Во-первых, ни в коем разе не пытаюсь ни принизить, ни опровергнуть подвиг защитников крепости. Подвиг был, это факт, речь будет исключительно о фильме. Что понравилось: + яростные батальные сцены. Это получилось прямо на ура, как в лучших блокбастерах. + матчасть. Упуская моменты про огнеметный танк, которого в то время ещё не существовало и возможно пару мелких деталей; + напряжение фильма. Исход известен, но до конца фильма не знаешь, как закончится. А вот не понравилось, к сожалению, больше. - эпизод с бегущими через мост и расстрел. В крепости более 6 тысяч солдат (по вики - около 9 тысяч), а львиная доля бегущих - гражданские. И если гражданские бегут целенаправленно на выход, то солдаты бегают в панике. Я допускаю, что паника - она такая, но всё же смотрится как перебор. Будь среди выбегающих из крепости больше солдат (пусть даже без оружия), сцена выглядела бы намного более реальной; - совершенно не понятна роль командиров непосредственно в ОРГАНИЗАЦИИ обороны. Единственная попытка скоординировать действия - направление разведчиков куда-то туда, где ещё стреляют. То есть, в фильме командиры занимались исключительно тем, что пытались организовать выживание группы людей вокруг них, пытаясь решить только часть текущих вопросов. Часть этого осталась за кадром (скажем, госпиталь оснастили), но, считаю, можно было бы уделить этим моментам хотя бы минут 5 фильма - рассылка разведчиков, формирование плана с указанием позиций, поиск ресурсов (оружия, еды, медикаментов, воды, еды и т.д.); - странное с оружием. Это погранзастава. В ней казармы и оружия - на 2 пехотных полка. С запасом. В фильме сказано, что, оружейку взрывом завалило, но подозреваю, оружейка была в каждом роте, а рот - 2-4 в батальоне, а батальонов 2-4 в полку. То есть, оружия должно было быть, образно, как грязи. Тем более странным выглядит когда после боя, в который часть солдат шла в рукопашную и без оружия, они возвращаются в казармы, а оружие не забирают. Вот прям глаза режет; - немецкие штурмы через мост. Выглядят, как минимум, странно. Опустим первый - с заложниками (кстати странно, что немцы использовали этот подход только первый раз). А что, простите, мешало тем же немцам пустить через мост танк (да хоть первый панцер) и подавить пулемет защитников? Или подкатить какое-нибудь 37мм орудие и шмальнуть из него? Всего этого просто нет. Немцы снова выглядят тупо (традиционно тупые, правда не понятно тогда, как они такие тупые до Москвы дошли); - картина происходящего не 'связывается'. Есть много различных приёмов, которые позволяют быстро и легко показывать зрителю, где происходит действие. Самое простое - титры. Уровень 'повыше' - показ картинки и перемещение к нужной точке. Уровень ещё 'повыше' - то же самое с использованием комп. графики (типа той, где показывают сброс бомбы 1,8 т). И картина происходящего была бы более целостной; - имбовый мальчик Саша. Будучи в гимнастерке (т. е. для удаленного наблюдателя ничем не отличающийся от солдата РККА), бегает за водой в легкую (не верю), сбегает из плена (верю), получает попадание авиабомбой в лесу (вообще не верю), возвращается в крепость (не верю) и снова выходит из крепости, хотя больше никто из солдат этого не смог (снова не верю), причем идет по равнине и никому не интересен (опять не верю); - странное с прожекторами. Неужели на прожекторах использовалось стекло, способное выдержать попадание пули 'Мосинки'? Если нет, то почему во время прорыва бойцы не стреляют в прожекторы, оставаясь на освещенной позиции? И вообще, кмк, более вероятно использование немцами осветительных ракет, но как раз их - нет; - ну и как без 'анти-советской клюквы'? Никак. 'Майор Гаврилов попал в плен и подвергся репрессиям'. Вот только не подвергся. Гаврилова освобождают в мае 45го и направляют в фильтрационный лагерь. Это не лагерь для преступников - это лагерь для бывших военнопленных, в котором изучают биографию человека во время плена. Известно, что 80% гарнизона крепости сдалась (по немецким донесениям). Известно, что львиная доля пленных в первый годы войны погибла. Известно, что показания многих защитников крепости разнятся с фактами в немецких донесениях, в частности - с датами пленения (а немцам не было смысла прятать или искажать эти донесения). И поэтому вызывает некоторое сомнение в том, что офицер, коммунист пережил почти 4 года плена, что обычно характерно для коллаборационистов (то есть, тех, кто сотрудничал с оккупантами). Но Гаврилова проверили и не найдя никаких доказательств предательства с его стороны, отпустили. Да, у него остался 'штамп', что он был военнопленным и был освобожден уже в конце войны, что создало ему серьезные проблемы на следующие 12 лет жизни. Или следователи должны были поверить ему наслово? В общем, фильм неплох, но я точно ожидал большего. Поэтому максимум 7 из 10
Добрые традиции советского военного кинематографа по большей части ушли в прошлое. Это не значит, что современные российские фильмы о Великой Отечественной войне находятся на низком уровне, но бесспорным является тот факт, что соперничать с лучшими образцами военного кино Советского Союза они не в состоянии. Однако картины на эту тему выходят регулярно и многие из них по-настоящему замечательные. Данная лента режиссера Александра Котта совершенно точно из их числа. Это очень интересный проект, который удачно совмещает элементы советского военного кинематографа и лучших образцов зарубежных блокбастеров. Оборона Брестской крепости одно из наиболее важных сражений начального этапа Великой Отечественной войны. Столь важный эпизод находил своё отражение в кино, но не достаточно для того события. Перед нами амбициозный проект, в котором главной задачей для съёмочной группы было отображение исторической достоверности при сохранении захватывающей и зрелищной художественной формы. И с поставленной задачей они справились на отлично. Хотя безусловно без погрешностей не обошлось. Перед нами фильм - памятник, портрет героического мужества, чести и достоинства защитников крепости. Это военно - историческая драма в духе патриотического воспитания, но без навязывания обязательных установок. Искусство должно действовать подсознательно и авторы это прекрасно понимали. В фильме есть несколько сюжетных линий, происходящих при героической обороне крепости. Большая часть персонажей основаны на реальных исторических личностях. Главной отличительной особенностью является отсутствие по большей части шаблонного пафоса, который хоть и присутствует, но в небольших пропорциях. Это эмоциональное кино показывает простые человеческие чувства в обстоятельствах военного ужаса. При этом захватывающие сцены военных действий и динамика происходящих событий полностью поглощают зрителя, заставляя того быть в постоянном напряжении. С точки зрения технической оснащенности это очень достойное кино. Компьютерная графика используется, но в разумных пределах и в глаза не бросается. Картину критикуют за использование художественных приёмов из других фильмов о войне, для кого-то это заметный минус, но мне кажется, что для большинства зрителей это не принципиально. Драматургия не самая сильная в части человеческих характеров, но сильная в контексте ситуации, когда человек оказывается на пороге смерти. Эмоционально это сильный образец военно - патриотического искусства. Павел Деревянко выступил в непривычной для себя драматической роли военного офицера и он прекрасно вжился в данный образ. Андрей Мерзликин очень часто исполняет роли военнослужащих и здесь в очередной раз демонстрирует это своё умение. В ленте задействованы актеры, как известные, так и совершенно незнакомые широкому кругу зрителей. Однако их актерский ансамбль гармонично выглядит в кадре и оставляет хорошие впечатления. Брестская крепость это один из лучших образцов военного кинематографа за последние годы. Именно так и должно выглядеть кино о Великой Отечественной войне. Оно и информирует исторической достоверностью, и захватывает в плане художественной увлекательности. Качественная историко - военная драма с хорошими актерскими работами, зрелищными сценами боевых действий и эмоциональным воздействием. Безусловно рекомендую. 8 из 10
