Принятие реальности. Чтобы сохранить душевное здоровье, человек должен принимать реальность такой, какова она есть, даже если это больно, даже если это страшно. Принимая реальность, ты можешь бороться. Однако, принятие — не синоним «смирения». Смириться со страшной реальностью — мириться, значит, проиграть. Такие темы поднимает новая работа Авдотьи Смирновой. Простая, любящая друг друга семейная пара из Ульяновска сталкивается со страшной бедой — болезнью своего ребенка. Звучит жуткое, вязкое, лишающее чувств и дара речи слово «рак». Как символ самого страшного, непобедимого. Нет ничего страшнее рака — это знают все. Так думает и жена главного героя. Она молит небеса о том, чтобы диагноз не подтвердился, вот только вместо Господа Бога — дедушка Ленин. Ленин, как нечто нерушимое, незыблемое. Вечное, надежное. Как и Москва, куда отправляется семья в поисках диагноза и лечения. Диагноз не подтверждается и кажется, что можно выдохнуть. «Москва сказала, бояться нечего». Простому, маленькому человеку можно поклониться дедушке Ленину, поблагодарить его, вернуться в свой городок и жить себе спокойно. Но так ли это на самом деле?… Не только рак может стать страшным приговором. Семья отдает все что у них есть, продает свой дом - чтобы узнать, чтобы спасти. В множащихся, как снежный ком, бедах даже самые близкие люди открываются по-новому. Довольно бесчеловечные поступки свекрови и тещи разбивают и без того разбитые сердца главных героев. Даже друг жаждет наживы на чужой беде. Кульминацией служит конфликт супругов, в котором выясняется страшная и бескомпромиссная тайна прошлого. И кажется, что нет больше пути. Только мрак. В петлю? В бутылку?… Мирясь, наконец, со страшной реальностью, жена главного героя рассыпается на части. А он? По-настоящему сильный человеческий дух выбирает борьбу. Собирает себя по частям, склеивает, сколачивает. И поднимается. И идёт. И подаёт руку тому, кто ударил в спину. Подобно ветрогенератору, не раз появляющемуся в кадре, чьи лопасти крутятся, преобразовывая энергию ветра в электрическую энергию, главный герой, блестяще сыгранный Сергеем Умановым, создаёт энергию внутри самого себя, чтобы продолжать двигаться, несмотря ни на что. Это тяжелый, сильный фильм о мощи человеческого духа. Который не так просто перемолоть жерновами судьбы. Да, сейчас смотреть такое кино тяжело. Но именно сейчас его и нужно смотреть. Смотреть, чтобы сохранять веру в себя, в собственные силы и помнить, как важно несмотря ни на что оставаться человеком.
Простая семья внезапно сталкивается с неизлечимой болезнью единственного сына - Зайца. Плотник, глава патриархальной семьи, должен выступить Героем картины, не зря фильм носит одноименное название; версию о роли плотника подтверждает и описание к фильму. Герои. Прописаны крайне поверхностно, они так примитивны, что становятся скучны. Или в этом и смысл? Чтобы каждый сильный духом плотник отожествил себя с героем? Глупышка-жена, 'украшение семьи', ребенок. Именно он становится причиной всей истории, но именно ему на экране отводится меньше всего времени. У героев в фильме нет прошлого, они пусты в настоящем, будущее не определено. Сюжет. Все начинается с семейных посиделок. А новость о болезни Зайца становится громом среди ясного неба. Семейство ищет способы решить возникшую проблему. Все вокруг такие плохие и злые, что Плотнику приходится все проблемы на себя, такой герой-отец. А ведь доктор говорит, что обычно мужчины уходят из семей после подобных новостей о болезненных детях. Скитания семьи в поисках решения проблемы нервно и напряженно скатываются в скомканный финал, после которого автором произведения сообщается, что картина посвящена всем семьям с неизлечимо-больными детьми. Грязь. Картина блеклая до безобразия. Не возникает совершенно никакого сочувствия. К завершению сие произведения автор решает добавить чернухи - ссора в ванной, драка, селфхарм матери, ее депрессивное состояние и галлюцинации. Эта линия не обладает никаким развитием или хотя бы значимостью для хода сюжета. Заметно, что добавлено для остроты эмоций, которые может испытать зритель. На ум приходит фильм 'Нелюбовь', в чем-то есть неочевидная схожесть с данным произведением. Ребенка, как зачина истории, на экранах зритель почти не видит. Лишь терзания родителей. Только дело в том, что 'Плотник' не несет в себе ровно никакой ценности в отличии от более качественной 'Нелюбви', которая действительно несет в себе трагичную историю и способна пробить на сопереживание героям и вовлеченность в историю. Плохо. Очень плохо.
