Прекрасный (точнее сказать: ужасно-гениальный!) сценарий Сергея Каледина для фильма «Смиренное кладбище» был обречен на экранизацию. Но это могло случиться только в перестроечное время, когда в кинотеатры еще ходили всей семьей и от каждого нового российского фильма ждали только Правды. А правда тех лет была жестокой. Вот и в этой киноистории жизнь и смерть настолько близко, что порою просто перестаешь задумываться: где же она - эта тончайшая грань перехода из одного состояния в другое?! И режиссер фильма Александр Итыгилов, не мудрствуя лукаво, показывает жизнь на кладбище без художественных излишеств и псевдотворческого вымысла. Такая прямолинейная форма изложения одновременно и страшит, и привлекает. Прекрасный актерский ансамбль, изголодавшийся по «настоящему кино», в этом фильме работает с надрывом души и сердец. Ни одной «проходной» роли, ни одной фразы не сказано в пустоту – всё в точку, всё в кадр! Пересказывать сюжет кинокартины 'Смиренное кладбище' нет смысла – это надо смотреть. С той лишь оговоркой, что эстетски любоваться в этом фильме нечем, поскольку «кладбищенский бизнес» всегда был, есть и будет очень прибыльным, а значит и очень грязным (во всех смыслах этого слова). И это навсегда, как сама смерть… Рекомендую этот фильм к просмотру всем, кто устал от фальши современного кино. 10 из 10
Смиренное кладбище. Где нынче крест и тень ветвей. Фильм снят в перестроечные времена, а потому получил ярмо «чернуха». И напрасно! Повесть, которая легла в основу сценария, написал москвич Сергей Каледин еще в конце 1970. В то время он учился в литературном институте имени М. Горького, и «Смиреное кладбище» стало его дипломной работой. Каледин работал с натуры, так как до поступления в вуз сменил много профессий: был плотников, слесарем и могильщиком. Пиши о том, что хорошо знаешь – лучший рецепт для любого автора. 40-летний бригадир погребальной бригады Воробей (блестящая роль Гостюхина), директор кладбища Петрович (Дуров), завсегдатай Кутя (Борисов), студент Мишка (Серебряков), хитроумный Стас (Авилов) и чиновник (Шиловский) получились очень яркими и точными персонажами. Каждый – со своей историей, своей судьбой. Кладбище – это место, где нет ни жизни (там никто не живет), ни смерти (никто не умирает). А, главное, ничего не меняется. Потому и не понять, ругается ли Петрович на своих нерадивых подчиненных или хвалит их, и кто таков на самом деле Кутя, и зачем это всё молодому студенту Мищке? Но, ведь, зачем-то надо. Повесть «Смиренное кладбище» журнал «Новый мир» напечатал только в 1987 году. Через два года появилась довольно точная экранизация, с хорошими актерами. Не шедевр, но честная и эмоциональная работа. 7 из 10
Мне кажется, у любого, кто снимал в конце 80-х чернуху, получались отличные вещи. Просто дух времени такой. По крайней мере, я не знаю ни одной неудачной работы. А всё потому, что показывалась настоящая жизнь настоящих людей, главное попасть в жилу, почувствовать время и место - и тогда сфальшивить просто невозможно. Потрясающе живая игра актёров. Такое ощущение, что снимали скрытой камерой обычную жизнь, а потом смонтировали в фильм самые характерные и жёсткие моменты. 10 из 10
Все фильмы, снятые в подобном околочернушном жанре в перестройку по-своему гениальны. Их вообще можно было бы выделить в целое такое направление. Сразу вот вспоминаются фильмы “Собачий Пир”, “Друг”, “ЧП районного масштаба” и всё такое прочее. Не знаю, наверное, секрет успеха подобного направления в том, что создателями этих фильмов было чётко уловлено, прочувствовано время. Разлагающийся Советский Союз и медленно нарождающаяся из продуктов его гниения непонятная, но пугающая Россия. Крушение советских ценностей, всеобщая апатия, пустые полки, безнадёга, дефицит, дефицит, очереди, серость, серость, безнадёга, безнадёга. И даже водки при минеральном Горби выпить-то не давали как надо, чтобы ужраться за копейки или бормотухой Солнцедаром ужраться хотя бы. Антиалкогольная кампания-то. Вообще тема опьянения ключевая тема фильма. Точнее желания опьянения главным героем по кличке Воробей, которому брат проломил череп топором. Так что Воробей не может нажраться из соображений собственного здоровья. Теперь ему придётся увидеть свою жизнь на трезвую голову. Сюжет фильма прост и гениален. Ну начать надо наверно с того что вообще кладбищенский вот этот вот бизнес был коррумпирован до жути ещё тогда. Страшно представить себе, что