Бен-Гур по праву считается одним из лучших фильмов жанра пеплум в истории кинематографа. Я, на правах человека, который посмотрел это кино, хочу о нём рассказать и поделиться своими впечатлениями. Во времена Римской Империи, когда она процветала и расширяла свои границы, иудейский народ находился под её гнётом. Пророки говорили, что родится искупитель, который принесёт спасение и истинную свободу. Иудеи не теряли надежду, верили и предсказание пророков сбылось. Им стал Иисус из Назарета. Проходит 26 лет, к видному жителю Иудеи по имени Иуда Бен-Гур приезжает его друг детства, новый римский трибун Мессала. Они испытывают добрые братские чувства и очень уважают друг друга, но яблоком раздора послужило идеологическое разногласие на религиозной почве. Вскоре после этого разговора всё в жизни Бен-Гура меняется в худшую сторону: в Иудею вводят войска, его отправляют на галеры, а маму и сестру заточили в темницу. Иуде выпала тяжёлая доля, он несколько лет провёл на галерах в изнурительном труде и в жутких условиях, но даже это не сломило его сильный дух и железную волю. Его мотивировала жажда мести и свободы. Фильм вобрал в себя все характерные черты пеплума: это и большой хронометраж продолжительностью около 4 часов, это батальные сцены, да и сам сюжет библейского содержания. Для картины 1959 года снято просто на ура, чего только стоит сцена гонки на колесницах, это высший пилотаж. На мой субъективный взгляд, он интересней смотрится нежели ремейк, снятый в 2016 году. Фильм получил 11 из 12 Оскаров, при скромном бюджете в 15 млн долларов собрал больше 164000000 млн, благодаря чему спас компанию Metro-Goldwyn-Mayer от банкротства. У меня остались приятные впечатления и я действительно сопереживала главному герою который, несмотря на все тяготы и невзгоды, прошёл был и остался стоиком. 9 из 10
В первую очередь картина рассказывает о личном конфликте двух старых друзей: иудейском князе Бен Гуре и прокуратуре Мессале. Два друга детства встретились спустя много лет. Теперь они выросли, каждый стремится сделать максимум для блага своего народа. Два разных народа, одна цель, у Мессалы служить величию Рима, у Иуды сделать иудеев свободными. Конфликт неизбежен. Зрителю предстоит пережить все перипетии судьбы вместе с Беном Гуром. История драматична. Актёр Чарлтон Хестон блестяще сыграл свою роль. И этот его образ запомнился на долгие десятилетия. Сегодня именно его Бена Гура знают зрители. Все эмоции и переживания главного героя переданы замечательно. Его грусть, его гнев, так правдоподобны, что хочется пылать яростью самому. В этом также заслуга сценаристов — герой хорошо прописан. Он обычный человек, поэтому близок аудитории, каждый может поставить себя на его место. Нелепая случайность сделала его врагом Рима, такое могло случиться с каждым. Браво Чарлтону Хестону! Браво сценаристам! Непримиримый противник Бена Гура — римский трибун Мессала тоже прекрасно сыгран и прописан. Его действия логичны, их можно понять, но не принять. Он стремится к личным удовольствиям, жизни в роскоши и почёте, а также служить Риму. Настолько хорош этот образ, что подчас сомневаешься, а злодей ли он? Был ли у него иной выбор? На его место также легко себя поставить и понять, что скорее всего поступил бы также. В этом-то и заслуга режиссёра и сценаристов — зрителю представлены персонажи, которых можно понять. Браво! Отдельная благодарность съёмочной группе за историческую достоверность и декорации. В картине представлены Вифлеем, Рим, римский стадион и другие локации. Всё выглядит правдоподобно, а к тому же красиво. Видна хорошая работа над костюмами. Благодаря этому погружаешься в ту эпоху. Очень захватывающей получилась сцена гонок на колесницах. Несмотря на то, что её сняли более полувека назад, она до сих пор приковывает к экранам благодаря драйву. К тому же, впечатление производят сам метод съёмки, время докомпьютерных технологий, всё снимается вживую, или почти всё, поэтому выглядит реалистично. Отдельно хочется сказать про Иисуса Христа. Он очень важен для повествования, но с ним связан интересный режиссёрский приём. Иисуса показывают в основном со спины, либо его фигуру издалека, так словно он не важен, хотя на самом деле это центральный персонаж всего фильма. Он влияет на жизнь всех иудеев и самого Бена Гура. На мой взгляд, у фильма есть два момента, которые несколько коробят впечатление от просмотра, не критично, просто некий осадок, словно рябь на воде — это некоторые спецэффекты, которые выглядят сейчас архаично и финал картины. Да, спецэффекты в некоторых местах «кукольные», но учитывая возраст картины, на это закрываешь глаза. Финал же у картины получился несколько резким и однозначным. Не понятно, что же дальше будет с героем.
Общее впечатление: Я получила столько эмоций, а просмотр ленты натолкнул меня на мысли, кино достойное с великолепными прописанными диалогами, заслушиваешься рассказом и ощущение интереса не провисает ни на минуту! А вы только подумайте, кино идет 3 ч. 32 минуты! И каждая минута несет в себе раскрытие картины, ничего нельзя убрать! А шедевральная игра, где к каждому герою испытываешь чувства, поражает своими масштабами! Но несомненно отдельное соло отдается Бен-Гуру. На долю иудея выпало не мало испытаний, а всему виной одно маленькое недоразумение, и вот уже Бен-Гур — раб, а его близкие в заточении. Момент с Иисусом дает надежду, что несмотря ни на что в своем сердце нужно беречь тепло, милосердие и понимание, не затаив обиду на других, ибо злость порождает худшее что может быть внутри человека. Борьба с самим собой зародила в Бен-Гуре месть, и не известно как выплеснулась бы она, если б не встреча с Христом. Удивительно, какой масштаб у ленты! В массовках фильма приняло участие 50000 человек (жители нескольких итальянских деревень), из них 15000 только в гонках на колесницах. Декорации, костюмы все воссоздано с такой исторической точностью, что атмосферно зритель погружается именно в этот период времени! Обратите внимание на грим, на людей арабской, римской, иудейской наружности, на их одеяния и особые черты. Кроме детально проработанной визуальной составляющей, у картины есть характерная мелодия, тревожная, напряженная, уволакивающая в центр событий. Миклош Рожа — композитор ленты, вдохнул в свою музыку удивительный исторический настрой, кажется что именно тогда и была такая музыка. «Бен-Гур» — заставляет думать, получая массу эмоций, на протяжении ленты я и смеялась, и плакала, и от просмотра были мурашки по телу. Масштабное, эпичное, динамичное действо, цепляющее душу и западающее в самое сердце. Я настоятельно рекомендую вам обратить внимание на это кино, любой киноман и просто зритель должен посмотреть сие творение, получившее 11 Оскаров и другие награды! Это о многом говорит! 10 из 10
