Самый правдивый фильм об афганской войне. И даже природа похожа на афганскую. Я знаю, так как родился и рос в 100 метрах от афганской границы Все снято честно и правдиво, без преувеличения и красок. Тут тебе и дедовщина в армии, жизнь и участь полковой жены блистательно сыгранная Татьяной Догилевой и поездки в кишлак, закупки в духане где можно было достать все то что не достать в Союзе и сам период вывода войск где уже не понятно кто с кем воюет, кто с кем мирится, кто с кем торгует. Да и сцены боев поставлены достаточно неплохо. Тут нет спецэффектов 9-ой роты, но по всем остальным показателям этот фильм опережает роту Бондарчука на 2 головы, режде всего подкупая своей правдивостью. Отличные роли сыграны Микеле Плачидо, Алексеем Серебряковым и уже упоминавшейся татьяной Догилевой, да и песня Розенбаума про Черный Тюльпан звучит очень даже к месту. В общем всем кто хочет увидеть как ЭТО было надо держать этот фильм в своей коллекции. 10 из 10
Очень хороший фильм. Великолепный сценарий, наглядно показывающий картину происходящего в целом, и в то же время искусно нашпигованный массой деталей, делающих эту картину еще более живой, осязаемой и понятной. Бортко тоже молодец, благо тогда еще не знали формул производства блокбастеров, и постановку не сноосит ни в 'игры в войнушку' по-голливудски, ни в чрезмерный пафос, ни в примитивную мелодраму. Поэтому, действительно, фильм выглядит очень правдивым. А это, ребята, цепляет куда мощнее, чем тучи взрывов и шквал очередей '9-ой роты'. О том, что главного героя играет итальянец, забываешь мгновенно. Плачидо очень хорошо подошел на эту роль. Да и в целом актерский ансамбль заслуживает самых лестных отзывов. Вообще, фильм выглядит эдаким прощальным приветом уходящему, как советские войска из Афгана, кинематографу СССР, с его такими вот беспретенциозными, но так берущими за душу фильмами, с по-настоящему хорошими сценариями и безукоризненной актерской игрой. Когда, посмотрев кино, не задаешь себе вопрос 'зачем эти люди взялись за такую серьезную тему?', а, напротив, всецело проникаешься и приходишь к выводу, что лучше и рассказать-то нельзя было. Как итог: фильм держит под впечатлением еще долго после просмотра. Ну а кадры с 'Черным тюльпаном', несущим 'к русским зарницам ребятишек домой', под песню Розенбаума не забыть уже никогда... Как у Высоцкого: '...мне, не знавшему пуль, показалось, что и я где-то здесь довоевывал невдалеке'. Такая оценка фильму говорит сама за себя.
Фильм хорош во всех отношениях. Начиная от чисто киношных и заканчивая человеческими. Всё без исключения герои яркие. Майор Бандура (Плачидо) действительно в фильме настоящий офицер. За таким офицером всегда пойдут солдаты, он для них отец родной. Сержант Арсёнов (Серебряков) свой в доску, немного озлобленный, но под огнём он лучший из людей. Совершает ошибки, но находит смелость признать, что он был неправ. Мед. сестра Катя (Догилева) добрая, любящая женщина, мама, для своих пациентов. Она хочет любить и быть любимой. Зав. клубом (Проскурин) эдакий забивший на всё балагур. Добрый, весёлый и всегда пьяный. Но пьян не только от водки. Офицер вертолётчик (Кузнецов) суеверный, но такой же весёлый, как и зав. клубом по этому они друзья. Полкач (Жигалов) так же настоящий офицер, болеет за своих подчинённых. Безответно влюблённый в Катю. Мл. лейтенант Стеклов (Н. Янковский) имеет отца генерала и изо всех сил старается показать, что он не генеральский сынок, но сын генерала. С самого начала фильма окунаешься в атмосферу Афганской войны. Подбитый БТР, рядом с ним контуженый солдат, которому подошедшие духи режут горло. Через несколько минут, уже сам дух убивший солдата посажен в барбухайку (душманские машины развалюхи) и Сержант Арсёнов подрывает его вместе с ней. На вопрос командира 'Где пленный?' с улыбкой отвечает 'Пытался бежать, пришлось применить оружие'. Поездка в дукан, во время которой молодой солдат убивает мирного карлика, ему офицер, что бы не подставить солдата уже мёртвому подкладывает гранату. Попытка договориться с духами, что бы уйти без потерь. Нападение душманов на колонну наливников. Прочёска кишлака. Список можно продолжать бесконечно. Это действительно лучший фильм об Афганской войне. Ставлю ему абсолютно заслуженную, на мой взгляд оценку. 10 из 10
