Монументальное произведение. Поэзия одиночества. Смотреть отреставрированную версию 'Париж, Техас' на большом экране в экране было настоящим удовольствием. Всё начинается с того, что мы видим мужчину, идущего под палящим солнцем дикого запада неизвестно куда. Вокруг лишь одинокая, безлюдная земля с бесконечными перекрестками, заправочными станциями, гравием и грязью. Глубина закладываемых в сюжет мыслей сокрушает. Так много вокруг спутанных сердец и растоптанных душ. Фильм позволяет пережить весь спектр человеческих эмоций. Всё начинается с недоумения. Что это за мужчина, что с ним случилось? Затем происходят моменты радости, волнения, разочарования и грусти. И в конце приходит горько-сладкое осознание того, что не всегда все идет по плану в нашей жизни. Но это не повод сдаваться и убегать от проблем. Сценарная структура фильма выполнена в жанре роуд-муви. И ограничено это лишь одним обстоятельством: запечатлевать изменения, происходящие с главным героем, когда он сталкиваются с новой реальностью. Картина развивается довольно медленно, но это не означает, что скучно. Постановка многих сцен поражает неимоверной красотой. Буквально каждый кадр фильма можно ставить на заставку своего устройства. 'Париж, Техас' учит, что все мы должны наслаждаться каждым мгновением нашей прекрасной жизни, ведь у нее есть конец. Поистине восхитительно разрушительный фильм.
Пустыня в начале фильма, безмолвие, человек в тряпье хаотично пересекающий ее во все стороны - это бесконечная пустота в душе этого скитальца, потерянность в ориентирах, отсутствие точки опоры. Его материальный мир - в маленьким целлофановом пакетике - все что есть у него от прошлой жизни. И вот кончается вода в канистре, (душевные силы все исчерпаны до дна) он готов умереть от переполнявшей его пустоты, и случайным образом (случайным ли?) ему выпадает последний шанс. И он смог его использовать... для того чтобы обрести, в том числе, и себя, более цельного; для восстановления отношений с брошенным когда то сыном (очень коряво по началу, потом по -взрослому, оба, как заговорщики, уезжают из привычного и чересчур правильного уклада семьи брата на поиски той, которую оба помнят и с кем были счастливы 4 года назад) и вернуть радость и искренние чувства от общения сына с настоящей матерью... Что будет с главным героем дальше. Режиссер оставляет нам додумать. Дороги жизни (автомобильные трассы в фильме) длинные, много случайных съездов - две одинаковые красные машины разъезжаются на больших скоростях, и в какой из них удача, счастье..? В любом случае героя фильма, думается мне, ждет что-то новое. Он обрел себя. Повествование фильма тягуче медленное, разбавленное такой же неспешной прекрасной музыкой, разговоры негромкие и неторопливые, все выдержанно в одном ритме, который настраивает на вдумчивый просмотр, оставляет приятное послевкусие и желание поразмышлять о качественном кино.
'Париж, Техас' - сплав двух жанров, это классическое роуд-муви плюс мелодрама, драматичную основу дополняет пряная интрига, создавая сосредоточенное напряжение и придавая особый 'вкус'. Герой в начале фильма бредет по пустыне Мохаве немым зверем-одиночкой, управляемым внутренним зовом идти в Париж, штат Техас, причем цель его выясняется далеко не сразу, герой погружен в себя, отрезан от окружающего мира. Его находит брат, чтобы хоть немного пролить свет на эту таинственность. Собственно, Вендерс в начале дает совокупность фактов, рождающих вопрос: почему мужчина скитается по пустыне, а не живет с покинутой женой и сыном? И дальнейшие события - это постепенное складывание паззла, чтобы получить ответ, как для зрителя, так и для самого героя. Уже в конечной точке, после множества километров, под неторопливо-завораживающий ритм Кудера, заставляющий вспомнить 'Алису в городах', происходит ретроспективное погружение, болезненное, но очищающее. Только дорога для американского Одиссея не заканчивается здесь, она лежит дальше, в Париж в Техасе, на клок купленной в память о родителях земле, вглубь собственной души, ибо он еще не нашел себя, и возвращаться рано. Он хотел забыть то, что сделал, и пустыня забрала у него память. Бесконечный путь поиска потерянного 'я', вследствие бегства от себя самого, сменяется дорогой воспоминаний, дабы заново познакомиться с сыном, встретить жену - встретиться с ней взглядом через стекло кабины в доме разврата, вместе воскресить погребенные мысли и события, оборвать муки жены, скучающей по сыну. Целью становится исправление ошибок прошлого, чтобы иметь надежду на будущее. Здесь нет резких внешних углов, все акценты на внутренний диссонанс. Этот фильм, который нужно включить в список для просмотра.
Восхитительное кино, по-настоящему открывшее мне Вима Вендерса, чьё 'Небом над Берлином' полностью прочувствовать не удалось - то ли из-за чрезмерной эстетизированности, то ли из-за отстранённости. А вот 'Париж, Техас' по-настоящему тронул, сработала магия кинематографа. Впрочем, магии никакой нет, потому что все элементы раскладываются и анализируются: - сценарная составляющая - простая история, универсальная, можно сказать. Однако универсальность лежит если не во всём, то во многом гениальном, вот и здесь - с виду тривиальное и банальное подано настолько искусно, что принимает на выходе сакральные очертания; - можно долго говорить об операторском даровании Роби Мюллера, но замечу лишь то, что уже в первые 15-20 минут я в фильм влюбился, более прекрасных кадров, чем мюллеровские планы Техаса я не видел... то есть, видел, конечно, но в те мгновения память в этом эйфорически мне отказала. Тех, кто не верит, отсылаю к операторской работе Мюллера у таких величин, как, например, Триер ('Рассекая волны'), Джармуш ('Вне закона') и иже с ними; - саундтрек Рэя Кудера - монотонный (в хорошем смысле) и медитативный, несёт в себе атмосферу американы, и в то же время добавляет мелодраматичности. Сравнить настолько проникновенную и филигранную работу с киномузыкой можно, к примеру, с саундтреком 'Мертвеца' того же Джармуша - схожая подача, 'стеснённость' в количестве музыкальных инструментов, и, как следствие - катарсис прочитывается в одних только звуках, даже без помощи видеоряда; - ну и, разумеется, великолепные актёрские работы Дин Стэнтона (по-моему, самая значительная его роль, по крайней мере из того, что видел), маленького Хантера Карсона, и, конечно, Настасьи Кински, чья небольшая, но сюжетообразующая роль является одной из самых пронзительных за весь фильм. Собственно вот она, магия 'Парижа, Техаса', разложенная на компоненты. Однако какой смысл в компонентах, какими бы совершенными они не были? Вот их сумма - это по-настоящему шедевральная вещь, чему доказательством и служит этот фильм. 10 из 10
