Доживем до понедельника: отзывы и рeцензии

marie_bitok
marie_bitok4 декабря 2009 в 18:15
Ком в горле

Я пишу в день ухода от нас Вячеслава Тихонова… Пишу именно на этот фильм, потому что с него началась моя любовь к советскому кино, к Тихонову, к Станиславу Ростоцкому, моя ностальгия по времени, в котором я никогда не жила. «Доживем до понедельника» – свидетельство эпохи, но как всякое талантливое произведение, оно переживает эпоху и рассказывает не просто о проблемах своего времени. Фильм об одиночестве, о непонимании, о любви, о молодости. Фильм-мелодия, фильм-улыбка, фильм-слёзы, фильм-судьба. Умер Вячеслав Тихонов… все новостные сайты сегодня, в первую очередь, громко кричат об этом. А следом идут статьи о самых нелепых увольнениях года и т.д. Для интернета это лишь новость дня. И, наверное, это правильно. Жизнь идет дальше, и нельзя погружаться в уныние – вокруг столько бед, несправедливости, унижений. А Вячеслав Тихонов прожил красивую большую жизнь, имел славу, успех, любовь… Наверно, не стоит печалиться по тому, кто так далек от нас и кто никогда не знал о нас. Но отчего тогда острая боль пронзает нас сейчас от этого заголовка: «Умер Вячеслав Тихонов»? Нам жаль его красоты? Таланта? Достоинства? Сдержанности? Или нам жаль себя, оставшихся без красоты, таланта, достоинства – того света, который должно нести в нашу жизнь искусство. Даже когда оно рассказывает о страшных вещах, и даже когда заблуждается, оно должно нести нам свет. Мы можем сколько угодно критиковать ушедшую эпоху, но нельзя не восхищаться тем, какие фильмы она создавала – на этих фильмах действительно воспитывались поколения. Фильмы, в которых играл Вячеслав Тихонов можно не любить лишь в том случае, если тебе никогда не пришлось посмотреть их: «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за родину», «Доживем до понедельника», «Белый Бим – черное ухо», «На семи ветрах». Такой разный и всегда такой близкий: это он приблизил к нам Андрея Болконского, это в погоне за его Мельниковым потом был бум поступающих на исторические факультеты, это его капитан Суздалев заставлял всю страну поражаться, что героиня смогла ему отказать ради своей любви, это его голосом говорит Печорин. Вячеслав Тихонов стал частью нашей истории, нашей культуры, нашей жизни. Есть много красивых артистов, талантливых – меньше, а еще меньше великих – таких, в которых профессиональное величие подкрепляется величием человеческим. Уходят великие один за другим, как будто сговорившись не оставлять друг друга в трудностях современной киноиндустрии: Александр Абдулов, Михаил Ульянов, Олег Янковский, Вячеслав Тихонов… Уходят они, оставляя нас наедине с подсчетами кассовых сборов, промо-акциями новых картин, рейтингами просмотров. Уходят они, и уносят навсегда с собой невысказанную любовь, галантные беседы, мужественные характеры, обаятельное хулиганство, пронзительные взгляды, мужские поступки… непостижимую красоту и высокий профессионализм. Пусть будет светлым покой Вячеслава Тихонова. Пусть вернется к нему любовь, которую дарили нам его герои. Пусть помнят его зрители – красивого, благородного и простого. 04.12.2009.

fresia
fresia8 декабря 2009 в 19:40
Три дня из жизни школы…

Гениальный фильм. Самый лучший фильм о школе. Ни в одном другом фильме так ярко и четко не отображены образы настоящей школьной жизни с ее непременными атрибутами: уроками, переменками, нигде так правдиво не показаны ученики и учителя. А ведь всего три дня из жизни школы. Но какие важные три дня. За них столько всего произошло: ученики успели устроить бойкот молодой учительнице и помириться с ней, написать сочинение, получить первый важный урок жизни от своего одноклассника и осознать истинную ценность таких понятий, как дружба, любовь, честь. И еще: они сумели понять, как важны в их жизни такие Учителя, как Илья Семенович. Как же схожи ученики этой «школы №…» с представителями современной молодежи. Эти образы совсем не устарели. Во всех классах есть такие же красавицы Риты Черкассовы, безусловные лидеры Кости Батищевы, скромные Надьки Огарышевы, мечтатели Шестопалы, беззаботные лентяи и оболтусы Сыромятниковы. Ольга Остроумова дебютировала в роли Риты Черкассовой, но как хорошо она сыграла юную приму класса. Игорь Старыгин в образе Батищева так хорош собой, ему веришь безоговорочно. А учителя! Они настолько узнаваемы. В каждой школе есть такой вот хозяйственник-директор Николай Борисович, и нервно-издерганная Светлана Михайловна, и наивная мечтательница Наталья Сергеевна, и туповатый физрук Игорь Степанович, и географ «с больной печенью», и Таисия Петровна с ее 'Не ложьте зеркало в парты' и многие другие учителя. Хочется отметить талант режиссера в подборе актеров. Даже в маленьких эпизодах удивительно точное попадание. Любовь Соколова – всего пять минут на экране, а ее образ запомнился на долгие годы. Или та же Нина Гребешкова в образе вечно болтающей по телефону учительницы Аллочки. Ну а главные герои! Как тонко и чувственно они сыграли. Прекрасная работа Нины Меньшиковой. Актриса сумела сыграть отрицательную героиню так тонко и одновременно сложно, показав тяжелую судьбу Светланы Михайловны, что мне, как зрителю, ее очень жаль. Удивительно понятный образ учительницы русского языка и литературы, которая «отдает себя всю до капли» и при этом причисляет Боратынского к «второстепенным авторам». У меня была такая учительница, поэтому этот образ для меня – попадание в яблочко! Илья Семенович Мельников – вот таких учителей сейчас редко встретишь. Это уже вымирающее поколение. А, может, таких просто не осталось в природе. Хочется верить, что они все же есть… Тонкий, удивительно искренний образ учителя истории создал Вячеслав Тихонов. Строгий и требовательный, он умеет сопереживать и чувствовать юные души. Поистине человек, который борется и ищет, и никогда не сдается. Самый лучший Учитель в истории кинематографа. Добрая и обаятельная учительница английского языка Горелова Наталья Сергеевна, блистательно сыгранная Ириной Печерниковой. Она так трогательно и искренне любит Илью Семеновича, что хочется надеяться, что все у них сложится хорошо. Многие фразы из фильма стали крылатыми: «Пятнадцать строчек! От большинства людей остается только тире между двумя датами», «Счастье – это когда тебя понимают», «Дураки остались в дураках», «Не надо меня жалеть, лучше дай мне отпуск», «Политика царя была трусливая и вело-ромная», «Царь опять показал свою гнусную сущность и стал править по-старому», «Я им говорю: «Не ложьте», а они все ложат и ложат», «Пощадите наши уши»… «А теперь… нам пора проститься…» Как же сжимается сердце, когда смотрю этот эпизод. Ведь знаю же, что Илья Семенович не уйдет из школы, а все равно, как при первом просмотре сжимается сердце от этой фразы. И как хорошо в этот момент показаны крупные планы всех главных героев фильма. Нет уже с нами Вячеслава Тихонова и Игоря Старыгина. Мы простились с ними, но они вечно будут жить на экране в этих незабвенных образах Учителя и Ученика. Этот фильм вечный. Он удивительно простой, добрый, душевный. Мне он особенно близок, потому что мои родители, посмотрев его, избрали себе профессии учителей (мама – преподаватель английского, а папа – учитель истории). Так что могу с уверенностью подтвердить высказывания о том, что все мальчишки и девчонки Советского Союза после выхода фильма на экран стали атаковать факультеты истории и иностранных языков. Это не вранье, не небылицы. Видели другие видел я, Как в ручную глупую синицу Превратить пытались в журавля. Чтоб ему не видеть синей дали И не отрываться от земли, Грубо журавля окольцевали И в журнал отметку занесли. Спрятали в шкафу, связали крылья Белой птице счастья моего, Чтоб она дышала теплой пылью И не замечала ничего. Но недаром птица в небе крепла. Дураки остались в дураках. Сломанная клетка, кучка пепла. А журавлик снова в облаках. 10 из 10

