Итак, через четыре года после успешной премьеры 'Армии Трясогузки' тот же режиссёр, те же сценаристы, но уже с другим композитором- самим Вениамином Баснером, на той же Рижской киностудии, в той же самой чёрно-белой манере и стилистике 30-х- 40-х годов с её поразительной драматизацией образов и высокой эмоциональностью конкретизированного видеоряда (эк я завернул заумно, почти как Разлогов!), выпустили на экраны Страны Советов, как сейчас модно говорят, сиквел (а по-русски просто продолжение!) той картины под названием 'Армия Трясогузки снова в бою'. Конечно, главные герои прошлой ленты, эдакие 'красные дьяволята' повзрослели (как и исполнители их ролей) и возмужали. Всё правильно, так и должно было быть! Поскольку, во-первых, изменились место и время действия (тс-с-с, нового секретного задания Красной Армии!!!). Хоть в фильме они 'официально' не названы, но, по всем приметам это так называемая 'буферная' Дальневосточная республика (ДВР) 'образца' 1922-го года. Во-вторых... Ой, мне тут резко вспомнилась знаменитая фраза Бабушки Удава из одноимённого знаменитого советского мультика: 'Раньше вы играли без присмотра, а теперь- под присмотром!' Вот и наше ребячье трио теперь уже не занимается своей диверсионной 'самодеятельностью', как во времена колчаковщины, а оперирует строго по заданию красного командования. Дисциплина и Ответственность- вот к чему приходится привыкать нашим юным красным героям в обстановке строжайшей конспирации! Но инициатива здесь не наказуема, а, наоборот, приветствуется. Причём такая случается инициатива (не всегда одобренная 'сверху', зато эффективная и молниеносная!), которая спасает и жизни внедрённых агентов-подпольщиков, и всю наиважнейшую операцию- обеспечить занятие некого Города частями РККА с минимальными потерями. Причём наши пацаны со товарищи проявляют натуральные чудеса смекалки и изобретательности, после которых их шефы-командиры не успевают подбирать с пола выпавшие от удивления челюсти: тут всё 'схвачено' и просчитано наперёд на два-три хода!!! Своеобразный лейтмотив всего этого (дети-зрители, посмотрев фильм, с надменным видом могут повернуться к своим родителям и произнести-обозначить его): 'Вот так вот, товарищи взрослые, что бы вы без нас, детей ваших, делали! Недооцениваете вы наши способности!' И я, и История подпишутся под этими словами! В громаднейшие плюсы фильма 'Армия Трясогузки снова в бою' категорически необходимо добавить гармоничную динамичность (простите, опять умничаю!) без ущерба для драматургии, потрясающие интриги и их разрешение (я от них натурально писал кипятком, чуть не обжёгся!), и множество добрых, трогательных, 'слезоточивых' моментов из жизни тамошних беспризорников, всем скопом пополнивших Армию Трясогузки (читай: Красную Армию) благодаря умелой 'идеологической работе' наших героев, которые сами недавно были такими же... Вообще я считаю наш фильм одним из лучших в показе и раскрытии 'беспризорной' темы в советском кинематографе. Конечно, здесь она не главная, потому и не стоит сравнивать 'Армия Трясогузки снова в бою' с классическим первым советским звуковым фильмом 'Путёвка в жизнь' (1931) или с вышедшей двумя годами раньше 'Республикой ШКИД' (1966). А вот с доброй и трогательной лентой 'Был настоящим трубачом' (1973, ТО 'Экран'), которую настоятельно советую посмотреть- стоит, и даже очень! Хотя бы потому, что тамошний главный герой, 9-летний поэт, актёр и 'красный агитатор' Валя Мгебров-Чекан встречается с 'кагалом' беспризорников и их 'королём', во многом схожими с нашими, 'трясогусочными'. И не говорите, что режиссёр 'Был настоящим трубачом' Константин Бромберг не смотрел 'трясогузок' и ничего оттуда не намотал себе на ус, хотя бы подспудно... Удивительно, но факт, для меня редчайший: я ставлю 'сиквелу' более высокий балл, чем 'началу'. А вы посмотрите да сравните то и другое и, может быть, согласитесь с моей оценкой: 8 из 10