Авария - дочь мента: отзывы и рeцензии

Demetra85
Demetra8529 октября 2008 в 18:42

Откровенный фильм как для советского времени, но правдивый. Режиссер показал жизнь определенного слоя советской молодежи без прикрас, такой какая есть. Лично мне были интересны отношения Аварии со своим отцом, и при всей ее подростковой агрессивности (какова считалась модной у подростков) очевидна ее душевная доброта, ранимость и любовь к отцу. В общем, фильм интересный и даже поучительный.

Shishkodryomov
Shishkodryomov3 февраля 2019 в 08:56
Позавчерашние ценности снова новые

C одной стороны, фильм в настоящее время не представляет никакой опасности, потому что здесь нет спецэффектов и людей в одежде бэтмена, с другой - содержание прямо конфликтует с нынешней парадигмой партии и правительства. Я бы даже не сказал, что в 'Аварии - дочери мента' присутствует такой уж конфликт поколений. Скорее, новое мышление возможно только более-менее незамутненным сознанием. Теми, кому в башню не залезли в советское время с ногами. Школьный сюжет бывает интересен всегда, но обстановка конца 80-х тут же вгоняет в депрессию. С другой стороны, в качестве исторического экскурса в Москву 30-летней давности, фильм вполне годится. Ксения Арбузова, сыгравшая Аварию в косухе и ретуши, в настоящее время мама кучи детей, ведет длительные диалоги с дедушкой-ветераном за обеденным столом. Режиссер использовал эту возможность, чтобы поведать зрителям о собственных взглядах. Другой своей частью, как это ни странно, фильм довольно правильный и агитирует за семейные ценности. А может и за человеческие понятия. Кем бы ты ни был, дочь для тебя святое. Владимир Ильин в роли милиционера убедителен, искренен и в своей наивности чуть ли не впервые выходит на улицу по-настоящему. Семья Аварии, состоящая из отца, матери и деда - типичная московская. Фильм, конечно, насыщен всякими скандальностями конца 80-х, что сейчас выглядит довольно приевшимся, но качество игры актеров такое, каковое нам уже не грозит. Судьбы актеров этого фильма порою символично отражают и судьбу фильма. Так, например, Ян Пузыревский (Кай из 'Снежной королевы'), играющий старшеклассника, когда ты вышел из окна вместе со своим малолетним сыном. Ключевой фразой фильма считаю фразу преподавателя о том, что строем мы уже находились и сейчас появляются искренние души. В ближайшее время актуальность первой части этой фразы будет наиболее применима вновь. 10 из 10

Старый пью
Старый пью10 февраля 2015 в 18:51
Бунт бессмысленный и беспощадный

Непонимание детей и родителей тема вечная. Но в советское время по понятным причинам не афишируемая. И вот - перестройка, ускорение, гласность. Шлюзы открылись, и на обескураженных и растерянных зрителей с экранов выплеснулось всё что долгие годы копилось в умах, и душах сценаристов и режиссёров. Воспользовались данной свободой мастера от искусства каждый в меру своего таланта. Вот и Михаил Туманишвили взялся за 'горячий' материал повесть Юрия Короткова 'Авария'. Материал - актуальнее некуда, молодые неформалы, мелкие фарцовщики, учителя сегодня говорящие одно, а пять лет назад абсолютно противоположное, и наконец молодёжный сленг и отечественный рок, в общем при умелом подходе можно было сделать фильм на уровне 'Интердевочки' или 'Маленькой веры'. Но увы. Слишком серьёзный подход к делу губит идею на корню, и делает фильм сиюминутной агиткой. Кто сейчас вспомнит кто такие панки? Или металлисты? И за что любера гоняли тех и других. Реальная жизнь конца 80-х развила такую скорость, что поспеть за ней было невозможно. Вот и свежеотснятый фильм через год безнадёжно устарел. Поскольку для детектива слишком скучен, а для глубокого кино о драме 'отцов и детей' недостаточно глубок. В общем 'Авария' по всем фронтам. А бунт поколений остался. 4 из 10

UlyanaKino
UlyanaKino20 августа 2013 в 20:51
' В идеале, мне бы хотелось, чтобы Лерочка в конце всей истории пришла к Богу. Но у них все еще все впереди!'

Очень мощный фильм. Авария- конечно же, хорошая девушка. Этот фильм яркий пример того, что случается из-за ослушания родителей, самых близких людей на свете. Ведь именно из-за ослушания Господь изгнал Адама и Еву из Рая. Хотя ему самому так не хотелось этого делать! Родители очень любят свою дочку и естественно пытаются уберечь ее от всего самого грязного, мерзкого и ничтожного. Но подростковый бунт, желание слушаться компанию на улице, а не родителей, следование своим дурацким принципам ни к чему хорошему не приводят. Вот так. Конец мне понравился. Но мне бы хотелось, чтобы в самом конце,( Слава Богу, конец был счастливым), Лерочка пришла к вере, к Богу. Это в идеале. Но у нее, у ее друзей все впереди. Поэтому: 9 из 10

alexlelichenko
alexlelichenko5 декабря 2010 в 19:34
Эх...молодёжь...

