Одна из главных причин, по которой я люблю жанр ужасов — его многослойность. Конечно классической задачей любого хоррора является напугать зрителя. Тем не менее используя страх и напряжение, хороший режиссёр может пойти дальше и заставить прочувствовать историю личной или социальной трагедии на новом уровне. Современные фильмы ужасов особенно стремятся к такому эффекту, однако, как мы можем увидеть на примере «заклятье: Спуск к дьяволу', не у всех это получается. Фильм пытается внедрить изучение натянутых отношений между матерью и дочерью, но по итогу выходит предсказуемо, скучно и просто неинтересно. Автор сценария и режиссер - Брендан Малдауни, которому повезло перенести его короткометражку «Десять шагов» на большие экраны. Думаю этим можно объяснить некоторые интересные задумки, которые проскакивают в картине, но они не могут вытащить на себе всё. Это еще одна история о семье, переезжающей в очень старый дом с очень мутной историей, о которой, конечно, семья не узнает, пока не станет слишком поздно. Прошлым владельцем был академик Джон Фетерстон, одержимый идеей открыть дверь в другое измерение, он объединил алхимию XII века с математикой, чтобы создать уравнение, способное открыть путь в другое измерение. Сюжет не заставляет долго ждать, в первую же ночь необъяснимым образом исчезает дочь, с чем наверное связана самая жуткая сцена фильма. Далее темп спадает прямиком до самого конца. А нам ведь так и не представили дочку должным образом. Младший брат её раздражает. Мама и папа не понимают. Переезд ей не нравится а на её ноге тату со знаком анархии. Ну типичный подросток. Между ней и мамой сразу выстраивается напряжение, которое, по идее, должно было бы развиваться по мере расследования. Но нет, мы лишь узнаём что её травили в интернете, а маму больше интересует мистическая составляющая, о никакой эмоциональной связи и речи быть не может. Расследование кстати является самой тягомотной частью фильма. Тут собрались сразу все клише: сёрфинг в интернете в поиске информации, полубезумная бабушка, которая пережила трагедию и подкованный парень, который удобно владеет как раз той информацией, которая продвинет сюжет вперёд. Вот настолько фильм не знал, чем же заполнить хронометраж. Узнав больше о истории дома, мама сначала связывает всё с морским змеем Левиафаном, но потом переключается на Бафомета, видимо потому что этого демона легче изобразить на экране. Далее драма с мужем, который сначала во всё не верит, затем пугается и начинает верить и бла-бла-бла. Как я упоминал ранее, расследование происхождения сущностей, преследующих центральных персонажей и дальнейшая борьба за выживание — это экстернализация внутренней битвы с личными демонами. Конечно не каждый фильм обязательно должен этому следовать и режиссер имеет полное право отбросить все подтексты и сделать упор на красочном и содержательном описании зловещего. «Заклятье: Спуск к дьяволу' не делает ничего из этого. Малдауни излишне запутывается в деталях сюжета, элементах научной фантастики и оккультизма, сводя всё к банальностям, и при этом забывает наполнить их человеческим элементом. Горе и разочарование мамы из-за потери дочери едва ощутимы, тоже самое можно сказать и о остальном семействе. Персонажи здесь настолько плохо прописаны, что актерам почти не с чем работать, хотя состав ведь не самый плохой. «Заклятье: Спуск к дьяволу' — не самый худший фильм ужасов, но в нем нет искры, индивидуальности или творческого воображения, чтобы выделить его среди других фильмов ужасов с похожими идеями. 4 из 10