Дорога – один из символов нашей жизни, нашего пути. Извилистая и прямая, с холмами и ухабами и гладкая и ровная. Такая разная, но она есть путь, который ведет нас. Она и одно из излюбленных изобразительных, художественных и тематических средств немецкого режиссера Вима Вендерса. Так данный фильм начинается с похода странного на вид человека по выжженной пустыне. Куда он идет становится ясно чуть позже – Париж, штат Техас, место рождения, начала жизни и его пути. Но это как оказывается мечта, а пока ему предстоит понять кто он, где его родные и близкие, почему он так долго пропадал вдалеке от них, можно ли изменить свои ошибки прошлого… Естественно, нельзя не пройти мимо главного героя, которого исполнил Гарри Дин Стентон, хотя это мало сказано, надо видеть, как в основном второплановый, но заметный актер не спасовал перед основной, а вжился в роль и воплотил на экране непростого персонажа, также отмечу небольшую по хронометражу, но заметную и важную роль Настасьи Кински. Второе, что нельзя не отметить – гитарный саундтрек Рая Кудера, своеобразный и завораживающий, как нельзя, кстати, подходящий фильму по духу и настроению и заметно дополняющий его. Фильм, как минимум по двум указанным выше причинам достойный внимания. А еще у него Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля и другие награды. И даже не в этом суть. Несмотря на свою неторопливость и возможно некоторую скучноватость, он о нас, нашей непростой жизни, взаимоотношениях и поступках, поиске себя, той самой дороги и пути, которые мы сами выбираем. Ведь от нас во многом зависит, будет ли она прямой или извилистой, и куда повернет в следующий миг. «Другое кино», но обо всех и для всех. 8 из 10
'Я знал этих двоих. Девушка была очень молода, лет 17-18. А парень был намного старше. Он такой необузданный, она такая красивая. Когда они были вместе, всё для них превращалось в настоящее приключение и ей это нравилось. Им просто хотелось быть всё время вместе, всегда.' НО потом все изменилось. И она хотела бежать, бежать за свободой. А где она? в затерянной пустыне? где-нибудь, где нет улиц? Очень красивый фильм. В очередной раз убеждаюсь, что Вим Вендерс мастер своего дела. Его Roadmovies манят своей загадочностью... и своей бесконечностью. Неописуемые виды природы. Дороги кажутся живыми по сравнению с мертвой пустыней, они текут и скрываются где-то за горизонтом. А необъятное небо настолько голубое, что ты просто растворяешься в нем. 'заполнить ту пустоту, которая была во мне' Мне кажется, что этот фильм наполняет пустоту. Он показывает что такое свобода... свобода - это одиночество, это бесконечность. Она притягивает, но она невыносима. Потому каждый находится в поиске, вот только боится найти то, что ищет. Она воображает себе что-то. Он же идет сквозь пустыню за ней. Но даже найдя друг друга, они находятся по разные стены 'зеркала'. Лишь короткое время они смотрят друг на друга... но смотрят, чтобы снова расстаться. Тревис рассказывает Хантеру, что он не хочет разлучать сына с матерю, что это была его ошибка, что он боится уйти и не вернуться, а главное, он боится потерять этот страх. Как говорил сам Вендерс, если в его фильме и есть главный герой, то имя ему должно быть Одиссей, а остальные герои - его друзья, которые ищут его, чтобы сказать, что ему еще слишком рано возвращаться домой. Мы понимаем, что наш главный герой Тревис еще не нашел себя и еще не справился со своими страхами.
Зачем ты возвращаешься домой? Эта история привлекает своей искренностью. В ней нет ни капли лжи. Здесь не было затянувшихся моментов. Нет пафоса, всё как в жизни. Travis - британская рок-группа из Шотландии, названная по имени главного героя фильма Вима Вендерса «Париж, Техас». Наверное это меня подвело посмотреть фильм, вдохновивший мою любимую группу, которая сейчас вдохновляет меня. 9 из 10
Слоган этого чудесного фильма не врёт: 'It brings magic back to cinema'. Это кино действительно обладает волшебным свойством согревать сердце живой небанальной сентиментальностью. Проникновенно-лиричное, светлое и медитативное роуд-муви о том, что семейные узы - не пустой звук. Пропавший без вести мужчина, потерявший память, встречает своего брата и пытается вспомнить: кто он есть и что с ним произошло. Ему предстоит встреча со своим маленьким сыном и поиск пропавшей супруги. Эта картина выдающегося немецкого режиссёра Вима Вендерса ('Небо над Берлином') удостоена главного приза Каннского фестиваля. Гипнотический саундтрек и изящная постановка. Тёплые отношения между героями согревают сердце и оставляют в душе чистое и светлое чувство. 'Париж, Техас' даже хочется назвать идеальным роуд-муви. 9 из 10
Париж, Техас - это очень личное кино. Кино режиссёра для самого себя и я объясню почему. Герой не меняется. Любое повествование - это путешествие. В этом фильме проведена красивая аллегория потерянного в самом себе человека, который даже не знает куда он идёт и род свой не помнит. Но это путешествие всегда имеет конечную цель, награду, испытание. Это миссия, в которой ГГ меняется, преодолевает себя, свои кризисы. Поменялся ли Трэвис? Он хотел стать хорошим отцом, но в итоге оставил своего сына. Он хотел найти свою жену, чтобы оправдаться перед ней и самим собой и нашёл, но искупления не было. Он хотел придти на место, 'где он начался', Париж и не дошёл. Он хотел поменяться из дикого, импульсивного человека, но нам не показали этой перемены. Мы видим блаженного с навязчивыми идеями, как в сонном бреду, следующего за подсознательными импульсами. Трэвис не знает чего хочет и для чего живёт. И так и не узнал. Проблемы не решаются. Логично, что проблемы не решаются. Да, он воссоединил Джейн с сыном. Но решит ли это их проблемы? Разве мы увидели, что Джейн на этот раз готова 'что то ему дать'? Нам не показали её рост, её изменения. Даже её желания в действиях, только в словах. В начале их конфликта Джейн с ребёнком сбежала от Трэвиса, теперь Трэвис сбежал от них. Очевидно, что Хантеру было бы лучше и спокойнее с братом Трэвиса и женой брата. Он утолил жажду мальчика увидеть мать, воссоединиться с ней, но это не сулит ему хорошей жизни, если судить по тому, что мы увидели в истории. Хантер тут явно пострадавшая сторона. Ребёнок не должен принимать такие решения, какое позволил ему принять Трэвис (отправиться за матерью) Нет кризиса, апогея, экзальтации Весь фильм это невнятный трип. Он красивый местами, медитативный, в чём то аллегоричный. Но фильм нам не показывает проблемы. Он не раскрывает её до мурашек, не кидает нас в эти чувства гнева, страха, возмущения, которые испытывает Трэвис. Что он чёрт возьми чувствует, думает, хочет? Мы не видим этого. Он просто идёт условно от одного пункта к другому. Почему? Фильм нам этого не показывает. Нам не показывают чудовищность поступков Трэвиса из прошлого, нам не показывают грань его отчаяния (выпить пива в баре - такое себе). Где конфликт? Мы не видим конфликт, мы слушаем о нём 15-ти минутные диалоги это нечто. С молчанием по полминуты при статичной камере. Чёрт, я едва не зевал, когда смотрел диалог Трэвиса с Джейн. Он не цепляет, я ему не верю. Это просто мыло какое то. Такие хорошие актёры и я вообще не верю этой истории. Это звучит как какой то анекдот, а не реальная история, потому что мы не видим конфликт. Конфликт разочаровывает И, конечно же, сам конфликт. Начала завораживает, кажется каким то сюреалистичным. Я полагал что это что то среднее между Твин Пиксом и Пиджаком(2004). И фильм все свои 2.5 часа изматывает нас этой тайной, на которую остальные герои парадоксально-придурошно не обращают внимания. 