Свой среди чужих, чужой среди своих: отзывы и рeцензии

hook_3000
hook_30004 декабря 2006 в 11:36

Лучшее, что создал Никита Михалков за свою жизнь.Чистый, глубокий, пронзительный, романтический фильм о дружбе и предательстве, о любви и ненависти, о правде и лжи. Этот фильм наполнен прекрасными актерами, которые так органичны в условиях сценария и операторской камеры. Музыка Эдуарда Артемьева - это отдельная жизнь и история, иногда кажется, что фильм сняли для этой мелодии и, что все крутится вокруг нее. Жаль, что российский кинематограф не снимает таких фильмов, в том числе и Никита Михалков.

jkl
jkl6 июня 2011 в 19:52
Заурядная советская агитка

Фильм 'Свой среди чужих, чужой среди своих' - тупая и лживая, заурядная советская киноагитка, сюжетные ходы которой её авторы ко всему прочему просто слямзили у американских вестернов. Насчёт содержания фильма. Эта киноподелка выполнена в строгом соответствии канонам советского агитпропа: иконописные чекисты против карикатурных белых и 'бандитов', характеристики которых втиснуты в примитивную схему, если коммунист и чекист значит хороший человек, если их противник значит плохой человек. Чекисты у Михалкова - это добрые и честные люди, которым к тому же чужда личная выгода, ими движет только бескорыстная борьба за социализм и 'счастье мирового пролетариата'. Зато противники чекистов, то есть 'противники мирового пролетариата', рисуются их прямыми антиподами, это - подлые и злые людишки, лишённые всяких положительных качеств, которыми движет только жажда наживы. На этом противопоставлении, как в большинстве поделок советской пропагандистской киномакулатуры и просто макулатуры, вся интрига фильма и строится. Актёры играют бездарно, сюжет фильма рваный и путанный. В общем, фильм не несёт в себе ни правды истории, ни философских размышлений и просто плохо снят. Что касается золота, вокруг которого разворачивается главная интрига фильма, нужное, якобы, для покупки хлеба голодающим. Так вот, Голодоморы, обернувшиеся многомиллионными жертвами, в России, что в 1921-22 годах, что 1931-33 годах устраивали сами большевики, чтоб подавить сопротивление крестьянства, а награбленное чекистами и комиссарами у населения золото и прочие ценности шли не на хлеб для умирающих от голода, а в карман чекистско-большевистским бонзам да на подрывную работу в европейских странах. Фильм может нравится только престарелым зомбированным советской пропагандой людям да некритичным почитателям, так-называемого, 'творчества' Михалкова.

54451armu
54451armu8 марта 2010 в 13:29
Опасный разворот

Всегда поражался умению Никиты Михалкова превращать золото в черепки. Вроде бы и актерский ансамбль ему дали собрать хороший, и музыка Э. Артемьева, как обычно, интересна, и тема важная, и жанр острый, и красивых натурных съемок в нем немало, а цельного кинопроизведения не получилось. Вроде бы всего в фильме много: стрельбы, погонь, столкновений отчаянных людей в непримиримой борьбе. Но что получилось в итоге? Почти бессвязный набор отдельных эпизодов, порою ярких и интересных, но чаще скучных, серых и банальных (что уже говорить об идейном содержании!) - как такое смотреть, просто ума не приложу. Сколько ни пытался - не сумел. Жаль, что не засекал, на какой минуте фильма терялся всякий к нему интерес, хотя часто старался понять, чем же он так нравится некоторым людям. Усилием воли заставлял себя его смотреть, но то полет мухи отвлекал, то узоры на обоях приковывали внимание, ну, никак этот 'шедевр' не давал отвлечься от происходящего вокруг экрана. То вдруг внутри начинало закипать возмущение: ну, кто так ставит-то! Только в результате множества попыток, вконец себя измучив, кусками как-то его одолел. Браво режиссеру за такое испытание! Впрочем, фильм все-таки был знаковый. Правда, не сам он, а его роль в отечественном кино, так как его не только 'пипл схавал', так еще и критика, наряду с некоторыми иными подобными фильмами, вышедшими в эпоху разворота, прославляла, и киноначальство баловало. Представляется, что подобная невзыскательность вперемешку с уважением к 'хорошим семьям' как раз и стали тогда толчковыми для отечественного кинематографа - вниз, к упадку. Итак, фильму в целом - 4 с минусом из 10, а режиссеру из хорошей семьи - твердую двойку также, конечно, из 10. 4 из 10

lagutinda
lagutinda30 апреля 2022 в 17:04

Во-первых, я, видимо, просто ждал чего-то совсем иного - потому как, понятно, был кра-айне наслышан об этом фильме. Во-вторых, я давно и регулярно слушаю гениальный саундтрек Эдуарда Артемьева к картине - а он гениален настолько, что в отрыве от самой картины задает прямо-таки космическую планку. Ну и в-третьих, я уже избалован 'Неоконченной пьесой' и 'Очами черными' - их тонкостью и деликатной, совсем Чеховской, глубиной. Ну и вообще к просмотру я подходил со значительным трепетом - который, видимо, мне же вышел боком в плане впечатлений. Потому что увидел я - оставшись куковать в значительно опустевшем Алматинском санатории - да, талантливо снятый, да, блестяще сыгранный, да, атмосферный, но все же весьма и весьма простой вестерн, в котором есть однозначные герои и однозначные, с точки зрения авторов, антигерои и все ясно с самого начала. Ну, вот так вот вышло - я ждал философской драмы, а получил... ну, боевик. При этом актерский состав - вот это просто рахат-лукум для глаз. Богатырев, Кайдановский, Калягин с Солоницыным, молодые Михалков и Пороховщиков - это просто формат Неудержимых, и сегодня, во-первых, настолько талантливых актеров раз-два и обчелся, а во-вторых еще поди собери их вместе. В этом смысле смотреть 'Своего' - одно сплошное удовольствие. Наслаждаешься мимикой, взглядами, голосами - чудо, просто чудо. И Артемьев, да. Гениальный композитор с конкретной гениальной композицией. Кто знает, быть может, эта музыка переживет фильм, к которому написана - мне, во всяком случае, она кажется чем-то совсем запредельным. А в остальном - да, я был несколько... не разочарован, нет. Обескуражен. Но это, разумеется, проблема моих ожиданий, а не фильма как такового. В любом случае я искренне рад, что наконец-таки его посмотрел.

