Простая история: отзывы и рeцензии

azhuravlev82
azhuravlev8215 января 2012 в 21:14
Не всё простое гениально

Стимулом к написанию отзыва на этот фильм стало, в первую очередь, непонимание. Или даже некоторое чувство сродни обиде: как я ни старался, но так и не смог найти ни глубины, ни красоты в 'Простой истории', о которых с таким упоением пишут пользователи Кинопоиска и о которых намекает Сергей Кудрявцев в своей рецензии. Итак, понимая, что от серьёзного фильма с семидясетилетним главным героем не стоит ожидать богатства на события, я приготовился к созерцанию. Первые 20 минут, пока Элвин раскачивался сам и раскачивал сюжетную линию, не оставили после себя ничего. Но так и должно быть: всё важное (умное, красивое) начнётся в пути, на то он и road movie! Первая же сцена на дороге только добавила оптимизма. Но потом... А потом становилось всё хуже и хуже. И дело даже не в отсутствии драматических перипетий, опять же это ведь почти документальный фильм, и не в предсказуемости сюжета (дождь на 50-ой минуте был предсказан женой прямо в конце предыдущего кадра) - о самом сюжете хочешь ни хочешь, а сказав пару слов, уже расскажешь всё. Дело, вероятно, в чрезвычайной плоскости тех мыслей, которые сцеживаются в крайне скупых диалогах и замшелости метафор (о, чего только стоит эта связка хворостинок - венец мудрости 70-ти прожитых лет!). В общем диалоги под конец стали даже раздражать; уж лучше фильм обошёлся без них вовсе, это хотя бы придало бы ему некоторой оригинальности! Останавливать фильм, просмотрев больше половины, было жаль, поэтому решил продолжить просмотр, сосредоточившись на картинке. Но и картинка порадовать не смогла: помимо штампов (например, проезд на фоне заката [52:25]) и ляпов (например, свет на джинсах автостопщицы [43:41] или вспышки молнии из правого угла сарая [51:15]) мы с оператором немножко полетали на вертолёте над полями. И всё. Ну, хорошо, не штампов, а цитат, не в этом дело. Дело, мне видится, в ложном глубокомыслии, в поиске смысла там, где всего лишь пустота /космоса/. Разумеется, у фильма есть и достоинства. Мне очень понравились сцена с выездом Элвина из городка, когда его облаяли собаки и друзья. А сцена с оленем на дороге просто гениальная! Но, к сожалению, это была всего лишь крошечная перчинка в безнадёжно пресном, выцветшем, невнятном, пустом и повторенным сотни раз до этого старческом бормотании. Хотя, возможно, в 70 лет я буду думать иначе... 5 из 10

c4td0g.gin
c4td0g.gin10 апреля 2021 в 12:33
Простая история с пустой историей.

Алвин Стрэйт узнав об инсульте брата, с которым не разговаривал более декады, отправляется в путь через два штата на газонокосилке — прямолинейное роуд-муви. В целом, лента прямая, как путь главного героя: из одного пункта в другой. Сюжет пустой и посредственный и выступает слабой стороной картины. Тем не менее, картина не об история главного героя, а его рефлексия. На первый план выходит «возрастная мудрость» - при каждой встрече с персонажами, Алвин делится своим мнением о важных ценностях: семья, старость, молодость. Мысли Алвина на эти темы простые и близки к традициям: семья — это самое важное в жизни, крепче неё ничего нет. Худшее в старости — это «воспоминания о молодости», логично, что его жизнь не так прекрасна, какой она была в прошлом. Это можно выразить короткой фразой: «Любите жизнь и молодость» - истина, которую большинство избегает и тратит физически лучшие годы на различные бессмыслицы, чтобы потом жалеть об утрате. За кулисами обсуждается смерть. В начале ленты Алвин получает неблагоприятные новости от врача, относительно своего слабого, в связи с возрастом, здоровья. Известие об инсульте брата, который тоже стар, задело родственные чувства приглушенные бессмысленной ссорой. Смерть не только дала что-то общее забывшим друг о друге братьям, но вызвала страх, что они уйдут не простив друг-друга из-за ссоры, которую едва помнят. Лента пропитана покоем с самого начала: кадр звёздного неба, который пугает своей неизвестностью, но обволакивает своим спокойствием. Подобное настроение проходит через весь фильм. Малое количество диалогов, которые выполнены коротко и по делу. Операторская работа концентрируется на двух моментах: Алвин и его окружение. Большую часть фильма, Алвин молчаливо проводит в дороге, где его окружают виды полей и равнин. Выполнено это с помощью широких и продолжительных кадров, которые совмещают эти два объекта во время пути. При столкновении с кем-то на дороге, режиссёр почти убирает голоса, чтобы не рушить получившуюся атмосферу. К слову о режиссёре. Данная картина выделятся в фильмографии Дэвида Линча: метафор мало, сюрреализма нет и какой-то дикости нет, музыкальное сопровождение Анджелло Бадалементи незаметное и не запоминается. Кино получилось «обычным», но с узнаваемым авторским стилем. С точки зрения Линча как автора, это полотно раскрыло его рассказчиком простой истории (игра слов в названии раскрывается здесь), в которой ничего нет, но какой-то интерес и знакомая атмосфера остались. Реалистичное кино он уже снял - «Человек-слон», но в нём остались знакомые моменты из дебютной арт-хаусной картины, в отличии от этого кино, которое стало «обычным». Кино, которое из-за пустой сюжетной линии было скучно смотреть, в итоге стало сборником размышлений о жизни, когда она близка к концу. Смерть не страшна, она подталкивает исправить на что хватит сил и после этого обещает только покой и ничего другого.