Умное и важное кино, несмотря ни на что должно выходить и выводить зрителей на разговор. «Плотник» Авдотьи Смирновой занимает эту нишу, не уходя в бесконечный трагизм и философию. Создательница «Истории одного назначения» говорит о потере, страхах и о том, что может коснуться каждого, простым и понятным языком. Осиповы живут в собственном доме на юге. Работает только муж, но денег им на все хватает. Все меняется, когда заболевает Заяц, их сын. Они едут в Москву, потом в Германию, тратят все деньги, которые могут достать, чтобы выяснить, что с их единственным ребенком, и готовы потратить еще больше, чтобы вылечить его. Не уходя в социальщину, Авдотья Смирнова рассказывает про быт обычной семьи с родственниками и друзьями-соседями, и про то, чем все это оборачивается, когда приходит беда. Родителей Зайца играют талантливые и мощные Анна Рыцарева и Сергей Уманов, одного из врачей, готового помочь, – Алексей Филимонов. Спродюсировала «Плотника» кинокомпания Hype Production Ильи Стюарта и Мурада Османна, и благодаря «трезвому» взгляду на ситуацию Авдотьи Смирновой и ее соавтора Марины Степановой фильм не стал очередной слезовыжимальной историей. Авторы обращают внимание, что у нас есть такие проблемы и сложности, предлагая решить их вместе и спасти жизни всех тех, кто обратится за ней.
Он не просто плотник. Его фамилия Осипов. Плотник Осипов. Намек поняли? Сейчас подчеркнем. Его жену зовут Мария. Сына в семье иначе, как Заяц, не зовут. Сын Заяц (понятно: Агнец было бы уж совсем чересчур). Мальчик страдает редчайшей генетической болезнью, которая не лечится нигде в мире. Но, кто знает, может быть, этому мальчишке суждено стать тем агнцом, на котором опробуют новые лекарства, а те, в свою очередь, спасут новые поколения. А его маленькую жизнь просто принесут в жертву. Мессианство у деятелей российской культуры в крови. Как то самое редчайшее генетическое заболевание. Сделать частную историю, в которой бы, как в капле воды, отразились беды, сомнения, радости наших современников, кажется российским кинематографистам слишком мелким, недостойным их высочайшего таланта. Кругом притчи и эсхатология. А ведь без этих евангелических виньеток, фильм был бы намного проще, чище, понятнее и добрее. Если забыть, кого как зовут и на что намекает Авдотья Смирнова этой сценарной конструкцией, то нельзя не заметить: «Плотник» четко нащупал и проартикулировал новую тотальную беду современного российского общества. Отказавшись от поклонения коммунистическим идолам (а семья Осипова из Ульяновска, теща вообще не случайно работает в мемориале Владимира Ильича), россияне в массе своей стали поклоняться иному божеству, которому памятники не ставят, но которое повсеместно. Божество это называется Материальное благополучие. Жуткая история, когда беда, пришедшая в семью в виде страшного диагноза, не сплачивает родных и друзей, а, наоборот, заставляет их уходить в ракушку « я сам по себе», точно ставит диагноз. Не всеобщий, конечно, но типический. Да и у Зайца не просто редчайшее заболевание, а болезнь со смыслом. Мягкие и соединительные ткани его юного организма при ушибах начинают превращаться в костные. Окостенение у мальчика на фоне всеобщего окостеневания общества. Точно подмечено и тонко написано. Но мессианство не просто в евангелических аллюзиях имен и обстоятельств. А они порой буквальны: цитата «… и не было им места в гостинице» реализована на экране именно так. Искушение «передовой русской интеллигенции»: не просто показать новую проблему, не просто диагностировать беду, но и подчеркнуть нечеловеческие страдания «думающей части российского общества» о судьбах народа. Весь комизм в том, что эта передовая часть почти не видела России за пределами Садового кольца. Это Шукшин с Алтая приехал. И для него Алтай был не задворками, а центром мира. Для Авдотьи Смирновой Ульяновск- это конец географии, населенный упырями и моральными уродами за редким исключением. Автор сценария и режиссер немало бы удивилась, узнав, что для жителей Барыша, Инзы, Новой Малыклы Ульяновск - столица мира. А ведь есть еще Вольск, Пугачев, Гай, Новотроицк, Бугуруслан, Кваркено, где жизнь еще дремучее, а нравы еще свинцовее. Объездив за четверть века все самые глухие места Среднего Поволжья могу утверждать: теза «чем дальше от