Калина красная: отзывы и рeцензии

Фюльгья
Фюльгья20 мая 2011 в 21:39
Я должен быть злым и жестоким, но мне жалко бывает людей

Так жаль, что на пике актерского мастерства и нащупав наконец свой режиссерский стиль, Шукшин ушел от нас. Следующий фильм, быть может, был бы шедевром... как бы мне хотелось, чтобы это был 'Позови меня в даль светлую' - снятый позже, не теми и не так. 'Калина красная' - история профессионального преступника, вора-рецидивиста, которому было очень плохо. Я не стану говорить что-то вроде 'который захотел припасть к истокам', потому что в гробу он видел истоки. Это был сильный, умный, добрый от природы человек, который - по воле злой судьбы или по ошибке - стал лживым, циничным, несчастным. Егор не один раз спрашивает в фильме неизвестно кого: 'зачем я еще живу? может, лучше сдохнуть?' Шукшин здесь упивается игрой - возможностью играть не 'парня из деревни', как ему уже стало привычно, а желчный, изломанный характер при нежной душе. Он тут очень хорош - рубленое лицо, жутковатые серые глаза, ладная фигура, манеры 'культурного', - не деревенский, но и не городской, не честный человек, но и не негодяй. Намеренно уступает ему в кадре, чтобы не оттягивать на себя внимание, его жена в роли его возлюбленной. Почти на периферии - его лучший друг в роли его злого гения, Губошлепа. В центре внимания - безжалостно освещен - сам Шукшин в роли Егора. Такой авторский эгоизм должен был быть насыщен, гениальность требует своего, но если рассматривать только этот фильм в отрыве от личности автора - он смущает своей сверхтребовательностью. Фильм очень эмоционален, ярок - я ценю это. В нем есть над чем посмеяться, над чем погрустить. Даже есть о чем подумать, хотя в авторские задачи это, кажется, не входило - какой-то объективной оценки кого и чего угодно Шукшин намеренно избегает. Предельная честность при полном отстранении от понятия истинности. Как говорил Изя Кацман: 'Сроду писатели не врачевали никаких язв. Больная совесть просто болит, и все'. Шукшину, как и герою, 'жалко бывает людей'. Очень русское чувство: жалость к людям. Не любовь, не понимание, не уважение, кстати... чего нам иногда не хватает. Но исчерпывающая, крайняя жалость, иногда бесплодная, иногда ненужная, но иногда - спасительная. В отличие от 'Печек-лавочек', этот фильм лучше книги. Но, как и в финале киноповести - 'С пашни, от тракторов, к ним бежали люди, которые все видели', - так и в финале фильма меня мучает мысль, что будет с Петро? Он не мог по другому... и я даже не знаю, был ли он прав, поступив так. Но что его ждет? Фильм можно поругать за 'воровскую' сентиментальность, за 'русофильство'... но суть не в березках и не в том, что на одного Егора - сотни людей и не думающих жить честно. Правда жизни хорошо, но вера в лучшее... иногда и лучше. 9 из 10

алексей михайлов
алексей михайлов7 марта 2016 в 12:50
'Не могу больше муку эту держать, да как же у меня сердце выдержит?!' В. Шукшин

Фильм 'Калина красная' начинается с протяжной унылой песни, которую исполняют заключенные, которые в настоящий момент должны вернуться на волю. Среди них и Егор Прокудин (Василий Шукшин). После этого Егор по кличке 'Горе' приезжает в деревню, где живет Люба. По дороге у него задушевный разговор с таксистом, монолог с березами наедине. Сможет ли он начать новую жизнь честного человека, работать, приносить пользу государству. В разговоре с Любой Егор говорит: 'никем не могу быть, только вором'. Ярко показано застолье. Егор приезжает в город. Во время денежного перевода в ответ на сухой и формальный тон сотрудницы он говорит: 'я вам товарищ, я вам друг и брат' Когда он, опять же в городе садится у берега реки, люди, которые сидят рядом, встают и уходят. Егор говорит: 'Я ж двух слов не сказал, а вы уже пренебрегайте'. И деревня и город выносят Егору свой вердикт: 'Лишний человек, никому не нужный, на котором клеймо вора-рецидивиста, клеймо преступника. Сюжет не новый и в кино и в литературе. Но Жану Вальжану в похожей ситуации попался благородный епископ Мирель, который духовно поддержал человека с клеймом каторжника, помог ему увидеть в себе хорошее, встать на путь добра. Но на пути Егора Прокудина подобных людей нет. В чем-то в том, что Егор попал в тюрьму, став вором виноват он сам. Он сам сделал свой выбор. Но только ли он виноват в этом? Полностью ли вина лишь на нем? Как и на тех, кто стоял рядом с ним во время исполнения песни 'Вечерний звон', как и на тех, кто слушал ее в тот самый момент? Он говорит: 'Из моего детства помню только мать помню, да корову'. Есть ли определенная вина и на окружении Егора, среде, в которой сформировался его характер: друзья из криминального мира, которые вновь пытаются утянуть Егора в бездну, деревня и город, которые не приняли Егора, сказав: 'Ты лишний в этой жизни, тебе нет места в этом мире'. А возможно он и непротив был бы и начать честную жизнь, работая трактористом. И самая кульминационная сцена фильма происходит на поле, рядом с трактором. А сам Егор говорит: 'Я бы хотел, быть не злым человеком, хотел не врать, а должен быть злым и жестоким' Только он во всем виноват? Неужели лучшими собеседниками, самыми понимающими для него являются лишь березы? Какие у него монологи с березами, о каких-то душевных качествах его характера что-то это может сказать? Егор хочет увидеть свою мать. Люба разговаривает с его матерью, бедной старушкой, Егор все слушает, однако не показывается матери на глаза, надев темные очки. Мама говорит, где сын - непонятно. После этого, на природе Егор срывается и говорит: 'Не могу больше муку эту держать, да как же у меня сердце выдержит?!' Эти слова соотносятся не только к образу Егора, но и к тому, кто исполнил эту роль. Василий Шукшин очень достоверно передал боль и драматизм в образе Егора как народном образе в какой-то мере, даже чрезмерно достоверно. Однако от жесткого реалистического финала фильма рецензия отрицательная, поскольку для Егора и всех тех, символом которых он является хотелось другой судьбы. 4 из 10

Andrew S Scorpion
Andrew S Scorpion14 ноября 2008 в 08:48
Экранизация душевных переживаний, которые нужно смотреть сердцем...