'Где ты был 4 года Тревис? Где твоя жена? Что тогда случилось? Не хочешь отвечать? Ну ладно, забери Хантера после школы, плз', что?! Фильм просто разочаровывает. Он оставляет поток вопросов, на которые уже даже не хочется искать ответы. Потому что судя по почерку режиссёра, наверняка Тревис просто молча ходил и бомжевал по Техасу. Я не понимаю героев. Я отказываюсь их понимать. Не потому что это неинтересная история. Потому что нам не показали как и в чём им можно было посочувствовать. Есть ощущение, что фильм это рассказ засыпающего деда о своей молодости, сидящего на кресле-качалке. И ты не поймёшь - он полуспит и бредит или просто всё перепутал и просто хочет, чтобы кто то слушал что нибудь, что он говорит. Я считаю, что любое творчество имеет право быть и чему то учит, что то рассказывает. Но так же считаю, что любое творчество, тем более публичное, может подвергаться критике и недопониманию, тем более, если оно претендует на пальмовую ветвь. Вим Вендерс снял фильм для себя, про свои переживания. Вдохновившись книгой, он увидел себя в этой истории, возможно ему были близки метания героя. Но чёрт возьми - я не ожидал такого разочарования. Он как будто бы побоялся раскрыть фильм полностью. Как будто ощутил страх от того, что эмоции вырвутся и что вообще эта история может получить какую то развязку. Он решил оставить всё как есть. Очень жаль
Представим себе следующую ситуацию - берём уважаемого врача, спасителя сотен и сотен душ и тел, у которого непререкаемый авторитет, что называется 'praised by many, respected by all', из серии офтальмолога Фёдорова, и просим его написать эссе на тему “Как кокс мне помог избавиться от стресса”. А потом смотрим на то, как падает употребление алкоголя в отдельно взятых благополучных и не очень семьях. Случись такая история (есть же примеры Булгакова, и Хемингуэя и других гениальных любителей допинга), это был бы бескомпромиссный аргумент для всех употребляющих злоупотребляющих. И попробуй что-нибудь после этого эссе обоснуй людям, которые абсолютно уверенны, что пару дорожек качественного “стафа” иногда очень даже полезно, или, как минимум, не вреднее сотки вискаря. И никакие самые непотребные примеры из жизни и фотографии из хроники не помогут. То же с Вимем Вендерсом, наследником Антониони и действующим президентом европейской киноакадемии и его роуд муви “Париж, Техас”, снятым настолько высоко, что “и пальмовой ветви мало”, что глаз не оторвать и ушей не отлепить (список премий и положительных отзывов самых респектованных кинокритиков зашкаливает). Итак, главный герой, Трэвис (Гэрри Стэнтон), как и его жена Джейн (Настасья Кински), исчезают на 4 года непонятно куда, оставив своего 4-х летнего сына брату Трэвиса Уолту с женой. Уолт случайно находит Трэвиса в полном невминозе где-то посередине американского нигде, отмывает, переодевает, терпит его капризы, привозит домой, даёт денег, разрешает носить свою одежду - в общем выдаёт христианскую братскую любовь на все сто. Тем временем, жена Уолта даёт Трэвису надежду найти пропавшую Джейн, рассказывая по секрету, что она периодически возникает на горизонте в виде заноса кэшью на счёт сына. И Трэвис, который от скуки перечистил всю обувь в доме брата и перемерил все его шмотки, не моргнув глазом, отправляется на поиски бывшей жены. При этом не один - он берёт с собой сына, который последние 4 года называет папой брата Уолта, а мамой, соответственно, его жену. Трэвис, просто так, по-техасски говорит: “Сынок, я уезжаю за мамой, удачи тебе сынок! (т. е. я один раз слился, поэтому ты не расстроишься, если я сделаю это второй раз), на что сын (что естественно для 8-и летнего парня, который ещё помнит свою мать) говорит: “Я с тобой, пап!” - “Не вопрос, поехали!” - отвечает бродяга Трэвис. И, опачки, история входит в новый поворот, который сулит ещё более красивый, чем в первой части американский вайл-вайлд-вест, но приносит не менее сочные бетонные джунгли в виде Хьюстона из восьмидесятых, а так же встречу с красавицей Настасьей Кински, играющей жену Трэвиса. У меня банальный вопрос: как это понимать?? Главному герою настолько по барабану, что одним движением руки перечёркивает семейную жизнь брата и жены, которые давно считают сына Трэвиса своим ребёнком. Причём он этот делает на их же деньги, и, вероятней всего сделает то же самое со своим сыном (так и слышатся его мысли: “Сынок, в школе делать нечего, когда нужна искать маму, которой до нас дела нет!”). И на десерт, в финале, Тревис-таки оставляет своего 7-и летнего сына одного в отеле вместе с диктофоном, на который он записал ему своё прощальное послание, с финалом: “Я люблю тебя, Хантер, люблю большего всего на свете” - прям-таки, апофеоз лжи, приняв которую, ребёнок уже не сможет не использовать её дальше в собственной жизни. Вим Вендерс и Ко показывают всё эту вакханалию псевдолюбви и недоотношений так красиво, как будто это не жесть, как она есть, а живая вода; мудрость из серии “Не верь, не бойся, не проси!” И под занавес фелигранная разработка темы, фактически библейское обоснование невинности женщины, бросившей своего ребёнка: муж - псих, неудачник и алкоголик, поэтому так всё случилось: “Я не могла дать сыну то, что ему было нужно… Не хотелось его использовать, не хотелось, чтобы он заполнял мою внутреннюю пустоту!” - говорит героиня Настасьи Кински в своё оправдание. Браво, Вим! Виват, Вендерс! 8 из 10
Фильм уже довольно знаменитого и прославившегося по ранним работам Вима Вендерса, я посмотрел после его 'Алисы в городах' которая достаточно похожа на данный фильм, но как по мне он не столь хороша как данная лента. «Париж, Техас», на мой взгляд, является гениальнейшей работой. Вендерс создал совершенно превосходное роуд-муви, хоть я и не поклонник жанра но этот фильм действительно очень сильный. Так называемая магия кино присутствует в этом фильме и держит тебя около экрана Сев смотреть этот фильм я поймал себя на мысли, что я кайфую от этого кино в прямом смысле этого слова. Просто отдых душой и сердцем. Фильм органичен во всем. Отличный визуал, нехочется отводить глаз. Вендерс в своем роуд-муви использует некий эффект замедления кино, и это получается у него великолепно. Он его не делает нудным, а таким какой он и должен быть. Отдельно хочу сказать по поводу музыки. Она подобрана очень правильно. Это кино без этой музыки было бы не то. Эта игра на гитаре Рэя Кудера играет бы на струнах собственно души. Также фильмы великопно прописаны все образы. Очень интересный образ Тревиса. В нем какая-то таинственность, загадочность и отрешенность. Он олицетворяется в фильме скорее всего с названием и с тем местечком в штате Техас. Такой что пустынный и неясный. Настасья Кински хоть и ее немного просто прекрасно справляется с образом несчастной, брошенной жены Трэвиса. Сюжет таков что в нем остается что-то неясное и вы не можете оторваться от экрана и ждете новых поворотов. Сцены на машине просто шикарны. Эти пустынные дороги, уводящие в даль в неизвестность. Это как путь жизни, человек сам выбирает куда ему ехать. Можно отметить и последнюю затяжную сцену где Трэвис встречается с Джейн. Это сцена буквально пропитана драматизмом и вы по-настоящему сочувствуете персонажем фильма Вообщем кино как душевный отдых от всего. Мы можете на все сто погрузиться в этот фильм и забыть ваши проблемы и невзгоды. Смотрите и отдыхайте. Этот фильм не нужно понимать головой, думать о нем, какие проблемы он затронул и т.д. Его нужно прочувствовать душой. Влиться в эту историю и дальше вы сами все поймете. 10 из 10
