Межвременье разного рода антиалкогольных законодательств в СССР привело к тому, что протрезвевшие родители быстренько нарожали детей и оставшиеся дома у телевизоров жены, покачивая правой рукой кричащую коляску, левой нащупывали нетвердыми пальцами переключатель каналов у телевизора (я тогда еще дистанционное управление воспринимал как волшебную палочку). А на экране появлялась прекрасная комедия середины 80-х, «Самая обаятельная и привлекательная». Этот фильм мог поднять самооценку у кого угодно. Даже у очумевших родителей, которые так еще и не поняли, чего это они натворили. «Не родись красивой, а родись активной», — слова, сказанные Татьяной Васильевой, стали крылатыми. Машут крылышками до сих пор и парят над заборами лучше всякой рекламы. Ну и что, что у тебя синяк под глазом, ходишь в старой кофте, а пижон-Абдулов совсем не смотрит в твою сторону, всегда найдется добрый и верный Генка, техник 2-го разряда, он ждет там внизу, у теннисного стола, стоит только спуститься. Не знаю, что там сейчас происходит на наших телеэкранах, какое семейное мыло там крутят, но смысл, я в этом уверен, абсолютно тот же. Выходите замуж (ЗАГСы скоро перейдут на круглосуточное дежурство) и рожайте как можно больше (материнские капиталы закончились, но многодетным мамам скоро будет можно летом ходить по газонам, а зимой собирать хворост). Единственное отличие — такого качественного кино, как «Самая обаятельная и привлекательная», у нас больше не снимут. Кстати, где-то в то же время вышел и «Где находится нофелет?», грозно осуждающий бабников и холостяков. Все условия созданы. Мы сделаем вас счастливыми. Громаднейшая тусовка известных советских актеров в этом фильме достигла абсолютного максимума. Мне нравятся абсолютно все, большие роли, маленькие роли, любимые актеры, актеры, к которым равнодушен — эти здесь тоже нравятся. Приемы охмурения лиц противоположного пола, очень простые, но действенные, до сих пор теоретикам кажутся верхом банальности и обыденности, но и они обращаются к ним, никому в этом не признаваясь. Чего, казалось бы, проще, подойти к человеку, подобно героине Ирины Муравьевой, и угостить его пирожком. Желающих на ваши пирожки будет целая очередь. Или пригласить на концерт «Дискотека 80-х», кто ж откажется за такие деньги. Билет всегда продать можно. Так подойдите, будьте поактивнее, а там, глядишь, ура, гости едят оливье, кричат «горько», потом женские консультации, детские клубы и бесконечная ходьба вереницей по торговым центрам, что еще не загорелись. И другие всякие плюшки с майонезом. Путь к счастью прост, только выпендривается. Добрые такие и хорошие, почти невинные песенки в этом фильме, очень здоровая, еще доперестроечная атмосфера (еще успели). И много, очень много необременительных разговоров. Этот фильм можно смотреть всегда, в любое время и с ним совершенно ничего не случится. Вот я, до сих пор жив, хотя смотрел его десятки раз. Просто попробуйте и убедитесь, что самая обаятельная и привлекательная — это именно вы. Даже если родились мужчиной, то не отчаивайтесь, ежедневное чтение отзывов о женских вещах со временем сделает свое дело.
А это самое главное — передать вполне приземлённые человеческие стремления и желания в обычной, доступной всем форме. В сущности перед нами — самые обыкновенные советские обыватели. Обыватели, весь день занимающиеся не пойми чем и не пойми зачем. Проектирующие какие-то агрегаты, которые вскоре никому будут не нужны. Да и не были нужны тогда… А ещё миловидная дама (совсем не советского пошива), психолог, экспериментирующая с личными жизнями разных советских нимфеточек. Она… как белая ворона, ведь в советскую эпоху личная жизнь каждого вообще не имела для «высоких общественных идеалов» никакого значения. Героиня Муравьёвой — типичная советская женщина, ищущая самого обыкновенного женского счастья. Хотя… не особенно-то она его искала до встречи с одноклассницей-психологиней. Фильм можно смотреть бесконечное число раз. И в нём можно найти для себя многое и разное. Для кого-то фильм этот — символ безвозвратно ушедшей эпохи, по которой они вздыхают, для кого-то — необычная игра самых известных актёров… Кто-то примерил на себя судьбу Клюевой, кто-то увидел себя в герое Абдулова и т. п. и т. д. Именно поэтому фильм рассчитан на широкую аудиторию. Здесь особо-то раздумывать не о чем. Просто смотреть и отдыхать.
