Милицейский патруль замечает ночью на улицах Риги странного мужчину, который явно избегает милиции и в ходе преследования теряет сумку, в которой обнаружена большая сумма денег. На следующий день примерно в том же районе обнаружен труп женщины. Следствию придется установить связь всех этих фактов... Типичный застойный детектив, в котором система побеждает негодяя-одиночку, к тому же раздавливая его морально - латышские пинкертоны и мыслить умеют системно, и под пули если что бросятся и мучаются совестью по ушедшим друзьям, считая, что их можно было спасти и горят на работе как железные Феликсы. А теперь даже и не торопятся видеть в каждом фигуранте преступника. А вот настоящий преступник, охваченный неуёмной алчностью, в итоге изживает себя. В общем, характеры выстраиваются не то чтобы не живо, но по известным лекалам - парадоксов и драм явно маловато. Зато с интригой порядок, а заодно показывается как должна работать, но, увы, не работает милиция. Кино как иллюзия и идеологическую задачу выполняет, клеймя крутых расхитителей и утверждая идеал мента, и развлекательную - финальная погоня даст фору Ну, погоди. Таков странный застойный детектив. Но в том и его уникальность. Кстати, это ещё и образец интернационализма советского кино, где и латыши кое-что снимали. Что характерно, снимала женщина и с женщиной в главной роли. А Вия Артмане способна и не такой картон сделать живее.
Перед вами советский детектив. На самом деле никакой это не детектив, а скорее премортальные корчи 'производственного' жанра, в котором все расставлено по своим местам, как антиквариат в роскошном по тогдашним меркам особняке главной жертвы сюжета. Да, особняке, а не даче, потому что западные культурные коды в этом фильме не доминируют, но конкурируют с усредненными советскими представлениями о достатке и комфорте. В фильме вообще все усреднено, даже сама Латвия, которая чаще всего предстает как более специфичный топос, почти наша заграница. В ленте же как будто выдана квота на национальное, культурное, экономическое и прочее соотношение героев и примет. Разве что все-таки сказывается прибалтийский полушик, и даже закоренелый преступник выглядит, конечно, не благородно, но чуть более солидно, чем полагается по усредненной квоте. А так, повторюсь, все на своих местах. Две линии расследования сходятся к одной. Будни милицейского участка расцвечиваются находками и погонями. Белые костюмы сменяются сероватыми пиджаками, а интерьеры типовых квартир обстановкой дачных 'вилл'. Нетрудно заметить, что делается это все автоматически, без минимальных усилий. На месте Артмане могла быть какая-то еще другая актриса, что можно сказать и про все остальные роли, но так как она едва ли не самая известная актриса Латвии, то и занимает главное место в расследовании, впрочем, играя опять же механически (что там нужно делать, изображая типового, как квартира в панельном доме, идейного следователя? сделано!), без единой находки. Можно сказать, что главными героями в фильме являются не скучнейшие детали детективного расследования (бывает и такое), а деньги и вещи, точнее их взаимодействие. Деньги - двигатель регресса, если под регрессом понимать смену идейности комфортом, который вполне достижим за счет денег. Если в более ранних фильмах было не очень понятно, зачем большие деньги в стране победившего социализма, их же некуда потратить, то в этом фильме их еще как есть куда тратить, потому финальное обличение 'жуликов' выглядит абсолютно неубедительным. Почти и не скрывается, что рядом с официально утвержденной действительностью есть ее специфический двойник со взятками, серым бюджетом и прочими прелестями пока еще неразвитого капитализма, который уже проклевывается и попросту ждет своего часа. Посему взятая в фильме стандартная нота 'исторической обреченности мира наживы и капитала' смотрится как ритуальный тезис, который может успокоить смотрящих за кинематографом, но наводит на определенные выводы смотрящих 'Следствием установлено'. 5 из 10