Сегодня может показаться невообразимо сложной задачей оценить культурное и социальное влияние, которое оказал фильм «Бен-Гур» на известный нам мир, с момента своего выхода почти шестьдесят лет назад. И дело не столько в количестве последователей и вдохновленных, до сих пор черпающих идеи для сцен из самой впечатляющей гонки на колесницах в истории кино. Не только лишь в 11 премиях Оскар и установлении рекорда киноакадемии на следующие четыре десятилетия, и не в одном лишь Чарлтоне Хестоне, которого многие знают также по роли в первой классической ленте «Планета обезьян». Просмотр ‘’Бена Гура’’ сродни походу в исторический музей античности, ведь фильм сам по себе стал частью киноистории, живой классикой, которая сегодня доступна каждому. История иудейского вельможи Бена Гура представляет собой путь страданий, преодолений и осознания. Даже если не брать во внимание прямое соприкосновение истории, через сюжет, с библейскими мифами, Бен Гур олицетворяет собой героический образ мужчины, который заслужил собственный миф о своих подвигах, в духе античной поэзии. Можно вспомнить слоган более современного шедевра «Гладиатор», также активно вдохновленного «Беном Гуром», будьте уверены. Только в 1959 году зрители увидели историю вельможи из знатного иудейского рода, который стал бунтарем, затем рабом на галерах, а затем вновь возвысился на вершину социальной цепочки, вырвав это право из поводьев своего заклятого врага и друга в одном лице. Сама личность главного героя не претерпевает кардинальных перемен в отношении к своему народу, собственной семье и дому. Его сюжетный путь постепенно меняет отношение Бена Гура к своим врагам, к злу, которое часто невозможно пресечь или контролировать. В зеркальном отношении, и главный протагонист истории Мессала проходит свой долгий путь от предателя собственных друзей и верного служителя истинной родине Риму, до человека, который благоволит своему врагу на самом краю погибели. Фильм, являясь экранизацией книги, бережно переносит и библейские отсылки, знакомя Бена Гура с известными персонажами. Даже судьба сестры и матери главного героя, верного ему слуги и его дочери, являются классическими примерами античного повествования. Так как каждое упоминание этой классики кино неразрывно связанно с одной из самых узнаваемых сцен в истории, стоит сказать, что «Бен Гур» не даст вам повода заскучать и до гонок на колесницах. Внушительная продолжительность этого пеплума окажется существенным барьером предприимчивости для современного зрителя, привыкшего к быстрому удовольствию от просмотра. Сюжет очень вдумчиво и красиво знакомит нас с каждым из основных персонажей, проводит историческую экскурсию по Иудее того времени, ведет своего главного героя за руку через тернии препятствий. Те же сцены на римских галерах сегодня также можно считать классикой, в полной мере раскрывающими исторический афоризм об этом виде труда. 8 из 10
Ben-Hur — историческо-приключенческая драма продолжительностью практически в 4 (!) часа, учитывая увертюры и прочие вставки для перерывов, которые были в то время актуальны. Являясь истинным фанатом кинематографа, вынужден признать, что осилить такого масштаба картину в один заход способны немногие (мне удалось). Причем тут совершенно не важно качество продукта, просто удерживать внимание на такое количество времени физически нереально. Будьте готовы к тому, если осмелитесь посмотреть полностью, что в какой-то момент силы покинут ваше тело и мозгу потребуется перезагрузка, посему воспользуетесь антрактом, который есть в повествовании и передохните не меньше минут 30 на этом моменте. Теперь непосредственно о фильме. Перед нами уже классическая история о противостоянии двух близких людей, практически братьев по отношению друг к другу. Но целеустремленность «римского брата» никак не смогла сосуществовать с патриотизмом и сторонником некой религиозной идеи «иудейского брата». Ситуация между ними накалилась до предела и при первой же возможности один из них (римлянин Мессала) предал Иуду Бен Гура, отправив того в рабство. Прежде всего стоит похвалить масштаб постановки. Это довольно сложно описать словами, но увиденное забыть невозможно. Невероятные по красоте пейзажи, дизайн одежды того времени, количество человек участвовавших в массовке, грандиозные декорации — все это сделано максимально здорово и профессионально. Выстроение кадра, диалоги между героями, грандиозное количество событий — это только малая крупица успеха картины. Перед нами классический театр, с подобающей тому игрой актеров, но с невероятным техническим инструментарием (для того времени). Сейчас так уже никто не снимает. Всё, в целях экономии, стараются нарисовать на компьютере. При всем при этом, можно пожурить режиссера за хронометраж, который не влазит ни в какие рамки. Динамика отсутствует тут как класс и не появляется даже ближе к концу. Протоганист, несмотря на свой героизм, представлен излишне эмоциональным человеком, отчего его «мачизм» умирает, не успев родиться. Некоторые сцены пытаются опередить время, в котором снимались и выглядят довольно убого. Но все это затмевает выверенная режиссура и актерская игра (последнее касается исключительно мужских ролей). Ты буквально проживаешь жизнь Иуды Бен Гура (Чарлтон Хестон), страдаешь вместе с ним, радуешься его удаче и успехам и надеешься, что он в конце концов умерит свой пыл, а его душа найдет покой в этом мире. При всем при этом, ни на секунду не останавливается борьба за идеалы, противостояние большинства и меньшинства, власти и подвластные ей народы. Иуда пытается отыскать путь, по которому стоит идти его народу и по которому он сам захочет его повести. В конце концов, он его найдет, но заплатит за это свою цену. В связи с выходом в 2016 году еще одной экранизации о Бен Гуре от маэстро российского кино Бекмамбетова, невольно сравниваешь обе постановки. Несмотря, на то, что у Тимура было намного больше способов снять те или иные сцены, он вчистую проигрывает настоящему прорывному полотну Уильяма Уальера. Не спас даже значительно комфортный хронометраж. Это еще раз доказывает, что чтобы снимать Кино не обязательно иметь самую совершенную и современную технику. Достаточно немного желания, чуть-чуть удачи, щепотку наглости, но главное талант. Буквально каждая сцена, которая есть у современного представителя снята значительно хуже его более старшего сородича. Для примера, стоит привести то, как представлен в обеих картинах Иисус и какую роль он играет на сюжет. В 1959 году автор выставляет его настоящим богом, сознательно не показывая (не смея) его лица, даже при свете яркого солнца. Более того он достаточно органично вплетен в историю, играя не последнюю роль. В 2016 — мы видим по сути человека, с лицом, которого остальные хотят видеть всемогущим. В фильме его присутствие обусловлено первоисточником, нежели сюжетной необходимостью и ощущается он как пятая нога у собаки. Ни убавить, ни прибавить. 8 из 10 Долго думал, стоит ли советовать приобщаться к искусству современному зрителю, который избалован кинематографом донельзя. Были сомнения во время просмотра, но после окончания могу смело заявить — обязательно. Только… нужно достаточно много свободного времени.