Всегда знал, что есть такой фильм про Афганскую войну с Микеле Плачидо в главной роли. Но имелось стойкое предубеждение, что это плохое перестроечное кино (т. е. чернуха в стиле 'Маленькой веры' или 'Аварии - дочери мента'). И идея снять знаменитого комиссара Катани в роли советского офицера казалась мне неестественной. Как будто стояла главная задача снять Микеле Плачидо в нашем кино, а в каком - неважно. Но вот всё же решил посмотреть через 20 лет. Смотрю титры в начале - режиссёр Владимир Бортко. Вот это да! Оказывается 'Афганский излом' сделал один из моих любимых режиссёров, автор 'Собачьего сердца', 'Мастера и Маргариты', 'Бандитского Петербурга'. Вот если бы знал - давно бы уже посмотрел! И действительно фильм оказался отличным. Поддерживаю предыдущие рецензии. Микеле Плачидо органично вписался в советскую армию, вообще в войну. Он создал образ не просто добросовестного офицера, но человека трагично одинокого на войне. '9 рота' - это война в гламурном стиле, а 'Афганский излом' - настоящая военная драма.
Сколько фильмов, сколько песен, сколько погибших сыновей, сколько бессмысленных политических решений с одной и другой стороны. Душманы, запрещенные террористические группировки, наркотрафик, бедность. Все это - непокоренный Афганистан. Фильм В. Бортко 'Афганский излом' - один из многочисленных фильмов про войну советских солдат в Афганистане. Заявленный ценз 16+ и жестокость в картине, в очередной раз доказывает, какая суровая молодежь была у нас в стране в 90-е годы. Первые 10 минут 'Афганского излома' дали мне понять, что в нынешнее современное время определенные сцены были бы вырезаны, ценз 18+ и никакого проката на больших экранах. В эпоху перемен, смутное время 90-х годов трудно рассчитывать на большой бюджет. На размаха уровня фильмов типа 'Рубеж', '9-я рота' и так далее, рассчитывать не приходилось и поэтому на первый план поставлена актерская игра. И это касается не только конкретной картины, а всего блока отечественных фильмов перестроечных времен. В этом есть романтика для своего зрителя. Самое главное достоинство в 'Афганском изломе' - это смотреть на игру молодых актеров, таких как - Т. Догилева, А. Серебряков, а также на повзрослевших, но не постаревших М. Жигалова, Н. Русланову. В 2021 году 'Афганскому излому' исполнилось 30 лет, чем не повод его посмотреть. Тем более в первый раз, как посчастливилось мне. Фильм рассказывает нам о последних годах войны наших солдат в Афганистане и непосредственно про группу войск, которыми командует майор Бандура в лице известнейшего итальянского актера тех времен - Микеле Плачидо. И, откровенно, его актерская игра меня не впечатлила. Больше запомнилась эмоциональная роль А. Серебрякова, который пусть с перегибом, но воспитывал в молодом солдатике настоящего воина, чтобы он мог постоять за себя и своих. В 'изломе' стреляют, убивают, режут, переезжают и превращают человека в кровавое месиво, а также нам показана истинная картина того времени, когда наш солдат на черном рынке Афганистана мог себе купить иностранную технику, японские часы, тогда как в СССР того времени, таких вещей было не достать. Жаль слишком мало фонового сопровождения А. Розенбаума, а в тех сценах где он присутствовал - это было очень сильно. Для меня фильм получился немного скучным, и не потому что сюжет слабый, а в связи с ролью главного героя, который просто по сценарию был молчаливым и особо не любил говорить лишних слов. А нужны ли они на войне? И в целом все выглядели очень усталыми, видимо, от невыносимой жары и постоянной стрельбы, поэтому появление в картине молодого старлея Стеклова, жаждущего повоевать и пострелять - освежает картину. Описывать финальную сцену думаю не имеет смысла, потому что ни для кого не секрет, чем закончилась война наших солдат в Афганистане. По-прежнему много вопросов витает в воздухе - зачем, почему, для чего... а в ответ у многих наших матерей, которые стали уже пожилыми льются слезы от песен А. Розенбаума... 7 из 10