chuch
chuch8 ноября 2021 в 21:49

Авторский истерн про советскую Россию 20-ых годов. С перестрелками, ковбойскими шляпами, конями и ограблением поезда. При этом с неплохой детективно-психологической составляющей. Объективно очень интересное кино и в плане игры, и монтажа, и режиссуры. Но тут же и какое-то двоякое диссанирующее чувство по поводу разных музыкальных вставок, странных пауз и доходящей до абсурда экспрессии некоторых сцен и образов, ломающих динамику. В целом сюжет понятен, но в процессе иногда сложно уловить монтажную логику. Это может сбивать с толку. Действие фильма разворачивается вокруг украденного золота из бронепоезда, которое везли в помощь голодающим Поволжья. 20-ые годы, конец Гражданской Войны и крайне не стабильная обстановка. За золотом охотятся бывшие белые офицеры. Но золото в итоге похищают бандиты с атаманом в роли которого Никита Михалков. В банду внедряется уцелевший белогвардеец. Ну и далее по сюжету идёт несколько веток. Одна - это поиски золота белогвардейцем и его отношения с бандитами, другая - это поиски золота чекистами и расследование причин его пропажи, а третья - это поиски предателя среди чекистов, который сдал информацию белогвардейцам. Сюжет не сказать что очень запутанный, но многоуровневая интрига по тому куда на самом деле пропало золото, кто предатель и как вообще украли это золото, интересная. В фильме снимается много отличных советских актёров. Хотя манера игры некоторых персонажей очень специфическая. Из-за этого и самой странноватой подачи материала фильм смотрится неординарно. Абстрагируясь от ощущений, понимаю, что это очень хорошая работа режиссёра Михалкова. Может даже одна из лучших. Но субъективное восприятие вышло неоднозначным. Многие моменты и сама атмосфера мне показались слишком странными, диссонирующими друг с другом и даже не уместными. Из-за этого качественное восприятие подтормаживает. Есть какая-то нарочитость и излишняя картинность. В общем получилось слишком странно и жанрово не всегда понятно. При всей серьёзности персонажей, всё это экспрессивное переигрывание и какие-то музыкальные комичные 'тыгыдык' в некоторых сценах. Не понял я некоторые режиссерские идеи. Но фильм в целом хороший. И в своём роде уникальный. Посмотреть определённо стоит. О принципах, идеалах, героях и предателях. Ну и о дружбе. А ещё в фильме практически нет романтической линии и есть молодой Райкин, гениальный в своём образе маленького человека.

wolker10
wolker1011 июля 2021 в 22:26

Эту рецензию я пишу больше для себя, чем для кого-либо еще, чтобы выразить свои чувства не только по отношению к данному фильму, но и к самому близкому мне человеку. Мой папа всегда любил этот фильм, а главная мелодия и финальная сцена всегда заставляли его прослезиться. Я не понимал этих чувств, относился, можно сказать, с пренебрежением к этому. Теперь, когда папы не стало, мне стыдно. Посмотрев это кино, я понял, чем оно так зацепило отца. Дружба, любовь, честность и справедливость - простейшие человеческие ценности, которыми мы зачастую пренебрегаем. Папа как никто другой ценил все эти качества. 'Свой среди чужих...' говорит о них открыто, красиво, по-романтически, и в этом его главная заслуга. Речь здесь идет не о красных и белых, не о войне, не о политике и не о бандитах - речь идет о настоящей дружбе, открытых и простых людях, которых сейчас, наверно, осталось так мало и каким был мой отец. Так и надо смотреть это кино - без предубеждений, без поиска пропаганды и углубления в смыслы. Просто и открыто. Нет смысла расписывать достоинства и недостатки этого фильма, не для этого я сейчас это пишу. Хочу лишь добавить, что под конец главная мелодия заставила плакать и меня. Как простого ребенка и как моего папу. Спасибо тебе за все.

Геннадий Малыгин - 0199
Геннадий Малыгин - 01992 августа 2019 в 10:37
Первый 'блин' Михалкова

