Бен-Гур: отзывы и рeцензии

MAVAS
MAVAS1 ноября 2010 в 08:54
Бен Гур

Я смотрела этот фильм ещё когда была маленькой. Но я, наверное, была слишком мала, чтобы понять всю мощь этого фильма. И это касается не только шикарнейших съемок. В первую очередь это касается глубины и духовности в этом фильме. Став взрослее и посмотрев этот фильм иным взглядом, я была просто поражена! Настолько глубоко поражена, что впечатление остается во мне до сих пор, на протяжении нескольких лет. И вряд ли отпустит. Почему этот фильм возымел такую силу? Я считаю, потому, что он основан на реальных событиях, происходивших два тысячелетия назад. Это рассказ о Иуде Бен Гуре и его тяжелой судьбе, полной страданий, разочарований и борьбы. И, прежде всего, с самим собой. Лучший друг стал злейшим врагом. Мать и сестру бросили в тюрьму ни за что. А самого Бен Гура отправили на галеры в качестве раба. И здесь всё начинается... Нам показано, что человек, даже на первый взгляд потерявший всё в жизни, может приобрести намного больше, имея смирение, силу духа и, главное, веру. Веру Богу. На протяжении своей тяжелой внутренней и внешней борьбы Господь не оставлял Бен Гура и давал сил двигаться дальше. И тут происходит эта встреча... Встреча между Бен Гуром и Иисусом Христом. Я считаю эту сцену одну из самых цепляющих в фильме! Цепляющих душу и сердце... И как правильно она была поставлена! Когда измывающим от жажды рабам давали воду, а Бен Гуру не дали, он падает на землю и в полуобмороке произносит: 'Господи... помоги мне..'. И в следующий момент Кто-то дает ему живительный глоток воды. И не просто дает! Как же здесь была показана вся Нежность и Любовь Бога к людям! И реакция Бен Гура, когда он заглядывает в глаза своего Спасителя... Думаю, он уже тогда понял, что перед ним не просто человек, а Сын Божий. И это благодарное прикосновение к Руке Иисуса... Я даже не могу подобрать правильного эпитета к этой сцене! Настолько она трогательная и цепляющая.. И я здесь не могу сдержать слез. Но то, что происходит сразу следом за ней - тоже не выразить словами. Когда соглядатай замечает, что кто-то дает Бен Гуру воду и возмущенно кричит, что давать тому воды нельзя. И тут Иисус встает и устремляет взгляд на солдата. Мы не видим в этот момент взгляда Иисуса, но видим его действие, отражающееся на лице солдата. Он просто ничего не может сказать и сделать против, и опускает взгляд. Здесь нам показано, что происходит со злом, когда оно сталкивается с Божьей Благодатью. Оно пресекается! Почему я так подробно описываю эти сцены? Потому что мне бы очень хотелось, чтобы люди, смотрящие фильм 'Бен Гур' акцентировали своё внимание на этих моментах и поняли, что именно нам хотели донести. Очень мне понравился профессионализм постановок сцен, где есть Иисус Христос. Нам не показывают лица актера, играющего Его, но это и правильно! Потому что никто из людей не сможет стать Им, пусть даже на экране. Подобных сцен в фильме пересчитать по пальцам, но они имеют невероятную силу. Всегда нам показывают Иисуса со спины, он ничего не говорит. Но, когда вступает в силу Божественная Любовь и Благодать, слов и не требуется... Хотя Бен Гур услышал из уст Иисуса всего несколько слов, когда Он уже был распят: 'Отче, прости им, ибо не ведают, что творят'. Представьте, какую силу возымели эти слова нам человеком, у которого в душе была жажда мести и злость! Люди распяли Иисуса, а Он просит Бога-Отца простить их. Это пример величайшей Любви и Смирения.. И эти слова стали для Бен Гура решающими в его борьбе. Главной мыслью этого фильма, на мой взгляд, является то, что нам надо брать пример смирения и всепрощения с Бога. Бен Гур жаждал мести, но произошел момент, когда он доверил свою жизнь Богу, и Тот всё взял в Свои Руки. - Господи, доверяю себя в Руки Твои. Поступай со мной так, как считаешь правильным. В этом фильме показана не только борьба человека, но и его внутреннее изменение в этой борьбе. Актер Чарлтон Хестон - просто шикарнейший актер! Вообще актерская игра в этом фильме достойна всех Оскаров, которые уже были получены, а я бы дала ещё больше! А вся постановка фильма, декорации, места съемок - здесь комментарии излишни. В фильме 'Бен Гур' каждый найдет что-то для себя: кто-то просто посмотрит хороший фильм, у кого-то останется приятное впечатление, а кто-то увидит глубже и больше, и внутренне изменится. Я считаю этот фильм одним из тех, что меняет сознание, если правильно понять его. Я бы могла написать ещё много положительных слов в адрес 'Бен Гура', но, думаю, того, что уже написала, достаточно, чтобы показать мою оценку этому фильму 10 из 10!!! P.S.: если этот фильм вас не оставил равнодушным, но рекомендую посмотреть фильм 'Десять заповедей', с Чарлтоном Хестоном в главной роли. Очень сильный и поучительный фильм, ничем не уступающий 'Бен Гуру'.

Horseofhell
Horseofhell13 августа 2012 в 05:15

Иудея, 26 год от Рождества Христова. Богатый аристократ Иуда Бен-Гур (Хестон) встречается с другом детства Мессалой (Бойд), который много лет назад уехал делать карьеру в Рим. Мессала вернулся в Иудею в качестве крупного военачальника с заданием окончательно подмять эту область под власть Цезаря. Бен-Гур, как иудей и патриот, выступает против римского захватничества, чем развязывает многолетнюю вражду с Мессалой, который несмотря на некогда дружеские отношения, заключает всю семью и самого Бен-Гура в темницу. Один из самых титулованных оскаровских лауреатов фильм 'Бен-Гур' представляет собой многочасовую историческую сагу - мощную, величественную и исторически интересную. Противостояние римской власти и самобытной Иудеи показано через кровную вражду Иуды Бен-Гура и Мессалы - абсолютно аполитичного аристократа и жадного до власти наёмника, считающего Цезаря равным Богу. В фильме очень хорошо показано развитие каждого из этих персонажей. Мессала из наивного и тщеславного мальчишки постепенно превращается в жестокого и коварного подлеца, а Иуда, пройдя через ад рабского труда на галерах и не выдержав жажды мести, пожирающей его душу, становится циничным и морально подавленным человеком. И если бы создатели картины 'Бен-Гур' остановились исключительно на историческом и человеческом факторах, то я был бы абсолютно доволен. Однако, ближе к концу фильм скатывается в религиозную агитку, картина замыкается на образе Иисуса, который способен исправить все ошибки прошлого и даровать людям успокоение. С одной стороны, всегда пожалуйста, каждый верит в то, что хочет, но когда в тщательно выверенной и исторически верной картине на экране начинают происходить чудесные и мгновенные исцеления прокажённых - извините, это перебор. Актёрская игра, разумеется, хороша. Особенно это касается мужских образов. Бен-Гур, Мессала, турецкий богач Илдерим, сыгранный замечательным актёром Хью Гриффитом. Все они получились живыми, яркими и очень неоднозначными, что стало довольно-таки большой редкостью в наше время, когда каждый режиссёр, снимающий историческую картину, норовит разделить персонажей на чёрное и белое. В-целом, мне понравился этот фильм, особенно первые его две трети. Конец, конечно, подкачал. Не люблю я весь этот религиозный фанатизм. От таких сцен попахивает желанием объяснить земное божественным, а кому это надо? Мне вот точно нет. С другой стороны, историческая мощь, актёрская игра, интересный сюжет и огромное количество наград делают картину 'Бен-Гур' обязательной для просмотра ярым поклонникам кинематографа. 8 из 10

ashwell
ashwell12 сентября 2018 в 15:59
Уильям Уайлер. Лучшее. Часть 5. Эпическое полотно.

