Я уже немного знаком с творчеством Шванкмайера, его работы интересны необычной подачей материала, нестандартностью идей. В общем, поклонники его творчества меня понимают. В данном произведении мы видим психоанализ жизни главного героя Евжена. Солидный мужчина, хорошая работа, любимая жена. Казалось бы, идиллия. Не всё так просто. Евжен переживает не самый простой период. Его одолевают мучительные сны с некой дамой в красном. И вот парадокс: он ну никак не может запомнить её имя? Кто она? Предел его мечтаний, случайная незнакомка, повстречавшиеся на улице или просто очередной сон? В этом нашему герою помогает разобраться психиатр. Режиссер сатирически показывает противостояние двух теорий: Фрейда и Юнга, они словно мальчишки, дерутся между собой, корчат рожи, доказывая правоту и порой даже хватаются за головы-видимо, даже такие великие умы не всегда способны понять, что в голове Евжена. Фильм изобилует образами, символами, которые понимаются не всегда однозначно. Но в том и интерес таких фильмов, что с дальнейшим повествованием, зритель собирает как крупицы пазла жизнь Евжена, раскрывает потаённые дверцы его души, заглядывает в его прошлое. Главные герой нехотя, но всё же раскрывает свою натуру и картинка становится более цельной. 6 из 10
Зигмунд Фрейд, постулируя свои догмы о подсознательном и восставшем из глубин великом Фаллосе, и сам не подозревал, насколько раздувшаяся проекция, разойдется в тираж, оплодотворяя все новые умы и давая столь богатые приплоды, что прогрессию от полоумного до демиурга, венский энтузиаст, преодолел, ну буквально, пока тлела всего лишь сигара. Особо богатые всходы дали семена учений Фрейда в одном госпитале для раненых на полях Первой Мировой Войны, где работал некто Андре Бретон. Так Фрейд стал суррогатным отцом сюрреализма. Подчерпнутый в лоне смерти опыт, требовал от Бретона мощной рефлексии, и психоаналитические концепции определили ее окончательные формулировки. Так были установлены два важнейших полюса «сюрреальности», секс и смерть, либидо и мортидо. Тем временем, Карл Юнг, намотав идеи Фрейда на ус, отбросил его методы и выводы, как презервативы в постели уже беременной женщины, чтобы погрузиться в пласты, которые отцу шестерых детей, даже и не снились. Впрочем, его идеи, внеся свой мощный вклад в развитие науки и впервые для психологии, найдя отклик на стороне наук точных, на определенной фазе, перестали интриговать общественность, хоть и культурное воплощение всегда находили под стать своей масштабности — Герман Гессе, Кобо Абэ, Феллини, Бергман, в разное время, сознательно отдавали художественные почести архетипам. Вот и Ян Шванкмайер, один из самых видных сюрреалистов последних 25 лет, решил, что настал его час наконец официально выбрать сторону. Психоаналитическое измерение всегда фигурировало в фильмах Шванкмайера, так что, рассудив, что опыта ему не занимать, он переносит туда важную часть сюжетной канвы. Его главный герой, Евгений, очевидно, переживая кризис среднего возраста, начинает видеть чрезвычайно реальные, гипнотические сны, в которых вступает в отношения с красоткой в красном платье. Та сначала представляется как Ева, но впоследствии каждый раз меняет имя. Вскоре на сцене появляется мальчик, а также неприятный двойник Евгения… И, конечно, всяческие змеи, конечности, выглядывающие из окон, собаколюди и прочие обитатели подсознания. Герой решает обратиться к психоаналитику. Не считая крупных планов и некоторых элементов тел, фильм оформлен в декорации коллажей из аппликаций и фотографий, по заявлению режиссера — из соображений экономии. Но, верить ему, конечно, не стоит. Скорее уж, он хочет сразу избавиться от настырных, но привередливых потребителей киноартхауса. Использованные методики, напротив, лишь способствуют выразительности имитации, не только образного ряда, но и художественных средств сновидения. Отдельное удовольствие — следить за тем, как Шванкмайер, как всегда безупречно выбирает место соприкосновения ирреального и реального, где начинается симбиоз в вожделенную Бретоном сюр-действительность. При этом, канал связи обоюден и в какие-то моменты, уже не сон диктует свои правила на территории материального, а наоборот, пропускает в свой состав элементы жизненной рутины. Психоаналитик, попытавшись сначала героя соблазнить, вскоре начинает дирижировать процессом, предлагая Евгению интерпретации то по Фрейду, то по Юнгу. При этом сии благородные мужи, в виде дагерротипов, составляют коллегию присяжных, разумеется, придерживающихся противоположных мнений. И тут вернемся к нашим баранам — важнейшая стадия анализа начинается, когда Евгений, приняв во внимание, как демиургов, так и их пророка, берет инициативу в свои руки. Истина всегда где-то посередине, и Шванкмайер, впрочем как и любой вменяемый аналитик, начиная с того же Юнга, понимает, что утопающий, подхватив спасательный круг, доплыть до берега должен сам. К тому же, как ни подкован аналитик, всегда есть риск упустить важнейшую деталь. Так что на решающем этапе, Шванкмайер, демонстрируя попутно впечатляющую креативность и скрещивая в подсознании героя теории Фрейда и Юнга, что шокирует докторшу, выводит того на финишную прямую, где Евгений остается