Что сверху, то и снизу. Каким я вижу мир, таков он и есть © Париж: Город мертвых Кира Вудс с семьёй переезжает в обветшалый, но красивый дом, выкупленный на аукционе за гроши у бабули. В первые же дни происходят странные вещи, связанные с подвалом, что вызывает у дочери- анархистки подозрение. И не зря. Не проходит много времени, как дочь пропадает, оставляя лишь памятные числа отложившиеся в памяти в матери во время последнего разговора. Мать делает всё, чтобы найти свою плоть и кровь. Попутно выясняя историю и факты о доме, она раскрывает куда большее зло, таящиеся в глубине подвала. Актёры: большинство, как и я, явно пойдут на этот фильм ради замечательной роли порно-актрисы, которую исполнила Элиша Катберт в поучительной подростковой комедии нулевых 'Соседка'. Стоит уделить внимание игре Элише, которая несмотря на возраст (в кадре видно, по-прежнему старается держать себя в форме) умело справляется по игре Станиславского. Роль Киры, преуспевающей бизнес-вумен, работающая на пару с мужем (Оуэн Макэн), ей даётся легко. Женщина выкладывается, как и положено матери, ищущей своего ребёнка в хорроре. К, слову здесь ожидал Тару Ли из Шьямалановского 'Времени', но её роль весьма ограничена. Кажется, будто пригласили её за привлечением большой аудитории зрителей. Остальные персонажи уже выступают безликими. У членов семьи есть схожая черта - как и у их предшественников (к примеру в фильме 'Кукла 2: Брамс'). Ничего не понимающий отец (к тому же ещё мямлит) получился быстро переходящим в сумасшествие. А сынок-геймер (создатели от ностальгии усадили ребенка за игру 'Супер Братья Марио' 90-ых) отлипает от игрушки, ради того, чтобы заглянуть в подвал, как загипнотизированный. Кажется, что ГГ, как и её экранный прайд забрасывают в самую гущу сразу. В начале фильма (это похоже третий минус) у истории дома нету никакого пролога. Даже в наихудших фильмах, где семья при переезде сталкивается с потусторонним, присутствует предыстория (какая должна была быть у прошлой хозяйки дома). И, каким-то чудесным образом мать всегда оказывается рядом, даже не дав захватить власть над ещё одним чадом. Как ей кажется. Тема фильма, раскрыта в кульминации. То, есть сохранить единство и гармонию в семье. Может и удалось сделать их сплочёнными (особенно брата и сестру, которые были разобщены). Но плата, как всегда, велика. Всё остальное: режиссёр Брендан Малдауни вознамерился перевернуть жанр готического хоррора. Постановщик постарался максимально влить в сюжет связь между математикой и алхимией. Предварительно, Кира Вудс приглашает не священника (как обычно положено), а полагается на помощь одарённого человека (Аарон Монахэн), открывший математический дар. Вот уж про кого стоило делать спин-офф. На счёт самого зла. Пока мать ищет кровиночку, она таки натыкается на заместителя властелина тьмы. Здесь ему уделят больше внимания в кадре, но мы о нём мало что узнаем. Хотя мне понравилось, как он выглядит. Почти не отличимый от минотавра. Впечатления: Малдауни не Майк Флэнаган, но у него получается держать в напряжении зрителей первую половину фильма. Со второй её частью вышло не очень. Но, каково удивление от участия Элишы в хорроре в стилистике недооценённых нулевых ужастиков. Правда, повествование сводится на нет, а сами герои сразу становятся без характерными, без намёка на индивидуальность. Мне понравились скрипучие звуки и шорохи, которые перестали действовать во второй половине фильма. Потом картина Брендана Малдауни превратится в пустую тыкву для Хэллоуина с ещё мерцающей свечкой. Но фильм действительно хороший вариант на вечер пятницы, когда охота расслабиться. Самое оно для Настоящего страшного телевидения. Стоило бы отметить фильм по сценарию Спилберга 'Полтергейст', где семья также добивается своей поставленной цели в кульминационный момент. Но, если вы думаете, что Оно так просто отпустит героиню Катберт, то вы заблуждаетесь. На счастье героини, она все же добивается своей цели. Только какой ценой будет прогулочка по тёмным закоулочкам. Звуки во время титров: героиня Элишы Катберт досчитала до 89-ти