Да уж...страшные были времена!!! Какой бы тяжёлой ни была эта картина, но посмотреть её всё же стоит. Это часть нашей истории!!! Здесь как раз показана перестройка во всей её красе. Изголодавшаяся по свободе от советской власти молодёжь начала пускаться во все тяжкие, только по одной причине - не быть похожими на серые советские массы. Тем более у нас в стране убрали так называемый 'железный занавес', и пошла мода на всё зарубежное. Начали везти всякую дребедень из-за границы челночники, начиная от захудалых шпилек для волос, заканчивая мебелью. А какое музыкальное движение было популярно за рубежом??? Конечно же хард-рок, и фильм, собственно говоря, рассказывает об этом течении в Советском Союзе. Главная героиня ни кто иная, как порядочная советская 'металлистка', она, по идее, отрицательный персонаж картины, но в процессе фильма режиссёр нам хочет показать её с лучшей стороны, иногда получается, и что-то подобное жалости к этой фигуре просыпается у зрителя, но в целом, она глупа... и из-за её непомерной глупости и нежелания упасть в грязь лицом перед друзьями-'металлистами' она и попадает во всевозможные передряги. Кстати, я был очень удивлён, когда смотрел недавно передачу про Ивана Охлобыстина, и, оказывается, Оксана Арбузова его жена, и что она очень культурная и порядочная женщина в жизни, потому что у меня всегда была ассоциация, что эту девушку играет непосредственно девушка-'металлистка'. Так же, без стеснения я могу сказать, что это (конечно же на мой взгляд) лучшая роль Владимира Ильина. Вот кого весь фильм жалко, так это его, он старается помочь дочери, в отличии от матери девушки, так как мать совершенно не пытается войти в положение дочери и понять, что дочь, всё же, переживает переходный возраст. В общем, подводя итог, я могу сказать, что этот фильм - один из лучших фильмов перестройки. Советую!!! 10 из 10

gjkmrf17
gjkmrf1723 июня 2010 в 14:20
сильное кино

Фильм интересный, жизненный и мне очень близок, так как сама люблю тяжелую музыку. Заинтересовал также образ главной героини. Ведь, по сути, за тоннами макияжа и килограммами цепей скрывается маленькая девочка, которой хочется, чтобы её любили и понимали. Вместо этого родители наотрез отказываются заглянуть в душу ребенку, понять, чего, собственно, она заинтересовалась подобной музыкой, чего общается с 'трудными подростками' и т.п. Одни угрозы, скандалы, побои и претензии - так типично для ограниченных жестоких людей. В целом - хорошее кино, заставляет пересмотреть свои принципы и жизненные ценности.

Jodelle25
Jodelle2529 ноября 2009 в 02:48
Жизненно. Сильно...

Впервые я посмотрела `Аварию...` в подростковом возрасте, лет в 13-14. Как раз в тот момент у меня шел тот самый пубертатный период, когда хочется стать самостоятельной личностью и полностью абстрагироваться от взрослых. Вот я! Я - взрослая и могу принимать взрослые решения! Как показал нам этот фильм - это не всегда правильно. Тот самый возраст - возраст многих ошибок. Ошибок, о которых мы сожалеем позже. И это кино нам наглядно это показывает. Одна из самых страшных сцен - когда герой Ильина искал Валерию и наткнулся на расследование дела о подростках, умерших в подвале... Реалии того времени очень глубоко и правдоподобно показаны, за что глубокое уважение и низкий поклон создателям этого шедевра. Этот фильм пересматривала много раз за свои неполные 30 лет, и готова смотреть и смотреть снова - хорошая школа жизни. Многому научилась благодаря этой картине! 10 из 10 Бесспорно!

kromanjon
kromanjon10 марта 2020 в 16:22
Аварийность советского кино

Даже не знаю, с чего начать. Когда-то я смотрел этот фильм с чувством отвращения, сейчас уже другое впечатление. Эти кино режиссёр поставил диагноз советской системе, в первую очередь, школе. Которая перестала правильно воспитывать молодёжь. На дворе конец 80-х, кругом панки. От группы 'Чудо-юдо' тошнит. Все в металле, чего-то орут на сцене, а закованная в цепи молодёжь беснуется. Но это внешний фон. Смотрим далее. Итак, что ждёт Валерию впереди? Насилие, наркотики или тюрьма. Мне думается и то, и всё вместе взятое будет впереди сполна. Потому что такая молодёжь, которая ни за что бы не пошла в разведку, пропала. Точнее, она не нужна никому, кроме мамы и папы. НО сегодня о такой молодёжи лучше не вспоминать. Слишком много прототипов в наше время, когда ОНИ повзрослели, а повадки остались те же, советские. Актёры: бесспорно, высшая проба Валерия Ильина. Как же он точно сыграл своего героя! Его таковой поступок выше всяких похвал. Потому что отец отомстил за дочь. Далее лишне что-то добавить. Подруга Валерии: красивая девушка, кстати. Она пытается спасти подружку, но опаздывает. Молодец, держит язык за зубами. Оксана Арбузова: сегодня ужасно поверить, в кого превратилась актриса. Но она не так уж и плоха в данном кино. Себя даже переиграла, порой чересчур. Это и есть её антураж на годы вперёд. Актёры второго плана: мужик из панельки не понравился, просто дурак! Семья Валерии, кроме папы - тоже. Жалкие люди, которые верят в то, что дочь исправиться. А она испробовала секс, наркотики и панк (рок-н-ролл был ей не по зубам). Путь вниз беспощаден. И ещё, что особенно меня убило: умственные реалии мозгов банды мажоров. Главарь - не промах, всё просчитал, Но как нереально оторваться на МКАДе - большой вопрос. Ну и отдельно я бы сказал спасибо Туманишвили, что снимал сцены погони в районе Ясенево, откуда я родом: там улица Паустовского как раз переходит в МКАД. О чём фильм: о разложении морали молодёжи, которая глотнула эпоху гласности сполна. Итог печален: в реале всё страшнее, чем в финале картины. Хотя он для себя решил, что так лучше, талант гения не подвёл, ибо тогда будет совсем жестоко. Мы сегодня живём среди таких и уже никуда не деться. 6 из 10

