Калина красная: отзывы и рeцензии

Павел Рубченко
Павел Рубченко1 августа 2021 в 08:51
-Давай споём с тобою вместе?

Насколько необычна «Калина красная» настолько и притягательна. Этот замечательный фильм получился из не менее замечательной киноповести, которую Шукшин написал в больнице. К слову сказать, там гораздо более просто и подробно все описывается. Отсидев своё на волю выходит некий Егор Прокудин, сидевший за воровство. Выходит и едет к заочнице своей Любе, которой он писал письма все это время. Радуется Егор-мир вокруг такой яркий, чистый, красивый. Душа наружу рвется! После нескольких безрезультатных попыток найти себе ночлег, Егор заходит на бывшую «малину», место сходки. Там ему рады! Особенно одна нестабильная мадам в парике. Много новых лиц, и девушки такие красивые есть! Только начав гулять всё обрывается облавой, главный герой берет на себя отвлечь милиционеров, чтоб главный злодей по ним не стрелял. Успешно уйдя от погони Егор много размышляет про себя, о том что делать дальше, о людях, о жизни, о Любе. Приехав к ней в деревню он сразу сталкивается с непониманием, предвзятостью и откровенной глупостью некоторых местных жителей. А также знакомится с братом Любы Петром, её родителями, а позже и бывшим её мужем. Терзаемый жгучим желанием праздника для души он едет в райцентр, не думая возвращаться. В киноповести это интереснее описано, кстати. Там же случайно встречает сестру и не узнаёт. Не найдя понимания в черствых и не далеких городских людях, Егор возвращается в деревню, в которой ему вдруг стало уютно и спокойно. Люба устраивает его шофером, но эта работа не для него-вози тут всяких, в глаза им заглядывай! Нет на тракторе землю пахать спокойнее. И по деньгам лучше! А тут ещё старые подельники показались на горизонте... Финал такой, что попробуй слёзы уйми! Всё сплетено, сразу. Василий Макарович сам режиссировал свой фильм, оттачивал, как опасную бритву на ремне, убирая всё лишнее, привнося новое, неопробованное, необычное И получился один из самых значимых советских фильмов того времени, который ещё долго не потеряет своей актуальности, т. к. фильм этот о душе хорошего, но ведущего плохую жизнь человека, который захотел стать лучше. Хочется особо отметить актеров игравших родителей Любы - вот уж настоящая находка для фильма! Яркие и веселые личности. Всё из жизни, да. Однозначно рекомендую ознакомится, но сначала лучше прочесть повесть, чтоб все встало на свои места. Внимательно следите за действиями и диалогами. Всё довольно быстро развивается. Кинопритча о жизни, о каждом и для каждого...

veraproskryakova
veraproskryakova15 ноября 2017 в 10:29
Жгучая боль и святая правда.

О чём бы ни писал Василий Макарович Шукшин, что бы он не создавал, это всегда пропущено через такую цензуру авторской совести и требовательности, что на выходе мы получаем блестяще отточенный материал. Вот и фильм 'Калина красная' - результат такой избирательности. Мало того, что он собрал лучших актёров, так ещё и показаны подлинные истории жизни. Смотреть Шукшинские фильмы для меня - это и великое удовольствие, и труд души. Нет слов, как понятны и близки его герои, как приятен юмор и дорого каждое слово. Заплутавший человек ищет надежду и находит её в деревенской простой женщине, той, для кого он меняет всё, всю свою воровскую удаль. Герои Шукшина кому-то могут показаться смешными или непонятными. А ведь это НАСТОЯЩИЕ персонажи, те, что живут среди нас. Калина красная, берёзка - символы России. А её душа - народ. Шукшин очень любил свой народ и в очередной раз показал маленькую историю одного человека, непутевого, запутавшегося, но такого чистого душой, что просто выть хочется. Как?! Почему?! Удивительно эмоциональное, честное и глубокое кино. Шукшин сумел приподнять его над временем - мы по-прежнему смотрим и сострадаем мятущейся заблудшей душе человеческой, хотя живём в абсолютно другое время. Картина высокохудожественна и настолько при этом подлинна, что реально снятая хроника и мастерски сыгранные эпизоды неотделимы друг от друга. Нет ничего сложного в героях 'Калины красной' - удивительно просты их слова, незатейливы поступки, но за каждым - вселенная, космос души необъятный и непознанный. И, конечно, Россия с её бескрайностью, песнями, берущими за душу и неистребимой жалостью ко всему сущему. Оттого и входит этот фильм в самые разные людские сердца, будто не замечая налёта цинизма, и прочих реалий, за которыми мы прячем свою истинную сущность. Ведь Егор Прокудин трогательный, потерявший себя человек, но он словно часть каждого из нас и так же, как и мы, стремиться жить в странном, неправильном, но оттого не менее любимом мире. По общему впечатлению, несмотря на трагическую развязку, фильм оставляет после просмотра светлые и вдохновляющие чувства. Почему? Мой ответ на этот вопрос таков - человек, кем бы он не был в прошлом, всегда способен делать выбор в каждом конкретном случае в сторону зла или добра. Для того, чтобы в человеке могли проявиться лучшие человеческие качества, другие люди (в данном случае Люба, её родственники и односельчане) могут также создавать условия друг для друга собственным примером жизни, своим отношением – пониманием, великодушием, настоящей любовью. В фильме 'Калина красная' - особенная атмосфера. Фильм очень жизненный, реалистичный. Герой Василия Шукшина, Егор - он не 'винтик системы', он живой человек. Он и рад бы жить по-человечески, но он - 'не умещается', 'не вписывается', что ли... ни в уголовный мир, ни в 'обычную жизнь'. Но - появляется надежда, он встречает любимую женщину. Он хочет ради неё, действительно - начать новую жизнь. Причём это без всякого пафоса, без каких-то возвышенных фраз, обещаний. А, наоборот, это получается очень естественно. Егор поначалу сам даже не знает - вернётся он в деревню или нет. И возвращается, потому что просто - тянет; он действительно этого хочет. Временный 'праздник' не устраивает, душа просит чего-то совсем другого. И он начинает - совсем другую жизнь. Но прошлое неумолимо преследует, бывшие 'дружки' не хотят отпускать его в другую, нормальную жизнь. Сами-то они по прежнему остаются 'за бортом' обычной жизни и им очень не нравится его стремление вырваться из этого порочного круга... Фильм заставляет задуматься, о выборе, о своём месте в мире и обществе, о том, как строить свою жизнь. Просто - о самой жизни. Это кино, как и этот человек воплотили в себе, всю суть русской души. В ней есть всё - боль, широта, страсть, умение необыкновенно сильно любить и страдать. Это кино рассказывает о непростой судьбе человека. Фильм был снят в далёком 1973 году, но, как и много других является «фильмом на все времена». Смотришь, и слёзы застилают глаза. Настолько этот фильм человечный и душевный. С каким трепетом и состраданием наблюдаешь за судьбой главных героев. Ведь, там, где затронуты человеческие чувства, боль, невысказанность, всегда есть место сопереживанию. Василию Шукшину удалось и получилось хорошо раскрыть внутреннее перевоплощение человека. Желаю приятного просмотра! Фильм этот бесценное сокровище советского кинематографа, и Слава Господу, что был он создан и у нас есть возможность наслаждаться этим произведением, впитывать его, познавать и любить. Низкий Вам поклон Василий Макарович, за этот шедевр. 10 из 10 P.S. 'Да-а-а… Шаркнули по душе!'...

