Война - это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает. 'А зори здесь тихие', 1972, реж. С. Ростоцкий Обычно, женщина на войне у меня всегда ассоциировалась именно с 'А зори здесь тихие'(1972) Станислава Ростоцкого. Все эти девочки - Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Женька Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич вечной памятью до скончания века. И сколько бы воды времени не утекло, они всегда в одной поре. Не старятся. А имена, хоть ночью разбуди - без запинки. Кто может быть с ними сравним из экранных персонажей? Ну, разве что миловидная пара лётчиц из 'В бой идут одни старики'(1974) Леонида Быкова. Персонаж Валентины Малявиной из 'Иванова детства'(1962) Андрея Тарковского? Пожалуй, что нет. Люба, она же Наталья Андрейченко из 'Военно-полевого романа'(1985) Петра Тодоровского? Скорее всего тоже нет. Так кто же? Кого вспомнить можно ещё? Ну, разве что Анку-пулемётчицу из 'Чапаева'(1934) братьев Васильевых, да ещё Марютку, едва ли не снайпера, лучшего стрелка полка, сорок белогвардейцев из винтовки уложившей в фильме Григория Чухрая 'Сорок первый'. Но это уж, извините, другая война. Гражданская. Стало быть 'пресеклись' героини. Во всяком случае, вот так вот 'навскидку' и вспомнить некого... Ан, нет, прошу прощения. Ещё Земляникина вспомнилась из 'Женя, Женечка и 'Катюша'(1967) Владимира Мотыля. 'Снайперы'(1985) позволяют восполнить этот пробел. Мы окунаемся, как зрители, в суровый, переломный для Великой Отечественной войны 1943 год. Молодое пополнение фронту рекрутским набором зрелых девчат, курсы стрельбы прошедших. И походным маршем на передовую. В окопы. В практику. В смерть. Рассредоточением по полкам первого эшелона обороны. Винтовка с оптическим прицелом за плечами, грозное оружие по уничтожению живой силы противника. Алия Молдагулова, будущая герой Советского Союза, была в их числе. С августа 1943-го по январь 1944-го на её счету 78 гитлеровцев. Шесть месяцев отвела ей судьба на войну. Шесть месяцев отпустила на подвиг. Высокое звание, присвоено посмертно. Ей было... 18 лет. Искусство снайпера во всей красе перед нами. Конечно, это не современные ленты в размахе показа всех нюансов 'профессии', и тем не менее. Любопытно. Весьма любопытно... Ну, хотя бы действия стрелка при наступательном бое. И ведь не только с нашей стороны (офицера - выцеливай доченька), но и с их, тоже (уничтожение артиллерийского расчёта занятого подавлением танкового марша). Или, например маскировка на местности под ландшафт, хитрости выслеживания 'кукушки' фрицев (норы, позиции для стрельбы), скрытное выдвижение на нейтральную полосу для 'охоты', уроки бывалого воина дяди Степана (роль Николая Скоробогатова) наукой букваря в азах дела. И страшная расправа засадой врага, обжигает. А ты с закрытыми очами Спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай, однополчанин, Вставай, вставай, однополчанин, Вставай, вставай, однополчанин, - Бери шинель пошли домой! Лиричности струя увлечённостью первого чувства с внезапным знакомством. Он молод, она молода. Амур не принимает в расчёт, война ли на земле, мирное небо. Лукаво прищуриваясь пускает стрелы и туда, и сюда. Одной лейтенанта, другой нагловатого распоясавшегося от спирта капитана (роль Георгия Мартиросяна). Женское и мужское в историях минут тишины разнообразием. Неожиданно, как из подпола избы, вдруг, голос Сергея Шакурова. Где он? Откуда? Разве он тут? В титрах не заявлен. Неужели ошибка? Неужели выпустили из виду? Сумрак блиндажный не позволяет поначалу рассмотреть его черты, а когда лицо овеяно светом, понимаешь - не он. Так что же, тембр голоса так похож? Нет с уст комбата, прибалтийским актёром Юозаса Киселюса сыгранным, бодрый речитатив пламени исходит. Переозвучил, стало быть, на русский манер. Качество плёнки оставляет желать лучшего, но в остальном, только положительные впечатления. Марина Яковлева, Вера Глаголева, Елена Мельникова удивительно как хороши. Словно щебечущие, судачащие о том о сём птенцы они здесь. Мы все - войны шальные дети, И генерал, и рядовой. Опять весна на белом свете, Опять весна на белом свете, Опять весна на белом свете, - Бери шинель, пошли домой! 7 из 10
Этот фильм искал очень давно и вот, наконец, мне его удалось посмотреть. Найти его хотелось по двум причинам. Во-первых, он посвящен женщинам-снайперам и в частности Герою Советского Союза Алие Молдагуловой, а эта тема мне очень интересна, во-вторых, режиссером картины является Болотбек Шамшиев, фильм которого «Белый пароход» произвел не так давно на меня неизгладимое впечатление. Что касается второго момента, то ничего выдающегося в этом фильме ждать не стоит. Обычный фильм о войне, один из многих снятых в советское время, отличный от других, разве что, весьма откровенной для 85-го года сценой купания идущих на фронт молодых девушек. Обычный, совсем не значит плохой. И хотя к 40-й годовщине Победы было снято множество самых разных картин, «Снайперы» в этом потоке могли бы занять совершенно особое место. Создателям фильма требовалось добавить динамизма в повествование, закрутить сюжет (хоть фильм и биографический, но детали в некоторых моментах не совпадают с официальной биографией Молдагуловой) и более подробно отобразить быт и работу снайперов в Великой Отечественной войне. В итоге получилось как-то недосказано. То ли режиссер убеждает зрителей, что снайперская профессия не такая уж и романтическая, лишая фильм всякой интриги (даже в ключевом поединке 18-ти летней Алии с немецким снайпером-асом), то ли просто не знает, что еще рассказать о своей героине. Тут, может быть, сыграл роль тот факт, что Алия Молдагулова получила Звезду Героя не как снайпер (хотя на ее личном счету 32 немецких солдата и офицера), а за личное мужество, проявленное в обычном наступательном бою. После тяжелого ранения командира она с автоматом в руках (ее снайперская винтовка была разбита немецкой пулей в предыдущих боях) подняла батальон в атаку на укрепленный дот, в ходе которого последний был взят. К сожалению, для нее самой, тот бой 15 января 1944 года стал последним. И хотя все эти факты биографии героини мне были давно известно, в концовке фильма на глаза наворачиваются слезы. Бросается в глаза и отсутствие плавных переходов между различными сюжетными линиями. Не покидает ощущение, что при монтаже картины было вырезано множество ценных кадров, из-за чего фильм получился несколько рваным. Из актерского состава, прежде всего, хочется отметить Сергея Шакурова, на экране не появляющегося, но голосом которого, говорит Юозас Киселюс, исполнивший роль командира батальона, всеми силами старающегося сберечь молодую девушку. Что касается исполнительницы главной женской роли, то впечатление производит разве что ее чтение от лица Алии стихотворения о Жанне дАрк. Во всем остальном ровно и без изысков. Среди играющих других женщин-сайперов блистает на втором плане Марина Яковлева, а вот уже состоявшаяся к тому времени звезда Вера Глаголева явно с ролью не справилась. Тем не менее, несмотря на все мои критические замечания, фильм этот я посоветую посмотреть всем, кому дорога память о великой войне и всем кому не безразличны старые советские фильмы. Вряд ли вы станете искать его также как я, но если фильм появится в телепрограмме – не пропустите! 6 из 10