Просмотр фильмов, по списку «новогодней программы», день 2-й. Главная героиня фильма «Самая обаятельная и привлекательная» Надежда Клюева работает инженером, а её личная жизнь остаётся не налаженной, невзирая на возраст. Именно в этом вопросе ей решает помочь школьная подруга Сусанна, работающая социологом. Она обучает Надежду всяческим научным методам обольщения, одевает её по моде, говорит как вести себя и что делать, чтобы на неё обратил внимание объект атаки. Ради желаемого результата — выйти замуж, Надежда прилежно следует всем инструкциям, попадая при этом в неловкие ситуации. В конце концов на Надю начинают обращать внимание все мужчины, кроме того ради которого она так старалась — модник и красавчик Володя Смирнов (в исполнении неподражаемого Александра Абдулова). Чтобы очаровать молодого человека надо обзавестись необходимой атрибутикой, вроде купленной у фарцовщика одежды и дефицитных билетов на концерт, а также скорректировать собственное поведение, согласно плану Сусанны. Есть ли вообще правда в советах Сусанны? И не упускает ли из виду Надя более очевидного варианта в мужья, который годами был рядом, но не решался на признание в чувствах? Однако со временем она осознаёт то, что её судьба всегда была рядом с ней, просто раньше она его не замечала. Обожаю такие фильмы! Столько раз пересматривала и всякий раз — только прекрасные эмоции. Каскад талантливейших актёров и режиссёров, и на свет рождаются такие потрясающие картины. Как жаль, что сейчас по телевидению мало показывают подобные фильмы, слава инету, что можно посмотреть любой фильм для души без надоевшей рекламы, и приятно провести вечерок. Одна из ярких ролей, замечательной, и любимой мною, актрисы Ирины Муравьёвой. Специфическая внешность и манеры, заметно выделяют её из плотных рядов кумиров, обласканных зрительскими симпатиями. И неспроста. После фильма «Карнавал» её назвали лучшей актрисой года. Её персонажи обладают, именно тем, что заявлено в названии фильма — обаяние. И, несмотря на подачу героини, как серой мышки, никогда не сомневаешься, что подобные (весьма заметные) женщины, не могут долго оставаться без внимания, и без труда находят своё счастье со стоящими мужчинами, без каких-либо ухищрений. И Сусанна в исполнении Екатерины Васильевой, великолепна. Её фраза: «И согласись, мы ведь с тобой далеко не красавицы», говорит об очень многом. Она считает себя «женщиной с шармом» не более того. И ведь это правда. Великолепное кино, с каким чудесным и лёгким юмором освещается повествование. Почти все фразы разобраны на цитаты-такова народная любовь! Одно «Пряхин, а ты как видишь промежуточный вал? Как балку с защемлённым концом…?» чего стоит. И ещё не мало фраз, давно ставших любимыми народом: «Первый раз вижу дрессировщиков, у которых нет ананасов», «Видел, как она на меня посмотрела? Как собака Баскервилей!», «Карден! У нас в Союзе две-три единицы таких. И то, у жен дипломатов неприсоединившихся стран», «Откуда здесь ананасы, Лариса, мы ведь не в Африке. Это была шутка. Но у нас есть сушёные финики!», «Не хочешь как Виноградова, примерь это. Будешь как Персикова.», «А то некоторые всё выходят замуж и выходят, всё рассчитывают и рассчитывают!». «Первая теорема, которая не требует доказательств: не родись красивой, а родись активной. Вернее стань активной — сама ищи себе мужа.», «Двухметровый крокодил с улыбкой Моны Лизы», «Вода — только для работников института! Вы работник института? Нет. Пей, Лёха!». Можно цитировать до бесконечности. Но, лучше всё же смотреть и наслаждаться. Очень хороший, добрый, позитивный фильм. Несмотря на время хочется пересматривать его, как все наши старые фильмы, которые несут в наш мир свет и тепло. Великолепный актёрский состав: Леонид Куравлёв, Михаил Кокшенов, Людмила Иванова, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Александр Ширвиндт. Очень жалко, что многих актёров уже нет в живых, но несмотря на это они смотрят на нас глазами кино. Удивительная, тёплая атмосфера возникает при просмотре старых фильмов, погружая нас всех в мир хорошего кино. Мелодрама потрясающая, о молодой женщине, скромной и порядочной, а поэтому, к сожалению, одинокой. Смотреть рекомендую всем! Особенно молодым женщинам, ждущим своего принца. Тем более в новогодние каникулы. Как часто именно так и происходит с нами. Мечтаем о чём-то далёком, манящем, нам, по сути, чуждом и непонятном. И не замечаем, что всё, что нам для счастья необходимо, находится на расстоянии вытянутой руки. Фильм на все времена! Прекрасный подбор талантливейших советских актёров! Не знаю, когда мне этот фильм надоест пересматривать, наверное, в другой жизни. Всё время поражаюсь, как, действительно, привлекательна Ирина Муравьёва, когда её приодеть по-модному и красиво причесать. Респект ей за то, что не боится быть невзрачной в роли. Фильму поставила бы 100 баллов! Но, так как здесь другая бальная система, то конечно же самый высший балл из всех возможных 10 из 10
Классика советского кинематографа, которую я много раз видела в детстве/юношестве и пересмотрела сейчас в свои 25. Вроде бы, комедия, и должно быть смешно. Eсли бы не было так грустно. Главной героине, Наде примерно под 30, она живет со своей пристарелой мамой, работает инженером и активно занимается общественной деятельностью. В общем-то, девушка она неплохая, но и не особо приметная. И вот встречает она в один прекрасный день свою школьную подругу, которой, конечно же, есть дело до того, как у Нади жизнь сложилась. Не замужем? И на примете никого нет? Не будешь шевелиться, так и просидишь в девках!, наставляет Суссанна и то ли из добрых побуждений, то ли из «научного интереса» начинает курс по устройству личной жизни. А Надя что? Надя хочет замуж. В таком возрасте да незамужем, считай, жизнь не состоялась. Поэтому не важно за кого, лишь бы замуж. Кандидатов не много — начальник отдела, каждый день бдящий за подчиненными из своего «аквариума», тянущий лямку семейной жизни Миша Дятлов, деревенский простачок Лешка Пряхин да инфантильный пижон и любимец женщин Володя Смирнов. Выбор, естественно, падает на красавчика-«полиглота», и начинается «тактическое» обольщение мужчины. В ход идут пироги с названиями поизощренней, классическая «лапша на уши» о невообразимой красоте и сообразительности нашего «принца», смена серых одежек на экслюзивные бренды по спекулятивной цене и показной флирт с загадочным «незнакомцем»-мужем Сусанны. Потому что раз Сусанна сказала замуж, надо замуж. В конце, конечно, все точки рассатавятся над «и», но от этого не легче. Время-то поменялось, а вот люди — нет. Многие девушки все также видят целью своей жизни заветное колечко на пальце. Многие мужчины все так же заводят семьи, а потом ищут тысячу и один повод, чтобы отдохнуть от «жены и двух дочек». «Лешки Пряхины» не могут о себе позабодиться и ходят с «развязанными шнурками» и «клеем на рукаве», а «Сусанны» уверены, что лучше других знают, как оно должно быть. 6 из 10