Палестина, 26 г. н. э. Два друга детства — сын богатых родителей иудей Иуда Бен Гур и римский трибун Мессала встречаются после долгой разлуки. Римлянин послан сюда, чтобы подавлять иудейские бунты и предлагает другу встать на его сторону. Но Бен Гур независим и горд, он отказывается, что приводит к нехорошим последствиям для него и его семьи. Один из самых масштабных пеплумов, из когда-либо снятых. В конце 50-х Голливуд пытался противостоять экспансии телевидения и пытался использовать новые технологии и грандиозный размах, чтобы вернуть зрителя в кинотеатры. В случае с «Бен Гуром» им это удалось. При бюджете в 15 миллионов долларов фильм собрал в прокате более 160 миллионов и получил рекордные 11 «Оскаров» На основе романа Лью Уоллеса режиссер Уильям Уайлер создал величественную фреску Древнего Рима. В массовке фильма приняло участие более 50 тысяч человек, были созданы грандиозные декорации. В центре фильма — конфликт язычества и зарождавшегося христианства, который персонифицирован в противоборстве римлянина Мессалы и неофита Бен Гура. Религиозный фон имеет важное значение в фильме. Бен Гур несколько раз по ходу картины пересекается с Ииусом Христом (лицо которого нам, кстати, так и не показали), а в конце фильма происходит сцена суда и распятия на Голгофе. Но несмотря на религиозную тематику Уайлер создал прежде всего фильм-зрелище. Зрителя пленяют яркие спецэффекты, эпичный размах, грандиозные массовые сцены, отличные монтаж и операторская работа, сильная игра актеров. А две главные эпические сцены картины — морское сражение с десятком галер и легендарная сцена состязания на колесницах до сих пор впечатляют. Ну и, конечно, фильм бы не удался без отличного актерского ансамбля. Заглавную роль сыграл Чарльтон Хестон и получил заслуженный «Оскар». Это, пожалуй, лучшая роль этого прекрасного актера. В ней органично воплотились отличная физическая форма Хестона и его драматический талант. Хорош и Стивен Бойд в роли Мессалы, получивший за нее «Золотой глобус». А победу на «Оскаре» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» была отдана Хью Гриффиту, отлично сыгравшему роль шейха, влюбленного в лошадей. Хороши были также Сэм Джаффе (Симонид), Джек Хокинс (Квинт Аррий), Фрэнк Тринг (Понтий Пилат). А вот женские персонажи получились менее яркими. Наиболее интересно тут смотрится израильская актриса Хайя Харарит, сыгравшая влюбленную в Бен Гура рабыню Эсфирь. Грандиозный эпик, до сих пор поражающих размахом и многообразием образов и тем. затронутых в фильме. Кстати, роман Лью Уоллеса, положенный в основу фильма экранизировался неоднократно. В 1926 г. по нему была снята самая дорогая постановка в истории немого кино. тоже пользовавшаяся успехом, но ныне позабытая (на съемках картины помощником режиссера подвизался молодой Уильям Уайлер). Есть телеверсия 2010 г. и фильм Тимура Бекмамбетова 2016 г., ставшего главным кассовым провалом того года. Но всем им до фильма Уайлера очень далеко. 8,5 из 10
'-Я не верю в чудеса. - Но ведь сама жизнь — чудо» Чудо есть кинематограф. Чудо, когда актёры, режиссёры и сценаристы жонглируют нашими эмоциями, заставляя переживать за героев и ненавидеть злодеев. Удаётся такое только мастерам своего дела, тут как раз такой случай. Сразу видно за что фильм получил 11 оскаров (первым в мире), куда потратили 15 миллионов долларов (в 1959 г. это запросто могло быть эквивалентом 150 миллионов сегодня, а может и вдвое больше), каждый доллар пошёл в дело. Говорить о красоте декораций даже не буду, они безупречны. Актёры подобраны великолепно (почти все красавцы и красавицы со старомодных обложек), все играют как живут, каждый оскар абсолютно заслужен как по мне. Всё очень дорого, богато и даже несколько помпезно на мой вкус. Но особенно хочется выделить музыку, она была волшебна. Несколько выкидывали из погружения игрушечные лодки в аквариуме и зубочистки вместо стрел. А как тонко, даже элегантно раскрыта тема религии. На удивление никакого ханжества. Красивая голивудская сказка, соприкоснувшаяся с несколькими историческими событиями и персонажами (4 часа, если считать антракты, пролетели незаметно). Браво! Классика кинематографа.
Я, конечно, не стану открывать Америку, если скажу, что «Бен-Гур» — это эпохальное кинополотно, опередившее своё время, и которое сейчас мало кто может превзойти. Ведь осознавая, сколько людей работало над этой картиной, словосочетание «Эпохальное кинополотно» подходит как нельзя лучше. «Бен-Гур» — это пример того, каким должен быть идеальнй блокбастер; не только радовать зрелищной картинкой, но и удивлять зрителей интересной и неглупой историей, поражать воображение масштабными декорациями, и в тоже время, заставить задуматься о важных вещах. С этим как раз «Бен-Гур» и справляется. Масштабность в «Бен-Гуре» подчёркивается не в обилии экшн-сцен, как это бывает в современных блокбастерах, нет; масштабность происходящего в «Бен-Гуре» подчёркивается масштабными декорациями, безупречной операторской работой, филигранным монтажом, а также размашистыми костюмами. Экшн, тут конечно, есть: это битва с пиратами и та самая, легендарная гонка на колесницах. Это пожалуй, те экшн-сцены, вызывающие трепет и напряжение даже сейчас, в эпоху «графона». Отдельной похвалы заслуживает саундтрек, написанный венгром Миклошом Рожей. Музыка здесь идеально подчёркивает сам фильм: она величественна, она шедевральна, она помпезна, она восхитительна, она бесподобна… продолжать можно долго, но ясно одно: музыку в «Бен-Гуре» хочется переслушать ещё не один раз. Тот случай, когда можно поставить фильму «десятку» заслуженно. 10 из 10
Не нашёл более оригинального названия для своей рецензии, когда перед глазами, собственно, то, какими словами я и назвал увиденное. Тут даже сложно представить себе человека, которому такой фильм окажется не по душе или не заинтересует. Хотя я лично знаком с человеком, которого отвращает смотреть на старинные обычаи и нормы жизни; с великовозрастным невеждой с интеллектом на уровне школьника, который предпочитает благородному жанру исторического кино дешёвые ужастики и порно; и с, напротив, умной женщиной, которой просто не интересен сам жанр истории — но таковых уникумов немного, по крайней мере, среди зрелых граждан, и, даже, живя в XXI веке со всем его техническим шиком и широкими возможностями, доступными теперь даже малоимущим; весьма велико количество людей, любящих посмотреть на древние и средневековые времена, со всеми их старомодными, порой дикими и варварскими, обычаями и законами, военными конфликтами на почве политических и религиозных разногласий или же просто жаждой захватить побольше земель и поработить целые народы; дворцовыми переворотами в результате придворных корыстных интриг; языческими религиями, из-за которых было уничтожено жесточайшим способом множество невинных жизней — разумеется, на всё это интересно посмотреть только на экране, и порадоваться, что сами живём в более цивилизованное время; и, если человеку нравится смотреть на кровавые битвы и прочие жестокие сцены, то это не значит, что он агрессивен и «кровожаден» — посмотреть на дорогой экшн не зазорно множеству людей, интересующихся тем, что происходило в древности; но такого не скажешь о жителях древнего Рима, которые приходили в Колизей, чтобы вживую посмотреть на то, как гладиаторы убивают друг друга с особой жестокостью, или как звери пожирали заживо женщин и детей, которым уготовили такую участь за их вероисповедание; и, в отличие от нас, восклицающих у экрана компьютера «ну и времена были!» или «вот это нелюди!»; эти зрители, требующие «хлеба и зрелищ», голосовали за добивание раненного раба, опуская палец вниз. Именно об этих временах, правда, далеко не со всеми перечисленными мной атрибутами Римской Империи I века нашей эры, собственно, и повествуют события фильма, посвящённого легендарной личности, который, если верить легенде, видел самого Иисуса Христа, и его жизненный путь был полон испытаний, жестоких мучений, издевательств… и бесконечной любви и доброты к тем, кто был ему близок, что не угасало в его сердце даже после всего того, что сломило бы любого другого, более слабого, человека, и сделало бы его либо умалишённым, либо озлобленным на весь мир. Таким образом, Иуда Бен-Гур (разумеется, не имеющий ничего общего со своим тёзкой — вором и предателем, числившимся среди Апостолов самого Иисуса), был по своей человеческой сути недалёк от Богочеловека, с которым судьба свела его один раз, когда был в унизительном положении сам Иуда, а второй раз — сам Христос, когда Его вели на распятие. Атеисты сразу скажут, что, если в фильме показано подобное, то это не чисто исторический фильм, а фэнтэзи, но в данном случае даже многие из тех, кто не относит себя к христианам