КиноКакПовод
КиноКакПовод26 февраля 2021 в 14:04
Образец приключенческого кино

* * * Дэвид Линч снял образец приключенческого кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя — упорства, ума, преодоления себя, верности себе и своему решению. Фильм — о движении к цели — к сокровищу — затерянному среди далеких земель и внутри героя. Фильм о прекрасном мире и неожиданных встречах, чуде спасения от неминуемой гибели, бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания. Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата. Фильм мог быть о пересечении океана, или пустыни, или замерзшей тайги, или полете через галактику, или походе в окружении орков и гоблинов. Только всё это было бы бутафорией, закрывающей взгляд простых зрительских душ на самих себя, убаюкивающей громом спецэффектов. Структура фильма, его темп; чередование предельного напряжения сил героя и его спасения в, всегда возможный как последний, момент времени; столкновение с такими разными мирами других жизней других людей; общие широчайшие планы, всегда потрясающей по своему естеству природы — это усилие автора работает, работает и работает только на одно — заставить зрителя вернуться в самое трудное место, в место, которое всегда хочется забыть за мельтешением чужого и постороннего — вернуться в свой мир — к ценности и значимости своего мира, к чуду его существования, к чуду существования тебя и твоей любви. * * * Автоматизм нашей жизни погружает нас в сон. Лишь усилие, лишь напряжение сил, лишь боль, лишь осознание опасности, всегда могущей стать смертельной, — пробуждает нас. Потому-то так ярки для нас путешествия — новое необжитое нами место (место по которому мы еще не стали передвигаться автоматически) — впитывается нами, окрашенное новыми, а потому острыми, эмоциями. Даже банальный дальний перелет на самолете обязательно нужен, чтобы точно такой же по своей сути как наш город вдруг расцвел для нас значимостью — ведь был, как мы ощущали всем своим наземным существом, реальный шанс не добраться до этого города — прекратить своё существование. Ценность жизни, ценность главного — исчезает в череде обыденности. Путешествие и приключение, «смертельно опасные» — оживляют наши простые души. Старость — это то, не желаемое никем, путешествие и приключение, которое оживляет рутину нестариков. Отсчитывающие жизнь часы наполняют жизнь ужасом — будят нас и сразу заставляют искать забытье — спрятаться в развлечениях и заботах. * * * Мир велик. Ветер пространства пронизывает и мир, и нас. Чудо простора — оно чудо и между звезд, и между полей кукурузы. Шар желтой звезды встает над горизонтом планеты, несущейся вместе с ней вокруг гигантской черной дыры и массы невидимой темной материи миллиарды лет. Мир «Простой истории» равен миру «Интерстеллара» и всем другим мирам, пойманным на пленку зрячими душами. Ничем не заменимая ценность перемещения в пространстве туда, где живет надежда и где душа должна успокоится; никак не унимаемая боль ушедших дней и сделанного неправильно — только это чертит путь нашего приключения по всем возможным мирам. Проносящиеся мимо беззвучные межгалактические странники или велосипедисты на сельской дороге — для тебя — для обреченного немощного существа, закованного в своем теле — они могут дарить и радость сопричастности существованию, и горечь невозможного. Банальные притчи, банальные слова — только они и остаются — они банальны как сама вечность, как само бытие — только они и есть. Всякие подвыверты и оригинальничания — не более, чем временная рябь волн звука и света. Мы есть — и это чудо. А ведь могли бы не быть. Скорее всего должны были не быть. Не появится или исчезнуть — полвека, год, день назад. Но мы есть. Мы двигаемся к своему сокровищу — к миру с собой — к миру с любимыми нами — к тем, кто разделит то чудо, что мы есть, что мы были, что мы мечтали, что это теперь навсегда, что существующие мы — это и есть вечность.

Аппетитное кино
Аппетитное кино19 декабря 2016 в 16:33
Большая рыба

После просмотра киноленты Дэвида Линча «Простая история» понимаешь сколь немалых рыб ловит режиссёр в своих трансцендентных медитациях. В этой киноработе Дэвид Линч раскрылся для меня как настоящий поэт кино, человек тонко чувствующий и умеющий передать это зрителю. Умело компануя сцены фильма и грамотно управляя темпо-ритмом Линч сумел выстроить очень цельную и выверенную форму. Сюжет фильма прямолинейный, но в этой прямоте автор картины мастерски открывает зрителю простор для размышлений. Для этой цели режиссёр использует чудесные пейзажи, среди которых присутствие человека не режет глаз. Всё людское в этом фильме органично вписывается в ландшафт, срастаясь с природой. В этом созерцании гармонии действительности неповторимый почерк Линча, который словно сам путешествует с главным героем, наблюдает за ним как за мудрым наставником, у которого есть чему поучиться. Примирению с собой в первую очередь и, как следствие, с окружающим миром. Главный герой с самого начала своего пути предстаёт перед зрителем в образе этакого чудака. Но чудака упрямого и несгибаемого. И здесь выбор средства передвижения для странствия не случаен. Газонокосилка в фильме, это аллегория: не важно на чём и с какой скоростью вы движетесь по жизни, главное как и куда? В пути герою встречаются разные попутчики и каждая новая встреча- это исповедь-перепросмотр морщинистого жизненному пути старика Элвина. И, в определённый момент, когда главный герой на всё повторяющийся вопрос попутчиков: «Как давно вы выехали в путь?» отвечает: «Очень давно», зритель задумается: это старик о путешествии на газонокосилке или о дороге-жизни? Здесь нельзя не упомянуть о подборе актёров и об умелой расстановке героев, которых они играют, на пути Элвина. Каждый из них представляется мне как ступень ракеты, которая, отделяясь, выталкивает ракету на встречу звёздам. После каждой встречи зритель выносит для себя перлы житейской мудрости, лаконично звучащие из уст тёртого калача Элвина. Старик сам говорит что научился отделять зёрна от плевел. И этому охотно веришь. Он примирился с самим собой и в процессе пути почти простил самого себя. Этим состоянием он делится с каждым, кого встречает в дороге, осталось довезти эти чувства родному брату, чтобы ещё раз, как в детстве, взглянуть на звёзды и положить конец вражде. Актёр исполнивший главную роль органичен и чертовски симпатичен в своём образе всем ветрам назло и до самого конца. История рассказана Линчем трепетно и в то же время эмоционально ровно, повествование величественно и неспешно как река. А работа Дэвида Линча со звуком очень глубоко погружает зрителя в атмосферу происходящего. В сцене у костра, при разговоре Элвина с юной девушкой, в какой-то момент забываешь, что тебя и героев фильма разделяет экран, сердце скачет из груди и брызжут слёзы. А когда старик пересекает мудрую Миссисипи, со светлой грустью понимаешь, что путь главного героя заканчивается. А на душе светло, ведь дальше звёздный океан… Что касается музыки в фильме, то хочется выразить благодарность за чудесную главную тему, звучащую на протяжении всего фильма и написанную Анджело Бадаламенти.

ruslanyeisk
ruslanyeisk5 января 2021 в 18:57
ДЭВИД ЛИНЧ — ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ О ГЛАВНОМ.