Можно ли самому написать сценарий, самому снять фильм и сыграть в нём главную роль?! Звучит как-то чересчур накручено. Но это лишь на первый взгляд. Здесь можно провести аналогию с поэтами и музыкантами. Больше всего я уважаю в поэзии и музыке, когда автор один, и он же исполняет свои произведения! Я считаю это вершиной творчества человека в поэзии и музыке! Так вот Шукшину удалось создать фильм абсолютно по-своему. Так, как хочет именно он, со всеми нюансами и точностями! Конечно, в таком случае рождается очень приближенное к сущности автора произведение! Честно вам признаюсь, о Василии Шукшине я знаю очень мало и это где-то минус мне, но, по-моему, это не самое важное. Ведь достаточно посмотреть в глаза этому человеку и этого становится достаточно, что бы понять боль и порыв эмоций, которые он хотел выразить на экране! Я не стану описывать сюжет фильма, о чём этот фильм. В данном случае считаю это ни к чему. Если хотите, это просто мои переживания, мысли и эмоции по отношению к данному произведению. Вообще вы когда-нибудь пробовали описать словами своё чувство любви к девушке или родным и близким? Да. Значит это была не любовь, на мой взгляд… Мне очень симпатичны слова одного умного человека: «Уметь высказать, насколько любишь, значит, мало любить» Петрарка. И я с ним полностью согласен! Попробуйте написать о том, как вы любите маму или папу, сестру. Вот так и с этим фильмом. Я не могу описать, чем он так меня зацепил. Сценарий не самый сложный, да и мысль не из разряда гениальных. Жизнь зэка в послевоенные годы, решившего начать жить по-другому. Как то банально вроде. Некоторые вообще в этом фильме не видят ни какой мысли или идеи… А когда я посмотрел, у меня очень сильно защемило в груди. Знаете, как это бывает, когда очень на что-то обижен или тебя очень обидели. Тебе очень больно, но ты не знаешь, что делать с этой болью… Такое мы чаще испытывали в детстве. Со временем человек перестаёт так бурно реагировать на события у него в жизни, так как привыкает терпеть боль и принимать удары судьбы или вообще не встречаться с проблемами. Да и такие люди встречались мне по жизни. Так что основные и самые яркие ощущения у человека, это ощущения из детства! Если мне приводится случай испытать подобное, у меня сразу мурашки по коже… А вообще чем живёт человек? Одним из главных аспектов я считаю это чувства! Каждый из нас живёт, что бы чувствовать. Неважно боль это или радость, но именно в этом кроется всё. Заметьте, если боли нет, человек сам придумывает себе проблемы, что бы их решать. Почему? Да что бы испытать радость! На мой взгляд, тот, кто не знал боли, не поймёт той радости, что испытавший боль. Так вот Шукшин, по-моему, хотел передать нам ту боль, что была в нём, боль людей, что жили в то не простое время… Он был очень удивительным, на мой взгляд человеком, который мог потрясающим образом доносить до зрителя эмоции, которые может сам и не переживал, но отлично мог их передавать от людей, что в полной мере испытали горе. Невольно хочется провести аналогию с творчеством Владимира Высоцкого. Он тоже ни когда не воевал, но чудесным образом писал потрясающие по напряжению стихи и исполнял их так, как будто сам был на войне. Наверное это свойственно гениальным поэтам. Это наверное их дар, способность, свойственная лишь им... Ещё хотел бы сказать пару слов об атмосфере фильма. По воле судьбы мне приходится свой отзыв писать не из России. Так вот скажу вам, только покинув на время свою родину, я осознал, на сколько она мне дорога и на сколько мне её не хватает! Так вот в фильме очень хорошо показана родина! Русская деревня со всеми её характерностями и особенностями, даже пение птиц и шелест деревьев русские. Фильм сам по себе настолько русский, что это задевает самые потаённые чувства патриотизма и любви к своей родной земле! Эти чувства, сидят где-то глубоко в душе, что дорогу к ним может найти далеко не каждый, а может у некоторых людей и за всю жизнь ни кто не находит… Есть много фильмов, которые захватывают необыкновенность своего сюжета, неожиданностью развязки, потрясающе красивыми спец.эффектами или мыслю, которая изменила в тебе что-то! Да, это достойные и очень полезные фильмы. Этот фильм не полезный и не неожиданный, без красивых спец.эффектов и особой развязки. Это фильм о другом. Это экранизация душевных переживаний! И тем, кому он не по душе, этот фильм покажется как минимум не интересным. Поэтому, если человек говорит после просмотра, а в чём «прикол-то?», где мысль? Так всё просто и без особой завязки, развязки погонь и перестрелок, без сцен жестоких расправ и угнетения? Ему просто чтобы понять боль, что хотел выразить Шукшин, нужно преподнести фильм в другом виде. Может кто из других, не менее потрясающий творческих личностей, сделает это по другому и донесёт свои переживания, не менее сильные. А мне становится всё ясно, лишь посмотрев в глаза этому гениальному человеку. Это как смотришь в глаза родному отцу, всё становится ясно, объяснений не требуется… Фильм «Калина красная» – это мой маленький внутренний мир, в который может никто и не поймёт, но он останется самым дорогим, близким и неотъемлемым! Тот мир, который никто не сможет у меня забрать. 10 из 10

SUBIC
SUBIC4 сентября 2014 в 08:37
Соль земли русской

«Сегодня я за много лет, Стряхну с души похмельный бред. Сегодня я к тебе вернусь, Моя неласковая Русь...» (А. Иванов) У Егора Прокудина нелады с восьмой заповедью: вор он. Семь раз отмерь, да семь отсиди – и уже сорок беспутных годков пролетело, а вспомнить-то что можно? Украл, выпил – вот и все воспоминания, а за плечами – ни кола, ни двора. Нет у Егора ни детей, ни жены, есть только письмецо в конверте от простой русской женщины Любы. Выйдя на свободу с чистой совестью после очередной отсидки, покутив с дружками бывалыми, Прокудин решается на поездку к ней – к подруге по переписке. В стране, где к середине гуманного двадцатого столетия почти в каждой семье не понаслышке знали о лагерях да тюрьмах, - в стране, где каждый третий, пятый, шестой сидел, охранял, доносил - в этой стране к моменту выхода на экраны фильма «Калина красная» развеялся, развенчался культ личности, исчезло выражение «политзаключенный». Зато крепко прилепились к русскому языку словечки «зэк», «вор», «преступный элемент». И не стоит обвинять общество в черствости по отношению к бывшим заключенным. Ну нет у общества причин верить этим элементам, угрожающим безопасности и благополучию добропорядочных граждан. Нет причин, и не было. А у Василия Шукшина было – на то он и народный певец, рабоче-крестьянский поэт и мужицкий драматург. Как никто другой умел человек зреть в корень, рушил удобные для обывателей стереотипы, обожествлял глубинку. Поэтому, в нашей большой и многострадальной стране не мог не появиться такой вот киногерой – Егор по кличке Горе – воплощение озорного и грустного, грубого и доброго мужика, на котором, как ни парадоксально, держится Русь. Это они – потерянные дети родной земли, ее соль – сражались за Родину, первыми гибли на передовой в годы Великой Отечественной. В суровое время они знали, где враг, знали, за что сражаться, кого защищать. Они, их отцы и братья. А в мирный час, вот сбились с пути. Недаром в фильме в одной из ключевых сцен сделан акцент, когда мать Егора – старушка, с которой он не виделся двадцать лет - рассказывает Любе о трех погибших на войне сыновьях. И вроде можно подумать, мол, старшие погибли, а этот – непутевый - скитается по свету, как голь перекатная. Да только, хоть и непутевый, но душа его - покореженная, заплутавшаяся. Да – вор, да – должен сидеть в тюрьме, но вор он какой-то неправильный, мечтающий жить не по понятиям воровским, а по неписаным правилам предков. И не прельщают его уже ни загулы с дружками да подругами дней суровых, ни показное транжирство, ни имитация праздника, ни костюмы дорогие. Не нужно ему все это. Не в этом Праздник. Устал он от ханжества и ложных ценностей. Проснулась душа в нем русская. К земле поближе захотелось, к сельскому хозяйству, к пашне, да березам плачущим, к людям простым и недоверчивым, которые, хоть и с опаской смотрят в его сторону, и руку-то лишний раз боятся подать, но все ж поворчат, покряхтят да не оставят без приюта. Паромная переправа, затопленная церковь, рубленые избы, икона в красном углу, лавчонка у частокола – Шукшин-режиссер воссоздает картину российской глубинки. Режиссерская манера – сдержанная и немного простодушная – чувствуется в каждом кадре: много крупных планов, показывающих лица персонажей, их слезы, улыбки, гнев, радость, удивление и - главное, раскаяние. Этого нельзя выдумать, нельзя пересказать с чужих слов – это нужно прожить, прочувствовать, впитать с молоком матери. Жизненное чутье, емкое описание русской деревни, глубокое знание деталей быта – Шукшин-сценарист смотрит глазами героев своего фильма. Да, не стоит идеализировать преступника, давая предмет для подражания. Картина могла бы стать заурядной уголовной хроникой, будь у нее другая трактовка. Но подступает ком к горлу и ноет сердце, когда падает на землю Егор, когда рыдает крепкий здоровый мужик, проклиная себя и жизнь свою беспутную, каясь, как на исповеди, в совершенных грехах. «Калина красная» - бенефис простого алтайского мужика Василия Шукшина – актера, режиссера, сценариста и писателя. Он исследует, обнажает людскую сущность, громко заявляя: бездуховность, оторванность от корней – не для русского человека. Жаль, что фильм стал и лебединой песней режиссера: через полгода после выхода ленты Василия Макаровича не станет. Возможно, душа, обреченная на скорую смерть, предчувствовала кончину, и это сказалось на герое фильма Егоре, осознавшего, что будет не только покаяние, но и искупление. Наверное, поэтому, Шукшин вложил всю накопившуюся мужицкую правду в творение. Картина мудра и печальна, хотя и не оставляет тяжелого чувства безнадеги. Стоит понимать, что “Калина красная” – фильм не о воре, не об уголовнике, а – в первую очередь, о заблудившемся человеке, который потерял связь с родной землей, но стремится вернуться к ней. И нет фальши в поступках Егора: какая-то есенинская нотка в словах обращения к символу нашей природы - к березке, которая снится порой русским людям, оказавшимся на чужбине, или - как в данном случае - в неволе. «Калина красная» - это поэтическая народная баллада о грешнике, за душу которого борются добрый светлый ангел (Люба) и злой демон (вор Губошлеп). Злой подумал, что может уничтожить Егора физически, но он не знал, что выиграет добрый ангел, забрав себе душу скитальца. Огрехом фильма можно назвать лишь выбор актера на роль Губошлепа. Понятно, что режиссер прибег к помощи закадычного друга – талантливого советского актера, но Бурков неубедителен в роли авторитетного вора. Хороший актер - да, но не его эта роль. Зато типаж Любы из киноповести удивительно воссоздан Лидией Федосеевой-Шукшиной. Монтажные склейки сделаны в самых непредсказуемых местах, порой обрывая повествование на полуслове, но это свидетельство суровой цензуры: реализм в советском кино пробивался через тернии и путы бюрократической машины. Злобные нападки зрителей, стоящих на страже нравственного здоровья народа, не давали тогда выразить авторское мнение. Наверное, потому, что они видели в «Калине красной» криминальную мелодраму, а не надрывный фильм о духовном кризисе. Сорок лет прошло, а кинолента, наполненная очищающей духовностью, состраданием, милосердием по-прежнему захватывает до дрожи сердечной.

