Возвращение к Миядзаки В этом фильме есть что-то особенное, что-то что заползает в душу во время просмотра, и долгие годы остается внутри тебя. Именно это чувство спустя 5 лет вернуло меня назад к Миядзаки. Первый фильм, который я просмотрел еще 6 лет назад, был Принцессой Мононоке. И я снова смотрел его год назад, и снова посмотрел его сегодня. И снова напишу. Люди Пересматривая картину, и зная наперед сюжет, я стал останавливаться на таких деталях, которых раньше не замечал за величием эпохальной битвы людей и природы. Сейчас я узнал много интересных фактов. Сюжет кроме своей идеологической и поучительной нагрузки, несет еще исторический фактор. Как оказалось, Аситака был из племени Эмиси. Это племя жило на севере Хонсю и Хоккайдо, и было практически уничтожено к 850 году. Кроме того, мы получаем географическую точку действий фильма. Север Хонсю, самого большого острова Японии, это сплошная горная гряда, с холмами и нагорьями. Таким образом фильм географически точен. Так же известно, что самураи атаковали лагерь Эбоси, что тоже верно с исторической точки зрения, ведь зарождавшееся сословие самураев как раз и вытесняло Эмиси. Сначала для меня была загадкой вражда Дзито с самураями и его слова: 'Эти Самураи - сущие демоны'. Но потом до меня дошел и смысл этих распрей. Дело в том, что Дзито был носителем Имераторской печати, и выполнял приказ самого Тэнно, а самурайские бусиданы, особенно так далеко к северу от столицы, не признавали Имперской власти и стремились к независимости. Все то, что я написал выше, будет интересно разве что тем, кто увлекается историей, и вообще, всякими мелочами. Если говорить о людях, видна знакомая стилистика Мастера: в произведениях сихана Миядзаки очень редко бывают отрицательные либо злые персонажи. В Мононоке-Химе такого нету и в помине. Тут нету 'Злой госпожи Эбоси'. Есть госпожа Эбоси, которая заботится о своих людях, спасает раненых и прокаженных, защищает деревню от самураев и зверей, каждый из которых по-своему хороший. Сама идея отсутствия злодея - гениальна: во все времена мы привыкли называть злодеями тиранов, убийц и преступников. Миядзаки смотрит глубже! Чем отличается Гитлер, фактически виновный в геноциде целых народов и убийстве миллионов людей, от людей которые изобрели порох, пищаль, бомбы, луки, а если смотреть еще глубже, от тех кто уничтожает леса, выкачивает ресурсы из Земли, сжигает поля и осушивает озера... Все они виновны в гораздо большем количестве смертей, и детища их будут продолжать уничтожать самих людей еще многие столетья, ведь 'Человек и природа не могут жить в мире'. Таким образом мы получаем Эбоси - освободительницу леса, мечтающую привести своих людей к богатой и спокойной жизни, процветая на изготовлении металла и оружия. Мы видим Дзито, охотника за людской мечтой - бессмертием, исцелением от болезней, благополучием. Эти люди живут и сейчас, среди нас, повсюду. Мы до сих пор так-же относимся к лесу и природе. Лес Квинтессенция мировой природы, Лес в Мононоке это жизнь для Зверей и Людей, только люди этого не понимают. Для людей сейчас - это источник сырья и ресурсов, логово злейших врагов, место которое необходимо любой ценой зачистить и обустроить под эгоистичные человеческие нужды. Кроме самой идеи Леса, лес Миядзаки это еще и нечеловечески красивое зрелище. Я смотрю этот шедевр в третий раз, но по прежнему замираю, когда Камушек вводит Аситаку в Заповедный Лес. Эти древа, мох и стрекозы, знакомые нам по 'Навсикае'... Сплетения корней и болота у подножий исполинских деревьев, камни, поросшие мхом и водоросли колышущиеся в течении лесного озера, непередаваемая атмосфера леса, игра света в ветвях, сырой полумрак, туман и голос деревьев. Какое наслаждение лицезреть этот лес в картине и какое чувство боли, разочарования и негодования чувствуешь, когда Люди уничтожают его, когда деревья обращаются в замшелые гнилушки покрытые страшной болезнью, чумой Лесного Бога. Невольно появляется чувство, которое роднит нас с Сан, принцессой Чудовищ, в ее бесполезных попытках остановить этих глупцов. Звери 'Когда-то эта земля была покрыта лесами, где жили Боги, с незапамятных времен'. Зверей в картине 3 вида: -Это Боги: Моро, Наго-нуками, Окотто-носи, древние звери, они говорят и сочувствуют лесу, они защищают его от людей и служат Лесному Богу... их судьба - уйти в лету вместе с древним лесом, навсегда остаться в памяти тех, кто чтил эту землю. Человек в своем вечном стремлении доминировать, в безрассудной агрессии уничтожает всех, кто ему мешает, не думая о последствиях. Так исчезли Дрофы, исчезают Ламантины, Амурские Тигры, Носороги, древнейшие Латимерии. -Звери: кабаны и вепри из племени Окотто-сана. 'Смотри на мой народ, Моро. Смотри как они измельчали и поглупели. Скоро люди начнут бить их на мясо!' И так и будет, где сейчас кабан? Он на столе, стене, на ковре, в ресторане, в миске и даже на рукоятке охотничьего ножика-сувенира, но не влесу. -Якуро: друг и слуга человека, который чтит природу, верный скакун, мул, тянущий тяжелый плуг, овца, дающаяшерсть, корова дающая молоко, мясо. Чтож, это реальность, только почему-то Якуро нам с вами милее всех, неправда-ли? Из-за любви и привязанности к своему красному оленю, Аситака сполна одарен благодарностью и уважением гордого животного. Tribute Не знаю, как сказать по-русски. Это Tribute, дань уважения, память о лесе... Это конец фильма, старый лес со всеми его великолепными деревьями и зверьми, с болотами и замшелыми камнями канул в лету. Ему на смену приходит новый, и это суть Лесного Бога, как сказал Аситака: 'Лесной Бог - это сама Жизнь!'. Лес вырастет снова, но усвоит ли человек урок - мы не можем жить без природы, и уничтожая нашу землю, уничтожая лес, он в своей предсмертной агонии накроет всех нас, и не останется жизни, и снова ветер будет петь Tribute, на развалинах цивилизации. Такое будущее сенсей-Миядзаки уже предсказывал нам в своей перворожденной 'Навсикае'. Подарок В картине еще много интересного, преданность Якуро, самоотверженость Сан и Аситаки, сложные взаимоотношения между молодыми людьми, верность традициям в племени Эмиси. А еще есть сестра Аситаки, как и он грозная и самоотверженная, она не оставит подругу в беде и готова склинком в руке противостоять могучему демону. А еще есть юмор, любовь, заговор... Еще много чего есть. Подарите себе 2 часа... ммм, нет, не отдыха, а откровения, 2 часа общения с мастером, который научит любить жизнь, и покажет ненависть. Оригато Спасибо Вам Миядзаки-сенсей, за Ваше потрясающее видение Мира, его проблем и его специфики. Спаибо Вам за то что вы делитесь этой красотой со всем миром, Спасибо за каждый фильм, который вы дарите людям. Оригато! Не сомневаясь и не задумываясь, твердая оценка: 1000 из 10