Свой среди чужих Вот и настал тот момент, когда собрав в кулак всю свою волю, я решился написать о фильме 'Свой среди чужих, чужой среди своих'. Долго я собирался это сделать, боясь 'изобрести велосипед'. Ведь об этом шедевре советского кино столько написано и сказано, что чего-то нового открыть уже невозможно. Да ну и пусть. Здесь я просто опишу свои ощущения от просмотра. Начиная с детства 80-х годов и заканчивая 'сеансом повторного фильма' в наше время. Будучи ребёнком, я запомнил больше всего Каюма (Райкин) и ротмистра Лемке (Кайдановский). Почему то их мне было очень жалко. Особенно 'беляка', которого Шилов жестоко избил и обозвал 'паскудой', пообещав убить. Чуть позже, спектр моих симпатий сместился в красную сторону и я уже с восторгом наблюдал за чекистами Забелиным (Шакуров) и Кунгуровым (Пороховщиков). На а Егор… это само собой. Надо сказать, что фильм часто показывали по 2-му каналу общесоюзного ТВ. Поскольку кинолент с субтитрами было очень мало, 'Свой среди чужих' стал 'своим' для глухонемых и частым гостем на экранах телевизоров в послеобеденное время для подростков по четвергам. Кстати, субтитры помогли на подсознательном уровне выучить наизусть десяток фраз, которые потом применялись мной в разных жизненных ситуациях и даже иногда помогали. Вот некоторые из них: 'Куда ты лезешь, Воняеев?' 'Я не Воняев, я Ванюкин' 'Воняеев'! 'Господи, ну почему ты помогаешь этому кретину, а не мне'? 'Потому, что ты жадный, а даже бог велел делиться' 'Это, это надо одному, а не всем. Понимаешь? ОДНОМУ!' 'Штабс-капитан, Вы губы случайно не красите'? 'Крашу, крашу, успокойтесь' 'Вот она моя бумажная могила!' 'Убей его, Шилов!' 'Ты кто? Чекист'? 'Чекист, чекист' 'Пора комиссару кишки выпускать… А потом и тебе' 'Мамка старый у меня, папка старый' 'Неблагодарное это дело - бить красных'. Со временем, начинаешь задумываться: а что, собственно хотел сказать этим фильмом режиссёр? И теряться в своих же версиях. 'То ли это кино о романтике первых лет советской власти и сменившей её суровой повседневности. А может о вырождении 'белого' движения и превращении всех этих есаулов, ротмистров и штабс-капитанов в обычных бандитов? Или просто о дружбе и предательстве'? Ведь друзья Шилова предали, подведя его под расстрел, хотя знали, что он не виноват. Просто нужен был 'козёл отпущения'. И тут меня посетила 'крамольная' мысль: а вдруг Михалков и впрямь снимал дешёвый агитационный боевичок? А фильм вытянули на себе замечательные актёры, которые и позволили выстраивать зрителю разные версии и логические цепочки? Ну что же, может быть и так…

darma1994
darma19944 мая 2019 в 07:46

Отличный дебют Никиты Михалкова в большом кино. Только человек, обладающий явным талантом, может задать такую планку своим первым фильмом. Возможно это его лучшая работа. 'Свой среди чужих, чужой среди своих' однозначно хорош. Самые сильные стороны фильма - сюжет и саундтрек. Чувствуется влияние Серджо Леоне - те же погони за золотом, перестрелки и харизматичные персонажи, но в реалиях СССР 20-х годов. Сюжет весьма прост, хоть и имеет детективную составляющую. Действие фильма динамичное и за ним интересно наблюдать. Финальная сцена - лучший момент картины. Музыкальная составляющая фильма - момент спорный. С одной стороны - легендарная тема фильма, которую знают если не все, то многие уж точно. Но с другой стороны - всё крутится вокруг этой самой темы, слишком уж много её. И всё-таки музыка - плюс фильма. Она значительно увеличивает драматический эффект и атмосферность. Минусы у фильма также есть. Это, как уже и говорил, частое повторение музыкальной темы, и, как ни странно, повествование. Повествование было быстрым, и поэтому отчасти скомканным, моментами возникало непонимание происходящего в фильме - это слегка огорчило. Считаю, что можно было реализовать и лучше. В общем, всем, кто любит вестерны и истерны - обязательно к просмотру. Остальным же - рекомендую ознакомиться. Этот фильм я обязательно пересмотрю. 8 из 10

Nataribka
Nataribka30 ноября 2018 в 11:30
Разочарование

Исходя из отзывов окружающих меня людей и многочисленных рецензий написанных в сети на данный фильм, надеялась увидеть нечто эпохальное: динамичный фильм с сильной игрой актеров, показывающей моральные терзания главных героев. Но, приступив к просмотру, посмотрев половину фильма, так и не дождалась всего вышеперечисленного. В основе фильма простой сюжет. Каждый эпизод снят нарочито эмоционально, с принципиальным умалчиванием подробностей: пускай, мол, зритель сам догадывается, что к чему, а если не догадался - сам дурак. И, конечно же, как большинство последующих фильмов Никиты Михалкова, данная картина не обошлась без появления режиссера в роли крутого парня (пока еще не царя, но дайте ему время), где он явно смакует свою крутость, вызывая лично у меня стойкое к нему отвращение. Снято, как я понимаю, в духе времени, по образцу американских вестернов. Возможно, в те времена такое кино и смотрелось, производя впечатление на подростков, которые уже давно выросли, и, по старой памяти, ностальгируют, пересматривая этот фильм, оценивая его гораздо выше чем он того заслуживает.

