Ничто и никто не могут остановить полёт творческой фантазии автора. Например персонажи во время прошлой войны могут летать на ковре-самолёте или разить врага мечом-кладенцом. Единственно, что требуется - правильно обозначить жанр своего творения. В данном случае это будеи сказка. Если автор пишет о любви во время той же войны, подходит баллада (' Баллада о солдате', ' Альпийская баллада'), Но если автор обозначает свой труд как повесть, то, как ни прискорбно, придётся ограничить её рамками приземлённого реализма. Например зенитчики или даже зенитчицы не могут стрелять в 41-42 гг из ЗПУ-4, которая появилась после войны. Ближний разведчик-корректировщик ФВ-190 не будет летать ночью. И даже днём он не полетит на малой высоте над напичканным ПВО фронтом. Контуженный пехотинец, приставленный автором для проверки замка на пакгаузе, не может иметь никакого отношения к батарее ПВО, даже если имеет высокое воинское звание 'старшина', Кстати командир батареи-минимум лейтенант, но никак не сержант. Зенитчица, находясь в 'самоходе', обнаруживает двух вражеских десантников и все почему-то считают, что диверсантов двое, хотя в армии не бывает подразделения, состоящего из двух человек, тем более рядовых. Диверсионно-разведывательное подразделение-минимум 12 человек с офицером. Анекдотичны слова старшины, что ему не простят, если немцы 'кого-то убьют или что-то взорвут'. Контузия перешла в манию величия. В таких случаях погоны слетают у старших офицеров. Как на самом деле реагируют на сообщение о группе в тылу можно видеть из действительно правдивых фильмов о войне. У немцев мы видим вереницу тентованных грузовиков из которых как горох сыпятся автоматчики и собаки. То же и у нас. Докладывается минимум командующему армией. Руководят не загадочный 'третий' или десятый, а начальник контразведки и командующий войск охраны тыла фронта. Поднимается полк войск охраны, контразведка, нквд, заградкомендатуры. Начинается прочёсывание. Группа тоже не играет в казаки-разбойники. Обнаружение-это провал. Они совершают отчаянный марш-бросок с целью выполнить задание любой ценой. Список несуразностей можно продолжать. Авторы не поскупились на ляпы. С одной стороны высокопрофессиональная работа кинематографистов, с другой высосанная из пальца пропагандистская мелодрама по заказу ГЛАВПУР. Идея-не было чудовищных и бессмысленных потерь по вине бестолковых начальников, а был массовый героизм под руководством мудрой партии. Лживую мысль попытались протащить через лживый сюжет. Дамам, которые сильно переживают по поводу данного фильма, посоветую. Намотайте портянки и наденьте кирзачи. Не театральные сапожки. подогнанные как у актрис, а настоящие, солдатские ' сорок-раздолбанного' размера. да на голую ногу. без галифе. Возьмите подсумок с десятью обоймами, 'сидор' с сухпайком на три дня, скатку, винтовку, фляжку с водой и протопайте километров пять. Сразу поймёте разницу между жизнью и пропагандой.
Советский фильм «А зори здесь тихие» 1972-го года, снятый по одноименному роману Бориса Васильева, вышедший в свое время в двух частях, стал настоящей классикой жанра, а спустя год после выхода был признан лучшим фильмом всех времен по версии читателей журнала «Советский экран». В кинотеатрах Советского Союза данный фильм посетило более 60-ти миллионов человек, несмотря на ряд откровенных сцен, наличие которых в прокатной версии фильма режиссер Станислав Ростоцкий отстаивал чуть ли не «с боем». А нужны были эти сцены для эмоциональной близости и отожествления себя с персонажами, для осознания факта: перед тобой вовсе не бездушные машины для убийств (аки солдаты из 'Цельнометаллической оболочки' во второй половине действия), а живые люди, которые еще вчера резвились-веселились, а сегодня вынуждены оборонятся от внезапно нагрянувших врагов. История о группе хрупких девушек-военных, оказавшихся один на один с немецким развед-отрядом, высадившимся в тыл врага, рассказана последовательно и логично, медлительно по тону в течении всего фильма, не перескакивая туда-сюда резкими рывками. Зрителей успевают познакомить с героинями, характер каждой из них пусть и прост, но очень даже симпатичен. Да и для чего военной драме сложные типажи? Это же фильм про базовые эмоции, а не многоуровневый триллер на манер 'Апокалипсиса сегодня'. Также в копилку эмоциональной близости и соучастности отправляются актерские работы абсолютного всего каста – всех девчат и их старшины. Немцы показаны мельком и только в качестве «сиюминутных врагов», поэтому характеры солдат третьего рейха комментировать нет смысла (это вам не «Список Шиндлера», а намного