Ben-Hur - историческо-приключенческая драма продолжительностью практически в 4 (!) часа, учитывая увертюры и прочие вставки для перерывов, которые были в то время актуальны. Являясь истинным фанатом кинематографа, вынужден признать, что осилить такого масштаба картину в один заход способны немногие (мне удалось). Причем тут совершенно не важно качество продукта, просто удерживать внимание на такое количество времени физически нереально. Будьте готовы к тому, если осмелитесь посмотреть полностью, что в какой-то момент силы покинут ваше тело и мозгу потребуется перезагрузка, посему воспользуетесь антрактом, который есть в повествовании и передохните не меньше минут 30 на этом моменте. Теперь непосредственно о фильме. Перед нами уже классическая история о противостоянии двух близких людей, практически братьев по отношению друг к другу. Но целеустремленность 'римского брата' никак не смогла сосуществовать с патриотизмом и сторонником некой религиозной идеи 'иудейского брата'. Ситуация между ними накалилась до предела и при первой же возможности один из них (римлянин Мессала ) предал Иуду Бен Гура, отправив того в рабство. Прежде всего стоит похвалить масштаб постановки. Это довольно сложно описать словами, но увиденное забыть невозможно. Невероятные по красоте пейзажи, дизайн одежды того времени, количество человек участвовавших в массовке, грандиозные декорации - все это сделано максимально здорово и профессионально. Выстроение кадра, диалоги между героями, грандиозное количество событий - это только малая крупица успеха картины. Перед нами классический театр, с подобающей тому игрой актеров, но с невероятным техническим инструментарием (для того времени). Сейчас так уже никто не снимает. Всё, в целях экономии, стараются нарисовать на компьютере. При всем при этом, можно пожурить режиссера за хронометраж, который не влазит ни в какие рамки. Динамика отсутствует тут как класс и не появляется даже ближе к концу. Протоганист, несмотря на свой героизм, представлен излишне эмоциональным человеком, отчего его 'мачизм' умирает, не успев родиться. Некоторые сцены пытаются опередить время, в котором снимались и выглядят довольно убого. Но все это затмевает выверенная режиссура и актерская игра (последнее касается исключительно мужских ролей). Ты буквально проживаешь жизнь Иуды Бен Гура (Чарлтон Хестон), страдаешь вместе с ним, радуешься его удаче и успехам и надеешься, что он в конце концов умерит свой пыл, а его душа найдет покой в этом мире. При всем при этом, ни на секунду не останавливается борьба за идеалы, противостояние большинства и меньшинства, власти и подвластные ей народы. Иуда пытается отыскать путь, по которому стоит идти его народу и по которому он сам захочет его повести. В конце концов, он его найдет, но заплатит за это свою цену. В связи с выходом в 2016 году еще одной экранизации о Бен Гуре от маэстро российского кино Бекмамбетова, невольно сравниваешь обе постановки. Несмотря, на то, что у Тимура было намного больше способов снять те или иные сцены, он вчистую проигрывает настоящему прорывному полотну Уильяма Уальера. Не спас даже значительно комфортный хронометраж. Это еще раз доказывает, что чтобы снимать Кино не обязательно иметь самую совершенную и современную технику. Достаточно немного желания, чуть-чуть удачи, щепотку наглости, но главное талант. Буквально каждая сцена, которая есть у современного представителя снята значительно хуже его более старшего сородича. Для примера, стоит привести то, как представлен в обеих картинах Иисус и какую роль он играет на сюжет. В 1959 году автор выставляет его настоящим богом, сознательно не показывая (не смея) его лица, даже при свете яркого солнца. Более того он достаточно органично вплетен в историю, играя не последнюю роль. В 2016 - мы видим по сути человека, с лицом, которого остальные хотят видеть всемогущим. В фильме его присутствие обусловлено первоисточником, нежели сюжетной необходимостью и ощущается он как пятая нога у собаки. Ни убавить, ни прибавить. 8 из 10 Долго думал, стоит ли советовать приобщаться к искусству современному зрителю, который избалован кинематографом донельзя. Были сомнения во время просмотра, но после окончания могу смело заявить - обязательно. Только... нужно достаточно много свободного времени.

Андрей Медведь
Андрей Медведь7 сентября 2018 в 06:21

Палестина, 26 г. н. э. Два друга детства - сын богатых родителей иудей Иуда Бен Гур и римский трибун Мессала встречаются после долгой разлуки. Римлянин послан сюда, чтобы подавлять иудейские бунты и предлагает другу встать на его сторону. Но Бен Гур независим и горд, он отказывается, что приводит к нехорошим последствиям для него и его семьи. Один из самых масштабных пеплумов, из когда-либо снятых. В конце 50-х Голливуд пытался противостоять экспансии телевидения и пытался использовать новые технологии и грандиозный размах, чтобы вернуть зрителя в кинотеатры. В случае с 'Бен Гуром' им это удалось. При бюджете в 15 миллионов долларов фильм собрал в прокате более 160 миллионов и получил рекордные 11 'Оскаров' На основе романа Лью Уоллеса режиссер Уильям Уайлер создал величественную фреску Древнего Рима. В массовке фильма приняло участие более 50 тысяч человек, были созданы грандиозные декорации. В центре фильма - конфликт язычества и зарождавшегося христианства, который персонифицирован в противоборстве римлянина Мессалы и неофита Бен Гура. Религиозный фон имеет важное значение в фильме. Бен Гур несколько раз по ходу картины пересекается с Ииусом Христом (лицо которого нам, кстати, так и не показали), а в конце фильма происходит сцена суда и распятия на Голгофе. Но несмотря на религиозную тематику Уайлер создал прежде всего фильм-зрелище. Зрителя пленяют яркие спецэффекты, эпичный размах, грандиозные массовые сцены, отличные монтаж и операторская работа, сильная игра актеров. А две главные эпические сцены картины - морское сражение с десятком галер и легендарная сцена состязания на колесницах до сих пор впечатляют. Ну и, конечно, фильм бы не удался без отличного актерского ансамбля. Заглавную роль сыграл Чарльтон Хестон и получил заслуженный 'Оскар'. Это, пожалуй, лучшая роль этого прекрасного актера. В ней органично воплотились отличная физическая форма Хестона и его драматический талант. Хорош и Стивен Бойд в роли Мессалы, получивший за нее 'Золотой глобус'. А победу на 'Оскаре' в номинации 'Лучшая мужская роль второго плана' была отдана Хью Гриффиту, отлично сыгравшему роль шейха, влюбленного в лошадей. Хороши были также Сэм Джаффе (Симонид), Джек Хокинс (Квинт Аррий), Фрэнк Тринг (Понтий Пилат). А вот женские персонажи получились менее яркими. Наиболее интересно тут смотрится израильская актриса Хайя Харарит, сыгравшая влюбленную в Бен Гура рабыню Эсфирь. Грандиозный эпик, до сих пор поражающих размахом и многообразием образов и тем. затронутых в фильме. Кстати, роман Лью Уоллеса, положенный в основу фильма экранизировался неоднократно. В 1926 г. по нему была снята самая дорогая постановка в истории немого кино. тоже пользовавшаяся успехом, но ныне позабытая (на съемках картины помощником режиссера подвизался молодой Уильям Уайлер). Есть телеверсия 2010 г. и фильм Тимура Бекмамбетова 2016 г., ставшего главным кассовым провалом того года. Но всем им до фильма Уайлера очень далеко. 8,5 из 10