и кому-либо из религиозных людей какого бы то ни было исповедания, признают, что картина о ярких событиях первых лет новой эры — абсолютный идеал исторического кино на все времена, в котором не только сумели добиться потрясающей зрелищности при полном отсутствии компьютерной графики, но и снабдили сценарий гениальными диалогами, искусными сюжетными поворотами, при всём при этом, не извратив реальных исторических фактов. Эта история произошла в 29 году нашей эры, когда Израиль был в порабощении у Рима. Римские владыки обеспокоены появлением Иисуса Христа, творящего чудеса, и Иоанна Крестителя. Главный герой фильма Иуда Бен-Гур встречает друга детства Мессалу и ссорится с ним на политической почве — он мечтает о восстании Израиля против Рима и о свободе своего народа. Герой встречается с бывшей рабыней и намекает ей, что хочет на ней жениться. Но по нелепой случайности, по вине Иуды и его сестры погибает человек, и самого Бен-Гура отправляют на галеры, и не говорят, что сделают с его сестрой и матерью. Бен-Гуру удаётся сбежать от конвоя и захватить Мессалу, по приказу которого его арестовали, но у него ничего не выходит, он попадает на галеры, перед чем обещает Мессале, что вернётся и отомстит. Во время отправки на место наказания Иуда пользуется особым «почётом» — ему не дают пить, но появляется таинственный человек (вполне возможно, сам Иисус Христос, только показанный сзади) и оказывает Иуде милость. После грандиозной и невероятно зрелищной схватки с пиратами, Бен-Гур спасает римского консула, и тот в награду освобождает его. Иуда находит Мессалу и требует отпустить своих мать и сестру. Тому приходится подчиниться, ведь теперь Бен-Гур имеет высокое звание. Но родные Иуды заболели проказой, и им придётся доживать свои дни в долине прокажённых. Бен-Гур решается на бескровную месть — победить Мессалу на гонках на колесницах… Картина 1959 года была и остаётся лучшим и наиболее признанным фильмом о данной исторической личности, несмотря на чрезмерно растянутый хронометраж (3 часа 45 минут), хотя многие в курсе и о предшественнике данного гиганта кино — немой постановки «Бен-Гур: История Христа» 1925 года, в которой авторам удалось показать совершенный идеал эпохи кино, во времена которой о звуковых фильмах могли лишь мечтать. Можно, даже не располагая точной информацией, сказать, что немой фильм не был показан в синематографе раннего СССР, когда православие в стране старательно искореняли и уничтожали — уже по подзаголовку фильма было понятно, что в нём немалая доля христианской подоплеки. В свою очередь, фильм 1959 года, о котором я, пожалуй, закончу, точно шёл в советских кинотеатрах — это понятно по наличию дублированного перевода. Весь фильм выполнен в жанре чисто исторического кино, кроме финальных сцен, которые напоминают фэнтэзи. Большинство граждан, хорошо знающих историю, считают, что за всю историю кинематографа было снято единицы истинно исторических фильмов, а остальные, относящиеся официально к этому жанру, можно считать лишь красивым фэнтэзи — и так говорят не только про новых «300 спартанцев», снятых наполовину по комиксу; а и про пеплумы типа «Трои», «Гладиатора» и «Жанны Д`Арк», в которых, по их словам, ради спецэффектов были напрочь убиты реальные факты. Но «Бен-Гура» 1959 года в этом пока что никто не обвинил. Наверное, потому что почвы для обвинения нет. Слава классике! 10 из 10
При выборе фильмов для просмотра в бумажном каталоге обратил внимание, что он получил 11 оскаров, что и натолкнуло меня взять диск с картиной 1959 г. для ознакомления. В другом случае не взял бы, потому что сколько не смотрел фильмов до 1970-х гг. выпуска, ни один не понравился. Слишком уж они примитивные: неестественные эмоции, нереалистичность в д-иях, отсутствие глубины, идеи. Краткое описание на диске, составленное красочно, предполагало, что фильм будет эпичным. Так и оказалось. Понравились реакции и мимика героев — смотрелось естественно, но при этом торжественно. Обратил внимание, что все актёры выглядели интересно. Спецэффекты для 1959-го очень на уровне. Как писали в одной из рецензий — сцена скачек выполнена превосходно. Музык. оформление в тему. Нацеленность героя на спасение семьи и отмщение своему врагу, отсутствие мн-ва других сюжетных линий, кот. обычно пытаются осветить в продолжительных по времени лентах, придавало фильму цельность. Повествование велось последовательно, понятно. Присутствовали сказочные моменты, кот. мне, как любителю реализма во всём, показались ненужными. Непонятно, каким образом связанный по рукам и с палкой за спиной заключённый смог с лёгкостью толчками раскидать 2-х стражников, поломать сковывающую движения палку за спиной так, будто не палка вовсе, за несколько сек. освободиться от связующих его кисти верёвок. Затем видим главного героя в роли гребца на судне достаточно крепким, физ. явно превосходящим своих товарищей по рабству после 3-х лет работы, и это там, где после 1-го года люди умирают. Врага Рима кормили по особому режиму? Затем Бен Гур, желающий убить своего противника решает посоревноваться с ним в езде на лошадях. Если у него была такая ненависть к Месалле, что он готов был его убить, то почему не убил, а стал с ним гоняться на лошадях, как с проигравшим какое-то пари, а не как с тем, кто отправил его на смерть. Римлянин использовал выступающие резцы на колёсах. Ни один из участников не апеллировал по этому поводу, хотя это было нарушением правил. Ну и в конце 2 героя в обнимку идут с прокажёнными так, будто это норма и будто они не знают, что могут умереть. Смотрелись выше перечисленные эпизоды по-детски. С этим произведение советовал бы ознакомиться как с кинематографическим наследием. Старательность, с кот. подошли создатели к работе, масштабные сцены могут быть привлекательны, но любителям драмы данное кино может не показаться таким уж великим, потому что ставка делалась на красивые эмоции, на красивые лица, на красивые слова, на захватывающие события. Это больше жанр приключения. 7 из 10
Чем интересно восприятие кинематографа современным поколением? Два пути знакомства с ним: обращение к достояниям прошлого и томительное ожидание новых образцов. И между ними — бесконечное сравнение. В этом споре никогда не будет правых и виноватых. Эта же ситуация возникла и в изучении фильма «Бен-Гур». Знакомство произошло под влиянием просмотра знаковых исторических картин. Вероятно, что для 1959 года съемки такого масштаба были в новинку. Мало кто достигал подобного уровня профессионализма в те годы. Даже сейчас, в XXI веке, сложно привести пример фильма, по своей насыщенности превосходящий «Бен-Гур». А удивляться ей есть множество причин — от количества массовки (более 50000 человек) до ювелирно выполненных декораций, к работе над которыми привлекалось множество ученых. Фильм обращается к популярному историческому сюжету — Риму и его периоду политических отношений с Иудеей. Также здесь поднимается и библейская тема, но об этом — отдельно и в конце. Свою ценность «Бен-Гур», приобретает, помимо всего прочего, и психологической насыщенностью. Часто бывает так, что за яркой оберткой фильма скрывается история-пустышка и, таким образом, художественная ценность сводится на нет. Здесь — не тот случай. Здесь многообразие эмоций создает достойные эпизоды с не менее достойными диалогами. С самого начала мы сталкиваемся с двумя очень разными мужчинами — иудеем Иудой и римлянином Мессалой. В детстве их связывала крепкая дружба. Во взрослом же возрасте их дружба стала очень сложной, если не невозможной. Причиной разногласий стала политика. Рим, занимая более высокое положение по отношению к Иудее, считает, что тот должен покориться. И это круто изменило их отношения. Мы видим, что от братской любви до ненависти — один шаг. А где ненависть, там и жажда мести. И месть способна изменить людей. Далее весьма логично сюжетно следуют события, которые ставят Мессалу перед сложным выбором: спасти друга или сохранить невозмутимость, подобающую трибуну? И это меняет приоритеты обеих сторон. Картина прямо показывает нам, как человек способен преодолевать испытания, выпавшие на его долю, при этом сохраняя человечность и те качества, которые были свойственны ему до роковых моментов. Несмотря на пережитое, он способен испытывать любовь к своим родным, к женщине. Любовь способна преодолеть всё — аксиома, не требующая доказательств. /Романтические сцены фильмов 50-х имеют особый шарм/. Касательно библейской темы в «Бен-Гуре»: я вообще не поняла, зачем здесь была введена сюжетная линия Иисуса Христа. Она подана вскользь, без особого акцента. Сверхобразом это на главного героя не влияет. Такая линия — слишком глобальна для того, чтобы быть настолько второстепенной. 8 из 10 Рекомендую к просмотру!