По унылой, выжженной солнцем равнине, носится ветер, поднимая клубы пыли и песка. Насколько хватает взгляда: пустота, безжизненность, вечность. Ни одной дороги. Ждешь, что вот-вот появятся какие-то признаки цивилизации, может быть, обломки чьей-то неудавшейся жизни. Одетый в элегантный и строгий костюм, как будто только что вышедший из офиса или после удачной сделки, вдалеке показывается человек. К нему приближается камера, и мы видим, что на самом деле его одежда изношена, лица много недель не касалась бритва, а в безумном взгляде — жажда. Идет ли он к какой-то цели, или это просто ветер направляет его? Цель — это Париж, уголок счастья и надежды, затерянный в пустынях Техаса. Кто бы мог представить, что Трэвис, герой Гарри Дин Стэнтона, не один во всем этом мире. Однако, его брат Уолт (Дин Стокуэлл) после четырех лет разлуки, неожиданно узнавший о его существовании, бросает все и отправляется через полстраны, чтобы вернуть пропавшего родственника. Сколько пройдет еще времени, прежде чем одичавший Трэвис, неразговаривающий, боящийся авиаперелетов, сможет вернуть себя и свою семью? Весь фильм — это длинная и непростая дорога, начало которой в самом Трэвисе, а окончание возможно в Париже штата Техас. Мечта его совсем рядом, стоит лишь протянуть руку, и вот она — на пожелтевшем от долгих странствий клочке фотографии, в глубинах памяти — в виде сальной шутки его отца. Так близка, и так недостижима. За окном автомобиля проносятся города, чьи-то жизни, людские взлеты и падения, но главный герой не замечает этого, даже более того, он не понимает, что происходит с ним самим. Почему его сын воспитан в чужой семье, почему его любимая жена на другом краю Америки обслуживает клиентов в сомнительном «пип-шоу», где все это время был он сам, Трэвис Хендерсон? Под неторопливую музыку Рая Кудера, по дороге к собственному «я», главный герой ищет ответы на эти и многие другие вопросы, мучавшие его в течение пусть не ста, но долгих четырех лет одиночества. Вим Вендерс не даром выбрал путь извилистый, очень непростой, символизирующий саму жизнь. И, как в реальной жизни, нам предстоит вместе с главным героем задаться многими вопросами. Возможно, мы знаем на них ответы. Верны ли они? Трудно ли снова стать отцом? Ведь сын уже вырос, его воспоминания редки и обрывочны, большинство их них хранятся на старой семейной кинопленке. Можно ли отблагодарить людей, вырастивших и воспитавших как родного твоего единственного ребенка, просто перемыв всю посуду и обувь в доме? Достаточно ли надеть костюм по последней моде и купить собственный автомобиль, чтобы заслужить доверие семилетнего мальчишки? Может быть, для этого нужно вернуть настоящую маму (Настасья Кински)? Может быть, тогда и Трэвис вернет самого себя…
Вим Вендерс - удивительный режиссёр. Он умеет показать банальные и подчас даже скучные (на бумаге) истории через невероятную призму кино. И его метод уже не первый раз работает на мне. Большая часть фильма предстаёт перед нами в виде некой загадки главного героя. Что с ним случилось? Почему его семья распалась? Это интригует. Но, если говорить в сухом остатке, то отгадка до боли банальна и скупа. Хорошо ли это? Благодаря киноязыку, режиссёр смог придать картине невероятной глубины. Во многом собственную личную философию Вендерс сделал на экране понятной для зрителя через простые сюжеты. Это гениально. И это работает. Удивительно, как по окончании фильма понимаешь, насколько природа пустыни Америки идеально подходит для него. По сути, нам показана душа главного героя, которую вывернули наизнанку. Вечная пустыня с редкими малонаселёнными домиками и остановками, в которых не будет никакого покоя. Одиночество - лейтмотив фильма, а точнее главного героя. Он ушёл в этот мир, чтобы понять себя, забыть прошлое, найти цель в жизни, что-то переосмыслить. Получилось ли у него? Да. Пусть многие скажут, что герой не меняется по ходу фильма. Так и есть. Но, он в финале осознаёт, что этот мир одиночества - есть его жизнь. Потому что измениться для других людей он уже никогда не сможет. И финальный диалог (а по большей части, монолог) ясно дают понять, что Трэвис заканчивает ту, прошлую жизнь, но не начинает новую. В сердце нет места для этого. Только одиночество и пустыня, где можно забыться. Заслужил ли он всё это? Отчасти, да. Стоит ли его жалеть? Ему это уже никак не поможет. Два главных героя здесь - люди, которые живут в своём мире, и не смогли перерасти его, когда создали семью. Разница между ними лишь в том, что у неё ещё есть возможность что-то изменить (для этого существует родной сын), а вот ему уже ничего не поможет. И мелкими штрихами кино это показывает, пока Трэвис общается с сыном. Проблема заключается в том, что никто не хочет понять, насколько вся эта история отразится на самом Хантере. Да, в фильме ребёнок, вроде как, не слишком уж перебрасывает на себя расставание родителей и их побег от ответственности. Но, кто знает, что ждёт его эмоциональное состояние в будущем. Может быть, именно поэтому последнее действие отца в фильме такое. Финал картины не даёт нам ответов, он лишь показывает небольшую остановку по дороге одиночества. А дальше лишь развилка. Для кого-то в неизвестность, для кого-то к возможному счастью. А что до Парижа, что в штате Техас? На мой взгляд - это красивое завуалированное враньё, которое нужно чтобы окончательно не впасть в депрессию. И жить этим миражом. Я в полном восторге от того, как Вендерс создаёт свой, особый, мир. С помощью звука, визуальных решений, мизансцен. Его картины (те, что я видел) пропитаны неспешностью и некой улыбчивой меланхолией. Этот фильм, странным образом, совсем не раздражает долгими паузами, подчас растянутыми сценами. Нет. Они ещё больше дополняют и улучшают картину. Я всё сильнее ощущаю, что это прямо мой режиссёр. Прекрасное кино о людях, которые ошибались, ошибаются и будут ошибаться. Потому что они люди. Потому что они создают нереальные образы и верят в них. А потом жестоко разочаровываются. В этом фильме никто не получает хороший финал. И не факт, что получит даже в будущем. Хотя, у кого-то ещё остаётся надежда. P.s. Настасья Кински - невероятно красивая.
