Митька Червоненко, сумел долететь в свой полк, посадив самолет поперек полосы. За что посмертно был награжден званием Героя Советского Союза. Военная драма повествует о трех последних днях из жизни молодого экипажа старшего лейтенанта Архипцева. Эта краткая история о героической судьбе трех неразлучных друзей, неугомонных фантазеров - романтиков по возрасту, но не по годам зрелых и опытных «воздушных рабочих войны», мастерски управляющих своим крылатым бомбардировщиком. Их яркие образы сумели передать Геннадий Сайфулин в роли спокойного, сосредоточенного командира - пилота Сереги Архипцева, Олег Даль в роли веселого стрелка - радиста Женьки Собалевского и Лев Вайнштейн в роли тихого, мечтательного штурмана Веньямина Гуревича. До войны у каждого из них была своя жизнь, заполненная мечтами и планами на будущее. Студент Венька прекрасно играл на скрипке, шутник и философ Соболевский учился рисовать, а внимательный Архипцев мечтал преподавать, посвятив себя детям. Но теперь, когда война бесцеремонно ворвалась в их молодые жизни, растоптав своим грязным сапогом их безмятежное прошлое, судьба свела их вмести. Вместе они живут и воюют, радуются и печалятся, вместе совершают подвиги и сумасбродные поступки, даже вместе сидят на гауптвахте, и конечно же вместе погибают, тараня стоящие на земле фашистские истребители. Они, такие разные, но похожие своей юностью, у которой всегда найдется повод для смеха, шуток и веселья, органично дополняют друг друга, составляя единое целое и в жизни, и в бою, где каждый из них интересен и неповторим. И кто знает как могла бы сложиться «хроника» их дальнейшей жизнь, если бы суровая военная судьба подарила им возможность повзрослеть?!... Быть может тогда мир смог обрести нового, Моцарта, Макаренко и Дюрера. Но нет же, так и не позволила она им познать всех радостей будущей мирной жизни, осуществить свои надежды и сполна воплотить свое земное предназначение. Судьба без сожаления пожертвовала ими во благо человечества, на веки запечатлев в памяти благодарных потомков их светлый образ героической юности. Так навсегда и ушли они «пикировать» небесные просторы вселенной, заслонив ее собой от кровожадного мрака войны.
Классика. Думаю с этого слова стоит начать рецензию на фильм 'хроника пикирующего бомбардировщика'. Ведь ни одно поколение его посмотрело и оценило по достоинству. Несмотря на отсутствие спецэффектов, она получилась максимально реалистичной. Отсутствие цветов, которое так же связано с отсутствием технологий в то время, даже добавляет реализма и передаёт дух того времени. Порой может показаться, что это не художественный фильм, а именно хроника боев Великой Отечественной Войны. Прообразом одного из главных героев стал вполне себе существующий герой СССР Б. С. Быстрых, который совершил подвиг достойный уважения. Не буду раскрывать сюжет целиком, хоть и думаю, что все кто хотел посмотреть этот фильм уже посмотрели. Но всё же хочется отметить моменты, в которых наши герои доблестно продолжают сражаться, когда казалось бы проще опустить руки и сдаться в плен. Сила русских солдат была именно в любви к родине. Они были готовы отдать свою жизнь, ради будущих поколений, что собственно мы и можем наблюдать в 'Хрониках Пикирующего Бомбардировщика'. Игра актёром достойна высокой похвалы, всё отыграно просто восхитительно. Быть может это связано с тем, что между окончанием войны и выходом фильма прошло всего 22 года и не составила труда восстановить исторический облик того времени. Да и живых героев войны было гораздо больше чем сейчас, соответственно материала для качественной работы было много. Несомненно такие фильмы мы должны показывать нашим детям и внукам, дабы навсегда сохранить память о событиях тех страшных дней и увековечить память наших героев, которые не вернулись домой с фронта. Сложили головы, чтобы мы с вами жили под мирным небом. Естественно я довольна картиной и надеюсь, что фильмов о ВОВ будет снят ещё ни один десяток и никто не будет забыт и отправлен в забвение. 10 из 10
