Когда сняли фильм 'Дамы приглашают кавалеров' мне было на столько мало лет, что, возможно, я фильм видел бессознательно, когда его смотрели мои родители по телевизору, и вот почти 40 лет спустя мне удалось его осознанно посмотреть. Первое, чем удивила картина, хронометраж. 76 минут мне показались странной длительностью. Второе - дух тех годов, пропитавший фильм на столько сильно, что при просмотре переносишься в 80-е года прошлого столетия. Хотя, наверное, мне ностальгия помогает. Фильм чудесен всем, игрой замечательных актёров, южными видами, собирательными, но такими точными, образами героев. Несколькими мазками создателями показывается почти неохватное - жизнь одиноких женщин и мужчин, их попытки изменить течение повседневной 'серости', желание перемен. Иногда желание на столько сильное, что становится опасным и, кажется, может привести к не лучшим переменам. Главная героиня в исполнении Неёловой - 'стержень' повествования - Нюрок, как её называет один из персонажей. Одинокая и ищущая счастья женщина. Показан непростой период её жизни, когда года начинают заявлять о себе и толкать к действиям, на которые раньше героиня не решалась. Наблюдать и сопереживать интересно с самого начала картины и до конца. И знаете, мне кажется, что данный фильм не потерял своей актуальности и сегодня, и это - признак отличного кино! 8 из 10
Конечно в этом фильме, в числе сценаристов, которого присутствует фамилия Шахназарова присутствует его мастерский почерк. При внешнем соответствии тогдашним социальным лентам об одиноких женщинах фильм наполнен такими яркими и живыми образами, которые не часто присутствовали в 70-х. Шахназаров тем самым задавал моду на десятилетие вперед. Это уже в середине восьмидесятых никого из зрителей нельзя будет удивить сценой, в которой одинокий мужчина в гостинице соблазняет одинокую женщину. Да и наличие циничного шулера, который готов хладнокровно обмануть наивную провинциалку в восьмидесятые было вполне заурядным событием. А вот для восьмидесятого года такой расклад был новшеством. При этом создатели не стремились оглушить зрителя 'правдой жизни'. Они просто стремились выхватить ряд образов, фокусируясь не столько на шокирующих моментах, сколько занимаясь раскрытием темы. Ну и вправду - как одинокой продавщице из городка с названием неизвестным большей части россиян устроить личную жизнь? Правильно - поездка в Сочи. А там ведь и действительно будет череда впечатлений. И шулер, и забавный прожигатель жизни, и нескладный инженер. Все они образуют мозаичный и предельно прагматичный взгляд с самой примитивной, но так понимаемой многими позиции 'поиска партнера'. Финал этой ленты может показаться искусственным, ибо в полной мере соответствует штампам советского кино. Однако тут не все так просто. Прежде всего обратите внимание на незримую отсылку к 'Мужчине и женщине' Лелюша. Только вместо Анук Эме усталая Неелова, а Тринтиньяна заменяет Куравлев. В этом есть много иронии, но есть и самобытность. А ведь и вправду - это во французском кино создаются красивые легенды о гонщиках и знаменательные встречи на вокзалах. Жизнь простой женщины лишена этого лоска. Тут памятной может оказаться самая простая встреча на скамеечке. Это глубоко и точно. Впрочем фильм берет и россыпью интересных мужских образов. Минутные появления сильнейших актеров делают усиливают впечатление от просмотра. Тут эффектен и Александр Соловьев в роли случайного попутчика, и одухотворенный любитель жизни в исполнении Гии Перадзе. Куравлев, Караченцов, Носик, Фатюшин - их совместная игра выходит за пределы жанра. Будто авторы вообще абстрагируются от насущных проблем героини и обсуждают о мужчинах, их недостатках и преимуществах. И это делает фильм. Осталось еще заострить внимание на двух моментах. Первое - это замечательное появление Натальи Андрейченко. Пришла, спела песню и получила супруга. Режиссер предложил лаконичное решение избежав ненужной трагичности, и это сработало. За две минуты экранного времени раскрывается очень многое. Второе - упомянутое мною в названии рецензии предсказание. Дело в том, что события фильма будут происходить на теплоходе. Не раскрывая деталей лишь отмечу, что все персонажи приложат максимум усилий чтобы не оставаться на этом корабле и в самую последнюю минуту. Будто почувствуют, что нечто неладное произойдет с этим кораблем. Тут можете поправить меня, ибо в фильме их мотивация будет иной. Но... факты дело суровое. Название этого корабля - 'Адмирал Нахимов'. 8 из 10