Очень редко смотрю советское кино, а если и смотрю, то фильмы какой-то определённой тематики. Например, про войну. Кто бы что ни говорил, но фильмы про войну снимать умели на территории СССР, да и сейчас это делают, просто с переменным успехом, выпуская временами фильмы от известных режиссёров с хорошим визуалом и невнятным сценарием и в целом бредовой завязкой. Не понимаю, каким образом до меня так долго не доходил фильм 'Афганский излом', учитывая что я пересмотрел достаточно фильмов про войну, в том числе и советских. Всё же я был очень приятно удивлён качеством картины. И под высоким качеством я имею ввиду не только замечательный визуал фильма, который, наверняка снят на натуре, я имею ввиду замечательную актёрскую игру героев, того же Алексея Серебрякова, персонаж которого мне в этом фильме безумно понравился. Стоит упоминания так же замечательное музыкальное сопровождение, представленное песнями Александра Яковлевича Розенбаум, к творчеству которого я относился скептически и с небольшим недопониманием, пока не посмотрел эту замечательную картину. Момент со взлетающими самолётами и играющей на фоне песней 'Чёрный тюльпан' вообще очень сильно запал в память, и ещё не скоро оттуда выбьется. Поражает и разнообразие всего, что смогли показать за 2 с лишним часа в этом фильме. Тут вас и рынки, куда едут покупать различные вещи солдаты и их женщины, тут вам и продажа оружия одной воюющей стороны другой, тут и достаточно зрелищные и реалистичные бои, тут же и завораживающие пейзажи. В фильме есть странные моменты. Некоторые из них я не могу понять в силу возраста, ибо я много чего ещё могу не знать о той войне и о людях, что там находились. Но есть и моменты по типу таких, где герои прыгают и делают кувырки как будто какие-то ниндзя. Такой момент в фильме всего один, и он происходит ближе к самому концу картину. Думаю, даже не стоит обращать на подобное особое внимание, но почему-то это отпечаталось у меня в памяти. В общем то, в итоге можно сказать, что 'Афганский излом'- лучший фильм про события Афганской Войны, который я видел на данный момент. Фильм, который смог уместить в себе настолько много, что создаётся ощущение что он спаян из нескольких картин. Ну а будете ли считать этот фильм лучшим для себя, выбор конечно за вами. Но к просмотру однозначно рекомендую.
Навеяно недавним фильмом «Братство» Павла Лунгина…. Владимир Бортко снял фильм практически по горячим следам вывода войск из Афганистана, поэтом поднятые темы были еще свежи в памяти людей. Наверное, не сорву покровов, но при всем том, что фильм критиковали, в основном он жизненно снят и «режет по живому». Не знаю, закладывал ли режиссер пацифистское начало в идею съемок, но буквально первые кадры показывают всю неприглядность войны и разницу менталитетов воюющих сторон. Дальше происходит нагнетание реальности происходящего по сравнению с лозунгами из уст руководства. Война осточертела воюющим солдатам и офицерам, разве, что тыловое обеспечение извлекает маленькие гешефты из дефицитных товаров, как тонко отмечена разница в товаронаполнении воюющего Афганистана и страны посылающей туда войска для выполнения интернационального долга. А крах официоза очень точно показан в моментах поездок в духаны и ужина у генерала, когда шкурничество и демагогия прикрываются высокими словами. А вся бессмысленность и мерзость вмещает последний эпизод, когда у героя не остается сил для продолжения жизни и службы, и он делает отчаянный выбор. Но не только этим запоминается фильм, он наполнен простыми, живыми людьми в далекой стране, у них свои страхи, желания и все они разные. Приехавший за наградами и дефицитом сын генерала, не плох, он такой как есть и его непонимание куда он попал, сыграет с ним жесткую игру. Командир разведчиков понимает бессмысленность войны, обреченность своего выбора, но выполняет свой долг офицера до конца. Очень хорошо изображены тыловики, эпизодами, но емко и доходчиво оказаны их желания. Даже своеобразный любовный треугольник есть комроты – комполка – медсестра, и признаться честно, выбор для героини не однозначен. И простые солдаты показаны хорошо, деревенские и городские, они разные, но как хорошо показаны характеры. И Вася, и сержант Арсенов, и Иванов и другие проходят все круги армейского и боевого быта, дедовщина также присутствует, но в критический момент они думают все - таки не о ножах душманских или магнитофонах, а о товарищах, пусть и не картинное, но братство присутствует. Актерские