Павел Рубченко
Павел Рубченко1 августа 2021 в 08:51
-Давай споём с тобою вместе?

Насколько необычна «Калина красная» настолько и притягательна. Этот замечательный фильм получился из не менее замечательной киноповести, которую Шукшин написал в больнице. К слову сказать, там гораздо более просто и подробно все описывается. Отсидев своё на волю выходит некий Егор Прокудин, сидевший за воровство. Выходит и едет к заочнице своей Любе, которой он писал письма все это время. Радуется Егор-мир вокруг такой яркий, чистый, красивый. Душа наружу рвется! После нескольких безрезультатных попыток найти себе ночлег, Егор заходит на бывшую «малину», место сходки. Там ему рады! Особенно одна нестабильная мадам в парике. Много новых лиц, и девушки такие красивые есть! Только начав гулять всё обрывается облавой, главный герой берет на себя отвлечь милиционеров, чтоб главный злодей по ним не стрелял. Успешно уйдя от погони Егор много размышляет про себя, о том что делать дальше, о людях, о жизни, о Любе. Приехав к ней в деревню он сразу сталкивается с непониманием, предвзятостью и откровенной глупостью некоторых местных жителей. А также знакомится с братом Любы Петром, её родителями, а позже и бывшим её мужем. Терзаемый жгучим желанием праздника для души он едет в райцентр, не думая возвращаться. В киноповести это интереснее описано, кстати. Там же случайно встречает сестру и не узнаёт. Не найдя понимания в черствых и не далеких городских людях, Егор возвращается в деревню, в которой ему вдруг стало уютно и спокойно. Люба устраивает его шофером, но эта работа не для него-вози тут всяких, в глаза им заглядывай! Нет на тракторе землю пахать спокойнее. И по деньгам лучше! А тут ещё старые подельники показались на горизонте... Финал такой, что попробуй слёзы уйми! Всё сплетено, сразу. Василий Макарович сам режиссировал свой фильм, оттачивал, как опасную бритву на ремне, убирая всё лишнее, привнося новое, неопробованное, необычное И получился один из самых значимых советских фильмов того времени, который ещё долго не потеряет своей актуальности, т. к. фильм этот о душе хорошего, но ведущего плохую жизнь человека, который захотел стать лучше. Хочется особо отметить актеров игравших родителей Любы - вот уж настоящая находка для фильма! Яркие и веселые личности. Всё из жизни, да. Однозначно рекомендую ознакомится, но сначала лучше прочесть повесть, чтоб все встало на свои места. Внимательно следите за действиями и диалогами. Всё довольно быстро развивается. Кинопритча о жизни, о каждом и для каждого...

HakunaMatata_24
HakunaMatata_2415 ноября 2017 в 10:29
Жгучая боль и святая правда.

О чём бы ни писал Василий Макарович Шукшин, что бы он не создавал, это всегда пропущено через такую цензуру авторской совести и требовательности, что на выходе мы получаем блестяще отточенный материал. Вот и фильм 'Калина красная' - результат такой избирательности. Мало того, что он собрал лучших актёров, так ещё и показаны подлинные истории жизни. Смотреть Шукшинские фильмы для меня - это и великое удовольствие, и труд души. Нет слов, как понятны и близки его герои, как приятен юмор и дорого каждое слово. Заплутавший человек ищет надежду и находит её в деревенской простой женщине, той, для кого он меняет всё, всю свою воровскую удаль. Герои Шукшина кому-то могут показаться смешными или непонятными. А ведь это НАСТОЯЩИЕ персонажи, те, что живут среди нас. Калина красная, берёзка - символы России. А её душа - народ. Шукшин очень любил свой народ и в очередной раз показал маленькую историю одного человека, непутевого, запутавшегося, но такого чистого душой, что просто выть хочется. Как?! Почему?! Удивительно эмоциональное, честное и глубокое кино. Шукшин сумел приподнять его над временем - мы по-прежнему смотрим и сострадаем мятущейся заблудшей душе человеческой, хотя живём в абсолютно другое время. Картина высокохудожественна и настолько при этом подлинна, что реально снятая хроника и мастерски сыгранные эпизоды неотделимы друг от друга. Нет ничего сложного в героях 'Калины красной' - удивительно просты их слова, незатейливы поступки, но за каждым - вселенная, космос души необъятный и непознанный. И, конечно, Россия с её бескрайностью, песнями, берущими за душу и неистребимой жалостью ко всему сущему. Оттого и входит этот фильм в самые разные людские сердца, будто не замечая налёта цинизма, и прочих реалий, за которыми мы прячем свою истинную сущность. Ведь Егор Прокудин трогательный, потерявший себя человек, но он словно часть каждого из нас и так же, как и мы, стремиться жить в странном, неправильном, но оттого не менее любимом мире. По общему впечатлению, несмотря на трагическую развязку, фильм оставляет после просмотра светлые и вдохновляющие чувства. Почему? Мой ответ на этот вопрос таков - человек, кем бы он не был в прошлом, всегда способен делать выбор в каждом конкретном случае в сторону зла или добра. Для того, чтобы в человеке могли проявиться лучшие человеческие качества, другие люди (в данном случае Люба, её родственники и односельчане) могут также создавать условия друг для друга собственным примером жизни, своим отношением – пониманием, великодушием, настоящей любовью. В фильме 'Калина красная' - особенная атмосфера. Фильм очень жизненный, реалистичный. Герой Василия Шукшина, Егор - он не 'винтик системы', он живой человек. Он и рад бы жить по-человечески, но он - 'не умещается', 'не вписывается', что ли... ни в уголовный мир, ни в 'обычную жизнь'. Но - появляется надежда, он встречает любимую женщину. Он хочет ради неё, действительно - начать новую жизнь. Причём это без всякого пафоса, без каких-то возвышенных фраз, обещаний. А, наоборот, это получается очень естественно. Егор поначалу сам даже не знает - вернётся он в деревню или нет. И возвращается, потому что просто - тянет; он действительно этого хочет. Временный 'праздник' не устраивает, душа просит чего-то совсем другого. И он начинает - совсем другую жизнь. Но прошлое неумолимо преследует, бывшие 'дружки' не хотят отпускать его в другую, нормальную жизнь. Сами-то они по прежнему остаются 'за бортом' обычной жизни и им очень не нравится его стремление вырваться из этого порочного круга... Фильм заставляет задуматься, о выборе, о своём месте в мире и обществе, о том, как строить свою жизнь. Просто - о самой жизни. Это кино, как и этот человек воплотили в себе, всю суть русской души. В ней есть всё - боль, широта, страсть, умение необыкновенно сильно любить и страдать. Это кино рассказывает о непростой судьбе человека. Фильм был снят в далёком 1973 году, но, как и много других является «фильмом на все времена». Смотришь, и слёзы застилают глаза. Настолько этот фильм человечный и душевный. С каким трепетом и состраданием наблюдаешь за судьбой главных героев. Ведь, там, где затронуты человеческие чувства, боль, невысказанность, всегда есть место сопереживанию. Василию Шукшину удалось и получилось хорошо раскрыть внутреннее перевоплощение человека. Желаю приятного просмотра! Фильм этот бесценное сокровище советского кинематографа, и Слава Господу, что был он создан и у нас есть возможность наслаждаться этим произведением, впитывать его, познавать и любить. Низкий Вам поклон Василий Макарович, за этот шедевр. 10 из 10 P.S. 'Да-а-а… Шаркнули по душе!'...

artcinema
artcinema2 января 2010 в 17:04
Свой среди чужих, чужой среди своих.