Фильм-родоначальник самого распространённого нынче киножанра «Наприглашаем кучу звёзд, вложим в съёмки три мешка денег и с помощью всего этого получим бессмысленный пшик». Кинолента снята в 1981 году – тогда ещё велась так называемая «борьба за качество»: члены соответствующих цензурных комиссий отсматривали фильмы перед прокатом и запрещали некоторые из них не только по политическим мотивам, но и по причине низкой художественной ценности. Несмотря на это, кинокартина «Дамы приглашают кавалеров» как-то проползла на широкий экран. Впрочем, советский народ сказал ей своё мазутно-тосольное пролетарское «нет» и предпочёл проголосовать рублём за более пристойные кинополотна. Изящная и непростая Марина Неёлова, неубедительно играющая здесь 30-летнюю деревенскую дуру, едет на юг, чтобы найти себе жениха. По пути она как бы случайно встречает представителей тогдашней советской киноэлиты – Александра Соловьёва и Николая Караченцова, но в итоге останавливает свой выбор на персонаже Леонида Куравлёва, нудном и бестолковом, как и весь фильм в целом. Просто не верится, что авторы сценария этого вопиющего недоразумения – Бородянский и Шахназаров, через каких-то шесть лет создадут замечательного, нетленного «Курьера».
Неделя просмотра советского кино об отдыхе на море и на юге. Фильм 1-й. Пришло время устраивать очередную неделю просмотра. Два месяца ломала голову, какую тему выбрать для нашей тематической недели. И актёров перебирала, и актрис, и классику рассматривала, и французское и итальянское кино, но что-то на сердце ничего не легло. И вот буквально два дня назад, пришла в голову мысль - близится лето, а вместе с ним отпуск, и отдых. Так хочется на море, на юг, где много солнца, тепла и фруктов. И решила выбрать фильмы на тему отдыха на море и на юге. И выбрать именно из советского кинематографа, чтобы в какой-то степени увидеть, как отдыхали наши родители и бабушки в своё время. Таких фильмов в советском кинематографе тоже снято не мало, и на самые известные из них, я уже давно все отзывы написала. Решила поискать из тех фильмов, которые не смотрела ни разу, или смотрела только 1 раз, когда-то очень давно, да с тех пор подзабыла. Решила начать именно с этого фильма, ещё и потому, что в главной роли этого фильма, одна из моих любимиц советского кино, Марина Неёлова. Главная героиня фильма, тридцатилетняя незамужняя Аня (Марина Неёлова) работает продавщицей в провинциальном городке. Жизнь её бедна событиями. И кажется Нюре, что где-то эта самая жизнь кипит и сверкает яркими карнавальными красками. Однажды она едет на морской курорт и знакомится там с Саней (Леонид Куравлёв). Он простоватый и не эффектный, мало похож на жениха девичьих грёз. И Аня сбегает от него... А, может быть, это и есть счастье - вот такое вот простое, неказистое и естественное? А может это судьба, настоящая любовь. Отличный фильм. Безусловно, что Саня не нравится Ане. Простыми словами у неё на него сразу не ёкнуло, он не зацепил её, но она прекрасно понимает, что у неё уже «возраст» и она «засиделась в девках». Таких женщин, как главная героиня всегда было много. У них не сложилась личная жизнь. Они не встретили своего человека. Первая категория готова перешагнуть через себя и выйти замуж за человека, которого не любит, который не привлекает её физически. У всех свои причины таких браков. У кого-то страх одиночества, меркантильный интерес, комплексы, что она не замужем и т.