Случайно посмотрела фильм «Последняя исповедь» про «Молодую гвардию», сначала видела отрицательные отзывы, поэтому приготовилась к худшему. Но, как ни странно, впечатление сильное. Одним из минусов критики называют отсутствие партийного руководства, но ведь это так и было – Фадеева заставили эту линию подчеркнуть, и в фильме Герасимова она присутствует. Еще критикуют обилие философских разговоров у немцев, мне не показалось, что много. Важно было показать немцев не наивными, а опытными, а еще чистоплюями – ведь все расстрелы проводили фактически полицаи, т.е. «свои» - и раненых в парке, и в конце. Хотя особого ума не надо, чтобы догадаться, что «Молодая гвардия» - это молодежь. Это серьезный прокол ребят. Прямо почти адрес. Их не так много и было: 800 угнали, а всего списки на 1500 чел. Оставшихся очень легко можно контролировать, тем более, делать немцам все равно нечего, партизаны только в конце появляются, да и то в деревне, где Валя с Тюлениным прячутся. Хорошо, что авторы пощадили зрителей в плане натурализма, перевели страдания в высокие общечеловеческие сферы. И события в целом освещены правильно. Понравился эпизод с отъездом Кати на машине с барахлом вместо раненых – это жизненно, неоднозначно, такое тоже было, как и стукачество отчима чьего-то. А у Герасимова все заидеологизировано, черное или белое. Однако пришлось обратить внимание на некоторые моменты. Все молодые люди очень взрослые, так и хочется спросить, почему она не в армии. Двухэтажные дома и школа явно из другого времени – это типовые проекты пятидесятых годов. Я сама в такой школе училась. Очень раздражает глупая и преступная медлительность насчет раненых – ходят-ходят, говорят пол-серии, Олег бежит с Катей прощаться и т.д. Да лучше бы их просто по городу распустили или по кустам каким, а то прямо на блюдечке немцам приготовили. Раненых было 25 чел. Если бы каждый из этих ребят взял по одному, да Чижик, да врач – так бы все и разошлись без разговоров. В конце тоже – была возможность уйти, хоть в лес пока. Нет, опять прособирались. «Молодые» не могли пораньше встать, Олег польстился на лошадку, а Люба на машину – без этого бы могли спастись. Ну, молодые еще, глупые. Тюленин пришел не куда-нибудь, а домой. Разрушенная церковь – это особая тема и настрой. Но почему добрые советские краснодонцы бросили на произвол судьбы мальчика немого, никто не приютил. Священник, видно, был расстрелян, церковь взорвана. Может, это идея возмездия – и у них детей отобрали? И очень много, на мой взгляд, хоралов. Они друг друга убивают просто количеством. Я бы оставила в начале и конце – символический переход в вечность. А остальной фильм подокументальнее для контраста. Кстати, все музыкальные номера на очень плохом уровне, Любка просто воет что-то или пищит – ее озвучивали разные артисты. Или авторы хотели именно уровень местечковой самодеятельности показать? А вот сентиментальное танго на французском я считаю находкой – сначала оно идет в прямом смысле как современная тогда модная музыка, подчеркивает, что это молодежь, танцы, вечеринки. А во время пыток он же на пластинке таким диким диссонансом звучит, таким контрастом, что гораздо больше вызывает эмоций, чем прямая пропаганда. И название осталось загадкой, что за исповедь, чья, почему последняя? Может, авторы где-то в интервью поясняли? А так фильм – местами даже очень.
