Бебиа, по моему единственному желанию: отзывы и рeцензии

pavelchasow
pavelchasow31 марта 2024 в 16:29
За потерянной душой

Благодаря статье в журнале «СЕАНС» прочитал про первую полнометражную картину Жужи Добрашкус, которая в «Бебии» отразила часть своей биографии. В кино нередко случается так: выделяются гигантские бюджеты, ставятся декорации, актёры играют, не щадя себя, снимаются дубли, а получается плоское жизнеподобие. И наоборот: кто-то с камерой заходит на кухню к обычным людям, и на экран переносится ткань жизни У Жужи в кадре почти нет профессиональных актёров. Есть ощущение, что уровень доверия немому свидетелю, камере — максимальный. Камера здесь — невидимка. Она следит, смотрит словно исподлобья и ворует всё, что попадается: ритуальный плач и мягкую улыбку женщины, режущей овощи на кухне, шаг оступившейся ноги и истерику от усталости Сюжет: юная Ариадна сбежала подальше из дома, но приходится вернуться. Умерла бабушка. В семье есть обычай: если кто-то умер не дома, надо пройти с нитью от места смерти к телу усопшего, чтобы душа нашла путь к телу. Ариадне дают мотки белых ниток и таинственного проводника Добрашкус вплетает в историю Ариадны мифы: будут Медея и Минотавр, лабиринт и жертвоприношения. Фильм — чёрно-белый, и тут важно знать одну деталь про Жужу и про главную героиню «Бебии». Они — рыжие, так что в каждой семье были восприняты как подкидыши. Этот слом — один из главнейших в фильме, и, не зная его, многое в кадре упустишь «Бебиа» многослойна. Кроме семейной драмы, упакованной в ткань мифологии, есть звуковой ряд. Иногда возникает чувство, что Добрашкис сняла фильм внутри фильма, что звук стоит прослушать отдельно, не глядя на экран. Спрятанное кино специально для тех, кто привык мир «ощущать» ушами Операторская работа — отдельный восторг, благодаря нехитрым приёмам «Бебиа» идеально показывает одиночество ребёнка. В какой-то момент начал рыться в собственной памяти: когда я впервые испытал отдельность себя от мамы? Это было трагично или буднично? Следуя за размышлениями Ариадны/Жужи, нас толкает в одиночество перерезанная пуповина, с этого момента мы — отдельно. На осознание могут уйти десятилетия. Принятия может не произойти Следующий слой фильма — отсутствие цвета. Иногда бывает настроение на чёрно-белое кино, некоторые режиссёры даже выпускали ч/б версии своих работ («Безумный Макс: Дорога ярости», «Логан»). Чёрное и белое — всегда игра. Это про ад/рай, радость/горе и так далее. У Добрашкис чёрный — холод. Он сковывает пространство, не позволяя героям согреться даже при солнечном свете. Чёрный цвет — космос между людьми, безжизненное пространство, заглушающее звуки, искажающее смыслы и эмоции.. О какой душе может идти речь, если собственная нить жизни оборвалась где-то в лабиринте? ЗЫ. Предупреждение: это медленное и тягучее кино, сам не всегда люблю такое, но тут совпало и увлекло