Das Wil
Das Wil12 марта 2017 в 22:51
Эпично

При выборе фильмов для просмотра в бумажном каталоге обратил внимание, что он получил 11 оскаров, что и натолкнуло меня взять диск с картиной 1959 г. для ознакомления. В другом случае не взял бы, потому что сколько не смотрел фильмов до 1970-х гг. выпуска, ни один не понравился. Слишком уж они примитивные: неестественные эмоции, нереалистичность в д-иях, отсутствие глубины, идеи. Краткое описание на диске, составленное красочно, предполагало, что фильм будет эпичным. Так и оказалось. Понравились реакции и мимика героев - смотрелось естественно, но при этом торжественно. Обратил внимание, что все актёры выглядели интересно. Спецэффекты для 1959-го очень на уровне. Как писали в одной из рецензий - сцена скачек выполнена превосходно. Музык. оформление в тему. Нацеленность героя на спасение семьи и отмщение своему врагу, отсутствие мн-ва других сюжетных линий, кот. обычно пытаются осветить в продолжительных по времени лентах, придавало фильму цельность. Повествование велось последовательно, понятно. Присутствовали сказочные моменты, кот. мне, как любителю реализма во всём, показались ненужными. Непонятно, каким образом связанный по рукам и с палкой за спиной заключённый смог с лёгкостью толчками раскидать 2-х стражников, поломать сковывающую движения палку за спиной так, будто не палка вовсе, за несколько сек. освободиться от связующих его кисти верёвок. Затем видим главного героя в роли гребца на судне достаточно крепким, физ. явно превосходящим своих товарищей по рабству после 3-х лет работы, и это там, где после 1-го года люди умирают. Врага Рима кормили по особому режиму? Затем Бен Гур, желающий убить своего противника решает посоревноваться с ним в езде на лошадях. Если у него была такая ненависть к Месалле, что он готов был его убить, то почему не убил, а стал с ним гоняться на лошадях, как с проигравшим какое-то пари, а не как с тем, кто отправил его на смерть. Римлянин использовал выступающие резцы на колёсах. Ни один из участников не апеллировал по этому поводу, хотя это было нарушением правил. Ну и в конце 2 героя в обнимку идут с прокажёнными так, будто это норма и будто они не знают, что могут умереть. Смотрелись выше перечисленные эпизоды по-детски. С этим произведение советовал бы ознакомиться как с кинематографическим наследием. Старательность, с кот. подошли создатели к работе, масштабные сцены могут быть привлекательны, но любителям драмы данное кино может не показаться таким уж великим, потому что ставка делалась на красивые эмоции, на красивые лица, на красивые слова, на захватывающие события. Это больше жанр приключения. 7 из 10

vydger
vydger30 апреля 2016 в 12:45
Смотреть в 2016 году?

Что делает любое творчество бессмертным? Конечно же, проверка временем. Я впервые посмотрел 'Бен Гур' в 2016 году, имея за плечами большой опыт в части современного кино, и был приятно удивлен. Сразу хочется отметить, что это художественный фильм и с библейскими историями он перекликается очень опосредственно, поэтому при просмотре знающие люди должны быть готовы, что им будут показывать не достоверную библейскую историю, а скорее историю, основанную на библейских событиях, во многом им противоречащую. Но давайте отойдем немного от фактов и затронем поле эмоций и чувств. Данная картина очень бережно относится к чувствам верующих, показывая образ Христа исключительно в отдаленных ракурсах, не позволяя себе изобразить его лицо, либо голос. Другими словами авторы стараются рассказать историю смертных простых людей на фоне 'божественного чуда', а не показать фильм про бога или его возможности, придумывая ему какие-то свои характеристики. Такой подход я вижу крайне редко и лично у меня он вызвал лишь уважение. Особой похвалы заслуживают экшен-сцены данного фильма. Осознавая, что перед тобой живые актеры и декорации, каждая экшен-сцена ощущается невероятно ярко. К слову, местные гонки на колесницах ощущаются и смотрятся живее, адреналиновее и более запоминающе, чем те же гонки на картах из ЗВ:'Скрытая угроза', которые были подчистую скопированы из 'Бен Гура'. Низкий поклон за проделанную работу в 1959 году. К сожалению, я не смогу найти нужных слов, дабы в полной мере похвалить работу людей, ответственных за реквизиты и декорации фильма. Здесь окружение и фон выше всяких похвал. Эпик. Наверное, это самое ёмкое слово, характеризующее эту художественную картину. Если речь идет о любви, то она здесь сильная, проверенная временем, страданиями и разлукой. Если речь идет о мести, то она тут жгучая, преодолевающая невообразимые трудности на своём пути. Если речь идет о герое, то его жизнь наполняется такими приключениями, что характер, словно сталь в жерле вулкана, закаляется и формируется прямо на глазах у зрителей. Почти каждый кадр - это готовая картинка для постера на стену. Мощно, фундаментально. Другими словами фильм не разменивается по мелочам ни в какой из своих частей. Однако же будьте осторожны, ведь 'Бен Гур' длится более трех часов. Повествование разделено на две половинки, между которыми присутствует (присутствовал) настоящий антракт, дабы зрители могли выдохнуть и передохнуть от разворачивающейся драмы. В итоге 'Бен Гур' - это потрясающий фильм во всех отношениях. Но я не могу сегодня порекомендовать его каждому, ведь как бы этот фильм не был универсален для любого времени, стилистика, актеры, манера речи, мимика, всё это отдает эпохой кино того времени. Не каждый сегодня готов смотреть на подобное, несмотря на все достоинства, что я перечислил. Но кто готов, перед тем откроется великолепная эпическая картина, которая запомнится на фоне тысяч других более современных и которая, безусловно, заслуживает 10 баллов из 10. 9 из 10

YujWolf
YujWolf27 сентября 2020 в 13:17
Нестареющая классика

В первую очередь картина рассказывает о личном конфликте двух старых друзей: иудейском князе Бен Гуре и прокуратуре Мессале. Два друга детства встретились спустя много лет. Теперь они выросли, каждый стремится сделать максимум для блага своего народа. Два разных народа, одна цель, у Мессалы служить величию Рима, у Иуды сделать иудеев свободными. Конфликт неизбежен. Зрителю предстоит пережить все перипетии судьбы вместе с Беном Гуром. История драматична. Актёр Чарлтон Хестон блестяще сыграл свою роль. И этот его образ запомнился на долгие десятилетия. Сегодня именно его Бена Гура знают зрители. Все эмоции и переживания главного героя переданы замечательно. Его грусть, его гнев, так правдоподобны, что хочется пылать яростью самому. В этом также заслуга сценаристов — герой хорошо прописан. Он обычный человек, поэтому близок аудитории, каждый может поставить себя на его место. Нелепая случайность сделала его врагом Рима, такое могло случиться с каждым. Браво Чарлтону Хестону! Браво сценаристам! Непримиримый противник Бена Гура — римский трибун Мессала тоже прекрасно сыгран и прописан. Его действия логичны, их можно понять, но не принять. Он стремится к личным удовольствиям, жизни в роскоши и почёте, а также служить Риму. Настолько хорош этот образ, что подчас сомневаешься, а злодей ли он? Был ли у него иной выбор? На его место также легко себя поставить и понять, что скорее всего поступил бы также. В этом-то и заслуга режиссёра и сценаристов — зрителю представлены персонажи, которых можно понять. Браво! Отдельная благодарность съёмочной группе за историческую достоверность и декорации. В картине представлены Вифлеем, Рим, римский стадион и другие локации. Всё выглядит правдоподобно, а к тому же красиво. Видна хорошая работа над костюмами. Благодаря этому погружаешься в ту эпоху. Очень захватывающей получилась сцена гонок на колесницах. Несмотря на то, что её сняли более полувека назад, она до сих пор приковывает к экранам благодаря драйву. К тому же, впечатление производят сам метод съёмки, время докомпьютерных технологий, всё снимается вживую, или почти всё, поэтому выглядит реалистично. Отдельно хочется сказать про Иисуса Христа. Он очень важен для повествования, но с ним связан интересный режиссёрский приём. Иисуса показывают в основном со спины, либо его фигуру издалека, так словно он не важен, хотя на самом деле это центральный персонаж всего фильма. Он влияет на жизнь всех иудеев и самого Бена Гура. На мой взгляд, у фильма есть два момента, которые несколько коробят впечатление от просмотра, не критично, просто некий осадок, словно рябь на воде — это некоторые спецэффекты, которые выглядят сейчас архаично и финал картины. Да, спецэффекты в некоторых местах 'кукольные', но учитывая возраст картины, на это закрываешь глаза. Финал же у картины получился несколько резким и однозначным. Не понятно, что же дальше будет с героем.

