На первый взгляд, фильм вообще ни о чём. Но в любой картине есть сюжет и логика. И этот посыл надо уловить. Обратите внимание, что в титрах режиссёром указана женщина. Видимо, она как раз руководила процессом (при просмотре явно отслеживается стремление к мужскому полу). В общем, что вижу, то и снимаю. От этого тоскливо и угрюмо, но зрители, явно выступавшие мужчинами, упрекали бы постановщиков в пропаганде гомосексуализма. Фильм хоть и мрачный, но нравится идеей. Солдаты, которые умирают от разных испытаний, предстают в роли мучеников, на которых плевать со стороны. Любое состязание заканчивается смертью одного из них и рота редеет. Единственная женщина в фильме, снявшаясь впридачу полностью без одежды — Елена Кондулайнен, в роли надзирательницы. Но она никак не символизирует смерть, а наоборот, спасение. При помощи, естественно, секса. Но даже этого один из солдатов с винтовкой не выдерживает. Елена понимает, что смерть неизбежна, поэтому заплыв в бассейне, пропитанным женским потом, символичен. Философия фильма: от смерти не убежишь. То есть даже под ж-д мостом она тебя настигнет, а значит, в жизни испытания надо проходить до конца. 3 из 10
До неприличия монотонными и статичными кадрами, данная картина пытается вдавить в зрителя, весь ужас и кошмар Советской Армии. Цепляя при этом какими-то скучными и бессмысленными сценами, к тому же весьма затянутыми. Сразу становится понятным, что режиссер Хусейн Эркенов пытался добавить в свой фильм модные приемы аллюзии и символизма, смешав все это с армейским бытом. То что с блеском получилось у Рогожкина в его «Карауле», то у Эркенова на выходе получилось очень безобразно и скучно, вызывая лишь недоумение и раздражение зрителя у экрана. Разумеется, в конце 80-х и в начале 90-х в союзном и постсоюзном кино, стал выделяться такой жанр кино, как «чернуха». Я далеко не ханжа, и мне даже некоторые представители такого жанра вполне импонируют, но даже в таких фильмах должен фигурировать смысл и некий философский и режиссерский подтекст. А здесь, все происходящее на экране до боли сумбурное, непонятное, даже с элементами нелепой фантастики. При всем при том, я специально после просмотра данного творения ознакомился с одноименной повестью Юрия Полякова и разумеется не нашел с его художественной адаптацией ничего общего, за исключением нескольких имен главных героев. Так что приплетать, к этому фильму, в принципе неплохое произведение, уж как по мне весьма неэтично. Итого, картина «Сто дней до приказа» — это явный образец абсолютно ненужного и до ужаса статичного армейского кино, с провальной попыткой добавить элементы присущее жанру арт-хаус, во всех аспектах уступая схожим по тематике картинам. 2 из 10
В годы Перестройки стало модно снимать фильмы о внеуставных отношениях в армии. Только за два года вышло аж 4 фильма на эту тему: «Караул», «Делай — раз!», «Кислородный голод» и «Сто дней до приказа». И если первые три весьма хорошо сняты и показывают проблему дедовщины в армии, то последний не показывает ровным счётом ничего, кроме желания режиссёра стать новым Тарковским или Сокуровым. Желание есть, а таланта нет. Фильм якобы снят по одноименной повести Юрия Полякова. Точнее режиссёр Эркенов позаимствовал из оригинала только название. Сюжет в фильме совершенно другой, а точнее его нет. Нет даже подобия этого самого сюжета. На протяжении часа мы наблюдаем лишь нарезку кадров, которая меняется через каждые три минуты: хоп! — солдаты одеваются в казарме, хоп! — уже завтракают в столовой; хоп! — стоят на плацу, при этом оператор лениво показывает нам лица всех солдат в стиле «Карусель», и так далее. Понять, что происходит, просто невозможно, так как нам никто ничего и не собирается объяснять. Кстати, и дедовщины в фильме тоже нет. Есть только убогая сцена со справляющим нужду на рядового сержантом, которая выглядит весьма странно и к дедовщине имеет весьма косвенное отношение. Мне кажется, что сюжет убил именно так называемый «сюрреализм картины». Режиссёр настолько увлекся игрой в Тарковского, что совершенно забыл про сюжет. Я не оговорился, Эркенов бездарно копирует стиль Тарковского: камера показывает один и тот же кадр по пять минут, герои молчат (только у Тарковского они молчат не весь фильм) и прочие штучки. Про игру актёров не могу сказать ничего, поскольку данной игры не заметил. Подведу итог: сюжета нет, дедовщины в фильме тоже нет, актерская игра также отсутствует. Есть только фальшивый сюрреализм, который, к слову сказать, совершенно не клеится в картине про армию. Смотреть не рекомендую никому, ибо потом будете жалеть о потерянном времени.