Мультфильм «Принцесса Мононоке» можно считать апогеем классического японского периода творчества Хаяо Миядзаки. Картина предстает плотью от плоти японской культуры, японских традиций аниме, и вообще, обращением к японским верованиям и истории. Не смотря на всю мистику и волшебство, которыми напичкан фильм, во главу угла здесь встают все те же вечные темы, которые всегда более всего волновали автора, а именно взаимоотношения человека и природы. Здесь оно проявляется в виде эпичного противостояния мира людей и царства Духа Леса. Первый представлен властной госпожой Эбоси с принадлежащим ей Железным городом, хитрым и расчетливым монахом и слугой императора Дзико-Бо с группой наемников и кланами самураев. На стороне леса выступает собственно его повелитель Дух Леса, богиня-волчица Моро со своими отпрысками, бог-вепрь Оккотононуси с его подданными, множество мелких существ всех мастей, да еще и человеческой девушкой Сан, она же и Мононоке, воспитанной семьей волков. Не следует, однако думать, что весь мультфильм выливается в исключительно простую борьбу двух сторон. Как всегда у Миядзаки у каждого здесь множество своих скрытых мотивов, так что любой здесь не прочь урвать кусок и у своего ближнего. Главным же героем следует считать, несомненно, Аситаку, не по годам мудрого принца из далеких земель эмиси. Он-то был втянут в этот водоворот событий случайно, чужая война обернулась для него проклятием, пожирающим его тело и душу. И не смотря на то, что ненависть в нем самом разрастается весьма наглядной страшной раной, он один из немногих, чей дух может ей противостоять. Именно поэтому он остается смотреть на все это глазами, не затуманенными ненавистью, и, разделяя и понимая позицию и тех, и других, стараться избежать тотального кровопролития, что, впрочем, плохо ему удается. Вечная гигантомания Миядзаки здесь раскрывается в полной мере. Гигантские волки, гигантские кабаны, демонические безликие обезьяны, да и сам необъятный и всесильный Дух Леса, предстающей в двух ипостасях: дневная ипостась японский чудо-зверь цилинь и ночная, практически бесплотная и безграничная. Все они являют собой одновременным страшных и прекрасных созданий. Фильм являет собой с одной стороны незащищенность природы перед непокорной агрессивностью человека, а с другой – беззащитность человека перед величием потаенных сил Земли, которые здесь персонифицированы в виде древних духов и богов. Уж не зря про Японию говорят, что это страна восьми миллионов божеств. Сюжет мультфильма развивается весьма неспешно, не смотря на насыщенность событиями. Особое внимание Миядзаки уделяется цветовой гамме. Зеленому лесу и природе противопоставляется темный город с красными вспышками огней, божества имеют преимущественно белую окраску, тогда как люди одеты в одежду темных цветов, да и даже день и ночь раскрывает разные черты характера персонажей. Конец фильма каждому оставляет почву для размышлений. Не смотря на то, что и лес, и город понесли значительный урон, жизнь продолжается. И всем предстоит решить для себя, как жить дальше и какие уроки они вынесли. Изменить судьбу нам не дано. А вот ждать её или выйти ей на встречу — выбор человека. 9 из 10
Принцесса Мононоке - один из лучших творений знаменитого режиссера и сценариста Хаяо Миядзаки. Мультфильм поучительный и неординарный. В чем же залог успеха этого мультика? Сейчас, я попробую вам вкратце все рассказать: 1. Принцесса полудемон (или, точнее, 'зверодемон') в одноимённой акварельной манге самого Hayao Miyazaki была не приёмной дочерью, а женой зверодемона. Сюжет же был основан на банальной схеме 'красавица и чудовище'. Так что в мультфильме от первоначальной идеи осталось одно название. Зато такое, что продюсер Toshio Suzuki пресёк все попытки Miyazaki к переименованию в более адекватное 'Путешествие Ашитаки'. 2. В отличия от Диснея, который по контракту распространяющем фильмы в США, выбрали 'романтические' моменты - студия Ghibli имели статус производителей романтически-идиалестических фильмов. Они сделали ставку на отрицание и шок. И эта стратегия принесла успех. 3. Ещё надо отметить, что у проекта был хороший бюджет. То есть на качестве не экономили. Не стоит забывать японский трудоголизм и любовь к работе по двенадцать часов. Однако видно, что деньги проблемой не являлись. 4. Учитывая размер бюджета на карту было поставлено практически всё. Это являлось очень большим риском. Насчёт рисков стоит упомянуть, что Miyazaki просто решил 'самовыразиться'. В совершенно новом для студии и себя ключе. По его словам, он не вполне представлял, на какую аудиторию работает. Да и не вполне был уверен, что эта самая аудитория будет. Что насчет образа Эбоси? Образом хозяйки Железного Города (госпожа Эбоси) является девушкой умной, хладнокровной, гуманистичной и рациональной бизнес-леди двадцатого века. То, что она хочет покорить природу, загрязняет окружающую среду и плюёт на богов, делает её не отрицательной героиней, а просто современным человеком. Что насчет финала? Когда сценарий на 1/3 был готов, производство началось. Так что концовка должна была быть логичной. Показывая схемы концовки в своей записной книжке, Miyazaki прямо говорит, что наиболее логичная и исторически правильная - это победа самураев над Лесом и Железным Городом. Однако он выберает совершенно другой финал: экологическую катастрофу. В принципе, для истории 'San и Ashitaka' разница не принципиальна. Тому, что влюблённые не могут быть вместе, победа самураев не мешает, если не делает драму ещё трагичнее. А вот леди Эбоси, как представитель бизнес-этики двадцатого века, в эту схему не вписывается. Да и луки с мечами против огнестрельного оружия делают самураев толпой варваров, чья победа дала б зрителям сомнительный посыл. Но экологической катастрофы оказалось мало. Гениальный продюсор Сузуки отвергает первоначальный вариант. Его предложение: смерть леди Eboshi. Miyazaki соглашается, начинает переделывать и тут выясняется, что убить её он не может. Можно представить смерть главных героев. Погибает San - Ashitaka в печали, зритли рыдают. Погибает Ashitaka - San рыдает, зрители в печали. Монах Джико вместе со всеми нинзями? Без проблем. Toki, Gonza, Kouroku и всё население Железного Города? Потеряется очень существенная, но всё-таки второстепенная фраза 'Пока мы живы, ещё не всё потеряно'. Но она не принципиальна. А вот смерть леди Eboshi рушит всё. Miyazaki мстит. Он лишает великолепного стрелка и фехтовальщицу руки. Он делает её спасителями тех, кого она хотела убить. Он демонстрирует горящую крышу плавильного цеха и добавляет почти пятнадцать минут на уничтожение Железного Города. Но в финале на пепелище леди Эбоси нужна такой же целеустремлённой и волевой. Потому что именно она воплощает будущее. 9 из 10
Анимационная студия «Ghibli», под руководством Хайяо Миядзаки, напоминала период расцвета и кульминации аниме, как отдельного течения в индустрии кинематографа. В ходе развития она усовершенствовала понятие анимационного фильма, тем самым ломая стереотипы диснеевских работ, которые долгое время считались эталоном для детского просмотра. Не секрет, что заядлые поклонники «Ghibli», считают ранний период работы студии более плодотворным, в отличие от нынешнего. Ведь после ошеломляющего успеха «Навсикая из долины ветров», можно было смело заявить о студии, как о серьезном конкуренте на рынке анимации. Работы Миядзаки не всегда сориентированы на детскую аудиторию, если европейские мультфильмы принято считать за некое пособие в воспитании детей, то работы японского маэстро отдельно зашифрованное послание подрастающему поколению. Одним из таких посланий была ошеломляющая полнометражная картина «Принцесса Мононокэ». Провокационный и неоднозначный проект режиссера затрагивает глубокие гуманистические идеи, возможно, только поэтому его сюжет кажется запутанным и тяжелым. Как и в предыдущей работе «Навсикая…», режиссер касается экологических проблем человечества, но в этот раз он отходит от футуризма, и погружает нас в мир дикой природы, населенной фольклорными духами. Сюжет «Принцессы…», повествует о древних временах, когда на земле обитали боги, а царство природы граничило с человеческими желаниями обуздать и покорить