LonelyThrowBack
LonelyThrowBack31 июля 2019 в 19:35
Закрытые советские хроники

Спорная советская картина, которая была под запретом Горбачёва, но увидела свет в очень узком кругу зрителей, при закрытом показе. Наравне с «Плюмбумом» и «Городом Зеро» занимала списки арт-хауса и авторских идей. Что же это за вещь? Признаюсь, мне она не понравилась. В ней нет вычурного героя, нет человека, который будет тебе приятен, нет переживаний, но передача жизни героини и её окружения, атмосферы 80-х, моды и взглядов получили положительную оценку. Перед нами типичная бунтарка-подросток. Переходный возраст даёт о себе знать, поэтому грубость, самовнушение, собственные взгляды и постоянные споры с родителями имеют место быть. Первые несколько минут ты свыкаешься с образом, пытаешься выделить положительные стороны, но их нет. Режиссёр старается не просто акцентировать внимание на конфликте «отцов и детей», а демонстрирует новую молодёжную волну. Жёсткое общение в классе – это вызвало диссонанс. С одной стороны, юношеский максимализм требует отвечать за свои слова, с другой – неуважение к старшим. Эпизоды взаимодействия поколений разрывают грань между верой, любовью и уважением, поэтому такой свободный стиль жизни героини демонстрирует полную противоположность «старым устоям». Отдельный акцент на приём пищи и разговоры во время этого дела. Такая простая съёмка, в которой бушуют страсти бунтарского духа подростка и опытного взгляда старших. Что же, время меняется, а воспитание и отрешение сказываются на каждом человеке по-своему. Именно такими кадрами сюжет настраивает на отрицательное восприятие героини. Обратим внимание на «тихоню»-отца. Милиционер, блюститель порядка, которого жалко за дочь. Разве не должны происходить воспитательные беседы? Нет? Этим занимается мать, которая истерикой ничего не добьётся, но всё же демонстрирует попытки воспитания. Эх, поздно! Нет стержня в семье, нет строгого наказа, не уделяется должного внимания ребёнку, поэтому неудивительно, что образовалась пропасть в общении. Опять обращение к Тургеневу, опять «отцы и дети», опять конфликт поколений. Долго так не могло продолжаться, поэтому события переключаются на острые детали жизни героини Валерии. «Авария» - забавная игра слов имени «Валерия» и в то же время красивая метафора, учитывая поведение девушки. Сюжет устраивает настоящее испытание бунтарскому характеру героини, тем самым поднимая на уши семью. А для чего? Доказать свою независимость, выставить себя взрослой, но коль ты ещё подросток, то не стоит зазнаваться. Фильм демонстрирует отличные конфликты, выделение из толпы и высокое самомнение, основанное на себялюбии и независимости. Мнимой независимости, как вскоре откроет для нас сюжет. Стоит уделить внимание ещё второстепенным деталям: помимо семейных разговоров, где чувствуется корректировка партии, взгляд бросается на отношение режиссёра к милиционерам, на вопросы справедливости и чести. Главный посыл понятен, он мне не пришёлся по вкусу, такая гнильца от образа девушки. Но второстепенное развитие сюжета и отличный финал порадовали. Система несовершенна. Превращение из мента в мстителя. Аналогия с «Заводным апельсином», где меняется человек, а не система. Из сильных минусов выделяется ещё один: второстепенные герои смотрят прямо в камеру. Это жесть. После просмотра я не испытал того, что хотел. Это, безусловно, жестокий фильм, но от восприятия главной героини и будет зависеть дальнейшее мнение. «Плюмбум» мне больше понравился.

