Пять выпускниц Московской школы кино осмелились объединиться и выпустить альманах новелл о женщинах, выживающих в современном хаосе и способных вмиг поменять любое решение на полярный ему вариант. Концепция идеи, безусловно, интригует и немекает на обязательное присутствие оригинально преподнесённых будничных разногласий — где-то ироничных, где-то драматичных, где-то весьма специфичных. Повезло ли кинематографисткам создать интересный многоголосый проект на злобу дня или чего-то здесь всё же не хватило? «Прощай, Амстердам!», реж. Наталья Шинелёва Парочка вегетарианцев встречает в супермаркете разъярённую хамку и в результате её укуса у героини начинает портиться поведение. Гигиеничная пародия на «Сырое» Жюлии Дюкурно, преследующая Светлану, постепенно подводит к логичной перестройке отношений с Олегом, который, соблюдая заветы «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера, экранизировавшего книжку Чака Паланика, пробует быть чуточку грубее и развязнее. А дальше, как подразумевала аннотация, переоценка ценностей порождает вспышку страсти вкупе с желанием существовать вне столпов идеальности. Всё бы ничего, но, невзирая на симпатичность отдельных моментов, а также явную «химию» между Натальей Анисимовой и Александром Дмитриевым, этюд о бунте против нормальности пищит на ровной ноте. Ни предсказуемый юмор, ни лёгкая трель саспенса, возникающего от чесотки или незаметно съедаемого бутерброда с колбасой, не позволяют перепрыгнуть на уровень выше. Проходное развлечение с незначительной долей странности и средне реализованным потенциалом. 5 из 10 «Урюк и Курага», реж. Линара Багаутдинова Карина приезжает из Москвы в родной татарский городок, сталкивается с отцовскими пассивно-агрессивными выпадами и вскоре понимает, что её матушка держит в секрете то, что может расклеить семью. Провисание по актёрскому исполнению то скатывается до банальных переигрываний, то возвращается в напряжённое русло, а сама ситуация иногда метко и правильно, иногда чересчур считываемо выстраивается в дилемму, норовящую либо принять выбор одного родителя, либо посочувствовать абьюзеру в лице другого, ведь и ему не сладко. Дрожащая камера выдаёт неопытность чудовищно старательным рвением удержать кадр на месте, но это ещё терпимо в сравнении с сюжетной подвешенностью и неопределённостью. Вроде бы и получилось заинтриговать, вбив клин в чужой клан, а всё-таки заплыть на глубину не достало сноровки, пусть и стоит признать, что какие-то эпизоды, подстёгнутые молчаливым напряжением, вышли неплохими, а скрытые внутренние мотивы порой довольно точно подкреплялись внешними обстоятельствами. 5 из 10 «Парад планет», реж. Вера Смолина Анна, пребывая на экскурсии в доме-музее Тютчева, устраивает скандал, ссорится с мамой и, оставляя той кошелёк, убегает прочь, чтобы отправиться в долгую, громкую, изнурительную одиссею, попутно притянув клубок безвыходных курьёзов, дойдя до крайней степени отчаяния, увидев настоящее чудо и осознав цену собственной глупости. Добротная (хотя ни черта не добрая) трагикомедия, где почти всё складывается так, как тому полагается быть. Операторский энтузиазм тешит разнообразными стилями съёмки — в том числе через объективы телефона, фотоаппарата и видеонаблюдения. Саунд-дизайн прекрасно подходит тому или иному случаю, варьируя от Верки Сердючки с Валерием Леонтьевым до, как бы то ни было, Шуберта. Зловредная антагонистка в роли протагонистки, постоянно творящая бедлам, забивает нарратив комично-кринжовыми выходками, дабы позднее напороться на грабли негативных флюидов к окружающим и постичь мораль душевного исцеления путём потерь и страданий. Пожалуй, едва ли не лучший сегмент в коллекции. 7 из 10 «Шесть Два Восемь», реж. Анна Кузнецова Саша пытается разобраться в чувствах к соседке по студенческому общежитию Яне, подмечая её шашни с малоприятным Егором. Наступивший день рождения Яны вносит коррективы во вражду Саши и Егора, но непоправимое происшествие переворачивает представления о важности неразрешённого конфликта на сто восемьдесят градусов. Нестандартный взгляд на проблему любовного треугольника, где катализатором его разбивания выступают побочные факторы, а не локальные поползновения. Центральный персонаж является скорее свидетелем, реагирующим на раздражители, нежели прямым провокатором (в отличие от остальных сторон сложившейся геометрической фигуры), однако мы выносим зрительский вердикт конкретно её восприятию событийного ряда, переносящему радикальные метаморфозы. Так, в конце концов, романтическая чехарда уходит на задний план перед более мрачной правдой, срезающей все углы. Техническая составляющая аналогично не вызывает претензий: авторская методика, заключённая в рамки бытового реализма, свободно и увлекательно расставляет акценты там, где это необходимо, благодаря чему хроника обыденности превращается в колею перипетий, ведущих к точке невозврата. Тонкая, чуткая, достойная работа. 7 из 10 «Кальмар», реж. Лидия Кондратюк Полине — тридцать, она — не замужем, ей — сносно. Материнские тревоги и сестринские упрёки льются в уши аки дёготь, а суженый Митя не собирается разводиться, портя грядущую годовщину романа, но ей — по-прежнему сносно… пока вдруг на тёмной-тёмной улице своего уснувшего района после случайного свидания с незнакомцем из метро Поля не переживает нападение грабителя. И вот тогда приходит истина, что такое — «хорошо», а что такое — «сносно». Подытоживая список представленных опусов, сия зарисовка ненароком «мэтчится» с «Прощай, Амстердам!», образуя кольцевую структуру: сборник стартует постулатом о потребности разрушения зоны комфорта, вставшей колом из-за атаки неадекватного прохожего, и тем же самым завершается. Загвоздка в том, что ни каких-либо изобразительных средств, ни тем паче изобретательных ходов, ни внушительного противопоставления причин и следствий тут не найти: драка с агрессором кажется единственно удачным фрагментом повествования, а характер девушки не претерпевает весомых изменений. Одалживание платья или мужа, бывшее ей в привычку, не менее манипулятивно, а нахождение в умеренно токсичной среде вовсе не мешает принимать кофе и комплименты от посторонних, так что в забитости барышню никак не упрекнуть, и потому резкий скачок самооценки вверх — лишь вопрос времени, истерики и конфронтации с уличным грабителем. Переломный миг оборачивается чередой вполне угадываемых импульсивных реакций, но их интенсивность чрезвычайно снижена, а продолжительность — обрублена на полуслове, отчего ожидаемый всплеск становится пустяковым пшиком. К сожалению, слабейшая из всех историй. 4 из 10 ИТОГ Две годные короткометражки, две посредственные и одна «не пришей кобыле хвост» — достаточно спорный набор, частично подлежащий рекомендации. Корабль амбициозности кренится набок от шторма, но Кузнецова и Смолина, как бравые капитанши, берут корректный курс и спасают подруг от бедствия, устремляясь к горизонту возможностей. «Я передумала» — относительно недурная антология с феминистическими нотками, дающая дебютанткам перспективу высказаться о наболевших нюансах повседневности и замечательно иллюстрирующая нестабильность жизненных коллизий, толкающую к различным поступкам. Так, кто-то под гнётом суеты усмиряет нрав, а кто-то, наоборот, сбрасывает оковы, ломает стены и выбирается наружу если не новой, то знатно подправленной версией себя, и, соответственно, таков вечный процесс формирования человека, чьё горькое, но чистое завтра никогда не похоже на вчерашний день. 6 из 10