Фильм этот я полюбила еще в детстве. И до сих пор часто пересматриваю. В нем удивительно теплая и уютная атмосфера. А также интересные, живые диалоги, качественный юмор и прекрасные актеры. Мне, практически не заставшей советское время, он дает возможность увидеть повседневную жизнь эпохи восьмидесятых. Сюжет на первый взгляд кажется простым и даже несколько наивным. Надя Клюева, сотрудник обычного советского НИИ, которой катастрофически не везет в личной жизни, после «удачного» дежурства в составе дружины едет в троллейбусе и встречает свою старую школьную подругу. Они идут в кафе, где происходит разговор по душам, и подруга решает принять активное участие в обустройстве личной жизни Надежды и в итоге выдать ее замуж. Далее по ходу сюжета она учит Надю как стать «настоящей женщиной», чтобы привлекать внимание мужчин, и в частности ее коллеги Володи. И Надя действительно начинает меняться, становится более уверенной в себе. При этом она вынуждена отказываться от того, что ей действительно нравится: игры в настольный теннис, общения с другом Геной. Казалось бы, довольно банально, не так ли? Однако… На мой взгляд, в сюжете есть и другая идея, которая начинает раскрываться ближе к концу фильма. И она заключается в том, что не стоит безоговорочно доверять мнению окружающих. Нужно оставаться самим собой и действовать в соответствии со своими интересами и ценностями. Фильм, как мне кажется, как раз об этом. Эту идею также неплохо передает очень приятная песня, звучащая в нем. Краткий вывод: замечательный фильм, в легкой форме доносящий до зрителей правильные мысли. 9 из 10
Этот фильм я хотела посмотреть уже очень давно — мама советовала как хорошее и ненавязчивое кино для приятного вечернего времяпрепровождения. Вообще фильм очень известный, и стыдно такой не знать, поэтому я послушалась совета. Я не пожалела о потраченном на просмотр времени: фильм мне очень понравился. Он из серии тех всегда актуальных и таких хороших старых комедий, которые я очень люблю. Этот фильм был снят специально для актрисы Ирины Муравьёвой, да и вообще весь актёрский состав — известнейшие люди. Хоть это и комедия, но лёгкая нотка грусти тут, несомненно, есть. Мне понравилось это переплетение комедии с мелодрамой, изящного юмора и очень грустной и вечной темы о женском одиночестве, неуверенности в себе и безответности. Также мне стало совсем не весело, когда я узнала, что Сусанна кажется таким уверенным в себе человеком и социологом, разбирающимся в душах других людей, а не видит собственного краха семьи. Как говорится, в своём глазу и бревна не увидишь. А вот с неотёсанного персонажа — коллеги Нади, Лёши Пряхина, — я просто ухохатывалась. Михаил Кокшёнов великолепно сыграл эту роль! Столько комизма, так вжиться в роль! Ему здорово удалось показать этакого «медведя», которому вечно надо подсказывать, что надо делать. Вообще этот фильм очень лёгкий и смотрится на одном дыхании. Позитивный, тёплый и душевный — так его тоже можно охарактеризовать. Конечно, чтобы разглядеть рядом свою судьбу и настоящее счастье, следует пройти через некоторые испытания. Ведь это тоже очень часто встречается и в современном мире: как часто мы гоняемся за иллюзиями, за призрачной любовью, тогда как нечто истинное и искреннее — вот же оно, совсем рядом, прямо под носом, стоит только лучше приглядеться. Фильм хорошо поднимает настроение, но временами при определённом состоянии и настроении можно даже и взгрустнуть, ведь всё-таки безответность — это печально. 8 из 10
На первый взгляд сюжет этой картины может показаться шаблонным: девушка-простушка, скромная, немного неуверенная в себе и все ещё ждущая своего принца, встречает как-то свою подругу, которая напротив держится очень бойко и позиционирует себя как эксперта в отношениях. Скучно? Возможно, если бы история потекла по проторенному руслу десятками картин с подобным началом. Конечно, изначально все так и происходит. Здесь и модное преображение, и дача ценных советов… Но как заканчиваются прочие истории? Принц наконец обращает внимание на девушку, осознает, как он был слеп, и все живут долго и счастливо. Все это приправляется соусом из необычных мест съемок, дорогих декораций… И вуаля! Зритель получает яркую, приятную, но наивную сказку. Здесь же все по другому: без технических наворотов, без художественной романтики. Ведь для подачи в таком ключе они просто не нужны. Эта история, которой веришь. А потому несказочный финал вызывает даже более приятные эмоции. Характеры героев раскрыты в основных, самых ярких чертах, но в то же время видятся реальные люди. Очень порадовал саундтрек, исполняемый самой Ириной Муравьевой. Это не просто красивый фон, это полноценная часть картины, в которую заложили самое важное. Таким образом, то, что подкупает — это хорошо прописанный сценарий, замечательная игра актеров и душевный саундтрек. Благодаря этому зритель получает самый обаятельный и привлекательный фильм, для создания которого не потребовался огромный бюджет и использование спецэффектов. 10 из 10
«Самая обаятельная и привлекательная» — фильм о героине, не имеющей личной жизни и поэтому являющейся прекрасной общественницей. В глазах коллег она имеет это вполне утвердившееся амплуа. Намёки на личное были в школе, но так давно, что об этом она уже практически не помнит. Но неожиданно является привет из прошлого: школьная подруга с гораздо лучшей памятью, которая, увидев запущенность случая, решает изменить жизнь героини. И Надя Клюева устремляется к поставленной Сусанной цели — герою Александра Абдулова, который доселе не воспринимал её как женщину. Как, впрочем, и остальные. Однако история сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь главное здесь то, что подруга не просто подруга, а социолог. Клюева для нее — материал для диссертации. К Смирнову её следует не просто привести, а привести чётким, отработанным методом. И здесь обнаруживается, что фильм о том, насколько эксперимент оказался успешным. Эксперимент вполне удаётся, но жизнь оказывается сложнее науки. Однако то, что эксперимент всё же оказался успешным (ведь результат — достигнут, Клюева просто от него отказывается) выявляет ещё одну тему: сатиру на мужскую психологию. Хотя манипулятор и потерпел крах, но манипулировать мужчинами очень легко, так как у них нет критериев. Стоит лишь слегка захотеть обратить на себя внимание, приложить минимальное усилие и процесс пойдёт. Фильм ценен свободой от столь часто присущих даже лучшим комедиям условностей и натяжек, которые объясняются киванием на то, что следует учитывать природу жанра. На редкость тонкая, лёгкая и ненавязчивая комедия, которая при этом остаётся именно комедией без примеси инородных элементов.
