Заканчивается Гражданская война, остался последний оплот белых — Крым. Для разведки крымских укреплений в тыл белых с киноаппаратом посылаются двое бойцов: Андрей Некрасов (Олег Янковский) — сын священника, бывший студент и фотограф (он же киносъёмщик) и Иван Карякин (Ролан Быков) — фанатичный большевик, разжалованный за убийство военспеца… Как-то придется им вместе послужить. В Белой армии служит поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий), отправленный за случайное убийство из штаба в действующую армию… Из судьбам суждено переплестись. От фильма, снятого к 50-летию революции, наверное, ожидается нечто бравурное и однозначное и когда сталкиваешься с персонажами, подобными Брусенцову, входишь в лёгкий ступор: как такое пропустила цензура? Впрочем, когда речь шла об искусстве, советская власть далеко не всегда была пропагандой. В конце концов, примерно за 10 годов до того уже вышел чухраевский Сорок первый. И тамошний Говоруха-Отрок уже являл собой нечто человеческое, а не карикатурное. Правда, Марютка ещё сохраняла плакатные черты. Карелов пошел ещё дальше — благо, в его руках оказался уже не романтический сценарий, а многофигурная социальная и человеческая драма. Изменилось и время — 50 лет революции обнажили факт, что не все пошло так, как думали первые большевики, да и время было послевоенное — мировая революция явно отступила, а тема родины и примирения стала более актуальной. Надо было задним числом слегка поправить историю 1917—1920 в кино. Чувствуется и влияние булгаковского Бега. Тем не менее, Служили два товарища — кино и смелое, и образное, и психологически выверенное. То самое, изменившееся символизировал Некрасов в исполнении Янковского. Он в полной мере символ гуманизма, заряженного революцией не меньше, чем насилие — неслучайно в ключевом эпизоде он отводит ствол винтовки… Да и профессия кинооператора вроде как выражала благодарность тем годам за то, что дали в руки этот аппарат, которым по выражению комполка (очень выразительный Анатолий Папанов) должны были снимать не коронацию Георга V, а трудового человека. Ну и мысли имел глупые: что 10-и лет, чтобы мозги исправить, не хватит. Интеллигентное, но будто высеченное из камня, уверенное лицо придаёт всей натуре и значительность, и правоту. Но отнюдь не железобетонность… Смягчают его вроде бы невидные, но обаятельные нотки — сосредоточенность памяти в воспоминании укреплений сменяется застенчивой улыбкой и переминанием с ноги на ногу после похвалы, суровая уверенность в бою — неловкостью перед объективом камеры. Другое дело — эмоционально открытый и вроде бы дубоватый Карякин. И здесь создаётся контраст между поведенческим геройством и решимостью (что-то вроде барельефов на античных памятниках) и простоватой бесхитростной рабоче-крестьянской фактурой. Но и тут вроде бы показушность в финале оборачивается человеческой драмой, сказанной простыми человеческими словами. Параллельный мир белых вообще сошел с романса «Белой акации гроздья душистые» — кабак пополам с тоской и странным романтизмом. Комичная гибель в чем-то вроде ресторана сменяется нелепым и циничным разговором о судьбе белого движения — самое что ни на есть декадентство. Благородство отношений с Абреком (конём) и попытка найти родственную душу сменяется злым цинизмом войны… Брусенцов — это сила, бессилие, благородство, злость, патриотизм (хотя он ни полсловом не поминается) и цинизм. И закономерный финал. Его логичность и абсурдность — в общем-то главный итог. Гражданская война предстаёт пустыней, каковой являются улицы Севастополя… Разве что бегущие с весёлыми криками дети дают надежду на будущее. Но понимание Гражданской войны как трагедии в Служили два товарища звучит до сих пор сильно.
Фильм Е. Карелова неслучайно обычно крутят по ТВ в конце января и в конце июля. Эти даты навсегда сопряжены в отечественном искусстве с рождением и уходом из жизни ярчайшего его представителя второй половины минувшего столетия- В. Высоцкого. И с полагающими, что в данной ленте Высоцкий сыграл если и не главную, то одну из важнейших ролей в своей кинокарьере, трудно не согласиться. Самый мужественный (даже Жеглов не дотягивает) образ Высоцкого в кино. Самый запоминающийся и меткий юмор в его исполнении- пусть временами и «черный» («Этот патрон я оставил для себя»- «А оптический прицел зачем? Чтоб не промазать?») и всегда окрашенный глубоким сарказмом (на звучащее как покаяние васильчиковское «Сегодня ночью красные форсировали Сиваш…»- сдержанно-едкий ответ «Какая неожиданность, а? Кто бы мог подумать…»). Отчаянная рефлексия, ничуть с этим мачизмом не диссонирующая, а, пожалуй, даже ненавязчиво и тонко подчеркивающая его. Может на это сочетание «ведется» героиня Ии Саввиной, с одной стороны постоянно ссорящаяся с Брусенцовым в нечастые свои появления на экране, но вместе с тем завороженно идущая с ним под венец среди рушащегося старого мира, олицетворенного апокалиптическими картинами севастопольской эвакуации. Многие ставят в упрек сценарию алогичность поведения Брусенцова в финале. На самом деле вся логика образа Брусенцова в картине как раз подводит именно к такой развязке. Ницшеанский герой, не беспокоящийся о мнении окружающих, но хранящий верность присяге, принесенной несуществующей стране; понимающий обреченность и несостоятельность тех, за кого он воюет, презирающий их, и вместе с тем всей душой ненавидящий и тех, кто оголтело рвется им на смену; не церемонящийся с женщинами («И вы тоже сумасшедшая …Тут покойник лежит, вам бы рыдать, а вы про белое дело рассуждаете!»), но одновременно ни в какой ситуации не способный забыть об офицерской чести -при таком когнитивном диссонансе Брусенцов практически обречен на подобный