Dentr Scorpio
Dentr Scorpio21 мая 2016 в 13:59
Ударить сумеет

«Калина Красная» Василия Шукшина, одна из тех всенародно любимых картин, получивших своё признание по многим причинам, самой её обстановке и некому настрою, который можно объяснить избитым, однако самым верным выражением по отношению к ней «русская простота». Её сюжет для того времени, да и на сегодня не является открытием. В нём же бывшему вору-рецидивисту вернувшегося к себе домой, дабы зажить по-новому и забыть о своём тюремном прошлом, выпадает шанс начать свою жизнь с чистого листа. Но как говорится не всё так хорошо, и счастье не вечно, когда тёмное прошлое подступает к твоему родному дому. И вот тогда-то настаёт момент биться за свой дом, защищая себя и своих любимых от лап наглых бандитов, тогда-то перед тобой открывается образ русского богатыря из Алтая, умеющего постоять за себя и за свою семью. К этому добавляется харизма Шукшина, простодушный взгляд и манера игры, ничуть не слабее как было, предположим у культовой величины Марлона Брандо. Нет никакой фальши в поступках главного героя, нет ни чего лишнего, да и не могло быть у фильма Шукшина, с его же участием. Человеком при жизни он был с большой буквы, намного круче того же Чака Норриса, или Александра Невского, и был намного сдержаннее Райана Гослинга из всеми любимого “Драйва”. Человеком с твёрдым характером, и с ранимой душой внутри, закрытой от посторонних глаз, и неунывающей улыбкой на лице. Именно такого героя понимает каждый, портрет каждого третьего человека, желающего жить по-своему, отстаивающего свою правоту, жизненные принципы, защищающего свой дом и дорогих себе людей. Само же наполнение фильма, его все остальные детали касающееся сценария, декораций и всего остального, этим он всеми силами вроде бы как намеревался исправлять зрителя, ставил из себя наглядный пример как пойти на путь исправления после совершения страшной ошибки. Хотя на самом деле, просто прекрасный фильм с душою, понятую всеми и так, и от этого же фильма нужно рыдать и плакать, видя не только русские берёзки, а видя последнего героя того времени ушедшего во тьму, от нас, людей привыкших сидеть у экранов мониторов. И кто его знает, возможно, в будущем и появится такие герои, способные изменить мир к лучшему. И возможно ты один из них, который с виду и прост как пять копеек, но на деле умеет многое, способен выстоять один против целой толпы, такой же, как и я, простой человек, любящий всем сердцем кино.

алексей михайлов
алексей михайлов7 марта 2016 в 12:50
'Не могу больше муку эту держать, да как же у меня сердце выдержит?!' В. Шукшин

Фильм 'Калина красная' начинается с протяжной унылой песни, которую исполняют заключенные, которые в настоящий момент должны вернуться на волю. Среди них и Егор Прокудин (Василий Шукшин). После этого Егор по кличке 'Горе' приезжает в деревню, где живет Люба. По дороге у него задушевный разговор с таксистом, монолог с березами наедине. Сможет ли он начать новую жизнь честного человека, работать, приносить пользу государству. В разговоре с Любой Егор говорит: 'никем не могу быть, только вором'. Ярко показано застолье. Егор приезжает в город. Во время денежного перевода в ответ на сухой и формальный тон сотрудницы он говорит: 'я вам товарищ, я вам друг и брат' Когда он, опять же в городе садится у берега реки, люди, которые сидят рядом, встают и уходят. Егор говорит: 'Я ж двух слов не сказал, а вы уже пренебрегайте'. И деревня и город выносят Егору свой вердикт: 'Лишний человек, никому не нужный, на котором клеймо вора-рецидивиста, клеймо преступника. Сюжет не новый и в кино и в литературе. Но Жану Вальжану в похожей ситуации попался благородный епископ Мирель, который духовно поддержал человека с клеймом каторжника, помог ему увидеть в себе хорошее, встать на путь добра. Но на пути Егора Прокудина подобных людей нет. В чем-то в том, что Егор попал в тюрьму, став вором виноват он сам. Он сам сделал свой выбор. Но только ли он виноват в этом? Полностью ли вина лишь на нем? Как и на тех, кто стоял рядом с ним во время исполнения песни 'Вечерний звон', как и на тех, кто слушал ее в тот самый момент? Он говорит: 'Из моего детства помню только мать помню, да корову'. Есть ли определенная вина и на окружении Егора, среде, в которой сформировался его характер: друзья из криминального мира, которые вновь пытаются утянуть Егора в бездну, деревня и город, которые не приняли Егора, сказав: 'Ты лишний в этой жизни, тебе нет места в этом мире'. А возможно он и непротив был бы и начать честную жизнь, работая трактористом. И самая кульминационная сцена фильма происходит на поле, рядом с трактором. А сам Егор говорит: 'Я бы хотел, быть не злым человеком, хотел не врать, а должен быть злым и жестоким' Только он во всем виноват? Неужели лучшими собеседниками, самыми понимающими для него являются лишь березы? Какие у него монологи с березами, о каких-то душевных качествах его характера что-то это может сказать? Егор хочет увидеть свою мать. Люба разговаривает с его матерью, бедной старушкой, Егор все слушает, однако не показывается матери на глаза, надев темные очки. Мама говорит, где сын - непонятно. После этого, на природе Егор срывается и говорит: 'Не могу больше муку эту держать, да как же у меня сердце выдержит?!' Эти слова соотносятся не только к образу Егора, но и к тому, кто исполнил эту роль. Василий Шукшин очень достоверно передал боль и драматизм в образе Егора как народном образе в какой-то мере, даже чрезмерно достоверно. Однако от жесткого реалистического финала фильма рецензия отрицательная, поскольку для Егора и всех тех, символом которых он является хотелось другой судьбы. 4 из 10

artcinema
artcinema2 января 2010 в 17:04
Свой среди чужих, чужой среди своих.