все живое. Так в древней Японии появляется огнестрельное оружие, а с ним и сила человеческих возможностей. Природа как единственный живой организм пытается защитить себя от людей, тем самым насылая на их селения жутковатых демонов и духов леса. Главному герою принцу Аситаки, приходится сражаться с чудовищами, однако в отместку за свою храбрость, он получил проклятие, и был вынужден покинуть деревню. На своем пути ему приходится сталкиваться с неприятностями и несправедливостью, стремлением людей во всем быть первыми и лучшими. Так он достигает пределов Железного Города, где под руководством госпожи Эбоси население уничтожает лес, и добывает полезные ископаемые. Главный противник Эбоси священная волчица Моро, ее дети, и приемный человеческий детеныш. Знакомство с Мононокэ, напоминает зрителю давно знакомого Маугли, девочка воспитанная волчицей, считает себя частью природы, от чего и ненавидит людей за их поступки. Однако, волчьей принцессе все, же приходится бороться бок обок с людьми, ведь в конечном итоге, Мононкэ и Аситаки преследуют общую цель – сохранение равновесия в природе. Отдельные роли в картине отведены животным, они символизируют мощь и силу природы, но в тоже время, через некоторых представителей фауны режиссер пытается показать нам ненависть и страх. Через подобную аллегорию зритель наблюдает борьбу между добром и злом. Главными героями у Миядзаки всегда выступают дети, чьи образы далеко не те, к которым привык европейский зритель. В большинстве историй, это сформировавшиеся личности, сильные, уверенные и целеустремленные. Из-за любви и уважения к женщинам, режиссер всегда выводит женскую персону на первый план, и только потом спутника, немного уступающего в силе. Пропитанные романтикой и чудесами, предыдущие работы «Ghibli», ничто по сравнению с Мононокэ, она выделяется из ряда вышедших картин, из-за своей жестокости и реалистичности. Но ее удается скрыть при помощи толкового сюжета и удачно подобранной музыки. Настроение фильма очень четко подчеркивает музыкальное оформление Джо Хисаиси. До «Унесенных призраками», это была его сильнейшая работа, в частности такие композиции как «Ashitaka and San», и «Mononoke Hime», создают неимоверные образы и ассоциации, и в некотором роде они даже преобладают над самой картинкой. Дует Миядзаки-Хисаиси, показывает нам, как в одном унисоне могут гармонично сочетаться анимация и музыка. Это касается не только « Принцессы…», но и всех остальных фильмов, которые невозможно представить без оформления Хисаиси. Художественное оформление «Ghibli» довольно сильно отличается от большинства аниматоров. Черты их персонажей более европеизированы, нет сильного акцента на глазах, а так же придание точности мелким деталям. Ведь, прежде всего аниматоры хотят донести до зрителя смысл картины, а не ее визуальный ряд. «Принцесса Мононокэ», в послужном списке работ Миядзаки, самая тяжелая и кровавая история о битве человека с силами природы, и, по сути, о битве с самим собой. Хороший детский фильм нужно снимать с расчетом на взрослых, что в принципе доказал режиссера. В будущем я бы хотела воспитать собственных детей на сказках Миядзаки. Гению анимационного ремесла и всей творческой команде «Ghibli», наивысший бал за удовольствие. 10 из 10
Аниме не входит даже в ТОП-10 моих любимых жанров. Наверно, это дело вкуса – кто-то в восторге от своеобразной японской мультипликации, а кто-то просто не понимает чуждую культуру. В общем, аниме я смотрю редко, но каждый раз стараюсь снимать самые «сливки». «Принцесса Мононоке» стал третьим просмотренным аниме-мультфильмом авторства Хаяо Миядзаки. И все они оказались хороши. Но с каждым просмотренным фильмом Миядзаки я прихожу к мысли, что его нужно смотреть во взрослом, хотя бы осознанном возрасте. Это точно не семейные мультфильмы в привычном для нас понимании, которые смотрят ради развлечения и приятного проведения совместного досуга. «Принцесса Мононоке» - очень серьезная, продуманная, многосторонняя, но в то же время фэнтезийная работа. Очень много жестоких и трагичных сцен. Ярко выражен конфликт, на одной стороне которого цивилизация, жажда людей к порабощению и подчинению природы; на другой – лес, защищает который девушка Сан. Что касается Сан, то ее характер оказался раскрыт больше всех - девушка, воспитанная волками, умеющая постоять за себя и своих близких, презирающая людей. Главный герой, мальчик Аситака, определенным образом не занимает ни одну из враждующих сторон. Характеры героев неодносложны, их поступки непредсказуемы, сам сюжет не заштампован. Невозможно предугадать, что случится в следующей сцене. И поэтому не всегда все логично, иногда персонажи ведут себя как минимум странно. В общем, история самобытная, красивая, актуальная, но… Для меня есть «но». Примерно к середине фильма я начала уставать, а аниме длится больше двух часов. Не все осталось для меня понятным, поэтому не всегда удавалось сосредоточиться на самой истории. О плюсах и говорить нечего – потрясающая атмосфера, спустя почти 30 лет все еще красивая картинка, хороший саундтрек, и, главное, в центре всего гениальная идея о противостоянии человека и природы. О том, что нам нужно мирно сосуществовать, а не бороться. Я бы пересмотрела «Принцессу Мононоке» как минимум еще раз. Чтобы до конца понять и, возможно, переосмыслить мои взгляды на некоторые вещи. 8 из 10
Сказочные, детально проработанные миры Хаяо Миядзаки породили ещё один шедевр, основанный на японской мифологии. Этот мультфильм - ещё один учебник, с помощью которого нам, русским, можно открыть для себя специфику японской культуры. Одухотворенные леса, в которых на деревьях живут маленькие человечки Кодама (Кодама традиционно так сильно напоминали деревья, что люди не вполне могли их отличать), указывающие путь (духи деревьев и части души лесного бога), волчий бог, Моро и др. (из синтоизма), говорящее имя принцессы (происхождение слова «мононоке» на самом деле восходит к периоду Хэйан в Японии 11 века, где в «Записках у изголовья» упоминается о психическом заболевании женщины. Несколько лет спустя «Сказка о Гэндзи» (которую часто считают первым в мире романом) объясняет, что Мононоке - это дух мертвых, восставших и вселяющихся, а затем контролирующих тела живых женщин) и, конечно, высокое благородство юноши Аситаки, волков и самой принцессы - все это раскрывает нам суть японского народа, его культуру и душу. Мир 'принцессы Мононоке', как и других мультфильмов студии Гибли - уютный и тревожный одновременно, поскольку показывает время после второй мировой, наступающий век индустриализации, вредящей природе, убивающей леса и живых существ. В какой-то степени мультфильм показывает, насколько цивилизация губительна не только для лесов, но и для человеческой души. Люди ради денег готовы на всё: отрезать голову лесному богу означает в данном контексте - посягнуть на святыню. И мультфильм - своего рода высказывание режиссёра против индустриализации Японии. А главный герой здесь - не только девчонка, выросшая в волчьей стае, но и неконтролируемая природная стихия, которая изо всех сил сопротивляется собственной гибели. И у этой стихии есть ранимая, чуткая и большая душа, и погубить её никак нельзя. Грустный, лиричный мультфильм с прекрасной музыкой, удивительно проработанной графикой и сюжетом, а ещё с множеством интертекстуальных связей и глубоким смыслом. Уверена, что он, несмотря на свою сложность, понравится как взрослым, так и детям. Приятного просмотра! 10 из 10.