работы в этом фильме великолепные – даже Микеле Плачидо, хорошо сыграл советского офицера, извечная дилемма «кто виноват и что делать» им хорошо показана, и отчаяние смотрится не наигранным. Хорошо сыграл Михаил Жигалов командира полка, которому и человеческое не чуждо, но и карьерные вопросы берут свое, и сомнения он умеет держать при себе. Хорошо смотрелся Алексей Серебряков в роли сержанта – срочника, у него своя боль и свои мечты, его слова не несут обиды на командира, они вызваны непониманием происходящего с командиром. И пробирает до глубины души, когда его герой несет на руках погибшего товарища. А как хороши в женских ролях Догилева и Русланова. Если драматическая история Кати в исполнении Догилевой не вызвала удивления, а молитва перед Богородицей в журнале сыграна вообще великолепно. То Нина Русланова в роли соблазнительницы со шкурным интересом Тани вызвала удивление и любование, сильная она актриса. Очень сильная и хорошо снятая военная драма, где реальностью происходящего и надрывом дышит каждый эпизод. И конечно «Черный тюльпан» Розенбаума лучше передает трагизм войны, чем Егор Летов с «Мамой –анархией» (не удержался, помянул «Братство»).
Авторы рецензий, и на КП, и на других ресурсах, заостряют внимание на политическом символизме этого фильма. Исходя из этого, они строят свое к нему отношение, положительное, либо отрицательное. Об этом написано так много, что этого я касаться не буду, так как все эти соображения к данному фильму отношения не имеют. Люди исходят из своей политической ориентации; Неоконсерваторы ругаются. Те из них, что владеют инсайдерской информацией (проходили военную службу в Афганистане), указывают на многочисленные киноляпы, что мол, и на минах не так подрываются, и машины не тогда взрываются и т.п. Иные развивают мысль в русле 'такими фильмами довели Страну'. 'Либералы', напротив, восхваляют. И тем ещё больше грешат против истины, нежели их оппоненты. Фильм наполнен нелепостями не только с точки зрения военного дела, о которых я судить не могу, но и ошибками чисто кинематографического плана. Такое ощущение, что авторы фильма постоянно забываются, что за фильм они снимают: антивоенный, или тупой боевик наподобие Рэмбо 3. То есть, судя по характеру диалогов, мы должны догадываться, что антивоенный. Но удерживать это в виду трудно, когда начинаются боевые сцены. А герой Микеле Плачидо, он ведь хороший человек, да? Потому, что если он плохой, то надо было взять на роль другого актёра. Того, у которого типаж злодея, или ничтожества, или 'человека в себе' (как Мэтт Дэймон). Почему я, простой обыватель, должен учить подбору актёров? Микеле Плачидо - отличный мужик. Он себя не пожалеет, лишь бы защитить слабого и покарать злодея. А вместо этого мы видим, как он на каждом шагу поощряет военные преступления, простецки изменяет жене, предаёт союзников, выслуживается перед командованием, усердствуя в деле опеки генеральского сынка... Очень странные диалоги. Речи героев насыщены вульгаризмами. С одной стороны, это - характерная черта времени. Чего стоят творения среднеазиатских киношников того времени. Раньше цензура фильтровала не только крамольные мысли, но и вполне адекватно берегла наше психическое пространство. Вот, к примеру, для чего нужна линия солдата, который мастурбирует, и очень боится в этом признаться? С другой стороны, зачем старослужащий так настойчиво добивается от солдата такого признания? Что это даёт? На что это влияет? Может, это тонкость, понятная лишь тем, кто служил в Афгане? Так или иначе, я ждал развития этой линии. Не потому, что меня очень занимает мастурбация, а просто потому, что эта линия должна была развиваться по закону кинематографа. Это как ружьё, весь фильм провисевшее перед носом у зрителя, но так и не выстрелившее. Или это остроумная манипуляция стереотипами и городскими легендами? Мол, вот он дрочил, и в итоге ослеп, хотя, выросли ли у него на ладонях волосы, нам так и не показали... Резюмируя свою рецензию, скажу, что фильм слабый. Ну просто мало внимания уделили сценарию, монтажу, постановке. Вполне хорош для итальянского 'спагетти-борщ-кебаб-вестерна', но очень слаб для советского кинематографа, к тому времени ещё не погибшего окончательно. Халтура и дешевка.