Nightmare163
Nightmare16325 сентября 2017 в 17:56
Честный, хитрый, подлый

Отгремела Гражданская война. Разными тропинками вывела она с поля битвы праздновавших победу и признававших поражение. Одни сменили гимнастерки на казенные кожанки, другие, не расставшись с чинами и званиями, разбрелись по полям и станицам. Жизнь стала иной, сменилась тактика и обновились стволы. Но люди остались теми же, и в закон оружия по-прежнему верили охотнее, чем в силу партбилета. Разрушенная империя не берегла своих сыновей, они управлялись сами, благо сохранилась твердая валюта, до которой охочие были все — золото. Удалая тройка нищавшей страны — бандит, белогвардеец и красноармеец — повели новую войну, главным трофеем в которой назначен туго набитый саквояж. Невозбранно позаимствованный у раскулаченной буржуазии, он определяет судьбу: «хороший» за него рискнет, «плохой» — убьет, «злой» — предаст. Чекист Шилов, налетчик Брылов и ротмистр Лемке — наш ответ стрелкам Серджо Леоне. Такие же искатели приключений, охотники за наживой и мастера ловли неприятностей, но только более верные присяге. Смена караула советских истернов прошла практически без потери качества. Авантюрная постановка Никиты Михалкова оказалась достойной наследницей прорывного «Белого солнца пустыни». По заблуждению, будто крутизна американских ковбоев нашими кинематографистами недостижима, был нанесен еще один удар. «Свой среди чужих, чужой среди своих» идеологически отталкивается от ленты Мотыля, но вместо противостояния красноармейца с басмачами, выводит в фокус внимания тему дружбы, мужского братства и доверия. Михалков с присущей молодости горячностью пытается многое объять в своей картине и временами торопится. Марш-броском представив чекистов, быстро переключается на сцену с ограблением поезда, и в ее сумбуре нелегко разобрать, кто на чьей стороне. Игра с цветами — от сепии и монохрома до естественных и оттенков красного — разделяет фильм на смысловые отрезки, действие не знает остановок, крепкие духом мужчины подчеркнуто героичны, сыплют афоризмами и не слишком считаются с тяжестью обстоятельств. Режиссер не заставляет долго ждать и самого себя как харизматичного главаря Брылова — его стильный облик в плаще и шляпе задает тон киноленте. Визионерское франтовство напоминает о дворянском происхождении многих белогвардейцев. Присущий людям этого сословия хороший вкус передается фильму, обеспечивая ему эстетическую красоту. Идею фильма Михалков вынашивал со студенческой скамьи, некоторые детали со временем уступили место другим, но в главном он изменить себе не мог: схватка за сумку с золотом должна сказать о людях гораздо больше партийных характеристик. Личный кодекс каждого охотника — секретное оружие режиссера. Воспользовавшись им в нужный момент, Никита Сергеевич подкидывает зрителю головоломку: а так ли очевиден исход тройной дуэли? Беглый чекист показательно честен, экс-есаул без раздумий палит по конкурентам из невиданного пулемета, и только бывший ротмистр, не щадя глотки, вопит: «Это надо одному! А не всем!» И действительно: когда золото окажется в руках, то неизбежно возникнет вопрос, а что ждет удачливого добытчика дальше? Крепкие объятия товарищей по партии или хладнокровный взгляд энкэвэдэшного палача, стыдливо выставленного за финальные кадры? Режиссер насмешливо предлагает каждому домыслить самостоятельно, не забывая о порции бравурного веселья воссоединившихся друзей. Иначе быть и не могло: Никиту Сергеевича всегда отличала сверхъестественная способность угадывать направление ветра действующей власти. Сняв идеологически безупречный фильм с четким разделением персонажей на «хороших» и «плохих», Михалков оставил вопрос о том, кто из них больше прав, открытым. Казалось бы, на войне нет места праздным размышлениям и наивным грезам, но оригинальность начинающего постановщика опровергает догмы. Словно бы мимоходом, он позволяет заглянуть в голову своего Брылова и увидеть там идеалистические картины беззаботного бытия. Дамы празднично одеты, их спутники улыбчивы, а поодаль на шесте стоит ультрасовременная кинокамера. То ли бредни закоренелого преступника, то ли цена договора с совестью. Что такое предательство, если на одной чаше весов кредо «грабь награбленное», а на другой — обличительная речь Шилова: «У всех, кто своих же братьев-бедняков грабит, на башке рога вырастут»? Ответ у каждого свой, и не случайно самая принципиальная позиция досталась ротмистру Лемке. Это он, самый, вроде бы, продажный и подлый, в соответствии с «белой родословной», является рупором мнения, сохранившегося до наших дней. Все продается. Быть может, принципиальности — грош цена, если мечтам суждено остаться несбыточными? Отечественным воякам, как и заокеанским «пастухам» логичнее полагаться за собственную смекалку, ведь за спиной каждого своя Россия, и любят они ее — каждый по-своему. На руинах страны подобное чувство особенно близко к банальному выживанию. Воинской чести мужики быстро учились, и, успешно пройдя батальные годы, им только оставалось решить: что делать с «наращенной» доблестью дальше? Лента-истерн, не чуждая детективной специфики, освобождает типажи от пут конкретной эпохи и очеловечивает, что позволяет с одинаковой симпатией относиться ко всем соперникам, находя в каждом знакомые черты. Сильные актерские работы Юрия Богатырева, Никиты Михалкова и Александра Кайдановского помогают воспринимать их героев лучами солнца восстающей из смуты страны. Для кого-то война не оканчивается, и понять таких людей несложно: на передовой оно все как-то проще, логичнее и естественнее. Враг там, за холмом, только коня седлай. Тем же, кому посчастливилось оставить прошлое в положенном месте, рано или поздно придется встать перед выбором, и для решения совсем не зазорно поддаться мечтам о лучшей доле. Как говорил Ремарк, «Человек слаб — в этом и заключается его прелесть».

