Достояние республики: отзывы и рeцензии

Комиссар Краснов
Комиссар Краснов21 сентября 2020 в 01:07
Это — бессмысленный фильм

Вас никогда не интересовало, почему всё, что помнят об этой «классике», — две песни Маркиза, в крайнем случае, одну? Потому что, кроме них, в нём — ничего нет. Заметьте: я даже самого Маркиза не упоминаю. Действие фильма, якобы, разворачивается в восемнадатом году, то есть, «Гражданская» война уже вовсю кипит. Вся будущая Ленинградская область (а тогда — Петроградская губерния) — это горящее поле боевых действий между Красной армией и белогвардейцами Миллера, Юденича, Тыниссона, Маннергейма, оккупационными войсками Великобритании, США, Канады и Австралии и, собственно, недобитыми остатками Райхсхеера (кто-то ещё помнит, что в тот момент немцы шли на Питер?). Это — битва за Тулгас, трёхсторонние сражения в Прибалтике, «заговор послов» aka покушение на Ленина, наконец, медленно подступающая блокада Петрограда. Да-да, товарищи, тот кошмар, что познали ленинградцы в 1941—1944 гг., был вторым в истории нашего города. Да, бандитизм тоже был. И о нём тоже можно было много, чего сказать: расцвет ВЧК и НКВД (тогда — просто народной милиции), попытки всех классов общества приноровиться к новой обстановке, бои между сторонниками Керенского и красной гвардией. Короче, происходило столько всего разом, что на этом фоне нашлась бы история отнюдь не на один блокбастер. Сценаристы «Достояния…» посмотрели на это всё… и сочинили пустую сказку за гранью худшего варианта. Конечно, из попытки представителя аристократического семейства вывезти ценности этого семейства из красного Петрограда можно было превратить во что-нибудь захватывающее. Ну вы знаете: война, кругом — разруха, перестрелки, во Францию — можно эвакуироваться только через юг, а до юга ещё надо добраться через кордоны большевиков, а там — Корнилов с его «эсэсовцами» (серьёзно, посмотрите на то, что у них было вместо кокард на фуражках), надо будет ещё договориться с ним, чтоб не хлопнул за вывоз «достояния русскага народа»… в общем, достаточно напряжённая картинка складывается. Как думаете, что из этого есть в фильме? Есть опись коллекции-макгаффина и оценка советской комиссией её цены в золотых рублях, есть попытка вывоза, есть поездка куда-то за пределы губернии. Есть несколько интересных персонажей и из пальца высосанных приключений, в которые они впутываются. Есть бандиты в чёрных кожанках, похожие на чекистов (до фильма «Чекист» оставалось двадцать лет), и красные кавалеристы, похожие на белогвардейцев без погон. Всё. Смысла в происходящем — ноль. Те, кто знают подлинную историю того, что творилось с произведениями искусства в РСФСР во время войны и в первые послевоенные годы, могут вспомнить, что это всё продавалось, потому как в нищей, разорённой ещё империалистической войной России не было средств обеспечить всем необходимым голодающих, болеющих тифом и прочими болячками советских граждан. Но это всё было в двадцатые годы, а что здесь? А ничего. Как я уже сказал, ничего из того, что происходило в те годы, на экране — не видно. Ни боёв, ни чрезвычайного положения, война если где-то и есть, то упоминается мельком и то в контексте «того бедного парня убили наши или, всё-таки, белые?». Посыл картины — тоже весьма сомнительный: как уже было сказано выше, картины будут продаваться, однако, главный герой рвёт тельняшку на груди и кричит, что вся эта коллекция — «собственность народа». Притом, что главарь банды Лагутин под странным предлогом «стрелять в нерабочих женщин» предлагает своей банде «чекистов» (ну никак иначе не получается их обозвать) пострелять по статуям. Мало того, что сама концепция белогвардейца, возглавляющего банду «бело-зелёных» или вообще безыдейных отморозков, — более относима, скорее, к двадцатым годам, так ещё и создатели фильма явно симпатизировали совсем не большевикам в этом фильме, пытаясь сделать этакий «рескин» сторон, как бы сейчас выразились. Из чего, гипотетически, можно было бы сделать вывод, что «Достояние Республики» — это таки достояние Российской Республики, образованной после свержения Николая II Временным правительством, а фильм — идеологическая бомба. Добро, но даже с учётом этого фактора фильм больше похож на суп, от которого оставили плохо настоявшийся бульон с добавлением каких-то сторонних ингредиентов. В итоге, вынужден признать: песни Маркиза — действительно очень душевны и являются чудом своих сцен. Но ничем большим этот фильм подкупить — не в состоянии. Если Вам — действительно интересно посмотреть правильно поставленную историю подобного рода, смотрите «Квартет Гварнери». 1 из 10 Балл поставил за песни, и лишь потому, что без фильма, боюсь, их просто не было бы.