Я бы хотел быть не злым человеком, я бы хотел не врать людям, я бы хотел не врать, но я всю жизнь вру, я должен быть злым и жестоким, но мне жалко бывает людей… (Василий Шукшин) Художник пытливый и проницательный; человек, обладавший исключительно тонким духовным чутьём, позволявшем ему в каждом явлении видеть его глубинный общечеловеческий смысл; советский писатель, актёр и режиссёр Василий Шукшин с годами испытывал все большее настойчивое тяготение к углубленно философскому осмыслению действительности, к широкому и решительному творческому синтезу. Сей благородный порыв, за год до своей кончины был излит мастером в картине “Калина Красная”. “Калина красная” и вовсе-то не кино, а парящее искусство, где Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, где проза его зрима, а фильм литературен; читая книги его, мы видим автора на экране, а, глядя на экран, вспоминаем его прозу. Редкостное многообразие содержания и форм разных видов искусства в творчестве одного человека может найти объяснение в самой природе исключительного дарования Шукшина, в том особом восприятии реальности, импульсы которого, постоянно обновляя его, обусловливали сложнейшие внутренние процессы накопления наблюдений, знаний о человеке, обогащений духовного опыта. Именно поэтому его творчество – это достояние, щедро оставленное им и служащее нам вечным учебником жизни, как ничто другое передающим слова его, ставшие также и завещанием: “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это добрым поступком”, адаптируя к “Калине красной”: оставаясь хотя бы милосердными, терпящими и прощающими… Беспощадным огнём Шукшин обнажает людскую сущность, усеивая своё произведение, целой россыпью находящихся в человеке пороков, вынося при этом свой мрачный беспощадный приговор, с сарказмом задавая вопрос: так умеем ли мы радоваться или нет? Наивно было бы полагать, что люди встретят вышедшего из тюрьмы Егора Прокудина, надеявшегося начать новую жизнь, изо всех сил скрывая аспекты прошлой, распростёртыми объятиями - не то существо человек, чтобы прощать, ну не свойственно ему осознание второго шанса, всё-то он человек раскопает да разнюхает. Глупо думать, что объяснит герой кинофильма окружающим, что значит настоящий праздник – зажравшемуся до безумия человечеству подавай нечто материальное, какие уж тут берёзки... И уж совсем не стоит надеяться, что бывшие дружки оставят Егора в покое – да не покидала ещё зависть стандартного набора человеческих качеств, данных при рождении и лишь находящих в годах своё бесконечное развитие. Так что неизвестно ещё кого от кого изолируют, сажая в тюрьму: толи общество от преступника, толи наоборот.… В любом случае было бы дикой ошибкой связывать фильм лишь эстетикой отношения общества к вышедшему из заключения человеку. В своей поздней работе Шукшин исследует самую страшную из человеческих бед – одиночество. На протяжении всего кинофильма, герой целиком осознает необратимость происшедшего: свое отчуждение от людей, матери, труда на земле, а финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, терзающий героя: лютое раскаяние от сознания вины, суровое самоосуждение и мучения совести как следствие, готовность искупить вину собственной кровью... И в этой идеи весь грандиозный и могучий талант Шукшина, который даже в отношении своего героя, требователен и хладнокровен, ведь тот сам “наломал дров” и потому должен ответить за свои ошибки и причиненное зло. Каждый из нас, всего лишь однажды проявив безволие и слабость, пойдя на компромисс и совершив таки роковой поступок способен сломать себе судьбу, как тут ещё раз не вспомнить слова Шукшина, приведённые выше, казалось бы, косвенно относящиеся к нашему фильму. Так давайте же, глядя это кино, оставаться сильными и стойкими пред лицом коварного искушения. Удивительно, что в ленте нет ни намёка на пропаганду советской жизни, зачастую встречающаяся в работах того периода, даже как раз наоборот – 'Калина Красная' от первого и до последнего кадра человечная и рассказывает о простых людях, что живут с нами по соседству, чьи жестокие черты есть в каждом из нас. Конечно же, фильм не лишён режиссёрских огрехов, и литературный гений всё же перетягивает одеяло, однако эмоциональность “Калины” с лихвой компенсируют все недоделки. Шукшину, на мой взгляд, удаётся главное: создать очень душевную постановку – одновременно глубоко интимную и при этом широко народную. Каждый здесь найдёт что-то своё, и непременно будет обращаться к фильму в дальнейшем. А уж как он играет сам.… Одним взглядом мастер передаёт целую гамму эмоций, да так что в словах нет порой никакой необходимости. В его глазах, как и в зеркале, отражаются и добродетели, и пороки людей, становясь при этом куда более заметными и очевидными. И наверняка эта глубоко трагичная лента принесёт в мир куда больше настоящей доброты, чем какая-нибудь размусоленная голливудская клюква. Никакие слова не смогут передать очарования этой волшебной картины и ощущений, которые она производит. Этот душевный, человечный и глубоко трагический фильм, показавший все стороны духовного противоборства, был и остаётся настоящей жемчужиной мирового кинематографа.

Andrew S Scorpion
Andrew S Scorpion14 ноября 2008 в 08:48
Экранизация душевных переживаний, которые нужно смотреть сердцем...

Можно ли самому написать сценарий, самому снять фильм и сыграть в нём главную роль?! Звучит как-то чересчур накручено. Но это лишь на первый взгляд. Здесь можно провести аналогию с поэтами и музыкантами. Больше всего я уважаю в поэзии и музыке, когда автор один, и он же исполняет свои произведения! Я считаю это вершиной творчества человека в поэзии и музыке! Так вот Шукшину удалось создать фильм абсолютно по-своему. Так, как хочет именно он, со всеми нюансами и точностями! Конечно, в таком случае рождается очень приближенное к сущности автора произведение! Честно вам признаюсь, о Василии Шукшине я знаю очень мало и это где-то минус мне, но, по-моему, это не самое важное. Ведь достаточно посмотреть в глаза этому человеку и этого становится достаточно, что бы понять боль и порыв эмоций, которые он хотел выразить на экране! Я не стану описывать сюжет фильма, о чём этот фильм. В данном случае считаю это ни к чему. Если хотите, это просто мои переживания, мысли и эмоции по отношению к данному произведению. Вообще вы когда-нибудь пробовали описать словами своё чувство любви к девушке или родным и близким? Да. Значит это была не любовь, на мой взгляд… Мне очень симпатичны слова одного умного человека: «Уметь высказать, насколько любишь, значит, мало любить» Петрарка. И я с ним полностью согласен! Попробуйте написать о том, как вы любите маму или папу, сестру. Вот так и с этим фильмом. Я не могу описать, чем он так меня зацепил. Сценарий не самый сложный, да и мысль не из разряда гениальных. Жизнь зэка в послевоенные годы, решившего начать жить по-другому. Как то банально вроде. Некоторые вообще в этом фильме не видят ни какой мысли или идеи… А когда я посмотрел, у меня очень сильно защемило в груди. Знаете, как это бывает, когда очень на что-то обижен или тебя очень обидели. Тебе очень больно, но ты не знаешь, что делать с этой болью… Такое мы чаще испытывали в детстве. Со временем человек перестаёт так бурно реагировать на события у него в жизни, так как привыкает терпеть боль и принимать удары судьбы или вообще не встречаться с проблемами. Да и такие люди встречались мне по жизни. Так что основные и самые яркие ощущения у человека, это ощущения из детства! Если мне приводится случай испытать подобное, у меня сразу мурашки по коже… А вообще чем живёт человек? Одним из главных аспектов я считаю это чувства! Каждый из нас живёт, что бы чувствовать. Неважно боль это или радость, но именно в этом кроется всё. Заметьте, если боли нет, человек сам придумывает себе проблемы, что бы их решать. Почему? Да что бы испытать радость! На мой взгляд, тот, кто не знал боли, не поймёт той радости, что испытавший боль. Так вот Шукшин, по-моему, хотел передать нам ту боль, что была в нём, боль людей, что жили в то не простое время… Он был очень удивительным, на мой взгляд человеком, который мог потрясающим образом доносить до зрителя эмоции, которые может сам и не переживал, но отлично мог их передавать от людей, что в полной мере испытали горе. Невольно хочется провести аналогию с творчеством Владимира Высоцкого. Он тоже ни когда не воевал, но чудесным образом писал потрясающие по напряжению стихи и исполнял их так, как будто сам был на войне. Наверное это свойственно гениальным поэтам. Это наверное их дар, способность, свойственная лишь им... Ещё хотел бы сказать пару слов об атмосфере фильма. По воле судьбы мне приходится свой отзыв писать не из России. Так вот скажу вам, только покинув на время свою родину, я осознал, на сколько она мне дорога и на сколько мне её не хватает! Так вот в фильме очень хорошо показана родина! Русская деревня со всеми её характерностями и особенностями, даже пение птиц и шелест деревьев русские. Фильм сам по себе настолько русский, что это задевает самые потаённые чувства патриотизма и любви к своей родной земле! Эти чувства, сидят где-то глубоко в душе, что дорогу к ним может найти далеко не каждый, а может у некоторых людей и за всю жизнь ни кто не находит… Есть много фильмов, которые захватывают необыкновенность своего сюжета, неожиданностью развязки, потрясающе красивыми спец.эффектами или мыслю, которая изменила в тебе что-то! Да, это достойные и очень полезные фильмы. Этот фильм не полезный и не неожиданный, без красивых спец.эффектов и особой развязки. Это фильм о другом. Это экранизация душевных переживаний! И тем, кому он не по душе, этот фильм покажется как минимум не интересным. Поэтому, если человек говорит после просмотра, а в чём «прикол-то?», где мысль? Так всё просто и без особой завязки, развязки погонь и перестрелок, без сцен жестоких расправ и угнетения? Ему просто чтобы понять боль, что хотел выразить Шукшин, нужно преподнести фильм в другом виде. Может кто из других, не менее потрясающий творческих личностей, сделает это по другому и донесёт свои переживания, не менее сильные. А мне становится всё ясно, лишь посмотрев в глаза этому гениальному человеку. Это как смотришь в глаза родному отцу, всё становится ясно, объяснений не требуется… Фильм «Калина красная» – это мой маленький внутренний мир, в который может никто и не поймёт, но он останется самым дорогим, близким и неотъемлемым! Тот мир, который никто не сможет у меня забрать. 10 из 10

