Брестская крепость: отзывы и рeцензии

Nobody32
Nobody3226 апреля 2012 в 18:48
Перехваленный исторический фильм о великом подвиге

В предверии майских праздников, мне захотелось посмотреть какой - нибудь современный российский фильм про Великую войну. Взгляд пал на 'Брестскую крепость'. Рейтинг у фильма высокий, подавляющее количество рецензий положительны. Лучше варианта в моем случае и представить тяжело. После просмотра я понял, что лучше бы я пересмотрел советскую классику... Военный оркестр исполняет знакомые мелодии, парочки танцуют, офицер фотографируется с семьей, а дети весело кушают мороженое... Не хватает только вывески 'мирная жизнь'. Штампы новейшего российского военного кино представлены во всей красе, и по очереди демонстрируют нам скудность идей сценаристов и режиссера фильма. Выглядит это довольно отталкивающе, если не сказать 'пошло'. То же самое и с боевыми сценами, из бестолковой череды которых и состоит 'Брестская крепость'. Выполнены они натуралистично, с грязью, кровью, потом, оторванными конечностями, но эти самые конечности выглядят как бутафория, взятая из ужастиков 'класса - Б'. Также поражает с какой тщательной кинематографичностью расположены трупы, части тел и искореженная техника. Такое ощущение, что перед смертью люди специально легли так, чтобы смотреться красивее на большом экране. Если уж создатели настроились на реалистичность, то здесь они явно просчитались. Попахивает все это явной 'показухой'... Но все эти минусы можно было простить Александру Котту, если бы он рассказал внятную и вменяемую историю обороны. За исключением убедительной и яркой паники после обстрела, похвастаться в этом плане создателем нечем. Александр Котт и все остальные совершенно непонятно передают суть, и в целом хронологию событий. Если не знаешь, как все было на самом деле (а я не думаю, что у многих есть четкие представления об этом), вникнуть в происходящее довольно сложно, и остается ощущение беспорядочного мельтешения героев. Тем более, Котт вообразил себя Спилбергом, используя его манеру вести боевые действия, которую Стивен продемонстрировал нам в своем фильме про Райана. От этого ощущение, что всего происходящего на экране не было - только усиливается. К тому же фильм еще неимоверно затянут... Кого хочется похвалить, так это актеров. Они справились со своей задачей неплохо, являясь 'светлым пятном' фильма. Временами проскальзывает трогательный драматизм, но он меркнет среди минусов фильма. В итоге получился пафосный, неискренний, фальшивый и просто проходной фильм, снятый по заказу, имеющий в своей 'копилке' пару плюсов, которые, тем не менее, растворяются в болоте скудности данной картины. Подвиг героев Брестской крепости стоит помнить вечно, а фильм забыть навсегда... 5 из 10

Horseofhell
Horseofhell15 ноября 2011 в 02:37

Очень сильный фильм про войну, не лишённый, к сожалению, недостатков. Фильм повествует о первых днях войны и героической обороне Брестской крепости. Максимально честно и жёстко нам показана сумятица, паника, расслабленность советских войск перед войной, а также героизм, сила духа и воли защитников родины после её начала. Фильм сильный. Фильм хороший. Я бы даже сказал, что это один из лучших современных фильмов о войне. Не самый лучший, конечно (переплюнуть 'Свои' ещё не скоро кто-то сможет), но гораздо сильнее довольно средненьких вторых 'Утомлённых солнцем'. Всё, что в этом фильме есть хорошего можно охарактеризовать одним словом - постановка. Режиссёр отлично понимал, что он снимал, для кого он снимает и почему. 'Брестская крепость' - это цельное полотно, единственная цель которого: 'Чтобы помнили'. С патриотизмом режиссёр не пережал, лишь в конце немного позволил себе лишнего (не понравился эпизод с гармонистом), но это было вполне оправдано. Теперь о недостатках, которые в фильме всё таки есть. Самый главный недостаток - это какое-то магическое бессмертие и везение главного героя 10-летнего Сашки Акимова. Я понимаю, что это такая кинематографическая условность. Но условность должна быть условной, а здесь этот момент стоит во главе угла. Весь фильм это откровенно раздражало и вызывало невольные и такие неуместные аналогии с Брюсом Уиллисом. Паренёк запросто шастал туда-сюда, из крепости и обратно в крепость. Пули его не брали, бомбы тоже, хотя ну откровенно же на рожон лез. Зря это. Второе - это актёрская игра. Я бы не сказал, что это прямо такой большой минус, скорее это отсутствие плюсов там, где они очень сильно ожидались. Кого мы здесь имеем? Четыре основных персонажа: паренёк Сашка (Алексей Копашов), ком. полка Гаврилов (Александр Коршунов), комиссар Фомин (Павел Деревянко) и начальник погран. заставы Кижеватый (Андрей Мерзликин). Сильно понравился мне только Деревянко. Он сыграл просто отлично. Впрочем он это умеет и никакие 'Гитлер Капуты' у него этого не отнимут. А вот к остальным трём героям много вопросов. И если Алексей Копашов - дебютант большого кинематографа и у него ещё всё впереди, то два других актёра недотянули. Александр Коршунов временами откровенно переигрывал и переусердствовал с ура-патриотизмом. А Андрей Мерзликин иногда откровенно недоигрывал, я ему просто не верил. Ах, как бы заиграл фильм будь на их местах, например, Гармаш и Миронов. Это была бы просто феерия. А так, хорошо, добротно, но не сильно. Но это всё частности. Фильм то, действительно, очень хороший, и обязателен для просмотра. Я бы его даже в школах специально показывал в рамках военного образования. С другой стороны, много ли вы видели плохих фильмов о войне? Обычно за такую тему берутся только те люди, которые уверены в своих силах. 8 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск15 мая 2011 в 07:21
В поисках потерянного подвига