kaana
kaana23 апреля 2022 в 23:07
Вроде знакомый с детства фильм,

а за эмоциональной пеленой невнятно переданных чувств в сюжете скрывался вполне определённый посыл, происходящий от брожения умов в 'творческой среде', хорошенько настоявшись за время застоя, активно процветая уже в системе перестроечных смыслов и ценностей РФ и завершающе (я искренне на это надеюсь) проявив себя во время написания мною рецензии. А начинался он вот так - с забвения собственного происхождения и ассоциируя себя с 'прекрасно-красивой' жизнью 'бывших' с их игрой на пианино и откушиванием водочки не в кухне, а в столовой (прямое продолжение этой линии - жизнеописание профессора Преображенского). С презрительных слов учеников о рабочих и их управляемости до образа быдло-Шарикова. От консервативного завуча и до Швондера. Но есть великолепные школьные сцены учеников и учителей, ставшие каноном для дальнейших фильмов их взаимодействие и взаимосвязь. Есть харизма Тихонова. Есть красивые и правильные слова. И всё это в привычном, уже за 15 лет, чувственно-эмоциональном хаосе. И снова, уже привычная, 'посконно-скрепная' роль женщины в обществе, столь существенно отличающаяся от видения образа женщины в более ранних фильмах нашей страны. 6 из 10

Dsholgin
Dsholgin28 июля 2019 в 14:12
Невнятная агитка

Не всё то золото, что блестело и блестит. В советском кино в том числе. Есть картины, снискавшие огромную славу, но, разбираясь в некоторых из них, замечаешь нестыковки, улавливаешь все хитрости и уловки бесславного иносказания, печальные мотивы и интонации победы пропаганды над здравым смыслом. Крик, а подчас шипение, протеста иной раз перевешивает всякую логику, рушит целостность художественного замысла. Что примечательно - далеко не всегда речь о пропаганде советской. Творческая интеллигенция, как могла, увиливала от цензуры и не редко вставляла системе в спину весьма чувствительные шпильки. В 1968-м году на экраны нашей страны выходит картина Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Многие о ней слышали, хорошо её помнят. Картина живая и пронзительная. Надрыва, душевных мук и треволнений в ней столько, что хватило бы на десять фильмов о любви и двадцать о юношеском максимализме. Возвышенные диалоги тяжелы и местами избыточны скрытым смыслом, тяжелой печатью обреченности. Сложность разбора заключается в том, что отдельные эпизоды гениальны в своей полноценности, могут быть взяты за художественный образец, есть и общая теплота, ясность сюжета. Атмосфера счастливой ностальгии также берет своё, но если всмотреться в суть, разобрать фильм по винтикам - выйдет далеко не самая внятная история. Если вы ознакомитесь с повсеместными аннотациями к картине, то ужаснетесь - какая ахинея там написана. Вот, к примеру, Кинопоиск. ру: «Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения». Что? Основная сюжетная линия - невысказанное, щемящее душу чувство, когда-то вспыхнувшее между главными героями. Наташа Горелова со школьной скамьи влюблена в своего преподавателя, учителя истории Илью Семеновича Мельникова, изысканно и тонко сыгранного Вячеславом Тихоновым. Штука в том, что и Мельников любит Наташу. Ну, казалось бы, что за «штука» тогда? Чувство же обоюдное. Наташе больше двадцати лет, она не замужем. Мельников – одинок, живёт с матерью. Что же мешает? К сожалению, никакого ответа из повествования не следует. Версия, витающая в воздухе картины, по сути одна - общественное порицание, в том числе трудового коллектива (они работают в одной школе) и в связи с этим неуверенность главного героя. Мельников понимает, что из-за большой разницы в возрасте и очевидного для всех прошлого (Наташа – его ученица) их любовь подвергнется непониманию, осуждению. Здесь автор косвенно дает понять – посмотрите, мол, какая фантастически красивая, благоразумная пара гибнет из-за наших суровых порядков. Ретранслятором этой идеи становится Светлана Михайловна, педагог по словесности и литературе. Именно в ее лице создатели картины имеют ввиду общество, порицание коллег, комсомола и прочее. Под прочим следует понимать то, что сама Светлана Михайловна, женщина весьма приземленных взглядов, что не раз подчеркивается в фильме, также тайно влюблена в Мельникова и восхищается им, и, конечно, ревнует к Наташе. То есть в основной сюжетной линии накручено донельзя, главным героям уже душно до невозможности. Смущает то, что из этой духоты они почему-то не спешат выбраться. Но, всё таки, не общественный строй мешает любви, и не только здесь кроются основные несуразности картины. Складывается стойкое ощущение, что самому Мельникову любовь и семья вообще не нужны. Он вроде бы и тянется к Наташе, но тут же её отталкивает. Вся его сущность будто бы направлена на поиск какой-то иной истины. Его гнетёт общественная формация, ярко и четко он позиционируется авторами этаким божеством среди простых, и весьма недалеких, смертных. Интеллигент, меланхолик, пианист, фронтовик, весь он словно состоит из противоречий. Бывший ученик замечает в разговоре с Мельниковым, что КПД школьного учителя для общества низок. Мельников соглашается. Ему тесно в школьных стенах, он рвется не то в отпуск, не то на вольные хлеба. Несколько раз в фильме озвучивается мысль о несовершенстве учебной программы, и, что особенно бросается в глаза, кадров – то есть самих педагогов. Чего хочет, к чему стремится Мельников – совершенно не понятно. Одно ясно – то, как всё устроено, его тяготит. Кристально честный, идеально воспитанный, глубоко порядочный герой, одинокий странник, истинный ценитель прекрасного, белый принц на фоне красно-серой массы. По сравнению с ним все персонажи ущербны: директор – жалкий завхоз, ученики - поверхностны, мать в маразме, Светлана Михайловна - глупа. В постоянно всплывающих разговорах по душам каждый персонаж пытается Илью Семеновича вразумить, одернуть, а оборачивается тем, что сам он каждого ставит на место, учит уму разуму, да еще и достойнейшим образом хлопает дверью. «Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм», - сетует Светлана Михайловна. Но чем вызван пессимизм Мельникова? Почему взрослый, зрелый мужчина, человек дела, не находит себе места? Все эти метания диссонируют с образом фронтовика, который на своих плечах вынес из окружения боевого товарища, сражался за Родину. Очевидно - не только темы простых человеческих отношений и человеческого счастья интересуют создателей ленты. Показателен эпизод с проступком Шестопалова, который выкрал и сжег в учительской пачку сочинений. Шестопалов – глубокий, талантливый бунтарь, располагающийся на галерке; поэт; жертва неразделенной любви. Именно за этого героя, прочтя его стихотворение, неистово вступается Мельников, и вступается успешно. Авторы недвусмысленно сообщают о том, что система косна и бездушна, в указанном эпизоде ей победоносно противопоставляются талант и свободомыслие. А далее Мельников сообщает Светлане Михайловне о том, что он ненавидит…Разговор обрывается, но мы понимаем, что Мельников имеет в виду несовершенство системы, частью которой является. Если и настаивать на внятности творческого замысла, отчетливости сообщения под названием «Доживем до понедельника», то выводы напрашиваются сами собой, их формулировка однозначна. Итого: перед нами картина о сложности и несовершенстве учебного процесса, необъективности общественного мнения, обреченности тоталитарной системы ценностей. Илья Семенович Мельников – лицо интеллигенции, новый лейтенант Шмидт, борец за свободу, участник априори проигрышной кампании против действующей диктатуры пролетариата. Речь его настолько чиста и точна, что «конвоиры отбрасывают винтовки в стороны». Вот о чем, в том числе, рассказывает Ростоцкий в своем фильме, и вот что такое «Доживем до понедельника». 6 из 10