Почему я выбрала фильм «Самая обаятельная и привлекательная»? У меня нет точного ответа. Сейчас я не вижу себя в роли робкой главной героини или ее экстравагантной подруги. Хотя обе они — классные подруги. Скорее он ностальгически нравится мне до сих пор потому, что через путь к собственной привлекательности я тоже шла. И пришла. Пробиралась через леса, поля, реки и горы, прямо к солнцу. Для меня этот фильм легкий, понятный, милый, задорный и непосредственный, как я сама. И размышляя о нем, на ум пришли мысли о красоте. Вот ими и хочу поделиться. Что такое наша человеческая красота? Что это, сила самовнушения или природный дар? Или, вера в себя? Как понять, красив ты или нет? А нужно ли это понимание? А вы — знаете? О чем ваша красота? Что вам необходимо для того, чтобы чувствовать себя красивым? Влияют ли на нее комплименты, неосторожные взгляды, отсутствие или избыток внимания, детские воспоминания, погода, выбранный утром наряд? Замечали ли вы, что бывает, общаешься с человеком, смотришь на него и понимаешь, что по общепринятым взглядам он не несет в себе классическую красоту, а вот исходит от него чертовская необъяснимая вкусная привлекательность, цепляющая энергетика, положительная сила. К таким людям сразу тянешься, с ними хочется быть, от них как будто исходит свет и тепло. У Эрика Берна красота — это вопрос родительского разрешения. Как меняется лицо человека после того, как мы отпускаем на волю внутренние желания и зажимы, будто диких жеребцов на свободу. На мой взгляд, человек красив, когда занимается любимым делом, открыто выражает свои эмоции и чувства, внутренне чувствует себя свободным, общается с людьми, близкими по духу, любим и любит, и здесь я понимаю прежде всего любовь к себе, умеет слушать свое тело (ведь оно, как я сама услышала, разговаривает), занимается спортом, созерцает прекрасные дары природы — прозрачное море, яркие цветы, вихрастые облака, нежный закат, игривых животных, густой прохладный лес….. А вот потом, сделав внутри себя генеральную уборку и пропитавшись этим природным блаженством, уже можно пойти к косметологу, купить себе шикарные туфельки и надеть умопомрачительное платье, и глаза засветятся, и энергия внутри заиграет, закрутится в кружева как музыка и можно будет дарить миру свои прекрасные мелодии и обворожительную улыбку. Разрешите себе быть красивыми! Будьте обаятельными и привлекательными!
Режиссер Геральд Бежанов снял в 1985 году замечательную и любимую, комедийную мелодраму под названием «Самая обаятельная и привлекательная». Фильм имел в советском союзе большой успех. Был тепло принят как кинокритиками, так и зрителями, да и по сей день остается чудесным и светлым подарком советского кинематографа. В этой истории мы видим инженера Надю Клюеву. Она работает в сплоченном коллективе, в котором есть ни только женщины и еще и мужчины. Наде хочется наладить свою личную жизнь, и в этом ей стала активно помогать Сусанна (ее бывшая одноклассница). Мы видим забавную историю Нади, ее женским хитрости по обольщению мужчин (все по совету подруги)… Сколько же актерского обаяния у Ирины Муравьевой. Она потрясающая актриса. В ней столько жизни, энергии и действительно врожденного обаяния. Муравьева каждую свою роль играет с душой, всегда комично и трогательно. Ее героинь нельзя не полюбить. Именно это можно и сказать про данную ее героиню Надю Клюеву. Она так отчаянно и забавно, просто покорно слушала подругу и выполняла все, что ей говорили, чтобы привлечь мужское внимание. Все это смотреть очень комично. Татьяна Васильева сыграла роль подруги. Ей всегда идут эксцентричные роли, и на данную роль она четко подошла. Мужское трио исполнили такие чудесные, советские актеры, как Александр Абдулов, Леонид Куравлёв и Михаил Кокшенов. На вторых ролях были Людмила Иванова и завсегдатая Лариса Удовиченко. Актерский состав был очень хороший, поэтому и фильм по сей день смотрится с таким удовольствием. «Самая обаятельная и привлекательная» — советская, комедийная мелодрама о желании любить и быть любимой, о том, как найти свое место и наладить личную жизнь, о простоте душевной и мужском и женском складе ума. Фильм чистый и добрый, я его люблю и к просмотру всем рекомендую. P.S. «Я самая обаятельная и привлекательная. Я жуть как нравлюсь всем мужикам…» 9 из 10
Львиную долю жизни мы проводим на работе. Для незамужней женщины служебные обязанности зачастую становятся единственной возможностью потратить энергию, невостребованную для личных отношений. Проектный институт — не самое романтичное место на свете. Изо дня в день, из года в год, не отрывая от глаз от кульмана, женщина совершенно забывает о личной жизни. Нередко она даже не представляет себе, чем дышит ее коллега за спиной, какие уж там близкие отношения. Работа превращается в каторгу по мере того как одинокий человек все ближе к тому, чтобы расписаться в своей неспособности завязать хотя бы служебный роман. Рассчитывать на Его Величество случай — опрометчивая затея. Совсем другое дело, не упустить подвернувшийся шанс круто изменить свою жизнь, потому что он может оказаться последним. Милую, добрую, болеющую душой за интересы коллектива Надю Клюеву сложно заподозрить в авантюризме. Наедине с собой она, конечно же, понимает, что ей давно пора замуж, но как-то смирилась со своей участью и довольствуется валом общественной работы. Встретив в салоне троллейбуса подругу детства, Надя едва ли узрела в ней пресловутый шанс. Скорее всего, она просто порадовалась за элегантную и привлекательную Сусанну. «Хоть у подруги на личном фронте все хорошо» — грустно подумала девушка. Бывшая одноклассница оказалась натурой деятельной и не собиралась просто смотреть на понурую Надю и ее кислое лицо. Долой ненужное дежурство дружинником! Долой одни лишь горы чертежей! Долой пинг-понг как единственную радость в жизни! Есть категория людей, которых нужно заставлять любить себя. Сусанна решает сделать Надю женщиной, а не офисной мышью. Отныне каждый мужчина проектного отдела не может чувствовать себя в безопасности — одинокое сердце вышло на охоту. «Перестроечное» кино привычно отождествлять с эпохой гласности, крушением запретов и