Была поставлена непростая задача. Режиссер, собрав соратников, объявил, что попов и «урок», спасающих отечество, вопреки Красной Армии, путающейся у них под ногами, в их фильме не будет. Что художественный прием этот, несмотря на всю свою правдивость и очевидные достоинства, встретил необъяснимое неприятие у русского зрителя и что пока природа этого феномена не будет до конца изучена, придется от этого приема воздержаться. Все, повесив носы, разошлись. Режиссер, сохраняя внешнюю бодрость, однако тоже приуныл. «Шутка-ли, снять кино о войне без «урок» и попов. Понадобятся ходы…». За дерзновение - плюс! Там, где с землею обгорелой Слился, как дым, небесный свод. Там, в беззаботности веселой, Безумье жалкое живет. С первых минут зрителя погружают в атмосферу приграничного гарнизона. Лето, оркестр, парочки, сладости, кино – одним словом, все «срывают цветы удовольствия». Ни один рядовой, несущий службу, не портит своим угрюмым видом картины. Лишь раз мелькнут на заднем плане солдатики чистящие пушку, но, по-видимому, один из них просто обронил в ствол леденец и попросил своих друзей помочь ему достать его. Командир, побранившись, что при нападении они окажутся в котле, не делает никаких распоряжений о предосторожностях, строго придерживаясь принципа кокоток: «Давайте петь, плясать и веселиться. Ведь жизнь так коротка». Юный трубач не спит после отбоя и утром убегает на речку, нисколько не тяготясь своим званием военнообязанного, о котором он не раз с гордостью вспомнит в дальнейшем. Немецкий шпион, переодетый в форму советского офицера, ночью беспрепятственно заходит на территорию крепости, и печально шатается в темноте, с тоской вспоминая впустую потраченное на тренировки и создание легенды время. Впрочем, почему бы военным и не отдохнуть, ведь день, если я не ошибаюсь, был воскресный, а серьезные опасения питать запрещалось. И не беда, что последовавшее истребление защитников крепости, после всего увиденного, выглядит вполне заслуженной ими карой за то, что они «лето красное пропели». Необходимость оттенить вероломность и жестокость нападения, потребовала пасторальной картины, которая впоследствии будет грубо растоптана немецким сапогом с квадратными гвоздиками. И не будь горящая детская площадка уже показана в Терминаторе-2, режиссер, несомненно, поместил бы карусель в центр плаца. Плюс! Впрочем, невнятный эпизод с неудавшимся отпуском смотрелся как пятно на обоях. Дальнейшее все прояснило. Дело в том, что Деревянко полностью оправдывал свою фамилию, как и большинство участвующих актеров. В кадре, все они боялись появления мимических морщин больше, чем смерти. «Оттенить!», - решил автор. Для этого был приглашен вышибала из «Яиц судьбы». На усиление ему была придана выпускница Ералаша. И, наконец, к оттенению Деревянко был привлечен даже сам Деревянко, отвратительно отыграв ту самую сцену с неудавшимся отпуском. Актерские работы это не спасло, но изобретательная попытка была сделана. Плюс! Он встал под дерево и ждет И вдруг грахнул гром! Летит ужасный Бармаглот И пылкает огнем. И сразу же еще одна замечательная задумка режиссера. После созерцания такой жизни приграничного гарнизона, совершенно очевидно, что захватчики могли придти ночью и без единого выстрела взять всех тепленькими. Однако гитлеровцы начинают нападение с громкой бомбежки. «Глупые немцы!», - справедливо заключает зритель и понимает, что, чем бы ни кончилась эта битва, судьба захватчиков предрешена. Столь важный штрих, столь малыми средствами – виват режиссеру и плюс! Дальше не так радужно. Время идет, и как не крути нужно показывать подвиг, а кто сейчас знает, как он выглядит. Режиссер находится: «Оттенить! Немногие, кому положено быть героями, посидят в подвалах, а остальные будут проявлять малодушие и трусость». Надоевший, но зарекомендовавший себя прием. Плюс! Утром на крепость налетает волна самолетов и начинает перепахивать внутренний дворик. Несмотря на грохот, гарнизон продолжает спать, пока, одна из бомб не влетает в казарму и не обрушивает стену. Все вскакивают и начинают метаться. Показ героизма откладывается. Далее - воскресный сон мясника. Толпа бросается к воротам крепости для того, чтобы покинуть это ужасное место. За воротами их уже ждет вражеский пулеметный расчет, который начинает укладывать людей десятками. Гора трупов растет, ворота уже доверху забиты мертвыми телами, но задние продолжают весело напирать. Сцена целиком содрана с репортажей о давках на рождественских распродажах, с тем же количеством драматизма, но sic!, говорим только о плюсах. Показ героизма откладывается. Счет убитых табуретами немцев растет, но режиссер продолжает оттенять. Защитники крепости вязанками сдаются в плен, назначенные герои с тоской смотрят им вслед. По крепости прокатывается волна самоубийств. Военврач, вытащив из бойца огромную недеформированную пулю (надо пояснить, что защитники крепости с первого дня начали испытывать нехватку питьевой воды, и видимо от жажды их тела стали крепкими и узловатыми как карельская береза, что не позволяло пулям глубоко проникать в их плоть, однако, то, что перед съемкой этого драматического эпизода с пули была снята гильза, говорит о некотором знании режиссером военного дела, плюс!) и, увидев, что масса женщин и солдат безучастно сидит у стены, не желая помочь ему в его нелегком деле, заходит за угол и стреляется. Показ героизма откладывается. Дальше и рассказывать нечего. Деревянко с первых часов нападения призывает прекратить панику и соблюдать дисциплину - все должны выполнять его приказы, а поскольку он ничего не приказывает, то и никто ничего не делает. Поэтому при изобилии уставших, но сравнительно невредимых бойцов, вызывать по рации подмогу продолжает боец с простреленной головой. Деревянко ходит около, и третий день обдумывает свой первый приказ. Остальные сидят вдоль стен и боятся. Щепоть дурно поставленных контратак не в счет. Показ героизма откладывается. И спрыгнул всадник молодой С коня, что загнан без пощады, И карабин отбросил свой, Так и не свершивший то, что надо. Увы! Когда режиссер был уже готов приступить к демонстрации героизма, экранное время закончилось. В итоге не успев показать ничего кроме идиотизма, малодушия и трусости автор скомкал повествование, сдав в плен оставшихся бойцов и уже закадровым голосом сообщил зрителю, что, несмотря на все увиденное, подвиг имел место быть. За смелое признание своего творческого бессилия - плюс! Показ героизма отложен. Мораль. Проста и известна даже детям – для того, чтобы сделать настоящий крабсбургер, недостаточно иметь гору горелого мяса, реку кроваво-красного кетчупа и две пресные булочки (киномеханик и его возлюбленная), а нужен еще и секретный ингредиент! Итого 7 плюсов, если перевести в баллы, то получится 0 без какой-то малости.

Wolf2332
Wolf233218 января 2011 в 19:35
«Скажи-ка,дядя, ведь недаром…?.»