holloway777
holloway77719 апреля 2009 в 13:33
Тёмное прошлое и светлое будущее...

Экранизация одноименной повести Василия Шукшина 'Калина красная', поставленная автором книги, интересовала, затрагивала и была любима не одним поколением советских, а ныне, - и российских людей. Стоит признать, что с самого детства, питая любовь и слабость к советским фильмам, творчеству подобных Шукшину и Гайдаю людей, нет-нет, да и посмотрю какой-нибудь старый-добрый советский кинофильм, отдав тем самым предпочтение перед зарубежными или современными картинами подобного жанра. Со школьной скамьи и занятий по литературе было мне известно славное имя Шукшина, не понаслышке знал я и о его произведениях, а также подобных олицетворениях в кинотворчестве. 'Калину красную' впервые посмотрел, к сожалению, не по своему желанию или призыву сердца, а в силу необходимости прохождения по школьной программе темы об отечественных писателях 20 в. Однако, увидев картину раз, не смог забыть её никогда, до сих пор стремясь и желая смотреть, смотреть, и смотреть этот великолепный фильм Василия Шукшина, поставленный по мотивам оригинальной повести, написанной им же. Яркий, содержательный и довольно убедительный вышел фильм, раскрывающий проблему и недостаток советского, как впрочем, и любого другого общества, - честности, правильности жития человеческого, прерываемого разбоем, бандитством и насилием, которое, кажется, не искоренить из этого бренного мира навечно, однако... Зацепившись за эту, с первого взгляда, простую, но такую объёмную и трогательную до глубины души, историю о жизни русского мужика, о жизни советского гражданина, по сути, ничем не отличающегося от сотни, тысячи таких же людей, я поистине увлёкся, заинтересовался, и, вот уже насегодня, крепко полюбил творчество Шукшина, его кино- и письменные произведения, которые смотришь или читаешь взапой, не отрываясь и всё более интересуясь. Так что же отличает главного героя 'Калины красной', Егора 'Горе' Прокудина от других лиц? Может, сознание того, что он, - бывший вор и рецидивист, а, может, только то, что он имеет штамп в паспорте о понесении уголовной ответственности за старое прошлое? Но, как бы там ни было, этот замечательный, интересный и явно приятный человек, после понесения наказания за содеянное, решает целиком и полностью начать новую жизнь, - вернуться к себе на родину, жить-поживать, да добра наживать, повязав с криминальным прошлым и своими дружками. Тем более, и подруга по переписке нашлась, - одинокая, но такая милая, заметная и очень добрая женщина, которая также не против более близкого знакомства с Егором Прокудиным, былым, но не нынешним вором. Да, вроде бы, жизнь налаживается, становится всё яснее и светлее казавшееся ранее тёмное будущее, но... старые дружки Егора находят и пытаются вернуть его назад, в болото неверности, нечистоты и грязи. Всеми силами Егор, прозванный среди своих 'Горем', пытается завязать, покончить со своим позорным и низким прошлым, но не всё так просто, - тот мир никого не выпустит из своих крепких, жилистых объятий. Конец ли это, или только начало?! Серьёзная, затрагивающая и более чем волнительная история просто не могла пройти мимо меня, не побудив к размышлениям и даче должного этому мудрому и очень умному человеку, наученному жизни, - Василию Шукшину. Это и многие его произведения берут за живое честностью, искренностью и правдивостью, - разве многое из расказанного нереалистично? Разве таковым событиям не иметь место в нашей жизни? Да, темы и идеи, затрагиваемые в повестях и рассказах Шукшина довольно-таки содержательны и стоят неоднократного изучения и периодического ознакомления в целях повышения своей духовной и моральной культуры. Печальная концовка, которая не оставит равнодушным даже самого предвзятого, искушённого и стойкого зрителя, будет являться конечной точкой, апогеем в столь волнительной ситуации, отражающей такой небезызвестный и актуальный даже в наше время вопрос. Смерть полюбившегося зрителю героя рассказа, - Егора Прокудина, этого исправившегося, честного и доброго человека, с открытым, чистым и праведным сердцем, который решил посвятить свою жизнь вере, правде и чести, не может не вызвать слезу или щемление в сердце у наблюдающего, т.е., у обычного зрителя, получившего такую замечательную возможность ознакомиться с этим фильмом. Что же, напоследок, хотелось бы призвать каждого, кому так или иначе интересны эти мысли, обязательно посмотреть данный фильм. Уверяю Вас, Дорогие друзья и кинозрители, данная картина не оставит Вас равнодушными, разочарованными 'бессмысленно проведённым временем' или грустными от неинтересности или неактуальности тем. Ничуть! 'Калина красная' предстанет пред Вами в таком свете, который обязательно приглянётся и заставит чуть поразмыслить Вас на досуге и непременно прочитать данную повесть не один десяток раз. Более того, я более чем уверен, что Вам понравится и творчество известного советского писателя и просто хорошего человека Василия Макаровича Шукшина, который поправу может быть назван достойнейшим из достойных!.. Так воздадим же память этому человеку, который прожил свою жизнь честно, достойно и правильно! Посвящаю отзыв памяти В.М. Шукшина...

