Если Йеллоустоун - т.н. нео-вестерн, то 1883 - вестерн классический, фильм совершенно иного жанра, прямо наполненный патриотизмом, нет не пафосом, а именно любовью к своей стране и её истории, какой бы она не была и как бы кто к твоей стране не относился. Ну и ковбои, насколько я понимаю, куда ж без них, это ж вестерн. Всё по классике, красивые виды, красивая музыка, суровые мужчины, чопорные барышни, наивная молодежь - всех их ждёт невыносимо трудный путь, опасность на каждом шагу (и романтическую линию не забыли), дабы обрести вожделенную Свободу (главный из сакральных символов и идей американцев). Путь в неизвестность, возможно вообще в никуда, история о людях, поставивших на кон всё, т.е. БУКВАЛЬНО ВСЁ, во имя мечты. В принципе, 1883 - образец того, как надо снимать исторические и патриотические фильмы.
Отсмотрел первые 6 серий. По сюжету толпа немцев переселенцев ищет новые земли на западе страны, чтобы начать там новую жизнь. Их человек 60 или больше изначально, плюс стадо быков в полсотни голов. Сами по себе они ничто: ни скакать ни стрелять. Поэтому их за плату сопровождают настоящие мужчины - несколько харизматичных ковбоев: трое крутых мужиков и еще двое поднанятых скотоводов позже по ходу движения. Переселенцы дохнут как мухи, иногда на ровном месте: холера, переправа реки, глупые разборки с местными. Очень скоро их количество ополовинивается к 6 серии. В целом от фильма ощущение смешанное. Главные актеры достаточно харизматичны, стрельба реалистична, пейзажи прекрасны. Но сценарий сильно затянут, диалоги медленнее, чем у моей бабушки. Часто просто пустые никуда не ведущие беседы о еде, торговли, жизни. За шесть серий было две хорошо поставленных сцен с перестрелками и еще пара дурацких сцен. Подытоживая рецензию, скажу что сценарий не акцентирован - как у чукчи, что вижу, то пою. Взаимоотношения просты, без хитросплетений, загадок и сюрпризов. Рекомендую фанатам темы, сидящим на карантинах, когда времени завал.
Это совершенно иной уровень восприятия. От каждого мгновения этого сериала вы будете переживать всё то, что переживают главные и даже второстепенные герои. Дело в том, что «1883» поставлен так аутентично, что передаёт абсолютно все эмоции. Аутентичность сериала переносит нас в те самые, классические вестерны. Актеры будто живут жизнями своих персонажей. Ну и главное, конечно, сценарий. Описать его можно двумя словами: Шеридан - гений. Помимо них, рассказчик, она же дочка Даттона, из серии в серию описывает происходящее так красиво и, порой, абстрактно, что память вашего ноутбука забьётся, если попытаетесь всё это дело сохранить. Когда героям грустно - вам грустно, когда они улыбаются - вы улыбаетесь. Абсолютно иной уровень восприятия, иной уровень качества. Увидев на постере брутальные усы Сэма Эллиота, ещё до того, как я узнал, что это сериал Шеридана и приквел любимого «Йеллоустоуна», я уже понял, меня ждёт. В моменте появляются Билли Боб Торнтон, Том Хэнкс и конечно же сам Тейлор Шеридан. Сериал рассказывает о том, как прадедушка Кевина Костнера ищет дом для себя и своей семьи. Вместе с ними идёт несколько десятков немцев-иммигрантов и их путеводители Сэм Эллиотт и его помощник ЛаМоника Гаррет. Все они идут в Орегон - местный рай. По сути - роуд муви вестерн, только вместо дороги - тропа, наполненная приключениями, грустью и трагичным исходом для многих. Никакого веселья. '1883' сюжетно похож наверное только на 'Костяной Томагавк', а эстетически на фильмы Клинта Иствуда. Слишком мало общего с тем же 'Йеллоустоуном' или 'Сыном' с Пирсом Броснаном, чтобы их сравнивать. По большей части это разные жанры. «Этой земле вообще не нужны обитатели. Растения тут несъедобные. Русла ручьёв высохшие. Уже в сентябре снег покрывает горные вершины. Зиме не терпится напасть на нас. Не терпится осыпать землю снегом, прогнать нас или убить. Будь у земли чувства, я бы сказала, что эта ненавидит нас. И все это чувствуют.» 10 из 10
