Трагикомедия о маленьком человеке, Акакие Акакиевиче времен позднего застоя. Если гоголевский персонаж мечтал о шинели, то здесь герой, писатель-середнячок Рахлин хочет получить бесплатную шапку от литфонда. Шапка полагается из меха в зависимости от писательской «табели о рангах». Так что Рахлину предлагают «кота домашнего средней пушистости». Рахлин с таким раскладом не согласен, он считает себя хорошим писателем и начинает борьбу. В отличие от Акакая Акакиевича Рахлин особой симпатии не вызывает (как и большинство героев). Это очень едкая и ехидная сатира на мир советских писателей, который автор повести Войнович хорошо знал. С их интригами, беготней за благами, распределителями, а самое главное — ложью и лицемерием. Экранизация получилась очень удачной. Главное тут — кастинг. Все актеры подобраны блестяще, других на их месте не представить (при том. что книгу я прочитала гораздо раньше просмотра). Чего стоит хотя бы Евгений Евстигнеев в роли друга Рахлина, умного циника и мизантропа, который когда-то написал одну книгу, вступил в Союз писателей, и с тех пор пьет и кропает сценарии для научно-популярных передач, не желая играть в «профессиональные» подковерные игры. Или Федосеева-Шукшина в роли жены Рахлина по прозвищу Кукуша. Вроде бы тоже циничная врушка, открыто обещающая бросить мужа, когда у него начинаются неприятности, но в трудную минуту приходящая ему на помощь. Или Олег Ефремов в роли работника «из органов», которого «бросили на писателей», который без вранья вообще слова произнести не может. Видно, с каким удовольствием актеры «оттягиваются», изображая знакомые по театрально-киношному миру типажи. Сценарий очень хорош. Конечно, кое-что пришлось подсократить (например, исчезла дочь Рахлина, эмигрировавшая в Израиль), но действию это не повредило — оно развивается лихо, неожиданно, нелепо и смешно. Ну, а в финале будет уже не ядовитый смех сквозь слезы, а просто слезы…
Зима, обычное будничное утро, мяуканье кота под окном, между прочим уже неплохой сюжет для написания какого-нибудь нового романа, чем в принципе и решил с утра заняться Ефим Семёнович Рахлин. Человек уже не молодой и слишком добрый для того чтобы быть хорошим писателем, вся жизнь его представляет собой туман иллюзий о порядочности людей окружающих его и о своих заслугах перед золотым генофондом литературы страны и союзом писателей лично. Весь туман начинает рассеиваться после того, как вместо ожидаемой ондатровой шапки, Ефим Семёнович получает от благодарных сослуживцев по работе — шапку из кота средней пушистости. И здесь герою фильма наконец-то предоставляется шанс доказать свою состоятельность, как человека, заслуживающего уважения, раз не получилось доказать свою состоятельность, как писателя. А смогло ли это у него получится, и смог ли он в конце концов добиться справедливости, и равноправия, можно узнать посмотрев этот незаурядный, и довольно достоверный фильм. Данный фильм выполнен в жанре трагикомедии, с присутствием и великолепной игрой наших величайших актёров, а их животрепещущие темы разговоров не потеряли своей актуальности и по сей день.