Пушкин68
Пушкин6827 декабря 2017 в 20:20
Не поймут сегодняшние

Этот фильм можно смотреть каждую неделю. Его можно поставить в список тех фильмов, которые необходимо смотреть каждому педагогу в нынешней России, каждому подростку с пятого класса и выше. Просто потому что этот фильм показывает, КАК НАДО учить и ЧЕМУ НАДО учить. Души школьников-это очень ранимые, иногда до необратимости образы. Обидеть, очерствить их очень легко. Сделать из них НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ очень нелегко. В фильме историк Мельников, блестяще сыгранный Вячеславом Тихоновым, пытается определить ту тонкую грань между подлецом и ЧЕЛОВЕКОМ в каждом своем воспитаннике. Одновременно он узнает о неожиданной любви к нему его бывшей ученицы, а ныне учительнице английского языка в этой же школе Наталье Сергеевне, сыгранной Ириной Печерниковой. Нельзя сравнивать две эти сюжетные линии, они разные по сути. Но одно в них общее есть:любовь к ближнему, осознание себя как образ для будущих поколений. Те из молодых актеров, кто впервые снялся в этом фильме и получил 'путевку в жизнь',а именно:Остроумова, Старыгин, Чернов, наверняка запомнили и понесли 'в массы' главную идею этого фильма: всегда, в любой ситуации оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, как бы трудно это не было. Благодарен Станиславу Ростоцкому Георгию Полонскому за этот фильм. Благодарен всем актерам, которые смогли(надеюсь, до всех, кто хоть раз посмотрел фильм) донести до нас вышенаписанные идеи. 10 из 10

DeMNiKe
DeMNiKe5 декабря 2017 в 21:02
'Не властны мы в самих себе'

Поверхностно посмотрев этот фильм, можно подумать, что это жвачка людских переживаний, не имеющая в себе никакой глубины и ценности. Но несмотря на его первичную однотипность, мы можем увидеть прогресс чувств главного героя и постепенно усложнение смыслов картины. Учителя - вторые родители, которые вкладывают частичку себя и значительно влияют на становление личности каждого из нас. Своим примером они способны показывать нам жизненные ориентиры и помогать осознавать действительность без розовых очков. В фильме виден конфликт принципов главного героя с его собственным мировоззрением. Многие годы он успешно 'уходил в себя и возводил пессимизм' Он был способен мириться со своими принципами честности и справедливости - 'замарать руки', делая хорошие дела. Но упавшая на него ответственность за свою подопечную, сбивает его с толку и позволяет эволюционировать его сознанию в нечто новое. 'Доживем до понедельника' произведение, способное вызвать глубокие мысли, не навязывая прямолинейную позицию автора, что редкость в данной индустрии.

Miss_Liss
Miss_Liss13 июня 2017 в 10:23
Счастье — это когда тебя понимают

Безусловно, картина соответствует духу своего времени. Не весьма ли типичен сюжет: советская школа, постоянно мелькающий дух коллективизма, непростые отношения представителей 'мятежного' возраста и педагогов? Но отбросим в сторону придирки конкретного характера и обратимся непосредственно к идее фильма. 'Что же такое счастье?' — писал в своем стихотворении Э. Асадов. У замечательного поэта нет определенного ответа на этот вопрос, и это не удивительно, ведь 'счастье, по-моему, просто бывает разного роста', не так ли? Но что такое счастье в советской школе? Труд, труд, труд. И каждый ребенок должен забыть о себе, как о личности, как о индивидуме, забыть о своих прекрасные мечтах и написать массово-мысленное 'клише': счастье — это работать на свое государство. Для нас, представителей нового поколения, странна подобная несвобода мысли, странен тот факт, что сочинение имеет только один правильный ответ, словно пример по математике. Но подростки, пусть и советские, все же бунтари. Они видят свое счастье в семье, любви, детях, а не в обязанности, порой доходящей до раболепствия. И все мысли ребят, все их написанное счастье, более того, жизнь всех 'домочадцев': учеников, родителей, учителей, можно объединить одним словом, Понимание! Наталье Сергеевна хочет любви, чтобы ее понял Мельников. Пессимистичный и запутавщийся в себе Илья Семенович хочет уйти, чтобы его понял директор и по совместительству давний приятель, дети хотят, чтобы поняли их взгляды. И это только основное, я опускаю второстепенных персонажей. Безусловно, в картине прослеживается далеко не одна идейная нить. Помимо счастья и понимания, расскрываются персонажи и их проблемы. Мельников, который сам не знает, что хочет, Генка Шестопал, рассудительный и 'вечно влюбленный' романтик, Светлана Михайловна, не без доли самодурства. И эти маленькие ниточки, протягивающиеся из разных углов сюжета, создают красивую картину, достойную хорошей оценки. 8 из 10

Берта100
Берта10031 мая 2017 в 20:16
Понедельник начинается в субботу

Фильм повествует о нескольких днях учителя истории, который находится в кризисе, но есть надежда на свет в конце туннеля. Когда ты уже не молод, в твоей работе есть ошибки, ты одинок, друзья и близкие тебя не понимают, нужно идти на компромисс с совестью – хочется уйти от всего, но нельзя, ты нужен, да и неожиданно улыбается счастье, когда тебя понимает любимая женщина. Об этом рассказывает фильм одного из самых талантливых режиссеров советского кино Станислава Ростоцкого. Обаятельнейший герой в исполнении всенародного любимца Вячеслава Тихонова, колоритные учителя и ученики, прекрасное музыкальное оформление и затронутые вечные понятия без намека даже на идеологию сделали этот фильм один из лучших про школу. 10 из 10

RedRuM513
RedRuM5139 февраля 2017 в 15:41
Элитарность - рабочим и крестьянам!