Не прошло и пары десятков лет, как ваш покорный слуга добрался, наконец, до 'Простой истории' Дэвида Линча по сценарию Мэри Суини и Джона Роуча, основанной, как известно, на совершенно реальной истории. Очень советское кино. Да, вот так вот. Советское в самом хорошем смысле, советская школа драматургии от американских авторов и Дэвида Линча. Хотя, казалось бы. И к этому еще вернёмся. (Как-то символично теперь даже, что вживую Дэвида Линча я увидел именно во ВГИКе). На самом деле и представить не могу, что побудило столь признанного к тому времени мастера сюрреалистичного жанра взяться за постановку этой, в сущности, обыкновенной истории. Не хочу углубляться в дебри психологии, просто предположу, что этой картиной Линч доказал всем, что он... просто нормальный человек. И на фоне простой этой его истории его же остальные - очень даже непростые опусы - выглядят ещё более талантливо и необычно. Что касается упомянутой выше советской школы драматургии, то едва ли маэстро Линч со сценаристами ночами напролёт штудировал Габриловича и Туркина. Речь здесь идёт просто о некоей свободе сюжетоизложения от заезженных драматургических штампов при соблюдении основополагающих принципов драматургии, что позволяло лучшим образцам советского кино показать человека во всей его сложности и полноте. Вот и с американской 'Простой историей' та же ситуёвина. Всё на месте - конфликт, цель героя, препятствия на пути, экспозиция-завязка-развитие-кульминация-развязка-финал. Три акта. Пресловутая арка того же героя. Просто как говорил нам Рустам Ибрагимбеков: 'Не нужно высасывать драматизм из пальца'. Сама ситуация здесь располагает не к 'выжиманию' эмоции в раскалённой до предела истории конфликта. Нет, он разворачивается неторопливо, с достоинством, не прибегая к подпоркам в виде альтернативного фактора, тайны или саспенса... Старый человек с больными ногами на барахлящем дрындулете, который и транспортом-то не назовёшь едет мириться с братом. Ехал и... доехал. И не нужна тут интрига, нету необходимости. Линч снял именно что КИНО - визуальное полотно, как ода человеческому духу, свободе, искуплении и прощении. Насчёт искупления - вы же не поверили, что Стрейт настолько ненавидит автобусы, что предпочёл отправиться в дорогу на газонокосилке? Он прекраснейшим образом садится в автобус и едет к ремонтникам после того, как сломался первый его дрындулет. Есть ощущение, что герой специально выбрал самый длинный и трудный способ добраться до брата, как способ искупления своей перед ним вины, как некую схиму! Ну мне так кажется... Режиссура Линча выше всяких похвал. Изображение здесь неизмеримо богаче сценария, именно потому это КИНО с большой буквы, а не иллюстрация текста (хотя лично я предпочитаю как раз последнее). И музыка Анджело Бандаламенти... А игра 78-летнего бывшего каскадёра (!) Ричарда Франсуорта... В общем и целом, очень рад, что увидел Вас вживую в 2009-м в актовом здании ВГИКа, мистер Линч.

rcinemaw
rcinemaw28 июня 2013 в 05:36

'Самое тяжкое в старости — это мысли о молодости' «Простая история» – самое подходящее название для этого фильма. Здесь нет места суперменам, спайдерменам и прочим бэтменам, одним движением пальца останавливающим поезд и улетающим в направлении заката в обнимку с очередной красоткой гипертрофированных форм. Здесь есть только похожие на встречаемых вами каждый день прохожих люди. Со своими заботами и проблемами, каждая из которых для них превращается в локальную драму. Казалось бы, смотреть на визуальную иллюстрацию самых обычных, банальных жизней человеческих существ, которую мы проживаем сами ежедневно, вряд ли кому будет интересно, но Дэвид Линч устроил тотальную феерию человеческому индивидуализму. Эта самая что ни на есть простая история – при просмотре фильма вы обязательно проведете параллели со своей жизнью, - а не со своей, так с историями из жизни своих знакомых и друзей, ибо не только заглавная сюжетная ветка примечательна своей «человечностью». Кроме линии главного героя в «Простой истории» рассказано немало мелких жизненных сюжетов таких же обычных людей, как ваш сосед или коллега по работе. Нарочитая простота, злободневность и насущность разворачивающихся на экране событий нисколько не отторгают, не заставляют зевать от скуки – эти бытовые сценки только сближают с героями, ведь так легко представить себя на их месте, в отличие от блещущих латексом супергероев. За библейскими аллегориями жизни Элвина Стрэйта – главного героя фильма – скрывается самая обыкновенная трагедия «маленького» человека. Осознание неминуемо приближающегося конца, которое проявляется разрушением всех жизненных систем его организма, делающих его почти что инвалидом, подталкивает Элвина к примирению с одним из немногих близких ему людей – родным братом. Гордыня и человеческое тщеславие – грозные пороки и преграды на пути единения человеческих душ, могущее разделить даже самых близких кровных родственников. Элвин понимает это слишком поздно и предпринимает отчаянный шаг: отправляется в опасное многокилометровое путешествие по американской глубинке, в желании достичь лишь одного – гармонии в отношениях с братом перед прощанием с этим миром. Эта история, как и все в фильме, подкупает своей жизненностью и неразрывной связью с реальным миром. Она нисколько не претенциозна, не абстрактна, она практически и не выдумана – возможно даже основана на реальных событиях. Это средоточие, полная концентрация типичнейших человеческих эмоций в одном двухчасовом фильме. Это гимн людской рефлексии в лучшем ее проявлении. Прощение, искупление – единственные спутники в поступательном движении человечества. Закрывая для них двери в свою жизнь, люди рискуют иметь в качестве жизненных попутчиков лишь свою угрюмую тень. Река времени никогда не течет вспять, она превратила Элвина из полного сил мужчины, давшего миру семерых детей, в дряхлого старца. Такая судьба ожидает абсолютно каждого, кому повезет дожить до такого возраста. Задуматься об исправлении ошибок лучше уже сейчас, дабы сидя на краю своего временного колодца не лить горькие слезы в глубокую бездну о не совершенном. И да, навестите своих престарелых родственников, выделите им толику своей любви и теплоты, ведь «Простая история» - это наглядное пособие о переживаниях и чаяниях наших родителей, бабушек и дедушек. Посмотрев этот фильм, вы никогда больше не останетесь прежним.