исход. Драма же с верным Абреком, на которого, пожалуй, одного он мог положиться в этом безумном мире — лишь последняя капля, переполняющая чашу (подобно сумасшествию Ницше, долго зревшему, но прорвавшемуся именно в ситуации с избиваемой извозчиком лошадью) и спускающая курок пистолета уже на корабле, отходящем к непонятной, но заведомо безрадостной жизни на чужбине. Несмотря на всю яркость актерской работы Высоцкого, фильм не крутится вокруг одного лишь народного любимца времен застоя, как это часто случается с картинами с его участием. Молодой Янковский в одной из своих первых киноролей запоминается ничуть не меньше, при всей скромности своего персонажа- главного героя картины Некрасова. Возможно, во многом благодаря этой скромности, он и бросается в глаза среди выпячивающих индивидуальность героев фильма- от мечущегося между дебошем и рефлексией Брусенцова до фанфарона Карякина. Быков и Янковский в фильме создали в общем-то почти архетипичные образы двух ипостасей революции- ее интеллектуально-сострадательного начала (Некрасов) и стихийно-разрушительного (Карякин). Последнее преобладало изначально и, несомненно, судьбой Некрасова в фильме обозначена параллель с судьбой всех совестливых интеллектуалов, примкнувших к революции- непонимание и неприятие со стороны карякиных, одиночество и гибель. И хорошо, если от пули врага. Тем, кому не так «повезло» как Некрасову, через пару десятилетий будет уготована уже своими многосерийная чистка с предварительным занесением в разнообразные категории врагов народа. Дунскому и Фриду, не только совместно работавшим почти всю жизнь над киносценариями, но совместно сидевшим в лагерях, это было известно как нельзя лучше. Некрасов в фильме — где-то зеркальное отражение Брусенцова при всем внешнем антагонизме этих героев. Он так же одинок в своем идеализме в ноябрьском Крыму 1920 г. среди торжествующих победу красных, как и герой Высоцкого — в своих метаниях в клокочущей гуще белых, одержимых одной идеей- спастись! И неслучайно, думается, судьбы их в фильме схожи и в конце столь переплетены. Судьба Карякина в том новом мире, который надвигается на идеалистов, белых и красных, сминая и расшвыривая их, поначалу представляется более благополучной. Он- тоже, кстати, по-своему идеалист — куда органичнее встроен в новые реалии, отрицающие полутона, требующие готовности сейчас хлопать товарища по плечу и восхищаться им, а спустя миг исходить слюной, вырывая маузер из кобуры: «Молчишь, попович? Против тебя мое сердце с самого начала чувствовало!!!». Такие пригодятся в 30-е, когда тех, кто сегодня еще стоит рядом с Вождем на мавзолее, завтра уже надо будет вымарывать из учебников; и в 50-е, когда те из выживших, кого карякины требовали на митингах расстрелять, начнут возвращаться из лагерей. И карякины от всего сердца протянут им руку — «Могу даже на колени пред тобой стать! Вот такой я человек! Давай снова дружиться!». Правда, поумневшие некрасовы будут уже не столь всепрощающи, как в фильме. Но и сам герой Быкова трагичен — это вечный расходный материал для кумира, им воспеваемого. Фильм замечателен своей подачей образов белых, и это уже стало общим местом. Впрочем, стремление разглядеть человеческие черты в «классовом враге» присуще чуть ли не всем картинам поздних 60-х. Самая сильная сцена фильма-, обреченно, с пугающим спокойствием уходящие в море, закинув руки за спину, белые офицеры- немыслимая для советского кинематографа 30-х, 40-х и даже 50-х гг., показывает как много сделала оттепель с сознанием- как творцов, так и потребителей кинопродукта. Как и во всякой выдающейся картине, даже маленькие роли в фильме запоминаются. Непривычная роль Н. Парфенова соединяет сразу нетипичный персонаж- интеллигентный и излучающий порядочность белый офицер, с нетипичным образом -Парфенову в советском кино крайне редко доводилось играть интеллигентов- а как он это мог, мы видим благодаря Карелову. Резкая и даже немного какофонистая музыка Е. Птичкина, хоть и не шедевральна, но вполне подходит к нервному ритму эпохи и лишенному комплексов взгляду на мир побеждающего класса. Из лишнего в фильме можно отметить разве что наложенные на эту музыку и стилизованные под документальные съемки кадры парада, якобы снятые Некрасовым. В остальном блистательная картина 9 из 10
Черно-белый фильм 1968 года о гражданской войне, снятый в Советском Союзе. Кажется всё понятно. Красные бойцы непобедимы. Их командиры проницательны. Белогвардейцы — сволочи, заслуживающие только смерть. Название намекает, что фильм про двух неразлучных друзей. На самом деле всё не так однозначно. Сначала про название. Кажется, что фильм про дружбу Некрасова (Янковский) и Карякина (Быков). Но что мы видим? Встречаются они случайно. Это не их выбор. Одного назначают присматривать за выполнением задания данного другому. Выясняется, что они из разных сословий. Некрасов воспитывался в семье священника, чем сразу же вызывает сомнения в преданности идеалам революции у Карякина. Симпатию своего «товарища» Некрасов завоевывает героизмом, когда они отправляются в разведку. И опять Карякин хочет расстрелять своего «друга» лишь только появляется малейший повод заподозрить его в срыве задания. Некрасов скромен. Смущается, когда его снимают. Не ожидает никакой награды. Карякин же снимается на коне с саблей и биноклем в эффектной позе. Ничего не сделав для выполнения задания в разведке, заговаривает о том, какую награду им дадут. Как видно это два очень не близких друг другу человека. Необычно показаны красные. На первый взгляд положительно. С первых кадров они за гигиену, грамотность. Командиры добродушны, доступны. Но что дальше? Карякин расстрелял военспеца. Какое наказание? Разжалован в