п. Аня скорей всего относится ко второй категории. Она симпатичная, самодостаточная и то, что она до 30 лет не вышла замуж, говорит лишь о том, что абы с кем она даже встречаться не будет. Режиссёр это прекрасно показывает в начале фильма, когда она отказывает трезвому, но явно выпивающему товарищу. Аню привлекают такие мужчины, как военный или попутчик на машине. Но, она, к сожалению, не привлекает их. Может и привлекает, но не так чтобы бросить всё к её ногам и жениться на ней. Прекрасно показана сцена, когда Аня с Саней сидят в кафе. Она смотрит на него и понимает, что он ей не нравится, а надо… надо замуж. Пытаясь хоть за что-то зацепиться, перебирая в голове мысли, что и не жадный, и не пьющий он и т.п. И сколько бы плюсов она в нём не находила есть один жирный минус - он ей не нравится, как мужчина на физическом уровне. А с другой стороны, Саня совсем для неё не плох. Чисто внешне Аня вполне недурна, нисколько не хуже других. Но, если при этом до 30 лет никто ею не заинтересовался - значит, проблема не во внешности. А замуж ей очень хочется. Так почему бы не попробовать? Очень часто из таких вот неказистых и сначала не принимаемых мужчин, получаются верные, преданные, любящие и заботливые мужья, которые точно не предадут и не бросят свою жену и семью. Саня её оценил. Он её полюбил. Это уже немаловажно. Тем более, что Саня, невзирая на её побег, полетел за ней следом. Это поступок. Поступок, говорящий о его к ней отношении. Не всегда отношения начинаются со страстной любви, как история «Ромео и Джульетты» - это как платья «от кутюр», которыми можно лишь полюбоваться, но примерить на себя и носить в повседневной жизни их невозможно. Саня имеет не только недостатки, у него и достоинств не меньше. И возможно, что именно вот этот Саня и есть Анина судьба. Я к своему мужу тоже 7 лет присматривалась, и вот уже 14 лет в браке, и живём вполне счастливо. Тоже изначально любви к нему не было, это всё пришло позже, после нескольких лет совместной жизни, но он надёжный, честный и я знаю, что никогда не бросит и не передаст. И тоже возраст подходил к 30-ти, когда я наконец вышла замуж. Аня - это словно бы я в определённое время моей жизни. Фильм прекрасный! Авторы умело сводят сюжет в цепь «аттракционных» номеров-приключений героини фильма. Одни из них более остроумны, другие - менее. А после просмотра фильма остаётся чувство, возникающее иногда при неторопливом перелистывании красочных рекламных проспектов. С одной стороны, как-будто всё по-настоящему. Вполне правдоподобные бытовые детали. Весьма реальные «красавцы - белые пароходы» и авто, нарядные корпуса первоклассных отелей и уютные бары. Но с другой стороны понимаешь, что всё это лишь броский фасад. А за ним - обычная жизнь со своими сложностями, пусть даже и курортными... Этот фильм для души. Посмотреть, получить удовольствие от игры актёров, картинки, моря и не думать о тяжёлых смыслах. Я смотрела этот фильм и воспринимала его как рекламу юга СССР: смотрите, какие люди на море, как они меняются, как будто в своих городах они живут со скованными эмоциями и действиями, а на юг приезжают и ведут себя как дети. И воздух, и море, как-будто люди живут по настоящему счастливо только там. А Аня всегда такая! И дома и на море - та же самая. Она не меняется. В ней нет скованности, как у других людей. Чистый ребёнок! Если она ездила на море, как за чем то недосягаемым, эфемерным, что вот там на море и есть настоящее счастье, то весь фильм свёлся к концу, когда Аня повзрослела. Мне стало даже грустно, что Аня оставила на юге эту детскую непосредственность. Светлый фильм. Советую посмотреть, и в полной мере насладиться курортными пейзажами, морем, солнцем, и людьми тоже, которых юг всегда и непременно меняет. Место где шумит прибой, поют чайки и воздух пропитан романтикой. Ищущий глубину - найдёт и её. Фильм для отдыха души, без пошлости, с добротной режиссурой и хорошей актёрской игрой. 9 из 10