Сразу должен сказать, что я большой поклонник сериала 'Йеллоустоун', и считаю его одним из самых интересных сериалов последнего времени. Там каждый кадр, каждый диалог - прекрасны, и каждый актер (почти) на своем месте. Примерно на это я рассчитывал, включая 1 сезон приквела к приключениям семейства Даттонов в конце 19 века. Краткий сюжет - два бывших военных, пара ковбоев и суровый фермер (тоже бывший военный) сопровождают группу переселенцев на дальний Запад США, в землю обетованную (см. статью Орегонский путь в Википедии или где-то еще). Собственно, с оригинальным сериалом этот роднит только пара отсылок к будущим событиям, фамилия одного из героев и штат Монтана, который будет в фильме затронут. Вообще сюжет фильма сильно напоминает малоизвестный у нас телефильм 'Одинокий голубь' с великолепными Джонсом и Дюваллем, который в большинстве случаев явно выигрывает в моих глазах у '1883'. У фильма есть два несомненных плюса, которые нельзя не упомянуть. 1. Сэм Эллиот в роли главы этого каравана неудачников, которые постарел, но все так же хорош в седле и в объективе оператора. Его глубокий голос и печальные глаза пожилого бассет-хаунда реально делают половину атмосферы фильма. Также хороши несколько персонажей второго плана, но Сэм прямо молодец. 2. Операторская работа. Ну тут просто слов нет. Кадры фантастически красивы, тут тебе и слоумо на своем месте, и свет великолепный, просторы просторны, а дикая природа прекрасна и пугающа. Собственно, это был и есть один из поводов влюбиться в оригинальный 'Йеллоустоун', и его дальний родственник этому критерию полностью соответствует. Однако указанные плюсы не сильно радуют, потому что минусы бросаются в глаза постоянно на протяжении всего фильма (далее спойлеры!). 1. Главная героиня. В караване переселенцев едет суровый фермер с женой и двумя детьми. Его 18-летняя дочь (естественно, с золотыми волосами, будучи дочерью брюнета и шатенки) и является основным персонажем этой саги, а также голосом за кадром, который постоянно снабжает зрителя избитыми и занудными житейскими мудростями с псевдофилософскими мыслями, взятыми из дневника 12-летней школьницы. Девушка Эльза ведет себя посреди степи как чернокожая американка на районе - она флиртует со всеми встречными, тычет пистолетом в лицо мужчинам, поскольку она в печали и у нее месячные (не преувеличение!), воюет с бандитами, плевать хотела на советы родителей, и при этом все это ей сходит с рук. Она скачет на коне, как Индиана Джонс, стреляет, как Джейсон Борн, и учит индейские наречия с полпинка, и спасает всех от гибели мастерством переговоров с команчами. Вообще у меня было ощущение, что это какое-то подростковое фэнтези, в котором логику можно отбросить в сторону, поскольку тинейджерам нужно нечто подобное - где молодая девушка решает сама все вопросы и вообще молодец. Эльза натурально раздражает с самого первого появления и все время надеешься, что кто-то придет и даст ей пинка или подзатыльник, но никто по сути так и не приходит. А учитывая, что ей (и ее мудростям в духе Лао Цзы) отдано множество экранного времени, каждый раз закатываешь глаза, когда она начинает носиться по степи и делиться своими переживаниями. 2. Переселенцы, которые в фильме являются довольно жалким основанием для развития сюжета, это просто какое-то сборище неудачников, которые не имеют и не умеют ничего. Они не умеют плавать (потому что в их стране это запрещено), не умеют распределять провизию, не умеют стрелять, не умеют ездить верхом, не говорят по-английски, и вообще представляют собой сборище дебилов, которым каждый раз приходится объяснять, с какой стороны у коня голова. При этом, как и положено тупым третьестепенным персонажам, они не слушают советов, делают что хотят, в связи с чем закономерно мрут как мухи с более-менее равными интервалами (обязательно с женщинами и детьми, а то будет не драматично). Строго говоря, их можно было с самого начала выбросить за борт, оставить вместо 50 человек 5 нужных для сюжета, но тогда не получалось бы систематически уменьшать их поголовье и создавать драматизьм и лишения. 3. Сюжет просто невероятно банален и скучен, а логика у персонажей отсутствует совсем. Немногочисленные вооруженные мужчины под любым предлогом в полном составе (!) оставляют лагерь и куда-то едут, на лагерь в это время внезапно (нет) нападают бандиты или индейцы, но в последний момент... Ну в общем вы поняли. И персонажи пляшут на этих граблях постоянно. План проезда каравана продуман до мелочей, типа: 'Ой, река разлилась, а они не умеют плавать. Поедем на запад, там правда река еще шире, но сперва доедем, а там поглядим'. Я долго думал, писать нейтральную рецензию или отрицательную, но все же остановился на последней. Сериал мне не понравился своим в общем-то наплевательским отношением к зрителям и их желаниям, слабой проработкой основных персонажей, банальным сюжетом с кучей дырок и повторов. Операторская работа действительно роскошная, но Шеридан мастер не только по съемкам, но и по драматическим сюжетам и их поворотам, не по соплям на ровном месте, а по внутреннему надлому, который кроется под спокойной речью и твердой рукой. В общем, может причиной тому завышенные ожидания, но фильм оставил впечатление, что вместо этого проходного сериала можно было создать что-то действительно величественное, оригинальное, сложное, а получился затянутый раза в два телефильм про похождения неприятного подростка в прериях и про то, что не следует брать с собой пианино, когда едешь на край света. 4 из 10