более простая драматическая история). Длится фильм около трех часов (если быть более точным, два часа сорок минут), как и большинство военных драм подобного толка. История не заковыриста, нет скачков во времени, все действие происходит последовательно (в хронологическом порядке). Повествование местами проседает, начинает немного досаждать, но в течении короткого времени восстанавливается, да и надо признать, что подобных моментов мало, а появляются они лишь тогда, когда создатели излишне увлекаются демонстрацией пейзажей, что, безусловно, нужно, но в меньших количествах. Остальное же время отведено взаимоотношению девушек-военных и их командира, а также непосредственно военной драме – хитроумным планам по обману врага, переживаниям, ранениями и самим смертям. Сделано все, конечно, качественно: персонажей жалко, иногда слезятся глаза, но чего-то большего, чем демонстрация смерти хороших людей, которых, возможно, ждало прекрасное будущее – семья и дети, отдых и развлечения, фильм предложить не может. Поплакали за судьбы веселых, добрых и жизнерадостных женщин, которым место вовсе на войне (как и всем остальным), а позже благополучно забыли об этой антивоенной агитке, душевной, но в целом довольно пустой. 7 из 10
От военного фильма ожидаешь войны: стратегических планов, свистящих пуль, разрывных снарядов, раненых солдат. От советского военного фильма, ко всему прочему, ожидаешь громких речей о чести, долге и родине. Но лодка ожиданий как-то совершенно неожиданно причаливает к неизведанному берегу простого, доброго кино о людях, которым не повезло юность свою променять на солдатскую гимнастёрку. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Им бы картошку чистить, а не автоматы; туфли носить, а не портянки; мужа с работы поджидать, а не немца проклятого. Но на войне все средства хороши: знай, и девчата-зенитчицы сгодятся для боёв местного значения. Впрочем, это – потом, а пока пусть попляшут и сходят в баньку, пусть засмущают своим бельём старшину Васкова, пусть увидят в девственно-белых снах счастливую жизнь… Полтора часа повествования не пожалел Ростоцкий на знакомство с персонажами, рисуя портреты тонкими мазками: невзначай обронёнными репликами, обращёнными в себя взглядами, ненавязчивым сердечным отношением друг к другу. Кажется, что и нет войны в первой части, что она, как гром за рекой, лишь пугает своими раскатами. Зато есть Женя-русалка, и Соня со сборником стихов, и Лиза, всё-всё подмечающая, и маленькая Галка, стесняющаяся своей неприметной внешности. И у каждой из них есть горе, которое никак не проглотить. И оно общее, ведь оно – война. Сюжет начинает развиваться лишь после часа бытовых зарисовок: в соседнем лесу обнаруживаются немцы, и пятеро девчат под руководством Федота Васкова, собираются в разведку. Напряжение создаётся минимальными средствами: все человеческие звуки (голоса, стук сердца) словно замирают, отдавая первую скрипку беспечно щебечущим птицам, жуткому хлюпанью болота, оглушающему хрусту переломленной ветки. Герои разговаривают шёпотом, всё больше жестами и взглядами, сливаются с местностью, с камнями, учатся подражать животным. Соня Гурвич больше не читает стихов – она пытливо всматривается в горизонт, ожидая немцев. До мурашек пробирает пересечение топи: так и ждёшь, что сейчас кто-нибудь оступится… Но нет, не сейчас. Интрига повествования окончательно завяжется лишь под конец первой части, когда девчонки-зенитчицы посмотрят в лицо своему врагу. И здесь во всей красе раскроется Васков, из недотёпы и зануды превратившись в мудрого старшину. Тщательно анализировать ситуацию, продумывать каждый шаг, предугадывать мысли врага, водить его за нос – Федот демонстрирует качества первоклассного военного. Но он не только командир, он и брат, и отец: подойдёт к каждой девчонке, выспросит, что на душе, ненавязчиво подбодрит, зажжёт надежду. И лапоть смастерит, коли сапог в болоте утоп, и водкой вылечит, коли озноб одолел. Девчата постепенно проникаются к нему, как к родному, и оттого трагичный финал режет ножом по сердцу… «Не уберёг». Поразительно, как на чёрно-белой плёнке удалось передать красоту российских лесов. Поразительно, что парой выстрелов зритель убивается наповал. Там, где сейчас спецэффекты и изобретательные операторы, раньше были диалоги и живые люди. Да, фильм не лишён печати времени: мечты девчат, пожалуй, слишком обыденны, а слова продиктованы партией («Не надо мне награды, я родину защищала!»). Однако, на всё это можно закрыть глаза, когда на экране не война выстрелов, а война умов, и когда пробивают не мишени, а бескорыстно бьющиеся сердца.