Сериал этот смотрела давно. Лет десять назад. Уже тогда я знала историю реальной подпольной организации 'Молодая гвардия'. Чувства после просмотра смешанные. С реальностью и с книгой эта сериальная история имеет мало общего. Непонятно, если честно, зачем авторы взяли известные фамилии молодогвардейцев. Давайте разберемся. Важным значением для тех молодых ребят была партия, комсомол, они тайно прожолжали набор в комсомол и выдавали временные билеты. Очень важна была клятва, которую дали молодогвардейцы. Текст этой клятвы до сих пор хранится в музее 'Молодой гвардии'. Это был кульминационный момент и в книге, и в фильме Герасимова. Тот особый момет, когда ребята осознали всю ответственность, что легла на их юные плечи. В сериале этот момент опустили в угоду модным тенденциям. Неправильно это. Кстати, минимум один из главных героев, Любовь Шевцова, имела связь с теми самыми взрослыми коммунистами, которые давали советы и коорденировали ребят. Она же прошла курсы в разведшколе. Почему-то этот факт тоже упущен. Здесь работу организации представили исключительно как самостоятельную работу ребят, от и до. А ведь были и Валько, да и другие взрослые. У многих героев в домах были поселены немцы. У Олега Кошевого, у той же Любы Шевцовой. Люба же, будучи девушкой не робкого десятка, вполне смело вела себя с немцами, даже по-немецки с ними пыталась говорить. В сериале она и слова не понимает по-немецки. Забыли и про родителей молодогвардейцев. Вспомните, какие колоритные персонажи, бабушка Вера и Елена Кошевая, старенькие родители Ули Громовой, мама Любы Шевцовой, убитой горем по погибшему отцу(по книге, в реальности отец Любы выжил). Упустили еще важнейший момент. Ведь Краснодон-город шахтерский, шахты там имели огромное значение, даже смерть юных героев была связана с шахтой, многих из них еще живыми бросили в шурф. Можно еще найти много несоответствий. Еще один минус в возрасте актеров. Многие из них очевидно старше своих героев. Особенно Олег. Это был совсем мальчонка, а тут уже дядя почти. При этом были и довольно неплохие сцены. Например, экскурсия по тюрьме для девушек, да даже заставка к фильму, когда ребята медленно уходят вдаль по полю под немецкую музыку. Ту самую музыку, которую включали перед тюрьмой, чтобы те, кто пришли передавать еду и вещи своим детям не услышали дикие крики от пыток. В принципе актеры неплохо воплотили атмосферу того времени, костюмы, декорации довольно годные. Фильм посмотреть можно, но к реальной истории молодогвардейцев он не имеет отношения. 5 из 10
Настоящие легенды не умирают. Утихший с распадом СССР интерес к молодогвардейцам - последствие перекормленности пропагандой и неразборчивого массового свержения прежних кумиров. А жаль. Легенда, конечно, не про партию и ленинизм. Она про стойкость, мужество, культ здорового тела и здорового духа, самопожертвование во имя Родины, про презрение к боли, про доблестную смерть как финал достойной, пусть и короткой жизни. В 2006 году про все это сняли замечательный фильм... В Голливуде. Он называется '300', и там спартанцы дерутся с персами, но шедевр Зака Снайдера, несомненно, имеет больше отношения к подвигу краснодонских подпольщиков, чем невероятная по подлости и глупости халтура с пафосным названием 'Последняя исповедь'. Оно, как и многое в этом фильме, взято просто с потолка - никто не исповедуется, нет ни одного священника и вообще ни одного монолога, который мог бы проканать за исповедь. Впрочем, называть фильм 'Молодая гвардия' тоже было бы глупо - потому что никакой 'Молодой гвардии' там нет. Так, имена совпадают. Наилучшей современной интерпретацией был бы мрачный кинокомикс - с фетишем красного флага и комсомольского билета, с гротескно-чудовищными немцами и харизматичными героями - так, чтобы подпольщиков можно было опознать по чрезмерно стильному внешнему виду. Кощунство? Бросьте! Бьюсь об заклад, ребятам бы понравилось. Но нет Фрэнка Миллера в своем отечестве, как нет достойного бюджета и просто совести. Поэтому снимается пустышка с невнятными христианскими вкраплениями - и вот это уже настоящее оскорбление тех, кто этого никак не заслужил. Краснодонские спартанцы были особой породы - таких больше не делают. Старый черно-белый фильм Герасимова