Максим Черный
Максим Черный28 июля 2015 в 19:59

Это интересный случай, когда меня заинтриговало, казалось бы, ничем не примечательное описание фильма, где краткий синопсис сводится к дорожному путешествию пожилого сельского жителя. Перед нами интересная вариация так называемого road movie. У главного героя есть конечная цель – повидаться со своим младшим братом, перенесшим удар. Он, с должным для своего возраста упорством, не отступает перед лицом трудностей и препятствий. Это тот самый случай, когда сама дорога интересней и насыщенней эмоциями больше, чем конечная путевая точка. Если вы обращали внимание, урбанистические мотивы совсем несвойственны для дорожных приключений. Во-первых, длительные странствия сами собой подразумевают междугородние шоссе, проходящие в стороне от суеты оживленных мегаполисов. Во-вторых, люди ищут в кино не только ярких вспышек эмоций, но и своеобразного умиротворения, отвлечения от долгих рабочих будней, от забот и обязанностей. Большинству из нас не хватает таких жизненных ситуаций, когда мы вырываемся из привычной зоны комфорта, не хватает смелости и предприимчивости делать то, что хочется. Элвин, таким образом, в своем восьмидесятилетнем возрасте решается на то, что многим не под силу. Его путешествие на газонокосилке, которое наверняка вызовет у кого-то лишь сарказм, на самом деле в том или ином виде ждет своего часа в сознании каждого человека. Как я уже сказал, одна из характеристик, которую хочется дать фильму – это умение успокаивать ход мыслей, умиротворять. За исключением нескольких инцидентов на дороге, путешествие Элвина буквально убаюкивает. Не в том смысле, что хочется от скуки спать, а в том, что расслабляешься за просмотром, усмиряя привычное буйство мыслей. Вместе с этим, сами события история нельзя назвать увлекательными, в привычном понимании этих слов. Наверняка солидная часть зашедших на огонек «Простой истории» зрителей, уйдет спустя двадцать минут очень неторопливого вступления. Мне тоже пролог показался излишне затянутым и не выразительным, а вот уже самое путешествие – небанальным и по-книжному интересным. Естественно, какое путешествие и дорожное приключение могло быть без второстепенных персонажей, попутчиков главного героя, коих здесь множество. Чего стоит только перекус у костра в кампании молодой девушки, убежавшей из дома. Можно хаять историю за плавность, ведь окружение благоволит к главному герою, оставляя ему другие виды трудностей, но не человеческий фактор. Здесь показано как уважение к старшим, так и просто к предприимчивым людям. Два десятка лиц плавно сменяются на фоне новых провинций, небольших поселений и общин. У картины всепоглощающая атмосфера американской глубинки. Есть постоянное ощущение уединенности, оторванности от мира больших технологий и достижений, которые неустанно развивались в те самые минуты, как Элвин пересекал поле пшеницы на газонокосилке с прицепом. Так как история главного героя основана на реальном путешествии Элвина Стрейта за несколько лет до выхода фильма, к происходящему возникает особое отношение. В фильме не просто поднимается непопулярная тема тягостей старости, но она является сквозным лейтмотивом, пронизывающим весь сюжет. Пожилые люди, в большинстве своем, становятся такими же немногословными и задумчивыми, какой получилась «Простая история». Много остается за кадром – зрителю предлагается своего рода творческий и эмоциональный шаблон, который нужно наполнить самостоятельно. Мне все же не хватило действия и некая философская недоговоренность, хоть и воспринимается с интересом, не обеспечивает увлекательность происходящему. Даже эпилог картины оставляет двоякие ощущения. 7,5 из 10

ks95
ks953 мая 2015 в 18:24

Фильм «тягучий», размеренный; он как образ жизни стариков – медленный и неспешный, философски взирающий на происходящее вокруг и всегда готовый дать полезный совет. Таков и главный герой фильма, глубокий старик, который жил не тужил, но внезапно отправился в удивительное путешествие в гости к своему брату верхом на газонокосилке. Поступок кажется безумным со всех точек зрения, и по способу передвижения, и по возрасту путешественника. Но лишь по мере продвижения главного героя к своей цели понимаешь суть происходящего и истинные движущие мотивы сюжета. Актёр-старик сыграл роль старика просто феноменально. Трудно было понять, он отрабатывал свою роль в кино или просто жил своей собственной жизнью, а его лишь снимали на камеру?.. Старик рассудительный, умудрённый большим жизненным опытом. При встречах деда с разными людьми, каждому из них он вольно или невольно открывал какие-то существенные жизненные истины, помогающие по-новому взглянуть на жизнь. У него была хорошая семья, у него хорошая дочь, и сам он – хороший человек. Он в каждом кадре фильма, и всё вращается вокруг него, потому что он – неисчерпаемый кладезь мудрости и достойный пример для подражания во всём. Старый мудрый воин, дед, брат, отец и сын в одном лице. Человек с большой буквы. Замечательный положительный герой. Причины, по которым дед поехал к брату, и то, каким способом поехал, показывают зрителю очень мужественного и сильного духом человека, потому что он заставил себя переступить через трудный порог и совершить неподъёмное для него дело, и в моральном, и в физическом отношении. Это было как символическое восхождение на собственный Эверест. И примечательно, что место, куда он «восходил» называлось в этой области «Сион». В библейском смысле Сион – это священная гора, место обиталища Бога, которого могут достичь только праведники. Достигший своего Сиона главный герой получил свою заслуженную награду. Мощнейшая метафора! Фильм не только глубоко символичен в целом, как история одного Великого восхождения, но также по ходу сюжета включает много интересных, трогательных и поучительных символов. Например, когда девушка после разговора со стариком связала пучок из веток, стало ясно её судьбоносное решение вернуться в семью. Однако есть для меня и эпизод-загадка с женщиной и сбитым оленем. Что это был за символ, что хотел сказать этим автор сценария?.. Понравился эпизод с расстрелом газонокосилки. В этом было что-то одновременно и ритуальное, и милосердное, и божественно-наказующее! Это было подобно тому, как из жалости, чтобы не мучалась, пристреливают издыхающую загнанную лошадь, но вместе с тем и с великим гневом за то, что она не может далее участвовать в выполнении своей великой миссии. Похожая энергетика была в том, как застрелили пони в «Унесённых ветром». Очень сильный и образный момент! Незабываемый. Замечательное музыкальное оформление. Вывод. Это потрясающий фильм, с глубоким философским смыслом. Такой фильм нельзя не посмотреть.