Не даром. Не даром далась русскому народу победа в Великой Отечественной Войне. Не даром русский народ славиться своей отвагой и самоотверженностью. Не даром мы чтим и помним ветеранов войны. И не даром фильм «Брестская крепость» так полюбилась нам с вами. Все это я веду к тому, чтобы вы поняли и ощутили всю значимость этого фильма. И это важно именно сейчас. Хороших фильмов о Великой Войне не снимали очень давно. А это очень и очень плохо. Так как любой уважающий себя гражданин России должен знать свою историю и чтить подвиги предков. Тем более это действительно были настоящие подвиги истинных героев. Тут, для увеличения эффекта от моих слов, приведу строчки из известной рэп-композиции : «Не забывай свои корни, помни : есть вещи на порядок выше…» И действительно есть вещи на порядок выше. И эти вещи нам и показывают в фильме. В самом начале проходит некое знакомство с основными героями фильма. И тут, кстати, большая заслуга актеров и режиссера, потому как им удалось показать почти реальность. Объясняю: первое впечатление о людях, практически всегда верное. А впечатление о каждом из героев создается свое, особое. И это впечатление нас не подведет. Во взгляде каждого из командиров видна решимость, видно мужество, видно то, что эти люди не отступятся просто так. В Сашке Акимове чувствуется, не смотря на его маленький возраст, огромный внутренний стержень. И это внутренняя духовная сила в последствии поможет ему. Вообще все актеры в фильме играют свои роли превосходно. А такое редко бывает в российском кинематографе. Редко, но метко. «Я умираю, но не сдаюсь!» Что несет в себе фильм о войне? Историческую значимость? Конечно. Воспитание патриотизма? Безусловно. Но важнее всего то, что любой фильм о войне несет в себе некий показатель. Показатель о незначительности одной человеческой жизни. Точной цифры погибших и пропавших безвести человек, но цифра эта исчисляется миллионами людских жизней. Вдумайтесь…А ведь это были чьи-то дети, мужья, братья, дочери, матери… И некоторые хотели жить долго и счастливо, но война застала их неожиданно. Как и обитателей «Брестской крепости». Неожиданная атака немцев, ночная бомбардировка, полная неразбериха, хаос, разрушения, смерть…В первый день войны «Брестская крепость» приняла на себя чудовищный удар фашистских войск. Но наши солдаты смогли найти в себе силы дать отпор. Сражаться. Сражаться до самого конца. Прекрасная постановка сцен боев, великолепная работа оператора, хорошие спецэффекты. Все это есть в фильме. То есть и с технической стороны фильм очень и очень хорош. Часто бывает, особенно в нашей стране, что действительно хорошие идеи, губит жуткое воплощение. В «Брестской крепости» с воплощением все в порядке. Фильм зрелищный и отлично смориться. Говоря о значимости фильма снова возвращаюсь к тому, что вообще несут в себе военные фильмы. В конце концов, человек, посмотревший «Брестскую крепость», пополнит свою голову новыми знаниями об истории. Ну и, конечно, очень немаловажно то, что есть вещи, которые объединяют весь народ. Одна из таких вещей- это война. Страшная война. Беспощадная война. Но она помогает почувствовать силу своего народа. Его единство. И сейчас нам очень важно вспомнить об этом единстве. Сейчас очень важно сплотиться, понять, что каждый из нас не одинок. У нас есть великая история. У нас есть великие события. У нас есть великие герои. Великие герои…Наши деды. Посмотрите в их лица. Ведь с каждым годом ветеранов становиться все меньше. При любой возможности, просто скажите им спасибо. Простое, человеческое спасибо. Это самая маленькая плата, какую мы можем заплатить за то, что они сделали для нас. Начиная с «Брестской крепости» и заканчивая Берлином наши деды воевали за нас. За наше с вами будущее. И этот фильм мы должны посмотреть просто потому, что там показаны те люди, которые отдали свои жизни за то, чтобы жили мы с вами. Воевали до конца. До последней капли крови…Они умирали, но не сдавались!

pasha071
pasha07118 января 2011 в 16:39
Подвигу народа жить в веках…

«Подвигу народа жить в веках» — именно такие слова украшали музей Великой Отечественной войны в Минске (до недавней реконструкции). Но как бы правильно и красиво не звучали эти слова, с годами вспоминаем мы о тех событиях всё реже и реже. В основном, в дни государственных праздников. Для молодого поколения оборона Брестской крепости(как и другие Великие подвиги 40-ых годов), как и фамилии героев — Фомин, Кижеватов, Гаврилов, всё чаще становятся всего лишь необходимым знанием для экзамена по истории. И вот именно такие фильмы дают нам возможность осознать, прочувствовать, что война это не просто набор сухих фактов, дат и фамилий героев. Благодаря таким фильмам мы получаем недостающие эмоции, переживания, впечатления — необходимые для полного понимания событий тех ужасных лет; необходимые для того, чтобы «подвигу народа жить в веках», ведь чувства — это самое яркое, что остаётся в нашей памяти и сердцах. После просмотра таких фильмов наше книжное, черно-белое представление о войне становится стопроцентно цветным (3D-шным, если следовать веяниям времени). И то, что, к сожалению, в последние годы такие фильмы почти не снимаются, делают «Брестскую крепость» уникальным и бесценным проектом. И, что немаловажно, профессиональным проектом в плане работы актёров, режиссёров, композиторов, операторов и т.п. Если и есть какие-то мелкие неточности, шероховатости, заметные профессионалам(а не тем, кто родился спустя 50 лет после описанных событиях и рассказывает как всё было на самом деле), то общей картины они точно не портят, ведь главное в этом фильме, для меня по крайней мере, не красивая картинка и сюжет, а чувства и эмоции, которые складываются именно благодаря картинке и сюжету. Но обо всех этих чисто киношных областях хочется говорить только во второю очередь, в первую очередь — это фильм о войне, и о подвиге наших прадедов. Главное чувство, которое я ощутил во время просмотра этого фильма, — страх. Мне было страшно от того, что это всё было на самом деле(хотя нет, в реальности всё было намного ужаснее), и было не по себе от того, что всё происходило с людьми и все эти ужасы делали тоже люди… А то, что мы не разучились сопереживать героям таких фильмов, радует и говорит о том, что наше общество не такое потерянное, как рисуется зачастую на ТВ. Низкий поклон создателям фильма за их труд. 10 из 10

Никита Красовский - 7220
Никита Красовский - 722015 июня 2021 в 12:51
Герои духа… Военно-историческая трагедия