Scorponoc
Scorponoc27 августа 2009 в 19:42
'Ещё ни холодов, ни льдин. Весна тепла, красна калина...' - Владимир Высоцкий

Так начинается песня Владимира Высоцкого 'Памяти Василия Шукшина'. Кто же он, Василий Шукшин? Это великий человек, писатель, актёр, режиссёр, подаривший нам столько прекрасных рассказов, а главное - фильм 'Калина красная'. 'Калина красная' - это шедевр советского кинематографа, отражающий жизнь человека, мужика, который запутался в жизни, заблудился, и не может выбраться. Единственная радость в жизни - это Люба, простая женщина, которой тоже не везёт в жизни, и которая хочет простого женского счастья, а жизнь такая жестокая, что счастливой она может быть очень недолго. 'Калина красная' - это жизнь, такая, какая она есть. Смотрите этот фильм, пересмотрите несколько раз, так, чтобы он впечатался в душу. А ведь если впечатается, то значит вы его посмотрели не глазами и услышали ушами, а дотронулись сердцем. Ну а я пойду наслаждаться фильмом и оставлю заслуженную оценку 10 из 10 Как сказал Василий Макарович Шукшин: 'Вечно ваш, Прокудин Егор'...

Кинопоиск
Кинопоиск17 января 2009 в 08:58

'Не жди меня, мама, хорошего сына, Твой сын не такой, как был вчера. Меня засосала опасная трясина, И жизнь моя - вечная игра.' Хочу сразу признаться: 'Калина красная' - единственное творение Василия Шукшина, как режиссера, с которым я знаком и скажу честно - я не зафанател от него в подобной ипостаси. Скажем так, мне не сильно импонирует его манера постановки, хотя головой соображаю - именно так оно и должно быть. Так или иначе, он меня все же впечатлил. 'Калина красная' - фильм про бывшего уголовника. Что хочется только-только вышедшему на свободу? Здесь - покоя, отдыха и 'разврата'. Вот только не выходит всего этого. Как по мне, картина рассказывает нам о внутреннем мире уголовников. Помните, как у 'Наутилуса': 'Если есть те, кто приходит к тебе, Найдутся и те, кто придет за тобой.' Жизнь уголовника вне тюрьмы в качестве простого обывателя просто уже невозможна. Просто жизни уже как таковой и нет - есть выживание. Все, на что способен бывший заключенный (сидевший за дело, разумеется) - обратно вернуться на 'зону', повторив подвиги былых дней. Просто на воле один сплошной страх: дай повод - засадят обратно; бывшие соратники о тебе никогда не забудут; окружающие относятся с недоверием; а близким на глаза и появляться больно. От прошлого (тем более такого) никуда не денешься. Вот и получается: вышел из тюрьмы, а попал в еще более строгую тюрьму. И какая же это свобода? Где тут романтика жизни вне закона, о которой любят говорить некоторые люди? И что еще мне понравилось в фильме, так это его настрой. Не жалостливый по отношению к ворам, а вполне себе честный. Тому же Шукшину, по моему, не было жаль главного героя, ему было обидно за Любу, деревенскую бабу 40 лет, которую никто никогда не обманывал, а она мечтала о Мужике, но перетерпела крах своей мечты, а подобные вещи иногда подобны смерти. Только не тела - сердца. За такие фильмы стоит сказать спасибо. Ибо смысл чертовски хорош. Вот я и говорю... Спасибо! 9 из 10

petya123petr
petya123petr8 октября 2021 в 16:37
Пересмотрите Шукшина

Василий Шукшин был в свое время одним из самых известных людей в стране. Писатель, сценарист, актер, режиссер – трудно сказать, в какой ипостаси он был лучше. Казалось, слава его не померкнет со временем. Увы, рассказы его еще читают, но вот как режиссер он уже, мягко говоря, непопулярен. В чем же причина? Неужели слава его была дутая? На мой взгляд – нет. Шукшин действительно отличный режиссер. И если хотите убедиться в этом, пересмотрите «Калину красную». Да, современному зрителю фильм может показаться чуть ли не примитивным. Этаким образцом типичного советского кино. Однако это будет поверхностное суждение. На самом деле, фильм совершенно не типичен для своего времени. И дело не только в том, что главный герой картины – уголовник, что тогда совсем не приветствовалось. Тем более, что он вызывает откровенную симпатию. Фильм не «советский» потому, что в нем нет обязательного оптимизма поделок того времени. По существу, это экзистенциальная драма – жанр, совершенно не свойственный советскому киноискусству. И пусть никого не смущает отсутствие каких-то броских режиссерских приемов. Да, «Калина красная» снят просто. Но эта простота, в которую, по словам Пастернака, «нельзя не впасть к концу, как в ересь».

Vivat20172017 - 2686
Vivat20172017 - 268614 января 2021 в 20:44
На Праздник выйти не с кем

Может, крамольную вещь я сейчас скажу, а, может, даже и страшную, но перевелись в нашей стране талантливые, работящие и любящие люди, что творили бы на благо отечества. И куда задевались эти ясные соколы, которые лишь пятьдесят лет назад, отстаивали на худсоветах свои великолепные картины? Почему на смену разговору с берёзками пришло всякое жуткое и неотесанное! Довели! Герои нынешних российских фильмах и пару слов без жаргона сказать не могут, чего уж им рассуждать о душе. Что же здесь? Изысканная философская притча, выточенная, выстраданная, в чём-то жуткая. Главный герой Егор, вор с рыдающими глазами, сочинял на зоне горькие письма русской девушке Любе. Завязалась любовь у них, а когда встретились, вся деревня плела слухи и гадости. И куда бы Егор ни ходил, всюду тащит он за собой воровскую кличку Горе, шарахается от него каждый человек, как черт от ладана. А единственное, чего хочет Егор, это Праздника. То и дело наш горемыка выискивает, с кем бы словцом перемолвиться, только друзья ему теперь, одни берёзки русские. Сколько всего ему предстоит, только, может, он так и не завяжет с криминалом. Весь фильм ведётся неустанная борьба. Тут тебе и совесть, и корысть, и доброта, и жестокость. А вокруг тихонькая русская деревня, где милые и пугливые жители. Интересен и путь героя, то, как он себя ведёт, и взгляды какие. А ещё прекрасные разговоры, где герои просто душу выворачивают. Это великий фильм и, честное слово, грех его опошлить худым или, наоборот, наигранно-восторженным словом. Всё здесь - настоящая правда.

Fred Lemuer
Fred Lemuer15 марта 2020 в 07:19
Один в поле не воин.

В свободное время я часто смотрю фильмы разных стран и эпох. Это позволяет намного лучше понимать людей. Когда очередь доходит до советских фильмов, то обычно они не подводят. Но все бывает в первый раз, и эта картина оставила очень смешанные впечатления. Первое, что бросается в глаза в этом фильме – это несоответствие образа героя Шукшина его персонажу. Егор Проскудин выглядит очень странно, поначалу даже не понятно, как на него реагировать. Перед нами матерый рецидивист с ужимками 16-летнего школьника. Казалось бы, к такому возрасту и с такой сложной судьбой человек просто не может кривляться как маленький ребенок. Весь фильм зрители наблюдают за нелепыми выходками уже взрослого человека. Порой кажется, что его выпустили не из тюрьмы, а из какого-то другого заведения. Да и внешне Шукшин мало похож на бывалого рецидивиста. В нем нет ожесточения, есть только очень пронзительный и грустный взгляд. На мой взгляд «Калина красная» является хорошим примером, когда один человек взял на себя ношу быть главным актером, сценаристом, и режиссером и просто не справился. Его взаимоотношения с главной актрисой тоже выглядят неестественными в рамках фильма. Все-таки супружеской паре трудно хорошо сыграть знакомство и начальный этап отношений. Зато она очень метко подмечает, что Егор, а может быть и сам Шукшин, смертельно от всего устал. Кинометафоры в фильме получились тоже весьма странные. Когда брат Любы, замечает паука, который упал в воду, он восклицает: «И как его угораздило! Ну ничего, сам вылезет». Это сцена как бы намекает, что попавшему в трудную ситуацию уголовнику придется выкарабкиваться самому. Но ведь в фильме все было не так. Егору помогала и Люба, и Петр, и другие люди. Многие в своих рецензиях обвиняют жителей деревни, которые отвергают бывшего зека. Но это не правда! Местные крайне лояльно относятся к Егору с учетом его прошлого, прощают ему мелкие огрехи, помогают найти работу. Даже когда он из-за своего упрямства отказывается возить начальство, ему быстро подыскивают более подходящее занятие. Ремарка про праздник, который нельзя купить за деньги, тоже на мой взгляд выглядит довольно слабенькой. В принципе «Калина красная» неплохой фильм в плане художественной задумки. Возможно, для своего времени это была очень важная картина. В ней заложена идея, что криминал – это плохо, и из жизненной ямы бывает крайне сложно выбраться. Но рассчитано это кино на очень нетребовательного зрителя, и сегодня выглядит скорее как притча, чем попытка показать историю реальных людей.