Великая Отечественная война. Летный экипаж Архипцева ищет скрытый аэродром противника. Но за военными подвигами и буднями скрываются обыкновенные люди. Наверное не лучший фильм о войне. Каких-то новых глубин, пластов, трактовок войны он не открыл. По форме тоже вполне традиционен – разве что неспешен и как-то непривычно лишен батальных сцен если не начисто, то очень существенно. Потому и «Хроника», наверное. Но ругать фильм совсем не хочется, а хочется хвалить. В первую очередь потому, что очень бережно подходили советские режиссеры к теме войны, действуя по принципу – 'реальные истории лучше, чем фантастически-приключенческие'. А во-вторых, потому что живые люди создаются на экране усилиями живых актеров. Особенно обаятелен «трепач» Женька в исполнении Олега Даля. Да и остальные (очень условные не-'звезды') создают историю о подвиге, о чести, об уме русского человека, погибшего, но выигравшего. 7 из 10
В Советском Союзе, особенно в послевоенные годы, имеется виду 50-60-70 е годы снимали много фильмов про Великую Отечественную войну. На мой взгляд все они просто бесподобны, начиная 'Судьбой человека' и заканчивая 'В бой идут одни 'старики'.Тема Великой Отечественной Войны и по сей день актуальна. Ведь она во всем мире является 'знаковым событием',но для СССР она стала наиболее значимой, потому что, именно советская-'Красная армия' сокрушила коварный план Фюрера и освободила всю Европу от тирании. Практически во всех фильмов война показывается бойней и пол фильма занимают боевые сцены. Однако есть и такие, где этих сцен можно по пальцам посчитать, где война показана совсем иначе, показана иная жизнь на фронте.'Хроника пикирующего бомбардировщика' именно из этого самого списка. Великая Отечественная Война в самом разгаре. Но на фронтовом аэродроме бомбардировщиков тишина. Из-за тумана самолеты не летают. Однако командир полка ставит задачу, найти и ликвидировать вражеский аэродром. Молодой, но опытный лейтенант Червоненко берется за дело, однако запечатленный снимок им вражеского аэродрома оказался ложным. Поэтому доложено повторить экспедицию, лучшего всего для задания подходит экипаж Архипцева, который состоит из настоящих товарищей. Стрелок-родист-Женя Соболевский и штурман Веня Гуревич были неотъемлемой частью экипажа. Уже на первом полете им удается сбить вражеский самолет. С их возвращением на фронтовой аэродром после этого полета, вырисовываются предпосылки, а именно предполагаемое местонахождение вражеского улья. Командиры в замешательстве и решают:'как поступить?'Выдвигается план по полной ликвидации вражеского аэродрома. После детективного фильма 'Авария',которая стала первой масштабной картиной режиссера, Наум Бирман преподносит нам совсем другое кино, кино не похожее даже на фильмов своего рода. В фильме нет банальных подвигов командиров или же какая-то история любви, которая подверглась жесткому финалу. У Бирмана другой взгляд на войну, а именно на жизнь простых рядовых, которые душу не жалеют ради родины. Только вот никак в других фильмов, по крайне мере не так настырно, как это бывает в других фильмах про войну. Настолько правдоподобно происходящее, что у меня нет сомнения, что это происходило на самом деле, в этом конечно же не только заслуга режиссера, ведь актеры подобраны просто восхитительно. Их игра просто невероятна, больше всего выделяется Олег Даль, который уже был известен в то время своей бесподобной ролью в фильме Владимира Мотыля-'Женя, Женечка и 'Катюша'.Однако в картине Наума Бирмана на долю Даля пришлась совсем другая роль, не совсем я бы сказал легкая, но талант актера настолько колоссален, что за такое короткое время он смог адаптироваться с романтического паренька, в харизматичного бомбардировщика. Также хочется подчеркнуть работу оператора. В 60-е годы было очень сложно снимать на лету, однако у оператора получились невероятно красивые кадры с борта. Но больше всего понравились:крупные планы, особенно в моментах застолья, где мы видим профессионализм и качество мимики актеров. Сюжетная линия очень внятная и интересная, зритель не может себе позволять отвлечься, ибо каждый эпизод фильма имеет свою концепцию и кульминационные моменты не следует упускать. В общем, на мой взгляд это лучшее творение Наума Бирмана-режиссера, подарившего нам не мало интересных картин. 'Хроники пикирующего бомбардировщика'-необычная, не похожая на других, драма о событиях на фронте во времена Великой Отечественной войны. Это потрясающий фильм, после просмотра которого зритель ощущает восторг от постановки фильма и с редким исключением может быть равнодушным к 'происходящему'в картине.