'Брестская крепость' представляет собой грандиозную картину о героическом подвиге советских солдат в самом начале Великой Отечественной войны. Это кино настоящий самородок искренней правды в отечественном и в мировом кинематографе, особенно на фоне постоянных лживых и лицемерных попыток переписать и исказить историю. Громко и сильно, словно выстрел, прогремел этот фильм, показав всем, что память о героях и их бесценных подвигах вечна - никто не забыт, ничто не забыто! На сегодняшний день данную картину можно смело назвать истинным фильмом о войне. По сравнению с другими многочисленными попытками последних лет показать историческое кино о военном периоде, 'Брестская крепость' величественно возвышается и превосходит их на порядок. Сюжетная линия фильма глубоко исторически правдива, берёт за основу реально происходившие события. Так же местность и территория действий, разворачиваемых в фильме, воссозданы идентично реальным. Фильм буквально переполнен драматизмом, заставляет почувствовать зрителя всё, что переживают персонажи - шок и трепет перед врагом, боль от потери любимых людей, друзей и товарищей, бесконечную ненависть к врагу, стойкость и героизм, любовь к своей Родине. Все эти эмоции динамично переплетаются с превосходной актёрской игрой. Создателям фильма очень хорошо удалось передать всё напряжение с помощью инструментария актёрской игры - ты буквально проживаешь это время вместе с героями фильма. Достаточно зрелищно выполнены и спецэффекты, а главное - очень правдоподобно. Музыкальное сопровождение динамично подчёркивает сюжетную линию, добавляя напряжённость. Превосходна и операторская работа: ракурсы съёмки полностью охватывают сюжетные действия. Конечно же, как и в любом фильме, в данной картине тоже присутствуют неточности, такие незначительные допущения, как награды из более поздних лет и так далее. Но данные ошибки никак не влияют на сюжет и даже не делают попытки испортить впечатление от фильма, так сказать, нарушить авторский посыл зрителю. Заведомо известная трагическая концовка фильма преподносится зрителю в драматических тонах, но всё же с надеждой на возмездие, которое несомненно и безоговорочно настигнет врагов. Этот великолепный фильм о великом подвиге, стойкости людей и их преданности своей Родине, несомненно заслуживает высочайшую оценку. Обязательно рекомендую этот фильм к просмотру, особенно более молодым поколениям, у которых в наши смутные дни с лёгкостью могут сформировать искажённую и неправильную точку зрения о тех давно минувших событиях. Данную картину можно смело считать эталоном современного исторического кино о периоде Великой Отечественной Войны. 10 из 10
Брестская крепость самого начала доказала возможность возрождения Российского кино, получилось ведь у Белоруссии, а мы чем хуже? Картина снята на очень высоком уровне мастерства съемочной группы. Сюжет полностью посвящен павшим храбрым героям Брестской крепости, одними из первых принявшими удар Германии, с этого началась Великая Отечественная война. Хочется сразу отметь атмосферу той до военной страны, когда народ успел забыть, что такое первая мировая и революция. Взрывы, тяжелейшие бои, ранения и смерть, вдребезги разбитые судьбы людей, вдовы и сироты, страшный голод. Жизнь в постоянном ожидании чего то страшного, неминуемого. И никогда ни в каком страшном сне, не думали они что война наступит. Этот момент в начале фильма поражает больше всего, люди такие счастливы, наслаждающиеся мирной, тихой жизнью. Тихий субботний день, жители крепости как и вся страна планируют свои выходные, кто-то делает семейное фото, играет оркестр, люди танцуют, смотрят кино в клубе и всего через несколько часов всему этому наступит конец, впереди пять самых страшных лет борьбы за жизнь, за будущее. Я представлял себе войну. Но я не представлял себе войну... Такую войну. Все ее ждали. Но никто не ждал, что вот так... Сразу. Просто. И страшно. Сама же война показана с той неприглядной стороны, о которой мы порой не задумываемся. Здесь нет правил, морали, правит балом смерть и разрушение. Хаос в первые часы артобстрела, все пытаются спасти себя и гибнут, а бомбы все падают и падают, и конца этому нет. Вокруг все рушится под бомбами, гибнут солдаты, гражданские, душераздирающие крики детей, до жути напуганных и их матерей в отчаянном порыве найти укрытие, спастись. Всюду куда, доставал взгляд, в воронках или из окон тут и там раскиданные, развороченные трупы людей, которые еще вчера ходили, смеялись, жили. Среди толпы охваченной паническим ужасом, проявляя стойкость духа, своим нерушимым спокойствием командиры разрозненных частей организовывают вооруженное сопротивление. В этот момент в кадре появляется майор Петр Гаврилов которого бесподобно сыграл Александр Коршунов, прошедший две военные компании, основываясь на этом опыте, грамотно организовывает оборону. Лейтенант Кижеватов которого сыграл Андрей Мерзликин, отец большого семейства также берет на себя командование уцелевшей группой солдат, ему страшно за свою семью, но в первую очередь он военный, исполняющий свой долг. Отдельно хочется отметить два открытия в этом фильме. Дебют Алексея Копашова вжившегося в роль Сашки Акимова, юного воспитанника музыкального взвода, от чего лица ведётся рассказ. Копашев блестяще исполнил роль, мальчика увидевшего своими глазами войну. И как это не странно Павла Деревянко в роли полкового комиссара Ефима Фомина, раскрылся как драматический актер. Яна Есипович сыгравшая в фильме жену Кижеватова и Анна Цуканова в роле продавщицы военторга Соню, Татьяна Камина исполнившая роль Шуры Почерниковой, все они настоящие женщины, борющиеся за жизнь и не уступающие врагу. Остальные актеры сыгравшие свои роли достоверно, сильно, каждый на своём месте, не перетягивали вминание на себя. Хорошо переданная атмосфера военных действий оператором Владимиром Башта, превосходно прописанные персонажи и диалоги сценаристами. Музыка поддерживающая весь фильм в напряжение и реалистичные декорации которые редко встретишь сегодня. Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 10 из 10 P.S. Да в этом фильме есть свои изъяны. Такие как немецкие диверсанты или техника которой не должно было там быть. Но это все заметно лишь знающим все исторические нюансы великой отечественной. Да не все показано с хронологической четкостью и исторически достоверно, но нужно помнить, что это лишь кино, а не реальность. Это хорошее кино в котором есть и сильные мужчины и храбрые женщины. При просмотре которого всех этих тонкостей не замечаешь, а смотришь не отрываясь на сильную игру актеров, потрясающие диалоги, погружаясь в первые тяжелые дни войны.
Лето 1941 года. Нацистская Германия ведет вооруженную экспансию европейских стран и со зловещим оскалам поглядывает на СССР, с которыми был заключен мирный договор. Вот только этот самый договор не является панацеей и мирные жители, а порой и солдаты, нервно смотрят в сторону границы и подобно мантре произносят слова: «Только бы обошлось». Но в глубине души и стар и млад знает – быть войне. Это лишь вопрос времени. Правда не знают жители нашей и сопредельных держав, что Вторая Мировая отбросит все правила и законы и что, то будет война на уничтожение и ни о каком милосердие и благородстве со стороны немецко-фашистских захватчиков не могло быть и речи. И именно об этом пойдет речь в обозреваемом фильме, об этом, а также о русских солдатах, которые не отступали и не сдавались даже несмотря на то что шансов на победу у них не было никаких. Да, все верно, это – «Брестская крепость». Раньше, да и сейчас, выходило множество фильмов, повествующих о войне и героями в тех историях были абсолютно разные люди. Были там умудренные жизненным опытом генералы, ну или наоборот полковники-самодуры. Были там разведчики, которые балансировали на тонком лезвие ножа и любое неосторожно брошенное слово могло привести героев к смерти. Были молодые девушки, которые отправились на фронт, дабы встретится с любимым, ну или отомстить за всю семью, что перебили немцы. Но вот что интересно, фильмов посвященных войне, где бы главным героем был ребенок практически нет. И с одной стороны это правильно – ни один ребенок не должен был стать свидетелем тех кошмарных событий, с другой же стороны война не обошла никого, и многие пожилые люди, которых сейчас по праву именуют ветеранами войны, во время Великой Отечественной были детьми, которым едва ли исполнилось четырнадцать годков. Возможно именно так думали сценаристы обозреваемого фильма, когда сделали главным героям маленького мальчика Акипова Александра Почепникова, а может быть то была идея самого режиссера, но так ли это важно? Куда важней, то что юноша играет искренне, ему веришь, ему сопереживаешь и то что нам показываются лишь небольшие фрагменты из жизни защитников Брестской крепости предает картине достоверности. Ведь юноша рассказал лишь то что знал и то что видел, да и потом Сашке не до близкого знакомства с советскими солдатами, он разыскивает свою подругу Аню, которая осталась одна-одинешенька в полуразрушенной крепости, которую раз за разом штурмуют фашисты. Так что все честно. И тем не менее, взрослые… хотя какие они взрослые? Большинству из солдат едва ли исполнилось восемнадцать лет и юноши, которые совсем недавно смеялись и подначивали друг друга, дабы пригласить вон ту симпатичную девушку на свидания, сегодня будут проливать кровь, умирать и убивать, а ведь им бы еще жить да жить. Так вот, история взрослых защитников Брестской крепости будет освещена, но не с помощью слов или воспоминаний, а с помощью чувств и эмоций, которые будут искренними и не наигранными. И благодаря этому сопереживаешь всем и каждому. Сопереживаешь «маленькому человеку» лейтенанту НКВД Вейнштейну, человеку с добрыми глазами и при этом не обделённому смекалкой. Сопереживаешь полковому комиссару Фомину, который по стечению обстоятельств остался в крепости и который надеяться на то, что ему удастся еще хотя бы раз взглянуть в глаза жены и дочери, что остались в городе. И веришь вон тому безымянному солдату, что ослабевшей рукой поглаживает немецкую овчарку и мечтает о том, как он вернется домой к семье и близким и как заживут они счастливо. И оттого в «Брестской крепости» чувствуется дух старых советских фильмов посвященных войне, где важны были чувства и переживания героев и где персонажи истории западали в душу и оттого