Фильм не то чтобы скучный - для желающих повеселиться туда напихали столько дешевой совковой пропаганды, что можно неделями отплевываться. Смысла, правда, положить забыли, но для русского кино это типично. Важнее другое. Первые 15 минут просмотра отчаянно хотелось включить русские субтитры, потому что английский сегодня явно подкачал. Потом, после осознания, что я смотрю, собственно, на своем родном языке, стало совсем страшно. Антон Павлович, конечно, писал подобные диалоги, но, насколько я помню, у него реплики одного героя были связаны между собой. Сценарист его превзошел. У него герои не слышат не только друг друга, но и себя, благодаря чему создается полное ощущение разговора инопланетян на незнакомом тебе языке. Отдельные слова еще понятны, а вот общий смысл явно ускользает. После долгих сомнений в собственных когнитивных способностях я поняла, в чем тут фокус - автор пытался таким образом изобразить элитарность. Итак, кино не для всех, снятое в стране коллективизма. Потуги на элитарность за железным занавесом явно не удались. Я молчу про упомянутые выше ляпы вроде произношения этой 'англичаночки', которое даже для уровня школьного учителя непростительно, я об общей картине говорю. Дичайшая абсурдность всех ситуаций и дичайшая же неадекватность всех реакций всех персонажей: от учительницы литературы, принимающей сочинение о счастье рядовой овуляшки до истерично валящего с работы после разговора с матушкой какого-то школьного разгильдяя персонажа Тихонова. Какие-то ситуации - просто совковщинка, какие-то - галимый абсурд на пустом месте. Зато очень элитарно. Кстати, не рекомендую подходить к этому шедевру с привычных позиций символизма. Ворона в первой сцене, например, никак не является реминисценцией на По или отсылкой к древнему амбивалентному символу греха и мудрости. В советском элитарном кино ворона символизирует ворону. Свежо, ново, оригинально. Зато мужик глубоко за 40, живущий с мамочкой и музицирующий по вечерам, символизирует решительность и мужество, если кто не знал. Истеричная девочка с нулевой компетентностью, судя по произношению, и настолько беспалевно бегающая за собственным коллегой, что даже школьнички это замечают, символизирует отменного преподавателя. А страдающая от перманентного недогреба барышня постбальзаковского возраста, недовольная тем, что в сочинении деточки написали не про коммунизьм и любовь к Парашечке, а про что-то еще, символизирует высокие моральные устои. 4 из 10 Не очень знаю, за что, но спишем на неплохую игру актеров. Искренне рекомендую к просмотру любителям подобного треша и вообще интересующимся советской культурой - стремясь уйти от советскости в элитарность, режиссер снял один из наиболее совковых фильмов ever. Остальным не рекомендую. Ибо дикий высер времени на итог.

smidmi1979
smidmi19793 декабря 2016 в 18:56
Об этом знала вся школа... Особенно старшие классы.

Классическая школьная драма. В центре внимания учителя Илья Семенович, Наталья Сергеевна, Светлана Михайловна и их ученики, которые и сами могут кой-чему не только научиться, но и научить взрослых. Жаль, что трудно вспомнить свежие впечатления, потому что фильм в сознании давно разошелся на цитаты, сцены и отдельных героев... Это просто любовь к кино, которая, увы, слепа. Но все же попытаемся привести мысли в порядок. Режиссура. Станислав Ростоцкий тонко чувствуя ритм школьной жизни разделяет фильм на дни и вечера. Последние уходят на рефлексию, но заканчивается все утром субботы, что по своему символично, ведь воскресенье, помимо того, что выходной, этимологически день более важный... Прочь сомнения - завтра будет новый день. Сценарий. Сюжет - вещь не про Доживём до понедельника. Он вроде и есть, но это скорее наброски сюжетных линий. Линия номер один - историк Илья Семенович и Наталья Сергеевна (Наташа Горелова). Немолодому мужчине трудно преодолеть предубеждения и комплексы, а молодой девушке трудно быть самостоятельной в профессии и в любви рядом с сильными характерами своих (когда-то) учителей. На преодоление этого противоречия уходит немало сил ещё и потому, что за внимание мужчины борется ещё и педагог старой школы - Светлана Михайловна. Классический любовный треугольник, в который, впрочем, вмешиваются не только антропометрические данные, но и педагогические подходы и принципы. Вторая линия - собственно ученики. Здесь, кстати, тоже любовный треугольник - первая красавица Лида, поэт-правдоруб Шестопал и прагматик-конформист Костя Батищев. Помимо этого, есть ещё девушка, мечтающая о семье, - Надежда. И ещё несколько историй масштабом поменьше (история это не математика, России сильно не везло на царей и т.д.), которые добавляют колорита и создают классический портрет выпускного класса - к предыдущим четырем можно добавить ещё юмориста, 'болото' и рабочую аристократию. Линии помельче - мама-сын и педколлектив во главе с директором, тем не менее, выступают своеобразным фундаментом (как ни странно) к основным сюжетным конструкциям и лакмусовой бумажкой к состояниям героев, в первую очередь, Ильи Семеновича. Достоинство сценария в том, что все эти линии переплетаются в затейливый, но ясный узор, связанный тонко разыгранными характерами. Лейтмотивом и главным катализатором действия выступает сочинение, темой в котором заявлено счастье (моё представление). Финальный аккорд, появляющийся ещё в середине фильма, пафосен, но доказан - Счастье - это когда тебя понимают. Актёры. Конечно, для такой 'галереи образов' требовалась идеальная режиссура в идеальном актерском ансамбле. Не беря отдельные эпизоды (хотя Юрий Чернов забавен, Валерий Зубарев максималистски романтичен, Игорь Старыгин цинично-ироничен и др.), сосредоточимся на главных героях. Вячеслав Тихонов - учитель истории Мельников. Немолодой педагог (мягко говоря, не самая оплачиваемая профессия), живущий с матерью, в которого влюблены две уч илки - постарше и помоложе. Он, хоть и фронтовик, но интеллигент и потому мучается, боясь выйти за однажды очерченные рамки в личной жизни и зайдя в тупик при столкновении с новым (в лице Натальи Сергеевны). Оставить все как есть? Или измениться, чтобы пойти под руку с носителем этого нового? Не переиграть было задачей сложной - сыграть надо было и со срывами (Пожалейте наши уши, Тогда увольняй совсем, к чёртовой матери и т.д.) и со сдержанностью (статус учителя не позволяет все время гореть). Пожалуй, даже в нашем кино актёров, способных на это, маловато. Так что Тихонов - идеальный Мельников. Светлана Михайловна - казалось бы, более простой тип. Разве трудно было бы сыграть синего чулка, которыми кишит литература и кино? Однако ж найти в старой кошёлке черты идеологические (авторитарная педагогика) и человеческие (Эта принцесса, в общем-то права...) - сродни подвигу, ведь для этого надо в чем-то полюбить свою героиню и найти ее в себе. Поэтому это без преувеличения лучшая (и единственная в фильмах мужа) роль Нины Меньшиковой. Чуть проще было Ирине Печерниковой - но она, к счастью, не осталась только лишь восторженной ученицей, но нашла и себя ('Свинтусы вы порядочные'). Эта конструкция послужила и основной идее фильма - две женщины демонстрируют два типа педагогов - консервативно-охранительный авторитарный (закрытый) и либеральный демократический (открытый), а мужчине досталась роль ищущего 'золотую середину'... Современная школа до сих пор площадка для реализации т таких типов. Разве что заформализованна теперь сверх всякой меры. Важнее, что и учитель не должен быть картонной схемой и ученики должны воспринимать себя и восприниматься остальными как личности. Школа же должна быть открыта инновациям, но сохранять авторитет, если не учителя, то знания.

capuletti j
capuletti j13 сентября 2016 в 12:38
Счастье — это, когда тебя понимают