рядовые. По сути не наказан. Показано с какой лёгкостью приговаривают людей к расстрелу, основываясь на надуманных подозрениях. Но в то же время персонажи, не жалеющие других, не жалеют и себя. Карякин закрепившись на другом берегу с небольшим количеством бойцов говорит: «Мы помрем сегодня, они помрут завтра. Потому что революция победит, даже не смотря на нашу гибель.» Иронией звучит из уст Карякина: «Через десять лет голодных вообще не будет», «Тюрьмы мы все эти конечно позакрываем. Но одну все же оставим», «Кого в них [тюрьмы] сажать?» Ответ Некрасова: «Найдется кого», «Чтобы мозги переделать, тут десяти лет мало». Обнажая абсурдность классовой борьбы, звучит фраза: «Известно тебе, что товарищ Ленин из дворян?» Авторы фильма несколькими фразами очерчивают, что последует дальше после победы красных в Гражданской войне: голод, тюрьмы, промывка мозгов. Белогвардейцы в этом фильме не показаны гротескно. Таким образам веришь. Но симпатии к ним нет. Высоцкий играет Брусенцова великолепно. К себе он не привлекает, но логика его поступков ясна. Он симпатичный, приятный голос, великолепные манеры. Но думает только о себе и своих идеалах. Конь ему дороже жены. В церкви перед венчанием он говорит: «Там от пристани последний пароход отчаливает. Я должен успеть.» Он должен успеть, что будет с женой не важно. Саша (Саввина) спрашивает: «Зачем тебе это нужно? Ты меня не любишь.» Всё рушится, ему нужно на что-то опереться. Церковь, семья — последняя но не оправдавшаяся надежда. Опоры нет. Прорываясь на корабль ни жену, ни священника он с собой не взял. Он про них забыл. Ему был важен конь. Именно из-за коня он и застрелился. Это все к чему он был привязан. Родину он оставил еще раньше, на Турецком валу. Как он говорит своему спутнику после бегства: «Мы с Вами на красной территории, в Совдепии». Это уже не его Родина. Ничего другого у него нет. Образ великолепный. Сюжет в фильме линейный. С подписями, что, где и когда происходит, чтобы простодушный зритель не запутался. Есть в фильме проститутка, спрятавшаяся под одеялом. Показано и голое женское тело, но так, что ничего горячего увидеть не получается. Снято все интересно, динамично, без нудных пауз. Скучать некогда. Комичные сцены соседствуют с батальными. Хорошо передана эпоха. Погружаешься в атмосферу. Марши тех лет в исполнении любительского оркестра. Шаровары сшитые из магазинной вывески. Красиво снята сцена после побега от махновцев. Солнце сквозь ветки, подсвеченные волосы главных героев. Совсем не похоже, что идет война. В то же время завораживает вид с самолета на белогвардейскую линию обороны, наступление красноармейцев ночью. В памяти застревают картины, когда прижатые к берегу белогвардейцы, расстреляв все патроны, уходят в море, когда конь бросается с пристани вслед кораблю. Фильм можно смотреть и пересматривать. Он не навязывает свои идеи. Но возможно в конце вы задумаетесь, что может быть Карякин прав, когда говорит: «Вообще-то меня должно было убить». Может быть и так, но в Гражданской войне победили карякины, а некрасовы погибли или «переделали мозги». Таков мой главный вывод после просмотра этого замечательного фильма. 10 из 10
Фильм, конечно же, очень знаменитый. Его смотрели, наверное, все, кому сейчас хотя бы 35—40 лет. Да и молодежь тоже не отстаёт. Однако, меня эта лента очень долго обходила меня стороной по той простой причине, что тематика фильма, а, именно, гражданская война в России, всегда была для меня довольно противоречивой темой. И, честно говоря, не особенно интересной. С другой стороны, участие в картине таких замечательных актёров, как Олег Янковский, Анатолий Папанов, Ролан Быков и, конечно же, Владимир Высоцкий, просто не даёт права зрителю обойти эту ленту стороной. Итак, перед нами история трёх, как мне кажется, совершенно разных персонажей. Есть довольно молчаливый и, по мне так словно вообще случайно попавший в ряды красноармейцев, молодой боец Некрасов, сильно отличающийся на фоне остальных сторонников революции, как своими интеллектуальными способностями, так и поведением в целом. Есть преданный до мозга костей «боец с контрой» Ваня Карякин, совмещающий в себе, как комизм, так и бесконечную серьезность тогда, когда это нужно. Есть поручик Брусенцов, который, как мне кажется, сильно запутавшийся в себе и в том, что его окружает, человек. Все они на войне. Войне дикой, бестолковой и бессмысленной. Войне, которая сделала так, что «служили два товарища», два брата, два человека одной страны, «в одном и тем полке», что они идут друг на друга совершенно не щадя. Казалось бы, какой трагизм. Однако, усилиями режиссера Евгения Карелова, зритель до поры, до времени этого трагизма не чувствует. Напротив, персонаж Быкова создаёт некую фальшиво-ироничную атмосферу, показывая, что «война то — дело житейское» и даже на расстрел идя с каким-то клоунским, в хорошем смысле этого слова, образом. Возможно, это было задумкой создателей этой ленты — в начале преподнести это, как лёгкое, не самое чувственное кино, а напоследок, ближе к титрам, грянуть трагизмом и слезами, словно из пушки по редутам врага. Однако, мне это не понравилось. Нелепость той войны (хоть и любая война по сути нелепа), вызывает у меня настоящее отторжение хоть какого-либо оправдания тех действий. И, в этом смысле, попытка создать некий положительный образ (что, кстати говоря, в картине сильно видно — красные хорошие, а белые плохие) всего происходящего вызывает у меня лишь грусть. Подводя краткий итог, хочется отметить, что фильм, безусловно, нужно посмотреть. Причем посмотреть исключительно ради игры наших замечательных актеров. В остальном, лично мне говорить сложно из-за предвзятого отношения к тематике данной ленты.