их гибель оставляла глубокие раны на сердце. Правда стоит заметить, что и боевые сцены не подкачали. Мало того, что экшн в фильме фактически безостановочный и тут постоянно что-то да происходит, будь то бомбежка, битва в рукопашную (Да все верно, тот самый подручный инвентарь в качестве оружия, но ведь и арсенал засыпало взрывом, а потому приходилось довольствоваться тем что есть) с немецко-фашистскими захватчиками или же попытка сдержать подступающие танки, так и поставлено все было на удивление качественно и жутковато. В конечном счете, сцена в которой мирные люди бегут на нацистские пулеметы и умирают, вряд ли способна оставить равнодушным кого бы то ни было. Правда не обошлось и без казусов. Их два. Первый заключается в том, что немцы провернули хитрую операцию, прикинувшись русскими солдатами и проникнув в Брестскую крепость в количестве более двухсот человек, однако они никак себя не проявят, за исключением командира немцев в исполнение Анатолия Кота (К слову, он отлично справился с этой ролью) и это вызывает недоумение. Куда делись диверсанты? Зачем нужен был столь хитроумный план если эти ребята остались за бортом? Хотя тут можно списать все на главного героя Сашку Акимова, который попросту не знал, что случилось с немецкими диверсантами, а ему никто об этом не рассказал. Но тут мы переходим к другой проблеме и она куда более серьёзна – прорыв. Русские солдаты, понимая, что ждать подкрепления бессмысленно, решаются на отчаянный шаг, при этом полностью игнорируя то обстоятельство, что в подвалах Брестской крепости остались женщины, дети и раненные солдаты. На прорыв сказал командир и все его поддержали. И пусть до и после этих событий к мирным жителям русские солдаты будут относится все также хорошо и готовы будут отдать им последнее неприятный осадок остается. Итог? Не идеальный, но крепко слепленный и ладно скроенный военный фильм, в котором есть все за что мы любим кинокартины подобного жанра. Но самое важное что в нем есть – это его идея, которая заключается в том, что люди, что погибли во время Великой Отечественной войны защищая свой дом все еще живы. Они живы пока мы будем о них помнить. И это – самое главное. 8 из 10
Совместный проект России и Белоруссии, этот фильм был запущен в 2007 году; сообщалось, что он не укладывается в бюджет $ 9000000, премьера состоялась на Московском кинофестивале, и наконец в начале ноября, получив поддержку Фонда кино, он выходит в прокат на скромных четырехстах копиях (у «Края» их было почти в два раза больше). Действие фильма начинается 21 июня 1941 года — обитатели Брестской крепости живут своими обычными делами: офицеры танцуют, фотографируются с семьей, покупают пиво, собираются в кино. Добродушный сотрудник НКВД Вайнштейн ласково журит паникера, принимающего всерьез тревожные свидетельства польских перебежчиков. Командированный комиссар не может уехать из Бреста, поскольку билетов нет и начальнику станции запретили трогать бронь. Рассказ идет от лица воспитанника Акимова, мальчика-трубача, который сохранит для потомков имена героев и знамя гарнизона. Фильм мне не понравился. Не покидает ощущение, что авторы «Брестской крепости» как-то даже благодарны Великой Отечественной за то, что она была такой мучительной и кровопролитной, иначе откуда бы взялись бюджет и масштаб? Поэтому, наскоро представив своих абсолютно безупречных героев, режиссер переходит к их вдохновенному уничтожению. Александр Котт нагромождает окровавленные тела, выстраивает кадры (в сцене первого налета немецкой авиации экран вмещает бегущую по мосткам девочку, падающего в реку мальчика и водяной столб от взорвавшейся в воде бомбы). Работает с милитаристским контекстом (то пограничник с собакой мелькнет, то цитата из военной хроники, то журавль пролетит в небе перед расстрелом комиссара). Не обошлось и без милых бестактностей, в очередной раз подтверждающих, что трагедию, которая случилась семьдесят лет назад, трудно считать своей: открывающий титр «Брестская крепость» нацарапан на стене, как будто умирающие солдаты решили напоследок проанонсировать выход совместного продукта «Беларусьфильма» и ЦПШ. Фильм выглядит как набор эпизодов, в каждом из которых режиссер решал собственные формальные задачи (в принципе, в этом нет ничего плохого и ничего нового: «Спасти рядового Райана» было во многом переосмыслением жанра с учетом новых технологических возможностей; военные эпизоды «Искупления» Джо Райта запомнились четырехминутным лихорадочным блужданием героя по пляжу в Дюнкерке). Вот это стало можно: выкладывать тела штабелями, отрывать в кадре головы и руки, поднимать столбы окровавленной пыли. Нельзя, очевидно, другого: никаких содержательных дополнений к усвоенной еще в советские годы информации, ни малейшей попытки объяснить (или хотя бы намекнуть), почему, собственно, эти люди оказались в глубоком немецком тылу уже в первые — даже не дни — часы войны. Сказать о том как было на самом деле, что немцы уничтожили все радиостанции, и передать сообщение по рации невозможно, что противник потеснил Советские войска, что фронт за часы отдалился от крепости на десятки, а через месяц пока крепость оборонялась на сотни километров, и помощи не от кого ожидать. Разве что от авиации, у которой на тот момент был дефицит техники (1 - 10 в пользу Геринга), т. к. большая часть самолетов (в которых на тот момент войны даже рации не было) и аэродромов была уничтожена в первые часы войны. Но содержание, кажется, меньше всего интересует создателей: нет его — и не надо. Судя по всему - главное чтобы все взрывалось и было эффектнее. На сколько я знаю 'Фонд Кино' вкладывал инвестиции в «патриотические блокбастеры». Однако, единственный урок, который может вынести из «Брестской крепости» аудитория: - в случае чего, государство бросит вас в тяжелую минуту без объяснения причин, через двадцать лет наградит чем-нибудь посмертно, а еще через семьдесят выделит средства на то, чтобы про вас сняли некий фильм, который все равно никто не захочет смотреть И самое обидное, то что добило меня в самом конце фильма - не пойму за что А. Котт, 'репрессировал Гаврилова'. Наверное очередная антипропоганда Советского режима. На самом деле после освобождения из немецкого плена П. М. Гаврилова исключили из ВКП(б), ввиду утраты партбилета. Однако, восстановленный в прежнем воинском звании, осенью 1945 года он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири, где получил несколько благодарностей по службе (считается, что он предотвратил эпидемию тифа среди японских военнопленных, а также пресекал злоупотребления со стороны японских офицеров). После увольнения в отставку в связи с сокращением вооруженных сил уехал в Татарию, а затем в Краснодар, где нашёл жену и сына (которых кстати по воле режиссера и сценаристов убили немецко-фашистские захватчики), с которыми не виделся с первого дня войны. После выхода на радио в 1955 году цикла передач под названием «В поисках героев Брестской крепости», их автором — Сергеем Смирновым — в 1956 году была написана, и в 1957 году издана книга «Брестская крепость», в которой был показан подвиг гарнизона крепости в 1941 году. Благодаря этому П. М. Гаврилов восстановил членство в партии и был представлен к награде. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807). Впоследствии Гаврилов совершил ряд поездок по СССР, активно занимался общественной работой. С 1968 года до конца жизни жил в Краснодаре в доме 103 на Светлой улице (в 1980 году она была переименована в улицу Гаврилова). Пётр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. Он был похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста. Судя по всему режиссер и сценаристы явно не читали Смирнова или хотя бы Википедию. Спецэффекты в фильме на высоте, благодаря им фильм получился масштабным и зрелищным, это и спасло его от низкой оценки. 5 из 10
Еще задолго до выхода в прокат, фильм был весьма разрекламирован как минимум в Беларуси. Активная поддержка создателям фильма со стороны руководства страны не прошла даром. По-настоящему добротную, вечную военную картину ждала вся страна. Оказывалась всяческая помощь для создания настоящего шедевра, который бы достойно отразил тот Великий подвиг, который совершили герои Брестской крепости. Не обошло вниманием 'Брестскую крепость' и российское руководство, которое не без помощи СМИ дало понять, что фильм был просмотрен главными лицами государства целенаправленно и рекомендуем к просмотру. Сама же лента была анонсирована как первый совместный проект Союзного государства. Звучит действительно громко, даже несмотря на то, что сотрудничество белорусских и российских кинематографистов постоянное, давно состоялось и имеет немало успешных проектов. Первыми зрителями стали ветераны Великой Отечественной войны, которым фильм был показан в 4 часа утра 22 июня 2010 года у самой Брестской крепости и спустя 65 лет после Великой победы, что, безусловно, символично. По сути, многолетняя подготовка к просмотру фильма была выверенной и умной стратегией. Но настало время, и ношу ответственности за все подготовительные для широкого просмотра зрителей труды взял на себя фильм, распахнувшийся для зрителей во многих кинотеатрах стран СНГ и зарубежных стран... Первые симптомы удовлетворения начинаются с просмотра