Для меня советское кино долго оставалось 'закрытым'. Киноленты типа 'Служебного романа', 'Москвы слезам не верит', 'Карнавала', 'Иронии судьбы или...' и других никогда не входили в число любимых, хотя воспевались критиками не сколько советскими, сколько сегодняшними. Поэтому долгое время кинематограф СССР воспринимался мной как многочисленные копии вышеперечисленных фильмов. Однако постепенно я открыла для себя творчество В. Шукшина, 'Монолог' И. Авербаха, 'Афоню' Г. Данелии, и советское кино не показалось уж таким слащавым как 'Служебный роман'. Многие картины настолько пропитаны психологизмом, что думаешь, как же их в столь жёсткое для творческих людей время пропустили на экран? Ведь можно было снять сотни картин, где воспевается труд, партия, простой рабочий и так далее, но, нет же, снимают простой и душевный фильм 'Доживём до понедельника'... Правда, такую лишь простую? Лично я для себя в этой картине нашла гораздо больше, чем рассчитывала. Итак, начнём... Главный герой фильма - учитель истории Илья Семёнович (Вячеслав Тихонов), который у меня с первых минут фильма вызвал лишь негативные эмоции. Желчный, чересчур строгий и требовательный к своим коллегам, циничный и ироничный... Он одинаково жёстко ставит рамки между собой и учениками, другими преподавателями и даже собственной матерью. 'Неудивительно, что он одинок, - думаю я, - и также неудивительно, что влюбилась в него юная Горелова (Ирина Печерникова)'. Ведь Илья Семёнович, несмотря на свои отрицательные, как кажется, качества, крайне принципиальный человек. Только с возрастом всё это стало настолько гиперболизированным и гротескным, что он превратился в ворчливого старика, для которого 'ложить', а не 'класть' сравнимо с дичайшим преступлением. Вполне возможно, что именно одиночество сделало его таким, а может и школа, ведь кто не знает о профессиональном выгорании учителей?.. И постепенно мы начинаем это понимать. Понимает это и сам Илья Семёнович. Он ведь прекрасно знает, что бывшая ученица Горелова влюблена в него. Знает и идёт ей навстречу, быть может и не испытывая ответных чувств. Он надеется, что её юность, доброта и нежность вновь вдохнут в него жизнь, и о желчном старике можно будет забыть, но... Но юная и добрая Горелова видит перед собой лишь образ принципиального и честного рыцаря, который она, по всей видимости, нарисовала в своём воображении будучи ещё ученицей. Она не отличается волевым характером, не понимает Илью Семёновича, поэтому не удивительно, что он уходит, когда она начинает щебетать с друзьями. И вот на личном фронте 'рыцарь' терпит поражение. Поражение он терпит и в своей профессии. На мой взгляд, крайне показателен эпизод, в котором мать, пришедшая просить за нерадивого сына-ученика, обвиняет учителя истории в том, что он даже не интересуется, почему у его ученика могут быть проблемы. И Илью Семёновича это будто бы опускает с небес на землю. Он, по всей видимости, когда-то был чутким педагогом, который видел перед собой личность, а не рабочий материал в виде детей. И именно его теперь обвиняют в бездушии, его, которого раньше обожала вся школа... Неудивительно, что после этого он идёт просить отпуск и подумывает об увольнении. Ведь всё, для него как для человека, решившего посвятить свою жизнь детям, подобное обвинение сродни смертному приговору. Он чувствует, что становится таким же как и все, в том числе как завуч школы Светлана Михайловна (Нина Меньшикова). Может, поэтому он ей дарит цветы в честь юбилея? Раз уж жизнь, как ему кажется окончена, то можно и сблизиться с этой особой, хоть не в одиночестве будет встречать свою старость... Только план Ильи Семёновича подрывает Генка Шестопал (Валерий Зубарёв), сжигая 'счастье' 9-го класса. О, об этом персонаже фильма можно написать целый роман! На мой взгляд, он также является одним из главных героев фильма. Не симпатичный, но не глупый молодой человек влюблён в главную красавицу класса (Ольга Остроумова), только, конечно, взаимности он никогда не добьётся. В общем, неудивительно. Рита Черкасова явно не отличается тонкой душевной организацией или высоким интеллектуальным уровнем, и ей попросту льстит внимание Шестопала, который, ко всему прочему, может прикрыть в нужный момент. Ей больше симпатичен Костя Батищев (Игорь Старыгин), который, по всей видимости, имеет славу первого красавца школы. С ним она и проводит большую часть своего времени в школе. И Шестопал это прекрасно понимает, только ничего делать с этим не может... Вот он и говорит Рите о том, что нужна ему не она, а лишь чувство влюблённости. И видно же, что не верит он сам в свои слова, но так проще смириться с тем, что избранница, хоть и красивая лицом, никогда не поймёт тебя. Неудивительно, что именно о понимании пишет Генка Шестопал в своём представлении о счастье. Понимание - вот лейтмотив фильма. Непонятым остаётся Илья Семёнович, непонятым остаётся его ученик... Хотя, быть может, на последнем уроке истории они поняли друг друга? Илья Семёнович, который вовсе не советский человек (и историю он до 1917 года, как ни странно, преподаёт), а русский интеллигент, из тех русских интеллигентов, о которых писали классики нашей литературы... Он понял, что труд его как педагога не напрасен, ведь появился журавль, Генка Шестопал, который выпорхнул свободно из душных школьных кабинетов, зная простую истину о том, счастье - это когда тебя понимают. P. S. Хотелось бы сказать несколько слов об актёрском составе. На мой взгляд, все актёры подобраны удачно, но, конечно, своё предпочтение хочется отдать В. Тихонову и В. Зубарёву, которые смогли не только речью, но и эмоциями и даже взглядом передать зрителю всё, что творится в душах их героях. 10 из 10

Soloveirasboinik
Soloveirasboinik28 февраля 2016 в 00:16
Время идет, а проблемы не меняются.