демонстрацией прежде табуированных тем, но это относится не ко всем фильмам той поры. «Самая обаятельная и привлекательная» не имеет четкой привязки к конкретному периоду советской жизни. Во все времена хватало женщин, по каким-то причинам так и не вышедших замуж. Можно было упрекать в этом самих «старых дев», можно мужчин-слепцов, можно коварную судьбу, можно что-либо еще. Геральд Бежанов предлагает зрителю возможность самостоятельно вынести вердикт Наде Клюевой — повинна ли она сама в своем одиночестве, либо действительно так сложились обстоятельства. Проблема замужества встает в полный рост и нуждается в решении. Кино Бежанова предлагает два способа борьбы с одиночеством — научный и естественный. Сусанна — олицетворение преуспевающей женщины позднего СССР. Знающая себе цену, самодостаточная, научно подкованная, владеющая новомодной электроникой и умело находящая общий язык с фарцовщиками. В лице Надиной подруги режиссер словно бросает вызов самой природе. Ничего не надо ни от кого ждать, надо хватать самой, при необходимости ломать человека через колено — для Сусанны цель всегда оправдывает средства. Женщину нельзя за это осуждать. Советские люди слишком долго жили для коммунистической партии и слишком мало для себя. Квартира наглого фарцовщика — вызов отжившим свое устоям. Крутая одежда, видео, заграничные штучки — настолько сильно все это диссонирует со светлым образом рабочего и колхозницы, что «серенькая» Надя словно попадает в параллельную реальность. Научный подход отвергает общность интересов. Каждый мужчина проектного бюро — не просто отдельно взятый работник, а композиционный портрет с сильными и слабыми сторонами. Нарочитая серьезность методики Сусанны при всей сопутствующей комедийности открывает очень важные нюансы личности. Один Надин коллега слишком правильный и примитивный, другой — неисправимый бабник с обручальным кольцом, третий — уже в возрасте, четвертый — годится лишь для пинг-понга, пятый — нарциссичный пижон и дамский угодник. Судя по всему, Сусанна никого из них не считает личностью. Отчасти это обусловлено обидой за подругу, отчасти из-за кричащей самоуверенности. Наука должна дополнять и обогащать разум человека, но не замещать его. Именно поэтому в Надиных глазах читается недоумение. Прилежно следуя заветам подруги-социолога, она так и не может до конца поверить в них. Какой открывается ситуация глазами самой Нади Клюевой? Поход к фарцовщику: «это все не по мне, Сусанночка». Характеристика коллег: «он меня совсем не волнует», «у него две дочки», «ну, он хороший человек», «он меня вообще за человека не считает». Кулинарные приготовления: «только как я подсуну ему эти пирожки?» Образ Нади вобрал в себя многие черты хороших, приятных в общении, но мало кому интересных дам. Геральд Бежанов нарисовал портрет незаметного человека, растворившегося в вечной стройке коммунизма. Надя — продукт порочной системы, предписывающей жить лишь для будущих поколений. Забитая, одинокая женщина не поднимает лишний раз глаза, а иначе непременно бы заметила, что каждый ее коллега по-своему счастлив. Кто-то без конца выходит замуж, кто-то отпускает «шпильки» в адрес жены и тещи, а кому-то достаточно мимолетных связей, но все они довольны своей жизнью, потому что научились любить и ценить себя. Встреча с Сусанной — предвестница схватки развитого интеллекта с горячим сердцем. Тот самый случай, когда есть уникальная возможность взглянуть на себя глазами другого человека, чье мнение можно считать авторитетным. Надя поменяет гардероб, сменит прическу, заучит модные словечки, но все это пустое, если не научиться слушать свое сердце. Его ритмы во все времена будут важнее, чем данные продвинутых ЭВМ. «Самая обаятельная и привлекательная» совершенно точно входит в тройку лучших фильмов Ирины Муравьевой. Известная своей строгостью к самой себе выдающаяся актриса признает Надю Клюеву, как важнейшую страницу своей биографии. Однако в успехе картины заслуга не только Муравьевой. Геральду Бежанову удалось объединить своей идеей звезд первой величины. Еще молодые Михаил Кокшенов, Леонид Куравлев, Александр Абдулов и отыгравшая на невероятном уровне Татьяна Васильева обессмертили кино, в котором романтика соседствует с горестями, а мягкая ирония с жестоким сарказмом. Вся страна уяснила, что такое аутотренинг, запомнила выражение «Ты что, с Урала?» и полюбила простую проектировщицу Надю Клюеву. Проблема личной неустроенности будет преследовать российских женщин еще долго, а стало быть «Самая обаятельная и привлекательная» не утратит заслуженного зрительского внимания. 10 из 10
Вся прелесть старого доброго советского кино в том, что оно настоящее, простые люди, обыденные ситуации, и в этой самой повседневности столько смешного и трагичного, этот фильм именно такой. «Не родись красивой, а родись активной» Надя Клюева девушка с большой душой и таким же большим сердцем, но, к сожалению, так получилось, что никому оно не пригодилось, вместо любви и прочей дребедени она решила заняться общественной жизнью, быть увлеченной не одним человеком, а всем и сразу. И у неё это не плохо получается, только за частую, это граничит с назойливостью. На протяжении всего фильма так и хочется стукнуть её по голове и сказать, позаботься наконец о себе. И как часто бывает, именно таким добрым, заботливым девушкам нравятся те самые парни. Наверное девушки меня поймут. А вот и он, герой её романа Володя Смирнов. Мало говорит, улыбается и того меньше, но как же много он слушает музыки. Парень-загадка вначале, парень-пустышка в конце. Как однажды сказал мой товарищ, влюбиться можно просто захотев, Надя так и влюбилась. И на протяжении всего фильма, самыми изощренными способами она пыталась завладеть его вниманием. Самое удивительное, у неё это вышло, может способы и не так нелепы. Даже возможно для кого-то это станет своего рода самоучителем, ведь фильм построен на советах, как завоевать того самого. «Я самая обаятельная и привлекательная. Я жутко нравлюсь мужчинам. Они просто без ума от меня. Все мужчины оборачиваются мне вслед и смотрят». Повторяла Надя себе, идя по улице. Может на мужчин это мало действовало, но вот Надя