Про Снегурочку известно всем детям ХХ-ХХI века. Это задорная молодая девица, крутящаяся вокруг седобородого старика с красным носом, который выдает себя за её деда, причем вопрос про бабку, отца и мать русоволосой внучки скрыт за морозным паром. Между тем, изначально Снегурочка была совершенно другой. Драматург А.Н.Островский, композитор Н.А.Римский-Косаков, художник В.М. Васнецов в конце ХIХ века создали наш славянский аналог Русалочки - скромной девушки, пришедшей в мир людей для любви и растаявшей в этом огне. Конечно, мимо такого романтического сюжета не мог пройти отечественный кинематограф. Среди разных экранизаций, на мой субъективный взгляд, лучшая - фильм Павла Кадочникова 'Снегурочка'. В замечательной славянской деревушке живут красавицы-девушки и увальни-парни. Песни и развлечения повсюду сопровождают их крестьянский быт. И с удивлением слушает их дочь Мороза и Весны. Особенно пленяют её звуки сладкоголосого Леля. Упросив строгого отца, Снегурочка выходит к людям. Но в мире не все так сказочно. Здесь ждет и жизнь в разваливающейся избушке Бобыля, и девичьи интриги, и купеческие алмазы. Только нет любви - нельзя снежным девушкам влюбляться - тают они от этого во всех смыслах. Павел Кадочников в основном известен монументальными образами Летчика Мересьева и Разведчика Федотова снял удивительную для себя лирическую картину. Русская искрящаяся зима, славянское ласковое лето у него переплетены чистыми, родниковыми голосами. Он сделал следующий шаг за гениями девятнадцатого века, перенеся на широкий экран славянскую мифологию. Евгения Филонова как актриса повторила путь своей героини, исчезнув в кинематографической дымке. Её Снегурочка была неземным существом, и похожих ролей для неё так и не нашли. Среди героев второго плана выделяется помощник режиссера А.Апсолон (Бобыль-Бакула). Образ местного пожилого дурачка колоритно разбавляет общую пастораль. Ну, а девушкам на выбор были предоставлены два разных героя. Медовый Лель с есенинским обликом и статный Мизгирь, бросающий к ногам любимой крупнокаратные бриллианты. Снегурочка выбрала... А вот кого узнаете, на полтора часа окунувшись в мелодию славянской сказки.
Пьеса Островского 'Снегурочка' - это чудесная поэтичная легенда, в которой есть и сказочный сюжет, и волшебство, и превращения - нет лишь счастливого финала... Берендеи, привыкшие жить чувствами и эмоциями, не смогли принять Снегурочку - всегда замкнутую, тихую, не разделяющюю их шумные игры и веселье девушку. Она выросла в ледяном дворце, её верными друзьями были лишь лесные зверушки и птицы - зачем же она пришла к людям? Хотела посмотреть на их жизнь? Узнать, что такое настоящая радость и любовь? Ведь недаром Снегурочка была дочерью Весны - её сердце не ледяное, она отзывчива и бескорыстна, её манят 'людские песни, песни Леля'. Но для крестьян она так и остаётся 'чужой'. Они завидуют ей, винят её во всех своих бедах, упрекают в холодности и надменности. Евгения Филонова, по-моему, идеально подошла на эту роль, замечательно передала характер свой героини. Вот она сидит на скамье за пряжей, задумчиво и немного печально глядя перед собой - и слушает Леля. Слова любви ей кажутся непонятными - ведь она ещё не знает этого чувства... Гордая и весёлая красавица Купава - полная противоположность Снегурочке. Она готовится к свадьбе с любимым человеком, беспечно рассказывает подружкам о своём счастье...