D-r Zlo
D-r Zlo15 марта 2013 в 10:18

Мысленно я возвращаюсь к тем временам, когда две маленькие московские девочки выражали свой стихийный бунт против тошнотворности времени пришиванием пуговиц на спину пальто, ношением лифчика поверх блузки и другим мелким бытовым диссидентством на мануфактурной почве. © Знакомьтесь, это Авария: школьница, металлистка, символ молодежи перестроечного периода и полная катастрофа - в этом смысле прозвище подходит девочке идеально. Она носит дьявольский начес, красится во всю косметику, которую только способна перекупить у нечистых на руку торгашей и страдает вышеупомянутым мелкобытовым диссидентством, а именно: всячески дерзит и идёт наперекор папе, ходит на концерты плохих псевдо-металлических русских групп и отвисает с мужчинами, старше себя (и не надо никакого Фрейда, ага). Она и её друзья дерзят учителям, символизирующим пережитки прошлого, попадает в неловкие ситуации, из которых, без помощи папы, не выбраться, и всячески ратует за перемены, потому что доверчиво накушалась разговоров, срывающих покровы с гнилого советского строя. А вот её папа - милиционер, начальник отдела, муж конченой истерички и родитель полной катастрофы. По идее, воплощает своим образом пороки советского строя, противного свободному духу перестройки, и периодически даже неплохо эту роль исполняет: немножко закостенел, немного - зашорен, чуть-чуть консервативен больше, чем нужно, и иногда неадекватно реагирует на поведение дочери, явно не имея представление о педагогике. В остальном же этот человек, скорее, вынужден остро реагировать - не сколько потому, что он злой отец, а просто потому, что он отец (вряд ли можно считать за жестокое обращение с дочерью заслуженное наказание за хамство в адрес бабушки с дедушкой и неадекватное поведение на подозрительном концерте). Прав ли этот человек? Не всегда. Плохой ли он человек? Совершенно нет. К его чести надо отметить, что не всякий раз его наказания слишком жестоки - лично я насчитала всего две действительно неадекватные реакции на поведение дочери. Имеет ли в виду Туманишвили, что Советский Союз намного лучше образовывающегося нового государства? Вряд ли: старым строем недовольна не только молодежь, но и взрослые люди, причем не всегда они бандиты и негодяи - например, замечательный мудрый дедушка главной героини, которому вечно перепадает от неё по едкому словцу. Ругает ли режиссер в своём фильме молодежь? Вряд ли: помимо Аварии есть целая куча нормальных ребят, которым перепадает не за агрессивное поведение, а просто за внешний вид, и некоторые сцены прекрасно выражают отчаяние и обиду этих ребят на стариков. Вообще - прав ли в фильме хоть кто-нибудь? Мудрость ли отцов или свобода и широта мысли детей? Да никто не прав. И все при этом одинаково несчастны, потому что колесо времени раздавит абсолютно всех, даже несмотря на условный хэппи-энд.

Виктория Бувье
Виктория Бувье6 февраля 2010 в 00:36
Авария против системы

Или система против Аварии? В самый суматошный и по-своему опасный возраст шестнадцати-семнадцати лет у любого человека есть по сути три пути: примкнуть к ищущим славы и самоутверждения за счет товарищей своих одноклассников, стать жертвой их или пополнить ряды панкующих, бунтующих и пьющих в подтверждение своего бунта. Фильм Михаила Туманишвили, будучего на момент съемки картины уже весьма немолодым, о третьей категории. О тех, кто проносит по улицам полных консерваторов свои идеи. О тех, кто надрывает глотку на панк-концертах и красит глаза черным, а волосы красным. О тех, кто были в 1989 и о тех кто есть и сейчас. Главная героиня Валерка или «Авария», как прозвали ее неформальные друзья, наряжена в кожаную куртку и носит на своем хрупком теле килограммы металлолома (как выражается более старшее поколение), а также регулярно попадает к стражам порядка после очередного кутежа. Однако в отделении милиции ее всегда «ждут» и можно было бы подумать, что «ждущие» это милиционеры, которые к ней привыкли за время частого лицезрения Валерии после погромов, устроенных ее компанией. Но все гораздо сложнее и одновременно проще для героини. После очередного привода ее всегда заберет отец, тем самым обойдясь без протокола и пятна на имени своей дочери, но дезориентировав ее товарищей по отношению к девушке актом кровного семейного милосердия. Даже имея недюжинную симпатию к «малолетней металлистке» Аварии, нельзя не признать, что ее бунт существует ради самого бунта. Благие цели изменить мир и сделать его во стократ лучше, искреннее непонимание происходящего, веские причины противиться существующему строю – все это имеет место быть в разных степенях, но ничто не является основополагающей силой волны сопротивления. Девушка хамит родителям по любому самому маленькому поводу, а дедушку ветерана и вовсе «опускает» и страшно расстраивает своим непониманием его вклада в историю страны. Хотя, скажем больше, не просто непониманием, а ярым отрицанием и высмеиванием. Затронув тему родственников, важно обратить внимание – все они представляют разные модели поведения по отношении к подростку. Мать ярая представительница авторитарного стиля так скажем «правления», единственный резко негативный персонаж картины (если не считать самих насильников, естественно). Женщине, успешной на работе и уважаемой коллективом очень сложно переносить неповиновение дочери и все указывает на то, что эта сложность является не переживаниями за своего ребенка, а переживаниями за своего эго. Дед является человеком отстраненным и типичным ветераном – бравирует орденами, рассказывает о былых временах и не упускает шанс использовать даже ненужную государственную поддержку. Старший лейтенант милиции, отец Валерии, должен бы казалось быть еще похуже матери, подтверждая тем самым стереотипы о «ментах», которые сохранились (и даже в несколько раз умножились) и до нашего времени. Но нет, только в нем видна искренняя любовь к бунтующей Аварии и это чувство отцовской заботы он проявляет и до беды, не обращая внимания на то, что его карьера и доброе милицейское имя страдает из-за проделок дочери в первую очередь и он должен быть по логике вещей главным разглагольствующим на тему «ой нарядилась как пугало, можешь домой не возвращаться». Однако главная героиня оказалась из тех крепко влюбленных в бунт, которых не останавливает даже то, что окружающие постепенно начинают из него выходить – одноклассники доселе поддерживающие хамские забавы Валерии по отношению к учительнице истории, прослышав первый звоночек (угрозу «исторички» завалить их на экзамене), тут же ринулись угрожать строптивой соученице. Крепко стоя на фундаменте сопротивления, Авария не была готова его покинуть несмотря на неприятности, пощечины матери и прочие неурядицы, пока не произошло потрясение настолько сильное, что даже она не смогла его игнорировать. Отец само собой, тоже не прошел мимо беды дочери и та самая беда затронула его настолько сильно, что все рациональные мысли и чувства уступили иррациональной мести и не без участия «виновницы торжества» люди, оскорбившие главную героиню, заплатили сполна. «Авария – дочь мента» - это предельно реалистичная драма про молодежь советских времен, показывающая в какой-то степени даже трогательные взаимоотношения отца и дочери, находящихся в противоположных лагерях, а также убеждающая, что и «менты» тоже бывают людьми. 9 из 10

