Данный фильм — курсовая работа Андрея Тарковского и Александра Гордона, основанная на реальных событиях произошедших в Курске. Фильм получился сыроватым, но не настолько, как первая их работа — Убийцы, снятая по рассказу Хемингуэя. Уже здесь чувствуются зачатки Тарковского, которые он разовьет в своих дальнейших фильмах. Смотрится интересно, снято старательно, поклонникам творчества режиссера — смотреть обязательно, хотя бы ради ознакомления. 7 из 10
Когда ещё никто в Советском Союзе не знал слово «триллер». Когда слово «саспенс» знали лишь люди, владеющие английским языком. Когда режиссёр Андрей Тарковский был молод и свеж. Тогда и появился на свет короткий фильм с длинным названием «Сегодня увольнения не будет». Во многом фильм напоминает кинокартину 1953 года «Плата за страх» — одну из самых напряжённых в кинематографе. Не знаю, видели ли её авторы советского фильма, но аналогии проводятся, хотя очень поверхностные. В «Плате за страх» четыре героя везли грузовики с нитроглицерином — мощной взрывчаткой, которая может превратить всё в пепел и осколки от малейшей тряски. По дороге с ними так же происходили различные ситуации, которые держали зрителя в напряжении. В «Сегодня увольнения не будет» (зачем придумывать такому короткому фильму такое длинное название?) герои, которые толком так и не были представлены зрителю, кроме капитана Галича, аккуратно и с риском для жизни извлекают из земли и перевозят снаряды, аукнувшиеся эхом Великой Отечественной. Фильм хорош сюжетом и некоторыми кадрами. Очень заметно, как он выбивается из ряда фильмов 50-х годов про лоснящихся от счастья трудящихся. Здесь герои показаны более топорно, но на общем фоне фильмов того десятилетия, это выглядит скорее как плюс. И даже солдатик, который перед началом отказался от участия, для большинства зрителей он стал символом трусости (и в рецензиях об этом пишут), но для меня наоборот — символом характера и смелости. Я убеждён, что гораздо больше нужно смелости, чтобы начальнику сказать «нет, я не стану этого делать». Вспомнить о том, что ждут дома уже, о том, как переживёт мать, если что случится, о том, что просто ты не готов рисковать, что ты сможешь подвести коллектив. Лучше отказаться заранее, чем потом подвести всех. И у солдата хватило смелости, не побоялся осуждения, а просто подошёл и спросил «разрешите не участвовать, не смогу». Трус ли он? Или просто мыслящий человек, который подумал своей головой, а не головой командира? Как говорится, каждый решит сам. В целом, фильм напряжённый, но в какой-то трагический конец не верится изначально. Поэтому фильм довольно предсказуемый. У трудящегося советского человека всё всегда получится. Таков менталитет был. Но всё же есть в этом коротком фильме какая-то изюминка, несмотря на предсказуемость. Да и всё же ранний Тарковский, его влияние тут очень чувствуется. 6 из 10
Это моё первое визуально-слуховое знакомство с творчеством Тарковского, о котором я наслышан более чем лестных отзывов. Данную короткометражку великий режиссёр снял в сотрудничестве с Александром Гордоном (вовсе не тем, кто ведёт «Закрытый показ»), и совместная работа над проектом подсознательно чувствуется. Впечатления от просмотра хорошие, хотя совершенно обычные. Во-первых, учтём, что у двух режиссёров (по моим наблюдениям) «Сегодня…» не является отличительным или культовым фильмом. Простая лента, длящаяся почти час, повествует о мучительном и осторожном устранении чрезвычайно опасной взрывчатки с жилого объекта. Не сказать, чтобы такой не слишком насыщенный, построенный в основном на сопереживании сюжет выделялся среди наверняка более достойных картин с большей продолжительностью. Во-вторых, раз уж коснулся сюжета, то он тоже какой-то… не то чтобы недоработанный, но не рассчитанный