Бен-Гур 1959… Фильм, вышедший во время когда только начиналась эра цветных фильмов… Фильм-колосс, первым собравший 11 Оскаров. Причем все 11 он, на мой взгляд, в отличии от Титаника, вполне заслужил. Актеры играют превосходно. Им веришь, а ведь именно это главное в любом фильме. Также фильм бережно относится к вопросам, которые он ставит перед зрителями(в частности вопросе веры). Отдельные эпизоды фильма снят невероятно зрелищно, при этом следует учитывать что снимались они вживую, а не с помощью современной компьютерной графики. Недостатки в фильме есть(фильмов без недостатков не существует), но они явно меркнут на фоне его достоинств. К недостаткам, на мой вкус, можно отнести временами излишнюю растянутость второстепенных моментов. Тем не менее, в целом фильм вышел шикарный и заслужено взял Оскары на которые был номинирован. И, естественно, занесен в список фильмов для пересмотра. 10 из 10
Легенда мирового кино. Фильм заслужил это звание, присужденные ему премии и любовь зрителей. Прошло столько лет- а он ничуть не устарел, продолжая изумлять новые поколения своей сногсшибательной динамикой и величественной красотой. Хочу сразу отметить то, что создатели Бен-Гура очень трепетно отнеслись к божественной теме картины- зритель ни разу не увидит лик Спасителя. Палестина, начало первого века. Друзья детства знатный иудейский аристократ Иуда Бен-Гур и римский трибун Мессала встречаются после многолетней разлуки. Радость первой встречи скоро исчезла- оба поняли, как сильно изменились. Мальчишки стали сильными и уверенными в себе мужчинами. С абсолютно разными жизненными взглядами. Вспыхнувшая на политической почве ссора в корне меняет их судьбы. Несмотря на то, что был обязан Иуде жизнью, гордый Мессала не простил ему отказа предать свой народ и жестоко мстит бывшему другу и его семье… Уильям Уайлер был и остается одним из величайших режиссеров в истории. Наверное, единственное, чего он не смог добиться на съемках, это заставить исполнителя роли Бен-Гура плакать. Чарлтон Хестон в этой сцене просто закрывал лицо руками. Хестон уже работал с Уайлером в вестерне «Большая страна» и еще тогда стало ясно, что он отличный драматический актер. Все пережитое Бен-Гуром отражается в его глазах- страдание, гнев, ненависть, любовь. Ненависть помогла Иуде выжить. Но когда в сердце не осталось ничего, кроме нее- счастье ведь невозможно… Мессалу блестяще сыграл Стивен Бойд. Честно, иногда ловила себя на мысли, что при всем моем презрении сопереживаю его герою. Мессала не понимал, что у Иуды и его народа есть то, что несравнимо сильнее Рима- вера в Бога. Красавец ирландец, первый претендент на роль агента 007, отличался взрывным темпераментом и был полной противоположностью Чарлтону Хестону. Все же перфекциониста Уайлера не устраивала одна вещь: у обоих актеров на главные роли глаза одного цвета. Бойду пришлось носить карие линзы, причем по две пары сразу- иначе яркая синева его глаз пробивалась под мощным светом софитов. Он едва не потерял зрение. Тяжело было и во время съемок знаменитой гонки: он и Хестон сами исполняли большую часть сложных трюков. 12-минутная сцена гонки на квадригах вошла в золотой фонд кино. По-другому и быть не могло, учитывая, сколько труда и сил было вложено в этот эпизод. Якима Канут- легендарный каскадер Голливуда, выигравший несметное количество родео, лично набирал участников гонки и лошадей. Он и его сын Джо были дублерами актеров в самых трудных моментах. В одном из них, где надо было перепрыгнуть через колесницу, Канут-младший чуть не погиб. Проигнорировав крик отца:«Это слишком быстро!» он сорвался, чудом не попав под копыта лошадей. Ему удалось забраться обратно на сиденье, отделавшись лишь ушибами на подбородке. Я не могу не упомянуть про чарующие мелодии саундтрека Миклоша Роши. Эта музыка просто необыкновенно красива. И актеры на вторых ролях- особенно хороши Джек Хоукинс(римский сенатор Квинт Аррий) и Хью Гриффит(шейх Ильдерим). Подчеркну: ни «Титаник», ни третий «Властелин Колец», стоящие рядом с «Бен-Гуром» по количеству наград, не взяли Оскаров за исполнение ролей. Шедевр на века. … И все же наша схватка не окончена, Иуда. Она не окончена.