История крепости была явлена людям с перерывом — до появления в советских книжных магазинах нашумевшей книги Смирнова считалось, что эпизод первых месяцев войны не достоин описания, ибо… Ибо что? Битва не выиграна, а остатки гарнизона попали в плен? Бередящий факт: если одни в Бресте смогли, то почему другие драпали аж до Москвы и Кавказа, пока не упёрлись? Это очень неудобные вопросы... По мнению специалистов, «Смирнов своей книгой первым поставил под сомнение утвердившуюся презумпцию виновности военнопленных, первым отважился двинуться через это минное поле». Его настойчивость помогла родиться в СССР мощному поисковому движению, усилила процесс возвращения обществу имён героев и заполнения пустот в нашей истории. А сегодняшние поисковики действуют, продолжая дело, у истоков которого стоял этот писатель и общественный деятель. Всё начиналось с очерка «Брестская крепость», напечатанного в 1957 году Военным издательством, и книги «В поисках героев Брестской крепости», выпущенной тогда же издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». А через 53 года появился фильм Александра Котта. В сюжете последние часы предвоенного мира и первые недели войны. Часто всё видим глазами мальчишки из музыкального взвода. В фильме есть детальная реконструкция изученных реальных эпизодов и правда о судьбе участников, есть уместная доля домыслов и вариантов, основанных на воспоминаниях очевидцев. Всё вместе даёт основание считать этот замечательный фильм и реконструкцией, и художественным произведением по мотивам реальных событий, и нет тут противоречий — проверенные факты так сочетаются с обобщениями и вымыслом, что фильм можно считать честным кинопамятником героям. Вот боевиком считать его не хочется. Военная драма? Да. Трагедия? Есть такое чувство. Фильм можно было бы считать венно-исторической трагедией. Есть же в фильме и суровая серьёзность, есть обострённое изображение действительности и даже сгусток внутренних противоречий есть. И ещё ясно ощущается, что фильм вскрывает глубокие конфликты реального мира в такой насыщенной и напряжённой форме, что она воспринимается как художественный символ. Но это же описание именно трагедии — классика со времён древнегреческих представлений. После фильма нельзя не ощутить эффекта появления или обострения культурной идентичности и исторической преемственности — это тоже один из признаков трагедии. Так пусть и будет. Фильм очень хорош. Военные эпизоды сделаны отлично, но это не боевик. Это военно-историческая трагедия. Если на сеансе текут слёзы у суровых мужиков, это не случайно. 9 из 10

ОЧЕНЬДЖА
ОЧЕНЬДЖА18 октября 2015 в 06:07
Крепость и слабость «Брестской крепости»

Жила-была цветущая и могучая Империя Добряков. Жили они простой, абсолютно негламурной жизнью. Но было в этой жизни много радости, света, доброты. И тяги к искусству. Просто повальное. И все жители этой Империи были добрыми, душевными, отзывчивыми. Зло здесь было совсем нестрашное, а беды – пустяшные. А потому Добряки стали нереально беззаботными. Настолько беззаботными, что не напасть на них должен был только ленивый. Вот так выглядит картинка в начале фильма. Возможно, я сгустил краски. Но сцена, когда «особист» допрашивает майора-«паникера», допрашивает, чуть ли не стесняясь, смущаясь своей работы – просто нереальна! Ведь ему «разработанный» майор обеспечит дополнительные ромбы на рукав и карьерный рост. А он помогает ему, подсказывает как «отмазаться» от обвинений! Другой пример: офицер, который уже во время боевых действий запрещает своему бойцу стрелять в красноармейцев, которые открыто идут сдаваться в плен… Нет, это просто апогей гуманизма из совершенно другой эпохи. Ничего кроме огульного восхваления «своих» в этих сценах нет. Так что – Империя Добряков. А ощущение «Могучей Империи» в первые полчаса создается очень сильное. Уверен, авторы формировали его намеренно. Чтобы затосковали россияне (и белорусы) по дням подлинного величия. А потом – самолеты, отраженные в водной глади приграничной речки. И сплошное чувство трагизма. Если поначалу с ним непроизвольно борешься, то постепенно ком в горле становится всё сильнее. Он мешает дышать. И сжимаются кулаки в праведном гневе и желании помочь своим. Душещипательными сценами фильм переполнен более чем полностью. Они разные, и на каждого найдется та, что заставит заплакать или хотя бы покрыться мурашками. Лично у меня до сих пор стоит перед глазами контратака пограничников, наполовину безоружных. Тихий приказ офицера: «Застава, к бою!» - и на огонь шмайссеров с голыми руками кидаются молодые, не нюхавшие пороха, ребята. Гибнут пачками, но те, что добираются до фашистов… Концентрат трагедии и героизма. Враг в фильме абсолютно безликий. Кроме шпиона – ни одной личности. И правильно – нечего на них заморачиваться. Посыл режиссера прост: все немцы – фашисты, все фашисты – гады. Бей врага! Спасай Отчизну! Как в старые добрые советские времена. Фильм вообще удивительно напоминает качественное советское кино о войне. Только гораздо более дорогой. А он дорогой. «Брестскую крепость» заказали сразу два государства – Россия и Беларусь. Заказали и полностью профинансировали – бюджет у фильма более чем серьезный – 225 миллионов рублей. И не белорусских, а нефтьюобеспеченных. Куда вложены эти рубли, видно сразу. Цветущая довоенная крепость, и дымящиеся развалины второго дня войны – всё очень реалистичное, не картонное (привет Бондарчуку). Много взрывов, и почти все – настоящие, не компьютерные. Конечно, можно прицепиться к тому, что бомба падает сверху, а дом взрывается из-под фундамента. Можно, но не хочется. Вообще, ляпов я особо не заметил. Разве, что армейский немецкий жетон на груди вражеского шпиона. Ну, не верю я, что подготовленного разведчика, свободно говорящего по-русски, имеющего все положенные документы забросят в советский тыл с немецким жетоном на груди. Единственное довольно сильное разочарование – актерская игра. Плохих актеров не заметил, но и ярких, цепляющих – тоже. Два исключения: мальчик, играющий главного героя Сашу Акимова, и Павел Деревянко. Последний, конечно, в «Махно» уже доказал, что может играть не только комедийные роли, но всё равно его игра приятно удивляет и радует. «Брестская крепость» – фильм длинный. Но не утомляет, наоборот, до самых титров стараешься моргать пореже, чтобы ничего не пропустить. Но, несмотря на добротность и качество, фильм шатко качается над двумя чашами весов: искусство и пропаганда. Бесспорно, воспитание патриотизма – вещь крайне необходимая сегодня. Но воспитывать его, показывая прошлое черно-белым, без полутонов – не лучший способ воспитания Человека. Проходили мы это уже. Двигаясь в таком направлении, мы скоро будем снимать фильмы, в которых защитники Брестской крепости будут побеждать немцев в первый день войны, а третий заканчивать в Берлине. Ради воспитания патриотизма. А искусство? Оно на самом деле не нуждается в сотнях миллионов рублей и пафоса. И скромный фильм «Я – русский солдат», снятый на ту же тему, гораздо лучше раскрывает все затронутые в «Брестской крепости» темы. 8 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск10 декабря 2010 в 05:38
До последней капли крови…