Конечно, перед тем как смотреть, я заглянула в историю этого кино, узнала, как и что создавалось, почему герои выбрали эти роли, как они им достались, и какими наградами был удостоен фильм. Что же касается процесса, то тут с самого начала невольно погружаешься в эту атмосферу 60-ых. На душе как-то тепло становится и гордость охватывает за старые советские фильмы. Все-таки умели же снимать. Я ни раз затрагивала такую тему в дискуссиях или обсуждениях по поводу современной молодежи, дети подвергаются сильному воздействию со стороны техники, каждый день обработанные продукты дурманят разум. И для того, чтобы хоть как-то сократить влияние нужно, чтобы создавались специальные организации, как раньше это были пионеры, октябрята. У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы, то бишь они занимались какой-то деятельностью. Поэтому и сейчас что-то похожее нужно, у детей просто не будет хватать времени на современные гаджеты! Небольшое отступление, теперь, непосредственно, о фильме. Показано всего три дня из жизни школы, а как цепляет. Главный герой 'Доживем до понедельника' Илья Семенович Мельников уже выродившийся тип учителей. Таких, к сожалению, больше нет. Он живет школой, детьми, книгами...Очень глубокий и многогранный образ, как психологически, так и духовно. Игра на высшем уровне. Илья Семенович преподает не просто предмет истории, но и уроки жизни.Что касается внутреннего мира, то он у него отнюдь не спокоен. Об этом, да и не только, говорят монологи героя: — Опять моросит? — Мам, ты не замечала, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность? Моросит… Ветрено… Темнеет… А знаешь, почему? Не на кого жаловаться. И не с кем бороться. Он разочарован в себе и переживает состояние кризиса. Окружающий его мир не готов принять столь непоколебимого и стойкого человека. Скорее всего он отрицает сегодняшний день с его суматохой и размытостью нравственных ценностей. И. С. требователен к себе и к людям вокруг. Это и странный диалог с бывшим учеником, о коэффициенте полезного действия и в чем измеряется успех и ценность человека, и выговор учительнице начальных классов, и внезапный приговор к себе при осознании собственных погрешностей. Сейчас, к сожалению, эти всевозможные 'ложьте' и 'едьте ' звучат повсеместно, даже в хороших фильмах, на разных телеканалах, из уст очень даже приличных актеров и других деятелей. И хотелось бы побольше таких людей, как Илья Семенович. Важный персонаж- это поэт и бунтарь Гена Шестопал. Резкий в поступках и словах, он еще не разуверился в своих силах, идет вперед и борется за свое слово. Сцена в спортзале и слова, запоминающиеся и оставляющие след, о влюбленности, как о вспомогательном рычаге для того, чтобы двигаться дальше в жизни: 'Человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Всю дорогу. Иначе неинтересно жить. Ну а мне проще всего влюбиться в тебя'. Таких учительниц литературы как Светлана Ивановна огромное множество. Одиноких, несчастных, издерганных и по уши погрязших в дебрях общеобразовательной системы. Может быть какие-то проблемы уже устарели, но есть и другие актуальные и насущные задачи для ныне существующей современности. Нужно учиться их решать и видеть смысл в мелочах. И все-таки в конце назревают вопросы, будут ли Илья Семенович и Наташа вместе, выгонят ли Гену Шестопала на педсовете, и даже с кем будет Черкасова, что будет со Светланой Михайловной... Спасибо и сценаристу и режиссеру, за то, что после просмотра осталась пища для долгих размышлений, что не закончилось все слишком сладко и пусто - наверняка, фильм не стал бы лучшим. Безусловно, я добавила его в копилку любимых. С такими картинами еще не утрачена вера в Россию и в будущее, кино из разряда 'для всех поколений', борьба за идеалы не бессмысленна, пока мировой фонд кино сохраняет идеалы. Фильм гениален. С какой стороны не глянь, одни плюсы. Каждая мысль, каждая цитатка из фильма цеплялась мной, а потом через какое-то время переварилось вот в этот текст. А какая напряженная сцена в конце! Сердце замерло, и слезы наворачивались от единственной фразы: 'пора прощаться' Тогда близкий план глаз детей, из которых вот-вот польются слезы...Сильная эмоциональная сцена. Я буду еще его пересматривать. Я не поленюсь и потрачу еще несколько лет на просмотр великих советских фильмов. Ведь это целая эпоха. На каждом жизненном этапе видишь разные вещи, думаю, что через много лет и я найду в 'Доживем до понедельника' что-то новое. А 'счастье-это когда тебя понимают' 9 из 10

SupLen
SupLen25 января 2016 в 06:38
Счастье на отметку

-Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох. Неоднократно уже писал, что к советскому кинематографу я отношусь прохладно. Нет, не ко всем картинам. Есть фильмы снятые на века, и их спокойно можно смотреть хоть спустя десятилетия. А есть фильмы, которые отражают период времени, в котором они сняты. Вот к ним я и отношусь насторожено. В большинстве случаев такие фильмы мне непонятны в силу возраста. К этой категории относится и 'Доживем до понедельника'. Фильм описывает три дня жизни одной из обычных советских школ. В нем прописаны несколько сюжетных линий, начиная от душевных метаний принципиального учителя истории, до простых школьников, которые отталкиваясь от собственного понимания определения, пишут сочинения на тему 'Мое представление о счастье'. Естественно, для того времени, искреннее сочинение одной из учениц, вызывает неоднозначность и недовольство со стороны преподавателя. Современное поколение вряд ли поймет всю глубину, весь подтекст, этого фильма. Даже мне пришлось посмотреть этот фильм несколько раз для этого. Но все равно остаются новые детали, которые замечаешь при новом просмотре. Не скажу что фильм очень нравится, но и в топку отправить его нельзя. Есть в нем что то такое, какая то изюминка, которой не хватает нынешнему кинематографу. Наверное все таки глубина. Этот фильм явно не для тех, кто видит только явные вещи лежащие на поверхности. Но даже несмотря на весь драматизм и серьезность происходящего, в фильме находится место и легкому юмору. — Кто-нибудь звонил? — Звонили. — Кто же? — Зрители. — Кто? —.. . желающие посетить кинотеатр Прогресс, спрашивали, что идёт, когда? Я отвечала — идёт дождь с утра до вечера. 5 из 10