Фильм о сложнейшем периоде в истории страны. Гражданская война, Крым. Всё действие занимает небольшой промежуток времени, авторы точно указывают, какой именно: с 1 по 17 ноября 1920 года. Чтобы зритель не запутался, проплывают титры. Когда начнётся важнейшая военная операция по взятию Перекопа, нам покажут даже время этой ночи в часах и минутах. Красные и белые. Два лагеря. Противостояние. Так и в фильме параллельно идут две сюжетные линии. Мы видим и красноармейцев, и белогвардейцев. И как то знаменитое ружьё, что висит на сцене и должно обязательно выстрелить, так и зритель понимает, что линии эти должны пересечься. Для меня это признак хорошего сценария, когда ничего не провисает, когда потом не думаешь, для чего же здесь эта сцена или этот герой. Так и здесь: всё точно выверено, ничего лишнего и ненужного. И никакой путаницы. Красноармеец Андрей Некрасов получает задание провести разведку укреплений противника с помощью трофейного французского киноаппарата. И ничего, что он никакой не оператор, а фотограф. Отказаться он не может, иначе трибунал. Играет его О. Янковский, и это его вторая большая роль. Красоту его авторы фильма всячески «гасят»: в первом же эпизоде мы видим его с тыла. Простите, попой кверху, потому что он ищет в колодце утонувшее ведро. В нелепых галифе, сшитых невесть из чего, в фуражке набок. Зачем? Мне кажется, в фильме выдержан очень точный баланс, здесь нет героев. Вот вообще, в том смысле, в каком мы понимаем это слово. Здесь нет безупречных, идеальных, без страха и упрёка. Ни с какой стороны. К тому же, сам быт никуда не делся. Упало ведро, надо его достать. И вот в этом тоже столкновение самих этих понятий война и мир. В таких простых и будничных вещах. В этом и есть абсурдность самого происходящего. Ведь люди рождаются, чтобы просто жить. Не умирать. В помощь Некрасову дают помощника. «Карякин. Иван Трофимович. Сын собственных родителей». Так он представляется при первом знакомстве «киносъёмщику». Ролан Быков. Нелепый, ещё менее героический, уверенный, что видит всех насквозь и точно знает, в чём правда. На реплику о том, что и Ленин из дворян, возмущенно отвечает: «Ты мне только товарища Ленина не позорь!» И вот эта странная пара отправляется в путь. На открытом всем ветрам самолёте. Диалоги и реплики прекрасны. «Обои полетим!» — на разные лады твердит Карякин Иван Трофимович и усаживается первым в самолёт. Жанр фильма определяют несколько странным образом: военный, драма, комедия. Странно и при этом соответствует действительности. Здесь и впрямь есть моменты, когда можно улыбаться. И снова всё, как в жизни, где от великого до смешного один шаг. Да и кто сказал, что смешное не может быть великим? Хотя бы эта возня в самолёте, где Некрасову с камерой толком повернуться негде, а Карякину приходится его поддерживать. Полёт прошёл бы вполне благополучно, если бы не беда с самолётом. И попадают наши герои в странные и страшные переделки. Два товарища толком не знают, кто же перед ними. Друзья ли это, если на них нет погон? В ряде сцен тоже, по-моему, специально подчёркивается абсурдность того, что происходит. Вот ведут на расстрел. При этом говорят: «Спускайтесь вниз, пожалуйста». Нелепо? Да. Но кто ведёт? Человек, который совсем недавно был кем-то в мирной жизни, в которой очень уместно было говорить «пожалуйста». И «спасибо» тоже. Теперь это автоматически произносится, может, совсем не к месту. Но очень нужно для фильма. Великолепны актёры и в маленьких ролях, и в эпизодах. Вообще список актёров какой-то невероятный. Здесь потрясающая Алла Демидова в роли комиссара. Актриса, которую мало знают, но она удивительная. Здесь она кажется чуть сумасшедшей, она так легко готова отправить людей на смерть, так легко и устало произносит «расстрелять». И это так просто звучит, что понимаешь, что говорит она это не первый раз. Впрочем, и одна её реплика это тоже пояснит: «Я вас узнала. Вы пытали меня в контрразведке». Хоть и узнала не того, но кто знает, что произошло с ней после тех пыток? Увидим мы её и ещё в одной сцене… И отношение к ней будет совсем-совсем другое. В это же время где-то не так далеко есть и белые. Здесь центральный персонаж — поручик Брусенцов, его играет В. Высоцкий. Он тоже не идеален, нет никакого восхищения и господами офицерами. Уже хотя бы потому, что видим мы их впервые в публичном доме. Да, пьют, гуляют, а чего ещё, если каждый день для них может стать последним, уже нет того царя и Отечества, у кого-то вообще ничего уже нет. Сестра милосердия Саша. Ия Савина. Трогательная и в то же время сильная. И они, Саша и Александр Брусенцов, тоже встретились не случайно. Но на счастье ли? Есть и ещё один персонаж — конь Брусенцова Абрек. Сцену с ним на набережной я каждый раз просто смотреть не могу, сердце разрывается. Вообще мне в очередной раз стало почти невыносимо к финалу. Нас вели, вели и привели к настоящей трагедии, когда ком в горле. Музыки практически нет. Изредка звучат обрывки революционных песен, а ещё обычные звуки. Заседает штаб полка в простой мазанке, а за окном куры кудахчут. И это тоже жизнь! Позже будут и орудийные залпы, когда начнётся наступление. Рефреном песенка «Служили два товарища в однем и тем полке». Именно вот так, неправильно, как-то даже нелепо, но чертовски трогательно, особенно когда поёт персонаж Р. Быкова совсем немузыкальным, дребезжащим