billfay
billfay23 февраля 2012 в 12:41
Поездка

Дэвид Линч- режиссёр экспрессивный и иррациональный, для которого любые границы крайностей, всего лишь переходы из одной в другую. Многие не любят этого американского экспериментатора, за его манеру напустить туману, заинтриговать мистической атмосферой, а потом не дать объясняющих ответов в конце(типа- 'всё есть игра воображения'), многие, его за это же- боготворят. Некоторым кажется, что он начинает снимать фильмы- без продуманного сценария и естественного финала, другие же, считают его абсолютным талантом с собственной внутриэкранной эстетикой. Помните, как говорится в одном его легендарном телефильме- 'совы не те, кем они кажутся'. В данном конкретном случае, сам маэстро Дэвид Линч, оказался не тем, кем все его считали. Сняв совершенно несвойственный для собственного стиля- роуд-муви 'Простая история', он доказал и почитателям и недоброжелателям, что он может легко, сменив манеру и перестав быть 'слишком странным', стать мудрым лириком и сентиментальным поэтом. Когда навязчивый маньеризм и неожиданные повороты действа оставлены в угоду- 'золотой осени' и медитации, а его обычная 'тема распада'- от элемента смерти перешла к теме старости. Отбросив подальше свою привычную игру с лабиринтами человеческого подсознания, Линч создал элементарную и доступную каждому, по степени восприятия историю, а может быть даже- свой лучший фильм. Здесь нет традиционной для режиссёра калеченой психики и 'шрамированной формы', карлик не выскочит из-за угла 'драгстора'. Поток перевоплощений в зеркальных отражениях и гримасы мотельных отморозков, уступили место добрым честным глазам пожилого человека. Возможно впервые, в картинах мизантропа Линча, проступила- душа. И всё же- это тот самый неоварвар и постмодернист Линч, со всей своей тягой к ретро 50-х, но тут, скорее это чувствуется, в стилизованной под 'золотой век Голливуда' волшебной операторской работе 'патриарха камеры'- Фредди Фрэнсиса. Постоянные 'линчевские' призраки- вылезают безобидными духами оленей, а неизменный для режиссёра мотив двойников- обыгрывается глуповатыми и непохожими друг на друга близнецами-автомеханиками. И над всем этим растекается партитура Анджело Бадаламенти. Умиротворяющая глубинка старого доброго Юга, с величественными ландшафтами кукурузных полей, ложится на плёнку- уникальностью рафинированной фактуры. Движущаяся по ней маленькая точка- человек на газонокосилке, всего лишь капля на поверхности океана, но её движения исключительны в своей значительности. А в сценах привала, так и хочется подсесть к главному герою и жаря на лесном костре сосиски, смотреть на звёздное небо. 'Самое тяжкое в старости- это мысли о молодости'...да бросьте вы, маэстро Линч. Самое тяжкое в любом возрасте- это мысль о вечности. Вот так. И никакой Лоры Палмер... 9 из 10

persephone_saved
persephone_saved5 января 2021 в 23:18
Простая история: путь к метамодернизму

Простая история: путь к метамодернизму Самый необычный фильм в ряду «необычных» фильмов Д. Линча. В ленте мы не сможем найти сюрреалистический дух его фильмов, символизм или удивительные художественные образы. Это самая простая история про самого простого человека, но не лишенного своей глубины. Это фильм о добродушном старичке Элвине Стрейте, отправившимся за сотню миль к своему больному брату на газонокосилке. Герой прошел Вторую мировую, которая сломала его, и он начал употреблять алкоголь, на фоне чего и поругался с братом, злоба и тщеславие разлучили братьев около 10 лет назад. На своем пути он встречает любопытство к транспорту, людей, нуждающихся в слове поддержки и просто понимающих. Фильм открывает сценой сильно похожей на ту, что была в «Синем бархате»: газоны, солнце, одноэтажная Америка и приступ героя, разбивающего этот рекламный мир. Элвин невероятно доброй души человек, живущий очень скромно. А еще Элвин в высшей степени целеустремленный, какие бы преграды ему не попадались на пути: сломанная первая газонокосилка, поломка второй, дожди и грозы, опасные спуски и пересечение Миссисипи, он остается верен своей цели, доехать до брата именно таким способом. Элвин, повидавший ужасы этого мира, радуется всему: велосипедистам, солнцу, сигаре, возможности спрятаться от грозы. Это искренний персонаж, уверенный, что добро к нему вернется, что и происходит с ним. Не стану сильно зацикливаться на сюжете он отвечает всем стандартам драматургии. Несмотря на отказ от сюрреалистических миров, Линч все равно воссоздает свою эстетику. Здесь есть и похититель нашего сердца Анджело Бадаламенти, провинциальная Америка со своими скелетами в шкафу, мотив важности поддержания родственных уз, классический для Линча монтаж. Лишь только несколько раз мы видим нетипичные приемы, например, спуск по горе ярко выражается через ручную съемку, мы видим почти слепыми глазами нашего героя, что помогает осознать его панику. Путешествие героя напрямую связано с путем искупления, не проделав такой тяжелый длинный путь наш герой, брат бы вряд ли его простил, ведь узнав о газонокосилке, у того налились глаза. Пути метамодернизма раскрываются через поведение героев фильма, их поступков и диалогов, чего стоят только оставленные девушкой связанные прутья, выступающие силой семьи. В фильме нет циничной иронии, навязанная идеологии или чего-то подобного. Это светлое кино о светлом человеке и его истории. Редкое кино на сегодняшний день.

Avangardd
Avangardd13 ноября 2011 в 14:40
Для ковбоя нет преград

«Простая история» Дэвида Линча – очень жизнеутверждающий фильм, и, действительно, простой (особенно по сравнению с прочими линчевскими сюрреалистическими «шедеврами»). Никогда бы не подумал, что Дэвид Линч создаст нечто подобное, потому что это фильм – действительно, простая незамысловатая жизненная ситуация, история, которая может произойти с каждым, сюжет без тени авангарда и таинственной мистической пелены. Не сразу скажешь, что «Простая история» – дело рук Линча. Единственное, что напомнило мне о почерке маэстро, дак это время от времени вставляемые в ленту кадры (Линч часто это практикует), в данном случае неба и шоссе, да и начало фильма всколыхнуло в памяти первые кадры ещё одного линчевского хита – «Твин Пикса» (7). Если говорить, на что похожа «Простая история» – у меня возникли ассоциации с «Трассой 60» (7) и «Форрестом Гампом» (9). Ну, если с первым фильмом сравнение не вызывает особых вопросов, то по поводу второго поясню: в первую очередь вспоминается марафон Форреста, когда он бежал 3 года, да и вся жизнь Гампа – одно большое путешествие полное приключений. Так и дряхлый «ковбой» Элвин Стрэйт, ветеран Второй Мировой: «Я в пути почти всю свою жизнь», – говорит он нам. Это фильм, окутанный лёгкой пеленой философии, простая история о том, как нелегка старость и как с ней бороться, даже немного милая вещь, выделяющаяся на фоне остальных фильмов, даже больше, чем «Человек-слон» (5). Он учит ценить жизнь и близких людей и не совершать ошибок молодости. «Самое тяжкое в старости – это мысль о молодости», – говорит мудрый Элвин очередным своим новым знакомым, встретившимся в дороге. Дэвид Линч часто нам показывал чёрную реальную, порой жестокую и мрачную сторону жизни – здесь же несколько иная грань, ведь фильм довольно светлый, заставляющий задуматься о некоторых вещах. Как всегда, старина Линч не смог меня впечатлить своим творением, но за то, что это не очередное сюрреалистическое безумие, а фильм, в определённой степени интересный даже для меня – я ставлю 5 баллов, уровняв его с оценкой, которую я поставил «Человеку-слону». За масштаб фильма, и какие никакие приключения – накидываю ещё пол бала. Оценка: объективная – хорошо (7,5); субъективная – нормально (5,5).