Япония XV века. На маленькую деревню племени эмиси внезапно нападает огромный разъяренный кабан – лесное божество, превратившееся в демона. Сын вождя племени Аситака убивает кабана, но во время сражения демон кусает его и впрыскивает свой яд. Осмотрев изъеденную жидкостью руку, знахарка определяет, что юноша обречен – людская медицина против демонического проклятия бессильна. Чтобы с толком использовать остаток жизни, Аситака покидает деревню и устремляется по следам кабана. Он хочет определить, что заставило божество взбеситься, и узнать, не грозят ли его деревне новые нападения. Вскоре поиски приводят воина в поселение сталеваров-оружейников под началом госпожи Эбоси. Чтобы плавить металл, сталевары вырубают лес. По её расчётам, захват людьми леса сделает животных обычными, лишит их магии, а кровь Лесного Бога исцелит все их раны. И это навлекает на них гнев лесных божеств, которых возглавляют богиня-волчица Моро и ее человеческая приёмная дочь принцесса-дикарка Сан. «Принцесса» – глубокое и трагическое осознание того, что бывают неизбежные войны и неразрешимые конфликты. Обычно кино (тем более семейная анимация) учит зрителей, что у любого конфликта есть мирное решение и что тот, кто начинает войну, – бесспорный злодей. Но кто злодей в «Принцессе»? Божественным животным (вепри, волки и обезьяны) не в чем себя упрекнуть, потому что они защищают родные леса от захватчиков-людей. Но и люди по-своему правы. Ведь госпожа Эбоси возглавляет поселение, где живут беглые крестьяне, бывшие проститутки, рабыни из гаремов и даже больные проказой. Она дает надежду людям, которым в Японии XV века было не на что надеяться, и ее сталевары живут счастливее многих их современников. Но лишь до тех пор, пока они продолжают вырубать лес и добывать горную руду. Они не могут остановиться, потому что это привело бы к их разорению и смерти. У каждой стороны есть веские причины для войны, и ни одна из них не может пойти на компромисс, потому что сдача позиций стала бы признанием поражения. У всех, даже у антагонистов имеется своя мотивация. Мы сопереживаем им наравне с героями, хотим, чтобы никто из них не пострадал, что делает их конфликт только интереснее и эмоциональнее. Плюсы превосходного творения студии Ghibli можно перечислять бесконечно. Напряженный и нестандартный сюжет, идеальный баланс разговорных и боевых сцен, эффектная анимация и великолепная графика, потрясающая музыка. И, конечно, колоритные персонажи (Аситака, Сан, Моро, Эбоси – каждого чувствуешь как по отдельности, так и вместе с происходящим). Одно из самых удивительных достоинств фильма – его колоссальный эмоциональный диапазон, от нарочито грубых рабочих шуток до пронизанных подлинным мистическим чувством столкновений героев с величественным верховным лесным божеством, загадочным даже для его сородичей-духов (маленькие звонкие «человечки-камушки»). Хотя «Принцесса» рассчитана на семейную аудиторию, в ней есть жестокие сцены. Нарисованы они, однако, без всякой трэшевой любви к крови ради крови. Просто, подробно многим талантливым режиссерам, решившимся изобразить войну, Хаяо Миядзаки не счел себя вправе «ретушировать картинку», смягчить страшные кадры ради душевного спокойствия зрителей. «Принцесса» была создана, чтобы показать трагедию тотальной войны, и облегчение ленты было бы предательством мрачного материала. «Принцесса Мононоке» занимает 12-е место в списке лучших аниме всех времён. Герои и образы мультфильма, изменили всю индустрию аниме, доказав, что эти мультики могут быть идеальными визуально, но и ещё общаться со зрителем на высоком интеллектуальном уровне. В общем и целом, один из лучших мультфильмов студии Ghibli. Картина настолько тонкая, многогранная и сложная, при всей своей простоте, но интересная, атмосферная, с философской составляющей, позволяющая увидеть аниме с необычной стороны, а также способная оставить после себя приятные впечатления. 8,5 из 10
Нерушимой бетонной сцепкой расположился на первом месте моих анимационных предпочтений миядзаковский мульт тандем «Унесённые призраками» и «Принцесса Мононоке». Именно эти работы признанного гения мировой анимации я отчаянно вожделел лицезреть на большом экране в первую очередь и огромное спасибо компании 'Пионер' за уникальную возможность окунуться в волшебные миры Миядзаки в бережно отреставрированных версиях. Вот в такие моменты я безумно рад обнуляемому свойству свой никчемной памяти, позволяющей словно в первый раз испытать неописуемый киноманский фриссон, прикоснувшись к невероятной анимационной мощи рассказываемых историй и удивительно-безграничной и неуёмной фантазии японского мультипликатора. Своим изумительным и визуально изобретательным эко-шедевром Миядзаки доказал, что ему под силу не только развеселые и семейные мультфильмы, но и жесткие, бескомпромиссные и смелые высказывания, которые необходимо смотреть всем без исключения. Да, в картине присутствует эпизодическая расчленёнка в пылу стремительных и беспощадных боевых эпизодов, но она моментально нивелируется своеобразным японским чёрноюморным колоритом, когда жуткое и смешное, переплетаясь и смешиваясь, ошарашивает зрителя своеобразным эмоциональным миксом. Так, например, чтобы выразить свое несогласие с попытками подредактировать американскую версию «Мононоке», мэтр прислал компании «Disney» окровавленный меч, на котором было написано «не резать». Мне кажется, Миядзаки единственный автор, который умеет очень органично и легко трансформировать любого отрицательного персонажа в положительного, умело комбинируя и подменяя одни характеристики другими. И дается это Хаяо так легко, что просто поражаешься, как за два часа экранного времени некоторые персонажи претерпевают занятную эволюцию. Это касается и героев «Мононоке»: нет четкой градации на чёрное и белое, есть только множество оттенков серого; плавно перетекающего и изменчивого в когорте забавных персонажей миядзаковской анимационной вселенной. По заверению режиссера главной его задачей было «изобразить, казалось бы, неразрешимый конфликт между миром природы и современной индустриальной цивилизацией». И от этого анимационного противостояние в зобу спирает дыхание: от каждого детально прорисованного кадра, от каждой вскользь брошенной реплики, от каждого существа, населяющего волшебную чащу, от элегической стати Духа Леса, от каждой ноты чарующего саундтрека Дзё Хисаиси…. Готов любоваться бесконечно! Вердикт: Кулик пленён этим болотом!