Я бы хотел быть не злым человеком, я бы хотел не врать людям, я бы хотел не врать, но я всю жизнь вру, я должен быть злым и жестоким, но мне жалко бывает людей… (Василий Шукшин) Художник пытливый и проницательный; человек, обладавший исключительно тонким духовным чутьём, позволявшем ему в каждом явлении видеть его глубинный общечеловеческий смысл; советский писатель, актёр и режиссёр Василий Шукшин с годами испытывал все большее настойчивое тяготение к углубленно философскому осмыслению действительности, к широкому и решительному творческому синтезу. Сей благородный порыв, за год до своей кончины был излит мастером в картине “Калина Красная”. “Калина красная” и вовсе-то не кино, а парящее искусство, где Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, где проза его зрима, а фильм литературен; читая книги его, мы видим автора на экране, а, глядя на экран, вспоминаем его прозу. Редкостное многообразие содержания и форм разных видов искусства в творчестве одного человека может найти объяснение в самой природе исключительного дарования Шукшина, в том особом восприятии реальности, импульсы которого, постоянно обновляя его, обусловливали сложнейшие внутренние процессы накопления наблюдений, знаний о человеке, обогащений духовного опыта. Именно поэтому его творчество – это достояние, щедро оставленное им и служащее нам вечным учебником жизни, как ничто другое передающим слова его, ставшие также и завещанием: “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это добрым поступком”, адаптируя к “Калине красной”: оставаясь хотя бы милосердными, терпящими и прощающими… Беспощадным огнём Шукшин обнажает людскую сущность, усеивая своё произведение, целой россыпью находящихся в человеке пороков, вынося при этом свой мрачный беспощадный приговор, с сарказмом задавая вопрос: так умеем ли мы радоваться или нет? Наивно было бы полагать, что люди встретят вышедшего из тюрьмы Егора Прокудина, надеявшегося начать новую жизнь, изо всех сил скрывая аспекты прошлой, распростёртыми объятиями - не то существо человек, чтобы прощать, ну не свойственно ему осознание второго шанса, всё-то он человек раскопает да разнюхает. Глупо думать, что объяснит герой кинофильма окружающим, что значит настоящий праздник – зажравшемуся до безумия человечеству подавай нечто материальное, какие уж тут берёзки... И уж совсем не стоит надеяться, что бывшие дружки оставят Егора в покое – да не покидала ещё зависть стандартного набора человеческих качеств, данных при рождении и лишь находящих в годах своё бесконечное развитие. Так что неизвестно ещё кого от кого изолируют, сажая в тюрьму: толи общество от преступника, толи наоборот.… В любом случае было бы дикой ошибкой связывать фильм лишь эстетикой отношения общества к вышедшему из заключения человеку. В своей поздней работе Шукшин исследует самую страшную из человеческих бед – одиночество. На протяжении всего кинофильма, герой целиком осознает необратимость происшедшего: свое отчуждение от людей, матери, труда на земле, а финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, терзающий героя: лютое раскаяние от сознания вины, суровое самоосуждение и мучения совести как следствие, готовность искупить вину собственной кровью... И в этой идеи весь грандиозный и могучий талант Шукшина, который даже в отношении своего героя, требователен и хладнокровен, ведь тот сам “наломал дров” и потому должен ответить за свои ошибки и причиненное зло. Каждый из нас, всего лишь однажды проявив безволие и слабость, пойдя на компромисс и совершив таки роковой поступок способен сломать себе судьбу, как тут ещё раз не вспомнить слова Шукшина, приведённые выше, казалось бы, косвенно относящиеся к нашему фильму. Так давайте же, глядя это кино, оставаться сильными и стойкими пред лицом коварного искушения. Удивительно, что в ленте нет ни намёка на пропаганду советской жизни, зачастую встречающаяся в работах того периода, даже как раз наоборот – 'Калина Красная' от первого и до последнего кадра человечная и рассказывает о простых людях, что живут с нами по соседству, чьи жестокие черты есть в каждом из нас. Конечно же, фильм не лишён режиссёрских огрехов, и литературный гений всё же перетягивает одеяло, однако эмоциональность “Калины” с лихвой компенсируют все недоделки. Шукшину, на мой взгляд, удаётся главное: создать очень душевную постановку – одновременно глубоко интимную и при этом широко народную. Каждый здесь найдёт что-то своё, и непременно будет обращаться к фильму в дальнейшем. А уж как он играет сам.… Одним взглядом мастер передаёт целую гамму эмоций, да так что в словах нет порой никакой необходимости. В его глазах, как и в зеркале, отражаются и добродетели, и пороки людей, становясь при этом куда более заметными и очевидными. И наверняка эта глубоко трагичная лента принесёт в мир куда больше настоящей доброты, чем какая-нибудь размусоленная голливудская клюква. Никакие слова не смогут передать очарования этой волшебной картины и ощущений, которые она производит. Этот душевный, человечный и глубоко трагический фильм, показавший все стороны духовного противоборства, был и остаётся настоящей жемчужиной мирового кинематографа.

Mystery Em
Mystery Em16 октября 2019 в 16:31
Калина красная

Общее впечатление: Иногда так хочется чего-то душевного, простого и одновременно грустного. Но иногда не настраиваешь себя на это, а получаешь неожиданный разворот, как ушат холодной воды, зимой... Именно такой фильм - «Калина красная». Гг Егор (Василий Шукшин, он же режиссер) бывший заключенный, вор. Освобождается из мест лишения свободы и отправляется к женщине, с которой переписывался долгое время. Красотка Люба (Лидия Федосеева-Шукшина) давно ждала свое счастье и почему бы это не Егор) Только вот огромной любви я не обнаружила, нет какой-то химии глобальной. Но ощущается теплота, тяжело даже описать словами, но между героями что-то есть. Я бы даже назвала это родственная душа, когда один человек тянется к другому. И настолько приятно на них смотреть, что понимаешь, что в данный период времени очень сложно изобразить любовь, дабы не опошлить ее. Тогда же, делали все иначе. В советских фильмах есть особое очарование, и ради этого шарма стоит смотреть назад, в прошлое, окунаясь в атмосферу простых людей. Мне понравился персонаж Шукшина, необычный, острый на язык Егор человек с характером. И то, как люди относятся к нему, зная что он бывший зек, вызывает порою недоумение. Хотя людям всегда было (и есть) присуще вешать ярлыки, не узнавая человека ближе. Лишь Люба верит в то, что за черствым внешним видом, (к слову, он же ей и писал такие романтичные письма. Уж кто, если не она знает его больше, чем мужчина с нелегким прошлым) скрывается нечто другое. Душа! Да и в целом, персонаж драматичный, мы узнаем что в нелегкой судьбе у героя спрятаны скелеты в шкафу, становится его жаль. И даже выйдя и распрощавшись с прошлым, все никак не уходит от Егора былое: его дружки. Забавно, но его прозвище «Горе», приклеилось мертвым грузом, играя злую шутку в жизни. Заканчивается лента на горькой, грустной ноте, от которой ощущаешь ком в горле, оставляя после себя ноющую боль, волнительно и в тоже время задумываешься о многом. Ведь так грустно, что жизнь порою несправедлива. Ах, как жаль, что многие обходят стороной наши старые фильмы. Душевно, жизненно! Рекомендую! Тем более есть повод: 45 лет фильму в этом году. И совсем недавно был повторный прокат. 8 из 10

philipp.de
philipp.de6 августа 2025 в 13:57
Душевный и талантливейший русский фильм, которого немцу не понять: “Калина Красная” | Русский фильм глазами немца