Александр Попов
Александр Попов5 декабря 2024 в 15:02
Дэвид Линч и психиатрический дискурс (часть 5)

Прежде чем погрузиться в наиболее забористые фильмы Линча стоит нарушить хронологию и рассмотреть «Простую историю» - ленту, повергающую в ступор даже самых преданных фанатов режиссера своим лобовым реализмом. Конечно, и здесь есть необычные, хоть и не сюрреалистические детали: например, начальная сцена с толстухой или эпизод со сбивальщицей оленей (да и само многомесячное путешествие на газонокосилке есть нечто фантастическое). В первый и в последний раз снимая не по собственному сценарию (в остальных случаях Линч хотя бы участвует в его создании), постановщик создает в то же время очень личное кино. «Простая история» - не только о примирении с близкими, но тщательно продуманная киномедитация о жизни, смерти и смысле бытия. В этой картине нет привычного для вселенной Линча страха перед чем-либо, зато есть умиротворение перед красотой мира (как прекрасны вроде бы однообразные долгие планы природы, полей и дорог под как никогда уместную музыку Бадаламенти!). Необычное роуд-муви на самом деле является реальной историей, на основе которой написан сценарий. Данный фильм будто начинается там, где заканчивается «Человек-слон»: с долгого плана звездного неба (герой «Простой истории» вообще часто смотрит на небо), и то, что Элвин Стрейт едет в место под названием «Гора Сион», тоже неслучайно. По сути, перед нами – рассказ о движении навстречу смерти, по ту сторону материального мира. Однако, Элвин Стрейт не боится смерти и понимает, что, возможно, не успеет вернуться назад, его рассказы полны житейской мудрости, а примирение с братом им самим названо библейской историей. Так постоянно барахлящая газонокосилка становится метафорой стареющего тела, а другие герои превращаются в символы бесплотных духов, сопровождающих героя в путешествии его души на гору Сион. «Простая история» никому не навязывает своей мудрости, это очень тихое кино, и то, что в ней больше пожилых героев, чем молодых, тоже очень важно. Ведь это еще и размышление о глубинной Америке, национальном менталитете жителей, ее населяющих: у Линча здесь доминирует отзывчивость и участие одних в судьбах других, доброта и эмпатия (хотя не обошлось и без сатирического замечания в адрес практической прижимистости американцев в том, что касается денег). Как и «Человек-слон», это глубоко гуманное кино, напрочь лишенное свойственных Линчу фобий и девиаций, можно сказать, что это фильм о психической норме, о том, как надо прожить жизнь и вести себя с другими людьми. Эталонность поведения пожилых героев-американцев – намек на то, что те, кто связан с физическим трудом и сельским хозяйством, редко сходят с ума. Кино смотрится легко и без отвращения, возникающего при знакомстве, например, с «Синим бархатом» или «Дикими сердцем». Быть может, в этом заслуга и исполнителей, особенно, конечно, Ричарда Фарнсуорта и Сисси Спейсек (как она интонационно точно заикается на протяжении всех сцен с своим участием). Таким образом, можно сказать, что Линч всегда понимал, что есть психическая норма и что нужно, чтобы ее сохранить: гуманность, отзывчивость, незацикливание на себе, физический труд, жизнь на природе. «Простую историю» вполне можно использовать как средство терапии или даже профилактики душевных заболеваний у людей с пограничными состояниями психики. Отсутствие привычной, свойственной Линчу тревожности при погружении в визуальную образность, осознанное купирование эротической стороны жизни человека (какая эротика может быть в старости?!) собственно и делают фильм столь необычным для фанатов режиссера. Однако, по степени режиссерского и актерского профессионализма «Простая история» вполне может дать фору не только многим современным драмам, но и большинству фильмов самого Линча вообще, в которых почти всегда есть нечто нездоровое. Снятый между «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв» этот фильм, мне представляется, всегда останется светлым и ярким впечатлением в любой зрительской биографии. Ведь так много мрака вокруг, прекрасно, когда попадается нечто просветляющее и по-настоящему мудрое, тем более в фильмографии столь духовно некомфортного постановщика, как Дэвид Линч.

Syd
Syd21 апреля 2014 в 12:23
Потому что он такой один

Сдается мне, Линч серьезно поспорил с кем-то из своих знакомых насчет того, что жанр роуд-муви навеки отдан на откуп молодежи и комедийно-драматичным сюжетам. Поспорил и решил доказать слова делом, сняв «Простую историю». Дело в том, что разбирать фильм по кусочкам глупо – картины Линча всегда где-то за пределами понимания среднестатистического зрителя. Настолько за пределами, что Дэвид порой намеренно дает прямые подсказки о том, как трактовать тот или иной фильм (например, в оригинальное DVD-издание «Малхолланд Драйв» вкладывался специальный листочек с десятью указаниями, на что особо обратить внимание). Сюжет Элвин Стрэйт жил обычной жизнью американца, которому уже за семьдесят и чьё здоровье сильно расшатано – приятели, одни и те же праздные разговоры, дочь, погода, монотонность. Жил, пока в его доме не раздался звонок. Предельно простая сюжетная линия компенсируется умением Линча создавать ярко выраженную атмосферу. Настоятельно рекомендую для начала просмотреть картину в качестве, далеком от идеала. Например, 720p и формат mkv прекрасно подойдут – так лучше чувствуется и прослеживается атмосфера. Линия может показаться затянутой и притянутой за уши для «нашего» зрителя, но фактически в ней нет ни одного лишнего момента. И это, по сути, самый «разжеванный» фильм Линча в отношении развития истории. Концовка картины знаменует конец не только фильма, но и сюжетной линии, в то время как последний эпизод даёт невероятно грустное ощущение умиротворения. Режиссура Фамилия главного героя как бы намекает и на суть сюжетной линии, и на самое естество Элвина Стрэйта (Straight – с англ. Прямой, простой), и на подход Линча к «Простой истории». Очень наглядные моменты с относительно поверхностной подоплекой, наверное, можно считать еще и исповедью режиссера, на которого надвигается старость и которому в этой старости будет, что вспомнить и о чем пожалеть. Короткие, но ёмкие ответы Элвина Стрэйта на вопросы молодежи, его простая харизма и умение отделять зёрна от плевел (проявляющееся практически во всём) и умение молчать – вот то, через что Линч доносит до зрителя задумку картины. И монотонность первой четверти картины никак нельзя считать режиссерской слабостью – отнюдь, это своего рода гениальный подход к изображению жизни возрастных людей. Старость у Линча повсюду – проследите слова, поведение и возраст большинства персонажей картины. Актёрская игра Лучший пример старой школы и самая говорящая мимика десятилетия. Мнение профана? Пусть. Но – мнение. 8 из 10