Mystery_girl_
Mystery_girl_16 октября 2019 в 16:31
Калина красная

Общее впечатление: Иногда так хочется чего-то душевного, простого и одновременно грустного. Но иногда не настраиваешь себя на это, а получаешь неожиданный разворот, как ушат холодной воды, зимой... Именно такой фильм - «Калина красная». Гг Егор (Василий Шукшин, он же режиссер) бывший заключенный, вор. Освобождается из мест лишения свободы и отправляется к женщине, с которой переписывался долгое время. Красотка Люба (Лидия Федосеева-Шукшина) давно ждала свое счастье и почему бы это не Егор) Только вот огромной любви я не обнаружила, нет какой-то химии глобальной. Но ощущается теплота, тяжело даже описать словами, но между героями что-то есть. Я бы даже назвала это родственная душа, когда один человек тянется к другому. И настолько приятно на них смотреть, что понимаешь, что в данный период времени очень сложно изобразить любовь, дабы не опошлить ее. Тогда же, делали все иначе. В советских фильмах есть особое очарование, и ради этого шарма стоит смотреть назад, в прошлое, окунаясь в атмосферу простых людей. Мне понравился персонаж Шукшина, необычный, острый на язык Егор человек с характером. И то, как люди относятся к нему, зная что он бывший зек, вызывает порою недоумение. Хотя людям всегда было (и есть) присуще вешать ярлыки, не узнавая человека ближе. Лишь Люба верит в то, что за черствым внешним видом, (к слову, он же ей и писал такие романтичные письма. Уж кто, если не она знает его больше, чем мужчина с нелегким прошлым) скрывается нечто другое. Душа! Да и в целом, персонаж драматичный, мы узнаем что в нелегкой судьбе у героя спрятаны скелеты в шкафу, становится его жаль. И даже выйдя и распрощавшись с прошлым, все никак не уходит от Егора былое: его дружки. Забавно, но его прозвище «Горе», приклеилось мертвым грузом, играя злую шутку в жизни. Заканчивается лента на горькой, грустной ноте, от которой ощущаешь ком в горле, оставляя после себя ноющую боль, волнительно и в тоже время задумываешься о многом. Ведь так грустно, что жизнь порою несправедлива. Ах, как жаль, что многие обходят стороной наши старые фильмы. Душевно, жизненно! Рекомендую! Тем более есть повод: 45 лет фильму в этом году. И совсем недавно был повторный прокат. 8 из 10

alekseev-an.alexeev
alekseev-an.alexeev14 августа 2019 в 10:44
Великий актер в никчемной роли

Егор Прокудин герой отрицательный для меня во всех смыслах. Василий Макарович один из моих любимых актеров. Чего стоит только роль в Они сражались за Родину! Любимый фильм о Великой отечественной войне. Да и режиссер Шукшин замечательный, я неоднократно пересматривал Живет такой парень. Из заключения на свободу выходит Егор Прокудин. Что с этой свободой делать он не знает, не жил он на свободе этой по-человечески. Мало того, и в тюрьме, несмотря на не первый свой срок, не смотря на немолодые годы, не решил для себя, кем перешагнуть порог колонии. И вот он начинает врать, будто ложь это первый шаг к очередной краже, будто ложь это щит, за которым можно спрятаться, будто ложь это то единственное, чего от него ждут люди. Причем все люди -бывшие подельники и нынешняя знакомая женщина Люба. Весь фильм герой Шукшина ведет себя вызывающе, вызов каждому, кто, как ему представляется наделен хоть каким-нибудь пороком. Вызов герою Буркова в танце на месте, будто изображая бессмысленный бег своей жизни, вызов судьбе в поступке, где он уводит милицию, вызов Любе -смотри на меня, я врал тебе в письмах. Вызов родителям Любы, людей, кто честно и тяжело работал всю жизнь он тоже презирает. Вызов всем. И ложь, ложь, ложь -от малодушной председателю, что не может возить прокурора и пустяковой старику на вопрос зачем он привез прокурора, до циничной, чревоугоидием воспитанной, Любе -про военкомат. И ложь эта пронизывает всю эту никчемную историю. Егор врет брату Любы, что ошпарил его случайно, врет матери, как трус скрываясь и подслушивая разговор ее с Любой, врет на каждом шагу, каждое слово, вылетающее из его рта -ложь. Но по сюжету добавлены сцены, где русский зритель испытывает жалость к чужому горю, на том вся трагедия и выстроена. Фильм не стоит того, чтобы смотреть его дважды. Кроме роли Шукшина, как таковой, фильм пустой, нет в нем не смысла, не урока.