Ирина Губанова создала очень сложный и противоречивый образ - её Купава любит всем сердцем, забывая саму себя, но не прощает предательство и унижение. Она отказывается идти под венец с человеком, изменившем своей клятве: 'Обижено, разбито сердце им. Не надо мне его'. Но пройдёт время и Купава полюбит другого, новое чувство подарит ей свет и утешение. Союз Купавы и Леля - это воплощение жизни и счастья. Но здесь всё очень неоднозначно... Тот же Лель жестоко обманывает Снегурочку, отказывается от неё, толкает к погибели. Ведь именно его насмешливые слова заставили девушку пойти к волшебному озеру, чтобы просить у матери-Весны 'девичье сердце' то есть способность любить... Она жертвует всем, но ничего не получает взамен. Ведь чувство Мизгиря - это тоже не любовь, а лишь эгоистичная страсть, он хочет, чтобы все увидели Снегурочку его супругой - и даже не слушает её предостережений. Девушка погибла, но память о ней - как сказка, как легенда будет жить в народе долгие годы и, возможно, заставит берендеев в чём-то измениться к лучшему. Пьеса Островского раскрывает перед нами саму жизнь с её противоречиями, надеждами, неожиданными поворотами. В общем - читайте и смотрите. 10 из 10
Снегурочка. Эта исконно русская девица, уверен, знакома каждому ребёнкув нашей стране. Даже моя дочка, как только стала внятно изъясняться, тут же, в ближайший новый год тискала фигурку Снегурки под ёлкой. Ведь их забугорный Санта Клаус ходит один… Вопреки устоявшемуся восприятию, эта девушка является у Павла Кадочникова в картине не внучкой Деда Мороза, а дочкой Мороза (причём не деда) и матери – Весны. Она появляется в деревне берендеев. Нам ведают о том, что девичье сердце холодно и не знает любви. Собственно, идёт завязка… На Снегурочку обращают своё повышенное внимание все без исключения молодые ребята, что сводит с ума всех, соответственно, прочих девушек. Наверное, больше других она запала в душу Лелю. А тут ещё царь Берендей должен обвенчать Купаву и Мизгиря. Но стоило Мизгирю явиться в деревню, а Снегурочке попасть в поле его зрения, как фильм становится не таким уж сказочным, в определённой мере даже жестоким. Купава ведь успела сдружиться со Снегурочкой весьма… А тут: - Снегурочка-разлучница! Итак, как я уже сказал, сказка становится не такой уж и сказочной. И вроде в каноны вписывается. Но является очень суровой. Всего и вся не могу рассказать в силу объективных причин. Актёры? Мало знакомые. Только Евгения Жарикова (Леля) удавалось мне видеть. Да и то в фильме, который вышел гораздо позднее «Снегурочки» («Три плюс два»). Роль самой главной героини исполнила Евгения Филонова. Ирина Губанова сыграла Купаву. Борис Химичев – Мизгиря. Уместно ли говорить о том, что данное произведение имеет непосредственную ценность? Имеет она таковое только для ценителей классики. Я не думаю, что современные зрители вообще выдержат этот фильм. Он к тому же ещё и затянутый. И это к слову является камнем преткновение, это и не позволит ему чисто объективно выставить высший балл. Но всё равно, природа и русские корни и названия: Ярило, Лель (хотя у славян это богиня), та же Снегурочка… эти все имена не могут не вызывать трепета у человека, рождённого в СССР. 9 из 10
Знакомая с детства Снегурочка предстает в достаточно необычном для себя образе лиричной героини в этом фильме. Раскрыта совсем иная сторона всем знакомой сказки. Фильм переносит нас в языческие времена, когда Солнце было Богом. Зима подходит к концу и наступает весна. Снегурочка, дочка Деда Мороза и Весны, просит своих родителей дать ей разрешение пожить среди людей. Дед Мороз отпускает дочку, но предупреждает, что людские страсти могут её погубить. И вот среди веселых хороводов влюбленных пар Снегурочка, красавица с ледяным сердцем, чувствует тоску и одиночество. Она не может ощутить всю радость жизни, лишённая умения любить. Ни один пригожий парень не может растопить лёд ее сердца. Просматривая фильм, вспоминаются строки стихотворения Ахматовой ' Музе': ' Должен на этой земле испытать каждый любовную пытку'. Идея, настроение и сюжет стиха перекликаются с фильмом. Это не история о задорной внучке Деда Мороза, развлекающей детей в канун новогодних праздников, не сказка о ледяной внучке, прыгавшей через костер и растаявшей, это печальная и трагичная история о любви. В фильме много завораживающих пейзажей природы, лиричных песен и хороводов красивых молодых людей. Актеры очень хорошо подобраны. Эту ленту трудно назвать сказкой и вряд ли она понравится маленьким детям. Скорее это очень красивая и лиричная картина для взрослых.