Годен к нестроевой: отзывы и рeцензии

smidmi1979
smidmi197912 сентября 2021 в 08:54
'Боевой конь' по-советски

Юноша Данилин, непоротый сын часовщика, попадает в армию связистом с пометкой 'годен к нестроевой', поэтому и назначен на должность ездового, но и здесь сюрпризы и неприятности находят незадачливого наивного чудака... Иногда кажется, что советское кино - это неисчерпаемая кладезь неожиданных, маленьких шедевров. Пусть это сильно сказано, но и смешное, и грустное находится во вроде бы неброских фильмах, чем-то напоминающих эскизы или штрихи к большому полотну под названием 'Война'. Вроде и рассыпающийся сценарий, вернее, сюжет, и отсутствующий саспенс эпизодов, и взрывы, но без батальных сцен, и незвездные актеры (разве что Михаил Пуговкин, но и он ведь всегда был на втором плане) и отсутствующие изыски в операторской работе, работе художника и композитора... И есть штампы (про межнациональную дружбу, например)... То есть смотреть это невозможно? А ведь нет - возможно и даже нужно. При всей разобранности картины она неспешно приводит к мысли, что деление солдат, как и вообще советских людей, на героев и тыловых крыс неправильно. В любой момент невидимый и потешный человек в пенсне и под пули попасть может и невидимый подвиг совершить. А главное, что есть в Годен к нестроевой - две мысли. Первая (теперь уже и не такая очевидная) - Победа она и вправду одна на всех и всеми выкована, выстрадана и... нежно сохранена. И вторая - не только ребёнок со слезой, но и жизнь боевого коня может на войне стать залогом человеческого в самом высоком значении смыслом... Так что финал разрывает сердце между трагедией и надеждой, войной и землепашеством. На всякий случай - это дебют в большом кино режиссёра знаменитых Офицеров Владимира Рогового, а актёры, к счастью, не манекены.

FRIDMON
FRIDMON23 февраля 2014 в 08:39
На Боже, что нам негоже?..

Вторая режиссёрская работа Владимира Рогового. (Всего через два года он начнёт снимать фильм на все времена - 'Офицеры' 1971г.) Эфраим Севела (в советский период жизни — Ефим Севела, настоящее имя — Ефим Евелевич Драбкин) написал сценарии к комедийным фильмам на фронтовую тематику, в том числе «Крепкий орешек» (1967) и «Годен к нестроевой» (1968). В последнем выступил одновременно в роли режиссёра, сценариста и актёра в эпизодической роли. В 1971 году участвовал в захвате приёмной Президиума Верховного Совета СССР группой из 24 человек, требовавших разрешить советским евреям репатриироваться в Израиль (хотя, по собственному признанию, ранее не был ни диссидентом, ни сионистом). Президиум Верховного Совета СССР удовлетворил требования о выезде в Израиль. После суда над группой был вместе с семьёй и остальными участниками акции выслан из СССР. Быть может именно из-за этого факта замечательная лента Владимира Рогового долгие годы не была востребована зрителем. Хороший фильм с великолепной актёрской игрой. Главные персонажи, без сомнения, - это Володя Данилин (Виктор Перевалов), Лена Королёва (Любовь Румянцева) и старшина Качура (Михаил Пуговкин). Все они - как 'три кита', на которых держится фильм, притом, что второстепенными остальных персонажей называть не хочется, потому что все они не столько сыграли, сколько прожили фильм. Это и жгуче-темпераментный персонаж Кахи Кавсадзе, и врачеватель 'животных душ' фельдшер Алексей Миронов, и тоскующий по своим пятерым детям Алексей Чернов. Виктор Перевалов только-только успел сняться в ленте 'Старая, старая сказка', и его принц-трубочист будто воплотился в Володю Данилина, чтобы в условиях войны вновь попытаться обрести любовь. Невозможно представить кого-либо другого в этой роли, потому что больше ни у кого нет такого взгляда - доброго, открытого, доверчивого и при этом абсолютно беззащитного. Доброе и светлое кино, которое не могло пройти незамеченным, получив в 1969 диплом за лучший фильм для молодёжи на военно-патриотическую тему на Кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в Минске. Мало какой фильм оставляет после просмотра щемящее чувство сопереживания актёрам, персонажам, песням в исполнении Владимира Трошина: 'Редеет полк, чадят пожарища, а я вернусь невредим из огня. А сели слягу здесь – придут мои товарищи. Ты среди них тогда найди себе меня...' Евгений Агранович 'Третья осень' (1943).