Редко кто разделяет мой фанатизм по отношению к Мононоке. И в принципе, если я рационально и трезво взгляну на это произведение, то я очень даже понимаю, почему моё очень особенное отношение к нему воспринимается странно. Действительно, ничего такого в этом мультике, вроде бы, нет. Ведь, кажется, были и другие фильмы, где о том же рассказано лучше, выше и сильнее. Вроде бы были, а вроде бы и нет: ведь о чем 'о том же'? Конечно, отрубленная голова ни при чем. Да и даже сама принцесса, окровавленная или нет, тоже вовсе не самое главное. Тонкость состоит в том, что вообще-то эта 'принцесса' — совершенно мальчиковый фильм! Ну вот совсем! Он про энергию 'ян', а не про энергию 'инь'. И главный персонаж тут, конечно, Аситаку, которому, как мы помним, немного не повезло, он медленно умирает. Прямо с самого начала мультика. И главное в этой картине не то, как он дерется, не то, как он помогает и спасает деревья и экологию, главный ключ ко всему восприятию — это помнить, что все его поступки и слова делаются и говорятся в неразрывной связи с осознанием собственной скорой смерти. У этого его 'проклятия', конечно, тоже несколько уровней метафоры. В каком-то смысле даже совершенно здоровый человек проклят, чтобы умереть. Это отдельная долгая тема, но суть и все мурашки происходят только от того, что каждое движение этого принца — это невероятная сила. И именно поэтому простая, но совершенно дикая Мононоке, совершенно не приручаемая, свободная — и эта свобода на основе неподчинения ничему; она — силы природы, жизнь, буйная, невозможная, стихийная, чистый хаос (поэтому она в крови)... так вот, она, наша принцесса совершенно в ступоре, встречая Аситаку, она понимает, что безоружна. Вдруг она вспоминает, что она — маленькая девочка. Несмотря на всю свою дикую мощь, смелость, силу... И тут фокус в том, что настоящая-то она как раз такая, маленькая. Она принцесса — принцесса такая, к каким мы и привыкли в сказках. Красивая и тонкая. Все эти шкуры и отрубленные головы — это от безысходности, от незнания, от того, что никогда не встречала она другого... для нее это рождение женственности, для нее это искра нового в её уме, для нее это миг, когда пазл складывается и больше никогда не распадется. Она находит то, что искала. Само по себе это - отдельная большая тема, а в данном случае оказалось, что это с ней произошло... из-за него. Не она центр повествования. Собственно, вот это и есть вся история. Она про принца и про то, что если ты мальчик храбрый, то ты устроишь всё вокруг себя в гармонии. И девочка твоя будет красивой принцессой. И природа твоя будет зеленой. И враги не смогут причинить вреда. И боги помогут. А если ты мальчик так себе, то, с чем невозможно не согласиться, ты умрёшь, сгниешь по частям в черном проклятии смерти. И, кстати, похоже, что единственное, на что у такого мальчика хватит сил, в отличие от Аситаку, это наблюдать, как его пожирает смерть. И, возможно, плакать. Вот эта пропасть между двумя мальчиками и заставляет меня считать эту историю одной из самых важных в этом мире. Можно признать, что страх в фильме есть. Только он не в ножах Мононоке. Ведь в чем дело — не будет этого произведения и не поймешь, в чем секрет. Не понимаешь, как бывает-то еще, какие варианты есть. А так, если этот мультик посмотрит мальчик и поймет его, то он скорее не испугается, а воодушевится — такова химия. И, может быть, когда он вырастет, он будет способен хотя бы на секунду храбрости перед лицом смерти. The fate of the world rests on the courage of one warrior. 10 из 10
«Есть архитектура хорошая, есть плохая, а есть японская» - данную фразу распространил бы на все сферы жизни, в том числе и кинематограф: здравствуй Хаяо, здравствуйте принцесса Мононоке и принц Аситака! Вы ведь наверняка слышали восточную притчу о трёх бабочках и природе огня, где каждая бабочка в какой-то степени пытается что-то узнать о нём. Но лишь последняя, подлетев максимально близко к пламени, получает наибольшее представление об огне, поплатившись за это своей жизнью. Смысл в том, что всякий, кто получает знания, лишается возможности говорить о нём. Поэтому говорящий не знает, а знающий молчит. После просмотра мультфильма-огня «Принцессы Мононоке» ощущаешь себя той самой сгоревшей бабочкой. Это, кстати, относится к каждой из работ Хаяо Миядзаки. Поэтому как бы это странно не звучало, но разумнее всего после просмотренных картин японского режиссёра - молчать (причина тому выше). Ведь можно долго и многословно восхищаться мастерством автора, но эффективнее будет просто молча подсовывать произведения Миядзаки окружающим. А если уже и пытаться сажать семена полученных знаний в чужие головы, то делать это при максимальном опустошении себя, дабы дать прочувствовать хотя бы капельку всей мощи работ этого удивительного режиссёра и сценариста. «Сколько можно сеять ненависть?» Вечное сопротивление двух миров: Человек и Природа. Где первый предстаёт в лице города-завоевателя, а второй – это дикая, непокорная, по-настоящему живая сущность. И вопрос, которым задаётся один из главных персонажей, принц Аситака, по сути, является риторическим и, преследуя основную цель мультфильма, как никуда лучше подходит для происходящих событий. Сам принц упорно пытается найти достойное решение, сгармонировать два воинствующих мира. Но как вести беседу о гармонии между Человеком и Природой, когда люди порой не могут обрести мир внутри себя, а тем более научиться уживаться со своими братьями. Один из главных плюсов в том, что режиссёру удалось показать эти две стороны с нейтральной точки, то есть ощущение «добра и зла» стирается начисто во время просмотра. Начинаешь понимающе сопереживать как лесным духам, так и простым крестьянам. При всём при этом, не стоит забывать, что произведение принадлежит Миядзаки, а значит неповторимая атмосфера сказки с различными метаморфозами галактического уровня обеспечены. И, безусловно, каждый из увиденных в мультфильме персонажей, как и подобает любому герою Хаяо – настолько самодостаточен, что обладает полным правом на существование в отдельной полнометражной истории о себе. Своё «опустошение» можно было бы пафосно закончить фразой подобной этой: «Эх, вот бы нашей планете больше таких бойцов за справедливость, как принц Аситака, тогда кушали всегда бы в мире и согласии свой рис». Но ведь так оно и есть на самом деле. Аситака – человек, который относится к окружающим, придерживаясь высказывания: «Прости им, ибо не ведают что творят», а это и есть правильный путь в примирении воинствующих сторон. Кто-то говорил (об архитектуре, но в глобальном смысле), мы настолько увлеклись «коробками», что совершенно забыли о человеке. А именно эти «коробочные» увлечения и могут обернуться тем, что наблюдаем в «Принцессе Мононоке». Хаяо Миядзаки со своей же стороны решение всех поставленных проблем сводит в одну банальную, но правдивую формулу: меньше гнева – больше любви. Одновременно, аккуратно оборачивая это в свою, 'миядзаковскую' атмосферу. За что и спасибо. 8 из 10
Средневековая Япония. Парень по имени Аситака сражается с кабаном-перевёртышем, убивает его, но заражается проклятьем. Проклятье расползается по телу парня будто проказа. Аситака странствует в поисках способа снять проклятье и в итоге попадает в город, жители которого ведут войну с обитателями Леса – божествами и дУхами. Сторону Леса возглавляет триумвират из кабана Оккотонуси, волчицы Моро и человеческой девушки Сан, приёмной дочки Моро. Сан и есть та самая принцесса Мононоке. Аниме очень похоже на «Аватар» Кэмерона (хотя, конечно же, наоборот). А мне не нравится «Аватар» Кэмерона. Здесь тоже есть предатели рода людского. Сан человек, но ненавидит людей и убивает их. Аситака человек, хоть и проклятый, и мешает людям убивать лесных тварей. Да-да-да, это же Миядзаки, как можно не любить его работы, ты просто ничего не понял, бла-бла-бла. Всё я понял. В отличие от «Тоторо», «Лапуты» и даже «Навсикаи», эко-посыл чересчур прямолинеен, на уровне советских агиток.