Александр Попов
Александр Попов31 декабря 2015 в 17:04
Доживем до понедельника

«Доживем до понедельника» - без преувеличения, великий педагогический фильм С. Ростоцкого, снятый почти полвека назад, поднимающий проблемы не только социального, но и экзистенциального характера. Каким должен быть учитель? Как не отчаяться, каждый день пробивая стену непонимания между вами и ожесточенными школьниками? Как не зачерстветь в каждодневной канцелярской и бюрократической рутине? Где пролегает граница человеческого доверия учителя к ученикам, и как ей не перейти в попустительство? Все эти вечно актуальные темы поднимает «Доживем до понедельника». Ростоцкий снял картину о природе авторитета, о его поведенческом кредо, о той силе подлинной доблести в служении людям, которая должна исходить от человека, облеченного педагогическим полномочиями. В некотором роде, «Доживем до понедельника» - типично «оттепельное» кино со всеми присущими ему надеждами и заблуждениями: верой в возможность обновления социалистической системы, в возвращении к якобы чистым и незапятнанным ценностям ленинизма, но в то же время удивительный пример художественного прорыва советского кино (признаки которого мы можем найти также в «Июльском дожде» Хуциева и «Долгой счастливой жизни» Шпаликова) к диалогу с европейским экзистенциальным кинематографом 60-х с его темами отчуждения и взаимного непонимания людей, одинаково актуальными по обе стороны «железного занавеса». «Доживем до понедельника» - невероятно современный, ни в чем не уступающий западным аналогам того времени образец авторского кино: лаконичный, безупречно драматургически выстроенный, уделяющий большое внимание психологическим нюансам и сторонящийся однозначных этических оценок, он становится своего рода эталоном неплакатного гуманизма, тихого, скромного, проникнутого искренним состраданием к человеку. Как настоящий мастер, не пренебрегая второплановыми персонажами, режиссер создает галерею запоминающийся портретов учителей, каждый из которых легко перерастает рамки только лишь социального типа и превращается в полноценный и противоречивый человеческий характер. Ростоцкий внимателен к динамике развития каждого образа, понимая законы драматургии, не допускающих даже минимальной психологической статики персонажей во имя сохранения структурной целостности замысла. Так суровость и ожесточенность Светланы Михайловны оказывается ширмой, скрывающей неудавшуюся личную жизнь, но в соответствии с логикой постепенного раскрытия образа, мы узнаем об этом не сразу, также поэтапно перед нами раскрываются реалии внутреннего мира Гореловой и Мельникова. Главная черта всех героев фильма без исключения, как учителей, так и учеников – это особая вдохновенность, с которой они относятся к жизни, жажда, часто камуфлируемая недоверчивостью из страха быть не понятыми, полноценного, насыщенного поиском смысла существованием. Ростоцкий не ограничивается в картине изображением конфликта учителей и учеников, но создает сложное переплетение разнообразных коллизий, среди которых есть место и несчастной любви, и неотесанности подросткового самомнения, уродующему юную душу, и неустроенности личной жизни учителей, и терзаниям не успокоившегося под тяжестью обывательского сна талантливого педагога. Главное украшение фильма и его смысловой центр – Илья Семенович Мельников. Ветеран войны, не просто эрудированный и всесторонне развитый человек, но и образец подлинной интеллигентности, не циничного интеллектуализма, не признающего авторитетов, который часто выдает себя за совесть нации, а подлинного человеческого достоинства, уважения к Традиции, стремящийся воспитать его и в своих учениках. Мельников – хранитель культурной традиции, его жизнь – служение Идеалу, природу которого он сам смутно понимает, воспринимая его узко, как верность принципам ленинизма. Разум его искажен идеологическими клише, но интуитивно и поведенчески он давно уже перерос социалистическое мировоззрение, в этом причина его отчуждения от социума. Для него это своего рода изоляция, неучастие в окружающей интеллектуальной жизни, нулевая степень вовлеченность в идеологические споры. Он потому и лишний в этом мире, потому его так и раздражают хамство, карьеризм, обывательское самодовольство, которыми больны многие его коллеги, что все эти недуги присущи социализму изначально, что он порочен по самой своей сути, на горбу фанатичных бунтарей протащив в постреволюционную жизнь все то же мещанство и озлобление массового человека, с которыми призывал бороться. Об этом уже в 20-е годы писали Зощенко, Олеша, Булгаков, Замятин. Секуляризация многих базовых понятий христианской этики: самоотверженное служение людям, аскетическое самоограничение себя во имя высших целей, требовательность к себе и сострадание к другим привела к фундаментальному искажению их сути. Без Христа они превратились в свою собственную противоположность, приобретя узкое классовое значение. Общечеловеческие ценности стали кастовыми. Мельников подспудно чувствует ненормальность такой этики, отравленность общества ненавистью, эгоистической зацикленностью людей на своих собственных интересах. Главная мишень картины – мещанство, как онтологическая самоуспокоенность, потому центральной сценой картины становится встреча Мельникова с директором, в которой он пытается доказать своему бывшему боевому товарищу причины неудовлетворенности собой. Все-таки, что и говорить, педагогическая деятельность без научной не может обеспечить человеку полноценного личностного развития. Определенная меланхолия, безусловно, присуща мировоззрению Мельникова, она пытается убедить его в ложном представлении о том, что никому ничего не надо, - одно из базовых искушений любого педагога. В самом деле, каждый раз, после многочасовой подготовки к уроку, на всех порах, полный надежд мчащийся в школу педагог сталкивается с впечатлением ненужности своей работы ученикам. Однако, это обман, еще раз убеждающий в том, что мечтательный идеализм также опасен для педагога, как и цинично потребительское отношение к своей профессии. Да, задача педагога – вдохновлять, размягчать окостеневшие в грубости и ожесточении сердца учеников историями о взлетах и падениях человеческого духа, раскрывать перед ними горизонты мировой культуры, постоянно удивлять их, сколь широка и богата жизнь, если она не ограничена мелкими повседневными заботами. Все это так, но мало того, что такая работа требует времени (посеянное само быстро не прорастет, за ним надо ухаживать), необходимо не только взлетать и демонстрировать виражи человеческой мысли и творчества, но и уметь садиться на твердую почву, то есть показывать, как эти знания могут быть применены в реальной жизни. Искусство и наука должны восприниматься учениками не как место, куда можно сбежать от реальной действительности, но как инструмент познания человеком мира и самого себя. Мельников хорошо это понимает, потому он так требователен к себе. Развернутая, даже самая насыщенная педагогическая деятельность при отсутствии научного поиска дряхлеет, легко вырождается в старческое брюзжание и недовольство реальностью. Научную деятельность ни в коем случае нельзя бросать, иначе мысль просто задохнется в тисках постоянно повторяющихся в сознании концептов. Конечно, ученики слышат информацию лишь раз, но у них, как правило, быстро возникает безошибочное впечатление, что учитель, как робот, годами говорит одно и то же. От такого преподавания нет никакого проку. Прекрасное в своей афористичности заглавие фильма намекает на то, что каждый день может стать для нас последним, и не важно, педагоги мы, или ученики. Так будем относиться к своей работе или учебе ответственно, «дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефес. 5:16).

priori
priori16 ноября 2015 в 20:57

Фильм немного неровный, но может в этом его плюс. Нет чётко установленного начала, и концовки тоже нет. Фильм открыт с двух сторон - не очень хорошо прописана предыстория, и послесловие тоже замыленное. Оно, само собой, понятное, но его отправили в закат. Любовная линия если честно не удалась, это главный минус фильму. Она не 'цепляет', не заставляет переживать. За каждого героя в отдельности - переживаешь, но за Них - нет. Во всём остальном - явный плюс. Хорошо и без пафоса показан надлом в человеке и проф. перегорание, неустроенность жизни и одиночество среди людей, самоогораживание от общества, которое зачастую не можешь и не хочешь принять. Очень грамотно влили песню про иволгу, текстом дополняет грусть-печаль героя до краёв. Тяжкий труд учителя тоже передан широко и 'знающе' - в Вики почитал, что на показе Всесоюзного съезда учителей зрители стоя аплодировали. А это многое значит. Даже те, кто не в теме педагогики ясно себе представляют все те тяжкие будни, которые показаны в фильме. Шикарные сцены с сочинением на тему счастья. Тут мой внутренний романтикометр зашкаливал. Всё очень правильно растолковали. И сожжённые странички тетрадок были прекрасны. И в довершение стих 'отпускающий' души сочинений на свободу. Отдельного слова заслуживает мальчик-поэт-поджигатель. Он несколько идеализирован и не по годам умудрён, но если закрыть на это глаза, то он на самом деле второй главный герой фильма. Поначалу кажется, что он протагонист Главному герою, мальчик юн, добр и влюблён, но в итоге получается, что мальчик и учитель схожи до идентичности, просто их 'застали' в разных этапах жизни. Произнесённая фраза 'человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда', эта фраза в чём-то гениальна, но это отдельная тема. И вот таких маленьких и очень точечных уколов в фильме много, на каждого зрителя можно найти момент или фразу, которая зацепит и уколет. Очень фехтовальный фильм. Сценарием-рапирой лично меня пару раз точечно задело.

greenbelle
greenbelle16 сентября 2015 в 19:32
Это же невозможно — объяснить счастье... Всё равно что прикнопить к бумаге солнечный зайчик.

Советские фильмы отличаются редкой добротой, и этот фильм не стал исключением. Ирина Печерникова после этой роли полюбилась народу, она великолепно сыграла. Каждый персонаж такой реальный, что веришь всему, что видишь. Простое кино об учителях, школе, первой любви, которая не забывается, дружбе, честности, откровенности, правде и искренности. Этот фильм стоит посмотреть не только тем, кто с ностальгией вспоминает о прошлом, но и тем, кто с надеждой смотрит в будущее. Здесь есть всё: счастье и равнодушие, взаимность и обречённость, вера и печаль, страдание и радость. Эмоции в каждом действии, значение в каждом незначительном моменте. Сильное и яркое кино, хоть оно и чёрно-белое. Прекрасное кино. И всё-таки, Генка Шестопалов смог дать определение счастью, пусть и своё, но оно ведь у каждого разное: 'Счастье — это когда тебя понимают'.

Paolo_74
Paolo_7422 июня 2015 в 14:53
Никто не обязан помнить всех второстепенных авторов.