расцвела. И наверное весь секрет, не в этих словах, а просто в вере в себе, в принятии себя настоящей. И напоследок я скажу, ах, добрый Гена, Геночка. - Не раздумывая не могу. Потому что «А» — мне не ясно какие последствия могут вытечь из чашечки кофе, «Б» — … - Молодой человек, с вами всё ясно. Играйте в пинг-понг, Гена! Это у вас получается неплохо. В этом весь он. Нерешительный парень, но искренний. Как забавно смотреть на то, как делает он комплименты нашей Наде, что не знаешь, умиляться или плакать. Ведь счастье его так близко, а он как улитка. Так и хочется сказать на таких женятся, но не влюбляются, уж не похож он на страстного героя любовного романа, и даже не хочется говорить о нем, что в тихом омуте черти водятся. Но обнять его, все таки, хочется и пару раз поцеловать в щеку, а может даже в обе. Для меня же это фильм-цитата. Фильм, в котором каждая женщина может узнать себя, ту самую влюбленную дуру, да или просто дуру. Поэтому смотреть или нет? Смотреть! Любить себя! 9 из 10
Да-да, это я про одну из моих любимых актрис — Ирину Муравьёву. Для многих её главная роль во всей кинокарьере — это как раз-таки роль Нади Клюевой, безвкусно одетого инженера, которая великолепно справляется с общественными делами, и также великолепно не умеет устраивать личную жизнь. Для меня Муравьёва — Нина Соломатина из «Карнавала», однако роль Клюевой, на мой взгляд, удалась ей ничуть не хужею В контрасте с Надей мы видим её старую подругу Сусанну. Татьяна Васильева просто великолепна в этой роли, обворожительна и сексуально. Не в укор Муравьёвой, но Васильева своей игрой и харизмой затмила Ирину Вадимовну просто враз. На данный момент, из всех просмотренных картин с Васильевой, «Обаятельная…» — лучшая роль актрисы и по сей день. Настоящая и… самая обаятельная и привлекательная. Как и в «Карнавале», главную любовь героини Муравьёвой здесь играет Александр Абдулов. Честно — не заметил какой-то разницы между его персонажами. И в том, и в другом фильме Александр знает: он — главный красавец кинолент, и режиссёры, естественно, в этом ему помогают, ибо знают аудиторию, которая обязательно «клюнет» на Абдулова и придёт посмотреть на него в кинотеатры. Впрочем, что уж говорить — Абдулов — изумительный актёр, и ему можно простить двух одинаковых Никиту из «Карнавала» и Володю из «Привлекательной». Иванова, Кокшенов, Куравлёв, Удовиченко — весь актёрский ансамбль до того слажен, до того отработан до мелочей, что кажется, что это бюро действительно существует, и мы смотрим документальные будни самой обыкновенной советской конторы. Как поётся в песне Муравьёвой, «Быть может, счастье рядом? Лишь только оглянись…»,. Удастся ли Сусанне всё-таки перевоплотить замухрышку Клюеву в уверенную в себе вумен, и сможет ли она среди своих коллег-мужчин найти того самого? Узнаете, посмотрев эту позитивную лирическую комедию. 9 из 10
Так уж получается, что смотреть всё качественное кино не получается, а раз так, то и просмотреть такую интересную работу можно только спустя годы после того, как услышал о ней. Тема, затронутая в фильме, актуально всегда, что тогда 30 лет назад, что сейчас. Кто-то сейчас готов тратить деньги для того, чтобы научится привлекать других людей. Ходить на тренинги, слушать толстых диетологов, сапожников без сапог и т. д., будто многие жизненные проблемы именно из-за этого. А идея в фильме простая и очень верная, иногда не надо ходить за моря, чтобы разглядеть счастье, которое под носом. Сюжет картины несложен. Одинокая девушка встречает старую знакомую, которая будучи психологом начинает давать героине рекомендации по притягиванию лиц мужского пола. Ближе к концу картины видим, что психолог и сама далеко не идеальна, да ещё и выбрала того, кто её пытается обмануть. Всё-таки мораль в этой картине не явная, и существует тут мысль, достаточно простая и изложенная правильным образом. Под видом развлекательной конфетки та правда, которую понимаешь только с годами и опытом. Самое интересное, что заметил во время просмотра — это то, что влюбляешься в главную героиню, несмотря на достаточно обыкновенную внешность. Такое вот обаяние у Муравьёвой, что через экран передаётся. Замечательная актриса. Приятно смотреть кино, которое было снято несколько десятков лет назад и понимать, что оно не устарело и не стало статичным музейным экспонатом, а живёт и его смотрят с удовольствием. Суть фильма, что не надо витать в облаках, слушать пикап-мастеров, которые кроме обещаний и небольших удач не могут дать главного — настоящую любовь, которая гораздо ценней, нежели одноразовые отношения на пару дней или ночей. Учитесь у самих себя, соприкасаясь и взаимодействуя с другими.
Гениальное кино. Фильм, который не может надоесть. Какое-то совершенно нескончаемое удовольствие. Потрясающий результат. Тут, конечно, и сценарий (большей частью на диалогах и крупных планах построенный), и актерские работы — всё сложилось. Каждая сцена, каждая фраза — это же просто киноклассика в чистом виде! Задумаешься, кого бы выделить в первую очередь — и ведь факт, что вообще сможешь определиться с выбором. Ибо каждый хорош просто на диво. Понятно, что И. Муравьева — центр этой маленькой Вселенной. То, как она совершенно неуловимо преображается… Это Вам не убогая сериальная пошлятина с дешёвыми приёмчиками типа очков и брекетов. Тут игра! От «А я не виновата, что всё, что связано с жизнью коллектива, для тебя неприятно!» через «Ты что не видишь? По коттону и по лэйблу!» к «Ой, Гена, сейчас такие пошли дела!.. Жаль, не могу тебе всего рассказать!» Завораживает! Одно только непонятно: «Сусанна всё-таки гений!» или «Быть может, счастье рядом, ты только оглянись»? Как это вообще связано между собой и связано ли? В этот раз я вдруг понял, что не нахожу четкого ответа. И это… повод посмотреть фильм еще раз. Что же касается «планет», вращающихся (большей частью, а особенно под занавес, в буквальном смысле слова) вокруг звезды… Тут сплошь Мастера с большой буквы. На любой вкус. А. Абдулов («не только в шахматах пижон, но и в жизни»), М. Кокшенов («заночевал… в Доме колхозника и не успел заехать домой переодеться»), Л. Куравлев («семейным тоже нужен отдых от семьи») или все-таки В. Носик («не раздумывая, я не смогу… потому что «а»…»)? Не забудем и А. Ширвиндта («А Сусанна разрешила?.. Значит, не надо!») со Л. Перфиловым и И. Ясуловичем («Она что, с Урала?!). А оттеняющие звездное сияние женские партии? Та самая «женщина с шармом» Сусанна Т. Васильевой («Повторите еще раз ватрушки «Утренняя заря»!), «конкурирующая фирма» Люся Виноградова Л. Удовиченко («Как сказал Ларошфуко…») или всегда готовая подсобить Клавдия Матвеевна Л. Ивановой («Ну и лопух ты, Лёша!»)… Неплохая подборка, правда? Ни одного случайного звена! Как ни крути, это «Избранное». Слишком уж всё идеально. 10 из 10