Вендерс вообще большой любитель травелогов. И они у него очень разные. Даже в 'Страхе вратаря...' принцип путешествия уже ощутим, а дальше эту конструкцию он будет крутить бесконечно. Путешествие для него что пирамида: каждый раз оно оборачивается еще какой-нибудь гранью, еще каким-нибудь поворотом маршрута-сюжета. А еще путешествие удобно своей нелинейностью. Уже сентименталисты догадались, что оно осуществляется даже не на кончике пера, а на кончике языка. Да, оно полностью расположено в стиле, именно в путешествии рождается повествователь, субъект текста, у которого связь с текстом нерасторжима, который не может занять стороннюю дидактическую позицию, а вот встроить в текст, сделать его частью то, что глубоко откровенно для него самого, он это делает запросто. Идеальный травелог у Вендерса даже на 'Париж, Техас' и уж точно не 'Алиса в городах', а 'С течением времени'. Фоглер там безупречная 'промокашка' режиссера, через него буквально проступает каллиграфия режиссерского стиля. Да и вообще он киномеханик, что важно, так как путешествие в кино - это путешествие именно в кино. Его пространство не делится на посюстороннее и потустороннее, оно двухмерно, как сам экран. А уж что появится на этом экране, это от киномеханика как раз и зависит. Не он сотворил этот мир, но он позволяет ему возникнуть ослепительной иллюзией. 'Париж, Техас' совсем другой. Во-первых, он не про Европу. В принципе, Вендерс никогда не был континентальным режиссером. Он снял кучу художественных и документальных фильмов за ее пределами, ему как наследнику всяческого романтизма и около него важна фигура и категория Другого, и в этом интересе он всегда будет рифмоваться с Херцогом и даже встречаться с ним внутри своего кинотекста, как это случается в 'Токио-га'. Американский ландшафт, в отличие от европейского, почти не заселен 'милыми призраками' литературы. У нас куда ни плюнь, то Петербург Достоевского, то Венеция Манна. Даже в Барановичах. Совершенно точно в Бобруйске. А техасский Париж - это просто название такое, как и в любом путешествии можно найти Одиссею, только зачем её тут искать? Беспамятство героя - идеальная формула киноландшафта, оторванного от своего литературного происхождения. Во-вторых, это всё равно про Европу. Не потому что в Техасе тоже Париж, а потому что Европа не может забывать, не для того её ужас цвёл в ХХ веке. Потому и нужна Америка как совершенно другое продолжение/вариант вечной европейской истории про трагедию. И это не комедия, это именно мелодрама как жанр, давно сбежавший из литературы и переехавший за океан, в Голливуд. Тоже ведь травелог. И вот это перекрестье делает 'Париж. Техас' похожим сразу и на Антониони, и на какого-нибудь стандартного голливудского, племенного производителя мелодрам на фоне ландшафта.
'Париж, Техас' в первом впечатлении предстает как ряд бесконечно длящихся пейзажей. Наверное, их невозможно не упомянуть в любой рецензии - неважно, будет она благоговейной или разгромной. Вот и сейчас на ум приходят пустыни, каньоны и красные скалы Техаса, застывшие и не признающие времени. Но не стоит столь быстро подпадать под их очарование, есть риск так и остаться среди скал и песка. Все они только прячут самое главное в фильме - человека. Вима Ведерса можно назвать режиссером-гумманистом. Его герои обязательно сочувствующие, тоскующие по сочувствию, в пределе - страдающие от недостатка сочувствия и человечности. Но, в отличие, от знаменитого 'Неба над Берлином' в 'Париже...' гуманность не декларируется в каждой сцене, здесь только задним числом ты понимаешь, что в сущности все герои фильма человечны. Хотя людей в фильме не много - помимо главного героя Трэвиса и его семьи в кадре на недолгое время появляются ищущий легкой наживы врач из глубинки, непосредственная мексиканская горничная и прилизанный содержатель борделя. Остальные два часа экранного времени занимают городские и пустынные пейзажи - красота закатов, полей, транспортных развязок, парковок, биг-бордов и десятка других не всегда видимых на первый взгляд форм, воздвигнутых природой или человеком. Глаз Вендерса настроен на неустанное их восприятие - чего только стоят его фотоальбомы с хокку, специально сочиненными под каждый кадр. Но для созерцания оформленной пустоты нужен все тот же человек. Персонаж Гарри Дина Стентона героичен, и, что еще более значительно, так же блаженно чист, как окружающая его природа. Очищение ему принесла своеобразная аскеза в форме четырехлетнего скитания и забвения предшествующей ему жизни почти целиком. Из этого забвения спаслись только несколько фотографий и запись номера телефона, которые он носит за собой и пересматривает. На одной из фотографий изображен кусок такой же пустыни, какая его окружает, с табличкой 'for sale'. Это и есть техасский Париж, место Трэвиса, его начало. 'Оцивилизовывание' Трэвиса заново происходит постепенно и не без трудностей. Но его чистота располагает к себе, и даже его брошенный на попечение дяди сын Хантер после первых дней недоверия быстро признает в страннике отца и соглашается на путешествие в Хьюстон на поиски матери. Здесь следует сделать существенную оговорку: этот фильм нужно смотреть, освободившись от всякого бытового резонерства и 'здравого смысла' повседневности. Вендерс будто нарочно окружает семью главных героев противоречивыми моральными поступками: брошенный ребенок, работа Джейн в 'разговорном' борделе, похищение (хоть и по согласию) Хантера отцом из дома, в котором его любят как родного. Дурной 'здравый смысл' то и дело будет искать лазейку для фырканья и сыпанья замечаниями, но попробуйте закрывать на него глаза. Ведь дело в том, что и Трэвис, и Джейн выше и больше всего, что их окружает. Джейн (красавица Настасья Кински) выглядит нелепо в картонной комнате 'отеля' или на бутафорской 'кухне', но картон символизирует повседневную жизнь, которая героям 'не по размеру'. От этой несоразмерности отходит ключевая, как мне кажется, тема всего фильма - невозможность любви. Джейн и Трэвис любят друг друга, но достигают в своей любви определенной точки, дальше которой - никуда: '...как если бы я ощупывал камень, заключающий соль доисторических океанов или луч какой-нибудь звезды, я чувствовал, что прикасаюсь к замкнутой оболочке существа, которое внутренней своей стороной уходит в бесконечность' (М. Пруст, как всегда, способен на куда более живое описание такого положения). Момент невозможности полного обладания, слияния с любимым существом и представляет собою ту плотную сердцевину, корень, дающий рост дереву всего фильма, о ветвящихся темах и настроениях которого можно говорить без умолку. Следует упомянуть отдельно призрачность Джейн, она - безупречно красивое видение, за всю картину ни разу не находящееся рядом с Трэвисом, здесь, по эту сторону. Она то улыбается ему из любительского фильма, проецируемого на стену, то поглядывает с фотографии, то отвечает из-за стекла. Какой технически простой и гениальный способ изображения недосягаемости, ускользающего совершенства. Но совершенен и Трэвис, сострадательно похлопывающий по плечу городоского сумасшедшего подобно ангелам из уже упомянутой картины. Наравне с ним только бескрайность равнин и высота гор. Да еще маленький Хантер - последняя к финальным кадрам надежда.