Ростоцкий точно не из таких. Как, впрочем, и Баратынский. Фильм абсолютно гениальный. Несколько дней из жизни школьников и учителей, поднимающие целые пласты человеческих эмоций, отношений, творчества, любви... История думающих, интеллигентных людей, рождающих потрясающие афористичные, зачастую остроумные изречения. Не силой мысли, не мозговым штурмом, а так - походя, за семейным ужином, смотря телевизор, или пережидая дождь в актовом зале школы. Потому что они из тех 'кто ясно мыслит, и ясно излагает'. Почти каждая фраза, произносимая героями, находит внутри тебя отклик. Как легки и уместны их замечания. Например: 'Но, во-первых, надо точно определить, а что такое человеческая эмоция, душа и сам человек (из телевизора) -Неужели определит? -А, во-вторых,... предлагаемая вам музыка - это, все-таки, не Моцарт -И на том спасибо' 'История – наука, которая делает человека гражданином.' 'От большинства людей остается только тире между двумя датами.' 'Это же невозможно — объяснить счастье... Всё равно что прикнопить к бумаге солнечный зайчик.' Прекрасен спор двух учителей. Двух не просто разных типов, я бы сказал двух различных систем, учителя по образованию и Учителя по призванию. 'Вы, учитель словесности, вам ученик написал стихи. это хорошо, а не плохо. -Ну не надо так! Я ещё в своём уме. Им отдаешь всю себя до капли, а они... -Что у нас есть, чтоб отдать, вот вопрос...' Прекрасно и трогательно преображение учителя 'с пылью столетий на очках' под воздействием любви. Прекрасны стихи юного поэта. Если кому-то необходимо очистить слезные протоки слезами умиления и сопричастия к прекрасному, этот фильм для вас 10 из 10

SuperLenin13
SuperLenin132 мая 2015 в 08:26
Счастье на отметку

Сказать что данный фильм мне понравился не могу. Но и в 'топку' отправлять его я тоже не собираюсь. Хотел бы я написать положительную рецензию, так же как и почти все остальные здесь, но увы. Имея определенные вкусы в советском кинематографе, я не нашел даже за что зацепится, чтобы моя рецензия имела зеленый цвет. В фильме присутствуют три взаимосвязанных сюжетных линии: 1. Ученики пишут сочинение на тему «Мое представление о счастье». И сочинение ученицы Нади Огарышевой вызывает бурю эмоций. Как хороших, со стороны одноклассников, так и недобрых, со стороны учительницы. Воспитанная на других принципах, учительница жестко критикует сочинение Огарышевой, хотя сама не может разобраться что есть счастье. 2. Второстепенная сюжетная линия. Взаимоотношения главного героя, учителя истории Ильи Мельникова, с его бывшей ученицой, а ныне молодого преподавателя английского языка Натальи Гореловой. На мой взгляд эта сюжетная линия не 'докручена'. Или, если так будет удобней, не раскрыта полностью. В принципе, я думаю если убрать эту сюжетку, то фильм не претерпел бы серьезных изменений. 3. Душевные метания самого Ильи Мельникова. Его взаимоотношения с окружающими. Человек воспитанный на другой идеологии, принципах, нежели другие. Но со временем начинающий понимать, что общество стало другим. Более лицемерным и беспринципным. В целом фильм смотрибелен даже в наше время. И у многих вызовет массу положительных эмоций. Где то грустинку. Где то улыбку. - Завтра 20 лет, как Светлана Михайловна работает в школе - Ну соберем по трёшке, купим ей... крокодила Но лично для меня это фильм ушедшей эпохи, которую я вряд ли когда нибудь пойму. Каждый находит что то свое в нем. Я не нашел. Видимо потому, что общество действительно поменялось... 5 из 10

win128
win1283 февраля 2015 в 23:08
Угадать и угодить

Отзыв об одном из лучших отечественных фильмов. Так вышло, что за последнее время удалось посмотреть несколько сильных фильмов об учителях, среди которых 'Учитель на замену' и 'Общество мёртвых поэтов'. Если сравнивать с фильмом Станислава Ростоцкого, то можно сделать вывод, что у каждого есть своя мораль, скрытая за темой неимоверно сложной работы. При этом картина Ростоцкого выделяется своей жизнью. Бесспорно философии не меньше в 'Общество мертвых поэтов', а реалистичность и злободневность - сильная сторона 'Учитель на замену'. Но если два этих упомянутых фильма имеют сильный привкус голливудской истории, то 'Доживем до понедельника' не пытается зацепить трагическими событиями. Этот фильм сосредоточен на внутреннем мире самого учителя. Картина Ростоцкого доказывает нам, что необязательно иметь какой-то лихо закрученный сюжет. История может произойти в обычных стенах. Достаточно наполнить все жизнью. Фильм пестрит умными изречениями, многие из которых лежат на поверхности. Он цепляется за правду, выхватывая факты, о которых принято умалчивать перед самим собой. Недаром один из учеников класса Ильи Семеныча говорит, что подавляющее большинство пишет, творит, создает по правилу 'Угадать и угодить' в обход не только правды, но и самого себя. Отрицая личность в себе, не давая развиться ей. За правду нужно платить и Ростоцкий доказывает, что какой бы ни была цена, она того стоит, 'в дураках' останутся именно те, кто не давал ей воздуха. В фильме великолепно сыграл Вячеслав Тихонов. Образ принципиального, интеллигентного человека, который не может найти понимание со стороны окружающих. Это ему и не нужно. Он старается донести свои мысли и если не находит отклика, уходит. Актеру удалось отобразить развитие героя в полной мере. Удалось доказать правдоподобность персонажа. Отметил бы также игру Нины Меньшиковой. Образ ей прописывается изначально отрицательный, но персонаж не скатывается в абсолютную стерву, все время доказывающий себя именно с неоднозначной точки зрения. Из прочих запомнился Зимин. Его появления редки, но остаются в памяти. Удалось отразить темпераментность. Образ достаточно неоднозначен. Мне не удалось понять его до конца, однако это один из тех персонажей, которого сразу берешь на заметку. Операторская работа достаточно специфична. Достаточно большое количество воздуха над объектами и резка деталей внизу. Это наблюдалось часто, но глаз не сильно резало. Удивило использование пропорций кадра. Давно не встречался такой вариант. В начале это непривычно, однако действительно создаёт эффект 'киношности', так как такой вариант близок картинки из глаз человека. Фильм оставил хорошие, глубокие впечатления. Некоторые фразы хотелось тут же записать себе на любом носителе. Нечасто встретишь такие картины, которые хороши по всем фронтам. Каждый учитель должен посмотреть этот фильм и каждый ученик должен в ещё большей степени. Хотя бы для того, чтобы понимать, насколько многогранна и сложна профессия учителя.

AUchvatov
AUchvatov23 января 2015 в 22:02
Педагогическая поэма

Во время летней практики нам выдало неожиданное задание: посмотреть фильм. В фильме речь идет о преподавании, и о том, как важно быть настоящим Учителем... Действие происходит в обычной школе. Оно разделено на три дня соответственно: четверг, пятницу и субботу. В школу недавно пришла работать учительницей бывшая выпускница, Наташа Горелова. В этой же школе работает учителем истории Илья Семёнович Мельников. В четверг во время урока английского в класс влетела ворона. Во время ловли птицы в класс заглянул учитель истории Илья Семёнович Мельников. Поведение молодой учительницы, возглавляющей ловлю вороны, показалось ему «излишне либеральным», чего он не скрыл от Натальи Сергеевны. Та оскорбилась и решила занять жёсткую позицию по отношению к ученикам. Обиженные школьники решили объявить бойкот следующему уроку... Меня фильм очень задел. Он заставил меня прочувствовать еще раз, как много разных проблем может оказаться в школе и как важно всегда сохранять свое лицо и перед детьми и перед коллективом. 8 из 10