трейлера, трейлера эффектного, яркого, интригующего и действительно классного. Предвестие стало еще более многообещающим. Но главной оценкой проделанной работы должен был стать сам фильм. И если в первые минут 25 у меня возникали сомнения по поводу высокой оценки фильма в силу легкой разрозненности событий, вызванные многочисленными главными героями, когда фильм более напоминал коллекцию нескольких новелл, связанных одной локацией, то после этих минут примерно 25, 'Брестская крепость' приобрела цельный вид, вся мельчайшая сумбурность и метания режиссера с одного героя на героя другого улетучились и перед нами предстал цельный проект, мощный фильм, настоящая глыба, которая с каждой минутой давила на зрителя все сильнее и сильнее, вынуждая вжаться в кресло и чуть ли не до слез сопереживать обреченным героям. В процессе творения совместно белорусско-российского фильма если белорусская сторона отвечала за техническую составляющую, за место съемок, массовку, организацию всего процесса, то сторона российская взяла ответ за львиное финансирование фильма, главный актерский состав, пиар-компанию и визуальность. Ну а в целом фильм создавали, как говорится всем миром и как в очередной убеждаемся, когда мы едины, мы непобедимы! Высших звезд калибра Безрукова, Козловского или Миронова, снимавшихся на 'Беларусьфильме' ранее, здесь нет. Актрис статуса схожего нет также. Зато есть целая россыпь второ-и третьестепенных актеров из весьма солидных и популярных проектов, которые и в 'Брестской крепости' задействованы так же в эпизодах. Это и Нодари Джанелидзе (писарь из первого сезона 'Солдат'), Михаил Павлик (санитар из 'Интернов'), Алексей Дмитриев, которому для съемок в таком фильме можно было и сменить прическу на более военную (из 'Реальной сказки' Безрукова), Анна Цуканова (юная звезда 'Ералаша' и супруга режиссера 'Брестской крепости'), Анатолий Кот (главная белорусская кинозвезда, актер, без которого не обходится практически не один военный белорусский фильм, звезда сериала 'Солдаты'), Максим Костромыкин ('Невеста любой ценой' с Павлом Волей), Геннадий Гарбук (звезда 'Белых рос' с Караченцовым), Михаил Евланов (звезда 'Своих' с Хабенским). С одной стороны имен и лиц знакомых много, но узнаваемость их с массах оставляет желать лучшего, но отметил бы это как положительный момент, ибо ничто не мешает отвлекаться на конкретного главного ярко выраженного героя, что происходит практически во всех фильмах. Все словно ровны и не вызывают более повышенного внимания нежели многие другие актеры. Это позволяет наблюдать за картиной более внимательно. Но все-таки не обошлось и без лиц весьма уважаемых и известных, пускай и не относящихся к российскому киноэшелону 'А'. Александр Коршунов (звезда 'Черных волков' с Безруковым'), Андрей Мерзликин (в представлении не нуждается) и подпортивший неслабо свою репутацию благодаря киновыкидышу именуемому 'Гитлер капут!' талантливый Павел Деревянко. Слово 'безукоризненно', оценивающее игру каждого из этого трио будет недостаточно точно отражать первоклассную работу этих актеров. После просмотра 'Брестской крепости' Деревянко и Коршунов для меня остались навсегда Фоминым и Гавриловым. Такое ощущение актеры не просто вжились в роль, а сами пережили все эти кошмарные события. Андрей Мерзликин изображал персонажа, которых он играет в большинстве своих фильмов, посему он снова великолепен. Нельзя не оценить великолепную игру юного Алексея Копашова, в действиях которого нет ни переигрывания, ни обратного. Игра юного актера ну просто восхитительна! Визуальная картинка не просто радует, она восхищает. Яркая, сочная, но в то же время не отталкивающая от того, что показаны события давно минувших дней. Декорации, подручный материал, предметы обихода - все подобрано до мелочей без ляпов и ошибок. Мелочам уделено самое пристальное внимание. Компьютерных спецэффектов довольно много, но каковы же они реалистичны и что самое примечательное, показ их заканчивается в каждом многочисленном конкретном эпизоде именно тогда, когда нужно чтобы не заметить компьютерного подвоха. Браво! Киностудию 'Беларусьфильм' в Беларуси ласково величают 'Партизанфильмом' в силу многочисленного выпуска военных кинолент, а значит у 'Брестской крепости не могло возникнуть никаких проблем с техническим оснащением военных событий и баталий. 'Брестская крепость' это не просто документальный показ событий в художественной огранке. Это многочисленные панорамные виды, приближения, переходы с мелочей на героев фильма. Единственный фильм, где в КАЖДОМ, каждом эпизоде есть какой-то запоминающийся символизм. Есть те моменты, благодаря которым КАЖДЫЙ эпизод становится незабываемым. Безмолвное 'папа!', убийство гармониста, смерть двух влюбленных лицом к лицу, питье воды рядом с мертвецом, убийство супруги и самоубийство... Здесь нет показа излюбленных Михалковым политических вопросов, нет бравурной американской геройщины, нет корейского кровопролития. Все показано на грани того, чтобы не столкнуть интересами зрителей разных возрастов и убеждений, но без кровавых трупов, оторванных конечностей, разумеется, не обошлось. Даже белорусская речь законспирирована так, чтобы можно было понять ее и русскому человеку. Финальная сцена с постаревшим Сашкой и его внуком, возлагающих венки у Брестской крепости, также очень символична и является прямым посылом создателей фильма адресовать этот фильм следующим поколениям как память героев, отдавших жизнь за нашу свободу. 'Брестская крепость' самое лучшее масштабное и правдивое военное творение наших киниматографистов за последние годы. Вечная слава героям!.. 10 из 10
Уже, без преувеличения, с первых минут просмотра ощущаешь необходимое патриотическое настроение. Нотки гордости за славянских людей, преодолевших самую страшную войну в истории, пронизывают это фильм. При просто огромном количестве выходящих ежегодно проектов на тему Великой Отечественной, фильм Александра Котта, при всех прочих вдохновительных достоинствах, выразительно отличается качеством постановки. Трагическая во многих смыслах осада Брестской крепости предопределила первый этап войны СССР с нацистской Германией. Самый тяжелый удар от хоть и ожидаемого, но предательского нападения еще вчерашнего союзника, приняли на себя пограничные территории, за одну ночь оказавшиеся в глубоком тылу. Вся безвыходность и трагичность событий, с достоверностью описанных в фильме, заключается в том, что помощи нашим ждать было неоткуда. Первые несколько вступительных сцен фильма, под соответствующую музыку знакомят нас с бытом советских пограничников в июне 1941 года. Любовь, дружба, опасение, желание молодого парня проявить себя, офицера обеспечить безопасность семье. Ощущается, что перед нами не художественный вымысел, а все-таки история, основанная на реально существующих событиях, живших в то время людях. Визуально фильм исполнен на очень высоком для современного отечественного кино уровне. Нельзя не обратить внимание на масштабные декорации укреплений Брестской крепости: ворота, казармы, пулеметные точки, офицерские кабинеты. В определенном смысле, насколько это возможно для военной драмы, достигается эффект присутствия и созерцания осады. Сцены вооруженных столкновений выглядят очень ярко, с голливудским размахом – некоторые проверенные идеи и концепции западного кино легко угадываются. Отдельно стоит упомянуть визуальные эффекты, с неожиданной достоверностью передавшие особо зрелищные ракурсы. Повторюсь, что качество постановки приятно удивляет от сцены к сцене. Пожалуй, перед нами один из самых красивых и, с вниманием поставленных, фильмов о Великой Отечественной Войне. В рамках этой истории, как не трудно догадаться, основное внимание уделяется не столько стенам и укреплениям, сколько людям, попавших в осадный котел. Повествование ведется от лица молодого парнишки из музыкального взвода, а калейдоскоп событий, следующих за первым нападением, затрагивает судьбу нескольких десятков основных персонажей. Пусть мои слова не покажутся банальными, но актерская игра дарит приятные эмоции, будь то продавщица местного магазинчика, или закаленный предыдущей войной майор. Среди популярных и знакомых широкому кругу зрителей актеров молодого поколения отметились Павел Деревянко и Андрей Мерзликин. 8 из 10