Что делает любое творчество бессмертным? Конечно же, проверка временем. Я впервые посмотрел «Бен Гур» в 2016 году, имея за плечами большой опыт в части современного кино, и был приятно удивлен. Сразу хочется отметить, что это художественный фильм и с библейскими историями он перекликается очень опосредственно, поэтому при просмотре знающие люди должны быть готовы, что им будут показывать не достоверную библейскую историю, а скорее историю, основанную на библейских событиях, во многом им противоречащую. Но давайте отойдем немного от фактов и затронем поле эмоций и чувств. Данная картина очень бережно относится к чувствам верующих, показывая образ Христа исключительно в отдаленных ракурсах, не позволяя себе изобразить его лицо, либо голос. Другими словами авторы стараются рассказать историю смертных простых людей на фоне «божественного чуда», а не показать фильм про бога или его возможности, придумывая ему какие-то свои характеристики. Такой подход я вижу крайне редко и лично у меня он вызвал лишь уважение. Особой похвалы заслуживают экшен-сцены данного фильма. Осознавая, что перед тобой живые актеры и декорации, каждая экшен-сцена ощущается невероятно ярко. К слову, местные гонки на колесницах ощущаются и смотрятся живее, адреналиновее и более запоминающе, чем те же гонки на картах из ЗВ:«Скрытая угроза», которые были подчистую скопированы из «Бен Гура». Низкий поклон за проделанную работу в 1959 году. К сожалению, я не смогу найти нужных слов, дабы в полной мере похвалить работу людей, ответственных за реквизиты и декорации фильма. Здесь окружение и фон выше всяких похвал. Эпик. Наверное, это самое ёмкое слово, характеризующее эту художественную картину. Если речь идет о любви, то она здесь сильная, проверенная временем, страданиями и разлукой. Если речь идет о мести, то она тут жгучая, преодолевающая невообразимые трудности на своём пути. Если речь идет о герое, то его жизнь наполняется такими приключениями, что характер, словно сталь в жерле вулкана, закаляется и формируется прямо на глазах у зрителей. Почти каждый кадр — это готовая картинка для постера на стену. Мощно, фундаментально. Другими словами фильм не разменивается по мелочам ни в какой из своих частей. Однако же будьте осторожны, ведь «Бен Гур» длится более трех часов. Повествование разделено на две половинки, между которыми присутствует (присутствовал) настоящий антракт, дабы зрители могли выдохнуть и передохнуть от разворачивающейся драмы. В итоге «Бен Гур» — это потрясающий фильм во всех отношениях. Но я не могу сегодня порекомендовать его каждому, ведь как бы этот фильм не был универсален для любого времени, стилистика, актеры, манера речи, мимика, всё это отдает эпохой кино того времени. Не каждый сегодня готов смотреть на подобное, несмотря на все достоинства, что я перечислил. Но кто готов, перед тем откроется великолепная эпическая картина, которая запомнится на фоне тысяч других более современных и которая, безусловно, заслуживает 10 баллов из 10. 9 из 10
Хочу начать с того, что фильм основан на одноимённом культовом романе генерала Льюиса Уоллеса, который очень сильно повлиял на меня и в какой-то мере изменил моё мировосприятие и отношение к жизни. Фильм так же не прошёл для меня бесследно и занимает особое место в моём сердце. Итак, приступим. ПАРАЛЛЕЛИ Параллель первая — роман Александра Дюма «Граф Монте Кристо» (1844—1845). Не исключена возможность, что Уоллес мог частично им вдохновиться, ибо схема и отчасти идея обоих романов очень схожа. Параллель вторая — Александр Иванов «Явление Христа народу\Явление Мессии» (1837—1857). В этом случае фигуру Иуды Бен Гура можно трактовать, как олицетворение всего народа, который тогда находился в пограничном состоянии, в том периоде времени, когда произойдёт смена старых римских идеалов и ценностей другими, новыми, светлыми Христианскими. Те же идеи, на мой взгляд, выражены и в картине великого русского художника. Параллель третья — Николай Ге «Что есть Истина?\Христос и Пилат» (1890). Тема острейшего конфликта и психологической несовместимости объединяет эти два произведения. Мессала, как и Пилат боготворит физическую силу, фигуру императора, Иуда же приверженец совсем иных убеждений (верность своему народу, семье, высоким принципам). ЭКРАНИЗАЦИЯ Как я уже говорила, фильм основан на романе Льюиса Уоллеса, поэтому, на мой взгляд, справедливым будет рассмотреть общие идеи характерные как, для книги, так и для нашего фильма. Во-первых, это имя протагониста. Мне кажется, что имя «Иуда» для своего главного героя Уоллес выбрал не случайно. На мой взгляд, здесь кроется антитеза двух Иуд — Иуды Искариота-предателя Христа и Иуды Бен Гура, который остаётся с Христом до самого конца. Тему антитезы продолжает противопоставление двух главных героев — Иуды и Мессалы. Это противопоставление как моральных принципов, о которых я писала выше, так и Римской Империи и завоёванной ею Иудеи в целом. И самое яркое выражение этого противостояния — гонка на колесницах. Бен Гур одерживает победу над Мессалой в личных целях, во имя мести, но эта победа становиться толчком к восстанию и поднимает дух всей Иудеи. В связи с этим раскрывается ещё одна тема — тема двух предводителей, вдохновителей. Если победа Иуды поднимает народ на восстание (по книге даже организуется что-то вроде подпольного отряда, который Иуда и возглавляет), то Христос — это восстание духовное, против низменных принципов и убеждений Империи. Так же ценна для меня контекстуальность сюжета и книги, и фильма. На мой взгляд, именно такие сюжеты интереснее, помогают гораздо лучше понять эпоху через личностей, которые в ней жили (вспомним «Андрея Рублёва» Тарковского или «Призраки Гойи» Формана — это всё о том же). В нашем случае на первый план выводится история одного из тысяч современников Христа, а сама евангельская история проходит лишь фоном и изредка выходит на первый план, но зато как! РЕМЕЙК Фильм 1959 года является ремейком более ранней экранизации романа Уоллеса. И, естественно, что в нашем фильме используются некоторые ходы и приёмы из немой версии 1925 года. Один из них — то, как в фильме показан Христос. Ни разу за весь фильм мы не увидим Его лица. Он всегда показан со спины, но при этом он не становится безликим. Образ Христа раскрывается перед нами через взаимодействие с другими персонажами, через их слова о Нём. Особенно в этом плане показательна сцена, когда Христос вступился за Иуду и напоил его водой. В кадре мы видим только лицо Чарлтона Хестона и руку актёра, исполняющего роль Христа. Но мы чувствуем некую благодать, положительную энергию, которая исходит от Христа. И тут, конечно стоит отдать должное игре Хестона, ибо она находится на высочайшем уровне и по праву отмечена Оскаром за главную мужскую роль. ФИЛЬМ Вот мы постепенно перешли к анализу самого фильма. И раз уж речь зашла об актёрской игре, то нельзя не упомянуть ещё об одном моменте, связанным с этим аспектом. Это взаимодействие между персонажами Хестона (Иуда) и Бойда (Мессала). Очень мастерски визуально передан конфликт между двумя персонажами. Эта стрельба взглядами! Как будто между ними ток проходит, гром и молния! И хочется отметить актёрскую игру в целом, всех участников фильма, все великолепно справились со своими задачами. Мне хотелось бы отметить один интересный сюжетный ход, использованный в фильме — это очистительный дождь после распятия. Дождевая вода разносит кровь Христа по всей земле и по всему миру, символизируя Его искупительную жертву за всё человечество. Сопровождается эта сцена нарастающей музыкальной темой Христа, что ещё усиливает идею искупления и торжества новой веры, новых идеалов, новых убеждений. Не могу, не сказать о технических достоинствах данного фильма. Это и превосходная работа оператора, и мастерская комбинированная съёмка (даже при всех нынешних возможностях многие современные фильмы не дотягивают до того уровня), и великолепное музыкальное сопровождение написанное замечательным композитором Миклошем Рожей и гигантская работа художника-постановщика и художника по костюмам. Подводя итог, хочется сказать, что благодаря синтезу различных компонентов, как то: сюжетная канва, великолепная актёрская игра, блестящая техническая сторона на выходе дают нам фильм на все времена, рассказывающий о вечных ценностях, о вечных вопросах и вечных проблемах. Наберусь смелости и скажу, что по силе можно сравнить этот фильм лишь с одной картиной, о которой я говорила в самом начале своей рецензии — это картина Александра Иванова «Явление Христа народу». 10 из 10