АлеВА77
АлеВА7730 сентября 2017 в 04:59
Началась перестройка... и... вдруг - авария!

Их, аварий, было много... Одна из самых крупных, которую любители конспирологии и совкологии приписали 'западному шпиону' М. Горбачёву, - авария на ЧАЭС. А в 1989 году обозначилась и ещё одна 'авария', которую совковые моралисты обозначили как 'олицетворение перестроечной молодёжи'. А речь-то шла совсем не о молодёжи. Ну не отличаются совковые моралисты чувством юмора. Что ж поделать? Фильм 'Авария - дочь мента' - камень в огород советским воспитателям. Те, кто кричал, что Валерка - это порождение перестройки, глубоко заблуждались. Нет, она воспитанница типовой советской школы. Просто она - одна из тех, кто понял обман. Нас всех обманули. Ещё вчера училка заставляла целовать портреты Ленина в Искрах, а сегодня - уже проклинает того же Ленина и говорит нам: 'Как же хорошо американские дети живут! Вот поддержат родители Ельцина - так же жить будете!'. Это история о наглом хамелеонстве так называемых 'высокоморальных' советских людей. А они были нашими родителями! Фильм заставляет задуматься... Так ли уж положителен дедушка Валерии, победивший немецкий фашизм, но готовый всех порвать за то, чтобы достать дефицитный холодильник... так ил уж положителен папа Валерии, который за гроши работает на систему, боясь перемен? Он смелый? Он - новатор? Нет. Обычная совковая сотрудница ГАИ. Мама Валерии - вне всяких обсуждений... Нет. все, кто окружал Валерию, виновны в таком вот её поведении'. а не какие-то там абстрактные американские враги совка. Валерия - это порождение СССР, это развенчанный миф о 'моральной чистоте' советского подрастающего поколения. Сам фильм - это очень трезвая и насущная для всех времён социальная драма. Молодёжь не всегда воспитывается в семье, вернее, семья - это не единственный институт социализации молодёжи. Есть ещё улица, школа, а они менее консервативны, они более приближены к меняющимся реалиям. И весь сюжет можно уместить в пару фраз того самого 'профессора' - 'Хватит, 70 лет маршировали'. Героиня О. Арбузовой, несомненно, противоречива, неоднозначна, а потому просто не может быть другой. 'Морально чистенькая советская девочка' в ту пору была уже не в моде, персонажи 'Гостей из будущего', беседующие с резиновыми крокодилами, уже никак не подходили к ожиданиям того времени... А образ Валерии - это тот самый образ, который воплотил в себя не одну эпоху, он символизировал собой расставание с идеологией и возвращения к реалиям.