То что фильм «100 дней до приказа» это экранизация бреда на тему страха перед армией, это понятно. Фильм — фобия, бред, кошмарный сон юноши наслушавшегося страшных рассказов про армию… Не понятно почему он так называется — вот что странно. Какое отношение это «Кино» имеет к одноимённой повести Юрия Полякова? Да и к самой армейской традиции (100 дней до приказа) этот фильм не имеет не какого отношения. По той простой причине что в фильме не показаны неуставные отношения. То что паяный солдат мочится на спящего сослуживца — это простое свинство. Если подобный случай и имел место в жизни, то этого сыкуна наверняка бы наказали сами «деды». Писать на кровати не хорошо. Да и другие сцены, в которых якобы показаны неуставные отношения — полная чушь. Не такая она дедовщина. Одним словом — бред. Это фильм не про армию, а про страх перед армией.
На первый взгляд фильм Хусэйна Эркенова «Сто дней до приказа» может показаться совершенно апатичным набором кадров со слабенькой невыразительной постановкой. Дело в том, что стороннему человеку он понравится вряд ли, еще меньше он понравится отслужившим в армии, и посчитавшим этот период очень важным этапом в жизни. Понравиться же он может очень узкой аудитории, по большей части тех, кто служил и воспринял армию, как самую большую задницу, в которую только может угодить человек. Оценивать непредвзято, лично я не могу, и считаю этот фильм самой честной картиной про армию, а потому, как и в любой нормальной российской части — смысла здесь нет. Но именно таким и должен быть фильм, чтобы за один час продемонстрировать всю ту палитру мрачных чувств, когда понимаешь, что попал в место, в котором не должен быть. Лишь набор сцен из разных отрицательных проявлений армейской жизни, пропущенной сквозь призму слетевшего с катушек сознания. Медлительность некоторых сцен окончательно превращает всю устоявшуюся систему в абсурд, бессмысленный и беспощадный, где люди борются неизвестно за что, постоянно строятся, что-то делают и… умирают. Умирают, конечно, не в буквальном смысле — опускают руки, что в тех условиях, в которых проживают персонажи этого фильма, ведет к помутнению рассудка, к счастью, легко обратимому, однако, вследствие этого, человек может наделать вещи, с которыми придется считаться. Именно из этого состояния получаются самоубийства, показательные вскрытия вен, а порой и побеги за сто дней до приказа, и объяснить этих поступков нельзя, но посмотрев этот фильм, можно прочувствовать, если оно, конечно, надо. Экранизация знаменитой повести Юрия Полякова вышла спустя 10 лет, после написания книги, и всего 3 года — с ее выхода (цензура!), конечно, вполне претендовала, и на актуальность, и на злободневность первоисточника. Книга же знаменита тем, что это было первое произведение, обнажавшее проблемы современной армии, в частности, неуставные взаимоотношения, до этого не придававшиеся массовой огласке, из-за чего и возникли проблемы с цензурой, однако Сталина на этих чернушников уже не было. Учитывая то, что в 90-ых в российском кино было катастрофически мало эротики, Елену Кондулайнен, впоследствии и прославит эпизодическая роль в этом фильме, однако тот факт, что армейская фантазия съехавшего с катушек солдата становится секс-символом отечественного кино, больше говорит о том, в каком ужасающем состоянии находилось это самое кино в начале 90-ых. Поэтому, и фильм на сегодняшний день стал экзотическим представителем раннего российского кино, которое еще советское, но из которого уже видно, что Союз разваливается, а на его будущих обломках уже строит гнездышко мрачная реальность 90-ых, где на «киностудии детских и юношеских фильмов» больше не будет места детским и юношеским фильмам. Итог: эксплуатационный психологический артхаус об отрицательных впечатлениях от армейской службы, посмотреть который найдется очень мало причин, главная из которых: вспомнить, какая все-таки гадость эта ваша армия.
Несколько раз просмотрел картину, но так целостность происходящего и не уловил. Может это попытка донести до зрителя те чувства, которые присуще военным по призыву. А может попытка показать просто действительность, хотя на эту версию я сомневаюсь, т. к. настоящая жизнь советского солдата столкнувшегося с дедовщиной разная. Понимаю, почему не выложено не одной рецензии, а лишь голоса. Просто дать оценку фильму легко. Но все-таки фильм даёт смешанные чувства и эмоции близкие по тем чувствам, которые охватывают тебя, когда ты попадаешь в ту самую другую жизнь, которую называют армией. Но других фильмов на эту тему нет, а ролики про избиения молодых солдат можно увидеть в Интернете или услышать рассказы тех, кто там был. Тем неимение атмосфера быта, и эмоции молодых солдат передаются людям не испытавшим «солдатских сапог» мощней всех рассказов и документальных роликов. Оценивать не стал, ели кто-то понял этот фильм иначе, напишите.