голоском. «Вот пуля пролетела и ага. Товарищ мой упал». Вы же тоже понимаете, для чего в любом произведении рефрен? Для чего сам Карякин закричит: «Да не пой ты! Беду накликаешь!» На мой взгляд, фильм потрясающий и безупречный. Можно разбирать на составляющие буквально каждый эпизод. Сценарий шикарный, актёры великолепны, сцены уникальны в своей простоте и при этом символичности. Вот наши два товарища спаслись от неминуемой гибели, умываются у ручья. Вода — один из важнейших символов, давайте вспомним. Очищение в прямом и переносном смысле, бесконечная перемена… И свет, здесь контровый свет, который можно рассматривать как просто очень красивый момент, где светится листва и волосы, а если хотите — он почти нимбом стоит над головами. Ну, тут каждому своё, кому что ближе. Служили два товарища в однем и тем полке…
Одной из сильнейших сторон советского кинематографа является глубокая проработка персонажей. Это и сценарная точка зрения, и талант актеров того времени. Вот и в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища» — создание не похожих друг на друга образов и их красноречивое противопоставление, пожалуй, и есть основное творческое достижение картины. При этом речь не только о противопоставлении собственно, товарищей — идейного Карякина и лиричного Некрасова. Отдельная мощная линия белогвардейца Брусенцова и его судьба относительно судьбы главных героев — это также весомый лейтмотив картины, который в кульминационной точке и вовсе становится основным. Беда в том, что нужда отразить Отечественную войну целиком — заставила пойти на крайности в создании образов. По-чеховски придурковатый большевик Иван Карякин — достаточно прямолинейный и, за счёт своих однобоких идеологических эскапад, даже примитивный герой. Но его сила как раз в прямолинейности. Он четко следует своей цели и служит глобальной идее, что помогает ему действовать во время стрессовых ситуаций. Он на все смотрит под одним углом. Никаких метаний и поиска истины в его душе и голове нет. Следовательно, и терзаний по поводу будущего он не испытывает. Это абсолютно карикатурный герой, который выступает в картине в качестве символа того самого будущего, ему суждено выжить, завести потомство, стать локомотивом новой жизни. В той же абсолютной степени можно отметить и паническое безумие Брусенцова. Героя, слепленного Высоцким, затягивает в воронку зла. Мертвым грузом на его плечах виснут чужие смерти и возмездие за них. Иссиня черная карта в колоде героев фильма. Молчаливого, то ли присутствующего, то ли отсутствующего, Андрея Некрасова тоже мечущимся не назовешь. Но он куда сложнее по своему внутреннему миру. В его ясных глазах и светлых прядях волос есть какая-то невероятная чистота, ценность. Он как сокровище, за которое мы подспудно переживаем. Это более думающий, нежели Карякин, напевающий свою грустную песенку, размышляющий герой. Он как раз таки олицетворяет золотую середину — не белый, но и без промытых красным вином революции мозгов — не до конца красный. Обычный парень с камерой. Только не смотря на эту обычность, именно Андрей — настоящий лидер и человек не лозунгов, а поступков. Он принимает решения, иной раз встающие камнем поперек течения. Решения не логичные, но единственно верные, спасительные. Здесь как раз пример сложного человека в лучшем смысле этого слова, нам эта сложность приятна и интересна. Некрасов — это все то высокое и живое, что есть в нашем народе. Это и творческая, и умственная составляющая — способность впитывать, учиться и при этом обладать волей, крепостью духа. И потому — закрадывается вопрос, а так ли оптимистичны авторы фильма, коль скоро дают право идти дальше Карякину, а не Некрасову? Действительно ли светлое будущее ожидает нас в руках вот таких Карякиных? Картину, на мой взгляд, испортили и чуть было не погубили идеологическая цензура и недоработанный творческий замысел, желание объять необъятное. Все тот же примитивизм — хорошие красные, плохие белые. Слишком пусты и бравурны речи Карякина, слишком размыты черты всего военного противостояния под непогрешимо сладким красноармейским соусом. Лично мне не хватило деталей в жизни героев, тот же Некрасов, на мой взгляд, не раскрыт полностью, арки героя в данном случае нет. Как степной орел, который каким был, таким и остался. Остальные же персонажи — словно из немого кино, как я и говорил, чересчур выразительны, карикатурны. Но сквозь огонь вычурного патриотизма в отдельных фрагментах создателям удалось передать истинную красоту, привести зрителя к катарсису. За счет пронзительных, подобно эпизоду с лошадью, сцен картина закрепилась в памяти и так или иначе является украшением советского кинематографа. 7 из 10