За последнее время появилось довольно много кинолент про войну. И не одной, которая бы действительно отражала суть и боль трагедии. Но совместному проекту России и Беларуси удалось превратить одну из тяжелейших страниц истории в пронзительную и неимоверно реалистичную летопись. Патриотический блокбастер 'Брестская крепость' - это лучшее, что было снято на тему ВОВ, за весь постсоветский период. Творение Александра Котта, это безусловно очень мощный, грандиозный и сильный фильм. Он берёт за живое, своим отчаянным и горьким реализмом. Здесь нет ложного михалковского пафоса. Зато есть люди, которые ведут себя героически стойко, насколько это возможно в тех нечеловеческих условиях ада. Этот рассказ стирает грань между реальностью и происходящим на экране. Насыщенная деталями история воссоздаёт и без высокопарных диалогов всю полноту тех ужасных событий. Режиссёр смог передать всю атмосферу ошарашенности и дух войны. Здесь чувствуется хрупкость мира, страх, ужас, ненависть и стремление защищать Родину до последнего вздоха. Создателям удалось окунуть зрителя с головой в этот мир, который был разрушен за считанные дни. Замечательно прописаны характеры персонажей. И соответственно безупречные актёрские работы. Очень запомнился волевой Александр Коршунов. Этого актёра на экране видела впервые, и для меня явилось огромным потрясением его игра: искренняя, убедительная, самоотверженная и яркая. Гениально. Ошеломительный образ Ефима Фомина, в исполнении Павла Деревянко. Раньше этот актёр представал исключительно в комичных образах. А оказывается у него просто шикарный драматический талант. Удивительно. Маленький мальчик Алексей Копашов, именно с ним мы прошли весь путь фильма. Его широко раскрытые глаза показали нам весь тот ужас, что пережили реальные люди, с реальными именами. И надо сказать этот маленький актёр не уступал своим взрослым коллегам. Не могу не отметить Андрея Мерзликина. Красивая и душевная работа. А вообще, все актёры, включая эпизодников постарались 'на ура'! Во время просмотра не раз подступал комок к горлу. Хотелось плакать от тех страданий, что испытывали люди. Кинолента оглушает, ошеломляет и трогает за живое. Это ещё один памятник прошлому. Этот фильм рассказывает о неутомимой жажде жизни и победы. Пожалуй, единственный существенный минус, это композиция Леонида Агутина, в финальных титрах. Попса не вяжется с таким серьёзным и талантливо сконструированным паззлом. И давайте запомним - этих отважных, мужественных людей и имена. Ведь именно их усилиями, страданиями и пытками, мы сейчас живём! Забывать нельзя. Надо помнить. Всегда. 9 из 10

viva_arsenal
viva_arsenal30 ноября 2010 в 19:24
и пусть знает каждый

Война закончилась вот уже 65 лет назад, а её крик всё никак не смолкает. Тема войны у нас всё чаще поднимается только поближе к маю, однако внезапно, среды осени, нам предложили ещё раз взглянуть назад, посмотрев картину «Брестская крепость». Героическая оборона Брестской крепости в СССР являлась одним из направлений мощной пропаганды, которая демонстрировала настоящую мощь советского народа. Действительно, никто не осмелиться объявить подвиг солдат ерундой. Можно долго рассуждать о том кто выиграл войну: полководцы или солдаты, но сейчас это не главное – главное победа. Об этом и весь фильм. О том, как была достигнута победа. Чаще всего, снимая фильм о войне, да и вообще о любом историческом событии, бывает очень сложно найти баланс среди правдой и вымыслом. Что-то стоит скрыть, а где-то приукрасить. В «Брестской крепости» этот баланс был соблюдён, пусть не до идеала, но очень близко к нему. То что солдаты играют в шахматы 1980 года выпуска – эта ерунда, то что мальчик в конце фильма сделал невозможный с географической точки зрения маневр – тоже ерунда, а главное здесь это само действие, сопротивление, война! Жестоко, кровопролитно, с бешенным фанатизмом с деталям в быту, архитектуре, одежде. Просто блестяще был показан быт и сама идея гласящая: «всё для победы!». Картина впитала в себя всё самое лучшее от советского и современного военного кино. В частности от советского осталась мораль и этичность. Никаких дерзких постельных сцен, даже поцелуя! Если любовь, то кроткая и ненавязчивая, а если мужество, то бескомпромиссное. Показана дружба БРАТСКИХ народов. От современного кинопрома досталась техническая реализация. В батальных сценах не было недостатка в спецэффектах и пиротехнике. Каждый бой выглядит смачно и при том, просто до мурашек на спине. Крики «УРА!» дают неизгладимые впечатления. Атака в лоб, хитрые планы, опасные вылазки – всё – буквально всё приправлено таким профессионализмом постановщиков и операторов, что на миг забываешь что на экране отечественное кино. Не хотелось бы отдельно углубляться в профессионализм актёров, никаких пререканий и быть не может. От части это из-за того, что фильм эмоциональный, а с другой стороны актёры действительно на высоте, чего уж там. Достаточно взглянуть на список тех, кто снимался в картине и на перечень их заслуг, как сразу всё станет на свои места. Тяжело судить о достоверности описанных событий, с какой степенью точности они были воспроизведены. Одни историки говорят о достоверности событий, а другие ищут мелкие неточности в сценарии. Это, конечно, может немного повлиять на восприятие картины, однако надо признать, что постановка бесспорно удалась! И даже не дело в технической реализации или игре актёров, картина говорит нам о главном, о том, что мы тогда были вместе. Армян, белорус, русский, казах, еврей, вся многомиллионная нация, все мы, точнее не мы, а наши старики вместе преодолели трудности, отбили атаки, уберегли, каждый как мог, нас и наше будущее. Только за это нужно хотя бы уважать данную картину, а любить/не любить пусть каждый решит за себя. 8 из 10

Отвратительный типок
Отвратительный типок22 ноября 2010 в 08:04
Не молоко, но и не десятка