твориться в этой области сейчас. Ну и конечно такая тематика выбрана не случайно. Ведь это не только похороны какого-то цыгана или Герцена, но и похороны СССР. В принципе создатели фильма дают оценку коммунистическому периоду через ужасающий минимализм и чернуху быта героев. Так же публицистично выглядят тема возвращения Герцена в родную землю и, конечно же, церковь и батюшка. Но это не главная тема фильма. И вообще “русские так же живут”. Теперь поговорим об образах “Смиренного Кладбища”. Безусловно, каждый актер сыграл гениально и просто белиссимо. Это даже не обсуждается. Начать естественно надо с полууголовного не всегда адекватного главного героя Воробья, который в представлении режиссера типичный русский мужик. Бывший алкоголик с женой алкоголичкой. Его начальник мужичек в пиджачке, который весь фильм дико угарно смотрится на фоне всего остального шапито. Какой-то вечно пропитой ветеран с жаждой нажраться, длинный хитрец, молодой Серебряков и прочие человекоподобные ужасы, которых породила советская власть в союзе с Россией-матушкой. Каждая сцена фильма пропитана мучительной правдой русской жизни. Вообще я бы это кино в школах показывал детям, чтобы они познавали нашу отечественную жизнь. Чего только стоит сцена дня рождения Воробья, где пьянка алкашей передана настолько хорошо, что аж жуть берёт. А сколько муки в сцене в очереди за водкой (бормотухой). А квартира Воробья. И милая Маруся. Милая Маруся за два двадцать. Эх. Уже больше нет того поколения советских алкашей. Они сгинули в родовых муках новой России девяностых. Никто уже не помнит вкуса огуречного лосьона смешенного с тройным одеколоном. А сцена в суде. И сколько же мучительной правды в одной из финальных сцен, где в кладбищенский праздник жизни пожаловал партийный чиновник. Вот вам и преодоление эксплуатации человека человеком. Да. Такое гениальное кино в этой стране появляется только раз в сто лет. И кто бесхоз разрыл? Кто разрыл бесхоз, я вас спрашиваю? Кто бесхоз разрыл??? 10 из 10 Фильм на века.
Если фильм снят в конце 80-х годов, то надо готовиться к худшему: после просмотра безудержная тоска и отвращение к миру и даже к себе охватит зрителя на несколько дней. Сюжет несложен. Пьянице Алексею Воробьёву (Владимир Гостюхин) в драке проломили голову. Последствия этого ранения оказались фатальными: теперь Воробей не может пить не то что водку, но даже вино. Герою приходится жить на трезвую голову. Алексей работает на кладбище: копает могилы, делает памятники. Дома у него буйная запойная жена (Н. Русланова) и недоразвитвый сын, которому чуть больше года. На кладбище царят суровые законы, к которым Воробей уже давно приспособился. Ушлый начальник (Л. Дуров) в некоторой степени ценит его. Но старую гвардию, привыкшую к жестокости, вот-вот сменит молодняк (В. Авилов), который окажется намнооого жёстче и беспринципнее. Протрезвевший Воробей не сумеет приладиться к жизни с сознанием, не замутнённым водкой. Фильм очень запоминается. Очень уж достоверно сыграны роли маргиналов, точно передана атмосфера пьяного угара. Но среди этой мертвечины вдруг начинает слышится биение живого сердца. Личность Воробья тоже ведь искорёжена водкой, но всё-таки не до конца ей удалось выжечь что-то человеческое в этом сорокалетнем мужике, не видавшем в своей жизни ничего, кроме пьянок. Вот в передаче полутонов Владимиру Гостюхину просто нет равных (лучшая мужская роль на 'Созвездии-89'). Это кино сложное и несложное одновременно. Понятные, казалось бы, моменты, рождают в сердце зрителя очень много чувств. Например, особенно запоминается сцена, когда в свой день рождения Воробей поднимается на колокольню и смотрит с высоты на кладбище и дорогу. Отсюда почему-то виднее, как бездарно проматывает свою жизнь человек, и мысль эта сопровождается такой гаммой трудно улавливаемых эмоций, что вместе с разумом у зрителя включается сердце. Или небольшой эпизод, в котором героиня Руслановой пытается попасть на гулянку, перелезая через ворота, ломясь в двери. Слаб человек в своих страстях, но одновременно силён, потому как для получения заветной читушки, готов смести любые преграды. А дома у этой дамочки на попечение чужой тётки оставлен орущий ребёнок, которому судьба приготовила ту же колею, что и его родителям. Почти каждая сцена таит в себе подобного рода обобщения. Вроде бы все знакомо, понятно, но в суете позабыто. Создатели же 'Смиренного кладбища' решили напомнить. Что ж, удалось.