Один из лучших старых советских фильмов. Бесподобно смешной в одних эпизодах, трогательно грустный в других и очень человечный. Фильм о войне, в котором практически нет отрицательных героев — если не считать таковыми каких-то бандитов, которые, впрочем, показаны с таким юмором, что их почти прощаешь. В этом кино ни белые, ни красные не вызывают ненависти. И те, и другие вызывают сочувствие и уважение. И у зрителя, и друг у друга. Может быть, это не очень правдоподобно. Но это как-то очень хорошо. Для советского фильма о революции это работа удивительно тонкая и аполитично-мудрая. Кино, в котором нет пафоса правоты одной стороны, а есть показ революции как национальной трагедии и в то же время прекрасного национального подвига. Сегодня мы все дальше от такого умения подняться над схваткой и понять, что у каждого из участников, героев и жертв Гражданской войны была своя правда. Нам ближе деление на правых и виноватых. А этот фильм — не о правых и виноватых, а о России разных людей. О замечательной, очень истерзанной стране. Каждый из героев — и безногий красный командир, и застенчивый храбрец в исполнении Олега Янковского, и блестящий белый офицер Владимира Высоцкого — подлинный идеал мужчины, и его возлюбленная (Ия Саввина), тоже своего рода идеал — идеал русской женщины-аристократки, — показан с глубокой внутренней симпатией. Ты понимаешь каждого из них, и, хотя они враги, — ты не встаешь на чью-то сторону. Потому что здесь нет подлецов — есть хорошие люди, которые по трагической воле истории убивают друг друга. Каждому дана возможность оправдаться. Даже железной коммисарше, которая не дрогнув, не выслушав, отправляет невинных людей на расстрел: в фильме ей будет дан коротенький эпизод, в котором она, не щадя себя, так же, как не щадила других, погибнет в бою. И вот уже она не кажется чудовищем: и вот уже она становится погибшей героиней. Человечность фильма, может быть, слишком снисходительная, никому не хочет выносить окончательных приговоров. Этому фильму хочется обнять и утешить своих героев — непримиримых врагов. Отдельное спасибо фильму за персонаж Ролана Быкова — бесподобно бессовестное и по-своему героическое великовозрастное дитя, такое искреннее в каждом своем проявлении, что на него и сердиться невозможно. Кстати, есть определенная печальная мудрость в том, что из всех замечательных людей, показанных в фильме, в живых останется именно это дитя: человек милый и добрый, но готовый стать игрушкой в чьих угодно руках. Это очень тонкое, очень деликатное, почти неразличимое, но страшное предсказание — о том будущем, которое еще ждет несчастную Россию. Но пока мы находимся еще в иной эпохе: эпохе романтиков и героев, и еще можно искренне и весело смеяться, наблюдая сцену побега «двух товарищей» от бандитов. Пока еще хочется верить в идеалы. Так хочется, что почти удается. Фильм снят очень умными и добрыми людьми с отменным чувством юмора. 10 из 10
Классный фильм. По правде сказать, даже удивлен, как его на экраны-то выпустили. Разве что итоговый расклад в пользу авторов сыграл: в живых остались (надеюсь, это ни для кого не секрет?) исключительно благонадежные «товарищи». Наверное, неспроста. Главное достоинство картины — конечно же, актерский состав. И текст. Едва ли не каждое слово — на вес золота, что еще больше удивляет в плане цензуры. В общем, смотри во все глаза называется и не забывай слушать — оно того стоит. Мне собственно, единственное, что не понравилось (увы, слишком сильно, отсюда и столь сравнительно низкая общая оценка), так это история со взятием Перекопа. Не потому, что против своей воли болеешь за белых (хотя двадцать лет назад упивался гением красных командиров), а они обречены. Просто лишнее это здесь, на мой взгляд. Не о том кино. Равно как совершенно не к месту первые сцены с участием В. Высоцкого и И. Саввиной. Не лучший вариант знакомства, согласитесь. Особенно если впереди — нечто, отдаленно напоминающее роман. Впрочем, тут уже не исключен умысел: требуемый моральный облик (со знаком минус) жизненно необходим по тем самым идейным соображениям. А то, не дай бог, пробудится в ком-то сочувствие. Кто ж знал, что картина переживёт идеи… Относительно развязки определенные сомнения тоже присутствуют, прямо скажем. Не очень понимаю, для чего нужно с боем пробиваться на отходящий пароход, если «грусть тоска меня съедает» настолько, что жизнь не мила. Еще один прогиб? Ну его, это белое движение, в общем. Тут в рядах красного-то такие «разброд и шатание», что любо-дорого. Дуэт роскошнейший! Р. Быков со своим «Вот такой я человек!» просто бесподобен. Да и герой О. Янковского явно заслуживал большего (например, места в заботливо припасенной для мировой контры тюрьме), нежели предательская пуля в спину. А ведь были еще «дивно усатый» А. Папанов и смертельно усталая А. Демидова — в своем роде фасад и нутро замечательной жизни, что, по словам товарища Карякина, вот-вот должна наступить, в связи с чем даже муки голода постыдно отступают, что уж там говорить за нечестивых врангелевцев. Вот этого хотелось бы побольше увидеть в фильме. И тогда бы!.. Никак не смешные 7 из 10
Это очень добрый и светлый фильм, несмотря на время, в которое происходят события фильма — чудовищное, страшнейшее время колоссальных перемен, когда ломается весь уклад страны, весь быт, многие берутся за оружие, многие погибают молодыми, и многие вынуждены убегать из страны, ставшей из родной чужой. Противостояние белых и красных. Потрясающие актеры и с той и с другой стороны. Смешной Быков, интеллигентный и утонченный Янковский, харизматичный Высоцкий. Много запоминающихся моментов, забавных фраз: - Вот пуля пролетела и ага… - Долетался наш авиатор… - Мы с тобой теперь друзья-не разлей вода! Я и извиниться могу, вот такой я человек. - Что смотришь, как сова из дупла? - доктор, читающий красноармейцам лекцию в стихах. Великолепна и сцена прощания Брусенцова (Высоцкого) с конем Абреком! Слезы наворачиваются, когда конь ищет хозяина и, наконец, бросается в воду за кораблем. И, хотя, по тем временам в фильме должна быть как коммунистическая пропаганда, то есть зритель должен быть на стороне красных, белым тоже сочувствуешь. Потому что современному поколению тяжело даже представить, что такое революция, что такое убегать, штурмуя пароход, из собственной страны, где ты вдруг стал врагом и должен быть убит. К тому же и не все белые плохие люди, например, Саша, сестра милосердия. Особенно прекрасен молодой Олег Янковский, своей утонченностью не вписывающийся в жестокость этой братоубийственной войны. В целом фильм очень светлый, глубокий. Рекомендую к просмотру тем, кому интересна наша история и кто любит наших прекрасных сильных актеров. Я наслаждалась при просмотре этого фильма, он навсегда останется в моей памяти 10 из 10