cyberlaw
cyberlaw18 октября 2013 в 20:13
Бен Гур. Версия Уильяма Уайлера

Замечательнейший рассказчик Уильям Уайлер вложил в экранизацию романа генерала Льюиса Уоллеса весь свой талант. Истории рассказывать он умел и любил, а тут еще речь шла об одном из самых известных бестселлеров Америки девятнадцатого века. И все сработало - фильм получился интересным. Даже, в ситуациях, когда все понятно и предсказуемо оторваться от экрана не так просто, а ведь речь идет об очень длинном фильме. К тому же, внутренний смысл картины преобладает над всеми ее визуальными достоинствами. Фильм просто наполнен так горячо почитаемыми в США традиционными ценностями - религиозность, равенство возможностей, достоинство личности. И дело вовсе не в финале картины, в котором Иуда Бен-Гур встретится с Иисусом. Дело в том, что на протяжении всего фильма герой несмотря на все свалившиеся на него неприятности проявляет образец стойкости и силы духа. Получается восхваление, осанна, неуклонно нарастающая уверенность в торжестве и итоговой победе. И знаете... именно в завершающей части, на мой вкус, Уайлер переходит к излишней торжественности. Он полностью отстраняется от самой истории и переходит к восхвалениям. Думаю неоправданно и не слишком гармонично. Тем более, что в фильме 1925 года, снятом Фредом Нибло было акцентировано совсем другое - многого стоят сцена разрушения громадного здания. Но самое большое разочарование ожидало меня в масштабных сценах. Меня здорово смутила вторичность фильма по отношению к ленте 1925 года. Практически все значимые сцены (от молний во время распятия до гонки на колесницах) фактически повторены. Причем, вместо общих планов, используемых в более ранней картине и настаивающих на монументальности фильма, Уайлер использовал средние планы. Это создавало эффект присутствия и делало ленту более развлекательной (если не простоватой), но менее величественной. Наверное единственное преимущество фильма Уильяма Уайлера - подбор актеров и их игра. Выложились на 'отлично' практически все. Даже несмотря на то, что в ряде случаев Хестон откровенно переигрывал (в частности во время первой встречи с Мессалой), он очень здорово вписался в фильм и сыграл одну из своих лучших работ. А вот Стивен Бойд и Джек Хоукинс произвели на меня самое сильное впечатление. Они продемонстрировали мастерскую, филигранную актерскую игру, показав динамику личностных изменений их героев. Так что, я уверен в том, что 'Бен Гур' всего-лишь профессионально сделанный фильм с хорошим подбором актеров. Но это никак не шедевр. Фильм представляет собой простую повествовательную историю, наполненную религиозным трепетом. В сравнении с архаичной картиной 1925 года лента Уайлера уступает. Феноменальный успех ленты в прокате и количество полученных 'Оскаров' я склонен объяснять сиюминутными интересами. На мой вкус, даже современная 'Жизнь Пи', равно как и 'Десять заповедей' Сессиля Блаунта де Милля - представляются куда более глубокими и многослойными картинами. 7 из 10

teryaeva.jane
teryaeva.jane9 декабря 2023 в 10:47
Omnia praeclara - rara

Фильм «Бен-Гур» 1959 года в жанре пеплум описывает невероятную историю противоборства дружбы и верности. Эта эпическая драма не только рассказывает о приключениях и борьбе за справедливость, но и представляет античную культуру как основу европейской культуры. Проблема важности и ценности человеческой свободы и духовности поднимается в фильме и безусловно остается актуальной по сей день. Как только начался фильм, я опешила. Стала думать, а точно ли это запись 1959 года? Честно говоря, такого качества съемки, прекрасной актерской игры, озвучки и грандиозности от фильма 1959 года я не ожидала. Прекрасно переданы как аспекты художественного фильма, так и исторического. Атмосфера завораживает, максимальное ощущение погружения в античность. Масштабы съемки поразительны, сильные сцены битв и погонь незабываемы, а внимание зрителя сконцентрировано на кино от начала и до конца. Этот фильм - настоящая классика исторического кинематографа, умалять значение и уровень которого ни в коем случае нельзя. “Omnia praeclara - rara” - «Все прекрасное редкостно». Тем самым «редкостным» хочется назвать «Бен-Гур» 1959.

Cassius_Scaevola
Cassius_Scaevola7 декабря 2015 в 18:48
Иуда: Это конец? Бальтазар: Это начало…