После статьи (в моем Дзене) о 'ждуньях”, ищущих любовных отношений с заключенными, “Калину красную” я просто не имел права не “посмотреть немецким взглядом”. Бывают трогательные сюжеты, которые понятны всем и каждому. Голливудская классика 50-х, или - если взять пример из совсем другой колоды - советский фильм “Осенний марафон”. Каждый в героях этих фильмов увидит знакомые ему черты, а быть может и целых персонажей, каждому будет понятна и проблематика, и ее решение (если только оно есть). И чувства, и юмор. А внешние обстоятельства, кулиса социальная, материальная, идеологическая - фактор, который можно считать условным. И при желании он легко поддается коррекции: в воображении зрителя или же стараниями создателей ремейка, все действие вкупе с героями можно перенести в иной, более знакомый конкретной аудитории контекст. Но только не в таких редких по своей самобытной характерности картинах как “Калина красная”. И название фильма я так часто упоминаю неспроста: уж очень оно какое-то русское и таинственное. Ягода, которую я никогда не пробовал, как говорят очень горька, несмотря на свою исключительную внешнюю привлекательность. Да и ассоциации она у меня вызывает с русскими народными нарядами или униформой стюардесс Аэрофлота, где алый цвет - что-то вроде лейтмотива. ДНК бренда, что ли. Пересказывать сюжет я, как обычно в случае с известными русскому читателю картинами, не стану. Скажу лучше о том, что поражает большего всего, когда смотришь издалека, “оттуда”: сама проблематика романтических отношений между заключенным и девушкой на свободе кажется чем-то невероятным. И дело тут не только в “подмоченной” репутации сидельца, но и в том, что подобная любовная связь на расстоянии, фактически заочная, больше всего напоминает “эпистолярные романы” давно ушедших столетий, когда признания в чувствах, выраженные гусиным пером на бумаге, голубиной почтой доставляли своей избраннице и обратно. Что-то из сферы рыцарской романтики, с 20-м веком ну никак не вяжущейся. Не говоря уж о тех, кто и 20-й век то уже ощущает чем-то “поросшим мхом”. На что надеются эти двое? На то, что по выходе на свободу, все, что на бумаге казалось таким гладким и безоблачным, подтвердится в быту? А если нет? Не станет ли это источником непереносимый боли? Да и какова вероятность того, что “все будет хорошо”? Вопрос за вопросом - на которые ответа я не нахожу. Как, впрочем, и герои, не претендующие на ясность и точные прогнозы, как это принято в немецких парах. Конечно, можно начать рассуждать о вопросах демографии и недостатке мужчин в послевоенном Советском Союзе, недостатке, который тянется и по сей день, как говорит статистика. Можно предполагать, что “ждунья” - тип женщины редкий, особенный, сердобольный, прагматики лишенный. Но все это делает загадку только еще более трудной. Да и не такой уж и наивной оказывается главная героиня в фильме, которая - к удивлению своего тюремного друга - к приезду бывшего сидельца подготовлена, как нельзя лучше: вся его официальная часть биографии с характеристиками от тюремного начальства у нее на ладони, как Красная Площадь у охраны из ФСО. И никакие “альтернативные” истории про “недоразумения на работе” и срок, который он отбывал “за начальника на бывшей работе” в Любе (имя выбрано говорящее) отклика не находят. Что, впрочем, не заставляет ее впасть настроение циничное и изменить свое отношение к любимому. Да и всерьез ли Егор по кличке “Горе” (опять же, имя говорящее…) рассказывает байки о том, что “он - бухгалтер”, а не самый настоящий вор-рецидивист - непонятно. То ли это попытка себя обелить (и в чьих тогда глазах? Любы? Или своих собственных. Создать себе новую биографию с чистого листа…), то ли привычка человека из мира, где кредо гласит: “не верь, не бойся, не проси.” То ли просто шабутной и игривый, склонный к фантазерству, розыгрышам и шуткам за гранью дозволенного характер “Горюшки”. Характер, который своего апофеоза достигает в эпической сцене знакомства с пожилыми родителями Любы, доверчивыми сельскими жителями, которых ядовитый черный юмор и харизматичная игра талантливого актера-любителя Егора буквально доводит до исступления. “Просто я человек веселый” - заключает “Горе” в свое оправдание. Какова диалектика, каков оксюморон, какова экспрессия! И ни в каком биполярном расстройстве Егора при этом заподозрить не выйдет - мыслит он ясно и четко, хорошо знает чего хочет его душа, но только не знает, где это обрести. Что же до его “пира”: Какая отсылка к евангельской “Притче о брачном пире”! И это его неумолимое “деньги ляжку жгут”. Это ведь не просто о щедрости, о том, что и воровал то он не наживы ради. Это важнейших штрих к портрету души мечущейся в поисках “блаженства”, которая не находит покоя ни в азартных играх с криминальными дружками, ни в романтике преступного адреналина, ни в местах лишения свободы - с их богатейшим миром внутреннего устройства и собственной иерархии во всем. Ни даже здесь, на свободе, и с карминами, полными наличных (полагаю, ситуация для рядового гражданина СССР абсолютно гротескная). Кто он, этот “Горе”? Последний романтик, вечный странник в поисках любви и возвышенной гармонии? Нечестный человек и преступник? Сердцеед с нечеловеческим, помятым, волчьим лицом, обладающим при этом гипертрофированной человеческой харизмой? И кто бы мог сыграть этого персонажа так, как этот гениальный самородок Шукшин? Все это так не похоже на все немецкое, кроме былого романтизма в лице величайших представителей нации, что так и хочется воскликнуть: “Неужели там в России, человек из глубинки аристократичнее и утонченнее, чем элитарный интеллектуал у нас здесь? Неужели вор у них может быть олицетворением загадочной русской души?” Ну и, как следствие: а что с этими русскими тогда делать, как их понять? Да и можно ли им верить? На последний вопрос, Егор отвечает всей своей жизнью: “если не мне, то кому!” Ведь, отбрось в сторону его шуточки, и станет ясным: он самый честный парень, которого ты встречал. Как дитя, да притом несчастное. И даже трагический конец фильма нисколько не умоляет душевности картины: хочется верить, что вечный путник Горе, наконец обрел свой покой, и свое истинное имя Егор. Филипп | Из Германии да в Россию | Чел с Европы

Vivat20172017 - 2686
Vivat20172017 - 268614 января 2021 в 20:44
На Праздник выйти не с кем

Может, крамольную вещь я сейчас скажу, а, может, даже и страшную, но перевелись в нашей стране талантливые, работящие и любящие люди, что творили бы на благо отечества. И куда задевались эти ясные соколы, которые лишь пятьдесят лет назад, отстаивали на худсоветах свои великолепные картины? Почему на смену разговору с берёзками пришло всякое жуткое и неотесанное! Довели! Герои нынешних российских фильмах и пару слов без жаргона сказать не могут, чего уж им рассуждать о душе. Что же здесь? Изысканная философская притча, выточенная, выстраданная, в чём-то жуткая. Главный герой Егор, вор с рыдающими глазами, сочинял на зоне горькие письма русской девушке Любе. Завязалась любовь у них, а когда встретились, вся деревня плела слухи и гадости. И куда бы Егор ни ходил, всюду тащит он за собой воровскую кличку Горе, шарахается от него каждый человек, как черт от ладана. А единственное, чего хочет Егор, это Праздника. То и дело наш горемыка выискивает, с кем бы словцом перемолвиться, только друзья ему теперь, одни берёзки русские. Сколько всего ему предстоит, только, может, он так и не завяжет с криминалом. Весь фильм ведётся неустанная борьба. Тут тебе и совесть, и корысть, и доброта, и жестокость. А вокруг тихонькая русская деревня, где милые и пугливые жители. Интересен и путь героя, то, как он себя ведёт, и взгляды какие. А ещё прекрасные разговоры, где герои просто душу выворачивают. Это великий фильм и, честное слово, грех его опошлить худым или, наоборот, наигранно-восторженным словом. Всё здесь - настоящая правда.

tasna94
tasna9410 февраля 2016 в 18:50
В Год кино

С этой картиной познакомилась в этом году. Сегодня. Раньше с Шукшиным я встречалась только как с писателем. И впервые узнала, каков он собой из фильма 'Калина красная'. Здесь все прекрасно. Да, я не хочу видеть в картине изъянов. Я попала под обаяние советского кино. Здесь есть душа. Есть мысль. Музыка. В определенных моментах строки '...меня засосала опасная трясина, и жизнь - моя вечная игра' прекрасно ложились на музыкальное сопровождение в фильме, и всё становилось понятно с главным героем: каков он, его размышления и чувства. Видишь ли, дружок: если бы у меня было три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, черт с ней. Другую отдал бы тебе, а уж третью прожил бы сам, как хочу. - Чудак ты, Коля. На букву 'мэ'. Василий Шукшин здесь не играет. Он проживает каждое написанное им самим слово. Сказать, что я в восхищении - ничего не сказать. 10 из 10

Надежда сысоева
Надежда сысоева26 июня 2014 в 13:10
Живая жизнь.