ruswitcher
ruswitcher12 ноября 2018 в 20:57
Притча о Лазаре

После просмотра фильма вспоминаются строчки небезызвестной песни «Режиссер» группы «Градусы»: «…Я в этом фильме главный актер, я - сценарист в нем, я - режиссер…» Василий Шукшин здесь действительно «три в одном» - и автор повести, по которой была снята кинолента, и режиссер, и главный актер, играющий на пару со своей женой Лидией Федосеевой-Шукшиной. И, возможно, именно этот факт послужил причиной того, что фильм, несмотря на всю его «архаичность», какую-то постоянную узнаваемость, удался. Удался настолько, что финал заставляет взглянуть на картину совершенно под другим углом: стандартная история о попытках выжить после тюрьмы, начать новую жизнь без оглядки на прошлое превращается в историю настоящего искупления, добытого лишь потом и кровью. В легенду о Лазаре. Можно с уверенность заявить, что Шукшин в последние годы своей жизни экранизировал «Преступление и наказание», переложенное на современный лад; в его интерпретации эта вечная борьба героев Достоевского за чистоту души и помыслов звучит и дышит совершенно иначе: шукшинский Раскольников – вор-рецидивист Егор Прокудин, побитый жизнью добряк, острый на язык, почти юродивый, только что вышедшей на волю, не знающий, чего желать от внезапно упавшей в его руки жизни; шукшинская же Сонечка Мармеладова – светлая крестьянка Люба Байкалова, открытая, верная, в меру жесткая и суровая женщина, всем сердцем полюбившая Прокудина и его письма. Вокруг них и вертится основной конфликт Шукшинской поэмы (медленной, певучей, по-хорошему грустной) под названием «Калина Красная»: побег от старых друзей, привычек, жизни «вора в законе» плавно перетекает в погоню за новым счастьем, домом и, возможно, новой семьей, в которой у тебя не станут «спрашивать про биографию», а просто примут таким, какой ты есть. К этому добавляется еще и своеобразная борьба «за душу»: «демон» прошлого в виде Губошлепа, закадычного подельника, борется с «ангелом» будущего Байкаловой, намереваясь вновь наставить сбившегося было Егора на путь истинный. Однако, чем дальше, тем меньше шансов на то, что все сможет наладиться: старые друзья все еще дают о себе знать, след от нечестно заработанных денег не смоет даже благотворительный «пикник» с раздачей червонцев направо и налево («Деньги ляжку жгут», - иронично говорит Прокудин), работа личным шофером приносит лишь новую волну злости, а посещение старой матушки превращается в непродуманный фарс с «подсадной уткой» - Люба говорит, расспрашивает одинокую старушку о сыновьях, последний из которых покинул ее 20 лет назад, а Егор (или Родион?), словно маленький мальчик, сидит и угрюмо сопит в соседней комнате под черными очками, пытаясь найти в себе силы выкинуть их в окно и поступить наконец по-мужски. Не получается. Все как-то не получается. Дальше – типичные отговорки: «как волосы отрастут», «как в человека превращусь», - которые обнаруживают в герое огромную пропасть детского страха и малодушия, удивительным образом совмещенного с благородством духа. Возможно, из-за этой пропасти, чтобы окончательно в нее не свалиться, Егор Прокудин и старается идти по жизни «честно», возвышенно, с каким-то пренебрежительным смешком и неуместной иронией. Краткая, емкая, очень аскетичная, как сама повесть Шукшина, кинолента «Калина Красная» обнажает человеческую душу в самые, казалось бы, не подходящие для такого моменты жизни: во встрече с матерью, в попытках полюбить, в стремлении найти работу, в знакомстве с «ее бывшими», в посиделках в бане. Банальности одни. А посреди этих банальностей – одинокий русский человек, что в искреннем порыве льнет к чахлой березе, что плачет от невозможности что-то поменять, что гордо идет навстречу судьбе. Словно Лазарь.

kaspektor
kaspektor22 октября 2018 в 00:24
Умеешь радоваться — радуйся, а не умеешь — так сиди

В «Калине красной» нет отвергнутых, непринятых, лишних людей, как можно подумать изначально, узнав о не первой судимости главного героя Егора Прокудина по кличке Горе, которого сыграл Василий Шукшин, он же сценарист, он же режиссёр. Невольно вспоминается песня группы «Градусы», где так и поётся: «Я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нём и я режиссёр». После очередного срока Егор-Горе отправляется к незнакомке Любе — актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной — чтобы, так сказать, прийти в себя, набраться сил. Не зря ведь Люба в письмах сама звала его к себе. Конечно, прибытие в село к Любе проходит негладко, каждый прохожий по лицу Егора видит, что тот самый настоящий уголовник. Никто и не собирался его принимать. Да Егору это не особо и нужно было. Одна Люба видела за внешностью уголовника душу человека. После ключевой сцены фильма — сцены встречи с матерью — та самая человеческая душа рвётся наружу. И жизнь, кажется, налаживается. Фильм «Калина красная» о том, как сложно попрощаться с прошлым. Порой прошлое не отпускает, не хочет отпускать. Так и бывшие сообщники Егора не собираются так просто принять тот факт, что Горе предал их. Фильм и о том, как важно иметь в жизни человека, ради которого готов будешь меняться. Для Егора Прокудина этим человеком стала добрая и светлая, порой наивная, Люба. Если бы не она, так и продолжил бы Горе мотать сроки. «Калина красная» о том, как хороша простая жизнь, что есть в этой простоте своя прелесть. Егор так бы и продолжал думать, что способен только на уголовные дела, если б не попал в то село, где его встретила Люба. Фильм стал достаточно популярен. Он занимает 14 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. По опросу журнала «Советский экран» кинокартина стала лучшим фильмом в 1975 году. У кинорежиссёра Райнера Вернера Фассбиндера «Калина красная» входит в десятку любимых фильмов. На Всесоюзном кинофестивале в Баку в 1974 году «Калина красная» получила главный приз. Так же фильм заслужил приз польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973 года. Финал фильма, к сожалению, закономерен. По-другому судьба Егора Прокудина сложиться и не могла. Пусть он остался человеком несмотря ни на что, но годы заключения сделали своё, от этого никуда не деться.

Суперкозак
Суперкозак9 августа 2018 в 22:10
- И сколько сейчас дают за недоразумение? — Пять. — Мало, раньше больше давали.

Начав просмотр этого фильма, ожидал увидеть душераздирающую историю запутавшегося и раскаявшегося человека, этакого советского антигероя, которому нигде нет места на этом празднике жизни. Но, к сожалению, никаких сильных эмоций данная кинокартина вызвать у меня не смогла. И сейчас объясню почему. Первое, на что я рассчитывал, так это на драму о неприятии в общество ненужного 'гражданина', даже на некие гонения или несправедливые суждения по отношению к главному герою. Но всего этого практически нет. Да, поначалу к нему относятся с подозрением (как это делают все адекватные люди, при встрече с незнакомцами, не говоря уж о бывших ворах-рецидивистах), но потом довольно быстро принимают его в свой круг. Из всех людей, к нему негативно и высокомерно отнеслась разве что прокурорша, да и то, заслуженно, ведь наш персонаж сам нарвался своим развязным поведением, да острым, прямолинейным языком. Также непонятно, почему Люба, так быстро влюбилась в Егора Прокудина. Я лично, какой-то особой искры между ними не заметил. Они конечно слали друг другу письма (при этом ни разу в реальной жизни не видевшись), но что именно там было написано, нам простым зрителям неизвестно, а при живой встрече Прокудин стихами не говорил, и на поэта с душой романтика похож не был. Короче, больше было похоже не на любовь, а на банальную жалость, переросшую в симпатию (со стороны Любы). Что до Егора, то тот недолго думая, после знакомства с порядочной, но слишком целомудренной барышней, решил поволочиться чуть ли не за каждой встречной юбкой, благо это продлилось недолго, и закончилось полным фиаско с возвращением на путь истинный. Кстати, я его не осуждаю, все таки мужик не один год был лишен женского внимания. Довольно показателен эпизод, где Прокудину, 'деньги жгут ляжку', и не зная как устроить себе, 'праздник, которого он так долго ждал', он собирает в помещении совершенно посторонних людей (в основном каких-то престарелых, некрасивых теток и дядек), типичных любителей выпить и покушать за чужой счет. В конечном итоге, к нему приходит осознание, что имитация праздника, не является собственно настоящим праздником и он уходит в грустном одиночестве. А ведь достаточно было уехать в большой город, а там уж, 'взлохматить сто листов', и устроить, 'бордельеро', не составило бы труда. Все это говорит о простоватости и наивности ГГ, которые он сохранил, даже несмотря на многие годы, проведенные в тюрьме. Прочитав все вышеуказанное, может сложится мнение, что мне не понравился персонаж Егора Прокудина, но это совсем не так, ведь он сберег самое главное – человечность и доброту. Всё-таки В. Шукшин, действительно хорошо сыграл своего героя, но к сожалению одной актерской игрой, пусть и качественной, сыт не будешь. Хоть его герой и симпатичен мне, но по-настоящему сильного сочувствия он у меня не вызвал, и в конце у меня даже скупая мужская слеза не побежала. В чем же причина? Думаю, все дело в неудачном сценарии, отсутствии ярко выраженных конфликтов и диалогах, из которых собственно этот сценарий и состоит. Местами были фразы, ставшие крылатыми, но все же, действительно интересных сцен было мало. Также, мне не хватило юмора, который, пусть и присутствует, но в очень малых количествах (конечно важно, не количество, а качество, и это касается вообще всего). Разумеется, юмор в подобных произведениях далеко не главное, но даже в самых грустных и трагических фильмах он может быть не лишним, при условии гармоничного вливания в сюжет. Но меньше всего мне понравился финал. Каким-то он притянутым за уши получился, как будто ничего другого придумать не могли. Кроме того, осуществлению этого самого финала посодействовал и сам герой. А на что он рассчитывал, кидая общаковские деньги в лицо бича (БИЧ — бывший интеллигентный человек). Притом, именно его бывшие, 'товарищи-интеллигенты', первые кто ему помог на воле, встретили, накормили, напоили, да еще и денег дали. В общем финал закономерен. Исходя из всего вышесказанного, фильм для меня получился нудноватым и неубедительным по части драмы, так что больше поставить не могу: 5 из 10