Ещё до выхода «Брестской крепости» меня очень привлёк анонсированный ролик к этому фильму. Чуть позже, я попал на эпизоды, когда родители у меня смотрели этот фильм, но тогда обстоятельства помешали мне присоединиться к ним. И вот только намедни я смог взять в пункте обмена диск с этим фильмом. Мог бы и раньше это сделать, и прогрузить мог… Но это ведь такие фильмы, на которые нужен особый настрой. Ну и… вот, настроился… За последнее время, так уж вышло, что я просмотрел много фильмов про Вторую мировую и Великую Отечественную Войну. Все они были разными. Каждый делал упор на что-то своё. Кое-кто вообще, вон, переписал события тех лет по-своему. Каждому своё. Это фильмы были разных режиссёров и даже не одной страны. Но и у наших попалось увидеть, как один в поле воин в одиночку истребил всех немцев на одной территории. Фильм не то шутливо, не то уже глумливо нарекли «Рэмбо-5», а мне пришлось с горечью для себя отметить, что это было ещё не самое худшее, что я видел. Такое долгое и утомительное вступление (извините, накипело) нужно было самому мне для того, чтоб сказать: Наконец-то я наткнулся на фильм, с точки зрения эстетики, безупречный. Про войну, я имею ввиду. «Брестская крепость» рассказывает о событиях первых дней войны. Допущены неточности, но они на фоне перечисленного прощены были мною… да, даже не прощены, а не замечены. В основе фильма лежат такие понятия как отвага, честь, доблесть, патриотизм, вера и героизм. Случайно встретил негодования по поводу одного эпизода. Говорят, что люди едва ли не с табуретками обороняли крепость. Тут это показано буквально. Но не вижу в этом ничего зазорного. В этом фильме просто изумительно и поразительно показана паника всего народа при самом начале часа икс. От мала до велика были переданы и настроения в стане советских войск. Мол, поляк один сказал, что на рассвете в 4.00 начнётся война, но сколько таких уже было, которые всё обещают. А ведь и, правда, наших убедили в своей крутости даже. Это и дальше видно по амбициям. Убеждение было непоколебимо: Враг скоро отступит. А ведь именно так гласят и источники! Сталин был уверен, что война если и начнётся, то закончится уже в первые несколько часов. Вот как мы, извините, просрали вторжение. Но... не мне судить. В течение нескольких дней наши ребята как могли, отбивали крепость. Но, к сожалению, все мы должны (должны, слышите!) помнить, что Война в первые несколько ни часов, ни даже дней, ни месяцев не закончилась. Сказано, что Саня Акимов – собирательный образ. Но допущу, что кто-то ведь действительно мог выжить в этом аду из наших. Кто-то же рассказал о том кошмаре!.. А что касается прорыва, то лично мне здесь не видится нелогичным ничего. Что нужно было? Сидеть и покорно ждать своей гибели, изредка отстреливаясь? Притом что запасы и провизии и боеприпасов на исходе. Да, подходящее выражение: «И силы на исходе, и от ужаса трясутся руки»… Актёров перечислять не стану. Все как один поняли, что от них ждут. И даже Павел Деревянко в моих глазах перестал быть пустой посредственностью. (Я долго не мог простить ему «Гитлер капут!»)… 10 из 10
Очень сильный фильм про войну, не лишённый, к сожалению, недостатков. Фильм повествует о первых днях войны и героической обороне Брестской крепости. Максимально честно и жёстко нам показана сумятица, паника, расслабленность советских войск перед войной, а также героизм, сила духа и воли защитников родины после её начала. Фильм сильный. Фильм хороший. Я бы даже сказал, что это один из лучших современных фильмов о войне. Не самый лучший, конечно (переплюнуть 'Свои' ещё не скоро кто-то сможет), но гораздо сильнее довольно средненьких вторых 'Утомлённых солнцем'. Всё, что в этом фильме есть хорошего можно охарактеризовать одним словом - постановка. Режиссёр отлично понимал, что он снимал, для кого он снимает и почему. 'Брестская крепость' - это цельное полотно, единственная цель которого: 'Чтобы помнили'. С патриотизмом режиссёр не пережал, лишь в конце немного позволил себе лишнего (не понравился эпизод с гармонистом), но это было вполне оправдано. Теперь о недостатках, которые в фильме всё таки есть. Самый главный недостаток - это какое-то магическое бессмертие и везение главного героя 10-летнего Сашки Акимова. Я понимаю, что это такая кинематографическая условность. Но условность должна быть условной, а здесь этот момент стоит во главе угла. Весь фильм это откровенно раздражало и вызывало невольные и такие неуместные аналогии с Брюсом Уиллисом. Паренёк запросто шастал туда-сюда, из крепости и обратно в крепость. Пули его не брали, бомбы тоже, хотя ну откровенно же на рожон лез. Зря это. Второе - это актёрская игра. Я бы не сказал, что это прямо такой большой минус, скорее это отсутствие плюсов там, где они очень сильно ожидались. Кого мы здесь имеем? Четыре основных персонажа: паренёк Сашка (Алексей Копашов), ком. полка Гаврилов (Александр Коршунов), комиссар Фомин (Павел Деревянко) и начальник погран. заставы Кижеватый (Андрей Мерзликин). Сильно понравился мне только Деревянко. Он сыграл просто отлично. Впрочем он это умеет и никакие 'Гитлер Капуты' у него этого не отнимут. А вот к остальным трём героям много вопросов. И если Алексей Копашов - дебютант большого кинематографа и у него ещё всё впереди, то два других актёра недотянули. Александр Коршунов временами откровенно переигрывал и переусердствовал с ура-патриотизмом. А Андрей Мерзликин иногда откровенно недоигрывал, я ему просто не верил. Ах, как бы заиграл фильм будь на их местах, например, Гармаш и Миронов. Это была бы просто феерия. А так, хорошо, добротно, но не сильно. Но это всё частности. Фильм то, действительно, очень хороший, и обязателен для просмотра. Я бы его даже в школах специально показывал в рамках военного образования. С другой стороны, много ли вы видели плохих фильмов о войне? Обычно за такую тему берутся только те люди, которые уверены в своих силах. 8 из 10
Кино нередко способно рассказать о том, что было когда-то, о том, что очень важно, но о чём потихоньку начинают забывать. И неважно, что именно режиссёр хотел сказать своим очередным фильмом. Важно, чтоб зрители, увидевшие его остались неравнодушными, чтоб они поняли, что им хотели донести. И, кажется, что режиссёру нового фильма « Брестская крепость» Угольникову это удалось и, наверное, посмотрев этот фильм молодой зритель поймёт, а иной и вовсе вспомнит, какой все-таки ценой нам досталась наша победа в Великой Отечественной Войне. Это фильм не очередная американизированная шняжка и уж точно не американский экшн поданный в русских традициях. Это чисто наше кино, снятое по всем законам и правилам на нашу публику и снято так, как мы умеем или по крайней мере умели, а именно в полную силу. После таких фильмов ещё остается надежда, что наш русский кинематограф жив и ещё способен делать хорошее кино, такое за которое не стыдно, такое, которое попадает в мировую классику. В фильме нет какого-то главного героя. Есть герой –рассказчик, но это не делает его главным персонажем. Здесь главными героями выступают все, от командира полка, до маленького мальчика. Это и важно для патриотического фильма, показать общность народа, сказать, что все важны, ведь это кино именно патриотическое. В таком ключе трудно проанализировать отдельные сюжетные линии. Но можно сказать одно, что все они имеют смысловую нагрузку в подтексте которой лежит всего лишь одно слово- любовь. Всё крутится вокруг этого, самого человеческого чувства. И просматривается это от громкого «Ура!» в криках бойцов, идущих в бой, до тихого слова «Прости» умирающего солдата. Что касается смысловых деталей, то самой яркой из всех, которая бросается в глаза, а точнее на слух это секундная стрелка, тиканье часов. Эта мелкая деталька проходит красной линией по всей картине. На ней даже заостряется какое-то особое внимание. Создаётся впечатление, что режиссёр специально сделал упор на это элемент, как бы пытаясь сказать зрителю, что время важно, о нём не стоит забывать. Кажется, что всё здесь показано правдоподобно. Ты веришь всему, что происходит на экране, и возникают эмоции. Ты начинаешь сопереживать. В тебе просыпается гордость за прадедов. Ты плачешь… И это главное, потому что ты зритель, и понял, что именно тебе хотели сказать этим фильмом. А значит, работа режиссёра не напрасна, значит он справился. потому что он понят. Трудно сказать, что делал бы каждый из нас, если бы попал в Брестскую крепость. Да и это даже невозможно предположить, потому что кадры, которые показали в фильме и от которых бросает в дрожь это одно, а реальная бомбардировка может быть в сотни и в сотни раз страшнее. Тем не менее оператору удалось передать тот хаос, и может быть заслуга здесь монтажёра, или самого оператора, но всё получилось очень даже правдоподобно и сквозь всю картину, особенно в таких масштабных сценах, как первая бомбардировка компьютерной графикой и близко не пахнет. А может даже её и вовсе не было, если только не считать сцену со взрывом двухтонной бомбы, где без графики никак нельзя было обойтись. Если кино достаточно захватывающее, то на музыку особо внимание не обращаешь, просто, грубо говоря нет времени, потому что сидишь в напряжении. Так же и с этим фильмом. Единственное, что выплывает в памяти, это финальная песня Леонида Агутина. Ну, что можно сказать о ней, грамотно и по теме. Подводя итог, можно сказать, что такого фильма не снималось давно. Его сюжет полностью оправдан, он захватывает, он греет, и греет он, потому что понимаешь, что не забыли. 10 из 10