Дорожное приключение – жанр крайне интересный для кинематографа. Ведь в нем есть место не только роскошным видам, но и, главное, сама суть стилистической направленности – нескончаемое путешествие. Немецкий мэтр режиссуры Вим Вендерс прибегал к «роад-муви» неоднократно, особенно в своих ранних и самых знаменитых работах – «Алиса в городах» (1973) и «Ложное движение» (1975). Спустя почти десять лет картина «Париж, Техас» стала для режиссера не только последним и завершающим этапом в этом жанре, но и символизировала некое прощание с американским влиянием в его творчестве. Вендерсу как европейцу отлично удается передать уже с первых кадров тот культ и романтику большой дороги, что так почитали американцы в романтичные 70-80-е не только в кино, но и в жизни. Непрекращающееся движение, постоянная динамика – выражения, словно символизирующие некий характер нации. Однако режиссер в эту действительность помещает кажущуюся незаметной и отвергаемой тему одиночества. Столь неамериканская черта ощущается в местном быте Вендерсом даже в таком густонаселенном регионе, как Сан-Франциско. Оттого созданные им исключительной красоты пейзажи всегда пустынны, и фотография в руках главного героя с изображением песчаного участка в городе Париж штата Техас - как главный символ одиночества. И герой в исполнении Гарри Дина Стэнтона продолжает выражать собой эту суть. Ведь он, как персонаж вестерна, а такой человек всегда одинок и зачастую асоциален, сторонится общества. Четыре года скитаний в неизвестном направлении, случайное возвращение в семью, новое обретение себя и кажущего смысла жизни – вроде бы, есть все, чтобы мечта стала снова материальной. Но худощавый ковбой, по законам жанра, - вечный скиталец, вечный призрак самого себя на бескрайних просторах солнечной Калифорнии. Улавливается тонкая нить к «поэту отчуждения» Микеланджело Антониони. Магический саундтрек от Рая Кудера задает еще больший вакуум происходящего. Звуки его слайд-гитары раскидывают такие напряженные и, в тоже время, полные тоски ноты. Предвосхищая фразу следующего в своей биографии фильма «Перекресток», Кудер подчеркивает тон картины Вендерса, ведь «блюз – это когда тебя бросила женщина». Такая медитативная разреженная музыка очень точно сочетается с ярко-насыщенным цветом пейзажей. Робби Мюллер, преданный оператор Вендерса и следующего продолжателя культовых «роад-муви» Джармуша, придает бесконечный масштаб, на первый взгляд, локальной семейной мелодраме за счет мастерского комбинирования кадров, где сначала царствуют величественные холмы, вырастающие из пустынных равнин, с видами «бетонных джунглей» Хьюстона. «Париж, Техас» является несколько нетипичным представителем жанра дорожного приключения. Здесь нет привычного драйва и динамики. Чужак-европеец Вим Вендерс (как критики в штатах назвали режиссера) показал некую романтическую печаль своего континента на далеком американском Юге. Намеренно подчеркнутое чувство одиночества витает в каждой детали этой картины и создает ближе концу почти утопические настроения в духе «Женщины в песках» японского драматурга Кобо Абэ. Но все же герой Вендерса, американец, - истинный персонаж калифорнийского вестерна, и, как верность традиции, ему не суждено вести оседлый образ жизни, ведь душа жаждет продолжить скитания, а скитания сродни паломничеству, паломничеству длинною в жизнь… 9 из 10
Хотел поставить что-то перед сном, специально не искал ни чего особенного, просто, что-нибудь такое, чтобы можно было спокойно на середине фильма отключиться. А между тем наткнулся на очень занятное кино. Попался диск, давно валявшийся у меня на столе — «Париж, Техас». Ну, что я могу сказать фильм высшей пробы. Приятный, размеренный, и между тем удивительно насыщенные и смысловой. Фильм многослойный, и этим напомнил мне недавно просмотренного «Чтеца», который в свою очередь каким-то образом сумел совершенно лаконично сочетать в себе эротическую, судебную и тюремную драмы. А это три абсолютно разных жанра, редко когда соприкасавшихся вместе. Так же и «Париж, Техас», для начала вот тебе классический роуд-муви, в стиле «Человека дождя». Два брата едут по пустыне, заново находя и осознавая свою родственную связь, вспоминая родителей и детство, им тяжело они ругаются и так далее и так далее. И вот когда, кажется что больше ни чего существенного не произойдет, и весь фильм будет развиваться в таком же ключе, так что можно уже потихоньку засыпать, как тут фильм меняет свою направленность и становиться чем-то, что лично я называю лузер-муви. Такой специфический жанр, где всё повествование вериться вокруг одного уникального человека, и его взаимоотношений с обществом и отдельными его представителями. Этот человек не похож ни на кого, чаще всего он это понимает, борется с этим, но ни чего не может сделать. И вот опять. Когда, кажется что теперь весь фильм крутиться вокруг этой непохожести главного героя на окружающий его мир, как герой логически преобразовывается и становиться абсолютно нормальным. На передний план выходят отношения отца и сына, точное будет сказать возрождение этих отношений. И теперь я как будто смотрю нарезку из лучших моментов фильма «Крамер против Крамера». В конечно счете вся эта в хорошем смысле мешанина из жанров выливается в удивительной силы заключительный монолог (диалог?) главного героя. Я специально лишь поверхностно касаюсь сюжета, потому что в данном случае для меня это не так важно. Я просто хочу показать жанровое разнообразие этого фильма, показать что за внешней казалось бы размеренностью скрывается постоянные метаморфозы как сюжета, так и главных героев. Музыка к фильму это что-то. Вообще надо отметить, что очень часто музыка в кино как бы «не при чем», она играет и играет где-то за кадром, меду тем, делая происходящее на экране еще более постановочным, чем оно есть на самом деле. Здесь этого нет, режиссер так мастерски вплетает музыку в ткань фильма и повествования, что ты ее не замечаешь. Безусловно, красивая, но притом простая мелодия делает саундтрэк вообще не ощущаемым. Подобное в кино я слышал только у Джармуша в «Мертвеце», но если там это было роковое звучание, с громкой и грязной электрогитарой, то тут это, безусловно, звучание блюзовое, с цепляющей акустической гитарой. Про актерскую игру не хочу, ничего говорить, потому что тут и говорить ни чего не надо. На мой взгляд, это вершина того чего может добиться режиссер от актеров. Часто бывает, что один или два актера тащат на себе весь фильм, тут же выкладываются все до одного. Все актеры попеременно дают Станиславского. Даже восьмилетний мальчик, пугающе натурально играет восьмилетнего мальчика. Очень понравилась Настасья Кински. Очень понравился Дин Стоквелл, который, между прочим, преследовал меня все мое детство, и которого непривычно видеть без сигары во рту (и по-моему режиссер это то же почувствовал и сигара где-то в середине фильма на пару минут все же появилась). Но отдельно хочу отметить любимица Дэвида Линча, вечного актера второго плана — Гарри Дин Стэнтона. Есть актеры, которые ни когда не стареют, проходят года, а они все такие же. Стэнтон же, наоборот, по-моему, всегда был старым. Даже в далеком 1984 он уже старик, что не мешает ему играть, безусловно лучшую роль в его жизни. Все это делает «Париж, Техас», пожалуй, одним из лучших фильмов просмотренных мною в этом году. 9 из 10