MC LOUD
MC LOUD5 октября 2014 в 20:49

Фильм довольно известный и популярный. Однако, я стал смотреть его из-за участия в нем Евстигнеева, который, к моему огромному сожалению, появился на экране в общей сложности на добрых минут пять. Но, в картине помимо Евстигнеева играют актеры достойные упоминания. Главный дуэт, главное противостояние, два главных героя, которых блестяще сыграли Миронов и Табаков, уверен, никого не оставят равнодушными. Миронов то, который кстати исполняет в этом фильме знаменитую песню «Кто на новенького», вообще блестяще сыграл. В его персонажа нельзя не влюбиться, а в конце фильма вообще проникаешься этим героем, чувствуешь какую-то гордость за этого персонажа. Хотя, конечно, герой Табакова не многим уступает персонажу Миронова. Он также запоминается. Вообще, стоит отметить, что этот дуэт получился просто замечательным. Что касается жанра, то перед нами настоящие приключения, в которых, конечно же, есть и бандиты, и клад, и погони, и тайна. И, кстати, активное участие такого персонажа, как мальчик беспризорник, делает этот двухсерийный фильм увлекательным приключением как для взрослых, так и для детей. На самом деле, получил истинное удовольствием от просмотра этого фильм и думаю, что посмотрю его еще раз.

КиноПоиск
КиноПоиск25 декабря 2013 в 14:54
Может быть, НАШЕ лучше?

О «Достоянии республики» вспомнила совершенно недавно и обнаружила, что так и не видела этот фильм. Стало стыдно. Довольно часто мы смотрим американские приключения, боевики, «экшены», а чем НАШЕ кино хуже? Завязка сюжета в этом фильме довольна проста: некие люди, разумеется, бандиты, похощают коллекцию произведений искусства, и доблестный сотрудник уголовного розыска направляется искать «достояние республики». Согласна, фильм снят в духе того времени, пропитан коммунистическими идеями, но чем эти идеи хуже идей американских фильмов: главный герой, Макар Овчинников, ищет произведения искусства не для себя, для всех. Идеи-то хорошие, правильные… Актерский состав подобран потрясающе: великолепный Андрей Миронов в роли обаятельного Маркиза, прекрасный Олег Табаков, играющий отважного сотрудника, Витя Галкин, в роли беспризорного Кешки, веселого, смелого, любознательного мальчика, Игорь Кваша, он же жестокий атаман Лагутин… Нельзя не отметить и музыку данной картины, особенно песню в исполнении А. Миронова на фоне Петербурга, его дворцов, храмов: «… Я этим городом храним, и провиниться перед ним…» В общем и целом, этот фильм о том, как можно уметь жертвовать всем для идей, для светлого будущего других. Делая вывод, я задумалась: чем американские фильмы лучше? Почему его смотрят, а наше нет? Не знаю… Просто стало стыдно, что я не смотрела «Достояние республики» раньше. 10 из 10

katie turner
katie turner18 марта 2011 в 19:14
«Я в женщин не стреляю.»