Marrrrrusia
Marrrrrusia24 января 2017 в 18:17
Не-Агитка

Этот потрясающий фильм мне довелось посмотреть в первый раз совсем недавно. Не могу сказать, что к своему стыду, - некоторые вещи лучше смотреть или читать только достигнув определенного возраста. Чтобы понять, прочувствовать и оценить. Не хочу описывать сюжет - он довольно прост даже по тем временам, так называемые 'твисты' или 'экшн', конечно, не смогут поразить зрителя в наше время. Но боже, как это неважно! 'Созвездие актеров' - не просто общая фраза при описании фильма, Михалков действительно смог собрать на площадке едва ли не всех лучших мастеров своего времени. Потрясающий вокал Градского. Финальная сцена. Богатырев. Вот о чем хотелось бы поговорить отдельно, так это об упреках в адрес режиссера в агитке. Люди, которые так считают, совершенно невнимательно смотрели кино, которое настолько стремится уйти от совковой агитки, насколько это возможно в то время. Сравните фильмы с Орловой, Румянцевой, Рыбниковым, чтобы понять, что такое настоящая агитка. Показывает ли 'Свой среди чужих...' как хорошо и легко жить людям - 'победившей' стороне, между прочим - после революции? Все ли они счастливы и довольны? В самом же начале очень четко сделан акцент на контрасте - ожидания/реальность. Бесконечная радость пятерых друзей в великолепном исполнении Богатырева, Шакурова, Пороховщикова, Солоницына и Пастухова уже через несколько лет сменяется суровой реальностью - они победили, но что теперь? Кто-то занимается ненавистным делом, кто-то просиживает штаны в кабинете, а кто-то не так уж предан всеобщему делу, как казалось ранее. Главная тема фильма вовсе не в том, какие советские люди хорошие, а белые плохие. Нет, как раз именно в 20-х годах показано самое начало, зарождение кошмарных времен подозрения, наушничества, предательства. Почему когда-то лучшие друзья теперь сразу готовы поверить в твою виновность? Почему ты должен, рискуя жизнью, доказывать им свою правоту? Почему родство с преступником делает тебя подозреваемым? В фильме показано, как без суда и следствия верного делу большевика заковывают в наручники и везут (как он сам потом признает) на расстрел. Без улик, без доказательств, без свидетелей, просто потому, что он не смог доказать свою невиновность. Почему 'бандит' Кайдановский звучит так разумно? Он не показан идиотом или ублюдком, его рассуждения вполне логичны, целью режиссера явно не было 'опустить' всех белых, выставив их дураками и сволочами. Герой Райкина - тоже, между прочим, состоящий в бандитском отряде - вообще спасает жизнь большевика, жертвуя своей. Да, некоторые бандиты показаны настоящими уродами (забавно, что Михалков сыграл в своем фильме, пожалуй, самую отталкивающую роль), но не все! Также и среди красных есть истерики, тупицы и предатели. В фильме просто показано, что все люди разные, и это не зависит от того, на чьей стороне они оказались в гражданской войне. Да, конец положительный, мир-дружба-жвачка, но какой ценой? Любой зритель с мало-мальским жизненным опытом разглядит печаль, усталость и обреченность в глазах героев, а это вовсе не хэппи-энд. Поэтому люди, которые кричали 'Агитка!' в своих рецензиях, мягко говоря, утрировали, а вообще просто не поняли фильм. Конечно, Михалков* в 74-м не мог сделать протагонистом Кайдановского или вложить в уста героев какие-то откровенно сомнительные идеи, если он хотел снимать кино и дальше, но он отнюдь не снимал агитку. Главная идея фильма вовсе не в том, что правда побеждает, честный человек всегда будет оправдан, а бандит получит по заслугам (хотя по итогу именно это и происходит со всеми героями). Нет - и об этом кричит даже название - идея в том, что твои вроде как лучшие друзья, боевые товарищи могут отвернуться от тебя при первой проблеме. Сейчас ты на коне, а завтра в земле - просто потому, что такая роскошь, как тщательное расследование, недопустима в те времена. А среди проигравших, белых, бандитов, антисоветчиков (это все было синонимами в то время) ты можешь встретить человека, который спасет тебе жизнь, пожертвовав своей. И никогда ты уже не посмотришь на своих 'друзей' прежними глазами. *Все мои дифирамбы в адрес режиссера относятся, разумеется, к его раннему творчеству. Поздний Михалков - рупор власти и РПЦ, без сомнения. Фильм - шедевр, классика, маст-си для каждого киномана. Богатырев прекрасен.

smidmi1979
smidmi197927 ноября 2016 в 11:33
Нелюбовный треугольник

Гражданская война позади, но молодой советской республике непросто, ибо по углам таится 'чёрная измена' - остатки белых диверсантов и бандиты. В таком зловещем окружении приходится отправлять в Москву собранное в пользу голодающих золото. И оно пропадает... Большой дебют Михалкова получился нашим ответом 'ихнему Голливуду'. И жанр подходящий - истерн, и каноны жанровые узнаются. Но Никита Сергеевич был ещё молод и склонен к эстетству, а потому не избежал стильности картинки и иллюстрации образов - варьирование цвета от тусклой раскраски до монохромного чёрно-белого. Отталкивался Никита Сергеевич и от декораций и натуры (снималось все это дело в Чечне), не отягощенных яркостью и не лакированной картине гражданской войны. Интересен зачин в начале - песня Градского про корабль обозначила вроде бы бравурность коллективного начала. Михалков стал снимать фильм о дружбе и доверии и их проверке, на что указывает и название. Вплетается сюда и тема отхода от черно-белой же героики темы в сторону многоцветности противостояния, в котором мимикрия становится определяющим жизнь фактором. Это не только предательство, но и бухгалтерия против шашек и винтовок. Делается это на контрасте праздника победы (опять-таки двухцветного) и молчаливой раскрашенной постреволюционной реальности. Дальтонизм становится неприемлемым в новых условиях. Пожалуй, как никто это понимает 'воздержанный' Николай (Александр Пороховщиков) и по-военному однозначный Андрей (Сергей Шакуров). Поэтому в дальнейшем и возникает 'хорошая компания' из романтика (классно сделанные пасторали из воспоминаний-мечтаний Брылова), ставшего чем-то вроде антисоветского Робин Гуда без идеи с красивой, но полумещанской мечтой (Никита Михалков), белобандита, насколько лихого и жестокого в сцене ограбления поезда (привет немому кино), настолько и забавного в своей истерической погоне за полумиллионом (Александр Кайдановский) и ковбоя-чекиста, ищущего правды, доказывающего доверие и разъясняющего марксизм на языке едва ли не детской сказки (Юрий Богатырев). Испытывающая кризис в сюжете фильма коллективистская психология, тем не менее, доказывает свою жизнеспособность и в этом треугольнике и, что важнее, в перспективе. Видимо, Михалков в соответствии с госзаказом и ставил задачу перевести ценности революции на общечеловеческий язык. Поэтому своего персонажа он обращает в прошлое, которое и умирает вместе с ним, ротмистра Лемке отправляет в тупик (в чем-то благородного даже) эгоизма ('Это надо одному, а не всем' и финальный взгляд...), а витальная, но уравновешенная в своей правоте энергия Шилова даёт результат, хотя и не лишена сомнений (этот мужчина плачет от обиды, повторяя 'мне не поверили'). Но эти психологические этюды интересны не только сами по себе, но ещё и тем, что революционная тема окончательно стала отходить от трактовок гениев 30-40-х, прекрасных в форме, но мифологичных в содержании. В этом смысле Михалков, перейдя к жанровому переосмыслению истории, перешёл к новой эстетике, сочетавшей европейское независимое кино, образцы вестерна (типа Леоне, откуда перекочевала моральная неопределённость 'нелюбовного треугольника' из The Bad The Good The Ugly) и новый советский тренд типа вышедших пару-тройку лет назад 'Белого солнца пустыни', 'Интервенции', 'Служили два товарища' и т.д. Разумеется, он не так радикален как Полока, не столь трагичен как Карелов и менее 'народен' чем Мотыль. Но ему это и не нужно - уже тогда наметились черты его стиля - Никита Сергеевич хотел быть и индивидуальным, а заодно и популярным и узнаваемым. Нельзя не признать, что это ему удалось с самого начала... p.s. О любимом: дуэт Кайдановского и Богатырева, маленький человек Калягина, да и весь актерский ансамбль прекрасны безо всяких но и исключений.