получился удачным, потому что снят был по горячим следам. Актеры, игравшие своих сверстников, понимали, за что сражались и за что умерли их герои - уверен, половина из них, окажись в подобной реальной ситуации, поступили бы так же. Молодогвардейцы были весьма взрослыми (на войне вообще быстро взрослеют) для своих лет людьми с развитой волей, дисциплиной и чувством ответственности. Из них можно было делать отличные гвозди - из их современных воплощений выйдет только навоз, и тот не шибко высокого качества. На сцене - кордебалет полудурков, от безделия решивших поиграть не то в тимуровцев, не то в казаков-разбойников. Хиппи в Вудстоке были намного более серьезными и жесткими ребятами, чем местные развешиватели флагов и расклейщики листовок. Будь такими настоящие молодогвардейцы - сопротивление закончилось бы на следующий день поимкой и поркой: не казнить же клоунов. В фильме, правда, это компенсировано немецкой контрразведкой, хитрой, жестокой и опасной, как близорукий школьник с рогаткой. Глядя за ее действиями, невольно вспоминаешь анекдот про койота, который отгрыз три лапы, но так и не выбрался из капкана. Детская игра в кошки-мышки... Да в долбаном 'Томе и Джерри' больше реализма! Если в старом фильме были исторические ошибки, новый сериал - одна большая историческая ошибка. Понимали ли авторы, какая несуразица получается? Возможно. Сценарий, видимо, писался следующим образом: берется оригинальный материал, из него выметается все, кроме имен главных героев и фабулы, после чего добавляются новые персонажи для экономии бюджета и гонки хронометража. Где-то пятую часть сериала сидят два немца, пьют из фарфоровых чашечек и болтают за жизнь, войну и Шиллера, причем один из них вообще никак не участвует в сюжете. Это, во-первых, дешево, во-вторых, позволяет избежать действительно сложных сцен - словно создатели понимали, что у них ничего не выйдет. Ни тюрьмы, ни пыток, ни казни - о последних днях героев мы узнаем из шаблонно-зевотных разговоров фашистов. Зато понатыкали цитат из Библии, хоралов в качестве саундтрека и прочих псевдохристианских элементов, отчего фильм становится только мерзее. А за финальную сцену, где выживший боец в истерике катается, глядя, как увозят его друзей на казнь, всем создателям полагается почетная повязка polizei и недельная путевка в лагерь отдыха 'Мертвая голова' за личной подписью Геббельса. Доктор оценил бы деятельность отечественных коллаборационистов по достоинству... В самом деле, если бы оккупационная власть решила сделать постановку о краснодонских событиях силами местной киностудии - получилась бы именно такая поделка. Снимали бы ее самые жадные, трусливые и подлые... хотя почему 'бы'? Это точно сняли победители? Как можно отказывать своим в достойной смерти? Откуда столько презрения к погибшим партизанам, столько почтения к немцам? Штурмбанфюрер Ренатус смотрится намного достойнее сопливых унтерменшей - он умен, решителен и профессионален, вдобавок еще и гуманен - предлагает девушкам договориться по-хорошему за столом. Да чего там - умному достаточно начальных титров. Посмотреть страницы эсэсовского досье, открывающие фильм, и станет ясно, и чью версию мы смотрим, и степень ее достоверности. После этого стоит ли удивляться, что самыми естественными, живыми персонажами получились предатели? Родственные души, не то что эти бунтовщики. Создатели смотрят на подпольщиков взглядом типичного полицая, не понимающего, чего они рыпаются - новая власть тоже ничего, жить можно, и жить неплохо. А эти дурачки сами виноваты - сидите дома, как нормальные люди, или служите оккупантам. Подвиг для него - пустое слово с передовицы 'Правды'. Полицай уважает только своего гауляйтера, а партизана презирает и жалеет за непутевость и мучительный конец. Жалеет настолько, что иногда даже снимает про него кино, какое даже сам гауляйтер не снимет: он человек грамотный, у него вкус есть. Кино, которое легло на полку сразу после своего появления. Компании, которая его сняла, уже не существует. Режиссер снимает недосериалы про ментов и бандитов. Сценарист закончил с шоу-бизнесом. Полицаи думают, что все в порядке - их плевок в вечность остался безнаказанным. Никто не забыт. Ничто не забыто. Когда наши вернутся - полицаев повесят.