Хочу начать с того, что фильм основан на одноимённом культовом романе генерала Льюиса Уоллеса, который очень сильно повлиял на меня и в какой-то мере изменил моё мировосприятие и отношение к жизни. Фильм так же не прошёл для меня бесследно и занимает особое место в моём сердце. Итак, приступим. ПАРАЛЛЕЛИ Параллель первая – роман Александра Дюма «Граф Монте Кристо» (1844-1845). Не исключена возможность, что Уоллес мог частично им вдохновиться, ибо схема и отчасти идея обоих романов очень схожа. Параллель вторая – Александр Иванов «Явление Христа народу\Явление Мессии» (1837-1857). В этом случае фигуру Иуды Бен Гура можно трактовать, как олицетворение всего народа, который тогда находился в пограничном состоянии, в том периоде времени, когда произойдёт смена старых римских идеалов и ценностей другими, новыми, светлыми Христианскими. Те же идеи, на мой взгляд, выражены и в картине великого русского художника. Параллель третья – Николай Ге «Что есть Истина?\Христос и Пилат» (1890). Тема острейшего конфликта и психологической несовместимости объединяет эти два произведения. Мессала, как и Пилат боготворит физическую силу, фигуру императора, Иуда же приверженец совсем иных убеждений (верность своему народу, семье, высоким принципам). ЭКРАНИЗАЦИЯ Как я уже говорила, фильм основан на романе Льюиса Уоллеса, поэтому, на мой взгляд, справедливым будет рассмотреть общие идеи характерные как, для книги, так и для нашего фильма. Во-первых, это имя протагониста. Мне кажется, что имя «Иуда» для своего главного героя Уоллес выбрал не случайно. На мой взгляд, здесь кроется антитеза двух Иуд – Иуды Искариота-предателя Христа и Иуды Бен Гура, который остаётся с Христом до самого конца. Тему антитезы продолжает противопоставление двух главных героев – Иуды и Мессалы. Это противопоставление как моральных принципов, о которых я писала выше, так и Римской Империи и завоёванной ею Иудеи в целом. И самое яркое выражение этого противостояния – гонка на колесницах. Бен Гур одерживает победу над Мессалой в личных целях, во имя мести, но эта победа становиться толчком к восстанию и поднимает дух всей Иудеи. В связи с этим раскрывается ещё одна тема – тема двух предводителей, вдохновителей. Если победа Иуды поднимает народ на восстание (по книге даже организуется что-то вроде подпольного отряда, который Иуда и возглавляет), то Христос – это восстание духовное, против низменных принципов и убеждений Империи. Так же ценна для меня контекстуальность сюжета и книги, и фильма. На мой взгляд, именно такие сюжеты интереснее, помогают гораздо лучше понять эпоху через личностей, которые в ней жили (вспомним «Андрея Рублёва» Тарковского или «Призраки Гойи» Формана – это всё о том же). В нашем случае на первый план выводится история одного из тысяч современников Христа, а сама евангельская история проходит лишь фоном и изредка выходит на первый план, но зато как! РЕМЕЙК Фильм 1959 года является ремейком более ранней экранизации романа Уоллеса. И, естественно, что в нашем фильме используются некоторые ходы и приёмы из немой версии 1925 года. Один из них – то, как в фильме показан Христос. Ни разу за весь фильм мы не увидим Его лица. Он всегда показан со спины, но при этом он не становится безликим. Образ Христа раскрывается перед нами через взаимодействие с другими персонажами, через их слова о Нём. Особенно в этом плане показательна сцена, когда Христос вступился за Иуду и напоил его водой. В кадре мы видим только лицо Чарлтона Хестона и руку актёра, исполняющего роль Христа. Но мы чувствуем некую благодать, положительную энергию, которая исходит от Христа. И тут, конечно стоит отдать должное игре Хестона, ибо она находится на высочайшем уровне и по праву отмечена Оскаром за главную мужскую роль. ФИЛЬМ Вот мы постепенно перешли к анализу самого фильма. И раз уж речь зашла об актёрской игре, то нельзя не упомянуть ещё об одном моменте, связанным с этим аспектом. Это взаимодействие между персонажами Хестона (Иуда) и Бойда (Мессала). Очень мастерски визуально передан конфликт между двумя персонажами. Эта стрельба взглядами! Как будто между ними ток проходит, гром и молния! И хочется отметить актёрскую игру в целом, всех участников фильма, все великолепно справились со своими задачами. Мне хотелось бы отметить один интересный сюжетный ход, использованный в фильме – это очистительный дождь после распятия. Дождевая вода разносит кровь Христа по всей земле и по всему миру, символизируя Его искупительную жертву за всё человечество. Сопровождается эта сцена нарастающей музыкальной темой Христа, что ещё усиливает идею искупления и торжества новой веры, новых идеалов, новых убеждений. Не могу, не сказать о технических достоинствах данного фильма. Это и превосходная работа оператора, и мастерская комбинированная съёмка (даже при всех нынешних возможностях многие современные фильмы не дотягивают до того уровня), и великолепное музыкальное сопровождение написанное замечательным композитором Миклошем Рожей и гигантская работа художника-постановщика и художника по костюмам. Подводя итог, хочется сказать, что благодаря синтезу различных компонентов, как то: сюжетная канва, великолепная актёрская игра, блестящая техническая сторона на выходе дают нам фильм на все времена, рассказывающий о вечных ценностях, о вечных вопросах и вечных проблемах. Наберусь смелости и скажу, что по силе можно сравнить этот фильм лишь с одной картиной, о которой я говорила в самом начале своей рецензии – это картина Александра Иванова «Явление Христа народу». 10 из 10

bomba2
bomba219 февраля 2011 в 12:09
Классика, которую должен увидеть каждый

Идет уже 52-й год со дня премьеры 'Бен Гура', но несмотря на это фильм смотрится гораздо моложе своих лет. Взять к примеру советский фильм этих годов. Будут ужасно тусклые цвета, все действия будут происходить либо в одном помещении, либо вокруг него. Не будет ни одного спецэффекта и все будет основано лишь на диалогах. В фильме 'Бен Гур' все иначе. Кино красиво снято для того времени. Эффектно показаны сражения, да и потоп и сожжение кораблей тоже сделаны на высоком уровне. Кино рассказывает нам о еврее Иуде Бен Гуре, который встретился со своим старым другом - римлянином. Тот попросил выдать имена евреев-мятежников, но Бен Гур отказался и дружба друзей резко превратилась во вражду. Продолжительность фильма составляет 212 мин., но я ни на минуту не смог оторваться от экрана. Все события в фильме происходят стремительно, каждый диалог играет весьма важную роль. Игра актеров в 'Бен Гуре' на самом высшем уровне. Всё таки старая актерская школа в разы лучше современной. Чарлтон Хестон и Хью Гриффит недаром получили Оскар за свои роли Иуды и Шейка соответственно. Хочется отметить образ Иисуса Христа в фильме, как образ спасителя, образ человека, дающего веру главному герою. Пусть его лицо и покажется всего один раз, но его появления на экране будут играть ключевую роль. Не могу не сказать о 11 премиях Оскар, которые получил этот фильм. Как я уже писал выше, за актерское мастерство все вполне заслуженно. Пусть я и не видел фильмы-конкуренты 'Бен Гура', но думаю, что вряд ли кто-нибудь был лучше его в техническом плане. Так что за звук, монтаж и спецэффекты всё тоже честно. Единственную награду, которую не получил 'Бен Гур' - это премия за 'Лучший адаптированный сценарий'. Свою точку зрения по этому поводу я смогу высказать, когда просмотрю фильм 'Путь наверх'. Я хочу выразить огромную благодарность режиссеру этого фильма - Уильяму Уайлеру. Сейчас таких режиссеров как он практически нет. Он снял шикарный фильм, который получает оценку 9 из 10 Трудно сохранять веру, когда все вокруг её уже давно потеряли. © (House M.D.)

VendyMcShane
VendyMcShane6 декабря 2016 в 13:08
Я не верю в чудеса. - Но твоя жизнь- чудо(c)

Легенда мирового кино. Фильм заслужил это звание, присужденные ему премии и любовь зрителей. Прошло столько лет- а он ничуть не устарел, продолжая изумлять новые поколения своей сногсшибательной динамикой и величественной красотой. Хочу сразу отметить то, что создатели Бен-Гура очень трепетно отнеслись к божественной теме картины- зритель ни разу не увидит лик Спасителя. Палестина, начало первого века. Друзья детства знатный иудейский аристократ Иуда Бен-Гур и римский трибун Мессала встречаются после многолетней разлуки. Радость первой встречи скоро исчезла- оба поняли, как сильно изменились. Мальчишки стали сильными и уверенными в себе мужчинами. С абсолютно разными жизненными взглядами. Вспыхнувшая на политической почве ссора в корне меняет их судьбы. Несмотря на то, что был обязан Иуде жизнью, гордый Мессала не простил ему отказа предать свой народ и жестоко мстит бывшему другу и его семье... Уильям Уайлер был и остается одним из величайших режиссеров в истории. Наверное, единственное, чего он не смог добиться на съемках, это заставить исполнителя роли Бен-Гура плакать. Чарлтон Хестон в этой сцене просто закрывал лицо руками. Хестон уже работал с Уайлером в вестерне 'Большая страна' и еще тогда стало ясно, что он отличный драматический актер. Все пережитое Бен-Гуром отражается в его глазах- страдание, гнев, ненависть, любовь. Ненависть помогла Иуде выжить. Но когда в сердце не осталось ничего, кроме нее- счастье ведь невозможно... Мессалу блестяще сыграл Стивен Бойд. Честно, иногда ловила себя на мысли, что при всем моем презрении сопереживаю его герою. Мессала не понимал, что у Иуды и его народа есть то, что несравнимо сильнее Рима- вера в Бога. Красавец ирландец, первый претендент на роль агента 007, отличался взрывным темпераментом и был полной противоположностью Чарлтону Хестону. Все же перфекциониста Уайлера не устраивала одна вещь: у обоих актеров на главные роли глаза одного цвета. Бойду пришлось носить карие линзы, причем по две пары сразу- иначе яркая синева его глаз пробивалась под мощным светом софитов. Он едва не потерял зрение. Тяжело было и во время съемок знаменитой гонки: он и Хестон сами исполняли большую часть сложных трюков. 12-минутная сцена гонки на квадригах вошла в золотой фонд кино. По-другому и быть не могло, учитывая, сколько труда и сил было вложено в этот эпизод. Якима Канут- легендарный каскадер Голливуда, выигравший несметное количество родео, лично набирал участников гонки и лошадей. Он и его сын Джо были дублерами актеров в самых трудных моментах. В одном из них, где надо было перепрыгнуть через колесницу, Канут-младший чуть не погиб. Проигнорировав крик отца:'Это слишком быстро!' он сорвался, чудом не попав под копыта лошадей. Ему удалось забраться обратно на сиденье, отделавшись лишь ушибами на подбородке. Я не могу не упомянуть про чарующие мелодии саундтрека Миклоша Роши. Эта музыка просто необыкновенно красива. И актеры на вторых ролях- особенно хороши Джек Хоукинс( римский сенатор Квинт Аррий) и Хью Гриффит( шейх Ильдерим).Подчеркну: ни 'Титаник', ни третий 'Властелин Колец', стоящие рядом с 'Бен-Гуром' по количеству наград, не взяли Оскаров за исполнение ролей. Шедевр на века. ...И все же наша схватка не окончена, Иуда. Она не окончена.