Эта грандиозная эпопея, по истине невероятного, ужасающего масштаба. История мирового кино знала не мало, так называемых «пеплумов» (историко-приключенческих картин об античности), но столь же больших постановок можно перечесть по пальцам. Рядом с этой величественной картиной можно поставить разве, что голливудскую же «Клеопатру», да нашу, ещё советскую экранизацию «Война и Мир». Фильм Уильяма Уайлера — помпезная, могучая и простаки завораживающая кино-фреска. Настоящие полотно, создать которое посчитал бы за величайшую честь любой художник. Картина стоила многих затрат, и отнюдь не только денежных (которых к слову было потрачено неимоверно много). Над созданием этого колосса трудились сотни мастеров, актёров, декораторов, художников по костюмам, гримёров, рабочих с техникой, каскадёров и множество тысяч массовки. Без сомнения, поставить такой, потребовавший таких титанических усилий блокбастер мог лишь режиссёр страстно увлечённый своим делом. А Уайлер был как раз таким. Тем более, на заре своей работы в кино, он уже трудился над одной экранизацией романа генерала Уоллеса. Речь о старой, немой версии образца 1925-ого года. Та тоже была невиданная по размаху и бюджету для своего времени картина (надо признать, всё ещё способная произвести впечатление на зрителя). Но версия 1959-ого -это настоящая классика, шедевр неподвластный неумолимому времени. Яркое, зрелищное, эпическое творение. Просто таки подавляющая своей гигантоманией и величием. К тому же, это не просто фильм приключенческого жанра. Он основан на книги имеющий непосредственное отношение к Библейской истории. Поэтому не зря сюжет этого фильма признан одним из самых воодушевляющих за всю историю кинематографа. А сама лента в своё время была обласкана критиками и завоевала множества наград, включая аж 11 премий Оскар (после этот рекорд повторили «Титаник» и «Властелин Колец: Возвращение Короля»). Сегодня «Бен Гур» — влиятельное произведение киноискусства, включённое практически во все существующие списки лучших картин мирового кино… В центре сюжета лежит невероятная история приключений еврейского юноши, принадлежащего к именитой и богатой фамилии. Из за нелепости произошедшей во время триумфального въезда в город нового римского наместника, его и его мать с сестрой арестовывают. Арестом руководит друг детства Иуды -только что возвратившийся из Рима Мессала. До этого приятели уже встречались, между ними произошёл откровенный разговор, после которого старые друзья поняли, что прежняя дружба между ними уже невозможна. Так как, Мессала просил Иуду выдать ему предводителей мятежников, регулярно устраивающих в Иерусалиме народные бунты, столь неугодные Цезарю. Не желая быть предателем Бен Гур отказался это сделать. Что Мессала ему и не простил. Его родных бросили в темницу, а самого Иуду отправили гребцом на галеры. Так началась эта удивительная, полная опасных событий и приключений история странствий героя. В которой будет и жизнь на галерах, сражение с пиратами, последующее обретение свободы и триумф на скачках. Жизнь сведёт его с самыми разными людьми, от римского трибуна до арабского шейха. Но самое главное, герою предстоит несколько раз на своём пути повстречать Иисуса! Невероятная судьба Иуды Бен Гура подтверждает то, что никогда, даже в самых безысходных на первый взгляд ситуациях не следует отчаиваться. Потому что Бог некогда не оставляет человека. И это тоже показано на жизни героя. Ведь проведение несколько раз сводит его с самим Спасителем. И тот даже спасает ему жизнь (напоив водой, когда закованных цепями рабов, солдаты вели через пустыню). И после, когда в сердце Иуды была лишь ярость и злость на весь мир, он готов был встать во главе войска бунтовщиков, в его душу пришли гармония и прощение. Ибо он присутствовал при Его распятии, и слышал последние Его слова: «-Отче, прости их, ибо не ведают они что творят.» Эти слова, сказанные в защиту палачей, заставили героя вложить в ножны, требовавший кровопролития клинок… Замечательно найден подход к Божественной теме. Актёра играющего Иисуса ни разу не показали лицом к зрителю. Он предстаёт за весь фильм только несколько раз, но все его появления запоминаются, ибо влияют на ход сюжета (спасают жизнь героя в середине картины, и предотвращают массовое кровопролитие в финале). История Иисуса рассказанная в романе параллельно истории жизни Бен Гура, перенесена на экран бережно. Так как, в книге именно Его присутствие (иногда зримое, но в основном незримое- о нём и его делах говорят прочие персонажи сюжета) стало тем фактором, что выделило в своё время этот роман от десятка прочих, написанных в схожем, историко-приключенческом жанре. Задействованные в ленте актёры здорово сыграли свои роли, и смогли воплотить на экране своих литературных героев. Чарлтон Хестон — именно тот отважный, преисполненный верой и любовью к своим родным Бен Гур, которого представляешь при чтении книги. Стивен Бойд — тот самый наглый, заносчивый и гордый Мессала. Джек Хоукинс — тот Квинтус Ариус -командующий римским флотом, словно сошедший со страниц романа. Ровно столь же удачными вышли и прочие персонажи: мать Иуды и его сестра Тирца, возлюбленная героя — красавица Эшер. Трое волхвов — Каспар, Мельхиор и Балтазар. Понтий Пилат, с которым Иуда был знаком ещё во время своего пребывания в Риме. И конечно же, страстный любитель скачек и породистых скакунов -арабский шейх Эльдерим (актёр Хью Гриффит создал столь харизматичного и забавного персонажа, что за свою игру получил Оскар). И все-все-все другие. Перечислить второстепенных героев не представляется возможным, так как идущий почти четыре часа фильм прослеживает и переплетает судьбы более десятка персонажей. Но абсолютно все сыграли достойно. А невиданная массовка (по слухам, лишь эпизод на скачках занял около 60 тысяч) поражает своим количеством. Техническая сторона фильма заслуживает особого упоминания. Фильм снят в широкоэкранном разрешении, и его картинка до сих пор выглядит ярко и красиво. В плане постановки трюковых эпизодов, «Бен Гур» даст фору многим современным блокбастерам Голливуда. Каскадёры того времени не могли спрятаться за компьютерную графику, и всё делалось по настоящему. В этом фильме много эпических сцен, марширующие войска, толпы народу. Но самые, что называется «крутые» сцены -это морское сражение с пиратами, и уже не раз поминавшаяся сцена гонки на колесницах. Там видно, что всё настоящие. Даже смертельная опасность. Поставил её знаменитый каскадёр «золотой эпохи Голливуда» Якима Канут. И смотрится эта сцена что тогда, что сейчас — на одном дыхании… На мой взгляд «Бен Гур» — это история, которую должен увидеть каждый киноман (и не только христианин). 10 из 10