Во время просмотра этого фильма вспомнил старую байку. Рассказывали, что в советское время киностудии специально подавали заявку на фильм, действие которого происходило летом на море. Таким образом, вся съемочная группа получала возможность совместить приятное с полезным: даром отдохнуть на югах, да еще и заработать денег. Неубедительность сюжетных поворотов, а также сюжетные тупики поневоле заставили вспомнить эту байку. Достаточно взглянуть на героя, которого играет Куравлев. Почти все экранное время было отдано тому, чтобы нарисовать образ типичного мещанина 1980-х годов. И Куравлев с этой ролью прекрасно справился, ибо актер он отличный. Но... что же мы видим в конце? Неужели эта трансформация должна убедить нас в том, что вся поведение Сани - наносное и поверхностное? Теперь про, что фильм снимался, монтировался и озвучивался небрежно. Взгляните на сцену с уличным дождем. Еще чуть-чуть и ощущение, что в кадре могли появится ассистенты, беспорядочно размахивающие шлангами. А сцена в кафе, где героиня Нееловой говорит, что у нее с собой два рубля? По столу катится авторучка и падает на глазах у зрителей - но все это происходит беззвучно! То есть, просто поленились озвучить этот момент, проглядели, не отследили. Незаконченным, незавершенным кажется чередование положительных и отрицательных героев. И совершенно верно в других рецензиях задавали вопрос про странный хронометрах фильма. Ну, увеличьте немного экранное время, уравновесьте типажи героев, раз уж вы делаете на этом акцент! Однако, кажется, что удлинять фильм желания не было. Ведь формально есть завязка, развитие сюжета, ну, правда, концовка явно скомкана... но ведь есть же! А значит, можно подавать фильм на утверждение и расписываться в гонорарной ведомости. Вот только кассовые ведомости сказали свое веское 'Фи' данному фильму. Действительно, если бы я попал на его премьеру, то вряд ли посоветовал кому-то другому идти на просмотр. Тем не менее, ставлю нейтральную оценку. Потом что тронула душу теплая ностальгия по советским временам. Провинциальный городок, буфетчицы с каменными лицами, толкотня на южных пляжах... и все это чередуется игрой хороших актеров. Поэтому советую вам как минимум начать просмотр - а дальше уж как получится )
Если меня спросят, была ли я на Черном море, то я подумаю и, пожалуй, совру, что была, - правда, давно, еще в 80-х годах прошлого века. А что? Я там все знаю: и Орлиную скалу, и танцпол, и Мамайку... И пусть я видела все это лишь глазами героини Нееловой, на зато раз 100 (контрафактный диск закрутила до дыр). Тут отдельный реверанс в сторону гениальной актрисы: она играет не просто Нюру, пытаясь привыкнуть к звучанию своего имени на городской лад (Аня), а... меня, мою сестру, да и вообще всех простых советских дев, которым до эпитета 'старые' осталось совсем чуть-чуть. А лысоватый и мешковатый Леонид Куравлев - соответственно, типический собирательный Саня, который, может, и не такой загорелый мачо на 'Запорожце', как мимолетный знакомый Ани-Нюры, устраивающий рискованные гонки на горном серпантине, но зато внятно зовет ее замуж. В тот затхловатый, душноватый и скучноватый 'замуж', который, увы, тоже знаком 90% зрительниц фильма не понаслышке. Хорошо про такое замужество сказала писательница Токарева: как будто спускаешься в подвал с проросшей картошкой. Но мы в ответе за тех, кого приручили, а у Нюры вообще жертвенное отношение к жизни, в том числе и к браку. А потому ее свадьбе с Саней, скорей всего, быть. В конце концов, должно же сбыться желание, загаданное Нюрой под найденного в море 'куриного бога' (такой камешек с дыркой): срочно выйти замуж! Неелова так здОрово сыграла в эпизоде с загадыванием желания, что догадаться, ЧТО это было за желание, это все равно что сложить один и один. Другие удачи фильма: бесподобная тетя героини (одна из лучших ролей Марии Виноградовой); как всегда, правдоподобный Фатюшин, тогда еще полненькая Андрейченко, трогательный божий одуванчик (пытающийся прикинуться чертополохом) Татьяна Божок, и, конечно, потрясающий молодой Караченцов в роли курортного жиголо на час! Особенно любовно режиссером выстроен образ Анзора - воплощение бескорыстного благородства и красоты жеста, свойственных кавказским мужчинам. Жаль, ему немножко не хватило ни мачизма, ни... денег, чтобы выстроить с героиней Нееловой новую ветку реальности, в которой они были бы вместе. Но самое главное - это неповторимая атмосфера 80-х. Как в капсуле времени, в фильме сохранился аромат тех незабвенных лет. Ах, эти знакомые стрижки, одежда, музыка, настроение!.. Моя оценка фильма - 10 из 10 Хотя разве можно оценить то, что стало частью твоей души?!