на нечто оригинальное и запоминающееся. Люди обнаруживают опасность, люди готовятся от неё избавиться (впрочем, можно было пропустить или подсокращать сей кусок повествования), и вот… наступает важный, долгий, завораживающий и даже красивый момент, когда от одного неверного движения титры могут пойти слишком внезапно. Пожалуй, ради предфинального расчищения бомб стоит чуток понастольгировать по послевоенному времени, когда снималась картина. Настороженность порождает саспенс; кажется, будто всё предсказуемо, что худшее случится, и подобные факторы интереса всё же подталкивают смотреть дальше. Достаточно наслышан о Тарковском, о его символизме и множественности смысла, но в данном случае получилась, так сказать, некоторая талантливая передышка между полнометражными фильмами, когда стоит проверить статичность кадров и воплотить в жизнь лишь малый отрывок чьей-то большой истории. Что ж, ради ознакомления и в своё эстетическое удовольствие это кино определённо стоит один раз увидеть. 6 из 10
Андрей Тарковский… Легенда! О фильмах которого написано не мало книг и снято в десятки раз больше «документалок». Его кадры цитируют другие именитые режиссеры. По его сценариям постигают высокое искусство. И это после того, когда Тарковский был безжалостен к зрителю и попирал критиков. Ранняя работа противоречивого гения на этот раз обращена больше к саспенсу чем к какому либо жанру. Вообще у Тарковского это норма и от этого удивительно наблюдать как юный режиссер на пару с Александром Городоном выстраивает щемящее чувство беды. Если в «Убийцах» и «„Концентрате“ в этом помогает контраст теней и света, то в „Без увольнении“ где постановка движется в непримечательном городе в обычный день, используются соответствующее музыкальное оформление и детальные кадры. Фильм иногда отдает поиском режиссеров. Они пробуют свои силы проверяя свою реакцию, что получилось лучше, а что похуже. Не сильно разглагольствуя о партийных работниках художники изображают последних вполне статично, немного наспех. Все же не упустив возможности создать эпизод со звонком, который используется как начало нагнетания атмосферы и легкой критики — небрежное сбрасывание телефонной трубки чиновника могло стоить жизни целого города. В целях напряжения используется постепенное ускорение смены равномерных панорам, а иногда в дело вклинивается резкий монтаж с резким же звуком. Не обошлось и без иронии. Плакат «Поездка на курорты на автомашине — лучший отдых», когда героям приходится терпеть нелегкие ситуации и быть на волоске от взрыва показывает легкий, интеллектуальный юмор. Фильм насыщен символами и образами. Когда рядовой просится стоять в оцепенении, а не участвовать в операции перед ним закрываются ворота — откровенный намек о геройстве и трусости, и как эта черта характера мешает нам в жизни. Кружка резко падающая с бочка качаясь на цепочке, показанная крупным планом, усиливает дисгармонию, говорит о близости смерти и маятнике судьбы. Хлещущая вода из водонапорной колонки подготавливает почву для трудной дороги. Солнце выступающее сквозь рассеивающиеся клубы дыма — символ надежды, победы и мира. Хирург и его ассистенты с трудом опускающие руки перед мертвым пациентом — борьба за жизнь и не желание отступать, горечь утраты и признание своей беспомощности. Это уже характерный почерк Тарковского, который в будущем будет вызывать восторг у любителей сочных, живописных, долгих, символичных кадров. Фильм имеет ряд недоработок, самый характерный из них недо-раскрытие персонажей, предугаданость поведения и развитие сюжета. Нам не узнать какие ставили задачи создатели сего творчества, но то что отрабатывали мастерство нагнетения атмосферы, прорисовку кадров и искусство монтажа, это уж наверняка. С этим они справились на ура.