Если честно, я очень скептически отношусь к фильмам про войну, потому что каждый режиссер показывает свою историю, отличную от тех, которые мы можем найти в документальной хронике или художественной литературе. 'Брестская крепость' - далеко не эталон, каким его хотят преподнести многие рецензенты. Но до этого дойдем... Самый существенный минус этого (и не только этого) фильма - одни и те же актеры, одни и те же гримасы и пресловутые образы, от которых, откровенно говоря, начинает тошнить. Да, ясное дело что с отечественным кинематографом ситуация плачевна, но это еще не значит, что не стоит пускать на экран новые лица (причем талантливые лица - общеизвестный факт, что наша страна богата талантами). Алексей Копашов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Александр Коршунов... Не хватает для полноты картины - Михалкова, Хабенского, Булдакова, Безрукова, Дюжева и Куценко. Тогда бы получился полный набор актеров с 'мировым' именем. Да уж... Второй момент - игра актеров. Как повел бы себя человек в той или иной ситуации всегда тяжело рассуждать, но здесь было несколько явных моментов, когда актеры переигрывали. Особенно мне понравился момент, когда прожженый вояка стрелял из пистолета и закрывал глаза. Есть конечно и мелкие минусы, но, все же, они меркнут перед плюсами: Фильм очень атмосферный. Конечно, до 'Спасти рядового Райана' ему как Венере до Плутона, но для отечественного фильма - это прорыв. Хоть и со спецэффектами как всегда обошлось дымовыми шашками, 'флешками' и пр., но смотреть можно. Возвращаясь к атмосферности, хочу отметить голос главного героя, который до конца фильма остается за кадром - очень классно подобрали, прям реально цепляет за живое: эмоционален, груб, опытен (в плане прожитой жизни) и просто приятен. Ему хочется верить - а его историю хочется слушать. Скажу больше - голос за кадром - один из сильнейших моментов этой картины. Не стоит забывать, что события происходят в первые дни войны - когда люди еще не знали что такое бомбежка, перестрелка и гора трупов. В этом аспекте, все сыграли вполне сносно. Ладно, не буду рассусоливать - кого заинтересовало, посмотрите (кстати, фильм не столь кровавый как 'Утомленные солнцем 2', так что слабонервные вперед!). Разумеется, в нем хочется искать больше плюсов, потому что это свое, родное, снятое соотечественником, но повторюсь - он не тянет на десятку. В заключение, отмечу, что после просмотра фильма невольно задумаешься: 'Неужели люди это пережили?'. а это уже как минимум не бесцельный поход в кино.

Fior_Saoirse
Fior_Saoirse4 ноября 2010 в 19:26
В память о Героях...

Знаете, я была не в восторге, когда меня позвали на 'Брестскую Крепость'. Так или иначе, я не любитель кинолент о той жуткой войне. Войне, унесшей миллионы жизней... Но атмосфера того самого момента, когда началась война, не может не впасть вам в душу и не оставить в вашем сердце след. Я буду немногословна - это было потрясающе. Каждая история повествует нам о своем герое, о человеке, чью жизнь сломала война. Смотря повесть о тех людях, которые ценой своей жизни сделали так, что мы с вами сейчас живем в России, Белоруссии и многих других странах, мне хотелось плакать. Честно. За тех, кто пал в бою... P.S Знаете, я была в Брестской крепости. И когда стоишь там, и видишь остатки зданий, подвалы и нацарапанные надписи, стоишь на том самом мосту, где немцы, прикрываясь живым щитом, стреляли в наших - в тебе просыпается гордость. Гордость, что наши предки были Великими Людьми. Что они дали нам право жить в свободе ценой своих жизней. За этими людьми - вся Россия. Спасибо им за нашу жизнь. Вечная память. 10 из 10

tretyakovas-95 - 5412
tretyakovas-95 - 541227 сентября 2025 в 10:20
Пронзительный фильм о первом месяце войны

Фильм повествует о героической обороне Брестской крепости, защитники которой в одиночку сражались с немецко-фашистскими захватчиками почти месяц после начала войны. Повествование ведётся от лица мальчика Саши Акимова, который служит в музыкальном взводе. Другие главные герои картины - командиры Красной Армии Андрей Кижеватов, Ефим Фомин и Пётр Гаврилов, каждый из которых имеет реальный прототип. Фильм охватывает все основные события обороны крепости - от первой бомбардировки немцами до последнего боя защитников с оккупантами. Фильм действительно тяжёлый. Все ужасы войны - смерть под бомбежками, издевательства немцев над мирными жителями, кровавые перестрелки и жестокие рукопашные сражения показаны честно и без прикрас. При этом фильм не пытается специально выдавить слезу у зрителя и не скатывается в откровенную чернуху - он просто пытается пересказать события тех ужасных дней и показать поведение разных жителей крепости в сложившейся ситуации. Кто-то стреляется, кто-то сдаётся, кто-то из последних сил помогает раненым и гражданским, а кто-то сражается с немцами до конца - у каждого героя своя судьба, но всех их объединила война. И сам фильм именно о войне, основной хронометраж занимают боевые действия, а взаимоотношения и личные истории героев отходят немного на второй план, дополняя общую картину несколькими трагическими сюжетами. С технической стороны к фильму также не придерешься - всё сделано очень реалистично, особенно впечатляют кадры разрушений зданий под бомбежками - судя по всему создатели использовали реальную пиротехнику вместо компьютерной графики. К графике тоже претензий нет - её как будто бы не очень много, и она не сильно выделяется из общей картинки. Стоит отметить хорошую операторскую работу - в более спокойные моменты камера любит брать крупные планы, показывая эмоции своих героев в мельчайших деталях. Однако в боевых сценах камера то охватывает всё поле битвы с участием множества людей, то следует за определенным персонажем, демонстрируя жестокость сражения в максимальном приближении. Самое главное, здесь нет модного 'эффекта тряски камеры' - всё видно чётко и ясно, периодически также используется ненавязчивое слоу-мо. Удивительно, что создатели, имея довольно ограниченный бюджет, смогли реалистично показать и масштабные рукопашные схватки, и танки, и разрушения зданий - причем подобной детализации батальных сцен во многом могут позавидовать и более дорогие проекты. Наверное, именно такое кино стоит показывать школьникам на девятое мая - кино, стремящееся к честности, избегающее излишнего пафоса, чрезмерной героизации или наоборот очернения участников войны. Оно доносит всего одну простую мысль: война - это ужас и смерть, разрушение и убийство всего, что было дорого человеку. Возможно нам стоит почаще напоминать себе об этом. 9 из 10

AndrewCherniyRU
AndrewCherniyRU30 января 2023 в 16:32
Очень сильное кино

Этот фильм поразил меня до глубины души несколькими вещами. Во- первых, своим реализмом и историчностью, во-вторых, эмоциональным откликом, который он во мне оставил. Он рассказывает нам историю подвига защитников Бресткой крепости глазами юного кадета музыкального училища Саши Акимова. Режиссер строит очень яркий контраст, сначала показывая нам мирную жизнь в крепости, где люди находят любовь, живут семьями, живут вполне себе счастливой жизнью и ничего не предвещает страшной войны. Саша влюблен в девочку Аню, с которой у них иногда проходят свидания. А потом случается 22 июня 1941 года и нам показывают в действительности страшные кадры. Солдаты напуганы, матери и отцы умирают на глазах у детей, никто ничего не понимает. Как сказал главный герои, 'Я часто думал о войне, но не представлял ее такой'. И этой фразой все сказано. После чего нам начинают рассказывать героическую историю трех командиров, которые держали оборону крепости на разных рубежах. Смотря фильм просто поражаешься героизму людей и той силе духа, которую они проявили. На трети день обороны они в первые за всю войну заставили немцев отступить. В фильме очень достоверно и реалистично изображены бои, костюмы, декорации. Во все это веришь. Актерская игра тоже на высоте. Больше всего мне зашел Павел Деревянко, потому что он отыграл роль командира, который принимает героические решения не смотря на страх, который его герои испытывает. Пик этой игры сцена на мосту, когда он спасал мирных людей. В итоге, рекомендую посмотреть эту сильную историческую драму!