По пустынной техасской дороге из ниоткуда идет человек. Его зовут Трэвис. Он не помнит своего прошлого, кроме того, что у него есть семья, которую он оставил. Прошло с этого момента, ни много ни мало, четыре года. По дороге он встречает своего брата, который поможет ему восстановить как пробелы в памяти, так и душевное равновесие, дорога к которому лежит в Париж – маленький городок в штате Техас. Вторая широко известная работа немца Вима Вендерса, с которой мне довелось очень приятно познакомиться, продолжает идею его же «Алисы в городах» (1974) – те же странствия, те же поиски, только сюжет здесь усложнен и внимание сконцентрировано уже не на двух персонажах. «Париж, Техас», в отличие от незаслуженно обойденного фестивальными наградами фильма «Алиса в городах» оказался троекратным призером Каннского кинофестиваля (Золотая пальмовая ветвь, приз ФИПРЕССИ, приз христианского жюри), и, также, номинировался на другие награды международного уровня. Повествование так же ведется в стиле неспешного роуд-муви с живыми диалогами живых героев, однако, несмотря на неспешность, сюжет умудряется принимать неожиданные повороты. Буквально не терпится сразу перейти к хвалебным одам и отметить шикарную операторскую работу Робби Мюллера, в чьих руках камера выдавала роскошные планы техасских пейзажей и отлично выстроенные мизансцены – с визуальной точки зрения фильм безупречен, а визуальная сторона является важным элементом любого изобразительного искусства. Как и в случае с «Алисой в городах» здесь нет ни одной провальной актерской работы, все без исключения актеры играют на высоком уровне, ну а появляющаяся во второй половине фильма Настасья Кински – просто радость глазу, гармонично освежающая предшествующее действо, словно пришедшийся, как никогда, кстати, глоток воды в пустыне. Музыкальное сопровождение Рая Кудера – еще один отдельный разговор на несколько страниц восхищений и обожаний, насколько оно украсило фильм аудиально, передавая атмосферу тех засушливых краев. Саундтрек к фильму настолько хорош, что его можно и слушать отдельно, вне контекста фильма. Как и в «Алисе в городах», лишь ребенок окажется способен вернуть блуждающему главному герою вкус к жизни и обрести душевное равновесие, очеловечиться, и, как результат, по-светлому грустный финал, закрепляющий послевкусие, которое появится только спустя дни и переведет фильм в разряд «незабываемые». В двух словах: Исключительно светлое, человечное, и жизненное кино о воссоединении семейных уз. Без преувеличений, шедевр Вима Вендерса. 10 из 10
Что такое Париж? Долгое время служивший культурным центром Европы, основным поставщиком великих политиков, мыслителей, художников и писателей, он по праву мог бы считаться самым сердцем Старого Света. Именно такого сердца нет, никогда не было и не будет у Америки. Она - это безбрежные прерии, скалистые ландшафты и горы, пустыни в которых умерло время, вечные, бескрайние просторы, которые насмехаются над всякими выдуманными конечными человеческими целями. Именно этот пейзаж был американцами ПОКОРЕН за счет строительства мегаполисов, крупных игорных центров прямо посреди пустыни (Лас-Вегас), транспортных сетей, из которых главной является гордость (и вероятно символ Америки) хайвей. Именно он служит в фильме фоном в 70% всего экранного времени. В чем его секрет, почему он так важен и что же он такое? Мало где говорится о том, как резко поменялось все американское общество с появлением автомобиля и дороги. Вендерсу прежде всего интересно его воздействие на семейную жизнь. Семья как таковая - т.е. укорененность, традиции, постоянство (широко практикуемые в Европе) пошатнулась. Ведь теперь в сотни раз увеличилась мобильность жизни, появилась свобода передвижения (заметим, герой Стентона жил с семье в трейлере), и множество семей выбрали необременный постоянством образ жизни (это относится не только к хиппи, и сегодня многие продолжают странствовать). Беда Тревиса - протагониста фильма, в том, что он консервативен и сильно бредит Европой (откуда родом его отец). Пытаясь обнаружить сердце (Париж) там, где его нет и не может быть (Техас), он терпит сокрушительное поражение от собственной семьи, не сознавая, что возвращение к истокам, родовым корням УЖЕ невозможно. Впрочем, нельзя сказать о сюжете, чтобы не заспойлерить целиком весь фильм, поэтому лучше возвратиться к тому, какие еще глобальные аспекты в нем затронуты. Хайвей - как средство коммуникации, трансформировавшее всю действительность на корню, далеко не единственное, появляющееся в фильме. Будучи большим поклонником Антониони (и даже создавшим на пару с маэстро несколько фильмов), Вендерс гениально разыгрывает тему замещения подлинного общения (в живую, посредством реального присутствия) искусственным. Мобильные устройства на момент создания еще не появились, поэтому режиссер заменяет их рациями, диктофонами, стационарными телефонами и пр. Этот прием позволяет ему глубоко закопаться в человеческую психику, с ее фантазмами, воспоминаниями и восприятием реальности (между тем оказывается, что до последней еще надо добраться (сцена, где мальчик не воспринимает собственного отца до тех пор, пока тот не начнет играть РОЛЬ отца). И начинает исследование Вендерс с чистого листа. А именно с человека, полностью отказавшегося от всех социальных ролей, общественных систем и средств коммуникации как таковых (он не использует даже язык, не говоря уже о самолетах, кредитных картах и т.