Сочувствующий: отзывы и рeцензии

Paranoik-kinofan
Paranoik-kinofan14 сентября 2024 в 17:31
Сепарированный

«Сочувствующий» - редкая, но всё же творческая неудача Пак Чхан-Ука. Экранизация одноимённого романа (обладателя Пулитцера-2016) теряет все достоинства первоисточника, кроме основной сюжетной линии и обаяния главного героя. Многослойность интерпретаций, богатство языка и изощрённая изобретательность мысли, берущая в плен динамика и хорошая доля иронии – это всё про книгу, не про сериал. Второй раз в карьере взявшись за создание сериала, знаменитый кореец на этот раз (в отличие от «Маленькой барабанщицы») ограничился режиссурой избранных эпизодов, однако его функции одного из сценаристов и продюсеров отнюдь не спасают проект. Главное (и едва ли не единственное) достоинство сериала – малоизвестный актёр Хоа Сюаньдэ в роли главного героя. Он, чёрт возьми, безумно хорош – идеальный кастинг, попадание в образ и т.п. Есть ещё многоликий (в прямом смысле) Роберт Дауни мл., который держит планку, но остроумие с идеей его разнообразных персонажей теряется на фоне общей беззубости. Да, режиссура отдельных эпизодов прекрасна, а монтаж порой показывает чудеса изобретательности, но в основном «Сочувствующий» - крайне скучное зрелище, на ходу разбазаривающее весь потенциал. Однако в одном Пак Чхан-Ук и автор романа Вьет Тхань Нгуен близки – оба так и не решаются произнести вслух самую беспощадную и правдивую мысль в истории главного героя. Будучи двойным шпионом, носителем двух языков, обладателем двух взглядов на вещи, двуликим, двуличным и искренне сочувствующим обеим сторонам он, тем не менее, ни что иное, как обычная разменная монета, которой посчастливилось упасть ребром.

dobrynya nikitcich
dobrynya nikitcich31 мая 2024 в 10:16
Песни эмигрантского Вьетнама

Повстречались как-то “Славные парни” с любым из фильмов бондианы эпохи Джорджа Мура - так на свет появился “Сочувствующий” от HBO. Роман-первоисточник, получивший Пулитцера, невероятно кинематографичен: шпионская круговерть между вьетнамскими севером и югом, завезенная эмигрантами в Новый Свет. Открыточные американские семидесятые здесь по-настоящему самостоятельный герой: костюмы, локации, фильтры, шрифты - эпоха получила едва ли не больше внимания, чем некоторые персонажи. Там, где буксует история, выручает отлично подобранный каст, в котором узнаваемые голливудские имена (Роберт Дауни-младший, Сандра О, Дэвид Духовны) играют партию вторых, а иногда и третьих скрипок, тогда как на первый план выходят малоизвестные актеры вьетнамского происхождения (с аутентичностью у проекта все в порядке). Особенно точное попадание в титульный образ сочувствующего Капитана получилось у Хоа Сюаньдэ: он настолько по-хорошему безликий, что абсолютно бесшовно попадает в роль человека-невидимки, который одновременно находится тут и там, везде и нигде. В любой другой ситуации такой перфоманс был бы в лучшем случае проходным, но конкретно для “Сочувствующего” это то, что доктор прописал. Отдельная удача - Роберт Дауни-младший сразу в пяти разных ролях; это достаточно симпатичная визуализация образа многоликого западного демона, заманивающего ничего не подозревающих жертв обещаниями консьюмеристского рая свободы. При всех очевидных достоинствах проекта сомнения в конечном результате закрадываются с самой первой сцены, в которой Пак Чхан-ук, шоураннер и режиссер первых трех эпизодов, сразу же раскрывает один из больших сюжетных поворотов романа. Со временем становится понятно, что саспенсу первоисточника, где подозрения о том, что герой не просто так рассказывает о своей жизни, зреют постепенно, он предпочел сомнительные трюки с буквальной перемоткой сцен и совершенно неожиданную интонацию - насмешливую и язвительную. Вплоть до финального эпизода Пак Чхан-ук вовсе не сочувствует разворачивающейся на экране драме - он над ней иронизирует. Он не щадит вьетнамцев ни с севера, ни с юга: одним идеология заменила сердце, вторые променяли здравый смысл на пустые мечты и жалость к себе; по полной достается американцам, паразитирующим на чужой трагедии. Крещендо сарказма - четвертый эпизод, колкая и очень точная сатира на голливудские фильмы о войне во Вьетнаме вообще и на “Апокалипсис сегодня” в частности с изумительным выходом Дэвида Духовны в образе чересчур вошедшей в роль звезды. Серии с пятой по седьмую стали бы идеальным моментом для смены темпа и настроения, для контрастного душа, напоминающего, что по пятам за комическим неизбежно следует трагическое. Но нет, удивительным образом сериал еще два часа стягает уже порядком выдохшуюся лошадь, теряя всякую динамику, поэтому когда в финальном эпизоде тональность повествования делает разворот на сто восемьдесят градусов, должного эффекта это не производит. В первоисточнике смех тоже есть, но это смех сквозь слезы; каждый из героев по-своему оплакивает потерянные страну и самоидентичность: кто-то громче, кто-то тише, одни быстро ассимилируются с новыми ценностями, другие держатся за остатки былых иллюзий. Автор романа Вьет Тхань Нгуен создал целую иммигрантскую симфонию, тогда как Пак Чхан-ук услышал одну лишь ноту и ту фальшивую. 5 из 10