deniskorotkovi
deniskorotkovi4 октября 2022 в 15:42
Страшнее любого хоррора

Для меня большая загадка, почему этот фильм не выдвигался на Оскар. Он бы его 100% получил, потому что он показывает войну такой, какая она есть. Как я это понял? Мне каждые 15 минут фильма хотелось плакать, а еще я испитывал искренний страх от всего происходящего. Фильм рассказывает об обороне Брестской крепости, которая началась 22 июня 1941 года. Формальным ГГ фильма является воспитанник военно-музыкального училища Александра Акимова. Но в фильме есть еще несколько главных героев. Это военный коммисар Фомин ( Павел Деревянко), командир полка Гаврилов ( Коршунов) и командир Кижеватов ( Андрей Мерзликин). Собственно фильм посвящен их подвигу и подвигу всех защитников крепости. Создатели фильма гениально показали мирную и радостную жизнь за день до начала войны и само начало войны. У зрителей на глаза рушится вся жизнь героев. И эпизод с началом войны заставил меня плакать. Актерская игра просто гениальна. Павел Деревянко стал для меня личным героем. На экране видно, что его герою страшно, но при этом он делает героические действия. Сцена на мосту просто до мурашек. Коршунов очень красиво сыграл проженного боями командира. Да там даже эпизодические актеры играют так, что им веришь. Доктор, который лечил раненых, испуганные жители крепости, эпизодические солдаты, которые прикрывают собой детей и женщин. Все сыграно на высшем уровне. Меня особенно тронула сцена, где мальчик сидит около тела матери, а умирающий солдат помогает ему спастись от немецкой гранаты. Фильм полон деталей и мелочей, которые делают его правдоподобным. Грим, взрывы, атмосфера хаоса и разрушений. Очень подробно показывают локации, в которых буквально вчера царил мир! Плюс в фильме трогает за душу история детской любви Саши и Ани... Итог. Я даже не знаю, что сказать. Тут надо посмотреть, потому что такие фильмы детально показывают какой подвиг совершали наши деды. История гласит, что крепость все равно захватили, но я горд тем, что у немцев это вышло ох как не сразу.

q.r0manoff
q.r0manoff26 октября 2021 в 11:55
Исторически верно!

Даже участники тех событий, дети Брестской крепости, с которыми удалось пообщаться современникам, утверждают, что фильм исторически верен если не на 100%, то уж точно на 95. Фильм раскрывает нам первые дни Великой войны. Войны, которую никто не ждал. Всю неподготовленность к вторжению, моментальное разделение офицеров на героев и малодушных, демонстрацию своего истинного вида перед лицом смертельной опасности. Дети в те дни повзрослели сразу на десятки лет, испуганные женщины стали отважными воинами, офицеры подтвердили достойное звание бойцов Рабоче-крестьянской Красной Армии. Тут есть место и предательству, и героизму, и слабости - и все пропитано страхом, злостью и ненавистью к врагу. Шедевральный тяжелый военный фильм - нечасто так можно охарактеризовать СОВРЕМЕННЫЙ фильм про войну. Подкрепив впечатление романом Бориса Васильева 'В списках не значился', можно практически документально восстановить события первых дней самой кровавой войны истории. Фильм мотивирует изучать историю Великой Отечественной войны, которую сейчас всячески пытаются переписать, переиначить и обесценить подвиг русского народа. Показывайте фильм подрастающей молодежи: они - несчастное поколение, которому едва ли удастся пообщаться с участниками этой войны. Ветераны уходят. Ветераны, чьи глаза как ничто другое отражает весь ужас войны, героизм, любовь к Отечеству, чья память переполнена горем и бедами, которые они пережили на фронте. Не позволяйте никому опошлить нашу историю, принизить значимость Советского Союза в этой войне. Смело говорите: 'В этом фильме все ПРАВДА!' Страшная, печальная, пронизанная болью, но героическая правда!

Антонина Комиссарова - 2621
Антонина Комиссарова - 262126 октября 2020 в 12:14
Хочется сказать: Спасибо деду за Победу!

Давно ли вы смотрели русский фильм, не отрываясь два часа, в напряжении и в полном сопереживании героям? Вот и я думаю, что нет. Можно ответить, но это же фильм о войне, о солдатах, о героической защите Брестской крепости, которая одной из первых приняла на себя удар немецких войск, как тут можно не сопереживать? Фильм получился простой и безо всяких затей. Вот крепость, вот гарнизон, вот на нас вероломно напали немцы. Далее с невозможным для нынешних времён уважением к фактам показана оборона крепости. Естественно, главные действующие лица — советские командиры. Именно они руководят советскими солдатами, именно они — организующая и направляющая сила, именно они — непререкаемый авторитет. Солдаты не заламывают руки и не воют о судьбах несчастной России, а исполняют воинский долг. Актеры отыграли на совесть, абсолютно все характеры уникальные и запоминающиеся, а персонажам сопереживаешь. Даже если на секундочку забыть, что все они обречены. А если об этом вспомнить, то особенно впечатлительные в слезах, причем задолго до развязки. Фильм тяжёлый. Техническая часть на вторых ролях, главное было — показать ужас войны, кошмары оккупации. Ну а потом — смелость и героизм защитников крепости, величие русских солдат, которые не сдаются никогда, пусть даже из оружия у них только оконная рама или стул. Наверно, впервые за долгое время по-настоящему серьёзный и правильный.

