В основе сюжета лежит одноимённый роман Ирины Гуро. Ирина Гуро - это псевдоним советской писательницы и сотрудницы спецслужб Раисы Романовны Соболь. В 22 года она уже работала в органах ОГПУ, сначала в Экономическом управлении, затем - в Иностранном отделе. В 1938 году арестована по показаниям её мужа М. Е. Ревзина, с которым прожила 13 лет. На следствии вину не признала, осуждена на 8 лет по подозрению в шпионаже. В сентябре 1941 была освобождена с прекращением дела. С октября 1941 по июль 1942 - оперуполномоченный в Особом отделе Юго-Западного фронта. С августа 1942 - инструктор разведывательного отряда штаба Северной группы партизан. Роман 'Дорога на Рюбецаль' написан в 1966 году, и через пять лет экранизирован Адольфом Соломоновичем Бергункером. Название для своего романа писательница выбрала не случайно, потому что Рюбенцаль в германской низшей мифологии - это горный дух, воплощение горной непогоды и обвалов. Являлся людям в образе серого монаха, хорошим помогал, плохих сбивал с пути, заманивал в пропасть. А для двух главных героев Людмилы Черновой (Черныш) (Любовь Румянцева) и Николая Петрова (Макс) (Ауримас Бабкаускас) Рюбенцаль - это ещё и своеобразная недостижимая в условиях война мечта, к которой можно лишь стремиться, но достичь её - пока мир лежит под пятой фашизма - невозможно. Людмила с Николаем выглядят на экране очень гармонично. Она, 'вроде как не свободна', а он носит в душе светлый образ Анне-Мари, однако опасная совместная работа постепенно сближает их. Происходит это постепенно, почти незаметно, выплёскиваясь искренним чувством лишь в момент расставания. Фильм неторопливый с плавным развитием сюжета. Много отлично сыгранных эпизодических ролей. Это Валентин Гафт в роли командира партизанского отряда. Персонаж обрисован всего несколькими сценами, но с семейными тайнами, оставшимися за кадром. Это и Георгий Штиль в роли немецкого солдата Теодора Гильгера, питающего слабость к русским женщинам. Это и Людмила Гурченко, очень ярко и эмоционально сыгравшая 'пассию' Теодора Гильгера - Шуру Соловьёву. 'Негромкий' фильм несколько буднично рассказывающий о службе разведчиков в тылу врага. Но это вовсе не недостаток, а достоинство - говорить о Великом без пафоса. 'Как хорошо, что есть на свете дом вдали от мест печальных и суровых. Там наклонилась ива над прудом и ждут меня в краю лесов сосновых. Теперь мы научилися ценить, что есть места, где так чисты криницы, где можно воду без опаски пить и без нагана ночью спать ложиться. Как хорошо, что есть одна душа, которой слово дорого простое. Как встретимся мы с нею, - не спеша ей расскажу в боях пережитое...' ('Домой' Виссарион Саянов, 1945)