Финал советской эпохи, финал агрессии и прочих атрибутов несправедливости режима. Вроде бы и перестройка, вроде бы и дружба с западом, только война оставалась прежней. Что впечатляет, так это то, что убежденный коммунист Бортко не стал изменять своим идеалам, когда, казалось бы, стало модно стаей харкать накопившееся на режим и советскую армию. Вот перед нами весьма культурный и красивый паренек, прилетевший за 2 дня до эвакуации под начало простого и приятного майора, который говорит с пацаном обо всем, кроме войны, например, как обстановка городе, какие здесь девушки, где купить магнитофон и так далее. На контрасте с молодым пареньком, показывают озверевшего от войны сержанта, устроившего дедовщину и сжигающего живьем талибского пленного. Дальше - разговоры, напряженные темы, секс, случайная смерть карлика-продавца на рынке, и буквально, чуть-чуть войны. Переходный композиционный момент резкая засада полностью изменившая, почти всех героев. Дальше - только спойлеры. К сожалению, Владимир Бортко (к слову, внук репресированного) уделят мало внимания к перестрелкам и взрывам, зато смакует жуткие последствия локальной, но роковой бойни. Режиссер утверждает, что западное кино не смотрит, хотя я считаю, что смотрит и небезосновательно. В определенных моментах видны неприкрытые цитаты из Взвода и Цельнометаллической оболочки, но благодаря оранжево-коричнево-черной цветовой схеме, это практически не читается. Микеле Плачидо, сыгравший советского офицера и озвученный покойным Янковским уж очень хорош, если не сказать больше. Он жесток и убедителен, пожалуй, первый подобный образ в советском кинематографе. Филипп Янковский ну просто милашка, почти голливудская внешность с абсолютно пионерским построением фраз и логикой, кажется должен был стать кумиром советских девчонок, но не срослось, ибо мало кто посмотрел этот фильм и мало кто его помнит, а стоило бы. Гораздо мощнее Маленькой Веры и прочего перестроичного мусора. Технически у фильма нет никаких проблем, честно. И оператор молодчина (погибший во время съемок), и танки на месте, и декорации, словом, все очень и очень здорово. С художественным подтекстом и открытыми деталями все на уровне. Девушки, напевающие в начале песню Пугачевой 'Время не вернуть назад', через призму этого женского хора и некой безысохдности происходящего воспринимается втройне трогательно. Сцены операций давят на живое, несправедливость по отношению к ребятам без связей наверху то же. Не все герои белые и черные, а как правило, размыто серые - война так перемалывает людей, что и благородный офицер советской армии будет толкать сепаратистам оружие без угрызений совести, хотя показан абсолютно добрым. Темп фильма неторопливый, в нормальном качестве не найти, но пропускать ни в коем случае не стоит, ибо он в десятки раз приятней клиповой 9 роты. Только чрезмерная перестроичность и лишенность лоска мешает поставить ему 8, а то и 8,5. Отсутствие музыки что это? Вот не знаю, то ли нехватка бюджета, то ли намеренное желание сосредоточить зрителя на картинке. Но это все придирки, ибо в подобном кино легче искать недостатки, нежели достоинства, коих немало. Так же существует еще и итальянская версия, с существенными различиями. Рекомендую посмотреть сначала ее. 7,5 из 10