Пайкин Давид
Пайкин Давид14 марта 2016 в 21:05

В то время, когда вышел данный фильм, он произвёл эффект разорвавшейся бомбы - его показывали в лучших кинотеатрах страны и не обделили вниманием критики. После долгих лет молчания или вранья на тему молодого поколения каждому хотелось высказаться по этому поводу и поэтому в конце 80-х годов появилось множество социальных лент,: это такие фильмы, как 'Взломщик', 'Меня зовут Арлекино', 'Маленькая Вера', 'Асса' и др. Посмотреть этот фильм стоит тем, кто интересуется молодёжными проблемами. В нём остро и бескомпромиссно сталкиваются два противоположных мировоззрения - Аварии и её отца. В этом конфликте видится социальный бунт молодого поколения против проржавевших лозунгов и набивших оскомину идеологических преград. Авария прогуливает уроки, слушает тяжёлую музыку, от которой её родителям хочется кричать и носит одежду, не принятую в официальном стиле. Однако родители героини не могут понять такого поведения, и только лишь отец-мент пытается разобраться в духовном мире дочери, хотя взрослым это ох как непросто. Вскоре с непутёвой Аварией происходит страшное - поругана её честь. Первым на защиту дочери встаёт отец. Он мстит подонкам, совершившим безнравственный и аморальный поступок, нарушившим свободу личности. Его можно осудить - но ведь в данном случае речь идёт о насилие, а оно, как известно, порождает насилие и поэтому бороться с ним необходимо беспощадно. На первый взгляд, проблема поколений не нова и ничего нового авторы фильма не придумали. Однако замысел перенесён в остросюжетный, детективный жанр, что отразилось и в названии фильма. Действительно, изобилуют сцены криминального характера, присутствует общая негативная атмосфера. Иногда кажется, что режиссёр нарочно усугубляет и без того мрачные краски окружающей действительности. Но это оправдано тяжёлыми событиями сюжета. Наиболее интересной всё же, на мой взгляд, является позиция отца героини - ведь он мог обвинить дочь, что она сама виновата в произошедшем и не пускать её домой, как часто бывает в семьях, где чрезмерно строгие и требовательные родители. Но ему понятно положение дочери, им движет стремление наказать молодых отщепенцев. Это означает большое сочувствие со стороны старшего поколения и то, что между Аварией и родным отцом можно найти общий язык, прийти к консенсусу, общности культурных интересов и эстетических предпочтений, а это - ключ к проблемам юного поколения и извечному непониманию отцов и детей.

LennoxL
LennoxL20 октября 2010 в 20:56
«Отцы и дети» перестроечной поры

Конфликт поколений, показанный в этой киноленте отражает не только непонимание дочерью своих родителей и деда, но и социальное начало (или конец как кому будет угодно) горбачевской Перестройки. Уже волновалась Прибалтика, неспокойно было в Закавказье и до развала СССР оставалось 2 года. Михаил Туманишвили на тот момент больше известный своими патриотическими фильмами о буднях советской армии, как художник чутко отреагировал на происходящие процессы в обществе. Его героиня Валерия «Авария» это не просто трудный подросток, это по сути порождение загнивающего строя, человек без уважения к старшим, не понимающий ни для чего она живет, ни чего она хочет – герой нашего (того) времени и поколения. Ее разрушительная энергетика, отсутствие элементарной осторожности и непонимания окружающего мира в результате приводит к беде. Так и все государство, население и дряхлеющая власть, в своем непонимании и не осознании грядущих опасностей неслось на встречу своей гибели и необратимых перемен. Режиссер незримо, через проблемы молодежи, показывал крах духовности и идеологии предрекающие стране большие беды. Валерия попала в страшную беду, а страдал и переживал за нее отец. Он «маленький» человек, винтик механизма государственной машины готов жизнь отдать за свое неразумное дитя. Взгляды в конце фильма отца и дочери были наполнены любовью и нежностью, и как жаль, что осознание ошибок приходит тогда когда изменить ничего нельзя. Отличная психологическая актерская игра Оксаны Арбузовой («Авария») и Владимира Ильина («Отец Аварии») наполнившие фильм душой, когда сопереживание герою Ильина основывается то на нелюбви к его «дочери», а когда случается беда с взбалмошной «Аварией» понимаешь, что перед тобой ребенок – школьница, несмотря на весь свой «прикид» нуждающаяся в заботе родителей. Сыграли, на мой взгляд, они прекрасно. Да, в фильме имеется «чернуха», на тот момент она была практически в любом фильме, в данном же она к месту, и не портит общего впечатления. Хороший фильм заката советской власти, когда режиссер мог снять фильм о том, что у него наболело. И самое главное сюжет фильма очень актуален как тогда, так и сейчас. 9 из 10

Marinapa
Marinapa1 марта 2011 в 00:37
Не Авария — катастрофа!