Евгений_Колпаков
Евгений_Колпаков3 июня 2024 в 06:06

Двойственные ощущения остались от нового западного сериала Пак Чхан Ука — хотя западным его можно назвать лишь наполовину (представляю как весело было американскому зрителю читать огромное количество реплик на вьетнамском в субтитрах). Первые три серии (их и поставил Пак) проект сразу берёт в оборот, высыпая на зрителя тонну информации, диалогов и всяческих нюансов, и следить за происходящим нужно очень внимательно, дабы не пропустить важную ниточку. Стиль корейского кудесника и его оператора из «Решения уйти» Ким Джи Ёна, работавшего на нескольких фильмах Ким Джи Уна, чувствуется сразу — изящество и эстетство, филигранное сочетание несерьёзного иронического тона с драматикой, отличный визуал и витиеватость повествования. Режиссёр славно издевается и иронизирует над американским подходом к вьетнамской теме и американцами в целом, не забывая пройтись и по самим вьетнамцам. И именно занятный стиль иронической издёвки хорошо и цепко удерживает внимание. Однако на 4 эпизоде, когда на место постановщика приходит Фернанду Мерейллиш и затем менее известный Марк Манден, всё лучшее, что было в первых трёх сериях внезапно испаряется, хоть и сам Пак выступает шоураннером и сценаристом сериала вместе с Доном Маккелларом. Изящная шутливость и ирония уступают место угарному и грубоватому стёбу — 4-й эпизод почти весь посвящён «фильму о фильме» и практически копирует «Солдат неудачи» с тем же Дауни-младшим, кстати, — вот уж где мета-ирония. После этого весь драйв и огонь шоу начинают ощутимо затухать, стержень становится более размытым, а финал и вовсе выглядит весьма простым и банальным. Из артистов выделяется лишь перфоманс Роберта Дауни-младшего, который наслаждается выпавшим ему шансом после многолетнего прозябания в Марвел. Сама идея провернуть принцип «все белые на одно лицо» выглядит интересно, а образы артиста занятные и классные — лучше всех прописаны црушник и голливудский сценарист-режиссёр, а конгрессмен и писатель больше берут фактурой и выглядят совсем уж комиковатой пародией. Остальные актёры в образах и выглядят неплохо, но каких-то высот не берут — все на своем месте и типаж отрабатывают, в том числе и исполнитель главной роли Хоа Сюаньдэ и Дэвид Духовны, ещё раз после «Пузыря» заскочивший в подобный концепт. У сериала был хороший замах и отменный первоначальный стиль первых трёх эпизодов, и я ждал, что вырулят создатели на что-то действительно интересное и глубокое, но со сменой режиссёра всё постепенно начало сходить на нет. Проект получился интересным по подаче и стилистике, но дожать его до максимального катарсиса, мне кажется, не совсем получилось. Тем не менее, сделано хорошо. Добротная качественная постановка, которая могла быть помощнее в плане идей и финала, учитывая все вводные. 8 из 10