Долго не решался написать об этом фильме, потому что боялся сфальшивить, подобрать не те слова, не дотянуть в своем понимании до того уровня, который задавала сначала книга Смирнова, а потом и кино Котта. Но все-таки решился. Фильм Брестская крепость - это фильм о первых днях войны, о людях, которым выпала трагическая участь принять на себя её главный удар и о том феномене, который до сих пор не понятен европейцам, считающим и сейчас, что в той войне победил мороз. Нет, в той войне победила Крепость. Та Крепость, которая выросла на руинах наших городов, на горах трупов невиновных людей, расстрелянных фашистами, крепость духа советского солдата, сложенная, как из кирпичей, из подвигов людей, имена многих из которых мы уже никогда не узнаем... Одним из первых таких подвигов был подвиг защитников Брестской крепости, принявшей свой самый главный бой, уже утратив стратегическое значение. Увы, реальный мир отличается от фантазий михалковской Цитадели, и истина заключается в том, что уже к началу Первой мировой войны крепости, строившиеся десятилетиями, оказались совершенно бесполезны, со временем превратившись в склады провианта и мирные военные городки. С демонстрации жизни такого военного городка глазами подростка-воспитанника музвзвода и начинается повествование в фильме. Одной из основных, на мой взгляд, трудностей, успешно решенных при создании этого фильма, является наличие большого количества действующих лиц, каждое из которых не могло быть проигнорировано, поскольку являлось неотъемлемой частью всей обороны. При создании фильма возникла проблема совмещения демонстрации масштабного военного действия и действий нескольких главных героев, не знавших о существовании друг друга, действовавших совершенно независимо и одновременно. Эта проблема была решена с минимальными потерями для исторического реализма фильма. Объединяющим героем, от лица которого и ведётся рассказ, был выбран мальчик-подросток, в действительности соответствовавший нескольким своим прототипам (некоторые из них, Петя Клыпа, Коля Новиков, были описаны в книге Смирнова). Ему, как легендарному Гаврошу, удавалось побывать в разных точках обороны и связать сложную картину многодневного боя в единое целое. Другая проблема, проблема декораций, тоже решена в фильме достойно. Фильм снимался на территории самой Брестской Крепости, точнее, её руин, превращенных сейчас в мемориальный комплекс. Именно там были построены все необходимые декорации, показывающие сначала довоенную крепость, отремонтированную после польской обороны 39-го года (обратите внимание на орла над воротами), а затем последовательно все стадии её разрушения в результате фашистских атак. Ну и, наконец, игра актеров, на мой взгляд, заслуживает самой высокой оценки. Слушая интервью, где они рассказывают своё видение роли, которую они исполняли, я удивлялся, насколько их ощущение своего героя совпадало с моим восприятием событий на экране, при том, что фонтана эмоций с истериками, как это характерно для нашего современного кино, в фильме практически не наблюдается. Эмоции главных героев передаются камерой, крупными планами, паузами, выражением лиц, и эти лица потом снятся по ночам, вызывая всплески непреодолимого желания перенестись туда, в окруженную Крепость, чтобы стоять насмерть вместе с её защитниками, и жгучее ощущение своего бессилия из-за невозможности это сделать. За редкую возможность такого погружения и сопереживания, которую предоставил мне этот фильм, я ставлю ему самую высокую оценку. 10 из 10
Отлично сказано, на мой взгляд. Лучше и придумать нельзя. Ждали (вроде как), готовились (судя по всему), но… Получилось так, как получилось. Собственно, об этом, наверное, и кино. Вместо очередной попытки найти ответ на вопрос, почему, по чьей вине и пр., – зарисовка на тему, что теперь делать. Не в принципе, не вообще, не в целом, а конкретно: здесь и сейчас. И в этом смысле фильм хорош. Прямо как в «Офицерах»: «Всем, кто может держать оружие, – занять оборону! Задержать немецкие танки!» И задержали. Какой ценой – тоже скрывать не стали, что, с моей точки зрения, не менее ценно. Излишний романтизм в этом деле далеко не всегда уместен. Порадовала техническая составляющая. Согласен, что звучит не очень патриотично (вроде как негоже нам на кого-то равняться, в том смысле), но, тем не менее, действительно, «на уровне мировых стандартов». Приятно. Очень достоверно и в меру (читай, без неуместного упоения) натуралистично. В общем, всё бы ничего, но мне не хватило в этом фильме истории. Истории отдельно взятого человека или группы лиц – не суть. Той, что, казалось бы, была обозначена и даже взята за основу, но… Недостаточно чётко, на мой вкус. Вот здесь конкретики оказалось не в пример маловато. Общие штрихи, краткие характеристики, скупые послесловия. Не то. Фильм получился скорее документальным, нежели художественным. Да, имеет место попытка показать нам тех, кто «умирал, но не сдавался»: такими, какими они могли бы быть. Показать обычных живых людей, проще говоря. Если не ошибаюсь, что-то подобное было в «Освобождении», когда каждая конкретная операция, манёвр, событие сопровождались «иллюстрациями» из жизни непосредственных их участников. Но лично я предпочёл бы что-то более предметное. Пусть и выдуманное, но органично вписанное в общую картину. И, конечно, большей завершённости хотелось бы в целом ряде эпизодов. Разъяснения, может быть, дополнительного. Если в плен (герой А. Коршунова, к примеру), то как и почему (на фоне персонажа А. Мерзликина того же), если в прорыв (всеми силами – под пулемёты), то зачем и так ли уж необходимо и пр. Можно, спору нет, всё это и самому додумать, домыслить, но… Это уже не тот эффект. Фильм получился – сомневаться не приходится, но назвать его идеальным я, к сожалению, никак не могу. Соответственно и оцениваю только на 8 из 10
Было очень любопытно посмотреть этот фильм, так как, фильм по нашим меркам высокобюджетный, и затрагивал тему героической обороны «Брестской крепости». На тему обороны крепости есть хорошие книги, и снято несколько фильмов, в том числе сильный фильм «Я – русский солдат». Что нового принесет этот фильм и как раскроет данную тему? По окончании просмотра, сразу однозначного мнения не сложилось. Долго думал как же оценить фильм. И, несмотря на то что фильм понравился, ставлю ему отрицательную оценку. Почему? Попробую объяснить дальше. Не буду детально разбирать отдельные эпизоды и игру актеров. К игре актеров у меня претензий нет, по моему все были органичны и соответствовали сюжетному повествованию (кстати, почитав положительные и отрицательные рецензии, можно увидеть, что по этому счету, мнения прямо противоположенные, т, е. каждый зритель имеет свое собственное мнение на этот вопрос). Расскажу только об эмоциях возникавших на протяжении фильма. Сначала о хорошем. Если абстрагироваться от того, что я знаю об обороне Брестской крепости – фильм очень крепкий, не шедевр, но достойный. Отличная картинка, передаваемая атмосфера, батальные сцены. Картина смогла вызвать живые эмоции сопереживания и участия. Все эпизоды на высоком уровне. Смотрелся на одном дыхании, логически неадекватных действий в фильме не заметил, или во всяком случае при просмотре не бросились в глаза. В рецензиях было мнение, что герои поступали не правильно, но считаю что в таком психоэмоциональном состоянии их ошибки в поведении, и принятии решений вполне допустимы и объяснимы. Особый респект режиссёру за линию персонажа «Кольки». Данный персонаж периодически всплывал, неприкаянно болтаясь, вдали от основной сюжетной линии, вызывая лишь недоумение его присутствием в картине. Но завершение было ювелирное и органично вплетенное в сюжет, все встало на свои места. Еще из плюсов –картина абсолютно без пафоса, кроме того комиссар и особист - обычные люди, героически сражающиеся вместе со всеми, а не отпетые недочеловеки и трусы как это сейчас модно показывать в кино. А теперь о нехорошем. Ну не имеет права этот фильм называться «Брестская крепость»! Главная ошибка режиссера и продюсеров - это название фильма. Вот не упоминай они вообще о Брестской крепости - и всё! Нет отрицательных рецензий! Только гурманы от кинематографа возможно копались в разборах игры актеров и действиях режиссёра. Тема подвига не раскрыта абсолютно! Просто качественно снятый фильм про войну (вместо Брестской крепости подставьте любое название окружённого гарнизона и не почувствуешь разницы). Пусть не стали снимать про отчаянное, уже безысходное сопротивление защитников после 30 июня (так сказать официальное взятие крепости немцами), но которое является неотъемлемой частью общего подвига. Но даже эти восемь дней обороны сняты настолько куцо и поверхностно, что складывается впечатление что ни сценарист ни режиссёр не углублялись в историю, а просто прочитали об этом в Википедии и написали по этим «данным» сценарий (кто не верит посмотрите на 04.08.2011 там тоже ни слова о подвиге и полностью совпадает с версией фильма). Даже расскажи закадровым голосом хронологию событий - уже хорошо, но нет промолчали. Если бы я ничего не знал об обороне «Брестской крепости», то согласно этому фильму все кончилось на четвертый день обороны по их хронометражу, после сброса двухтонной бомбы. Все сдались, все кончилось. Я не буду здесь рассказывать о подвиге совершённом нашими солдатами. Кто не знает прочтите хотя-бы «В списках не значился» или наберите в интернете: Подвиг. Брестская крепость, есть хорошие, интересные сайты. Но господа режиссёры - так делать нельзя! Если не хватило таланта раскрыть тему, не смейте так просто бросаться названиями картин. Вы нивелируете сознательно или бессознательно подвиг наших солдат. Еще хочу заметить, несмотря на хороший бюджет и сравнительно крепкий фильм, нет ни одного момента который можно было бы назвать шедевром. Не удалось по-настоящему передать не только подвиг, но весь ужас и отчаянье войны. А могли бы, при таком бюджете. Надо было только пересмотреть хотя бы наших классиков. Тот же рукопашный бой с пресловутыми табуретками – казалось бы твори! Ан нет, не получилось. Хотя есть примеры - потрясающий эпизод рукопашного боя в фильме «Государственная граница», передающий весь ужас, всю ярость, когда люди перестают быть людьми, ими движет только одно - убить другого, просто чтобы выжить самому. Кстати, тоже начало войны, наши пограничники вступают в бой с переправляющимися через Буг немцами. Сделай уж не лучше, но хотя бы повтори. Еще ненужный эпизод с составом диверсантов, в начале фильма – только для того чтобы ввести персонаж переодетого диверсанта? Но он и так бы понятно смотрелся, плюс есть для пояснений закадровый голос. Затраченное время на этот бессмысленный эпизод можно было потратить на раскрытие темы. Очень хорошо что на данную картину много негативных отзывов, именно в плане претензии к режиссёру, о той фальши, которое несет название фильма по отношению к фактическому материалу раскрываемого (вернее не раскрываемому) картиной. Может быть отношение зрителей отрезвит халтурщиков. Выводы: 1. Фильм смотреть, кто не знает про Брестскую крепость - тому фильм понравится, кто знает у того может вызвать негодование, но повредить уже не сможет. 2 Кто не знает почему оборона Брестской крепости подвиг – читать (только не Википедию), в фильме об этом ни слова Оценки: За фильм на военную тематику 8 За фильм «Брестская крепость» - 0