Выдающаяся картина, которая поднимает все главные жизненные проблемы: предательство, ненависть, прощение, силу воли, любовь к своим родным и родной стране (патриотизм). И все эти события, все перипетии происходят в жизни одного человека, ставшим после них национальным героем своего народа. Эта история о Иуде Бен-Гуре, кажущаяся на первый взгляд наивной и неправдоподобной, выглядит невероятно актуальной и острой в наши дни да, собственно, и в любое время. Такие темы, какие были в фильме Уайлера есть всегда и везде в жизни не только одного определенного человека, но и человечества вообще. Исторический пеплум, эпическая кинолента, рассказывающая о Иуде Бен-Гуре, современника Иисуса Христа, по праву считается эталоном масштабных и крупнобюджетных фильмов. Но перейдем к самой киноленте. Жил давным-давно один славный человек, влиятельный и богатый, патриот своей страны, но тут приходят завоеватели, требуют покорности от всех. Ну, все бы ничего. Главный, в этом месте, человек, наместник императора-завоевателя, оказывается другом детства того богача из завоеванного Иудея. Он предлагает сотрудничество. Но перестану пересказывать фильм и скажу что именно в этот момент и раскрывается вся суть картины, так как перед главным героем стоит сложнейшая на первый взгляд диллема — быть или не быть. Вечный вопрос, поставленный еще Шекспиром. Быть предателем своего народа и жить в довольствии и благополучии, или твердо, без обиняков отказать своему другу в сотрудничестве, выбрав позицию ортодоксального государственника. Бен-Гур оказывается благонравным человеком и говорит, что он не предатель. На протяжении всей картины, эти вопросы нравственности волнуют зрителя, должны по крайней мере волновать, так как в них очень много пищи для размышлений, которую нам предоставляет американский писатель Лью Уоллес, автор книги о Иуде Бен-Гуре, и снявший на базе этого литературного материала фильм, Уильям Уайлер, титулованный режиссер американского и мирового кинематографа. Религиозность этого фильма говорит сама за себя. В те времена, особенно во времена появления Мессии, жажда веры у людей выросла во много раз. Причина такого роста довольна проста — у еврейского народа появился тот человек, предсказанный еще в Ветхом Завете, который поведет их в райские земли, избавив их от Римского ига. В Иисусе они искали заступника, а нашли Спасителя не только его народа, а человечества как такового. Эта кинолента показывает жестокость, бесчеловечное отношение римлян к другим народам, полное искажение прав человека, но она призывает никогда не терять надежды и всегда верить в лучшее, верить в Бога, уповать на него и его примером жить и добиваться своего, не теряя, в данном случае, мужества, отваги, чести и самое главное — человечности. Эта картина о настоящем человеке, который не сломался, когда было тяжело, а, поверив в Христа, в его силу, нашел смысл своей жизни, когда этот смысл уничтожили и растоптали злодеи римляне. 10 из 10
Честно говоря, я боялся, что не смогу посмотреть этот фильм целиком, так как он очень длинный. Когда я начал смотреть, я сразу понял, что ошибся. Перед моими глазами открылся прекрасный исторический фильм, в котором заложена масса идей. В частности, в фильме ясно показано, что жажда власти может соблазнить человека до такой степени, что человек готов предать кого угодно — даже старого доброго друга. Человек, не подчинившийся тому, кто жаждет власти, сразу становится врагом. Другой идеей фильма является вопрос мести. Месть может испортить человека, ровно как и власть. Когда один человек мстит другому он забывает, кто он такой, каким он был раньше. Есть и третья идея. Добро и сила воли могут спасти человеку жизнь и даже враг готов будет сделать человека своим другом. Но только сам человек выбирает, идти к врагу, или нет. Теперь скажу о самой картине. Фильм был снят просто замечательно. Красивые пейзажи, декорации, музыка сделали ощущения от просмотра незабываемыми. Хотя данный фильм о войне, многие сцены в фильме получились очень трогательными. Во время просмотра фильма я сам, как будто, почувствовал себя в атмосфере начала нашей эры. Особенно отмечу две сцены — морскую битву — реалистичную, достаточно страшную (моё сердце во время сцены колотилось во всю), но в чём-то очень трогательную — и гонку на колесницах — по-настоящему захватывающую сцену, где идёт не просто гонка, а настоящее сражение. Если сможете посмотреть «Бен Гур», не упустите свой шанс! 10 из 10
Перед просмотром я сильно переживал, так как думал, что подобная картина мне не понравится. Признаться честно, это не совсем мой жанр во-первых, а, во вторых, картина идет три с половиной часа. При том, что жанр не твой, становится как-то боязно, выдержишь ли вообще хотя бы часа два. Сразу надо сказать, что картину я смотрел частями. Увы, посмотреть разом мне её не удалось. И не потому, что кино тяжелое для восприятия, а просто потому, что был сильно занят в эти дни. Возможно, если бы я смотрел, от начала и до конца, не прерываясь, я бы отнёсся к этому фильму по-другому. Кино очень хорошее. Оно масштабное. Подумать только — около пятидесяти тысяч человек массовки!!! А какие костюмы и декорации! Масштабность этой картины, как говорится, зашкаливает. Это громадный и труднейший проект, который выполнен очень качественно и с достоинством. Эта картина достойна всех одиннадцати Оскаров, которые она получила. Замечательно играют актеры. Кино очень атмосферное — в него погружаешься. Особенно, мне запомнились сцены в трюме корабля и гонки на колесницах. В первой безумно чёткая атмосфера, которая затрагивает все, даже самые потаённые, уголки души, а вторая поражает качественностью для того времени. Очень хорошая, интересная, качественная картина, которая по праву считается классикой.
Замечательнейший рассказчик Уильям Уайлер вложил в экранизацию романа генерала Льюиса Уоллеса весь свой талант. Истории рассказывать он умел и любил, а тут еще речь шла об одном из самых известных бестселлеров Америки девятнадцатого века. И все сработало — фильм получился интересным. Даже, в ситуациях, когда все понятно и предсказуемо оторваться от экрана не так просто, а ведь речь идет об очень длинном фильме. К тому же, внутренний смысл картины преобладает над всеми ее визуальными достоинствами. Фильм просто наполнен так горячо почитаемыми в США традиционными ценностями — религиозность, равенство возможностей, достоинство личности. И дело вовсе не в финале картины, в котором Иуда Бен-Гур встретится с Иисусом. Дело в том, что на протяжении всего фильма герой несмотря на все свалившиеся на него неприятности проявляет образец стойкости и силы духа. Получается восхваление, осанна, неуклонно нарастающая уверенность в торжестве и итоговой победе. И знаете… именно в завершающей части, на мой вкус, Уайлер переходит к излишней торжественности. Он полностью отстраняется от самой истории и переходит к восхвалениям. Думаю неоправданно и не слишком гармонично. Тем более, что в фильме 1925 года, снятом Фредом Нибло было акцентировано совсем другое — многого стоят сцена разрушения громадного здания. Но самое большое разочарование ожидало меня в масштабных сценах. Меня здорово смутила вторичность фильма по отношению к ленте 1925 года. Практически все значимые сцены (от молний во время распятия до гонки на колесницах) фактически повторены. Причем, вместо общих планов, используемых в более ранней картине и настаивающих на монументальности фильма, Уайлер использовал средние планы. Это создавало эффект присутствия и делало ленту более развлекательной (если не простоватой), но менее величественной. Наверное единственное преимущество фильма Уильяма Уайлера — подбор актеров и их игра. Выложились на «отлично» практически все. Даже несмотря на то, что в ряде случаев Хестон откровенно переигрывал (в частности во время первой встречи с Мессалой), он очень здорово вписался в фильм и сыграл одну из своих лучших работ. А вот Стивен Бойд и Джек Хоукинс произвели на меня самое сильное впечатление. Они продемонстрировали мастерскую, филигранную актерскую игру, показав динамику личностных изменений их героев. Так что, я уверен в том, что «Бен Гур» всего-лишь профессионально сделанный фильм с хорошим подбором актеров. Но это никак не шедевр. Фильм представляет собой простую повествовательную историю, наполненную религиозным трепетом. В сравнении с архаичной картиной 1925 года лента Уайлера уступает. Феноменальный успех ленты в прокате и количество полученных «Оскаров» я склонен объяснять сиюминутными интересами. На мой вкус, даже современная «Жизнь Пи», равно как и «Десять заповедей» Сессиля Блаунта де Милля — представляются куда более глубокими и многослойными картинами. 7 из 10