«И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба» Б. Пастернак Шукшина во всех его мыслях, книгах и фильмах тревожит только одно: «горести и печали человеческие – живые, трепетные нити». Оттого и произведения его тоже живые и трепетные, как дыхание самой жизни. Шукшин выстраивает фильм по тем же принципам, по каким существует его художественный мир. Если для него самое важное – это человек, его трагедия, его маленькая боль или большое искупление, то весь фильм будет, по сути, съемкой глаз главного героя. Ясно, что операторская работа еще не имела возможности делать такие сцены динамическими, но удивительно, когда смотришь в его глаза и проникаешься им, то динамика внешняя больше не нужна – все действие разворачивается в тебе самом. Главное для автора было погрузить нас в героя, заставить нас пережить эту историю, чтобы и искупление почувствовали мы тоже вместе с ним. Тогда начинается со-жизнь: мы вместе едем в машине, нас трясет и подбрасывает – полный эффект погружения, мы вместе смотрим на мир, нам дан взгляд самого героя. Сцена, когда герой обнимает березки, не выглядит вычурной, пафосной или слишком банальной, хотя должна так выглядеть (образ России через березы – верх примитивизма), но так как мы уже живем по законам Шукшина, то и березы вызывают у нас слезы, восторг и умиление. Начало фильма – заключенные поют «Вечерний звон», а в это время камера скользит по лицам, пытаясь схватить и запечатлеть каждое, может ли быть неинтересное лицо? Может ли быть человек обычным? Ответ дается первыми кадрами, и это естественно – нет! Потому и Горе (главный герой) с одной стороны ни на кого не похож, потому что не бывает одинаковых людей, а с другой стороны он вместе со всеми и его история близка любой другой, как наша общая история. Горе – русский человек, русский именно в понимании Достоевского – «широк русский человек, я бы сузил» - говорит Дмитрий Карамазов, а мы понимаем, что в героя умещается любовь к идеалу и желание устроить «бордельеро», стремление все отдать и обогатиться, честность и воровство. Что характерно, мы понимаем и принимаем обе стороны героя. «Крупные русские писатели не пером пишут, а плугом пашут по бумаге, пробивая ее, вывертывая на белое черную землю». Шукшин не писал, не снимал, не играл - он жил так. Он каждым своим словом и шагом обнимал землю, целовал распустившиеся почки и сажал пшеницу. Он подарил нам мир о котором мы забыли, он подарил нам память и вечный зов прошлого к нам будущим. Смотреть и жить. P.S. 'Чтоб мы не унижались за гроши, Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски, Ушел из жизни хулиган Шукшин, Ушел из жизни хулиган Высоцкий.'

Fred Lemuer
Fred Lemuer15 марта 2020 в 07:19
Один в поле не воин.

В свободное время я часто смотрю фильмы разных стран и эпох. Это позволяет намного лучше понимать людей. Когда очередь доходит до советских фильмов, то обычно они не подводят. Но все бывает в первый раз, и эта картина оставила очень смешанные впечатления. Первое, что бросается в глаза в этом фильме – это несоответствие образа героя Шукшина его персонажу. Егор Проскудин выглядит очень странно, поначалу даже не понятно, как на него реагировать. Перед нами матерый рецидивист с ужимками 16-летнего школьника. Казалось бы, к такому возрасту и с такой сложной судьбой человек просто не может кривляться как маленький ребенок. Весь фильм зрители наблюдают за нелепыми выходками уже взрослого человека. Порой кажется, что его выпустили не из тюрьмы, а из какого-то другого заведения. Да и внешне Шукшин мало похож на бывалого рецидивиста. В нем нет ожесточения, есть только очень пронзительный и грустный взгляд. На мой взгляд «Калина красная» является хорошим примером, когда один человек взял на себя ношу быть главным актером, сценаристом, и режиссером и просто не справился. Его взаимоотношения с главной актрисой тоже выглядят неестественными в рамках фильма. Все-таки супружеской паре трудно хорошо сыграть знакомство и начальный этап отношений. Зато она очень метко подмечает, что Егор, а может быть и сам Шукшин, смертельно от всего устал. Кинометафоры в фильме получились тоже весьма странные. Когда брат Любы, замечает паука, который упал в воду, он восклицает: «И как его угораздило! Ну ничего, сам вылезет». Это сцена как бы намекает, что попавшему в трудную ситуацию уголовнику придется выкарабкиваться самому. Но ведь в фильме все было не так. Егору помогала и Люба, и Петр, и другие люди. Многие в своих рецензиях обвиняют жителей деревни, которые отвергают бывшего зека. Но это не правда! Местные крайне лояльно относятся к Егору с учетом его прошлого, прощают ему мелкие огрехи, помогают найти работу. Даже когда он из-за своего упрямства отказывается возить начальство, ему быстро подыскивают более подходящее занятие. Ремарка про праздник, который нельзя купить за деньги, тоже на мой взгляд выглядит довольно слабенькой. В принципе «Калина красная» неплохой фильм в плане художественной задумки. Возможно, для своего времени это была очень важная картина. В ней заложена идея, что криминал – это плохо, и из жизненной ямы бывает крайне сложно выбраться. Но рассчитано это кино на очень нетребовательного зрителя, и сегодня выглядит скорее как притча, чем попытка показать историю реальных людей.

ruswitcher
ruswitcher12 ноября 2018 в 20:57
Притча о Лазаре

После просмотра фильма вспоминаются строчки небезызвестной песни «Режиссер» группы «Градусы»: «…Я в этом фильме главный актер, я - сценарист в нем, я - режиссер…» Василий Шукшин здесь действительно «три в одном» - и автор повести, по которой была снята кинолента, и режиссер, и главный актер, играющий на пару со своей женой Лидией Федосеевой-Шукшиной. И, возможно, именно этот факт послужил причиной того, что фильм, несмотря на всю его «архаичность», какую-то постоянную узнаваемость, удался. Удался настолько, что финал заставляет взглянуть на картину совершенно под другим углом: стандартная история о попытках выжить после тюрьмы, начать новую жизнь без оглядки на прошлое превращается в историю настоящего искупления, добытого лишь потом и кровью. В легенду о Лазаре. Можно с уверенность заявить, что Шукшин в последние годы своей жизни экранизировал «Преступление и наказание», переложенное на современный лад; в его интерпретации эта вечная борьба героев Достоевского за чистоту души и помыслов звучит и дышит совершенно иначе: шукшинский Раскольников – вор-рецидивист Егор Прокудин, побитый жизнью добряк, острый на язык, почти юродивый, только что вышедшей на волю, не знающий, чего желать от внезапно упавшей в его руки жизни; шукшинская же Сонечка Мармеладова – светлая крестьянка Люба Байкалова, открытая, верная, в меру жесткая и суровая женщина, всем сердцем полюбившая Прокудина и его письма. Вокруг них и вертится основной конфликт Шукшинской поэмы (медленной, певучей, по-хорошему грустной) под названием «Калина Красная»: побег от старых друзей, привычек, жизни «вора в законе» плавно перетекает в погоню за новым счастьем, домом и, возможно, новой семьей, в которой у тебя не станут «спрашивать про биографию», а просто примут таким, какой ты есть. К этому добавляется еще и своеобразная борьба «за душу»: «демон» прошлого в виде Губошлепа, закадычного подельника, борется с «ангелом» будущего Байкаловой, намереваясь вновь наставить сбившегося было Егора на путь истинный. Однако, чем дальше, тем меньше шансов на то, что все сможет наладиться: старые друзья все еще дают о себе знать, след от нечестно заработанных денег не смоет даже благотворительный «пикник» с раздачей червонцев направо и налево («Деньги ляжку жгут», - иронично говорит Прокудин), работа личным шофером приносит лишь новую волну злости, а посещение старой матушки превращается в непродуманный фарс с «подсадной уткой» - Люба говорит, расспрашивает одинокую старушку о сыновьях, последний из которых покинул ее 20 лет назад, а Егор (или Родион?), словно маленький мальчик, сидит и угрюмо сопит в соседней комнате под черными очками, пытаясь найти в себе силы выкинуть их в окно и поступить наконец по-мужски. Не получается. Все как-то не получается. Дальше – типичные отговорки: «как волосы отрастут», «как в человека превращусь», - которые обнаруживают в герое огромную пропасть детского страха и малодушия, удивительным образом совмещенного с благородством духа. Возможно, из-за этой пропасти, чтобы окончательно в нее не свалиться, Егор Прокудин и старается идти по жизни «честно», возвышенно, с каким-то пренебрежительным смешком и неуместной иронией. Краткая, емкая, очень аскетичная, как сама повесть Шукшина, кинолента «Калина Красная» обнажает человеческую душу в самые, казалось бы, не подходящие для такого моменты жизни: во встрече с матерью, в попытках полюбить, в стремлении найти работу, в знакомстве с «ее бывшими», в посиделках в бане. Банальности одни. А посреди этих банальностей – одинокий русский человек, что в искреннем порыве льнет к чахлой березе, что плачет от невозможности что-то поменять, что гордо идет навстречу судьбе. Словно Лазарь.

