Сильное по эмоциональной составляющей кино. Может быть и не конгениальное, но, по личному мнению, и не одноразовое! Тем более, что, в отличие от советских героико-патриотических картин (хотя я их никоим образом не клеймлю, а напротив, люблю, но за другое) отличается как темой, так и подачей материала. Неоднозначная, жуткая, неполностью раскрытая (и, уверен, что, к большому сожалению, уже и не будет полностью когда-либо правдиво показана) тема штрафников конкретно и этой войны в общем... Авторам удалось держаться золотой середины: не уйти в 'чернуху' и не спопсить. Удачно оттеняет военную сюжетную линию 'мелодраматическая' составляющая. И она не выбивается из общей стилистики: война на грани здравого смысла (а порой и ЗА) и безудержная, какая-то без начала, конца, а может и смысла, страсть главного героя (воспоминания). И эти события можно трактовать двояко. С одной стороны можно провести параллель с животным существованием штрафников и животной же, необузданной страстью любовников. С другой - это взять ОТ жизни всё (на тот момент для любовников их страсть и есть то ВСЁ) и попытка штрафников всеми фибрами своего существа вырвать саму эту ЖИЗНЬ! А может и то и другое?.. Ничего никогда нельзя трактовать однозначно - ведь каждый зритель всё равно пропустит увиденное через 'фильтры' своего жизненного опыта, придёт к своим выводам и, в результате, увидит СВОЁ кино. В результате моих рассуждений, возражу своему же утверждению в начале - этот фильм всё-таки маленький шедевр. По той простой причине, что авторы картины заставляют зрителя думать, а осуществить подобное непросто. Да и фильмов вовлекающих зрителя в сложный мыслительный процесс за всю историю кинематографа было не так уж и много. А тех, которые ещё и поднимают-подтягивают аудиторию на другой уровень существования то и подавно. Обратных же примеров валом - по той лишь причине, что это крайне просто и, что людей богатых духовно крайне мало... Рекомендую.
Не стал бы оценивать этот фильм по правдоподобности, предпочту оценить его по художественной составляющей, ибо она эмоциональна, драматична и привлекает моё внимание. Смотришь советские фильмы перед самым развалом и восхищаешься, как раньше снимали, какая была актёрская игра и понимаешь, что даже может не самый известный фильм становится очень интересным, не стала исключением и картина Виллена Новака Гу-Га. Уже с самого первого кадра становится понятно, что будет эмоциональное и драматичное кино. Режиссёру как мне показалось удалось снять вполне годное и качественное кино на тему Великой Отечественной войны про Штрафников, где всё на грани, кажется ещё чуть-чуть и фильм перейдёт в откровенную чернуху, но нет картина хоть и ходит словно по лезвию ножа, но не опускается до откровенного трэша, всё очень гармонично и качественно получилось. Мне очень понравился главный герой Борис Тираспольский, который временами кажется обычным героем любовником, и его любовные похождения достаточно интересными получились и им уделено немало времени, но герой которого сыграл Алексей Волков обладает неплохими лидерскими качествами, он наглый, но достаточно уверенный в себе боец, на события с которым очень интересно смотреть. Впечатлило его бесстрашие. В картине чувствуется советский почерк, когда друг за друга стояли горой, особенно это было заметно по молодым курсантам в начале, понравилась сама атмосфера как и до военных действий, так и сами сражения, выглядели они достаточно эмоциональными и драматичными. Понравился мне и Андрей Толубеев, в роли капитана Правоторова сначала его персонаж сильно веселит, но когда начинаются сражения с врагом мне понравилось как он вместе с бойцами был в бою, как действовал. Алексей Горбунов сыграл в типичной для него манере. Его персонаж Даньковец похож на некоторых его героев, украсил и без того сильное кино. Мне очень понравилось как Штрафники сражались с немцами, понравилось как эмоционально это всё было показано, фильм полон драматизма вызывает настоящий интерес и с большим энтузиазмом смотреть на всё происходящее, в нём чувствуется великая страна которую к сожалению мы потеряли. Много сильных моментов показал Новак. Если сравнить с тем, что снимают сейчас в России, то конечно это топ, даже без сравнения абсолютно сильное по накалу кино, которое заслуживает внимания. 8 из 10
Буду по-военному краток. Время создания фильма продиктовало и конъюнктурные условия: подрастающая малышка-дерьмократия усердно мазала пелёнки прошлого. Тогда под соусом 'открытия глаз' народу подавалось примерно то же,что вещала немецкая пропаганда и власовцы полста лет назад. Правдивый фильм про войну в нашей стране не должен перевирать историю в угоду времени. Штрафники ни в смерти, ни в героизме ничем не отличались от миллионов других павших. Подумайте, каково было нашим в начале войны, когда и штрафрот ещё не было. И оружия почти не было, и потери были больше, и страха было больше. Поэтому не нужно выделять штрафников - сами они этого в жизни не делали. И дело не в том, что командиры не жалели жизни солдат. Солдаты сами не жалели своей жизни в той войне - видимо, им было из-за чего. Прежде чем нести 'людям правду', следует узнать её, спросив у ещё живых свидетелей, в том числе у бывших штрафников и нквдешников. В нашей стране и в такой теме недопустимо скатываться к моде на политику или на 'страдания выживающих общечеловеков'. Резюме: конъюнктурный наскоро сделанный фильм перестроечного периода. 4 из 10