Сама доброта
Сама доброта18 августа 2013 в 16:59

Фильм некоторым может показаться растянутым и нудноватым, но только тем, кто привык к блокбастерам и к тем фильмам, смотря которые не нужно думать. Мне этот фильм понравился, он довольно простым и доступным языком повествует о жизни обычного, можно сказать бедного старика, у которого проблемы со здоровьем, и услышав о новости что у его брата был сердечный приступ, делает переоценку своей жизни, своих отношений с братом, и отправляется в нелегкий путь только ради одной цели - чтобы с ним повидаться и примирится. Это очень хороший фильм, показывающий что в нашей жизни на самом деле ценно, и как важно вовремя понять свои ошибки. Но подобные выводы, к сожалению, многие люди делают уже в очень преклонном возрасте, когда исправить что-либо трудно, если вообще возможно. Единственное, мне не понравилось, что в фильме использовали притчу о прутьях, что якобы это герой своим детям рассказал. Хотя думаю трудно найти человека, который бы об этой притче не слышал. Я в общем, ни сколько не жалею потраченного времени, и рекомендую данный фильм к просмотру.

tragicomedia
tragicomedia17 февраля 2013 в 15:32
«Не сдаваться, не сломаться, высоты небес соприкасаться»

Дэвид Линч не обманул с названием, здесь действительно нет его игры с потусторонними мирами, нет интригующих и страшных персонажей. Это крайне жизненная история, встречающаяся на каждом углу и в каждом доме. История отделения зерен от плевел. Почему газонокосилка? Именно этот вопрос меня более всего интриговал. Но начинаешь смотреть, улыбаешься невинным шуткам и сам не замечаешь как забываешь о своем вопросе. Я вернулся к нему только в конце, когда, так сказать, 'прозрел'. Хотя режиссер и не скрывал своей затеи, всё на виду. Да-да, загнанных газонокосилок пристреливают! Шучу. Впрочем нет, так и было. Чудесная сцена. Вы когда-нибудь задумывались о своей гордыне? Не гордости, нет, а именно гордыне? Одни и те же мысли всегда её подпитывают, одни и те же оправдания - «олени». И эта болезнь точит изнутри, незаметно, пока однажды не сломает. И доктора здесь не помогут. В роли таких мыслей все друзья и родные героя Ричарда Франсуорта в начале картины. Чтобы от них избавиться нужна новая обстановка, новые мысли. Чтобы посмотреть на ситуацию с другой стороны - а может ты 'снайпер'? Только боишься в этом признаться? И увидеть, что цена 'поломки' слишком велика, неоправданно завышена. Нужно вдохнуть свежий воздух, побыть одному. И тогда эти мысли появятся. На помощь придут, совсем как те люди на трассе. Они честно тебе скажут, что твоя гордыня - 'рухлядь', и отремонтируют твою 'трансмиссию', чтобы ты мог жить и ехать дальше. А иначе ты можешь всё потерять. И звезды тебе больше не светят. Финальную сцену иначе как катарсис и не назовешь. За какие-то секунды герой Гарри Дин Стэнтона просто и ясно дает понять, 'почему газонокосилка'. И прутики одной души снова вместе.

butch
butch1 сентября 2012 в 09:34
«Самое тяжкое в старости, это мысли о молодости!»(с)

«Простая история» — это фильм о пожилом человеке, у которого было не все гладко со здоровьем, который узнав, что у его родного брата приступ, отправился к ними на другой конец штата на газонокосилке. Главный герой — Элвин Стрэйт, ветеран войны. Живет со своей дочкой, курит сигареты и занимается домашними делами. История героя меняется после телефонного звонка, из которого он узнает, что у его брата случился приступ. Элвин не имея прав, зная что у брата плохо со здоровьем, решает доехать до брата на газонокосилки, во чтобы то ни стало! Путешествия героя, это самые лучшие мамонты в фильме! На своем пути, он встречает разных людей, с которыми делиться своим жизненным опытом. В дороге его преследуют воспоминание о его брате, о войне и о дочери. Дэвид Линч создал картину, которая не оставит зрителя быть равнодушным. Фильм бьет прямо сердце и остается в нем навсегда. Большое спасибо Анджелу Бадаламенти, за музыкальное путешествие. 10 из 10

didad
didad4 июня 2012 в 10:06
Добрая история

Перед просмотром фильма не читал описание его на 'кинопоиске' и других сайтах, был абсолютно неготов и не знал чего ждать от фильма, и это в какой то мере наверно повлияло на моё ощущение картины. Спокойное и размеренное действие в начале картины я предполагал изменится в ближе к середине но не тут то было на протяжении всего фильма происходит описание умиротворяющей истории заставляющие сопереживать герою а иногда и всплакнуть если вы очень чувствительный человек. Казалось бы обычное путешествие если не считать газонокосилки, но подача этого действа очень приятна и хороша, она походит на добрые советские и европейские картины и совсем непохожа на американские фильмы. Актерская игра заслуживает всяких похвал главный герой настолько хорошо вжился в образ что и не думается что это художественная картина, всё настолько похоже реальную документальную историю. Главный уклон в фильме конечно на драматизм истории, на рассказ о сложности и простоте жизни одновременно, но есть и веселые моменты, есть и зрелищные сцены (это конечно если брать с большой натяжкой). В итоге получается очень гармоничная картина с великолепным главным героем и возможностью подумать не только о его судьбе но и о своей жизни, если думаете что посмотреть укрывшись одеялом перед сном думаю это будет очень хорошим вариантом. 9 из 10

Lindablin
Lindablin3 ноября 2010 в 19:17
Простая история

Великолепный, великолепный, великолепный фильм! Честно говоря, никогда не любила творчество Дэвида Линча, но это произведение меня просто потрясло. Сюжет, действительно, прост до неприличия - однако даже из такого бесхитростного материала режиссер умудрился сделать просто шедевр. Отдельно хочу отметить Ричарда Фарнсуорта, который воплотил образ очень мудрого, бесконечно одинокого старика, под конец жизни отправляющегося в непростое путешествие, как бы подводя этим ее итог. Удивительно цельную картину дополняет просто потрясающая музыка, а каждый эпизод наполнен умиротворением, искренностью и теплотой. А сколько всего вложено в слово Straight в названии фильма! Все-таки есть, есть вещи, которые не сможет передать ни один, даже самый квалифицированный переводчик. Тут и 'простота' истории, и фамилия главного героя, и его непоколебимая вера в правильность своего пути.. 'Простая история' относится к весьма небольшой категории фильмов, вызывающих грустную улыбку и оставляющих после себя приятное послевкусие. Советую всем. 10 из 10