Фильм на загляденье! Как же здорово всё придумали Анатолий Эйрамджан и Геральд Бежанов. Расставили всё по полочкам, разложили так, что даже самый грустный человек на свете обязательно улыбнётся, когда посмотрит это кино. Органичное переплетение мелодраммы и комедии. Нет ничего лишнего и вопросов по поводу увиденного. Всё понятно и доступно и после просмотра остаются самые хорошие ощущения. Это я ещё не затронул несколько перлов, которые смело вошли в обиход нашей жизни. Существует на белом свете девушка по имени Надя. Она простая и открытая, пользуется уважение среди коллег по работе. Но вот счастье в личной жизни нет, хоть убей. В мужском коллективе где она трудится, естественно есть мужчины, но как это часто бывает красавчик Володя Смирнов (Александр Абдулов) на неё ноль внимания, а Лёха Пряхин (Михаил Кокшенов) не так, чтобы очень нравится. Что же делать этой пышащей здоровьем и жизнелюбием девушке ? А попробовать переменится. Тут и сама судьба послала ей Сусанну, даму интересную во всех отношениях. Сусанна научит свою подругу уму разуму, что касается как быть самой обаятельной и привлекательной, тем более Надя (Ирина Муравьёва) очень лёгкий и податливый человек в плане обучаемости. И пошли Надины приключения. Тут и примерка одежды, тут и пара рецептов психологического свойства и много всего всего, что надо просто видеть. Под потрясающую игру всего актёрского состава, фильм будет сопровождаться массой трагикомичных ситуаций и шуток. Одна поездка в командировку чего стоит. А реплику в поезде героя Леонида Куравлёва многие наверняка знают: -Проходите девушки от греха подальше. Вообще командировка для советского человека — это особая страница истории его жизни, те кто ездил или ездит меня поймёт. Столько загадочного и таинственного кроется в слове командировка. Здесь и надежда кого-то встретить, если ты холост, здесь и предчувствие хорошо повеселится в тайне от семьи, что собственно наглядно и демонстрирует данная картина. А шарик земной круглый и всё развивается по спирали, вот и попали наши командировочные мужчины не в незнакомые женские руки, а всё в те же, в Надины. Надя девушка не злопамятная, но дать понять эти прохвостам может: -Эрик, Артур, за работу! А как она играет в теннис ? Весело с азартом и молодецким задором! Так, что коллеги мужчины вынуждены тоскливо переводить глаза в сторону теннисного шарика. Эх, что я вам рассказываю, ведь вы сами всё прекрасно знаете, знаете, что это кино не один раз! Конечно смотреть и конечно высший балл! 10 из 10
Довольно странно это. Будто не фильм — эпоха перед глазами. Ведь 30 лет прошло… Особенно должно быть странно смотреть фильм 85 года в интернет-кафе через WiFi с ноутбука или iPhona — с официального YouTube Киноконцерна Мосфильм… И те, кто не застал союз (по которому ностальгировать особой причины и нет… вспомнить хотя бы школу) не поймут эти фильмы — даже о чём эти фильмы вообще (ну как это — за весь фильм никого не убили)… Музыка, звучащая за кадром (точнее — в наушниках у Абдулова) и в ресторане, в телевизоре у спекулянта. Сейчас же уже и не вспомнить — что тогда слушали. Оставим пока в покое цели, ради которых государство давало деньги на съёмки фильма (какие цели оно преследовало) и пристально посмотрим на другое. Посмотрим на матриархат-феминизм показанного общества, где женщины обсуждают мужиков, как тряпки — нравится-ненравится (замуж мол пора выходить — аргумент семью создавать бесподобен! «из двух любящих один любит, а другой позволяет себя любить» — см. фильм — «что я дура, чтобы любить сама?»). Посмотрим на дамского любимца Абдулова, поскольку (по словам его бывшей жены) он, похоже, фактически играл в фильме самого себя («пижон» — см. фильм)… Быть может, если бы мужики были другие, не мыли бы им кости, словно шмотки на развалах постсоветских («ну и мужики пошли, Господи…» — см. фильм)? С этого фильма очень неплохо начинать разбор самого культа, построенного вокруг так называемых «звёзд», которых какие-то 150 лет назад в обществе считали скоморохами, а ранее — лет на 50 и хоронить на кладбище с обычными людьми не хотели — вот как относились к балаганным «лицедеям»… Не случайно, что круги хасидов, пробивающиеся к власти со времён Моцарта создали культ именно вокруг балагана современного общества (ибо где ещё возможен культ лицедея, как не в балагане — среди скоморохов). Актёр вроде Абдулова вполне годиться для подобного разбора полётов («душится как барышня» — см. фильм). Посмотрите повнимательнее на его персонажа (я смотрел большинство фильмов с его участием) — что из показанного им — это он сам? Сравните его персонажей вроде бы положительных с отрицательными — насколько они часто похожи — не здесь ли кроется его собственный характер? И почему ещё во времена союза (я уже не говорю о постсоветском) стены советских квартир завешивали календарями с постерами актёров? Не потому ли Ульянов тогда — давно говорил, что важнейшим из искусств для них является кино? И не потому ли стоит тратить время и силы на равенчание подобных кино-эстрадных культо-идолов… Как сейчас помню — пару еврейский ученичков — двойняшки седьмого кажется класса. Девица, знающая Дом2 наперечёт — кто-с-кем-почём сильно удивилась, узнав от меня, что Чайковский симфонии писал (наверное, должен был больше уделять внимания литературе). А фильм довольно добрый (тот же Нофелет на пару звезд на КиноПоиске он должен обыгрывать точно, хотя, возможно, просто главная героиня просто переигрывает персонаж Меньшова — от актёра очень много зависит). Забавно