наедине со своей бессознательной жизнью, чтобы объединить ее с реальной. И что очень важно, поворот этот осуществляется через территорию, саму ткань которой плетут иллюзорность и обыденность, пропорционально чередуясь на стадиях человеческого восприятия и складываясь в ни с чем не сравнимые ощущения — и это, конечно же, кинематограф. Идеи на эту тему формулировали уже следующие за Юнгом и Фрейдом поколения психоаналитиков, вроде Жака Лакана. Тут стоит отметить, что разработка «случая» Евгения выполнена на очень серьезном уровне, а некоторые шутки, вроде «зловонного дыхания супер-эго», или «изнасилованной анимы», смогут по достоинству оценить лишь профессионалы области. Что нисколько не мешает «Пережить свою жизнь» оставаться, в первую очередь, захватывающим аттракционом. Немало режиссеров мусолили тему психоаналитиков, пока другие любовно демонстрировали патологические трансформации сознания, пожираемого неврозами. И, конечно, бесчисленное множество художников и не очень использовали психологические концепции без всякой задней мысли. Но поместить фильм в психологическую действительность, да и еще соответствующее декорированную, построить посередине разводной мост, да такой, что сами господа Юнг и Фрейд похлопали бы в ладоши и прогулялись туда-сюда, и, наконец, вывести кульминацию в настоящий инсайт, мог, пожалуй, только кукольных дел мастер. 9 из 10
Я влюбилась в Шванкмайера ещё после просмотра «Безумия», но ознакомившись с этой лентой, влюбилась ещё раз. Это настолько сильно, что у меня даже слова не хотят подбираться. Это невозможно описать — это нужно увидеть. Первое, что бросается в глаза, это «живой» коллаж. Вот никогда не думала, что мне понравится такой приём. Обычно меня подобные вещи напрягали и отбивали всякий интерес смотреть фильм. Но в этом случае, я была настолько заинтригована, что смотрела, открыв рот. Уж не знаю, действительно у пана Шванкмайера был бюджет впритык или он опять водил за нос зрителей. В любом случае, я благодарна ему за полученное эстетическое удовольствие. Теперь о сюжете. Солидный женатый мужчина начинает видеть странные сны, сбивающие его с толку и не дающие нормально жить. Эта утомляющая фантасмагория, разворачивающаяся в его сознании, гонит его прямиком к психоаналитику. Женщина-психоаналитик, к которой обращается главный герой, с оптимизмом подходит к делу и довольно быстро растолковывает бедному мужичку, что же с ним творится. Однако сны главного героя довольно изменчивой породы, в связи с чем, психоаналитику приходится заходить с другой стороны. Старается женщина на совесть и светила науки, висящие в её кабинете, вполне довольны своей последовательницей, что выражают в искренних рукоплесканиях. Фильм очень интересен уже только своей тематикой: сны, сознание — здесь копаться и копаться. Тем, кто интересуется психоанализом, обязательно понравится. Ход развития событий интригует и даже держит в напряжении — сложно предугадать, что случится в следующую минуту и в то же время сгораешь от любопытства и нетерпения узнать, чем же всё закончится. Отличный юмор, отличная актёрская игра, отличное всё. 10 из 10
Ян Шванкмайер, известный уже своими анимационными экспериментами, в этот раз опять удивил: он создал художественный анимационный фильм в жанре «психоаналитическая комедия». Вместо актеров Шванкмайер использует их фотографии, лишь изредка оживляя в каких-то значимых моментах или словах. Главный герой фильма Евжений начинает видеть сны, которые он хочет повторять снова и снова. Сны смешиваются с реальностью, которая радует гораздо меньше. Евжений ищет способы больше жить в снах, при этом в реальности активно посещает психоаналитика (по чешски очень мило звучит «психоаналитичку»). Сюжетная линия пляшет из жизни в сон, кое-где смешиваясь и наполняясь причудливыми шванкмайеровскими образами и классическими психоаналитическими символами. Что же это за внезапная одержимость снами? Кто эта яркая молодая красивая женщина, предстающая перед нами в снах Евжения сначала как Ева, а дальше постоянно меняющая имена? Конечно же, первая психоаналитическая интерпретация — мужчина неудовлетворен сексуальной жизнью и ищет во сне реализации своих мечтаний. Фрейд и Юнг, висящие в рамках на стене кабинета психоаналитички, аплодируют ее догадке. Но пациент не останавливается, он подбирается к своей душе — аниме — Юнг юродствует над Фрейдом. В итоге, в «истории болезни» главного героя происходят совсем невозможные в рамках психоанализа развития событий во снах и… Классики психоанализа падают со своих пьедесталов! А Евжений заходит все дальше и уже навязчиво, как будто нет никакого другого выхода, все глубже и глубже живет во сне, пережив и осмыслив который, он, наконец, учиться плавать. Очень много утонченного юмора в этом фильме — одно Супер-Эго чего стоит! Множество прекрасных аллегорий. Выбранная форма смеси анимации с оживлениями так ярко отражает концепцию сознательного и бессознательного, снов и реальности. И как-то особенно светло и радостно становится от мысли, что ни одна интеллектуальная концепция не способна творить тех чудес, которые способен творить с собой человек, желающий приблизиться к себе, исцелиться, быть свободным и счастливым!