remnant_str
remnant_str9 декабря 2011 в 07:38
Нам нужны такие фильмы!

Почему сейчас мало таких фильмов, которые не разлагают наши умы и не растлевают наши души, а заставляют думать, учиться, побеждать и верить? О Фильме. Удивительная история об удивительном человеке, с удивительной судьбой. Этот фильм о любви, о внутренней борьбе, о том, что человека мало что останавливает, если есть сила внутри. Меня потрясает все: и сюжет и его развитие, и масштабы картины, и то, что несет собой этот фильм, и Хестон хорош. Иуда и Мессала Эти два героя противопоставлены друг другу. Мессала ослеплен величием Рима, его славой, могуществом и властью. Этот мир реальный и вызывает больше перспективы даже в наше время. Иуда выбирает любовь к своему народу и верность духовному наследию предков. Предательство Мессалы, он выбрал Рим, а не друга, за что и впоследствии поплатился. Иуда. У меня всегда вызывают восхищение люди, которые сумели пройти трудности и испытания жизнью и оказались опять на высоте. Таким был Иуда, отвергнутый другом, сосланный на галеры, где его питала не ненависть, я думаю, а больше любовь с матери и сестре. Даже в таких загнанных обстоятельствах он остался верен своим моральным принципам и спас консула. Он победил, победил не только Мессалу в гонках, а победил свою ненависть к нему, это, пожалуй, главная победа в его жизни. Иисус Христос. Красной нитью в фильме проходит евангельская история. Фильм называется 'Бен-Гур: История Христа', картина начинается с рождения Мессии, хотя мы видим Христа только спиной, но эти моменты очень важны и сильны в фильме. 'Я жадал, и Он дал мне пить, и эта вода дала мне силы жить'. Христос изменил сердце Иуды, а значит и жизнь. Есфирь В наше время не популярно хранить верность одному человеку, любить его, что называется до гроба, но любовь этой женщины к Иуде меня просто поразила. Она ждала его все 5 лет, он привела его к Иисусу, она любила его. За что ей мои глубочайшие симпатии. Конечно, фильм качественный - и сценарий, и актеры, и спецэффекты (особенно скачки), не зря академия выделила ему 11 оскаров, но все-таки я его больше уважаю за духовную сторону, которая здесь имеет место быть. Теперь это мой любимый фильм. 10 из 10

Eriksh
Eriksh1 марта 2011 в 18:38
Эпический шедевр.

«Бен-Гур» - один из трех фильмов рекордсменов по количеству наград «Оскар», целых 11 золотых статуэток. Классическое историческое кино действие которого разворачивается в начале нашей эры, снятое с поистине эпическим размахом по книге Лью Уолласа. Тернистый жизненный путь иудея Иуды Бен-Гура от материального благополучия к духовному блаженству, через предательство, страдания, боль и успех. События фильма происходят на фоне новозаветной истории Спасителя Христа, и не смотря на то, что Библейским сюжетам в фильме отведены всего несколько минут, они играют огромную роль в становлении главного героя. - Однажды ты спас мне жизнь. - Это лучшее, что я когда-либо делал. (с) Любой дружбе может прийти конец, даже самой крепкой, если лбами сталкиваются идеологии и мировоззрения. Мессала и Иуда были друзьями с детства, более того, однажды Иуда спас Мессале жизнь. Но Мессала был римлянином, он был верен идеалам вечного города, политике подчинения и завоевания, так расходившейся с благочестивыми помыслами Иуды. Эта история начинается с предательства, сломавшего, но не сломившего Иуду. Пара героев, исполненных Чарлтоном Хестоном (Иуда Бен-Гур) и Стивеном Бойдом (Мессала), демонстрирует не только конфликт двух старых друзей, но и противоборство разнополярных жизненных позиций. Если добродетельный иудей старается сохранить дружбу, хоть и не готов ради неё предать свой народ, то для гордого римлянина старый товарищ лишь инструмент для достижения личных целей. Дружба рушится словно старая черепичная крыша, а Бен-Гур не по своей воле отправляется в долгие и тяжелые странствия, обещая вернуться и отомстить. - В твоих глазах ненависть. Это хорошо. Ненависть заставляет человека жить. (с) Путешествие Иуды Бен-Гура – это та самая тернистая тропа лишений, ставшая проверкой его идеалов на прочность. Жажда мести за себя и свою семью сохранили Иуде жизнь, но он сумел сохранить и веру в свои принципы и Бога, не потонув в пучине злобы. Ненависть помогла Иуде вернуться домой, но обрести духовное счастье он смог лишь вытряхнув из души злобу. Хестон великолепно передает эмоции своего героя, будь то ярость во взгляде галерного раба или отчаянье вернувшегося домой человека узнавшего о неизлечимой болезни матери. Бен-Гур многолик, он радуется, страдает, ненавидит и сожалеет. Каждое новое изменение в его жизни влечет за собой эмоциональную смену, идеально выражаемую талантливым актёром. - Иуда, ты должен послушать этого человека, он учит нас любить своих врагов. (с) Этот фильм наполнен христианскими ценностями, хоть и касается непосредственно библейских историй лишь вскользь. Бен-Гур всегда был противником насилия, но жестокая жизнь заставила его измениться, ступить на путь принципов талиона. Лишь увидев Христа, несущего крест на Голгофу, Бен-Гур осознал, что выбранный им жизненный путь не приносит счастья. В Христе Иуда узнал человека, спасшего его несколько лет назад от смертельной жажды. За свое раскаянье Бен-Гур был награжден истинным чудом. Лицо спасителя в фильме демонстрируется лишь однажды, когда он уже распят на кресте. Тем самым режиссер подчеркивает «прозрение» главного героя фильма. Можно по-разному относиться к религии, быть верующим или атеистом, но не признавать эпохальность этого фильма как минимум глупо. Выверенная игра актеров, глубокий художественный сюжет, высококлассная режиссура, все это делает фильм «Бен-Гур» истинным шедевром Голливудского кино. Сейчас на дворе век спецэффектов и практически все можно воспроизвести при помощи компьютера. В далеком 59м все трюки выполнялись в живую, одна только постановка гонок на колесницах вызывает восхищение. Этот эпизод можно смело отнести к одним из самых значимых в истории кинематографии и каскадерского мастерства, причем смотрится он не менее живо и захватывающе, нежели современные 3D поделки. В массовке участвовало более пятидесяти тысяч человек, для сцены морского сражения был специально создан водоем и выстроены аналоги римских кораблей трирем. Вся эта колоссальная работа не была напрасной - «Бен-Гур» смело можно назвать одним из лучших исторических фильмов Голливуда. Вывод: Несмотря на то, что фильм идет около трех часов, смотреть его совершенно не тяжело. История Иуды увлекает, давая сразу несколько поводов для размышлений. В нем нашлось место и теме предательства, и притче о благочестии. Фильм уникальный даже по современным меркам, навсегда вошедший в число классики американского кинематографа. 10 из 10