улавливать пересечения сюжетных задумок с тем же Нофелетом к примеру, со Служебным романом (персонаж Людмилы Ивановой) или Иронией судьбы (по персонажу Ширвиндта), князь Милославский (типа Летят Куравли) P.S. Пересматривал ещё раз — очень грустно — видно, что подруга главной героини несмотря на профессию не разбирается в людях — посмотреть, кого она выбрала в мужья и на её фразу «молодой человек, с вами всё ясно, играйте в пинг понг, Гена, это у вас получается неплохо». А это единственный в фильме мужской персонаж, несмотря на свою простоватость производящий положительное впечатление. Да и кого доводил до добра матриархат-феминизм? Сама актриса, играющая подругу Клюевой — из театра сатиры — очень неплохой лицедей, а туда же — когда я увидел во время интервью, что она (как и жена Меньшова, например или Гурченко) сделала пластикой с лицом… А вроде умная особа… Верно говорил Феминист Ясный Сокол — союз бабы развалили своими хотелками. Как через весь фильм проходит культ барахла — иностранные шмотки, или вспомним Булгакова — сеанс чёрной магии с переодеваниями… Мда… Хотя в данном конкретном фильме две героини проихводят положительное впечатление (чисто по-человечески) в отличие от псевдомужиков — персонажей Абдулова и ЛетятКуравли… Хуже баб, честное слово…
«К счастью стремишься сквозь все испытанья, Счастья, как чуда великого, ждёшь, Может быть, даже само ожиданье Счастьем когда-нибудь ты назовёшь…» Я видела этот фильм десятки раз, знаю наизусть практически все диалоги и всё равно получаю удовольствие каждый раз, когда смотрю его и жду окончания так, будто не знаю, чем дело разрешится. А ещё это отличное кино для поднятия настроения. Главную роль в картине исполнила одна из моих любимых советских актрис — Ирина Муравьёва. Я готова смотреть любой фильм с её участием, потому что образ, который она создаёт, настолько обаятельный, привлекательный и живой, что запоминается, захватывает уже с первых кадров. Она уже была Людой в «Москва слезам не верит», Ниной Соломатиной в «Карнавале» и вот теперь стала Надей Клюевой — обычной, ищущей любви и счастья женщиной. Весь актёрский состав картины можно считать легендарным: это и Александр Абдулов, и Леонид Куравлёв, и Татьяна Васильева, и Людмила Иванова, и Михаил Кокшенов, и Лариса Удовиченко, и Владимир Носик, и Александр Ширвиндт — известные, уважаемые и любимые имена. Режиссёр картины Геральд Баженов славится своим ответственным подходом и требовательностью, наверное, поэтому в его фильмах всё выглядит так слаженно. Кроме того, совместно с Анатолием Эйрамджаном, как и в картине «Где находится нофелет?», он выступил и в роли автора сценария. Прекрасно, что благодаря Баженову у нас есть такой фильм. Песня о счастье, исполненная Ириной Муравьёвой и взятая в качестве эпиграфа к данной рецензии, как нельзя лучше раскрывает суть фильма. Слова в ней очень верные. Поиски счастья были, есть и будут, как и люди с разным о нём представлении. На каждую Надю найдётся и своя Сусанночка, и свой Володя, а вот если повезёт, то и Гена — но для этого нужно ждать и надеяться. Хотя можно и не ждать, а взять у природы все её милости, сделать выбор так, «чтобы всю жизнь горело синим пламенем», только в этом случае место Гены займёт Аркадий. «Самая обаятельная и привлекательная» легко сочетает в себе комедию и мелодраму, показывая простую правду жизни. 10 из 10
Фильм времен разоблачения аутотренингов, медитаций и разных прочих модных западных веяний. И торжества незыблемой истины эпохи развитого социализма — жизнь богаче и разнообразнее любых псевдонаучных теорий. Демонстрирует это преимущество мощная боевая дружина отечественных звезд. Хорошая и добрая, не неприспособленная Надя (Ирина Муравьева) попадает в руки к подруге, умеющей жить (Татьяна Васильева), к тому же хорошо теоретически подкованной. Подруга, используя свое знания, хочет выдать Надю замуж. И не за кого-нибудь, а за красавца Смирнова (Александр Абдулов). Для обольщения используется хорошо продуманная тактика. Но, по причинам, указанным в начале, все оказывается не так, как должно было быть по расчетам подруги. Красавец Смирнов оказывается шалопаем и пижоном. Зато в ранее незаметном Сысоеве (Владимир Носик) обнаруживается масса положительных качеств, делающих его вполне подходящей парой для Нади. Более того, у теоретически подкованной подруги с практикой тоже не все в порядке: начинает увиливать «налево» муж (Александр Ширвиндт). То, что любовные эксперименты проводятся Надей на глазах у сослуживцев, придает сходство со «Служебным романом». Но публика в «конторе» подобралась славная: Леонид Куравлев, Лариса Удовиченко, Михаил Кокшенов, Людмила Иванова… Вообщем это самая теплая комедия. Всем рекомендую! 10 из 10
Посмотрел сегодня с дочерью этот многократно ранее просмотренный фильм и опять получил много радости. Первый раз я его смотрел в кинотеатре «Победа» в 1985 — в этом году фильм вышел в прокат. Мы пошли в кинотеатр с двоюродной сестрой Викой (тоже Победой). Фильм оказался простенький, но впечатления были очень хорошие и мы потом долго вспоминали фильм и смаковали детали. Особенно мне понравилось упоминание ЭВМ в контексте решения социологических и психологических задач — мое увлечение компьютерами тогда только складывалось. В то время по радио регулярно проходила передача (не помню название), которая освещала премьеры советского кинематографа. Вспоминается, что я, засыпая ночью, слушал очередную передачу. Там говорилось про «Самую обаятельную и привлекательную», а для иллюстрации был представлен фрагмент фильма, в котором Клавдия Матвеевна учила Лешу Пряхина как ему женихаться к Наде — главной героине. Очень четко помню этот момент своей жизни и каждый раз просматривая данный фрагмент впадаю в ностальгию. Наверное, это один из последних позитивных фильмов уходящей эпохи застоя. Он погружает в теплую, неконфликтную, несколько наивную атмосферу. В результате для меня очень легко восстанавливаются мои детские ощущения того времени. Я понимаю, что для дочери этот фильм — просто легкая старомодная комедия. Но я рад, что дочь хоть немного соприкоснулась с отголоском моего детства и порадовалась вместе со мной.