Фильм снят по повести Василя Быкова 'Дожить до рассвета'. В съемках фильма участвовал и сам В. Быков как сценарист. Экранизация литературного произведения - задача всегда не из легких. Даже если визуальный ряд коллектив съемочной группы пытается выстроить при участии автора литературного произведения. Есть как приверженцы и любители экранизаций, равно как есть и радикальные противники. Пишущий эти строки отнес бы себя скорее к первым. Посему и выставляю оценку этому дважды просмотренному фильму - 5 из 10. Корреляции с повестью нет. Точнее бы сказать так. Есть сюжетная, нет внутренней. Василь Быков - экзистенциальный военный романист, и в данной экранизации не хватает внутренних монологов лейтенанта Ивановского, что существенно обедняет сам фильм. К сожалению. К большому сожалению. Чувствуется, что авторы фильма делали не халтуру, и фильм в целом удачный и захватывающий внимания зрителя, не равнодушного к военной тематике в кинематографе. Но если не знаешь самой повести Быкова. Фильм есть фильм, даже если и экранизация. А повесть есть повесть. Это два разных вида искусства. Сравнивать их сложно. Но уж коль я начал это сравнение, и именно в плане соответствия фильма повести, то вывод мой не утешителен. В фильме не отображена щемящая трагедия лейтенанта Ивановского, нисходящая линия его судьбы. Ведь повесть Быкова не сколько о войне как таковой, сколько о человеке на войне, или даже просто о человеке в экстремальных условиях. Этого в фильме как раз нет. Мне кажется, что Быков, как сценарист, настаивал на внутренних монологах главного персонажа. И они действительно есть. Но, увы, либо хронометраж не позволял развернуть монологи в нужное русло, либо сюжетная линия оказалась довлеющей над другими кино-факторами, но внутреннего стрежня, который присутствует в повестях Быкова, в данной экранизации нет. И это делает фильм 'Дожить до рассвета' сюжетным, военно-приключенческим, каковых не мало. 5 из 10
Сюжет заинтриговал своей непохожестью на 'стандартные' диверсионно-приключенческие ленты о ВОВ. Первое отличие: за дело берётся не профессионал разведчик/диверсант, а обычный 'летёха' - 'арта'. Далее набирает обороты колесница Кали - при 'обыденном', для сюжетов других лент, переходе линии фронта начинают гибнуть соратники гг. Дальше, больше - неудачи преследуют группу на каждом шагу, все отданные гг приказы ведут к ещё большей трагедии. И здесь интересно состояния отдающего эти приказы, что не так, что он не чувствует или почему не чувствует. Этот скрытый от нас момент должен и может раскрываться авторским текстом, мы же видим только череду действий любопытную своей целеустремлённой разрушительностью, но слабо понимаем истоки этого. Да, ещё и лёгенькая музыка в стиле 'военного боевика' сбивает зрителя с толку, превращая сюжет чуть ли не в пародию на множество сходных кино-историй. Чему подтверждение и финал, где от пафоса ожидания мы переходим чуть-ли не к фарсу действительности. Но что хорошо показано в фильме - так это различные психо-типы людей при стрессовом гнёте развед. выхода. Реакции диверсантов на это давление различны и нешаблонны по отношению к таким же завязкам сюжетов в иных картинах. 6 из 10
Ноябрь 1941-го года. Враг вплотную подошёл к стенам Москвы. Выходя из окружения с горсткой бойцов, лейтенант Ивановский (Александр Михайлов) встречается в немецком тылу с диверсионной группой капитана Волоха (Вадим Спиридонов). Объединившись, небольшой отряд движется в сторону линии фронта. Ночью разведчики Волоха случайно обнаруживают спрятанную в лесу немецкую базу боеприпасов. В завязавшейся перестрелке с охраной базы Волох был убит. Когда, наконец, бойцы отряда выходят к своим, Ивановский показывает на карте советскому генералу месторасположение базы. Лишить немцев боеприпасов, или горючего - это значит остановить их наступление на данном участке фронта, и генерал решает рискнуть. Быстро готовится диверсионная группа из 10-ти человек под командованием Ивановского, задача которой - найти и уничтожить базу. Главная сложность состоит в том, чтобы успеть дойти до назначенного места ДО РАССВЕТА... Фильм снят по повести Василя Быкова. Насколько я помню повесть, прочитанную в детстве, она довольно близко кореллируется со сценарием фильма, написанного постановщиком Виктором Соколовым при участии автора первоисточника. То есть, повесть экранизируется практически один-в-один. На мой взгляд, в данном случае, это правильный подход, так как у Василя Быкова всё прописано чётко и оптимально. Дело оставалось 'за малым' - убедительно поставить и сыграть всё это. Считаю, в результате получилось не просто хорошо, а значительно больше того, ибо по моему скромному мнению, 'Дожить до рассвета' - один из наиболее правдивых и убедительных фильмов о Великой Отечественной войне, снятых в нашей стране. Никакой вам малины, никаких прикрас, никаких укладываний немцев пачками - только суровая правда войны, характерная для всего творчества Вас. Быкова. Наши убивают немцев, но и немцы убивают наших - это война, не может быть иначе. Не всё на войне всегда удачно, не всё всегда гладко (как это рисуют в ура-патриотических лентах), бывают и неудачи, да и просто человеческие ошибки. Но при любых раскладах подвиг лейтенанта Ивановского - пусть событие и рядовое для войны в целом, но при этом не менее героическое. Смотрите, мальчишки - вот так, именно ТАК, воевали за нашу землю деды и прадеды. 8.5 из 10