Barnaul_MAN
Barnaul_MAN21 декабря 2017 в 16:13
Просто идеал и пример для подражания

Не нашёл более оригинального названия для своей рецензии, когда перед глазами, собственно, то, какими словами я и назвал увиденное. Тут даже сложно представить себе человека, которому такой фильм окажется не по душе или не заинтересует. Хотя я лично знаком с человеком, которого отвращает смотреть на старинные обычаи и нормы жизни; с великовозрастным невеждой с интеллектом на уровне школьника, который предпочитает благородному жанру исторического кино дешёвые ужастики и порно; и с, напротив, умной женщиной, которой просто не интересен сам жанр истории - но таковых уникумов немного, по крайней мере, среди зрелых граждан, и, даже, живя в XXI веке со всем его техническим шиком и широкими возможностями, доступными теперь даже малоимущим; весьма велико количество людей, любящих посмотреть на древние и средневековые времена, со всеми их старомодными, порой дикими и варварскими, обычаями и законами, военными конфликтами на почве политических и религиозных разногласий или же просто жаждой захватить побольше земель и поработить целые народы; дворцовыми переворотами в результате придворных корыстных интриг; языческими религиями, из-за которых было уничтожено жесточайшим способом множество невинных жизней - разумеется, на всё это интересно посмотреть только на экране, и порадоваться, что сами живём в более цивилизованное время; и, если человеку нравится смотреть на кровавые битвы и прочие жестокие сцены, то это не значит, что он агрессивен и 'кровожаден' - посмотреть на дорогой экшн не зазорно множеству людей, интересующихся тем, что происходило в древности; но такого не скажешь о жителях древнего Рима, которые приходили в Колизей, чтобы вживую посмотреть на то, как гладиаторы убивают друг друга с особой жестокостью, или как звери пожирали заживо женщин и детей, которым уготовили такую участь за их вероисповедание; и, в отличие от нас, восклицающих у экрана компьютера 'ну и времена были!' или 'вот это нелюди!'; эти зрители, требующие 'хлеба и зрелищ', голосовали за добивание раненного раба, опуская палец вниз. Именно об этих временах, правда, далеко не со всеми перечисленными мной атрибутами Римской Империи I века нашей эры, собственно, и повествуют события фильма, посвящённого легендарной личности, который, если верить легенде, видел самого Иисуса Христа, и его жизненный путь был полон испытаний, жестоких мучений, издевательств... и бесконечной любви и доброты к тем, кто был ему близок, что не угасало в его сердце даже после всего того, что сломило бы любого другого, более слабого, человека, и сделало бы его либо умалишённым, либо озлобленным на весь мир. Таким образом, Иуда Бен-Гур (разумеется, не имеющий ничего общего со своим тёзкой - вором и предателем, числившимся среди Апостолов самого Иисуса), был по своей человеческой сути недалёк от Богочеловека, с которым судьба свела его один раз, когда был в унизительном положении сам Иуда, а второй раз - сам Христос, когда Его вели на распятие. Атеисты сразу скажут, что, если в фильме показано подобное, то это не чисто исторический фильм, а фэнтэзи, но в данном случае даже многие из тех, кто не относит себя к христианам и кому-либо из религиозных людей какого бы то ни было исповедания, признают, что картина о ярких событиях первых лет новой эры - абсолютный идеал исторического кино на все времена, в котором не только сумели добиться потрясающей зрелищности при полном отсутствии компьютерной графики, но и снабдили сценарий гениальными диалогами, искусными сюжетными поворотами, при всём при этом, не извратив реальных исторических фактов. Эта история произошла в 29 году нашей эры, когда Израиль был в порабощении у Рима. Римские владыки обеспокоены появлением Иисуса Христа, творящего чудеса, и Иоанна Крестителя. Главный герой фильма Иуда Бен-Гур встречает друга детства Мессалу и ссорится с ним на политической почве - он мечтает о восстании Израиля против Рима и о свободе своего народа. Герой встречается с бывшей рабыней и намекает ей, что хочет на ней жениться. Но по нелепой случайности, по вине Иуды и его сестры погибает человек, и самого Бен-Гура отправляют на галеры, и не говорят, что сделают с его сестрой и матерью. Бен-Гуру удаётся сбежать от конвоя и захватить Мессалу, по приказу которого его арестовали, но у него ничего не выходит, он попадает на галеры, перед чем обещает Мессале, что вернётся и отомстит. Во время отправки на место наказания Иуда пользуется особым 'почётом' - ему не дают пить, но появляется таинственный человек (вполне возможно, сам Иисус Христос, только показанный сзади) и оказывает Иуде милость. После грандиозной и невероятно зрелищной схватки с пиратами, Бен-Гур спасает римского консула, и тот в награду освобождает его. Иуда находит Мессалу и требует отпустить своих мать и сестру. Тому приходится подчиниться, ведь теперь Бен-Гур имеет высокое звание. Но родные Иуды заболели проказой, и им придётся доживать свои дни в долине прокажённых. Бен-Гур решается на бескровную месть - победить Мессалу на гонках на колесницах... Картина 1959 года была и остаётся лучшим и наиболее признанным фильмом о данной исторической личности, несмотря на чрезмерно растянутый хронометраж (3 часа 45 минут), хотя многие в курсе и о предшественнике данного гиганта кино - немой постановки 'Бен-Гур: История Христа' 1925 года, в которой авторам удалось показать совершенный идеал эпохи кино, во времена которой о звуковых фильмах могли лишь мечтать. Можно, даже не располагая точной информацией, сказать, что немой фильм не был показан в синематографе раннего СССР, когда православие в стране старательно искореняли и уничтожали - уже по подзаголовку фильма было понятно, что в нём немалая доля христианской подоплеки. В свою очередь, фильм 1959 года, о котором я, пожалуй, закончу, точно шёл в советских кинотеатрах - это понятно по наличию дублированного перевода. Весь фильм выполнен в жанре чисто исторического кино, кроме финальных сцен, которые напоминают фэнтэзи. Большинство граждан, хорошо знающих историю, считают, что за всю историю кинематографа было снято единицы истинно исторических фильмов, а остальные, относящиеся официально к этому жанру, можно считать лишь красивым фэнтэзи - и так говорят не только про новых '300 спартанцев', снятых наполовину по комиксу; а и про пеплумы типа 'Трои', 'Гладиатора' и 'Жанны Д'Арк', в которых, по их словам, ради спецэффектов были напрочь убиты реальные факты. Но 'Бен-Гура' 1959 года в этом пока что никто не обвинил. Наверное, потому что почвы для обвинения нет. Слава классике! 10 из 10

Ян Окалита
Ян Окалита17 ноября 2010 в 12:03
Анализ фильма.

