Честно скажу – фильм смотреть не хотел, т. к. наивно ждать чего-то глубокого от сиквела ленты, которая продвигает нарратив «за все хорошее, против всего плохого». Понятно, что по закону создания сиквела, тут должно быть тоже самое, но с большим масштабом и с большим давлением на эмоции, для чего действие перенесено в оккупированную немцами Францию. Но временя шло и с удивлением обнаружил ленту в топе 250 кинопоиска, между «Пианист» (2002) и «Иди и смотри» (1985). Чего?! Сиквел простой ленты лучше «Иди и смотри»?! Может ошибся и надо посмотреть? Но нет, чуда не случилось... Главная проблема подобных проектов состоит в том, что в их основу закладывается какая-то простая и как правило искусственная идея, на которую натягивается художественная обертка, которая ради сомнительно художественной целесообразности извращает реальность до неузнаваемости. Местная экспозиция - это один большой стереотип. Место действия французская богом забытая деревня, находящаяся в живописном лесу, но представляющая стратегический интерес для оккупационных сил, т. к. находясь между ничем и ничем, является ключом к ничему. В виду важности объекта, немцы обустраивают в деревне военную базу, превращая жизнь аборигенов в филиал ада, с порога начиная репрессии по спискам и открыто убивая людей на улице без суда и следствия. Местные в курсе, что евреев, больных и калек немцы активно уничтожают, и никакой оголтелой пропаганды и смещения общественного мнения не требуется, чтобы к этому зверью с мотивацией «потому что» присоседились коллаборационисты из числа местных, включая старшеклассников, которые идут работать в полицаи и в свободное от учебы время активно терроризируют местное население. Да вот прям так, это не после войны вскрылись данные о зверствах, т. к. дело это было тайной за семью печатями, а в 1942г, в богом забытой деревне все находятся не под действием пропаганды, а в курсе того, что немцы устраивают неприкрытый террор и этнические чистки, поэтому половина населения решает с ними активно сотрудничать. Ну ок, это же художественное произведение, вымышленный мир, даже плашки по реальным событиям нет, за что отдельное спасибо. В этой антиутопии не имеющей отношения к реальности, развивается история с лейтмотивом «Да здравствует гуманность». Не «Честь и родина», а гуманность? Во время войны на истребление? Ну ок… Сколько этих антиутопий с сомнительными нарративами, но откуда такой рейтинг?! В данном случае, для усиления эмоционального эффекта, основная история, завернута в обертку, действие которой развивается в современном мире, где перед 15-ти летним подростком стоит дилемма – быть ярким гуманным изгоем, нормальной серостью или унылым школьным альфа. Обычная такая дилемма подросткового возраста, каждый выбирает на свой вкус. В этой части, к лентам про подростков с девизом типа «Да здравствует гуманность», у меня всегда был только один вопрос – вы для кого это снимаете? Для подростков? Но у них там немного по-другому все устроено и так не работает. Для родителей? Ага, отличная тактика выстраивания отношений с подростком, находящимся в активной фазе сепарационного кризиса. Для себя может? Чтобы продвинуть свои, в данном случае «гуманные» идеи? Больше похоже на последний вариант. В результате получилась, да качественно сделанная, но идейно пустая лента, которая заворачивает искусственный нарратив в 2х часовую обертку с единственной целью – выдавить побольше эмоций самыми простыми художественными методами, но не оставляя после себя никаких выводов и послевкусия. 6 из 10 P.S. В качестве примера того, как может бабахнуть по психике и запомнится на всю жизнь художественное произведение – посмотрите «Жизнь прекрасна» (1997), это вот шедевр на все времена, который почему-то из топа 250 кинопоиска вылетел.