Loktionoff
Loktionoff14 января 2008 в 23:28

Этот фильм может стать любимым фильмом в вашей жизни. В него нужно влиться, ощутить эту неторопливость, как темп жизненной мудрости на закате лет. И он с легкостью вольется в сердце, и станет нашим. Это не обычное кино, оно ощущенческое и воспринимать его можно даже отчасти как чилл аут фильм. Но сколько же в нём мудрости. Линч снял фильм, который, по известной причине, обосабливается от всего его творчества. Невольно вспоминаются слова Сальвадора Дали: '...сначала ты должен доказать своими работами, что ты настоящий художник, после чего можешь творить всё, что твоей душе угодно... ', и Линч доказал, но только не сначала, а чуть позже. Это действительно кино доступное, доброе, мудрое, эмоциональное. А также это то кино, которое просится к неоднократному его просмотру. А для меня лично это уже показатель глубины содержания. Я смотрел его не менее 10 раз, с каждым разом находя в нём что-то новое и переживая всё по-новому, и всё также ничуть не меньше наслаждаясь всеми составляющими: сценарием, текстом, кадром, музыкой, игрой артистов, юмором и 'слезой'. На мой взгляд, это один из лучших фильмов раздела 'другое кино'.

viktory_0209
viktory_020921 августа 2013 в 15:26
Back to Home

Дэвид Линч – гениальный фрик, длинные щупальца ночных кошмаров которого так и тянутся из каждого фильма к хрупким зрительским сердцам. Сквозь склизкое отрезанное ухо легко провалиться в иную реальность, где алый шелк и синий бархат скрывают подавленные порочные желания и иррациональные опасности. Где совы не есть то, чем кажутся, а две половины амнезированного сознания скручиваются в тугую спираль пустынного ночного шоссе. Бесконечные темные коридоры линчевских фантазий соединяют ничто со всем, но пытаться их осветить – значит потерпеть безоговорочное фиаско. И среди всего этого мракобесия вдруг появляется «Простая история», линейно-лапидарное кино, которому только чудом удается не утонуть в паточном любовании простой сельской жизнью и бесконечном повторении фундаментальных истин. Семидесятитрехлетний Элвин Стрейт, узнав о болезни брата, оставляет в Висконсине свой маленький домик, заторможенную дочку и ароматную брауншвейгскую колбасу и отправляется в пятимесячное путешествие на газонокосилке в городок Маунт-Зайон, штат Айова. Пока скрипит потертое седло движущегося с черепашьей скоростью агрегата, Элвин любуется красотами родной земли, впитавшей кровь и пот таких, как он, выходцев из народа. А еще этот пожилой мужчина ковбойской наружности встречает людей: сильных, злых и веселых, убивавших оленей и… еще двенадцать раз - оленей. Убеленный сединами старик делится со случайными знакомыми тем единственным, что нажил за свой долгий век - простой житейской мудростью. И, если задуматься, то все это довольно своеобразно. В привычной системе художественных координат дорога – удел молодых, путешествие – способ постижения себя самого, кладезь бесценных эмпирических знаний, а случайные попутчики – лучшие преподаватели такого непростого предмета, как жизнь. В «Простой истории» все наоборот: странствие Элвина к Маунт-Зайон – это не движение вперед, но возвращение к корням, он не набирается опыта, но щедро делится им. Поездка к брату для героя – своеобразное паломничество к своему личному Сиону, Земле Обетованной. А выбранное средство передвижения – способ избавления от накопленных ненароком грехов через трудности пути и боль в хрупких старческих суставах. Недаром Элвин каждый раз отказывается от более комфортных условий поездки – он сам назначил себе это испытание и должен его преодолеть. Дэвид Линч как художник всегда уделял особое внимание палитре и текстуре. И вот «The Straight Story» можно сравнить с домотканым ковром, на котором вышиты пасторальные этюды из жизни американской глубинки. Органику фильма портит лишь одно, и, как ни странно, это имя режиссера. Не он сам, но закрепившееся за ним амплуа. Вначале «Простая история» невольно воспринимается как шкатулка с сюрпризом, из которой вот-вот должен выскочить чертик фирменного линчевского сюра. Но ласковое осеннее солнце вплетается в охровые кроны деревьев, вьется серая лента двухполосного шоссе, мерно покачиваются закрепленные на прицепе оленьи рога, и проплывают мимо утопающие в дорожной пыли и рассветном тумане пашни. Так постепенно происходит погружение в бесхитростную историю грубоватого морщинистого старика в клетчатой рубахе, с достоинством преодолевающего каждый нелегкий километр родной земли. Поэтика дороги разбавляется легким юмором, а пронзительные мелодии Анджело Бадаламенти мимикрируют под кантри. Нежное лунное сияние смягчает черты лица востроносой Сисси Спейсек, делая его почти красивым, а царственная Миссисипи внушает благоговейное почтение. Круговорот жизни закольцовывается бескрайним звездным океаном, в который вглядываются то ли двое ворчливых стариков, то ли пара беспечных мальчишек. Дом – это семья, и Элвин вернулся домой. А Дэвид Линч вернулся к тому, с чего когда-то начинал – к гуманизму «Человека-слона». И, наверное, это вполне в его духе. Круто повернув от магнетически-параноидальной эстетики «Шоссе в никуда» к лаконичности «Простой истории», а потом обратно – к тревожному эскапизму «Малхолланд Драйва», режиссер, по сути, повторил путь множества своих героев, перемещающихся между разными реальностями. И ведь только ему самому доподлинно известно, какая вселенная настоящая: мир, населенный головоластиками и сексуальными извращенцами, или тихий пригород в самом сердце Америки. «The Straight Story» - не этап линчевского взросления, не пример переосмысления им системы творческих методов или жизни как таковой. Это часть режиссерской натуры, если хотите – светлая ее сторона. Так почему бы не поверить в то, что этот гениальный фрик действительно нежно влюбился в растиражированную газетчиками притчу о старом фермере и его газонокосилке? В конце концов, гадать можно долго, а сам Линч в ответ на все эти гипотезы сказал бы о съемках «Простой истории» что-то вроде: «Словом, было интересно, а остальное знать тебе ни к чему».