Впервые о фильме «Бен Гур» я узнал в интернет-энциклопедии. Посмотрел — победа в одной номинации, во второй, третьей и т.д. Подумал — необходимо его посмотреть. Ведь раньше, по телевидению я его не видел. Скачал — посмотрел. Эта (не постесняюсь выразиться) киноэпопея превзошла все мои ожидания. В фильме можно найти все стороны жизни: дружбу и предательство, любовь и ненависть, болезни и их исцеление, взлёт и падения… в общем, всего и не перечислить. Каждый думающий человек найдёт в этой истории частицу самого себя. Каждый из персонаж может стать неким учителем для зрителя: Иуда Бен Гур — образ истинного мужчины… того мужчины, в котором есть и сила (он 3 года просидел в галерах… и вытерпел, выжил, не сдался!) и стремление идти вперёд ради поставленной цели (найти сестру и мать, во что бы то ни стало), и… что-то женское: сострадание, слёзы (он не в силах сдержать плач, когда увидел прокажённых мать и Тирзу), нежность (перед гонками на колесницах, он ласкает лошадей и разговаривает с ними, чтоб те были ему верными помощниками). Ведь каждого мужчину порождает женщина. Шейх Ильдрим — образ примерного и гостеприимного хозяина и независимого человека. Эсфирь — примерная дочь и верная своему возлюбленному (Иуде) женщина. Мессала — пострадалец от римской идеологии. Образ Иисуса — это образ первого земного целителя. А хорошему целителю не нужна реклама. Поэтому лик Христа не столь важен. Важна его фигура (и в прямом, и в переносном значении). Он вселяет иудеям надежду на освобождение от всестороннего римского «гипноза». «Гипноз», который позволил иудеям отдать Христа на растерзание римским захватчика и забыть своего князя Иуду. Но Иуда не забыл свой народ! Он не применял судьбу иудея на перстень консула. И Бен Гур остался со своим народом, остался помогать ему. Он остался в своём народе и за себя, и… за «того парня», распятого с другими многострадальцами практически не за что. «Бен Гур» не заставляет нас слепо верить в религию… Ведь и у Иуды и у шейха Ильдрима, по сути, — разные религии. Но Бог в их нутре один. «Бен Гур» наставляет нас посмотреть — есть ли внутри каждого из нас Бог? Есть ли в каждом человеке его внутренняя сила? или ту силу нужно приобрести созидательными поступками? Судите сами… 10 из 10

Rocky 12
Rocky 1211 июля 2008 в 05:41
Веха в истории кино

Когда я узнал, что этот фильм получил 11 статуэток (пусть в 1959-м году), я ожидал увидеть что-то, чего я не видел ранее. Рассказывать о том, что происходило на протяжении 212 минут нет смысла. И вы знаете, я даже не буду ничего разбирать и анализировать. Скажу лишь то, что за все это время я ни разу не нажал на паузу, потому что этот фильм настолько хорош, интересен, масштабен (гонки на колесницах вообще не комментирую), что просто не можешь оторваться от экрана, даже если вы не поклонник исторического кино. ВЕРДИКТ: «Бен-Гур» вот уже 50 лет сохраняет марку эталона, так как это кино практически не имеет слабых мест, и вряд ли еще снимут что-нибудь подобное. 10 из 10

alex.b.rusanov
alex.b.rusanov25 января 2024 в 07:07
Образцовая иллюстрация американского кинематографа середины 20-го века

Огромное, гигантское кино. Сразу чувствуется аллюзия в римлянах на кого-то иного — как я потом понял из-за из протягивания руки к солнцу — на фашистов. Что абсолютно логично, ведь в фильме идёт повествование о несправедливом и жестоком обращении с евреями. Другой аллюзией стала параллель между Иудой Бен-Гуром и Энакином Скайуокером — он тоже из главного героя постепенно начинает наполняться ненавистью. Чувствуется, как Энакина срисовали, срежиссировали по этому персонажу. Антураж кино соответствует своему времени — конец 50-х. Длинные, протянутые кадры: особенно запомнился круг почёта перед скачками — в моём понимании, режиссёры хотели передать реально происходившую традицию (только вот в реальности люди не смотрели на коней весь круг — только когда они проходили мимо, затем и нужен был круг), а ещё отбить экранным временем бюджет на массовку и создание огромных декораций. Декорации, стоит сказать, замечательные — в них практически не чувствуется “картонности”, хотя и возникают вопросы относительно некоторых интерьеров — в особенности это касается тюрьмы (что за узкие лестницы?) и “кабинета” Мессалы. Но, при этом, присутствует “картонность” доспехов — смотря этот фильм после “Гладиатора” 2000 года, они кажутся игрушечными — какими и являются. Другой особенностью стала актёрская игра: опять же, проявляется яркий контраст с “Гладиатором” — насколько различно видели общение, мимику и поведение как в съемке кино вообще, так и в том, как общение происходило в самой античности, которую они воссоздавали. В начале актерская игра казалась мне, привыкшему к современному способу повествования, несколько наигранной, но затем, после где-то часа хронометража, я почувствовал антураж и втянулся. Отдельно следует заметить изображение Иисуса Христа — кадры со спины и размытое черным пятном лицо в сцене суда — отличный ход. Сама история не произвела столь же яркого впечатления — отмечу лишь, как интересно судьба распорядилась Иудой, что он из богатой еврейской семьи попал в богатую римскую семью — “на роду написано”. Я рад за него, я сочувствовал ему, хотя по некой причине абсолютно не переживал — видимо сам стиль повествования заложил в меня идею, что Бен-Гур достигнет своей цели несмотря ни на что. В целом, кино мне понравилось — образцовая иллюстрация американского кинематографа середины 20-го века. 11 оскаров!

BenHurion
BenHurion15 января 2017 в 17:54
Один из первых цветных шедевров

Бен-Гур 1959...Фильм, вышедший во время когда только начиналась эра цветных фильмов...Фильм-колосс, первым собравший 11 Оскаров. Причем все 11 он, на мой взгляд, в отличии от Титаника, вполне заслужил. Актеры играют превосходно. Им веришь, а ведь именно это главное в любом фильме. Также фильм бережно относится к вопросам, которые он ставит перед зрителями(в частности вопросе веры). Отдельные эпизоды фильма снят невероятно зрелищно, при этом следует учитывать что снимались они вживую, а не с помощью современной компьютерной графики. Недостатки в фильме есть(фильмов без недостатков не существует), но они явно меркнут на фоне его достоинств. К недостаткам, на мой вкус, можно отнести временами излишнюю растянутость второстепенных моментов. Тем не менее, в целом фильм вышел шикарный и заслужено взял Оскары на которые был номинирован. И, естественно, занесен в список фильмов для пересмотра. 10 из 10

pravolev
pravolev17 июля 2011 в 03:00
Школа жизни

Это не фильм, дорогие мои, это школа жизни. Это энциклопедия того, как должен в разных ситуациях вести себя достойный и порядочный человек. Он должен заботиться о своей семье, защищать Родину, беречь друзей, биться с врагами, преодолевать свои слабости и всегда верить в свою звезду. Прописные истины, казалось бы. Однако злокозненная судьба снова и снова подбрасывает Иуде Бен-Гуру такие задачки, что невольно задаешься вопросом: а как бы ты поступил в этой ситуации? Но вот настает момент, когда решать должен сам Бен-Гур - и решение это подается настолько ясно, четко и доходчиво, что сомнений нет: порядочный человек иначе поступить не мог. Вот так и только так надо жить! Фильм получил 11 'Оскаров' - результат, который и по сей день не удалось превзойти. За последующие 50 с лишним лет только два фильма повторили рекорд 'Бен-Гура': 'Титаник' и 'Властелин Колец: Возвращение Короля'. Но во-первых, это случилось через многие десятилетия, когда разыгрывалось куда больше технических наград. А во-вторых, ни один из них - в отличие от 'Бен-Гура' - не взял 'Оскаров' за исполнение ролей, как главных, так и второстепенных. Итог: ИМХО, данный шедевр киноискусства обязателен к просмотру каждому мыслящему человеку. 10 из 10