Ну, с чего начать-то, что я сказать могу... Конечно, ни в какое сравнение этот фильм с «Верой» не идёт, хотя почему-то на многих крупных сайтах их относят к «однотипным». То был фильм о стеснённой человеческой судьбе, которой и податься-то некуда, фильм вне времени, там всех хотелось и ненавидеть, и жалеть. «Авария» же — фильм сугубо перестроечный, полный какой-то фальшивой пропаганды. Тут тебе каждый второй герой вспоминает раскрывшиеся ужасы, творившиеся на заре Советского Союза, радуется демократии. Что ж, быть может, тогда этот вопрос стоял остро, а дерьмократия была ещё мифической демократией. Что касается главной героини, то её не просто не жаль — хочется даже злорадствовать тому, что с ней случилось. Это размалёванная девица с протестом в голове чисто ради протеста, которая не чтит ни отца, ни мать, ни деда-ветерана, прошедшего войну, которого она укоряет за советское прошлое и за то, что он вынужден урывать ветеранские льготы, потому что только так можно что-то достать в эту перестроечную чудесную эпоху. Она бессердечно и символично доводит до слёз учительницу истории, которая преподаёт пережитки прошлого, но ведь это же УЧЕНИКАМ сдавать экзамен потом. От этого никуда не денешься — от Истории. Мне показалось, что эту Аварию хотели представить как свежий дух молодёжи нового поколения, но дуновение вышло гнилостным. Что можно ждать от будущего, символом которого является безмозглая шалава-бунтарка, которая запросто идёт в дом к взрослому мужику, заплатившему за неё штраф в троллейбусе, садится в машину к четырём бугаям, а потом плачется вдруг ставшему нужным папочке-менту, что её все четверо обесчестили? И вовсе это не по наивности какой-нибудь провинциальной. Впрочем, почти так оно и вышло в итоге... Этот фильм немного напомнил мне сериал «Школа» (любимый мной) в самом худшем его проявлении, как будто из него вырезали всех более-менее положительных героев и оставили всяких Будиловых и Колючек. Особенно смешно звучит фраза того дяди-интеллигента, который приютил её на ночь и штраф заплатил, но не тронул: «А вы хотите, чтобы все строем ходили и честь отдавали? Спасибо — хватит. Семьдесят лет маршировали. А может хорошо, что вместо одной тупой сытой рожи стали появляться нормальные живые человеческие лица?» Это про таких-то, как главная героиня? Пф-ф! Во всей этой истории больше всех жаль отца, которому так повезло с доченькой! Весь фильм он разыскивает её по подвалам и подворотням, с ужасом ожидая увидеть её труп где-нибудь, набивает морды её обидчикам и в итоге в последний раз мстит за свою дочурку, подписывая тем самым себе приговор. Не Авария — полнейшая катастрофа! Единственный светлый момент фильма — песня «Bleeding In My Heart» Стива Томсона, клип на которую Авария смотрит по телевизору в одном из эпизодов. Такой вольной свежестью апрельской веет от этой композиции. Поставила 5 из 10 За песню. В остальном фильм проходной, и скорее он мне НЕ понравился, хотя не жалею, что посмотрела.

Эвелина Шилова
Эвелина Шилова29 октября 2017 в 05:52

Этот фильм - гимн тому времени, когда поколебались прежние устои, когда с Запада хлынуло много соблазнов прежде всего для молодёжи. Когда всё перевернулось с ног на голову и понятная прежде картина, где достаточно чётко определялось чёрное и белое, вдруг так перемешалась, что люди оказались беспомощны и дезориентированы. И поток грязи стал литься на советскую историю, столь же во многом несправедливый, как когда-то в начале 20 века лился он на историю царской России. Главных героев здесь два, недаром картина называется не просто 'Авария', а 'Авария - дочь мента'. Отношения дочери и отца являются канвой сюжета. Изначально главная героиня Валерия вызывает достаточно неприятные чувства, отец же делает неуклюжие попытки как-то наладить разговор с дочерью. Но постепенно Валерка начинает открываться зрителю с более ранимой и чистой стороны. И ты понимаешь, что это не просто окрысившийся и злобный подросток, а подрастающая девчонка, оказавшаяся беспомощной перед свалившимся на неё потоком информации, превышающим возможности её неустоявшейся психики справиться с тем, с чем многие взрослые этого времени справиться сами не в состоянии. Её родители, её дедушка, учительница, все они пытаются найти какое-то понимание и опору в столь резко поменявшемся перестроечном государстве. Отец - это очень сильная фигура в фильме, гениально сыгранная Ильиным, за что ему искренняя благодарность. Постепенно ты начинаешь понимать, как велика любовь отца к дочери. Он тоже переживает тяжело перемены. Его понимание справедливости, добра и зла на его глазах уходят в прошлое, не находят подтверждения в сложившейся исторически обстановке. Он остаётся верен им. Теперь он не милиционер, а 'мент'. Однако мы видим как на самом деле велика его порядочность, его душевные качества и не только по отношению к дочери. Кто видел или посмотрит фильм, сами это заметят. Роли матери и дедушки сыграны тоже великолепно. Но не могу не упомянуть, что 'чистоплотный' интеллигентик, у которого заночевала главная героиня, не производит такого уж светлого впечатления. У меня лично он вызвал чувство даже омерзения. И осталось непонятным, неужели действительно - это был положительный персонаж фильма? Если действительно так, то почему в нём так явно сквозит нечто эгоистичное, назидательское и склизское. И видит он в Валерке не человека, пусть только ещё формирующегося, а какой-то экспонат для изучения. И 'ставит' её на место с недостойным взрослого человека пренебрежением. На его фоне эмоциональный, взвинченный 'мент' кажется особенно живым и настоящим. Отец Аварии - единственный, кто, несмотря на всю потерянность, тем не менее является достаточно цельной личностью. И который по-настоящему вызывает уважение и сочувствие. И что ещё он мог сделать, когда понимал слишком хорошо, что наказания по закону в нынешнее смутное время ему не найти?! Тот редкий случай, когда уместно многое, что я так не люблю в фильмах. Но здесь это срез того времени. Несомненно была тогда и другая молодёжь. Но в этом фильме обнажена изнанка общества. И отец, отвечая 'интеллигенту', сказал про бунтующих молодых людей, что других он не видит, потому что у него такая профессия.