Если человек гений, то создание шедевра для него несложное дело. Поскольку Хаяо Миядзаки невероятно способен в мультипликации, картина «Принцесса Мононоке» вышла великолепной. Сюжет сталкивает природу и технологический прогресс. Природу олицетворяет Лесной Бог. За него сражаются волчица Моро, кабан Оккотононуси, а также Сан, приёмная дочь Моро, которая и есть «принцесса Мононоке». Технологический прогресс олицетворяет госпожа Эбоси, готовая уничтожить высшее существо леса – Лесного Бога. Аситака, сын вождя деревни эмиси, вмешивается в этот конфликт и вместе с Сан спасает две враждующие стороны, между которыми вскоре настаёт мир. Хочу выделить превосходную анимацию и изумительную музыку. Эти две вещи делают мультфильм более замечательным. Следует предупредить, что в мультфильме есть сцены отрубания конечностей. Это единственный минус в картине, но это нисколько не мешает просмотру. Мультфильм показывает, что человек обязан хранить природу. В противном случае, смерть будет грозить обеим сторонам (природе и людям). 10 из 10
Анимационные работы гениального (не побоюсь этого слова) Хаяо Миядзаки мне даже не хочется совсем относить и сравнивать с мультипликацией современной, и дело тут даже не в стилистике, свойственной аниме. Некая магия, а также серьезность поднимаемых вопросов с ненавязчивостью и непопсовостью - вот что главное. Ведь даже если произведение наивно, и добро и зло четко поляризованы ('Небесный замок Лапута'), то никакого отвращения и негодования подобные факты не вызывают совсем. Миядзаки прекрасно понимает, когда делает для детской аудитории, а когда для всех, совсем не скатываясь в излишнюю заумность и оставляя свои произведения интересными и даже универсальными, подходящими для разных категорий зрителей. 'Принцесса Мононоке' - одна из лучших его работ, и одна из самых серьезных. В содержательном плане, конечно, он всегда говорит о чем то важном, но здесь и форма выглядит серьезно, из-за чего 'Мононоке' изначально, с первых секунд поднимается над многими продуктами схожего жанра, демонстрируя жестокие( но не до крайности) сцены и говоря со зрителем на зрелом языке. Сразу становится заметно, насколько мир, где происходит действие, взрослый, ведь визуальный стиль для Хаяо никогда не был определяющим жанр фактором, и потому, несмотря на нарисованную картинку, 'Принцесса' не комедия, не банальная поделка о добре и зле. Плохих и хороших здесь нету, есть только разные люди и обстоятельства, у всех свои пороки и свои светлые стороны. Ведь помогая одним губишь других, идешь на компромиссы, и со временем забываешь об этих жертвах или просто привыкаешь к такому положению вещей. Наполненная мифологией и фирменной магией (с примесью мрачности) картина интригует с самого начала, и вызывает сильные ассоциации с жанром приключенческого фэнтези, не делая акцента на каком-либо эпике, а скорее на мире, где все происходит, и на замысле создателя. Она метафорична и вполне может рассчитывать на знание притчи. Но, не стоит думать, что здесь все излишне мрачно и жестко, читается смысл несложно, воспринимается четко, и эффект окажет даже на юного зрителя, который, может, и не прочтет всей глубины, но явно осознает, что к природе нужно относиться с уважением. Отдельного восхищения заслуживают и персонажи - таинственные, неоднозначные - далеко не каждый фильм, рассчитанный на серьезность, может похвастаться этим. И сама Мононоке, дитя волчицы, и Главный герой, под влиянием проклятия не всегда сдерживающий свою ярость, и хозяйка поселения, где происходит значительная часть действия, которую одни ненавидят, а другие боготворят (и есть за что). Герои запоминающиеся и объемные, живые и правдоподобные. Как и вся 'Мононоке' - мрачная картина, но при этом правдивая и искренняя, мудрая и одновременно захватывающая. Шедевр анимации, не меньше. 10 из 10
На днях расправившись с гениальной 'Могилой светлячков', я решил продлить свой аниме-трип этим мультфильмом. Скажу сразу, он мне понравился меньше. Наверное, потому что стилистика у них разная. В в первые минуты смотреть было несколько странновато. Некий безумный кабан, какие-то снопы вермишели, выходящие из него; странная схватка - в общем, ожидал я худшего, так как в принципе аниме не мой любимый жанр. Но по мере развития сюжета все больше втягивался, начинало становиться интересно. С того момента, как он впервые зашел в лес, смотрел на одном дыхании. Очень интересно показана извечная схватка мира природы с миром людей. Людская жадность безгранична. Госпожа Эбоси - отличный пример железной леди, которой нужно расширять свое господство. Примечательно, что она, хотя и отрицательный герой, не вызвала у меня никакого отвращения. Она рассудительна, на добро отвечает добром, вежлива. Да, к сожалению, матушку-природу для потомства беречь не собирается. Ну, таких примеров сплошь и рядом. Принцесса Мононоке, наоборот, импульсивная, дикая, девочка-маугли. Они представляют две враждующие стороны, Монтекки и Капулетти. На беднягу принца Ашитаку свалилось слишком много хлопот: примирить двух дам, совладав при этом с прОклятой правой рукой; ждать излечения проклятия лесным духом; говорить мудрые слова лесным богам, чтобы те его не съели. По факту, наш принц находится меж двух зол, каждой из которых он в какой-то момент ненавистен, потому что хочет найти меж ними компромисс. И самое замечательное во всем этом мультике, ну, помимо, конечно, аутентично нарисованных духов деревьев, это то, что принцу удалось справиться с задачей. Концовка отчетливо дает нам надежду на второй шанс, который, главным образом, Эбоси сможет реализовать в ином ключе. Конечно, я уверен, что в итоге все повернется вспять без права на шанс третий. Такова природа людей. К сожалению, те времена, когда живая природа в лице диких кабанов, волков и прочей живности могла дать человеку отпор, остались в далеком и безвозвратном прошлом. Вряд ли многие из нас по просмотру побегут становиться членами 'Greenpeace', но посмотреть мультик все-таки советую почти каждому. Он представляет собой художественную ценность уже потому, что здесь это противостояние природы и человечества показано в ином ключе. Это не бесконечные форматные фильмы-катастрофы ('Послезавтра', '2012' и т.д.) и не бесконечно глупые фильмы-катастрофы ('Явление'). Это другое, более интересно лично для меня видение. Нарисовано не так красочно, как 'Унесенные призраками', но почерк Миядзаки налицо. Встречаются все те же сюрреалистические персонажи, как то вышеупомянутые духи деревьев, лесной дух - именно так я его себе и представлял, Оккотонуси и другие. Концовка очень огорчила. Я надеялся, что будет 'И жили они долго и счастливо', но увы. Смотрите, наслаждайтесь, думайте. 8 из 10