zenitos-rostov
zenitos-rostov22 августа 2016 в 19:11
Классика навека

Редко бывает, что дебютный фильм становится классикой. Дебютный фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» и является этой классикой. Один из первых советских истернов (вестерн снятый на востоке) на тему Гражданской войны. Динамичный сюжет, шикарная игра актёров, Солоницын, Пороховщиков, Шакуров, Кайдановский, Калягин, Михалков и Юрий Богатырёв. При том заметьте, что казалось бы, отрицательный Кайдановский и его Лемке вызывают симпатию не меньшую, чем положительный Шилов. Это наверное потому, что волей-неволей Лемке приходится быть на стороне Шилова. Основа фильма, повесть «Красное золото» основана на реальных событиях, но некоторые детали были изменены. Каждый характер крайне интересен. Сарычев (Анатолий Солоницын)- строг и требователен, Кунгуров (Александр Пороховщиков)- прям живое воплощение слов Феликса Эдмундовича, о чекисте, как человеке с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками, Забелин в исполнении Сергея Шакурова, нервозен и импульсивен, что касается Шилова, то он человек долга. Кайдановский же создал образ белогвардейца, описанного ещё Булгаковым. Человек который проиграет в будущем, но готов пройти этот путь до конца. Великолепная музыка Эдуарда Артемьева просто как-будто, специально создана для этой картины! Финальная сцена с главной темой – просто доведёт до слёз, даже самого сурового мужика. Кино это о дружбе и про то, что друзья остаются друзьями при любых обстоятельствах. Жалко что подобного не снимут никогда. 10 из 10

Виктория Новикова
Виктория Новикова9 марта 2016 в 05:37
Фильм о настоящих чувствах

Да, фильм о настоящей дружбе, верности идеалам, принципиальности, о истинной радости и счастье. Можно даже сказать, что картина о мужской любви, но не в нашем современном понятии гомосексуальности, а о том чувстве, когда ты долго находишься в одной человеческой связке и проходишь с ними все — от смерти близких до радости появления новых близких… Фильм о событиях Красной революции, и всего, что связано с этим временем — анархии, разбоя, нищеты, свержении идеалов и полной неопределенности во всем. Во всем, кроме идеологии Коммунизма — все поделить и всем раздать Пятеро однополнчан, отвоевав на фронтах Великой Октябрьской Революции от начала и до конца оказываются в гражданских реалиях. Там, на войне было все просто — есть враг, и надо его уничтожить, а теперь кто враг а кто не враг, кто свой, а кто чужой - не понятно, и как жить вне войны тоже сложно… Метамарфозы, трансформации с военного времени на гражданское, происходящие с главными героями — и есть основа фильма, а сюжет, ровно как и сценарий — заправка, майонез, так сказать . Хочется отметить незабываемый актерский состав — Анатолий Солоницын- гениальнейший и мой самый любимый актер, сказочно сексуальный Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, и молодой и просто сводящий с ума своей грузинской красотой Александр Пороховщиков… Отдельной строкой этой рецензии я хочу выделить музыкальное оформление Эдуарда Артемьева — слушая эту мелодию невольно становится и сентиментально и радостно, память вспоминает лучшие моменты собственной жизни и ты словно вместе с юными бойцами радуешься долгожданной победе, так же валяешься в траве, громко хохочешь и дурачишься, и видишь над собой в залитом солнцем воздухе пух летящих одуванчиков…

Arda Turan
Arda Turan3 марта 2016 в 21:43
Где талант Михалкова?

Хвалебные отзыва, высокий рейтинг, именитые актеры, все это оказалось пропагандой. Ох ребята видят силы небесные верил я в Михалкова, верил! Скажу сразу, мне понравились актеры, а точнее их наличие, но не игра. Музыка оставила свой след, сцена остановки поезда брутальна и нова. Неплохая идея со спущенной со склона каретой, падение поезда и все. Остальное нудное, бессвязное бормотание, в котором нужно напрягать не только мозг, но и зрение, нет не чтобы следить за искрометным сюжетом, а чтобы понять что автор хочет донести? Половину фильма и все диалоги можно вырезать, ничего мы не пропустим, это вам не детективная развязка, не стрельба в классическом вестерне, она там к слову только в начале и конце. Данная картина является набором картинок которые лишь при детальном рассмотрении худо-бедно складываются, во что-то невзрачное. Лучше бы весь фильм стреляли и использовали талант приглашенных звезд. Константин Райкин вообще раздражал, так же и Шакуров, истеричные вопли на протяжении добрых десяти пятнадцати минут. В кого превратился сын великого Аркадия Райкина. Вердикт такой, унылое, тягучее, действо подкрепленное хорошей музыкой и отличным составом взятым для мебели. Ну и излюбленная тема Михалкова крики и затянутость, а именно неумелое нагнетание саспенса.

