Сквозь огонь: отзывы и рeцензии

FRIDMON
FRIDMON16 февраля 2020 в 06:08
От человека — к человеку. От дома — к дому.

Одноимённую повесть Алексея Попова, по мотивам которой снят фильм, найти в сети не удалось. Наверное, это к лучшему — если знаком с письменным первоисточником, то обязательно начинаешь сравнивать его с картиной. Делать этого в данном случае совсем не хочется, потому что картина абсолютно самодостаточна. Леонид Макарычев снял «Сквозь огонь» в так называемый «позднесоветский» период. В эти годы было создано немало отличных лент о войне. Наверное, режиссёры искали в героической истории страны нравственные и моральные ориентиры, частично утраченные на «закате социализма». И хотя ни артисты, ни создатели фильма не были свидетелями тех страшных событий, они являлись поколением, воспитанным на воодушевляющем примере. Сказанное целиком и полностью относится к Алексею Ивановичу Булдакову, для которого роль партизана Савелия стала полноценным дебютом в кино. Его Савелий — это собирательный образ русского мужика: весёлого и находчивого, скорого на шутку и музыкально одарённого. Но самое главное — бесконечно влюблённого в свою Родину. Фильмы о партизанах по своей сути наиболее драматичны. На фронте, на передовой, в условиях невероятных человеческих напряжений солдаты знают, что слева и справа, но особенно — за спиной находятся СВОИ, а для партизан враг — ВЕЗДЕ. В любой деревне, на любой дороге, а после создания специальных ягдкоманд («лжепартизаны» — команды истребителей из числа наиболее надёжных немецкому порядку местных жителей) — даже за любым деревом. Враг везде, но порученного тебе задания никто не отменял. Оно должно быть выполнено, и будет выполнено. Любой ценой. В фильме немало эмоциональных до спазмов в горле эпизодов, но особенно запоминается начало и финал. В этих кадрах — и путеводная и связующая нити в судьбе Павлика Комарова, роль которого прекрасно сыграл Боря Кричевский. Две незабываемые сцены: прощание матери с сыном и первые минуты в квартире в блокадном Ленинграде. В начале фильма Павлик наивен и доверчив, каким и должен быть ребёнок. Но на войне дети взрослеют рано, поэтому в финале Павлик уже совсем другой. Он видел боль, смерть, горе. Но самое главное — он видел доброту, участие, отзывчивость. Увиденное не ожесточило Павлика, оно научило его человечности: « — Это мне?.. — Тебе. Ешь!» В синопсисе не написано главного, что в фильме отражена судьба первого партизанского обоза, доставившего продовольствие в голодающий Ленинград. P.S. В сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо. В Ленинграде остались почти 400 тысяч детей — от младенцев до школьников и подростков. Начался голод, жесточайшие бомбежки, наступила холодная зима. Если ещё в сентябре в городе работали почти все рестораны и продовольственные магазины, то уже к ноябрю люди начали умирать от истощения. Продовольствие закончилось. Дорога жизни ещё не начала действовать. Ленинградцы понимали, что их ждёт неминуемая смерть, но продолжали работать, обороняться, защищать свой любимый город от фашистов. В начале марта 1942 года была собрана 161 подвода с самым разнообразным продовольствием. Обоз состоял из 28 тонн муки и более чем 14 тонн других продуктов — зерна, мяса, гороха, мёда и масла. Партизанам предстояло прорваться через две укреплённые линии обороны немцев: сначала ту, что фашисты создали вокруг «партизанского края», затем главную, фронтовую. По пути следования отряда к обозу примыкали все новые санные подводы. При подходе к линии фронта их насчитывалось уже 223. Обоз двигался строго ночью, днём сани и лошадей прятали в лесах. 29 марта 1942 года обоз перешёл линию фронта и вышел в расположение частей 8-й гвардейской дивизии имени Панфилова.