Фильм «Брестская крепость» я желал посмотреть с самого начала её выхода, но, к моему сожалению, в нашем городе сеансов на неё не было… зато потом, когда мне удалось посмотреть этот замечательный фильм, я был в восторге! Я не хочу рассказывать сюжет, этого всего полно в других рецензиях, мне хотелось бы предать мои чувства при просмотре этого фильма… Когда начинается фильм я вижу такую мирную и прекрасную жизнь, лето, люди радуются, танцуют, в общем - живут… а затем начинается война, становится страшно, везде взрываются снаряды, везде стрельба. Людей, вечером танцевавших вальс, утром немцы расстреливали из пулемёта – «контраст» между мирной жизнью и войной очевиден, и я очень благодарен создателям фильма, так как иные фильмы о войне порой не настолько трогательны, в них нет подобного контраста… При просмотре этого фильма у меня невольно возникла мысль: «А что, если бы я оказался 22 июня в той крепости?» - бежал, стрелял, спасал, паниковал? Не знаю… Вот этим и отличается «Брестская крепость» от других подобных фильмов, в ней есть над чем задуматься, создатели делали фильм не для того, чтобы все поглазели на него, отдав деньги, а чтобы все подумали и вспомнили героев своего Отечества. Смотря эту картину, я ловил себя на мысли, что все мои проблемы и тревоги такие мелочные, такие неважные по сравнению с проблемами героев фильма, вот, как воздействовал на меня данный фильм. В киноленте заложена просто взрывная энергия, фильм как будто «живой», во многом благодаря, не побоюсь этого слова, гениальной игре актёров. Все выложились на полную, никто не ленился, все знали, что фильм на священную, для нашего и многих других народов, тему, бессмысленно перечислять всех актёров, которые так гениально сыграли, ибо даже второстепенные роли были сыграны великолепно. Музыка добавляла драматизма в сложившуюся в фильме ситуацию, и вот недавно, услышав вальс «На сопках Маньчжурии» я невольно вспомнил фильм «Брестская крепость». P.S.: Вот, что такое Великий фильм о Великой войне, он въелся мне в память навсегда, спасибо создателям, это – шедевр, друзья мои. Очень жаль, что многие мои ровестники даже не слышали об этой картине. 10 из 10
Сразу хочу сказать, что я с трепетом отношусь в Великой Отечественной Войне. Проще говоря, тема ВОВ волнует меня не по-детски. Я болезненно реагируют на неуважение людей к ветеранам, мне больно признавать нелицеприятную правду об ЭТОЙ войне, но и абстрагироваться от нее не могу. Словом, во мне уживаются две сущности – историка и патриота. Я ждала фильм ”Брестская крепость” с того момента, как увидела трейлер. Я решила на него сходить в кинотеатр и осуществила задуманное. Я уселась в самый дальний уголок зала, что бы дать себе возможность поплакать вволю. Первые двадцать минут рассказывают о мирной жизни крепости. Идеализированная картинка даже слегка напрягает. Веселье и счастье царит кругом, светит солнце, люди беззаботно танцуют под музыку оркестра, солдаты устроили нечто вроде кружка самодеятельности. Главные герои весьма шаблонны и не очень интересны: тут и дружная семья с немного грубоватым, но любящим отцом, два светленьких брата ангельской наружности и сущности, недалекий развозчик фильмов и такая же недалекая смазливенькая продавщица, не многословный и мудрый комиссар. Когда на экране появились несколько слов и цифр – «22 июня 1941 года. 03.58», у меня замерло сердце. Дело не в мастерстве режиссера, а в самих этих нескольких страшных словах и цифрах, а точнее, в том ужасе, с которым они навсегда связаны. Далее почти два часа, собственно, показана война, ее первые, страшные часы. Как эти страшные, полные грохота и крови часы, складываются в сутки, и ужасу нет конца. И зритель знает, что ужасу не будет конца почти четыре года, что впереди миллионы пленных советских солдат, и ошибки командования, и сожженные деревни вместе с жителями, и блокада Ленинграда. Поразило меня то обстоятельство, что фильм весьма слабо прошел в прокате – всего неполных 5 000 000 долларов. Удивительно то, что какой то фильм про очкастого мальчика с волшебной палочкой «Гарри Поттер» 2010 года обобрал российских зрителей на 25 000 000 долларов. Что ж, если самих россиян не волнует их история, пусть следят за приключениями английских детей. Мне трудно оценивать этот фильм, потому что мне трудно разделить художественную и идеологическую составляющие. Возможно, это не объективно, но из-за самой темы фильма, я ставлю ему 8 из 10
Пожалуй, нет в России ни одной семьи, которой тем или иным образом не коснулась бы Великая Отечественная война. Мой дед тоже воевал. И в отличие от миллионов своих сверстников он вернулся домой. А они остались там. Остались навсегда. Вечно живые. Вечно молодые. Он считал это несправедливостью. Мой дедушка не любил рассказывать о войне и смотреть фильмы о войне (он говорил, что в них показывают сказки). Я думаю, у него было на это право, потому что он сам был непосредственным участником тех событий. Правда, что касается книг о той страшной войне, то читал он много, но отнюдь не все написанное ему нравилось. Из писателей очень уважал Константина Симонова. Фильм «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости, поставленный по его сценарию, всегда смотрел молча. На мой взгляд, оборона Брестской крепости – одна из ярких и тяжелых страниц истории не только нашей страны, но и всей Второй мировой войны. Нам, потомкам, рожденным уже в мирное время трудно понять и объективно оценить случившееся в июне 1941 года. А людей, которые могли бы из первых уст рассказать нам правду о тех роковых днях, с каждым годом становится все меньше… Поэтому хочется, в первую очередь, выразить благодарность создателям нового фильма «Брестская крепость» за попытку запечатлеть в нашей памяти картину начала войны. Картину страшную и кровавую. Тем более, что режиссер фильма Александр Котт – совсем еще молодой человек, не видевший ужасов тех далеких лет. Так уж получилось, что я, как и мой дед, довольно критически отношусь к кино о войне. Иногда, начиная просмотр очередного «боевика» или «комедии» на эту тему, нервы не выдерживают, и я выключаю телевизор, так и не досмотрев фильм до конца. Понятно, что далеко не все современные военные исторические картины отличаются высокой художественностью и правдивостью. Но это еще можно простить. Бывает просто и смотреть-то нечего – полностью отсутствует какой-нибудь внятный сюжет, либо он настолько надуман, что теряется всякий смысл наблюдать за ним в течение двух часов. Короче, драматургия хромает. Были большие сомнения насчет фильма «Брестская крепость» – смотреть или не смотреть… И я не пожалела о том, что посмотрела. Он оказался одним из тех фильмов, которые проникают глубоко в душу и задевают за живое. Нам, в отличие от французов, которые без боя сдали фашистам Париж летом 1940 года, есть о чем рассказать и что показать. Отдельное спасибо актерскому ансамблю, который, по-моему, отлично справился с поставленными перед ним задачами. Можно было бы много написать о каждом актере и сыгранной им роли, но, боюсь, не хватит места. Да и этого все равно будет мало. Одно скажу: в глазах до сих пор стоят бойцы Красной армии и их командиры, защищавшие крепость от фашистских захватчиков… Никому из нас сегодня не нужно долго объяснять, что случилось в Брестской крепости ранним утром 22 июня 1941 года. Само словосочетание «Брестская крепость» вызывает в нашей памяти вполне конкретные ассоциации. Это уже, наверное, на уровне генетической памяти. И немалая заслуга в том принадлежит отечественному кинематографу. Поэтому, безусловно, такие фильмы нужны. Ведь время течет неумолимо, и на смену участникам и свидетелям той страшной войны приходят новые поколения, которые должны знать и помнить о ней. Сейчас, по прошествии 70 лет с момента начала Великой Отечественной войны, когда многие исторические факты, неизвестные ранее, рассекретили и предали гласности, это особенно актуально. Даже страшно