Metafizik
Metafizik24 декабря 2015 в 19:09
Загадочный Никита Сергеевич

Был в своё время такой английский афорист Сэмюэл Джонсон. Главной примечательностью этого альбионного демагога являлась оригинальная способность лукавомудренно возводить исключения в правила. Именно он автор лицемерной сентенции 'Благими намерениями...', а также другого не менее известного и не менее сомнительного изречения: 'Патриотизм - последнее прибежище негодяя'. Пускай последний афоризм и носит характер исключения, но феномен конъюнктурных патриотов так или иначе существует, а в нынешние времена пополняется всё новыми и новыми прозелитами. Патриотизм же мастодонта отечественной кинорежиссуры Михалкова давно уже стал его неотчуждаемым атрибутом. Вместе с тем всё разностороннее творчество Никиты Сергеевича выказывает в нём натуру сколько гибкую, столько и колеблющуюся, регулярно ищущую творчески удобоприемлемый ей историко-эпохальный знаменатель. Апология раннесовдеповской эпохи с характерным для неё разгулом ленинско-троцкистской братии ('Свой среди чужих...'), а вслед и низложение этой самой братии в период сталинских чисток ('Утомлённые солнцем'), плавно перетекает у мэтра в ностальгию по дореволюционной России ('Обломов', 'Неоконченная пьеса...', 'Сибирский цирюльникъ' и др.). Если в 'Свой среди чужих...' нам показывают белогвардейцев разбойниками, промышляющими налётами на железнодорожные поезда, в 'Рабе любви' - жестокими изуверами, не идущими в сравнение даже со злейшими претворителями красного террора, то в 'Солнечном ударе' они уже преображаются в персон вполне себе благовоспитанных и благопристойных. Какого же цвета Михалков? За кого он в принципе? За рабоче-крестьянского комдива или за офицера Белой гвардии? За палача-революционера или за верноподданного обер-полицмейстера? За чёрствого, внешне производящего впечатление человека разумного, однако принявшего нелогичное (если не сказать подозрительное) решение отцепить предназначенный для охраны золота броневагон, комитетчика или за рефлексирующего интеллигента XIX века? Ясности здесь не наблюдается. Название оного фильма также свидетельствует о некоторой неопределённости. Ведь если отойти от поверхностного подхода, согласно которому свой среди чужих - герой Богатырёва, а чужой среди своих - 'рабочий Никодимов', окажется, что чужой среди чекистской братии - это выходец из казаков Шилов, а доподлинно свой среди чужих - скорее всего отображение каких-то личностных режиссёрских подтекстов...

пираполейкин
пираполейкин25 мая 2015 в 08:52
Грозные альбатросы революции

В России снято превеликое множество фильмов на тему событий 1917-1922 годов. Среди них попадаются низкопробные картины пропагандистского толка, но есть и по-настоящему достойные примеры: 'Служили два товарища', 'Неуловимые мстители', 'Оптимистическая трагедия', 'Адмирал' и так далее. Картина Михалкова как бы стоит особняком, ее даже не с чем сравнить. Почему? Во-первых, фильм снят в лучших традициях вестерна. Во-вторых, 'впервые в истории советского кино' отрицательный персонаж настолько привлекателен: стоит признать, Никита Сергеевич в роли есаула чертовски хорош. 'Свой среди чужих, чужой среди своих' - одна из лучших картин Никиты Михалкова. Сюжет строится вокруг взаимоотношений четырех товарищей. Как по мне, то в этом и есть главная интрига: как поведут они себя в той или иной ситуации, поверят ли друг другу. А вот вернут золото или нет - это уже вторично. С детства меня тревожит мысль: ' А если бы Егор Шилов все-таки не вернул золото, а Никодимов не попался?' Действительно, как бы повели себя в этом случае Сарычев, Кунгуров, Забелин? Можно только строить догадки. В этом фильме я открыла для себя Юрия Богатырева - актера с большой буквы. Это его первая роль, но равных ему нет. Несмотря на очарование и привлекательность есаула, Егор Шилов затмевает его. Конечно, сейчас Н. Михалков кардинально поменял свои убеждения, стал скорее сторонником Белого движения. Но вспомним его ранние работы: 'Неоконченная пьеса для механического пианино', 'Раба любви'. Разве режиссер симпатизирует дворянству? Если в первом случае он откровенно смеется над ним, то во втором он показывает жестокость и безнравственность белых офицеров, казаков. Но никак нельзя винить в этом Никиту Сергеевича, ведь каждый человек проходит тяжелый путь формирования своих взглядов и собственного мировоззрения. И, остается надеяться, что Михалков еще порадует зрителей настоящим шедевром, без примеси откровенного субъективизма. 'Свой среди чужих, чужой среди своих' — это гимн братству и товариществу. Финальная сцена - одна из лучших сцен за всю историю отечественного кинематографа. Михалков проделал грандиозную работу, поэтому его картина будет популярна всегда. Режиссер 'воздвиг себе нерукотворный памятник'. И сколько бы сейчас его не ругали за промахи, он давно показал, что способен снимать великое кино.

xavier_paet
xavier_paet26 января 2015 в 12:06

Буду пристрастен. Кино, увиденное в детстве, несёт на себе ореол волшебства, сияние погружённого в сновидение образов и событий. В нём всё кажется идеальным, сногсшибательным, удивительно непонятным и поэтому вложенным в ладони недостижимого и настоящего - магии искусства. Этот фильм я увидел в раннем детстве, лет в 5. С тех пор я пересматривал фильм много раз. Уже более аналитическим взглядом, различая в нём цитаты из другого, западного кино. Этот фильм очень светлый, наивный, пафосный, нагловатый, безоглядный, абсолютно правильный: негодяи и герои сошлись вокруг пресловутого чемоданчика с золотом, чтобы в очередной раз сыграть бесконечную пьесу о добре и зле, в которой теплыми свечами горят прекрасные чистые, коммунистические души - вопреки окружающей их жажде личной наживы, эгоизму и беспринципности. Фильм о настоящей дружбе, вере и благородстве. Именно такой, который надо смотреть в детстве.

