Кто же выиграл Сталинградскую битву- советские солдаты и ополченцы под предводительством своих талантливых генералов и маршалов, чьи имена известны всему миру, или «вождь народов» товарищ Сталин? Наивный, не сведущий в отечественной (а в данном случае- мировой!) истории человек, посмотрев этот фильм, вынесет свой вердикт в пользу последнего. И по-своему будет прав, поскольку на это и рассчитывали создатели картины, снятой «по высочайшему одобрению» «Хозяина» (как вы думаете, с кем согласовывали сценарий и кто утверждал «артиста А. Дикого» на его роль?) и укрепляющей, как мы уже 60 лет говорим «без последствий», культ личности Сталина. Вот и получается, что битву за город своего имени выиграл именно он, и никто другой (а, по намёку последних кадров, и вообще всю Великую Отечественную войну!). А всякие там Василевские, Рокоссовские и проч. только подхватывали, одобряли и, в силу личной смелости, развивали «гениальные идеи» вождя. Иного мнения тогда и быть не могло, поскольку за него полагались либо энкаведешная пуля, либо ГУЛАГ… Так что не стоит осуждать съёмочную группу за содеянное, тем более что в ней наверняка было немало искренних приверженцев «усатого». В продолжение темы. Обратите внимание: в фильме реально действуют и просто говорят только сам товарищ Сталин, партийно-советские деятели и крупные военачальники, а также «немецкофашисты» разных уровней (кстати, очень хорош Гитлер, особенно в эпизоде с разрыванием вороха телеграфных лент!), «иностранцы» вроде Черчилля и Рузвельта. А народ безмолвствует! За все две большие серии наберётся не более пяти-шести скромных боевых сцен, где защитники Сталинграда не только воюют, но и просто общаются друг с другом,«рот открывают»! Все остальные батально-массовые сцены абсолютно безгласны, даже никто не кричит «За Родину, за Сталина!». И удивляться этому не стоит, вспомнив, что весь народ для вождя и его приспешников был просто «винтиками». Тем более солдаты, дело которых- стрелять, защищать, оборонять-наступать и по-геройски умирать… По сути дела, армейская массовка здесь была «массовкой» всего народа, такой, какой её видели лидеры сталинского СССР. И ещё. Имя Жукова в картине упоминается всего лишь раз (совсем-то без него нельзя было!)- когда Сталин говорит, что его летом «перевели» отсюда (явное и намеренное унижение великого полководца!). Опять же причина проста и вы её наверняка знаете: на момент съёмок и выхода фильма Жуков у Сталина уже был не в фаворе и отправлен командовать второстепенными военными округами… Наконец, последнее. Как бы там ни было, а фильм «Сталинградская битва» сильнейшим образом повлиял на развитие отечественного кинематографа. Он послужил прообразом знаменитой киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение» и других его «баталий», в том числе о сражении за Сталинград (!!). Наш киноклассик, кстати, сам фронтовик, просто не мог не знать эту картину и, похоже, «художественно» позаимствовал её простую, но уже давно ставшую классической для мирового «военного» кино сценарную схему «верхи, штабы, военачальники- планы- реальные боевые действия- конкретные люди, солдаты, их судьбы- опять верхи…»). Не стану оспаривать всемирный приоритет «Сталинградской битвы» в отношении этой схемы (хотя фильм снят в 1949-м году, а из-за войны и уже устанавливавшегося «железного занавеса» у наших кинематографистов практически не было возможностей познакомиться с чем-то подобным зарубежным, если оно, конечно, вполне современное, уже было!). Зато я посмотрел немало более поздних и столь же «схематичных» картин производства США, Великобритании и т. д. Ну а неоспоримая заслуга Озерова заключается, ко всему прочему, в том, что у него те самые сталинские «винтики»-солдаты ожили, заговорили, запереживали и, в конечном счёте, справедливо стали полноправными участниками кинодейства наряду с маршалами и генералами. Потому что, на самом деле, именно они и выиграли ту войну, а не Сталин и не Жуков! 6 из 10