Фильм не блещет оптимизмом, да ещё так совпало, что я смотрела его не в самом радужном настроении. Впечатление-послевкусие осталось сильное. Автор отнюдь не сгущал краски, рисуя мрачные картины противоборства человека и природы. Нечто подобное Иван Ефремов предсказывал в своём «Часе Быка», используя, конечно, другие – литературные – подручные средства. В конфликт, хотелось им этого или нет, втянуты абсолютно все персонажи. Токи боли, страха и ярости пронизывают каждый миллиметр пространства. Даже миротворец Ашитака, который стремится призвать всех к голосу разума, вынужден постоянно применять силу. Герой пытается держать нейтралитет, но это очень сложно. На него со всех сторон нападают с гневными отповедями: мол, определись, вражина этакая, за кого ты. Гармония, за которую ратует юный принц, кажется недостижимой. Она призрачна, как свет небесного светила, тающий с восходом солнца. По этой же причине здесь нет полностью отрицательных персонажей. В душе каждого намешано слишком много, чтобы наклеить на героев лаконичные ярлыки. Эбоси, вроде бы претендующая на роль главной стервы, даже внешне очень привлекательна. Красивая, изящная, высокая. Целеустремлённая, умная и по своему милосердная, она не вызывает неприятия. Просто у неё своя правда, иная, чем у других. Её заявка на правоту: поклонение горожан, восхищённо выдыхающих: «Госпожа-а-а-а». Для них главнее и важнее этой бесстрашной красавицы, которая дала кров и веру в будущее, никого нет. Да и Ашитака носится с ней, как с писаной торбой, не давая окончательно сгинуть под гнётом опасных заблуждений. Тоже отличная заявка на прозрение героини, на её нравственное очищение… Сострадание вызывает и вожак лесных кабанов. Огромный вепрь, захлёбывающийся кровью, из последних сил ползущий к заветному озеру. Там ему грезится надежда на спасение всего рода, который становится «все малочисленнее и глупее». Сцена, в которой, обезумев от боли и безысходности, слепой вожак принимает за своих воинов притворщиков-людей – одна из самых пронзительных в фильме. Честно скажу, на глаза навернулись слёзы. Измученная душа гиганта уже не жаждет гармонии, она требует мщения! Если не спастись, то хотя бы достойно ответить обидчикам. Но ярость - это дорога, ведущая в тупик. Душа, которой завладел демон злобы, обречена на гибель. «Посмотреть взглядом, незамутнённым ненавистью» - вот единственный верный путь к спасению. Так чувствует автор. Именно это и пытается нам сказать. И всё же… Возможна ли заветная гармония? Если да, то почему принцесса Мононоке не может примириться с людьми, до конца простить их? Она ведь уходит в лес, хотя могла бы разделить с Ашитакой его судьбу. Ответ, на мой взгляд, прост – вовсе это не гармония. Люди не запоминают даже самые страшные уроки надолго. Это лишь временное примирение до новой войны. Она уже близко…
Надо сказать, что вообще, я не являюсь большим поклонником аниме. Для общего развития, я пытался посмотреть, хваленные многими моими знакомыми, Блич, Аэргир и Наруту. Меня не зацепило. Я не понимал, чему так восхищаются. Мое мнение резко поменялось, когда я увидел один из фильмов Хаяо Миядзаки. Кажется, Унесенные Призраками - красочное и мудрое произведение искусства, разительно отличавшееся от того, что я прежде видел в этом жанре. Я понял, что аниме бывает абсолютно разным. В дальнейшем, я посмотрел еще несколько фильмов этого режиссера, и все больше проникался неповторимой атмосферой царящей в его картинах. Я употребил именно то слово, поскольку каждый его фильм необычайно красив. Нарисовано гениально. Порой кажется, что можно вообще выключить звук и наслаждаться лишь изображением. Наконец-то я ознакомился и с Принцессой Мононоке. Если до этого я оставался очень доволен увиденным в фильмах Миядзаки, то сейчас, я в восторге! Это великолепная работа! Мне было не оторваться. Действие затянуло меня. Прекрасная, радующая глаз, картинка, где использована вся палитра цветов. Колоритные продуманные персонажи. Красивое музыкальное сопровождение и многогранный сюжет. Каждый сам найдет для себя основную линию. Для кого-то, ею окажется сказка про разнообразных волшебных духов, неотъемлемый атрибут фильмов этого мастера. Для другого - история зарождения любви двух людей. Это кино заставит задуматься о добре и зле. Ненависти и прощении. Богатстве и чести. Может быть мы сможем стать добрее, не впадать в ярость и научиться прощать? Для меня, основным посылом является взаимоотношения человека и природы. Это важнейшая проблема. Ведь люди все ближе и ближе подбираются к лесному духу... Смотришь на эту сказку и ужасаешься тому, что мы творим в реальности. Где же ты, Ашитака? Вообще, я думаю, что это наиболее простой, в плане понимания, фильм Миядзаки. При этом, после просмотра, в голове остается шквал мыслей. Невозможно даже все перечислить. Не это ли главное в хорошем произведении? Спасибо большое создателям за бурю чувств, переживаний и мозговых шевелений! Конечно же - 10 из 10
Режиссер – Хаяо Миядзаки. Этим всё сказано. Большинство его работ просто не предназначены для детского просмотра, из-за своей сложности и многообразности затронутых тем. А ведь если прочитать отрицательные рецензии, в них говориться именно о детском восприятии некоторых моментов. Конечно, в фильме есть несколько омерзительно-неприятных кадров, но это не перекрывает положительные стороны от просмотра. Наоборот, это показывает весь ужас сложившегося положения. Фильмы Миядзаки не нужно понимать, их нужно чувствовать. Причем чувствовать каждого героя в отдельности, и вместе с происходящим. Тогда ты будешь смеяться вместе с ним, и заплачешь, когда заплачет герой. И если ты не улавливаешь главного смысла, скрытого в каждом его фильме, то ты либо поймёшь его позже, либо тебе это никто и никогда словами не объяснит. Фильм стоит смотреть. Но не рекомендую его циничным людям, живущим по правилу: 'здесь и сейчас'. 10 из 10
Ещё в конце 1970-х годов знаменитый сегодня на весь мир мэтр анимации Хаяо Миядзаки набросал эскизы об одной принцессе, живущей со зверем в лесу. Потом начал писать сюжет и рисовать раскадровки к будущему фильму. Однако был вынужден столкнуться с некими трудностями с адаптацией идей - что-то уже воплотилось в 'Моего соседа Тоторо'... Так кое-что пришлось дорабатывать, а где-то перерабатывать. Режиссёр лично следил за всем процессом! Результат перед нами!.. Лично у меня, признаться, просмотр 'Тоторо' только в планах, но я бы сравнил 'Принцессу Мононоке' с 'Навсикаей из долины ветров'. В похожих своим манифестом энвайронментализма работ на студии 'Гибли' недостатка не наблюдается. (Вспомним хотя бы 'Помпоко' другого отца-основателя студии!)