В открытом доступе объявилась очередная картина Дени Коте, который с завидным постоянством выдает по фильму в год, совсем как Вуди Аллен до недавнего времени. Канадский Самоделкин продолжает ваять на коленке картины, чья стоимость, на удивление, становится с каждым разом всё меньше и меньше. Это довольно странная эволюция для режиссёра, у которого уже есть международная известность и соответствующее реноме, и чей возраст приближается к 50-ти, то есть когда надо всерьёз позаботиться о дивидендах, естественных накоплениях на старости лет, чем по большей части и занимаются иные «общепризнанные деятели культуры». То, что Коте деятель не вызывает сомнений: почти каждый его фильм становится завсегдатаем крупнейших фестивалей и зачастую возвращается оттуда с наградами. Как и в данном случае – с призом за лучшую режиссуру в программе «Столкновения» на МКФ в Берлине. Таким образом, Коте приносит славу не только родному Квебеку, снимая исключительно на французском, но и канадскому кино в целом. В «Социальной гигиене», несмотря на пафосное название, он превосходит сам себя, предъявляя миру нечто, что можно было снять за пару дней, а может быть и за день, при условии, конечно, что актёры будут безукоризненно знать текст. Он предъявляет кино, которое можно снять за пару сотен баксов, ну, или близкую тому сумму, при условии, что съёмочная группа откажется от своих гонораров. Он, будучи режиссёром с именем, предъявляет миру картину, которая должна вдохновить, прежде всего, молодых да ранних, тех, что годами ищут идеи, потом средства для их воплощения и, в конце концов, уходят на пенсию без единого фильма. Даже при всём искушении характеризовать это творение как радиофильм (для некоторых весьма обидное), во время просмотра почти ни на секунду не оставляет желание всматриваться в кадр, где вроде бы совсем ничего не происходит… Несостоявшийся режиссёр Антонен встречается по очереди с пятью женщинами – сестрой, женой, любовницей, инспекторшей и студенткой, стоя против каждой, как на дуэли -- на расстоянии выстрела, причем всякий раз на фоне красивого горно–лесного пейзажа, иногда ещё и рядом с озером. Предъявляя все диалоги исключительно на общем плане как декламацию, саморефлексию или дежурный трёп ни о чём и обо всём, Коте будто провоцирует зрителя обвинить его в стремлении набрать полный метр (фильм идёт чуть больше часа). Это подозрение имеет место быть, но его в итоге подминает под себя наглость сценариста/постановщика. Канадец в очередной раз убеждает, что может снять кино о чём угодно, но не скрывает, что ему милее всякого рода маргиналы и неудачники. Они, так или иначе, отражают сегодняшний мир, кто-то актуальнее, а кто-то абсурднее. Как здесь, например, невозможно однозначно объяснить, почему Коте одевает большую часть персонажей в исторические костюмы… «Этюды на пленере», похожие на сценки небогатого уличного театра, обладают меж тем каким-то трудно передаваемым магнетизмом, который из раза в раз транслирует канадец. Эта его способность и это его качество могут раздражать, но одновременно очаровывают и околдовывают. Вот почему он постоянно ухитряется отыскивать средства (пусть и мизерные) для реализации своих замыслов. И вот уже почти два десятка лет является объектом интереса фестивальных отборщиков и номинантом всяких разных премий. Дени Коте – тот самый пример беззаветного служения делу, когда нет ни малейших сомнений, что если даже забрать у него камеру, он всё равно будет снимать – без плёнки, только рамочкой кадра из соединённых в прямоугольник пальцев.