себе представить, что случилось бы с нашей страной, с нашими дедушками и бабушками, с нашими родителями, если бы мы не победили в войне с фашизмом. Не говорю уже о том, что сам факт нашего существования оказался бы под большим сомнением. Но самого ужасного, слава Богу, не произошло. В том числе благодаря беспримерному мужеству и самопожертвованию защитников героической Брестской крепости. Ведь гитлеровцы рассчитывали на молниеносную войну и быструю победу, как в Европе, только они сильно просчитались. Брестская крепость, один из первых рубежей обороны, продержалась целый месяц, хотя взять ее планировалось всего за несколько дней, ведь у немцев уже был положительный опыт по штурму этой самой крепости в сентябре 1939 года (только тогда она располагалась на территории Польши и защищали ее польские войска – факт, кстати, малоизвестный). За то время, пока гарнизон крепости держал оборону, фашисты продвинулись вглубь нашей страны местами уже до 600 км. Но о подвиге советских солдат – защитников крепости, впервые стало известно только в феврале 1942 года из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск Именно битва за крепость стала началом конца планов немецкого командования на молниеносную войну. В первые же дни войны «Блицкриг» провалился. Одна из надписей в крепости, оставленная 20 июля 1941 года, гласит: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа… 10 из 10
Ожидания от фильма были грандиозные - уж больно яркая и драматическая тема, рядом с которой блекнет любой Перл-Харбор. Слова 'Брестская крепость' всегда будут ассоциироваться с такими словами как мужество, героизм, сопротивление. И конечно была надежда на историческую правду - уж почти за 70 лет можно было разобраться в архивах и воссоздать картину событий во всех деталях. Ничего этого на экране увидеть не удалось. Сопротивление? На протяжении всего фильма мы видим как дезорганизованные немногочисленные защитники крепости с выражением испуга и растерянности на лицах пытаются хоть как- то обороняться. Один из командиров - тот самый легендарный майор Гаврилов - даже не знает, что в крепости есть артиллерия. А ведь на самом деле оборона была превосходно организована - как признавали сами немцы в своих донесениях командованию, '... сюда нельзя было подступиться... Оставалось только голодом и жаждой вынудить русских сдаться в плен'. По воспоминаниям самого Гаврилова, помимо противотанковых пушек в крепости были и зенитные орудия, которые уничтожили как минимум три немецких самолета. Вам не кажется, что фильм снят про какую-то другую крепость? При этом авторы претендуют на 'документальную точность'. Если попытаться сформулировать, о чем этот фильм, то получится примерно так - жестокие немцы разрушили и захватили крепость, гарнизон которой не был готов к нападению, хотя все знали, что война скоро начнется. Никакой идеи и морали за этим нет. Ключевой момент этой драмы, который режиссер не смог представить на экране, состоит в проблеме выбора, который стоял перед защитниками крепости - сдаться в плен или продолжить сопротивление, зная, что они находятся в глубоком тылу и помощи не будет. Собрание, на котором бойцы решали, что же они выбирают, в фильме показано мимоходом. И совсем непонятно, почему не показано, что уже после взятия крепости оставались разрозненные очаги сопротивления. Фильм 'Брестская крепость' еще раз подтвердил - нельзя доверять современным российским режиссерам масштабные 'полотна'. Может быть, дело не в самих режиссерах, а в тех условиях, в которых им приходится работать? Денег не дают на полноценный фильм? Или всё-таки чего-то другого не хватает?
'Брестская крепость' - один из лучших фильмов про ВОВ, это наш ответ американскому кинематографу с их 'Спасти рядового райана' и 'Пёрл Харбор'. Американские фильмы конечно хороши, но всё то что касается второй мировой войны, здесь нам равных нет, мы здесь победители как и во всей этой войне. Этот фильм должны посмотреть не только в России, Белоруссии, и других странах содружества, но и во всём мире. Чтобы все знали какой подвиг совершил наш народ, для будущего поколения всего мира. Сейчас некоторые деятели пытаются переписать историю, сносят памятники русскому солдату, прославляют разного рода фашистких пособников, таких как степан бандера. Это просто возмутительно, это кощунство! Ведь все кто сражался тогда, сражались за будущее поколение, шли вперёд с девизом: Отдать жизнь, чтобы другие жили. В том числе и за тех, кто эту историю переписывает, пытается этого не признавать сейчас. Защитников нашей Родины мы не дадим забыть. В этой картине мы видем первые дни, начало этой кровопролитной войны. Фашисты застали нас врасплох, наши войска и народ понёс большие, невосполнимые потери. Врасплох застали и зашитников Бресткой крепости. Немцы взяли их в кольцо. Отступать некуда, помощи нет, продовольствия, воды и медикаментов нет. Вот в такой ситуаций оказались наши люди. Но сильные духом, и веру в победу, советский солдат будет сражаться до последней капли крови, ведь все они герои. Их подвиг, как и всю победу, будут помнить в веках, и благодарное поколение никогда не предаст их забвению. Считаю фильм получился просто замечательный. Отличные сцены военных баталии и сражений, массовость и грандиозность происходящего на экране, и отменная актёрская игра, сделали это кинопроизведение одним из лучших в своём жанре. От себя хочу поздравить всех ветеранов с наступающим праздником 9 мая, с праздником Победы. И пожелать им крепкого здоровья, а тех кого уже нет с нами, мы вас помним, вы в нашей памяти и сердцах. С праздником дорогие защитники Родины!
Очень не просто говорить о войне… Непросто подобрать слова, которые бы в полной мере выразили мысли и эмоции, связанные с этим коротким и страшным понятием… Понятием, которое для нашей страны стало символом чего-то большего, чем смерть, боль, скорбь, ужас, ненависть… Война. Великая Отечественная Война. Как много написано, снято, сказано о ней. Какой огромный пласт горя и ужаса, доблести и славы вмещают в себя эти 4 года! Сколько миллионов уничтоженных жизней и загубленных судеб хранят в себе 1417 дней! Кажется, нет ни одной семьи, которой бы не коснулась эта Война: у кого-то погиб брат, у кого-то дед… Не вернулась с фронта мать, пропал без вести друг… В нашей с вами стране о Войне написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов, опубликовано множество документов, известны сегодня имена героев и злодеев тех страшных лет. Каждый год мы отмечаем День Победы, чтим наших ветеранов, приходим поклониться Неизвестному солдату… Казалось бы, что Память всегда будет с нами и мы ни за что не забудем уроки тех лет. В это хотят верить многие, но только факты говорят об обратном: тут и там неонацизм набирает силу, никогда не видевшая реальную свастику молодежь с интересом читает «Майн Кампф», итоги Второй Мировой с рвением пересматриваются… В толстенных научных трудах псевдоисторики преуменьшают роль концентрационных лагерей и пангерманизма, философствуют о роли национал-социализма, называют победителем кого угодно, но только не советский народ… Вот поэтому таким важным и нужным является появление фильма подобному «Брестской крепости» Александра Котта! Некоторые критики любят рассуждать о том, что фильмы о войне автоматически вызывают положительный отклик и настраивают зрителей на нужный лад, мол, такова тема! Но «Брестская крепость», в очередной раз, доказывает обратное: о каком автоматизме восприятия может идти речь, когда пред нами «запечатленное время», настоящее художественное полотно? Фильм о невероятном мужестве, о людях, которым одним из первых выпало встретить страшное июньское утро 41го года, о солдатах, которые «умирали, но не сдавались». Александр Котт сумел снять кино невероятной силы, в нем нет ничего лишнего, пафосного, наносного… Избежав бравады и цитатности, режиссер Котт и «оператор года» Владимира Башта демонстрируют подлинное искусство, которого от наших современных лент, к сожалению, не всегда ждешь. Конечно, сидя дома перед экраном в уютном кресле легко рассуждать о таких непростых вещах… Только вот после просмотра встаешь с этого кресла немного другим человеком! Потрясающее погружение в атмосферу и быт, сопереживание и эмоциональность, каждый метр крепости-героя практически осязаем – вот какое впечатление оставляет эта лента! Совершенно с другой стороны для меня открылись актеры Павел Деревянко и Андрей Мерзликин, замечателен в роли Саньки Акимова Алексей Копашов. Вообще, «Брестской крепости» очень повезло с актерами, которые сливаются со своими персонажами, не допуская ни капли халтуры или фальши. Радует, что после выхода на экраны, «Брестская крепость» вызвала такой положительный резонанс, собрала ряд престижных наград и призов. Память о прошлом… Память о Войне… Память о людях… Достаточно ли этого сегодня – просто помнить? Я думаю, что начинать надо всегда с малого. Время все расставит на свои места: уйдут в прошлое фальшивые идеалы и провокаторы историки, сгинут лозунги неонацистов… А вот имена героев и злодеев той Войны останутся… Как останутся пожелтевшие письма и фотографии с фронта, обгоревшие знамена и братские могилы, гнетущая тишина Дахау, Освенцима, Бухенвальда, первая кровь Брестской крепости и слава Народа – победителя… 10 из 10