Никогда не отличалась беззаветной любовью к Шванкмайеру. Его фильмы находила оригинальными, интересными, хорошими, но ни один из них не заслуживал превосходной степени в моих личных оценках. И вот это случилось. Пережить самого себя: Теория и практика -кроме того что это самый лучший фильм экспериментатора чеха, но и очень умная ироничная и по настоящему смешная комедия. Одна из миллионов история в основе сюжета. Пожилому мужчине снится сон навязчивый знойной красавице в красном И он направляется к психоаналитику. Над такой ситуацией то уже и смеяться скучно, но Шванкмайер ее обновил и скуки как не бывало. Мужчина пошел к психоаналитику не для того чтобы избавится от снов, а для того чтобы их сохранить. Впрочем смешное там начинается с первого монолога и с первого кадра, когда Шванкмайер вводит зрителя в курс дела, сообщая что вынужден был прибегнуть к анимации из клочков бумаги, так как это дешево, а на художественный фильм денег нет. А дальше начинается погружение в сон, состоящий сплошь из символов, и беседы с психоаналитиком. Не обошли вниманием ни один комплекс, который мог хоть краем зацепить ситуацию, положенную в основу сюжета. Обыграли все типичные реакции психоаналитиков на подобные жизненные случаи. Конечно же противопоставили сексуальную теорию Фрейда религиозной теории Юнга, ну и безусловно эти два мэтра психоанализа напинали другу другу от души буквально и фигурально, не сойдясь на почве толкования сна, впрочем как и всегда. Удивляюсь как только не вспомнили популярного ныне Зеланда, когда говорили о нетрадиционных методах контроля за сновидениями. Отличный фильм. Я хохотала во время просмотра. 10 из 10
Для тех, кто знаком с творчеством Шванкмайера скажу словами самого режиссера: «Это психоаналитическая комедия» по мотивам теорий Фрейда и Юнга о бессознательном и толковании сновидений, а так же о борьбе мнений вышеуказанных лиц по поводу этого вопроса. Для тех же, кто не знаком еще с творчеством, хочу сказать, что Шванкмаейр… режиссер крайне специфичный, вполне способный и имеющий смелость выдавать совершенный бред и бессмыслицу за серьезную проблему. Я предупредила. Это касается и формы и содержания. По сравнению с более ранними его работами, «Пережить самого себя» гораздо проще во многих отношениях. Символизма меньше, да к тому же он является главной загадкой фильма, так что его в конце полностью разъясняют. Что касается сюжета — это психологический детектив, закрученный на сне главного героя, который, мучимый загадками приходит к психоаналитику за помощью. Врач начинает поиск скрытого и бессознательного, обнажая удивительную для самого пациента правду. Конечно, это не самое сильное его кино, но то, что оно заслуживает внимания — так точно. Настроение и впрямь поднимает, да и общеобразовательную функцию несет. … и вот не надо нас опять обманывать, что у Вас не было денег! Да еще и с таким серьезным лицом! 9 из 10
Смотрел все предыдущие фильмы Шванкмайера, и к большинству отношусь с немалой долей восторга и восхищения. Поэтому его новый фильм начинал смотреть с некоторой опаской. Но уже «вступительное слово» самого режиссера обещало, по крайней мере, превосходное ироническое кино. Сюжет, на самом деле, довольно прост, а для американского мелодраматического кино — даже банален. Но, как известно, сюрреализм — «не сюжетом единым» =). Шванкмайер построил превосходный мир сновидений, со всей абсурдностью, странностью, символизмом. Немного апеллируя к своим «Возможностям диалога» и «Конспираторам удовольствия», Ян создал абсолютно уникальное сюрреалистическое кино. Техника, которую выбрал режиссер, — фотоанимация с элементами игрового кино, чем немного напоминает фильмы Рауля Сэрве, особенно «Таксандрию». Этот выбор позволил автору сохранить визуальную близость к реальности, содержанием абсолютно «летая в облаках», чем Шванкмайер, в который раз, похож на творчество Магритта. Собственно, если писать «по сути» — то нужно писать много, а так — просто очень много позитивных эмоций, а местами все тот же старый добрый «восторг». 10 из 10