История из жизни одного экипажа — это чёрно-белый советский фильм, снятый Наумом Бирманом на «Ленфильме» в 1967 году. Снимали фильм по одноимённой повести Владимира Кунина. Тема: будни фронтовой авиации во время Отечественной войны. Фильм получился настолько пронзительный, что публика его надолго запомнила. Возможно, особый эффект возникал из-за съёмок в павильоне (во всяком случае, такое ощущение, что почти всё снято не на натуре), поскольку зритель незаметно выпадал из кино в театральную пьесу и обратно. Не секрет же, что на сцене с декорациями не разгуляешься, а хорошим актёрам прощаешь все условности, если привлекли игрой и пьеса хороша… Тут всё отлично: и игра на уровне, и с пьесой всё в порядке. Сценарий и литературный первоисточник созданы в лучших традициях, скучных сцен нет, действие развивается и увлекает, а нарочито постепенное нарастание эмоций ведёт зрителя к кульминации. Вы не ждёте от фильма стрельбы и гонок, хотя они обязательно будут. Вы ждёте откровений о людях. И они есть... История: Пе-2 в тумане не летают. Пока непогода, чем только ни занимается экипаж! Даже гонит из тормозной жидкости ликёр «Шасси». Однако у экипажа есть моральные принципы и мощная закваска. За гадости один из охамевших офицеров другого экипажа получает по морде, но дело удаётся замять. Посидеть на «губе» — это не под трибунал попасть. Пока смотришь, не сразу доходит, что за исключением нескольких бывалых, в кадре всё время очень молодые люди. Кажется, что они всё ещё мальчишки, только форма на них и игры у этих пацанов могут быть с непоправимым финалом. Но пауза в военной работе кончается, седая пелена тумана уходит. Чистое небо над взлётным полем означает, что снова пора в бой. Когда понадобилось использовать самолёт для разведки, экипажу достаётся боевая задача. Она связана с риском. И начальство делает выбор в пользу слётанного дружного экипажа, в котором ещё и высококлассный пилот. Но впереди выбор: рискнуть жизнью или поберечь себя. На войне как на войне. Настоящие воины не дрейфят. Так хроники одного из сотен экипажей пикирующих бомбардировщиков обрываются. Кульминация на своём месте, всё в фильме закономерно и одновременно удивляет при первом знакомстве, постоянно одаривая сюрпризами. А зритель получает возможность подумать о судьбе на войне, о принципах, о чести и достоинстве. И получает верный шанс понять, почему экипаж выбрал смертельный трюк, а не капитуляцию. И догадаться, почему самосохранение не обязало экипаж поостеречься, хоть это и инстинкт. Выходит, этот военный фильм говорит с нами о силе духа и о нравственности. И это не военный боевик, а драма, точнее, военная драма, в значительной мере коллективный портрет поколения, а не настоящая воссозданная по документам хроника без начала, но с концом. Хроника — эпизод из жизни одного экипажа. 8 из 10