Никогда не любила в нашей истории период Гражданской войны и прихода к власти большевиков. Этот фильм не заставил меня полюбить, но заставил заинтересоваться, что, согласитесь, уже не мало. Яркие актеры, постоянный «экшн», как сейчас модно говорить. Все это увлекает, приковывает внимание к экрану. Олег Табаков великолепен. Наконец я увидела этого актера в роли персонажа, который вызывает восхищение. В этом фильме в его голосе не слышно даже намека на кота Матроскина. Отлично сыгранная роль. Наверное просто нет таких фильмов, роль в которых Андрею Миронову не удалась. Маркиз. Фееричный, грациозный, «легкий». Влюбляет в себя с первого появления на экране и на весь фильм. Что там фильм. Навсегда. Поразительные глаза, взгляд, проникающий в самое сердце. Гениальный артист — не устаю повторять. Кешка — смекалистый мальчишка. Преданный, но со своими ценностями. Витя Галкин справился с ролью беспризорника замечательно. Талантливый парень. Хочу уделить отдельное внимание замечательной песне в исполнении Андрея Александровича «Я этим городом храним». Петербург — моя любовь на всю жизнь. В этом мы с Маркизом схожи. Ах, как сладко щемило сердце, когда я любовалась видами набережной Невы, слушая проникновенный, душевный голос любимого артиста… - Бродяга и задира — я обошел полмира, Но встану на колени пред городом моим… У меня до сих пор дрожат губы и трясутся руки. Финал оказался сильнее меня. От одной музыки тоскливо на сердце. Что-то всколыхнул во мне этот фильм, что-то.. патриотическое.. - Ну?.. Чего приумолк, отец Иннокентий? А о чем тут говорить, товарищи? Раньше люди могли жертвовать «чем-то» ради.. достояния республики. Да не чем-то. Жизнью своей.. А мы сможем ли? Здесь и сейчас? Сомневаюсь. 10 из 10

~ЛиСа~
~ЛиСа~27 сентября 2009 в 22:34
«История жизни»

Не могу сказать, что я смотрела много художественных фильмов, связных с событиями Гражданской войны в Советской России, но «Достояние Республики» все равно занимает в моем понимании первое место. Это фильм не о любви, но как и все самые хорошие советские фильмы, он основан на борьбе Добра и Зла, и дружбе. Этот фильм, снятый Владимиром Бычковым, очень живописно и эмоционально открывает перед зрителем несколько таких разных человеческих судеб, которые по велению Бога, сплетаются в прозрачную косичку. В основе сюжета лежит трагическая судьба князей Мещерских после революции, когда достояния их фамильной коллекции реквизируются большевиками, но потом, как по волшебству, таинственно исчезают. Основные события фильма разворачиваются спустя два года, после исчезновения достояний, но на их поиски встает сотрудник уголовного розыска — Макар Овчинников, а его противниками, в этом нелегком, хоть и неощутимой борьбе, становятся учитель фехтования по кличке «Маркиз» и бывший управляющий князя — Тараканов. Практически нейтральную, но яркую роль в этой схватке, занимает юный беспризорник Кешка. Во-первых, одна из главных особенностей этого фильма, это участие в нем наших любимых актеров, которые и в наше время не потеряли свою популярность. Это, к примеру, Андрей Миронов, Олег Табаков, Спартак Мишулин, Игорь Кваша и многие другие. Во-вторых, актеры очень красочно и правдаподобно передали зрителям характер фильма и его красоту (ближе к концу, я даже невольно заплакала, до того было жаль одного из героев). «Достояние республики», на мой взгляд, очень хороший фильм и если вы ярый ценитель советской кинематографии, то вам бесспорно стоит потерять на него два с лишним часа, дыбы насладиться этим ярким сплетением моментов революционной эпохи. 10 из 10 «Приятного просмотра!»