... Но если княжна из Долины ветров посвятила жизнь возвращению человечества в лоно фауны, то 'Принцесса Мононоке' рассказывает о временах, когда люди и природа, и люди и боги природы жили в согласии. И как это согласие сошло на 'нет'. Можно сказать о финальном минорном аккорде в этом союзе!.. Средневековье. Сёгунат. Период Муромати и времена первых огнестрелов. О том, как ружья, или - правильнее сказать - ручные пушки стали входить в обиход военного человека. Ох, снова этот милитаризм!.. Сколько крови и слёз вылилось от этого явления!!! ... Однако главный герой этой истории - принц Ашитака - оказался ввергнут в эти события! На их селение нападает огромной величины вепрь!!! Тут должно указать, что кабан, как и в дальнейшем волки, это божественные существа старого Леса!.. Ашитака бросается на перехват, дабы свирепое обезумевшее животное не вторглось в деревню и не поубивало местных жителей!.. И вот тут здорово показана ненависть-одержимость. В виде червей, покрывающих всё тело Наго (так зовут нападавшего)!!! В 'благодарность' за заступничество селяне спроваживают своего принца, поскольку того коснулось проклятие, поразив руку. Иди, мол, туда, откуда пришло зло - и, быть может, удастся справиться с напастью! Ашитака срезал волосы и отправился в путь... Тут ещё наши локализаторы-переводчики не сразу, видать, разобравшись, окрестили невесту Ашитаки 'сестрой' ГГ. Дело в том, что выражение 'старший брат' использовалось как уважительное обращение для лица ранга Ашитаки... Ашитаки приходит в индустриальный город сталеваров, которым правит госпожа Эбоси. Город производит металл. Из металла изготовляют огнестрельное оружие. Для топлива печей им необходимо валить лес. А в лесу, как водится в таких случаях, своя 'атмосфера'!.. На защиту девственной первозданности встают его богоподобные обитатели! И вот на 40-й минуте фильма появляется принцесса Мононоке! Её зовут Сан. Она хочет отомстить госпоже Эбоси за, казалось бы, разумные человеческие потребности. Но это для нас это логично! А для Сан они - разрушители её дома!.. Ашитаки становится меж двух огней!.. Но он при этом не страдает! Что, как, почему? Ну, подробно об этом - смотрите в самом фильме! А вообще ещё в самом начале сказали, что у него взгляд, не затуманенный ненавистью!!! Ашитаки хочет остановить войну. Он искренне не понимает: почему нельзя остановить эту войну! И почему она продолжается. И он не выглядит наивным!.. Тут, кстати, кроме основного конфликта, самураи сёгуна промышляют военным шпионажем, осуществляя набеги на город... В картине замечательные пейзажи и дивные образы!!! Кодами. Волки. Сама Сан-мононоке. Лесной дух!.. Боже, до чего же это трогательная история! Как красив Хозяин Леса!!! И каков финал этой причудливой в чём-то истории!.. В Японии так вообще 'Мононоке' считается самой важной и значимой картиной! (хотя в рейтинге у них она на 6 месте!)... В остальном же мире она, пожалуй, находится в тени 'Унесённых призраками'... Ну, ладно, признаюсь и я!.. Для меня ещё также в тени не только 'призраков', но и Хаула из 'Ходячего замка'... Всем - наиприятнейшего просмотра!!! 10 из 10
Ох, уж эта загадочная японская душа. Очень хотел бы начать с преамбулы, посвящённой их неоднозначному восприятию реальности. В первую очередь причиной тому - отсутствие ранней христианской церкви и христианского средневековья, на корню изведшего всё язычество, а вместе с ним и сказки и мифологическое восприятие реальности. Именно поэтому леса в Японии до сих пор 'населяют' тысячи разных духов разной величины, говорящие животные и прочее. Данная работа - лишь одна среди тысяч многих и многих работ, посвященных взаимоотношению Человека и Природы. Причем что интересно, Доброе и Злое начало в Природе переплетено ощутимо гармоничнее (хорошо это показали в 'Земной деве Арджуне'), и только прямое вмешательство человека разрушает этот хрупкий баланс. Вообще убийство Духа Леса я (да и не только я, всё же очевидно) склонен воспринимать как метафору на взаимоотношения Человека с Природой, где первый отвоевывая жизненное пространство, оставляет всё меньше места для второй. Действительно, именно мы повинны в гибели многих видов животных, растений; с насекомыми всё чуть иначе, но это не наша заслуга - они просто обладают большей выживаемостью. Ведь все мы знаем, насколько больная для Миядзаки тема экологии - чуть ли не в каждой его работе есть целые отрывки, посвященные тому, как Человек загадил всё вокруг (с ходу: 'Навсикайа...', 'Унесенные...', 'Рыбка Поньо'). Вот теперь в этом списке добавилась еще и Принцесса Мононоке. Многие считают данную работу лучшей. Не знаю. Сложно согласиться. Причиной тому - очень, очень странный сценарий. Если вдруг в середине фильма вы не понимаете, что вы тут делаете, как попали сюда, и при чем тут этот эпизод и как он вяжется с предыдущим - это ярчайший показатель того, что сценарий неудачный. И, увы, есть такое. Да, я смотрел фильм 3 раза. Да, я старался понять и проникнуться. Но, простите, называть фильм именем второстепенного персонажа (не убеждайте меня!) и говорить 'Я художник, я так вижу!' ну это странно. Фильм, что ни говори, затянут и крайне непоследователен в изложении. Тем не менее - хороший, хоть и сложный к восприятию фильм. 8 из 10
Каждое дерево имеет свою душу, делая лес хранилищем этого живого элемента. И каждый кусочек такого леса это живая часть природы, которую нельзя уничтожать ради материальной выгоды. К чему я это всё указал? Да к тому, что мультфильм «Принцесса Мононоке» как раз и говорит об этом, прямым текстом сообщая своим содержанием об экологической проблеме в нашем мире и о том как можно путь к гармонии и единением с природой. Перейдём теперь поближе к самому творению Миядзаки, о нем я выскажусь так: Умная и очень необычная сказка, как и в кинематографическом плане, как и в плане своей красочности, и даже духовности. Что ещё самое важное, практически как все мультфильмы от студии «Гибли» «Принцесса Мононоке» многогранна, особенно это касается того, как тут предоставлены стороны конфликта. К примеру, антагонистка, хозяйка кузницы, нетипичный злодей, даже не смотря на свои не скрытые амбиции по уничтожению леса, ведёт себя как «хитрая лиса» со сладкими словами, с виду приятная себе вежливая женщина. К тому эта антагонистка продуманна, использует своих подчиненных, зная, откуда легче всего взять к себе людей, забирая их, скажем из борделя, это я про женщин. Что ещё сказать, отменный персонаж, прописанный очень хорошо, а да и ещё к тому же чистый эталон для феминисток. Нужно также не забывать о самих положительных героях картины. О благородном принце с заражённой рукой. Готовым пожертвовать собой ради других. Как и сама Мононоке красивая, ловкая смелая и добрая, больше не чего о них и не скажешь. Отмечу, что в мультфильме есть кровушка, только вся это кровавая часть тут выглядит органично, в чем то, даже соответствуя тому временному периоду истории Японию (даже не смотря на то, что это как вроде бы сказка, я это понимаю, но показано всё очень реалистично). Это один из превосходных по-настоящему эпичных мультфильмов второй половины 90-ых годов, и я так ещё думаю, что и всего двадцать первого века. И ещё самое интересное, если вы будете его смотреть, то заметите, что всё это немного напоминает фильм Кэмерона про синих человечков, ай да Кэмерон плагиатом занимается. Что самое важное, он не теряет своей свежести, рекомендую к просмотру всем.