Фильм в высшей мере демонстрирует такое явление как 'банальность зла'. Никто из демонстрируемых нам нацистких политиков не был сбежавшим из психушки серийным убийцей и не фантазировал о купании в крови посередине горы трупов. Все они были образованными и вполне себе уважаемыми членами общества. В тоже время, приняв в полней мере чудовищную и человеконенавистническую идеологию, презрительно отказавшись от 'сантиментов', они создали систему, работа которой привела к жестокой гибели миллионов невинных людей. Именно поэтому вы не увидите в фильме какой-либо особой кровожадности или ненависти. По крайней мере внешнего их проявления. Он вообще довольно монотонный и в полной мере посвящён самой 'обычной' деловой встрече самых обычных деловых людей, которых каждый из нас, наверное видел если не тысячи, то как минимум сотни. С той лишь разницей, что темой встречи является планирование геноцида и более практичных методов его осуществления. Причём большинство присутствующих вполне осознают это и даже цинично обсуждают, как преуменьшить психологические последствия организованного у простых немецких солдат, или объяснить остальным немцам в целом. Но не как предотвратить, совсем нет. Скорее как работающие на бойне обсуждают более гуманные способы забоя. Это только подчёркивается тем, как легкомысленно и даже амбициозно-горделиво показанные в фильме нацисты обсуждают как уже идущие хаотичные убийства, так и дальнейшие планы их систематизации и логического завершения. От чего как выжившие, так и их подпевалы так отчаянно будут отмахиваться после проигрыша нацистами войны, на что с мрачной иронией намекает финальная сцена с говорящим процитированные в преамбуле слова, Гейндрихом. В тоже время, в фильме действительно можно услышать голос разума. Вильгельм Критцингер, статс-секретарь имперской канцелярии, очень явно тяготится происходящим будучи сыном пастора и ветераном прошлой войны. Хотя он объясняет своё волнение вышеупомянутой заботой о психике немецких солдат, по контексту диалогов и языку тела понятно, что воспитание и мораль просто не дают Вильгельму проигнорировать явную чудовищность происходящего. Но в какой-то момент и он сдаётся под давлением окружающих и просто пассивно заявляет, что 'его это устроит, хотя конечно же он хотел бы, чтобы евреи просто исчезли'. Реальный Критцингер действительно раскаялся в своём участии в конференции и даже высказал о стыде за нацистские преступления (как уважаемый и опытный юрист, Критцингер ответственен за легализацию и юридическое оправдание многих нацистских зверств и преступлений), поэтому я не знаю, было ли это вставлено в фильм в художественных целях ради какого-то подтекста, или должно было пересекаться с реальной персоналией. Он даже пытался выйти в отставку после показанных в фильме событий, как предполагается из-за мук совести и принципиального несогласия с планируемыми действиями. Так или иначе, линия Критцингера служит хорошим дополнением к финалу фильма и даже в какой-то мере намеренно или нет демонстрирует, как воспитанные в детстве моральные ориентиры или пережитый лично ужас войны могут удержать человека от аналогичного морального развращения.. В конечном итоге, фильм отлично демонстрирует то, как вроде бы даже самые ужасные и аморальные вещи могут абсолютно бюрократизироваться в поглощённом нетерпимостью и иллюзией превосходства обществе. И в итоге, даже вполне себе живые, образованные и состоявшиеся взрослые люди будут обсуждать чудовищные концепты массовых убийств, как бизнес-план на летучке белых воротничков. 8 из 10