Владимир Цяпка
Владимир Цяпка11 сентября 2013 в 02:22

Фильм, конечно, плохой. Операторская работа и особенно монтаж так и вообще ужасны, местами прям вопиющий непрофессионализм. Он же, да еще умноженный на безденежье, - в финальном 'спецэффекте' и прочих экшн-сценах. Актерская игра на этом фоне не выделяется. На мой взгляд, некоторые актеры - прежде всего Владимир Ильин - зажаты в тиски плохо написанных диалогов. В этом смысле, и вообще сценарно, 'Авария...' сильно уступает 'Маленькой Вере'. Эти фильмы считаются схожими, и не зря. В обоих движущая сила - выраженно бессмысленный подростковый бунт. Но в 'Аварии...' проглядываются его причины - общественно-политические ('начитались 'огоньков'). Это первое, что в этой картине заслуживает внимания. На примере простой советской семьи показано, что Перестройка обречена. Утрачена связь поколений: дети разочарованы в отцах (в праотцах в данном случае). В целом показано невесть как, топорно, но сцены с учительницей, наоборот, довольно тонкие и трогательные. Вслед за 'Верой' фильм провокационный. Это отразилось даже в идиотском названии. Разве важно, чья она дочь? Тем более пренебрежительное 'мента' ни к чему: мент-то порядочный. Его линия, конечно за исключением финальной погони, - это, как по мне, второе и последнее, что в этом фильме достойно внимания.

Mafioza
Mafioza29 декабря 2009 в 20:10
'Мне нравится то, что не нравится вам!'

В раннем подростковом возрасте я этот фильм люто ненавидела. Ибо сама тогда панковала, увлекалась рок-музыкой, и мне тогда казалось, что 'Авария дочь мента' снята с целью тупо дискредитировать всех тех, кто слушает рок и металл и одевается соответственно (просто многие мои знакомые 'неформалы' как раз не были опустившимися алкашами и шалавами, хорошо учились и много читали). Со временем я поняла, что истолковывала для себя фильм неправильно. И что пресловутой цели его создатели вовсе не преследовали. Ведь главная героиня Валерия 'Авария' могла быть и дискотечной девицей, обсыпанной блёстками и разукрашенной ядовито-розовой помадой, и участницей движения скинхедов, и просто местной 'лохушкой' не от мира сего. Суть от этого не меняется. Фильм о конфликте поколений, о том, как росток любви дочери к отцу пробивается через тонны подросткового хлама, который у неё на данный момент в голове. Большинство подростков проходят через этот хлам, а тогда ещё и время было такое, мутное довольно. Что в СМИ, что в школах, что в вузах - говорили одно, думали второе, делали третье и призывали народные массы к четвёртому. Конечно же, Авария далеко не ангел. Она просто дитя своего времени (вспомните сцены в школе). В чём-то я её даже понимаю, моё отрочество было чем-то похоже на её, правда, совсем уж до жести не доходило, меня сия чаша минула. Отец юной оторвы тоже заслуживает определённых симпатий. Работа нервная, дочь огорчает его своим поведением, поэтому он срывается и часто повышает голос - да так и святого довести можно до белого каления. Но он хоть пытается понять, поставить себя на чужое место. В отличие от той же матери Аварии, которая только визжать да топать ногами умеет. С таким человеком вряд ли возможно вести конструктивный серьёзный диалог. Конфликт отцов и детей в нелёгкое, противоречивое время. Конфликт общественного разума и ещё кое-как пытающихся держаться на плаву 'официальных' идей. Смелая и пронзительная драма по тем временам.

СЦЕНАРИСТ
СЦЕНАРИСТ5 февраля 2007 в 16:05

Отличный фильм. Сейчас много российских фильмов о молодежи, но все они касаются каких-то надуманных ситуаций либо чистого криминала. Это же фильм о конфликте поколений, поиске молодых себя в жизни, критики отживших свое ценностей. Конечно, много чернухи, но здесь она в основном к месту.

zayushka.nanyushka
zayushka.nanyushka6 октября 2019 в 08:01

На протяжении долгого времени роль отца как старшего товарища для детей была отодвинута на второй план или отсутствовала вообще. Поэтому, как мне кажется, найти в российском кинематографе образ папы, который бы запал в душу, довольно трудно. Алексей Николаев (Владимир Ильин) из фильма 'Авария' - дочь мента' - один из них. Он не разделяет взглядов и интересов своей дочери (Оксана Арбузова), но искренне хочет её понять, моментально приходит на помощь в трудной ситуации, а когда случается страшное, наказывает обидчиков, не задумываясь, чем это закончится для него. И, может быть, главным доказательством того, что у Алексея получилось стать по-настоящему близким человеком для 'Аварии', был её беззвучный крик в самом конце: 'Прости меня, папочка!'. В фильме особую жалость вызывает старшее поколение. Они, привыкшие к стабильности и однозначности, в конце восьмидесятых оказались потерянными и дезориентированными. И если молодёжь, жестокая и к себе, и к окружающим, жаждет знать правду, то родители, стараясь сохранить почву под ногами, изо всех сил держатся за  старый образ жизни и суждения. Именно поэтому за их криками и руганью слышится не столько злость, сколько бессилие. 'Авария' - дочь мента' - это тяжёлый фильм, оставляющий, тем не менее, веру в хорошее.