Nigan
Nigan9 мая 2019 в 10:35
Брестская крепость

Добрые традиции советского военного кинематографа по большей части ушли в прошлое. Это не значит, что современные российские фильмы о Великой Отечественной войне находятся на низком уровне, но бесспорным является тот факт, что соперничать с лучшими образцами военного кино Советского Союза они не в состоянии. Однако картины на эту тему выходят регулярно и многие из них по-настоящему замечательные. Данная лента режиссера Александра Котта совершенно точно из их числа. Это очень интересный проект, который удачно совмещает элементы советского военного кинематографа и лучших образцов зарубежных блокбастеров. Оборона Брестской крепости одно из наиболее важных сражений начального этапа Великой Отечественной войны. Столь важный эпизод находил своё отражение в кино, но не достаточно для того события. Перед нами амбициозный проект, в котором главной задачей для съёмочной группы было отображение исторической достоверности при сохранении захватывающей и зрелищной художественной формы. И с поставленной задачей они справились на отлично. Хотя безусловно без погрешностей не обошлось. Перед нами фильм - памятник, портрет героического мужества, чести и достоинства защитников крепости. Это военно - историческая драма в духе патриотического воспитания, но без навязывания обязательных установок. Искусство должно действовать подсознательно и авторы это прекрасно понимали. В фильме есть несколько сюжетных линий, происходящих при героической обороне крепости. Большая часть персонажей основаны на реальных исторических личностях. Главной отличительной особенностью является отсутствие по большей части шаблонного пафоса, который хоть и присутствует, но в небольших пропорциях. Это эмоциональное кино показывает простые человеческие чувства в обстоятельствах военного ужаса. При этом захватывающие сцены военных действий и динамика происходящих событий полностью поглощают зрителя, заставляя того быть в постоянном напряжении. С точки зрения технической оснащенности это очень достойное кино. Компьютерная графика используется, но в разумных пределах и в глаза не бросается. Картину критикуют за использование художественных приёмов из других фильмов о войне, для кого-то это заметный минус, но мне кажется, что для большинства зрителей это не принципиально. Драматургия не самая сильная в части человеческих характеров, но сильная в контексте ситуации, когда человек оказывается на пороге смерти. Эмоционально это сильный образец военно - патриотического искусства. Павел Деревянко выступил в непривычной для себя драматической роли военного офицера и он прекрасно вжился в данный образ. Андрей Мерзликин очень часто исполняет роли военнослужащих и здесь в очередной раз демонстрирует это своё умение. В ленте задействованы актеры, как известные, так и совершенно незнакомые широкому кругу зрителей. Однако их актерский ансамбль гармонично выглядит в кадре и оставляет хорошие впечатления. Брестская крепость это один из лучших образцов военного кинематографа за последние годы. Именно так и должно выглядеть кино о Великой Отечественной войне. Оно и информирует исторической достоверностью, и захватывает в плане художественной увлекательности. Качественная историко - военная драма с хорошими актерскими работами, зрелищными сценами боевых действий и эмоциональным воздействием. Безусловно рекомендую. 8 из 10

MARKOVAlive1506
MARKOVAlive150617 января 2018 в 16:26
БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ (2010)

Я умираю, но не сдаюсь.- гласит слоган фильма. Под конец 2016 года, провозглашённого годом российского кино вспомнилась мне картина, которую увидела я первый и единственный раз в том далёком '10-м году и ставшая самой важной среди последних военных и исторических. 'Крепость' сделана настолько сильно и хорошо, что до сих пор переплюнуть её не удалось ни одному фильму нашего производства. Светлая по по цветовой текстуре кадра, от чего происходящее бьёт эмоциями сильнее ожидаемого, она в полной мере доносит значение термина 'Героизм'. Откровенность и честность предлагаемых событий так крепко берёт за живое, что комментировать какие-либо погрешности язык не повернётся. То, что произошло тогда в Бресте- великая и страшная трагедия, несмотря ни на что ставящая человеческие смелость и отвагу выше всего. И чтобы взяться за такой проект нужна недюжая смелость, которой Александру Котту явно не занимать. Все- от Деревянко до Кота, от Мерзликина до Коршунова- пропитаны не просто сутью того, во что они вкладывают себя, но мыслью, чтобы сделать этот фильм примером российкого кино- того самого, времён 'Чистого неба' и 'А зори здесь тихие...', о котором многие стали забывать. Картина являет собой не просто взгляд на поступок тех людей и тех событий, она сама уже огромный поступок всего кинопрома нашего времени. И пусть внутри каждого, стоящего за словами 'отечественное кино' будет жить Сашка Акимов, полный по-детски чистой храбрости, так необходимой нашему экрану. Смотри кино правильно. 8 из 10

Magnetol
Magnetol28 мая 2016 в 22:11

Накануне Дня Победы решил посмотреть этот фильм, о котором был наслышан. Мол, очень качественная картина, которая особняком стоит рядом с другими современными лентами о войне. Фильм начинается размеренно, тягуче, но в воздухе уже витает аромат приближающейся катастрофы. Очень мирное начало увеличивает градус потрясения, когда немецкие лётчики вторгаются в воздушное пространство СССР. Понравилось, как точно и детально были показаны паника и ужас людей, которые неожиданно оказались заложниками ситуации. Первый день кровавой и страшной войны. А каким он ещё мог быть, если не жестоким и вероломным? В общем, этот эпизод сняли достойно. При просмотре по коже бежали мурашки, потому что ты невольно ощущаешь себя участником тех страшных событий. В чём, собственно, проблема современных российских фильмов о войне? Они попахивают бульварщиной. Не все, но многие. К примеру, сейчас очень модно смешивать военную тематику с откровенными сценами интимного характера. Понятно, зачем: нужно привлечь среднестатистического зрителя. Но лично меня подобное отторгает. Всё должно находиться на своих местах. Фильмы о великом народном подвиге - это не бульварный роман. Здесь не место половым актам и подобным вещам. 'Брестская крепость' мне понравилась тем, что там не было всего этого. Акцент сделан на обороне крепости, на страхе людей, на первой дне войны. И это порадовало. Именно хорошая режиссёрская работа, отличные спецэффекты и славный труд оператора - сделали фильм эпичным, а не бульварным. Создатели охватили по максимуму людей, эмоций, событий, что произошли в тот короткий промежуток времени, который показался вечностью. Словно первый день войны растянулся на долгих сто лет. Рекомендую фильм к просмотру, потому что он героический, эпичный, умный и трогательный. Сильный. Да, не побоюсь этого слова. Финальная сцена порадовала. 9 из 10

dreamawhole
dreamawhole7 марта 2015 в 22:19
Что вы знаете о войне?

Смотрела этот фильм на премьерном показе, но решилась писать рецензию только сейчас, когда впечатление уже немного смазалось, а эмоции притупились. Меня с детства учили, что война - самое страшное и бесчеловечное, что случалось в нашей истории. Особенно много говорили о Великой отечественной войне, о моих родственниках, которые храбро сражались, ставя патриотизм и будущее своей страны выше личных приоритетов. 'Брестская крепость' - единственный современный фильм о войне, заставляющий зрителя дрожать от сопереживаний и захлебываться слезами от боли. Это единственный военный фильм 'нулевых', который создан не для того, чтобы продемонстрировать все современные возможности кинематографа, а чтобы каждый помнил и знал, что такое война. Как неожиданно она врывается в жизни людей и как беспощадно их уносит. И пусть многие со мной не согласятся, но такие фильмы можно и нужно показывать детям. Несмотря на то, что современные школьники уже не в состоянии прочувствовать советские фильмы, стоит постараться показать им хотя бы этот фильм, который, пусть местами и пропитан излишним драматизмом (чтобы написать это, пришлось специально прокручивать в голове кадры в поисках таких ляпов), однако способен пробудить в новом поколении осознание того, на что пошли их прадеды для лучшего будущего своей страны и своих семей. Только б не было войны. 10 из 10