Leni_Veidt
Leni_Veidt2 декабря 2014 в 18:47
Красное золото

Мне было весьма интересно ознакомиться с данной лентой. Вообще, это моя первая рецензия на фильм Никиты Михалкова. Насколько мне известно, в народе не очень-то жалуют Никиту Сергеевича. Мол, слишком много тратит средств на создание своих кинолент, а в итоге фильм получается 'средненьким', но сопровождаемый большой рекламной кампанией. Если быть честной, мне нравятся его фильмы, да. И это я могу заявить прямо и без стеснения. Конечно, я смотрела ещё не все ленты, но те что уже - те если и не в списке моих любимых, то однозначно оставили яркий след в моей памяти. Не скрою, что его претенциозный подход к делу всех смущает. Актёр из него так-себе. А вот режиссер... На эту тему и хотелось бы подисскутировать. 'Свой среди чужих, Чужой среди своих' - это один из тех немногих ранних фильмов Михалкова. Он ещё не ослеплен своим первым 'Оскаром' за 'Утомлённых солнцем' и полн свежих идей. Поэтому, я считаю, фильм не слишком претенциозным и раздутым. Многие современные критики называют его 'Первым Советским вестерном'. И я могу с ними согласиться. Этот дух прерий захватывает. У кого из старшего поколения я ни спрошу, всем запал в душу этот фильм, эта история. Не сколько он о Гражданской войне (она здесь как бы время действия сюжета), а о настоящей мужской дружбе, о проблеме доверия друзьям. Это прекрасный сюжет . Но здесь мы переходим к другой части дискуссии, а именно о подаче материала. Вы знаете, у меня создалось сперва обрывочное впечатление о фильме. Урывками показаны многие эпизоды и не всегда при просмотре было понятно действие. Возможно, если бы я сперва прочитала книгу Володарского-Михалкова, художественный перенос сценария в литературный вариант, я бы поняла. А это уже спасали актёры. Такой замечательный актёрский состав! Шилов - он и должен быть таким, каким его изобразили. И Лемке. ' — И вообще помолчи. Дай отдохнуть. Мне еще тебя на себе переть.' Отдельно стоит разговор о музыкальном сопровождении. Это же Эдуард Артемьев, а он не может написать что-то чуть меньше, чем просто гениального. Собственно, признаться честно, главная музыкальная тема 'Три товарища' и с подвигла меня на просмотр фильма. У меня так часто бывает, смотреть фильм из-за саундтрека. В данном случае, я не пожалела ни на йоту. Ведь вы чувствуете эти невероятные перекаты финальной композиции? Ведь она как нельзя кстати в финале, где мы и видим это воссоединение старых товарищей, мы видим настоящую дружбу, пронесенную сквозь года и не сломленную. И мы не только видим, мы ещё и слышим. В самой мелодии чувствуется преданность, товарищество, верность. И свободу. Волю. Свободу от предрассудков товарищей. Это один из самых запоминающихся, важных, ярких эпизодов Советского кинематографа. Собственно, весь фильм можно смотреть ради финала. А на этом спасибо. Я обязательно ещё раз пересмотрю этот фильм. 9 из 10

RinatGatiyatov
RinatGatiyatov11 мая 2014 в 10:06
Фильм-шедевр!

Совсем недавно я ознакомился с данным творением Никиты Михалкова. Вообще к его фильмам я отношусь крайне скептически, что лично мне пришлось по душе это такие картины как: 'Пять вечеров', 'Несколько дней из жизни Обломова', 'Полеты во сне и наяву' и из последних работ: 'Легенда 17' и '12'. Провалившись сиквелом 'Утомленных солнцем' он окончательно потерял свой авторитет в моих глазах, но потерял он его на время. И за это время я посмотрел 'Свой среди чужих, чужой среди своих', и этот фильм оставил у меня лишь положительные отзывы. Начну с небольшого сюжета: группа товарищей, глава которых является секретарь ГубКома, отправляет золото (предназначенное на покупку хлеба для голодающих крестьян) через обычный товарный поезд. Но поезд грабят бандиты во главе с Есаулом, которого великолепно и мастерски сыграл сам Никита Михалков. Впоследствии после грабежа, под подозрение попадает один из товарищей, Шилов. И чтобы доказать что он не предатель, Шилов отправляется за украденным золотом. 'Свой среди чужих, чужой среди своих' - гениальная, шедевральная и великолепная картина, я полностью погрузился в мир происходящего. Сюжет, продуманный до мельчайших подробностей не запутал, а наоборот многое раскрыл. Превосходные диалоги, над некоторыми выражениями действительно, стоит задуматься. Невольно я сам представлял себя в ситуациях главных героев и предполагал как бы поступил я... По жанру фильм больше напоминает некий драматический вестерн. Очень понравился актерский состав: Ю. Богатырев, Н. Михалков, А. Кайдановский, А. Калягин, С. Шакуров. Сыграли блистательно, прекрасно и оригинально. Музыкальное сопровождение Э. Артемьева, возможно, никого не оставило равнодушным. В целом 'Свой среди чужих, чужой среди своих' получился поучительной, интересной и живой работой Н. Михалкова. Буду еще не раз пересматривать и размышлять над этим фильмом. Большое спасибо создателю этого шедевра! 9 из 10