smidmi1979
smidmi197923 июля 2018 в 22:27
Он «человеком» никогда не был — он был мужик… Настоящий мужик

Егор Прокудин, уголовник со стажем, после очередной отсидки отправляется к 'подруге' по переписке Любе. И вроде бы начинает новую жизнь, но препятствий к счастью, увы, много... Он человеком никогда не был - он был мужик, а их на Руси много. Пожалуй, именно эта фраза бандита Губошлепа и лейтмотив и эпиграф к фильму (хоть и в финале звучит). Прокудин - это ведь не только частная история. Это история целого народа, оторвавшегося от своих корней. И дело не столько в возвращении к корням, сколько именно в оторванности, неприбитости, неприкаянности, а ещё лучше в ненайденности Егора. Как-то даже тянет рассудить об 'их' свободе и нашей воле... Она ведь не познанная и не необходимость. У нас, видишь ли, 'забег в ширину', а там пробег вперёд. Там цель, у нас - стихия. Поэтому и Егор ищет опору. И это не только социальное, что было созвучно советскому идеологическому посылу - работа, семья, - но и нечто большее. Сюжет с матерью только подтверждает это. Занятно, что история вологодской бабушки, снятой живым кадром, в фильм попала почти случайно, но вряд ли случайна её история. Гибель сыновей в войну и потеря ещё одного в неизвестном направлении - это ли не судьба разделённого историей народа. Обречённый на сиротство... Или обрёкший себя на него... Комплекс вины за неучастие, что ли... Так что это не история как труд сделал из уголовника союз серпа и молота - человека. Может, и сошло бы за такое, если бы не фраза Губошлепа... Потому что здесь нет советского перевоспитания. Да ведь и Егор-Горе не становится советским. Да и советская власть больше растворяла человека в классе, коллективе, подвиге, но не всегда искала его самого. Вернее, не понимала, что ищет сам человек. Вот и возникают берёзы... - чуть не главный символ всех деревенщиков. Но не только. Шукшин-режиссер, мча Шукшина-актера на ракете по озеру (Белому, кстати), круговым охватом берет план Спаса Каменного - заброшенного храма посреди воды. В одной из ключевых сцен лежащий на земле Егор попадает в кадр вместе с сельской церковью... Не факт, что Василий Макарович ударяется в религию - но думается, что он видит в ней утраченную опору. К тому же именно в этом эпизоде возникает тема искупления... Финал, увы, стал лишь предтечей событий собственной жизни режиссёра. Не навсегда ли потеряна почва под ногами? Причём у всех нас...

Фестивальный
Фестивальный18 июля 2018 в 16:29

Фильм «Калина Красная» снял замечательный режиссёр Василий Шукшин. И сценарий тоже он написал. И ещё главную роль сыграл. Вдобавок к вышеперечисленному, он ещё и талантливый писатель. Точнее в первую очередь — талантливый писатель, а потом уже всё остальное. Но это так, к слову. И фильмы, и рассказы его, по большей части — о простых людях, как говорится — из народа. И Калина Красная — он тоже — о таком, «простом» человеке, который отчасти по стечению обстоятельств, отчасти из-за смутных подозрений о том,- что когда-то давно он свернул с правильного пути — вновь становится перед непростым выбором — Как надо жить? Жить правильно? Фильмы, да и рассказы, Шукшина всегда отличались крайней аутентичностью и правдивостью в изображении крестьянского быта, да и самих крестьян. Наверное сказывается то — что он и сам родом из далекого сибирского села. Это кстати выгодно выделяет его на фоне большинства коллег — которые искренне уверены, что для того чтобы максимально правдиво изобразить крестьянина — надо просто попросить актёра скривить рожу подебильнее, и заставить через слово говорить «эвоно» и «ейный» — ведь именно это и есть, отличительные черты наших крестьян. К счастью, Шукшину, удалось и без этих, безусловно гениальных режиссерских ходов, смешно и забавно показать вторжение бесшабашного уголовника и тихую крестьянскую жизнь. И хотя в фильме присутствует множество смешных моментов — это далеко не комедия, не совсем комедия. Это правильно — трагические повороты сильней всего воздействуют на зрителя, именно тогда, когда чередуются с юмористической разрядкой. Многие мои знакомые, кстати, не смотрят советские фильмы. Не потому что им не нравятся сюжеты, актеры, сценарии или идеологическая нагрузка, которую несут в себе советские фильмы. Они не смотрят их просто потому, что они старые. Ну типа картинка некачественная, звук не очень, камера статичная, экшону опять же нет! Оно-то конечно всё так. Но в советских фильмах там немного в другом замес, не в экшене. Вот так!

Синефил1997
Синефил199713 декабря 2017 в 14:39
«Видишь ли, дружок: если бы у меня было три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, чёрт с ней. Другую отдал бы тебе, а уж третью прожил бы сам, как хочу»©

Очень коротенько Советская картина Василия Шукшина «Калина красная» ровным счетом ничего из себя новаторского не представляет. Это деревенский сказ, о человеке сбившимся с пути, вроде он не хороший, но и не плохой. Он постоянно противоборствует сам себе, внутри него разные мысли, оттого он очень интересен как персонаж. А в первую очередь — как человек. Именно в нём есть все качества присущие любым людям. Ровно столько и в жителях той деревни, где пригрелся его персонаж. И это, наверное, главная прелесть советских лент — они по простому тёплые, интересные и жизненные. Точно такого же человека можно увидеть в жизни, и поддавшись стереотипам или какой-либо пропаганде просто решить что он плохой, и вообще не человек, да и кому он нужен. Оттого и не понимаешь, как в такого проходимца могла влюбиться Люба, но это всё-таки притча, печальная своим концом и радостная своим началом. Ну, а, про Василия Шукшина, что сам сыграл и срежиссировал фильм, говорить нечего. Он большой молодец, чем и снискал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Баку (1974) и приз польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973 года, показанный в Польше.