д.). Весь фильм - это фактически путь (дорога, хайвей?) его перевоплощения, примирения настоящего с прошлым, своей мечты (вернуться к родовым корням, очагу) с действительность (вечное движение, поиск, постоянная мобильность). Ему предстоит долгое странствие по миру вечной иллюзии...Что ж. Остается только пожелать ему 'Have a good trip!'. До фильма об актере Г. Д. Стентоне, я знал только, что в книге 'Голливуд' Чарльз Буковски отзывается о нем самым положительным образом, признавая, как 'отличного парня'. Судя по его описанию актер был немного чокнутый, не от мира сего, любил пропустить стаканчик и завести философский разговор (цитирую речь Стентона: 'Все мы с дыркой в жопе, так? Вот здесь, посередке, так? Говно ведь отсюда вываливается, я правильно рассуждаю? По крайней мере, мы каждый раз ждем, что это произойдет. Что мы без говна? Нет нас! Сколько же мы за свою жизнь высираем, а? И все идет в землю! Реки и моря насыщаются нашим говном! Мы мерзкие грязные твари! Ненавижу! Каждый раз, вытирая задницу, я ненавижу человечество!'). В этой роли он как влитой. Но и Дин Стокуэлл, которого мы привыкли видеть на вторых ролях или в сериалах тоже очень хорош. Практически противоположность 'естественному' брату - он вполне успешно живет в царстве симуляции(Голливуд), сам же ее продуцируя (рекламный агент), и даже все роли ему удаются на ура (напр. фиктивного отца). Но за это ему придется дорого заплатить. Что касается аудиовизуальной составляющей картины, то тут просто кончаются слова. Бескрайние пустыни, резко контрастирующие с поднебесными небоскребами, сочность красок, ослепляющие солнечные лучи и бессмертная пустота, одиночество пропитавшее каждую песчинку и мегаполис с его отраженным витражами, симулированным солнцем, где люди возможно еще более одиноки...
Удостоенная «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, картина Вима Вендерса «Париж, Техас», наряду с другим его шедевром «Небо над Берлином», служит для большинства зрителей основным мерилом многогранного режиссерского таланта их создателей. Уже обращавшийся десятилетием ранее к так называемой «дорожной» тематике, как к одному из способов обретения родственных связей и непрекращающемуся поиску себя в этом мире, Вендерс в ленте «Париж, Техас» достигает наиболее полного осмысления собственноручно созданной «кочевой мифологии». Картина стала своеобразным бенефициарием, логическим итогом, если хотите, всего творческого пути культового немецкого режиссера. Здесь, как и в «Алисе в городах» Вендерс вместе со штатным оператором Робби Мюллером в очередной раз отправляется на родину фаст-фуда и кока-колы, чтобы поведать весьма непростую и типично вендерсовскую историю о Трэвисе Хэндерсоне – то ли блаженном, то ли по-настоящему впавшем в полное забытье маленьком человечке с комплексом мизантропа-одиночки. Только вместо полюбившегося «чемоданного» быта «Алисы» - на этот раз раскаленная пустыня Мохаве, а вместо привычного унылого лица Рюдигера Фоглера – небритая харизма Гарри Дин Стэнтона. Именно ему предстоит сыграть Трэвиса - человека забывшего обо всем на свете, но не позабытого родными и близкими. Покинувший однажды родной очаг и скитавшийся на протяжении долгих четырех лет, черте знает где, герой Стэнтона напрочь не помнит кто он и куда, собственно, держит путь. Неудивительно, что первые 25 минут экранного времени Трэвис вообще молчит. Найденный каким-то чудом в самом сердце техасской пустыни родным братом Уолтером (Дин Стокуэлл), наш герой, подобно персонажу Дастина Хоффмана из «Человека дождя», панически боится авиаперелетов. Для него, прожившего четыре года «в диких условиях», наедине с природой, потерять почву под ногами – табу, которое ни в коем случае нельзя нарушать. Вопросительная фраза Трэвиса: «Мы должны оторваться от земли?» - как нельзя лучше характеризует авторский замысел. Первое слово, произнесенное им в фильме, становится «Париж» - оно сразу указывает на несбывшуюся мечту главного героя: посетить этот самый Париж, но не тот который во Франции, а тот, что в штате Техас. Место, где его родители впервые занялись любовью и откуда, по сути, начался его жизненный путь. Не нам судить каким он был и каким будет. «Париж, Техас» никогда не опускается до морализма или осуждения. Как истинный профессионал и деликатный художник, Вендерс в первую очередь предлагает выход своим героям из той ситуации, в которую он их поставил. У картины потрясающий идеологический посыл – ничто не потеряно, все можно вернуть назад. Это кино, в котором даже самые загубленные человеческие судьбы получают второй шанс, а, казалось бы, раз и навсегда распавшаяся семья обретает возможность на повторное воссоединение. С робких попыток забрать ребенка из школы, начинаются непростые взаимоотношения отца и сына, долгие годы считавшего своими мамой и папой приемных родителей, в лице родного дяди Уолтера и его жены. Однако по мере развития сюжета, даже семилетний мальчик начнет осознавать, кто является его истинным отцом. И когда настанет время поисков «настоящей» мамы, наших героев будет уже не разнять. Подобно налаживанию взаимоотношений отца и сына, станет эволюционировать и герой Стэнтона. Особенно отчетливо это будет заметно, если прислушаться к его речи: на смену скупым образным фразам первых полутора часов фильма, придет просто дивный фонтан красноречия, сопровождаемый финальным монологом Трэвиса «лицом к лицу» с невероятно красивой и в тоже время печальной героиней Настасьи Кински. Кому-то, возможно, этот длинный 30-минутный тет-а-тет (в два захода) с «изливанием души» покажется скучным и неоправданно затянутым, но если хорошенько разобраться, то именно такая концовка позволяет расставить все точки над «i» в данной истории. Потрясающий гитарный саундтрэк Рая Кудера совершенен. Он завораживает и при этом нисколько не заглушает глубинных эмоциональных нюансов. Великолепная операторская работа прославленного Робби Мюллера также украшает эту картину, но по-настоящему возвышает ее все-таки глубокий философский подтекст. Именно благодаря нему, фильм вырастает до уровня самой настоящей античной трагедии, впрочем, у Вендерса редко бывает по иному. «Париж, Техас» задает зрителю свой особенный темп. Невозможно быстро пролистать его или пробежать глазами. Здесь каждая фраза значительна, а очередной ракурс камеры имеет свое неповторимое обаяние. Такое кино лучше всего смотреть наедине с собой, никуда не торопясь – только так можно получить от него ни с чем несравнимое удовольствие. А для кого-то фильм даже станет определенным жизненным опытом. 8 из 10