Это в нас всех: отзывы и рeцензии

Sergurz
Sergurz27 августа 2023 в 18:19
«Это в нас всех»?

Пустынные бескрайние пейзажи и мрачноватая меланхолическая музыка — то, что сопровождает зрителя на всём протяжении этого фильма. А вначале — ещё и настраивает на особый беспокойно-тревожный лад, подталкивая к мысли, что история будет развиваться в соответствии с законами триллера. Главный герой приезжает из столицы в небольшой городок, где ему в наследство достаётся дом. Мужчина флегматичен и слегка медлителен — словно отстранён. Держится сам по себе, хотя людей в этом местечке и так немного. Сбегает раньше срока из больницы, в которую попал из-за аварии на дороге, предпочитая присмотру в стационаре весьма специфическое домашнее «самолечение». Постепенно по мере развития сюжета становится очевидно, что мы имеем крайне смутное представление о его истинных целях. Хотя экранное время неумолимо движется, и герою уже нужно возвращаться, тем не менее он не спешит это делать. И даже клубок семейных тайн из прошлого — вполне традиционный ход для подобного рода сюжетов — здесь, кажется, не даёт никаких ответов, а лишь усиливает установившуюся таинственную неопределённость. Картину разбавляют продолжительные общие натурные планы, снятые с одного ракурса, и монотонные бытовые сцены, порой только тишиной и наполненные. Впрочем, одна зацепка к разгадке у зрителя появляется почти сразу: нельзя не заметить в кадре подростка Эвана — бесцеремонного слегка неуравновешенного молодого человека. История начинает наполняться полунамёками, вроде «странноватых» взаимоотношений Эвана и тут же появившихся его друзей, их глубоких взглядов и улыбок с «подтекстом», одиночных и совместных синхронных танцев. Последние, кстати, вызвали устойчивую ассоциацию с аналогичной сценой в «Каплях дождя» — видимо, такой привет Франсуа Озону. Справедливости ради, сцены танцев здесь — неожиданное, но эстетически приятное украшение всего «мрачного» сюжета. Первое время встречи подростка и мужчины кажутся случайными и бессодержательными — мы всё ещё «в плену» семейных тайн героя вкупе с последствиями автомобильной аварии. Тем временем тысячи невидимых связей, шаг за шагом, накрепко сплетают их судьбы — и для мужчины это в результате окажется пожёстче самого жестокого триллера. После просмотра не отделаться от мысли, что эта история обнаруживает некоторое сходство также и со «Смертью в Венеции» Томаса Манна — не по фабуле, конечно. А по ужасающей картине того, как вызванные случайной встречей глубинные чувства «сжигают изнутри». И вряд ли кто-либо может быть «застрахован» от подобного — особенно если действительно «это в нас всех» (Знак вопроса).