cyberlaw
cyberlaw3 мая 2025 в 17:36
Вселенная Шукшина — Притяжение. Исповедь

Шедевр. И никого не волнует уже, что изначально этот фильм вовсе не представлялся чем-то значимым. Рядовая история об исправлении. Вероятно в те годы многим казалось, что это лишь ступенька для созревания истинной «нетленки» о жизни Степана Разина. А вот оно как получилось. Многим может показаться, что Шукшин «ничего особенного так и не показал». И вправду, в фильме нет яркой детективной интриги, нет любовных переживаний. Зато очень много быта, деталей и переживаний, тот же пресловутый сельский образ жизни выводится на первый план. Что же тут такого гениального? Уже с самого начала Шукшин очаровывает зрителя подробностями. Заурядная проходка главного героя Егора Прокудина приобретает совсем иной смысл при более ближнем знакомстве с местом съемок. Обратите внимание — Прокудин возвращается из «Вологодского пятака». Даже в те годы в этом месте срок отбывали осужденные в первый раз за бандитизм и убийство. А сейчас эта колония для пожизненно заключенных. Впрочем, у Шукшина получилось неимоверно метафорично — Прокудин шаг за шагом возвращается из острова оставляя позади себя стены не лагеря, который находится в красивом Кирилло-Новоезерском монастыре. Эти кадры расставляют все по своим местам — и про наказание, и про духовность, и про тягостный путь исправления. Дальнейшие визуальные решения будут не менее точны. Шукшин сталкивает две непримиримые реальности подчеркивая самое значимое и из неприметной трудовой жизни, и из жизни уголовников. Это большая редкость для советского кино, что герою позволяется и поиронизировать над тружениками ('Так, щас будут склонять к труду! Ну, давайте, давайте. Могу заносить быкам хвосты, поскольку я кругом в замше'). Но куда большая диковинка — это демонстрация вальяжной «воровской» жизни. Нам покажут и пачки денег, и вполне воровские блат-хаты. Покажут нам и контуры самого «такого знаете, бордельеро» настолько, насколько это было возможно. И тут также Шукшину не откажешь в ироничности. Чего только стоит его ернический выпад: «Народ для разврата собрался!». Другими словами, зрителю показали это вечное неуемное ожидание праздника, которым страждущие не могут насытиться. Однако самое важное, что Шукшин выделил принципиальную ненависть к мужикам у представителей криминалитета. Устами Губошлепа формулируются жестокие правила: «Да не переживай ты за него так! Он же человеком-то никогда и не был! Он был мужик. А мужиков, их знаешь, на Руси много». Кстати, ровно об этом же рассказывалось и в эпопее Шукшина «Любавины» несмотря на то, что ее события затрагивали совсем другой временной период — 20-е годы. Вообще, параллели с «Любавиными» можно провести буквально в каждом фильме Шукшина. Фамилии его героев соответствуют «любавинским». Потому вполне можно предположить, что Пашка «живет такой парень» Колокольников — сын или племянник тех самых Колокольниковых. И это подводит нас к главной теме фильма. Ведь в центре повествования вовсе не Прокудин, а семья Байкаловых. Именно их терпеливый и добрый уклад помогли найти недолгое душевное спокойствие для Егора. В изображении этой семьи прекрасно все. Тут и замечательный образ сильной женщины Любы Байкаловой, умеющей отделять зерна от плевел и готовой принимать трудности. Это и готовый в одночасье дать отпор банде прожженных уголовников Петр Байкалов. Это и немного странный отец семейства — Федор Байкалов. Кстати, похоже, что в «Любавиных» речь идет о его молодых годах. Тогда понятно почему так остро реагирует на шутки Егора седовласый мужчина ('Колчаку не служил в молодые годы? Нет? В контрразведке? Только честно. Головам дырка делал?'). Последних двоих блестяще сыграли типично «шукшинские» актеры — Алексей Ванин и Иван Рыжов. Здесь вынужден прерваться. Формат рецензии не позволяет раскрыть эту тему больше. Но могу лишь обозначить почти мистическую перекличку в дружбе Буркова и Шукшина рифмующуюся с экранным сосуществованием Егора с Губошлепом. Лента замечательна и выразительными операторскими планами, и очередной порцией неожиданной словесности («сколько сейчас дают за недоразумение»; «в красной рубахе — как палач» и т. д.). В любом случае, при любых оценках — эта лента стала значимой точкой отсчета за счет своей откровенности. Тут много эмоций, герои почти исповедуются. Пройти мимо нельзя. 10 из 10

smidmi1979
smidmi197923 июля 2018 в 22:27
Он «человеком» никогда не был — он был мужик… Настоящий мужик

Егор Прокудин, уголовник со стажем, после очередной отсидки отправляется к 'подруге' по переписке Любе. И вроде бы начинает новую жизнь, но препятствий к счастью, увы, много... Он человеком никогда не был - он был мужик, а их на Руси много. Пожалуй, именно эта фраза бандита Губошлепа и лейтмотив и эпиграф к фильму (хоть и в финале звучит). Прокудин - это ведь не только частная история. Это история целого народа, оторвавшегося от своих корней. И дело не столько в возвращении к корням, сколько именно в оторванности, неприбитости, неприкаянности, а ещё лучше в ненайденности Егора. Как-то даже тянет рассудить об 'их' свободе и нашей воле... Она ведь не познанная и не необходимость. У нас, видишь ли, 'забег в ширину', а там пробег вперёд. Там цель, у нас - стихия. Поэтому и Егор ищет опору. И это не только социальное, что было созвучно советскому идеологическому посылу - работа, семья, - но и нечто большее. Сюжет с матерью только подтверждает это. Занятно, что история вологодской бабушки, снятой живым кадром, в фильм попала почти случайно, но вряд ли случайна её история. Гибель сыновей в войну и потеря ещё одного в неизвестном направлении - это ли не судьба разделённого историей народа. Обречённый на сиротство... Или обрёкший себя на него... Комплекс вины за неучастие, что ли... Так что это не история как труд сделал из уголовника союз серпа и молота - человека. Может, и сошло бы за такое, если бы не фраза Губошлепа... Потому что здесь нет советского перевоспитания. Да ведь и Егор-Горе не становится советским. Да и советская власть больше растворяла человека в классе, коллективе, подвиге, но не всегда искала его самого. Вернее, не понимала, что ищет сам человек. Вот и возникают берёзы... - чуть не главный символ всех деревенщиков. Но не только. Шукшин-режиссер, мча Шукшина-актера на ракете по озеру (Белому, кстати), круговым охватом берет план Спаса Каменного - заброшенного храма посреди воды. В одной из ключевых сцен лежащий на земле Егор попадает в кадр вместе с сельской церковью... Не факт, что Василий Макарович ударяется в религию - но думается, что он видит в ней утраченную опору. К тому же именно в этом эпизоде возникает тема искупления... Финал, увы, стал лишь предтечей событий собственной жизни режиссёра. Не навсегда ли потеряна почва под ногами? Причём у всех нас...

Dragon_Lady
Dragon_Lady14 марта 2011 в 20:52
'Калина красная,дорога дальняя, разлука долгая для нас с тобой...'