центра, тем жизнь бессмысленнее, нравы грубее, а перспективы беспросветнее» не работает линейно. В чем-то это действительно так. А в чем-то, напротив, чище, проще, надежнее. Все гораздо объемнее и богаче смыслами. Но эти обертоны лишают наших творцов позиции страдальца. Чего страдать, если у Ивана Петровича с Серафимой Матвеевной есть иной смысл жизни, иные опоры и иные надежды? Нет. Народ должен быть обязательно дик, обманут и туп. А российская интеллигенция обязана за него страдать. И упиваться своей страдальческой позицией. И именно эта нота все портит. Даже на уровне художественного решения. Если Сергей Уманов (плотник Осипов) и Анна Рыцарева (Мария) существуют в художественном пространстве «Плотника» по законам психологического реализма, их герои действительно из плоти и крови, а не тени своих библейских тезок, то обе свахи, друзья- соседи правят бал по законам театра представления, не жалея жирных саркастических красок для создания образов. Конечно, ведь акварелью активной гражданской позиции не напишешь. Нужна гуашь, яркая и жирная. Вот и все. Тонкое наблюдение. Важное прозрение. И все обрушилось из-за гордыни. Товарищи кинематографисты России, уберите вы Христа ради, СВОИ страдания из кадра, оставьте право страдать героям. Тем более, вам страдать легче. Когда-то страдали на верандах родовых усадеб. Теперь все чаще страдают за рубежом. Это так по-нашему страдать за русский народ, находясь в Германии. И традиции у такого страдания мощные и глубокие.
Фильм для обывателя ничем не примечательный. Подумаешь, какая-то рядовая семья с проблемой. Это так могут думать только равнодушные люди. Столкнись они сами с бедой, неизвестно, что бы с ними было. Герой фильма настоящий мужчина, хоть и попытался сойти с пути в конце, но одумался. Врач не зря там говорит про сбежавшую мать, или обычно это отец. Не всем под силу взять такую ношу, проще бросить и жить в своё удовольствие. Но простой плотник даже в силу обстоятельств, которые он узнаёт в конце, не теряет свой облик благородства. Правильный фильм, правильные намёки и прямые события. Ложь порождает последствия, и в конце всегда выходит наружу. Никто тут не виноват, жизнь сложилась именно так. В беде люди всегда своё настоящее обличье показывают - сосед, матери в данной картине. Разводить многобукв про фильм не стоит. Всё предельно ясно. Но люди ради критики любят порисоваться в сети и выглядеть мастодонтом золотого пера.
Согласна с теми, кто считает фильм удачным. И дело даже не в том, что он выглядит почти документальным и жизнь подсмотрена в скважину для ключа, а потому, что все происходящее, рядом с нами. Пока нас самих не тюкнет беда по башке, нам кажутся подобные истории выдумкой, пропагандой и домыслами. Конечно, понятно стремление Смирновой придать этой реальной истории некий евангельский смысл. Это издержки именитых и талантливых кинематографистов. Им свойственно стремление к чему - то более высокому, чем жизнь человека, которая всегда кажется простой задумкой и банальной истиной. И все же фильм опережает своих создателей и еще раз доказывает, что нет ничего более интересного, чем человек и более трагичного, чем его столкновение с природой. Оно не всегда бывает удачным, это столкновение, но тот, кто пытается его познать, преодолеть и несмотря на груз потерь, выходит победителем. Так случилось с Осиповым - настоящим мужчиной, о котором мечтает каждая женщина, поскольку его плечо всегда будет рядом. Как это сейчас важно и как этого сейчас нам всем не хватает.
Если и есть в этом творении что-то стоящее, то это разве что идея снять фильм о ребенке с врожденной неизлечимой болезнью и обратить, быть может, внимание не озабоченных этой проблемой людей на такие случаи. Но художественно эта идея совершенно провалилась. Вот, например, Франсуа Озон в фильме 'Рики' тонко иносказательно рассказывает, по сути, похожую историю. Вот Любовь Аркус без обиняков снимает документальное кино 'Антон тут рядом', растапливающее любое сердце. Смирнова же закатывает практически черную комедию: поклонение главной героини Ленину как святому; препирательства тещи и свекрови; бегство то из дома одной, то другой; мыльно-оперный фортель на подходе к финалу смотрятся в этой претендующей на евангелическую историю (Оспиов-Иосиф) картине совершенно нелепо.