Честно говоря, я раньше думал, что этот фильм про Великую Отечественную Войну, а оказалось про гражданскую. Не люблю я гражданскую. Нет, я, конечно, и к Великой Отечественной неземной любви не питаю, но там хотя бы понятно, что враг — злостный фашист, они все — плохие, мы все — хорошие. Ничто так не сплачивает людей, как общий враг. А в гражданской войне непонятно, кто такие «они» и кто такие «мы». Для меня в гражданской войне вовсе нет «они» и «мы». Есть просто они и они друг с другом воюют. Только парадокс в том, что все «они» это и есть все «мы». И мы друг с другом и воевали. А это уже как-то грустно. Первый абзац вышел совсем не про фильм. А про фильм много я сказать не смогу. Я не люблю Олега Янковского, мне он не нравится, не люблю я фильмы с его участием. Вместе с тем я очень ценю актёрское мастерство Ролана Быкова и очень уважаю его работы в кино. Не меньше почитаю Ию Саввину. Ну а Владимир Высоцкий — это что-то на уровне Высоцкого или даже выше, он прекрасный актёр и поэт. Разобравшись с симпатиями, могу лишь отметить, что фильм интересен отдельными сценами, диалогами, актёрской игрой Ролана Быкова, на герое которого в общем-то вся дружба и держалась. Попадись Некрасову в помощники такой же угрюмый тип как он, то подобное «товарищество» вряд ли бы возникло. Именно Карякин сделал эту дружбу, он её выточил своей энергией, своими поступками, своим отношением. Конечно, общий плен, «расстрел», допрос могут сблизить, наверно, самых разных или самых одинаково угрюмых людей, но без Карякина это была бы уже не такая искренняя дружба. Не такая интересная я бы сказал. А ещё многих по окончанию фильма жалко. Карякина. Брусенцова. И героиню Ии Саввиной, которая последовала за человеком, чья душа не в состоянии была выдержать всего происходящего. Ну и, конечно же, лошадку. «Лошади умеют плавать, но не хорошо, не далеко…» 7 из 10
Посмотрел наконец, фильм оказался очень сильный, причем сейчас, спустя время, невольно понимаешь, что сами того не желая создатели показали истинную трагедию страны, когда на место грамотных, умных, талантливых, думающих людей пришли полуграмотные пастухи, пролетарии и прочая матросня. И хорошо еще что есть среди них одаренные от природы, не лишенные напора, предприимчивые люди, как Карякин (Быков), хотя и этого все же очень мало, ведь когда смеёшься в фильме с героев Папанова, Махновца, любящего сало, того же Карякина, всё равно невольно задумываешься о судьбах Родины и становится жалко интеллигенцию в лице Некрасова, и истинных носителей чести государства — среднего дворянства в лице Брусенцова. Но в то же время, понимаешь, когда видишь молоденького идиота-адъютанта — чьего-то папиного сынка и расслабленную вековой роскошью верхушку армии Белых, что все таки перемены были нужны, но не такой ценой и не такими мерами. Но это Россия, это наша страна и в этом самая большая трагичность этой кажущейся на первый взгляд комедией драмы. Фильм действительно шедеврален и снят очень ярко, несмотря на то, что он чернобелый. Актеры выложились на полную. Очень рад был увидеть любимых актеров детства: Анатолия Папанова, Ролана Быкова, Олега Янковского. И конечно особо хотелось бы выделить наверное истинного Героя Того Времени и самого народного артиста, поэта и исполнителя Владимира Высоцкого. Его герой очень добавил фильму остроты и трагичности, без него это была бы просто советская комедия о Гражданской Войне. Каждая сцена с его участием в кадре это кинематографический праздник, он сразу приковывает внимание на себя и не отпускает пока не выйдет из кадра, но и после ощущается чувство ожидания его следующего появления. Очень жаль, что многие эпизоды с ним были вырезаны, но и того что осталось полностью хватило для раскрытия характера и перехода моей симпатии при просмотре на его сторону, тем более, что красные показаны в фильме не в лучшем свете. Пусть роль не велика по экранному времени, но все равно ясно видно, что эта роль одна из лучших, если не самая лучшая в фильмографии Высоцкого. 10 из 10