Начну пожалуй с того, что именно этот фильм побудил меня получше ознакомиться с российским и советским кинематографом. До этого смотрела в основном всё зарубежное.'Калина красная' очень сильный, глубокий и жизненный фильм. Ещё одна история простого, битого жизнью человека, который открывает в себе новые чувства и находит силы свернуть с наклонной, по которой двигался раньше. Егор Прокудин весьма непростая личность. В нём доминируют все привычки и поведение заключенного : жаргон в разговоре, жесты, манера держаться, как следствие многих лет проведенный в местах не столь отдаленных. Однако, его герой вызывает симпатию ( вспомним хотя-бы весьма забавный эпизод в бане с кипятком )отомстил частично швагре, но сделал это явно несвойственным 'лютому преступнику' способом. Так- безобидно всё, подумаешь- перепутал )) Он в душе добрый человек и я полагаю были какие-то причины ( которые не раскрываются зрителю), побудившие его в своё время ступить на скользкую дорожку бандитизма. Очень впечатлила его встреча с матерью...Блудный сын понял, какую боль ей причинил...даже не хватило сил признаться. Печальный взгляд пожилой женщины насквозь пронизает сердце видавшего виды мужчины. Взгляд единственного родного, но к сожалению уже потерянного человека...Встреча с Любой разбудила в нём прежнюю натуру : чувства, нежность, понимание. Встреча двух совершенно непохожих друг на друга людей кардинальным образом изменила обоих. Судьба дает ему второй шанс, но ничего не проходит бесследно. Есть дороги, которые лучше не выбирать...Прошлое настигает его в живописной березовой роще, на фоне полей. Герой уходит, но уже не на зоне или воровском притоне а в красивом, живом мире, рядом с любимой женщиной, любовь которой в полной мере так не удалось познать. Это трагично, но вместе с тем прекрасно. Каждый раз слёзы наворачиваются после просмотра... Жаль, что такой талантливый человек, как Василий Шукшин в достаточно молодом возрасте покинул нас. Сколько хороших фильмов мог-бы поставить и написать произведений. Но, каждому в этой жизни свой срок отмерен.'Калина красная один из моих самых любимых советских картин. Ставлю оценку 9 из 10

kaspektor
kaspektor22 октября 2018 в 00:24
Умеешь радоваться — радуйся, а не умеешь — так сиди

В «Калине красной» нет отвергнутых, непринятых, лишних людей, как можно подумать изначально, узнав о не первой судимости главного героя Егора Прокудина по кличке Горе, которого сыграл Василий Шукшин, он же сценарист, он же режиссёр. Невольно вспоминается песня группы «Градусы», где так и поётся: «Я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нём и я режиссёр». После очередного срока Егор-Горе отправляется к незнакомке Любе — актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной — чтобы, так сказать, прийти в себя, набраться сил. Не зря ведь Люба в письмах сама звала его к себе. Конечно, прибытие в село к Любе проходит негладко, каждый прохожий по лицу Егора видит, что тот самый настоящий уголовник. Никто и не собирался его принимать. Да Егору это не особо и нужно было. Одна Люба видела за внешностью уголовника душу человека. После ключевой сцены фильма — сцены встречи с матерью — та самая человеческая душа рвётся наружу. И жизнь, кажется, налаживается. Фильм «Калина красная» о том, как сложно попрощаться с прошлым. Порой прошлое не отпускает, не хочет отпускать. Так и бывшие сообщники Егора не собираются так просто принять тот факт, что Горе предал их. Фильм и о том, как важно иметь в жизни человека, ради которого готов будешь меняться. Для Егора Прокудина этим человеком стала добрая и светлая, порой наивная, Люба. Если бы не она, так и продолжил бы Горе мотать сроки. «Калина красная» о том, как хороша простая жизнь, что есть в этой простоте своя прелесть. Егор так бы и продолжал думать, что способен только на уголовные дела, если б не попал в то село, где его встретила Люба. Фильм стал достаточно популярен. Он занимает 14 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. По опросу журнала «Советский экран» кинокартина стала лучшим фильмом в 1975 году. У кинорежиссёра Райнера Вернера Фассбиндера «Калина красная» входит в десятку любимых фильмов. На Всесоюзном кинофестивале в Баку в 1974 году «Калина красная» получила главный приз. Так же фильм заслужил приз польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973 года. Финал фильма, к сожалению, закономерен. По-другому судьба Егора Прокудина сложиться и не могла. Пусть он остался человеком несмотря ни на что, но годы заключения сделали своё, от этого никуда не деться.

Alex Balod
Alex Balod17 апреля 2017 в 06:37

Давно уже хотел взяться за Шукшина и тут просто идеальный повод. Ведь русская деревня, точнее советский раскол на город и деревню - это же основная тема его творчества, как в литературе, так и в кино. 'Калина красная' экранизация собственной повести Василия Шукшина и его последняя работа. Немного цифр: фильм занимает 14-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката, признан лучшим фильм по опросу журнала 'Советский экран' в 1975 году и входит в десятку любимых фильмов Райнера Вернера Фассбиндера. История об уголовнике, по кличке Горе. Играет его тоже Шукшин и гениально играет. Горе после пятилетней отсидки отправляется в деревню к Любе Байкаловой, с которой познакомился по переписке. Но прошлое отпускать героя не хочет. Первая половина фильма, общие планы Вологодской области, знакомство с Любой и с её семьёй, это сплошное концентрированное счастье. Если иностранец спросит вас: 'Что такое загадочная русская душа?', можно ему просто показать этот фильм. Даже если не найдёт ответа, хотя бы отличный фильм посмотрит. 9 из 10

nikromantik79
nikromantik7915 июня 2014 в 14:21

-Шаркнули по душе ! Именно такие слова произнёс Прокудин Егор в одной из сцен 'Калины красной'. Лучше и не скажешь. Вернее сказать лучше конечно можно, но будет уже не по Шукшински. Картина виденная давно, но, как поётся в одной очень хорошей песне: 'Нам дороги эти позабыть нельзя'. Мельком глянув в окошко телевизора и увидев незнакомую, но приятную женщину, я не посмел переключить канал. И хоть эта самая женщина не имеет прямого отношения к Василию Шукшину, тем не менее говорила в программе Юлии Меньшовой 'Наедине со всеми' она не только о своём муже Георгии Буркове, но и о Василии Макаровиче. Мало кто знает, что Татьяна Ухарова, вдова Георгия Буркова снялась в 'Калине красной'. Но такой факт в её биографии был. Наверно поэтому я и решил написать отзыв на это замечательное кино! Прошу прощение за небольшое отступление. Отсидел человек в тюрьме, вышел на свободу. Но вышел немного другим человеком. Виной тому письма Любы Байкаловой. Вроде и привычки остались те же и говорок соответствующий и дружки ждут его возвращения с нетерпением сердца, поскольку Егор Прокудин душа компании, пусть даже той самой пресловутой малины. Они ведь тоже люди и ещё неизвестно кто более грешен они или мы. И встречаются две судьбы. Одна мужская битая-перебитая, но не сломленная и другая женская, которая ещё не утратила веру в людей и мужчин. И насколько красочно и эмоционально сочно написал и рассказал нам об этой встрече Шукшин. Разве не вызывает у вас улыбки сцена помывки в бане ? Здоровско придумано не правда ли ? А обед в ресторане, когда вся мощь русского человека обнажилась в праведном гневе: -И с танцуют они у нас железное болеро! А как герой Шукшина начал отжигать при встрече с родителями Любы! -Славно, славно устроились! Колоски с колхозных полей воровал ? Этот вопрос он адресует отцу Любы, чем поверг того в состояние близкое к инсультному! Ступор героя Ивана Рыжова был выше всяких похвал! Егор Прокудин вор, но смотрите как настоящее глубокое чувство меняет человека. Он хочет честно жить, работать и любить. А вот у главаря банды 'Губошлёпа', другое мнение на этот счёт. Не может он так просто взять и отпустить Егора на вольные хлеба. Авторитет среди своих потеряет, да и завидно ему, что человек очистился, отмылся, а он в грязи по самую маковку. А разве не трогает момент, когда Егор обнимает берёзки, ласково и любовно обнимает и говорит: -Невестушки вы мои! Думаю не у меня одного при этой сцене ком подкатывает к горлу. А слёзы русского мужика о том, что и ему бывает жалко людей ? Да, что я говорю, лучше посмотреть эту картину великого русского художника! 10 из 10