В 1943 году был дан указ о создании Суворовских училищ для молодежи. Про будни первого выпуска будущих офицеров рассказывает повесть «Алые погоны» Бориса Изюмского, по мотивам которой снят фильм. Герои фильма и книги – будущие офицеры Советской Армии. Помимо среднего образования мальчики получают уроки честности, порядочности, мужества, которые не меньше, чем знания необходимы военному офицеру, всегда служившему эталоном чести. Мальчики, конечно, разные и по характеру, и по воспитанию и судьбы тоже у всех разные. Дети войны – кто-то остался сиротой, кто-то тяготы военного времени не почувствовал, а кто-то воевал наравне с взрослыми. Воспитатели тоже разные – у одних за суровой военной формой скрывается доброе сердце, всегда готовое почувствовать чужому горю и приласкать ребенка, вопреки строгому военному уставу училища, а кто-то признает только политику кнута. Добрый, душевный фильм, с щемящими моментами откровенно портят притянутые за уши начало и конец про мечтательного рядового, который боится лечь под танк во время учения в мирные 70-е годы. На фоне известных порядков, который царят в армии, указанные моменты вызывают если не хохот, то недоумение. 7 из 10
Советская армия. Примерно 1980 год. Рядовой Грунев - почти мечтательный парень, увлекающийся не просто книжками, а аж философией. Он хорошо стреляет, но из-за страха перед танком ему кажется, что армия не про него. Рядовой Дроздов - парень попроще, поэтому ему ближе письма, в которых он вспоминает о своем друге - собаке. А в службе он, хоть и с зигзагами, но готов помочь сослуживцам... Но главные здесь - командиры. Во всех смыслах. Прапорщик, убеждённый, что солдатами рождаются. Младший молодой офицер... либерал, который хочет быть любим солдатами. Наконец, полковник Ковалёв - хоть и вполне строгий, но в то же время интеллигентный военный, вселяющий уверенность, что настоящим солдатом не только становятся, но что это не мешает быть самим собой. Вот Ковалёв и вспоминает своё отрочество в Суворовском училище. Дальнейшее разбивается на эпизоды трений и дружбы воспитанников, их отношений с педагогами и дуболомами, чести, бесчестия, юношества, взросления, карьеризма и ответственности... В них и выясняется, что любовь не покупается, дисциплина не достигается властью и унижением, а армия воспитывает и формирует личность, а не рихтует её. Хотя армейская современность и кажется пристёгнутой, но, пожалуй, именно она противопоставляет панибратство коллективизму, а вшивую либеральность справедливости. Как ни странно, но это ещё и возврат к традициям армии, ее системе ценностей... Как-то очень спокойно, пусть и не без пафоса, фильм спорит с известным по анекдотам армейским уставом из двух пунктов: Командир всегда прав. Если командир не прав - смотри пункт первый. Потому как служить надо не за страх, а на совесть. Проблема только в том, что воспитание совести командиров осталось в войне, то бишь в глубоком прошлом... А у телефильма проблема в том, что несмотря на наличие вполне жёстких историй, ни в какое сравнение с публицистикой, обрушившейся на армию в конце 80-х по поводу дедовщины и прочей бяки, они не идут, поэтому им не особо и поверят. А на во многом романтизированное суворовское училище подросткам, к примеру, знакомым с продукцией ТНТ, смотреть будет странно. Ещё страннее, что вместо мужланской 9 роты или какого-нибудь Марш-броска зрителю являют не героическое кино про армию. Даже клип Агутина про Границу выглядит на порядок брутальнее. А тут даже двоечники предлагают поймать воспитателя на незнании Пушкина... Так что завоевать новую аудиторию Алым погонам вряд ли удастся, тем более что и драматургия выстроена более психологически, чем в сюжете. Но восхищение совкодрочеров унять будет трудно: вот СССР, который мы потеряли.