18+ _ Акт Первый. Плохиш, который вроде хочет стать по-настоящему добрым. Чудо (2017) - это своеобразный Гарри Поттер без магии (история маленького мальчика, попадающего в школу), хотя волшебные чудеса иного характера, куда более цепляющие душу и в указанном кино происходили. Фильм же White Bird продолжает киноленту Чудо, где наш нынешний главный герой (хотя он и не главный) издевался над одним мальчиком (главным героем к/ф Чудо), на чём его поймали. В итоге наш нынешний герой раскаялся, но родители (отметим, что они довольно богатые и надменные, возможно, из-за богатства как раз-таки) не захотели, чтобы тот продолжал учёбу в той школе и перевели его в новую. Фрагмент текста из сети так описывает ту сцену: Джулиан со своими друзьями продолжает издеваться над Огги, но мистер Браун узнаёт об этом. Мистер Ташмен предоставляет родителям Джулиана доказательства, в том числе многочисленные записки ненависти и фотографию класса, с которой фотошопом убрали Огги. Мать Джулиана, признавшись, что это она отредактировала фотографию, защищает действия своего сына и утверждает, что дети не должны учиться вместе с Огги. Несмотря на её угрозы отозвать часть финансирования школы, мистер Ташмен отстраняет Джулиана на два дня, из-за этого он пропускает отдых на природе. Когда они уходят, Джулиан приносит извинения мистеру Ташмену и разочаровывается, когда его родители заявляют, что осенью в школу он не вернётся. И вот мы в новом фильме. То есть наша лента делает как бы главным героем главного плохиша из предыдущей. Хотя мы вообще-то ещё и отправляемся в прошлое (в прошлом уже будут свои герои главные и прочие), в воспоминания его бабушки, которая своею мудростью что-то хочет показать внуку. Ну что ж, отметим, что из бывших плохишей обычно неплохие добряки получаются в итоге. Так было, например, с апостолом Павлом, который изначально преследовал христиан, а потом, примкнув к ним, стал чуть ли не самым мощным духовником (на тот момент). _ Акт Второй. Рассказ бабушки. В детстве она жила в семье, так скажем, среднего класса, была немного избалованным ребёнком (для своего времени). И как раз в это время шла большая война, хотя Франции досталось меньше, ведь она довольно быстро капитулировала, то есть девочка жила в оккупированной фашистами среде. В школе, где училась главная героиня из прошлого, был мальчик с недугом, над которым смеялись и издевались сверстники. То есть отчасти наша история повторяет циклично тему фильма Чудо (2017). Плюс поднимается тема преследования евреев (главная героиня - еврейка), в том числе капитулировавшими французскими властями (правительством Виши, появившимся после поражения), подчинившимися немецким оккупационным войскам. Фильм по итогу целую кучу деликатных и прочих тем, весьма сами понимаете каких, затрагивает. В том числе тут показывается, как зомбировали разными методами людей во Франции, даже и детей, призывая к каким-то антисемитским высказываниям и действиям. В итоге у нас фильм глубже копается в главной теме фильма Чудо, делая из главной героини человека, к которому со стороны некоторой части окружающих возникает особое отношение предвзятого характера. Ну а потом... В чём-то леденящая история. И вот как бы два изгоя столкнутся. Мальчик с недугом и девочка, которой незримо фашисты нацепили клеймо. Хотя ранее наша девочка, возможно, немного со скрытым пренебрежением, не явным, относилась с мальчику. Теперь же он для неё герой. Далее, лента, конечно, немного затронет знаменитое французское сопротивление и тех, кто в годы войны прятал у себя евреев, уберегая их от жестокости нацистов. _ По итогу наше кино о разделениях. Это актуальная тема в нашем мире, где много расовых, политических, религиозных и прочих разделений, в том числе просто по языковому принципу. Заклеймить кого-то, имея такой злой умысел, при таком раскладе очень легко. И многие этим пользуются, вешая ярлыки, а через это и наделяя целевой объект скрытой и явной ненавистью. Очень неплохая постановка.
Это сиквел фильма «Чудо» - фильма про мальчика с особенностями внешности, которого травят в школе. На самом деле, сиквелом назвать эту ленту всё-таки сложно, так как продолжением он является лишь формально. К мальчику, одному из негативных героев первой ленты, приезжает бабушка, которая рассказывает ему историю своего сложного детства, проведенного в оккупированной Франции, чтобы привить ему правильные ценности – доброту, понимание, сострадание. Поэтому этот мальчик – это единственное связующее звено этих фильмов. Перед нами же очень трогательная военная драма о том, как мальчик со своей семьей, которого угнетали в школе, прячет в сарае еврейскую девочку из класса, рискуя своей жизнью и жизнью родителей. Конечно же, это бесконечно доброе кино, которое с завидным постоянством делает так, что в горле появляется ком, а на глаза наворачиваются слезы. Смотреть эту историю с каким-то равнодушием, мне кажется, не получится ни у кого. Это кино о доброте, о свободе, о помощи, о дружбе, о любви и, конечно же, о трагедии. Огромной заслугой, на мой взгляд, является игра актеров. Главных героев, школьников, прекрасно сыграли юные Ариэлла Глейзер и Орландо Швердт. Молодые актеры настолько проникновенно и честно передавали свои чувства, что просто диву даешься. Уверен, что у обоих большое актерское будущее.