В своё время писал рецензию на фильм Шукшина «Из Лебяжьего сообщают…» и очень мне хотелось провести параллели шукшинского первого фильма с одним из первых фильмов Кубрика. Тогда, я впрочем, удержался. Сейчас ну просто очень хочется провести параллели это раннего фильма Тарковского со всё тем же «Из Лебяжьего сообщают». Однако на этот раз не удержусь. Первое откровение, что и в этом фильме населённый пункт Лебяжье, на этот раз Лебяжьи Пруды. Вот уж не знаю, то ли это какое-то культовое название для раннего кинематографа пятидесятых, то ли чего… Однако такой момент есть. Во-вторых, Тарковский и Шукшин начинали, по сути, одновременно. Однако, присмотревшись к этим кинолентам можно увидеть, куда будут развиваться потом оба мастера. У Шукшина упор будет делаться на актёрскую игру и простоту, а у Тарковского на атмосферность и аллегоричность. Впрочем, на мой взгляд ранние фильмы Тарковского получились более цельными, но несколько конъюнктурными. В итоге смотрятся они более выигрышно, но несколько менее глубоко. Сначала о том, что не понравилось. Во-первых, политкорректные партийцы. Оно с одной стороны по другому в то время было не положено, но у того же Шукшина они показаны без лишнего пафоса. Люди — как люди. Здесь же небожители. Второе. Много допущений и, скажем так, натяжек. Особенно концовка, ну, очень правильная и патриотичная. Согласен, что для простоты и понятности такой её и ждёшь. Тем более для тогдашнего кинематографа игра в загадки была непопулярна, а потому это не столько упрёк конкретно этому фильму, сколько тогдашнему мейстриму. Третье. Общая наивность и линейность. То, что увидим позже, здесь либо отсутствует, либо в зачатках. Андрей Арсеньевич, вообще, на мой взгляд, очень долго себя искал, а вот Василий Макарович, думается, нашёл себя сразу. Четвёртое. Всё-таки для актёров было, с одной стороны много возможностей, с другой они были несколько ограничены. Немного диалогов, обилие интересных мелочей, но вот всё же по-настоящему раскрыться было туго. А потому актёры сыграли хорошо, но снимай этот фильм кто-либо другой. Но, а может, и не надо было. Ведь нам показали простой человеческий подвиг. Когда человек (человек как часть человечества) побеждает войну. То есть не какой-то конкретный герой, а именно просто человек. Пятое. На самом деле фильм хорош, и хвалить я его ещё похвалю, но вот как-то не цепляет. Проще говоря, если буду искать фильм о войне, вряд ли это фильм окажется в первом списке. Тарковский не был бы сам собой, если бы создал пусть и в глубокой юности совсем уж проходной фильм. Талант, его не пропьёшь, не потеряешь, а потому пришла пора искать драгоценности. Минусы мне давались сложно, многие из них натянуты, а вот плюсы сейчас накидаю запросто. Первое. Уж кто, кто, а Андрей Арсеньевич мастер создавать уже не раз упомянутую атмосферу. Где-то звуком, где-то кадрами. В итоге, даже зная, чем всё закончится, всё равно испытываешь напряжение. Второе. Куча мелочей, которые потом у Тарковского станут фирменной фишкой. Это и внезапная кружка, и работающая колонка и открывающиеся двери. Приглядитесь. Ведь именно эти и другие мелочи создают всё. Третье. Работа оператора. Несмотря на ограниченные возможности техники того времени, и неопытность создателя в фильме всё хорошо видно и понятно. Слегка схалтурили в самом конце, ну, да и на старуху бывает 2012 год. Четвёртое. Юмор. Вообще странное явление в таких вот фильмах, но он есть и как ни странно, он уместный. Взять хотя бы сцену, где солдат качает снаряд, как младенца, или в конце, когда минёр находит консервную банку. Пятое. Интересная находка в виде врача, который отказывается от эвакуации. И хотя операция прошла нештатно… Здесь в принципе кто что увидит, но линия безусловно интересная. В итоге мы имеем неплохой фильм раннего Андрея Арсеньевича, но до будущего величия ещё предстоит пройти долгий путь, хотя первые шаги уже сделаны, а они, как известно, самые трудные.
Вторая короткометражная лента А. Тарковского и А. Гордона. Она мне понравилась, не сказать, чтоб очень, но посмотреть советую (также и для ознакомления с «великим художником кинематографа»). Речь в этом фильме идёт о героических людях: солдатах разминирующих немецкий склад боеприпасов и хирурге (с помощниками) которые остались в городе оперировать человека (которого сбил автобус). Хирург к несчастью спасти больного не смог, не спас его жизнь, а вот солдаты сделали всё как полагается и спасли город от уничтожения. Кстати, в этом фильме свои первые роли сыграли: Любшин и Куравлёв, которые сейчас являются метрами советского кино, а главную роль исполнил Олег Борисов, сыграв «скромного героя» капитана Галича. Талантливый фильм Тарковского. 7 из 10