Самое страшное время в истории России. Ужасно наблюдать за братоубийством. Русские убивают Русских. В фильме разворачиваются события 1920 года. Андрей Некрасов, рассудительный, спокойный, тактичный и Иван Карякин противоположность, весельчак, сорвиголова, прямолинейный, располагающий на удачу и случай. Вода и пламя, но в месте, такая связка способна на всё! Поручик Александр Брусенцов, воплощение настоящего, русского офицера, без фальши и каких либо очернений белого движения. Его хладнокровность разума, интеллигентность, грамотность, и честь! Все эти люди составляли тогда и во все времена Русский Характер. Тот самый истинный, не тот образ, навешанный европой и америкой, непролазных алкашей с дубиной наперевал. И повторюсь, самое страшное для России, противостояние таких личностей. Евгений Карелов показал историческую трагедию «Служили два товарища». Выступают слёзы, какое мощное чувство товарищества нас заставляет погрузиться режиссер. Больно, обидно, досадно. Не многие поймут Александра Брусенцова, он не бросил свою лошадь, он остался в России… Карякин, его умении находить выход из любой ситуации с ловкостью и невероятной удачей поражало на протяжении фильма. Та беспомощность, отчаянье, которое чувствовалось в сцене ранения друга, обескураживает спустя часы, после просмотра ленты. Фильм великолепен! Без политических и исторических шаблонов. Игра актёров, музыка, сценарий, батальные сцены и самое главное правда, положения сторон того времени, состояние душ героев. Всё так, как есть и было! 10 из 10
Очень умный и захватывающий фильм! Безупречная игра замечательных актеров, несмотря на 1968 год фильм снят очень современно. Это проявляется в сценах битвы. Очень продуманно взвешенно режиссер представляет картину, чтобы нам было более удобно и без затруднений грамотно оценивать ситуацию. С одной стороны очень мужественная, дружная красная армия, с другой-армия с умнющим предводителем и не менее мужественной. И приходиться задуматься: Кто же из них прав? Не могу не отметить очень трогательную сцену с пароходам и выстрелом в спину красноармейцу Некрасову… Классика отечественного кинопрома 10 из 10
Очень удивительно, что этот фильм, вышедший на экраны в глубокое Советское время, когда перестройкой и гласностью не пахло даже близко, показал белогвардейцев довольно-таки с неплохой точки зрения. Белогвардейцы здесь не представлены как олицетворители зла, а выглядят вполне обычными людьми, которые и за жизнь хорошую борются (впрочем, как и красноармейцы, но у них о хорошей жизни параметрально противоположные мнения), и любить умеют, и страдать… Фильм действительно очень честный, и красные и белые здесь показаны полностью на одном одинаковом идеологическом уровне, так что никакой пропаганды социализма здесь нет. Хотя я слышал, что перед тем, как выпустить этот фильм на экраны, многое чего повырезали — строго касательно белогвардейцев — но фильм всё-таки был разрешен к показу. Лично моё мнение — роль поручика Брусенцова в этом фильме, самая лучшая роль Высоцкого в кино, несмотря на всеобщее признанное мнение, что лучшей ролью Высоцкого является легендарный и бессмертный капитан Жеглов…
Сам я не поклонник отечественного кинематографа, не в последнюю очередь из-за нахального вранья и пропаганды, но это, пожалуй, единственный советский фильм, из тех что я посмотрел, в котором я не обнаружил следов пропаганды. Тронул момент, когда Высоцкий уплывает на параходе. Потрясающий фильм и очень, по-моему, честный. Тем, кто не смотрел, если такие есть, рекомендую. 10 из 10.
Гениальная антисоветская агитка. Предтеча «Собачьего сердца» Бортко. Господа белые офицеры практически все — профессора преображенские, персонаж Быкова — настоящий шариков, ну и свита соответствующая. Просто время еще не подошло с таким же остервенением рвать советскую историю, какое подошло ко времени выпуска «Собачьего сердца», вот и сдерживались. Фильм не просто показывает «правду обеих сторон», он начинает переворачивать смыслы истории. Ни слова о смысле войны — одна сторона сражается за право считаться людьми, а не рабочей скотиной, а другая — за право эксплуатировать эту скотину — просто воюют. «Вестерн». Как тут пишут — просто «трудное страшное время». К концу 60-х годов подавляющее большинство граждан СССР уже только по книжкам и урокам истории знали о причинах этой войны. И смотрели фильм уже довольно отстраненно. Видели юмор, видели занимательную историю, а смысл противостояния ускользал. А если без юмора посмотреть? Помощник кинооператора Карякин просто страшен. Он в любой момент готов убить и убивает при первом сомнении в человеке. Он готов без разбирательств отдать товарища, с которым только что смотрел смерти в лицо, под расстрел и еще выступает обвинителем безо всяких доказательств. Женщина-командир показана сумасшедшей. И эта сумасшедшая делает примерно то же самое, что и помощник оператора — приказывает расстрелять при первом сомнении. Видим, что если убрать юмор, то эти два персонажа равны друг другу. В отличие от стороны красных, беляки показаны весьма презентабельно. Красивые, мужественные, настоящие офицеры, благородные, благоразумные, сражаются до конца и даже в плен не сдаются. Кстати, посчитайте, сколько белогвардейцев героически уходят в море, когда их прижимают к берегу красные. И только один сдается. Ничего не напоминает? На мой взгляд, этот эпизод очень много говорит об отношении авторов фильма к своим персонажам и сторонам «конфликта». Надо сказать и о действии фильма на межнациональные отношения. Украинцы показаны недалекими бандитами, латыши — покорными исполнителями воли командирши, хотя и видят, что она сошла с ума. К сожалению, все это завернуто в совершенно гениальное исполнение. Фильм стал культовым. Вот только мальчишки подражали не бойцам, сражающимся за освобождение трудового народа, а красавцам офицерам, целью которых было загнать рабочую скотину в стойло.