1883 -7,5 Очень непростой для рецензии сериал. Начать с того, что он позиционировался вроде бы как приквел гениального «Йеллоустоуна». Но приквел подразумевает, что это предыстория другого фильма или сериала. Т.е. в нем те же люди действуют перед тем, как началась главная история и вроде бы как в нем объясняется, как они докатились до жизни такой. Но действие «1883» происходит, конечно, до «Йеллоустоуна», но за полторы сотни лет до него. И действуют в нем совсем другие люди, хотя они тоже носят фамилию Даттон. С другой стороны, «1883» дает предельно однозначный ответ на вопрос, почему Джон Даттон такой упертый, и почему он никогда не отдаст свою землю, почему она для него не просто собственность, а нечто священное, за что он готов сложить голову и жертвовать чем угодно, даже семьей. Главный минус «1883» лежит в этой же плоскости. Это предыстория «Йеллоустоуна» и автор у них один. Поэтому те, кто был покорен сериалом с Кевином Костнером, включают этот сериал в надежде получить нечто похожее. А получают совсем иное блюдо. В «1883» нет почти ничего общего с «Йеллоустоуном», жестким и насыщенным событиями, наполненным безудержными страстями и пороками, но и предельным самопожертвованием и болезненной любовью, с отчаянными интригами, цивилизационными противоречиями и глубочайшим противостоянием разных миров. Большой отряд переселенцев из Европы собирается проделать огромный путь от Техаса до Орегона, чтобы там получить вожделенные бесплатные земли. Среди них и немцы, и хорваты, и румыны, и кажется даже русские - во всяком случае русская речь там звучит. Объединяет их то, что никто из них не знает ни слова по-английски, и то, что они абсолютно не приспособлены к выживанию на Диком Западе. Их за плату берутся сопроводить пара законников - негр с нашивками сержанта армии северян и седоусый капитан, недавно потерявший семью от эпидемии оспы. По дороге они нанимают еще пару погонщиков-ковбоев и уговаривают присоединиться к отряду крутого фермера по имени Джеймс Даттон. Даттон везет свою семью куда-то на север, где надеется отыскать землю своей мечты. И начинается долгий путь, до финала которого дойдут мягко говоря, не только лишь все. Мало кто до него дойдет. Сериал долог и тягуч. Он ползет, как повозка переселенца по бескрайним Великим равнинам. Три события на часовую серию - это максимум, на что может рассчитывать зритель. Он похож на песню кочевника - монотонную и бесконечную, но так подходящую этим краям без границ и горизонта. Бандиты, змеи, оспа, голод, убийственные переправы и палящий зной прорежают ряды переселенцев не хуже пулемета. Но они тянутся к заветной цели из последних сил. Сериал поэтичен и прекрасен, но очень уж долог. В нем явственно читается «повесточка» - толерантность и эмансипэ режут глаз. Женщины тут грозны и непокорны, индейцы горды и благородны и убивают только по ошибке. И если то, что взбалмошная и романтичная дочка Даттона влюбляется в индейского скаута-команча еще поверить можно, то вот в то, что это спокойно воспринимает не только безжалостный Джеймс Даттон, но и его жена, которой панически боятся даже прожженные ковбои, невозможно в принципе. Но фермеры 19 века тут толерантны и терпимы, как жители Калифорнии века 21-го. Больше всего раздражал постоянный закадровый текст от лица этой самой романтичной барышни, Эльзы Даттон, который звучит тут постоянно. Ее речи настолько же приторно пафосны, насколько и банальны. Ну и то, что люди тут практически не разговаривают, а изрекают истины, сильно утомляет. Это нормально несколько раз, но когда это происходит раз 10-20 за серию, это утомляет. Ну и слезодавилка последних двух серий тоже не располагает к повышенной оценке. «1883» - это не драйвовый сериал. Это медленная поэзия прерий и достаточно глубокий срез легенд Дикого Запада о первопоселенцах, решившихся войти на территорию Смерти, чтобы найти тут Жизнь. Но большинство встретило тут именно ее, Смерть. Но если в таких же эпических и поэтических фильмах, как «Далеко-далеко» или «Танцующий с волками», повествующих о тех временах и похожих событиях, эта эпичность и поэтика компенсировались приемлемым хронометражем в 2,5-3 часа, то 10 часов для этого мне показались слишком уж щедрой растратой времени. И все же, теперь я точно знаю, что Джон Даттон никогда не уступит свое ранчо в Монтане.