Военная тематика всегда занимала особое место в кинематографе СССР: страна, потерявшая в годы Второй Мировой миллионы своих граждан, не могла не помнить о тех людях, которые сражались за Родину на поле брани, умирали в концлагерях или работали в тылу. Фронтовик Станислав Ростоцкий, испивший солдатскую долю до конца, видевший гибель боевых товарищей и вытащенный с поля боя смелой русской женщиной, стремился рассказать о суровых днях, поделиться со зрителем бередящими душу переживаниями. Художественное осмысление того страшного периода истории, которое называется войной, начиналось в нем подспудно, требовало накала до критической точки, когда все оживает, приобретает зримые черты, конкретные и тревожные образы. Вспоминать лихолетье Великой Отечественной режиссер начал еще с картины «Майские звезды» в 1959 году, но пика аутентичности постановщик достиг в «Зорях»: спустя тридцать лет после начала вторжения фашистов на территорию нашей страны он поставил особую киноленту, где вместо мужественных небритых парней героями сюжета стали хрупкие юные девушки-зенитчицы. Основой киносценария послужила повесть другого фронтовика – Бориса Васильева, но произведение, написанное бывшим кадровым офицером в стиле страстной, но жесткой «окопной правды» с подачи Ростоцкого, ставшего соавтором сценария, поменяла концепцию. И хотя писатель в период совместной работы неоднократно возражал против версии постановщика, режиссер сделал экранизацию по сравнению с первоисточником более сентиментальной и лиричной. У Ростоцкого в едином сюжетном русле сливаются: военная картина, женская мелодрама и приключенческий фильм. Забрезживший рассвет в карельском селе сменяет белую ночь. Речушка с маленьким мостиком, прохудившаяся лодчонка у берега, где-то вдали виднеется небольшая церквушка, в избе с резной верандой на грубо вытесанном столе – кувшин с парным молоком и рассыпчатая картошка в чугунке, хозяйка в русском платке с узорами – Ростоцкий так живописно рисует мирный быт в первой половине фильма, что лишь военная форма героинь да стоящие на пустыре зенитные установки напоминают о том, что где-то рядом находится враг. И милое смешное оканье вологодской Лизы, и задумчивый взгляд минской еврейки Сони, и практичность и рассудительность старшины Васкова, и грешная красота влюбчивой Женьки, и нерасторопность сиротки Гали Четвертак, и самопожертвование не по годам серьезной Риты – все это за каких-то три часа экранного времени окажется родным и близким настолько, что чувствуешь себя сопричастным к судьбе девчат. Так уж задумал мастер, что в «Зорях» три основных цвета: черный, белый и красный. И если киношное настоящее - боевые действия и судьбоносный переход через болота - сняты в черно-белой палитре, то цветные грезы девушек, замешанные на воспоминаниях, ослепляют кристальной белизной: фоном преднамеренно выбраны либо чистейшие молочные стены, либо пушистые хлопья снега. Эпизоды в цвете наполнены женственностью и мелодраматизмом: одна девушка кружится в вальсе с любимым, другая мечтает о принце, приехавшем в королевской карете, третьей мил увалень в меховом полушубке на санях-розвальнях, запряженных тройкой лошадей, четвертой снится близорукий рассеянный студентик, стеснительно улыбающийся, пятой привиделся романтический вечер с офицером и шампанское на брудершафт - невинные фантазии, подсказанные истомившимися девичьими сердцами, не познавшими первое «люблю», не почувствовавшими нежность поцелуя, не ощутившими легкое дыхание страсти. И внезапно - как знак опасности, знак тревоги – огненно-красный горизонт. Красный цвет в «Зорях» – это знак беды. Лишь цветные фрагменты наполнены музыкой, точно передавая настроение, прорываясь то балалаечными наигрышами, то звонкими аккордами пианино, то переборами русской гармони. Что, пожалуй, отмежевывает «Зори» от масштабной ура-патриоческой эпопеи «Освобождение», завершенной годом ранее, и от величия братства легендарных быковских «Стариков», выпущенных немного позже, так это авторский подтекст: Ростоцкий, наделенный обостренным чувством трагического, ибо его жизнь, как и жизнь Бориса Васильева, была под прицелом смерти, выбрал ситуацию на первый взгляд экстремальную, поместив героев в то безвыходное положение, в котором они оказались вроде бы и по случайности, акцентирует по ходу ленты, что на самом деле это было неизбежно, потому что война права на выбор не давала. Трактовка создателей такова, что кому-то из героев придется погибнуть не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить. Гибель героев – это безысходная правда – бескомпромиссная и честная, а ультимативность художественной правды всегда выше примирения. Ростоцкий в «Зорях» – режиссер непримиримый: он не идет на компромиссы ни с добротой, ни с жесткостью, оставаясь между тем одним из самых душевных творцов семидесятых. Просто его доброта в фильме о пятерых девчатах, не побоявшихся дать бой отряду немецких десантников, сродни скальпелю хирурга, удаляющего опухоль: только так можно спасти жизнь. В данном случае, режа по живому, удаляя черствость сердец, - спасти мирно спящее сознание внуков молоденьких зенитчиц. Да, здесь много трагизма, но не потому, что создатели – и Васильев, и Ростоцкий – не видели иного выхода, а потому, что хотели не только рассказать, но еще и предупредить людей: нельзя быть равнодушными и эгоистичными. Милосердие, которое фильм в нас пробуждает, необходимо нашему веку. Финальные сцены киноленты, как строгий священник на исповеди, снова и снова неумолимо задают вопросы, заставляя вспомнить и оценить подлинную историю страны, чтобы в одночасье понять важность такого маленького, но ценного слова «победа». И не стоит стесняться слез во время просмотра фильма: возможно, мир спасут слезы – чистые, искренние, как светлые души девчонок из «Зорь».
Это первый и последний фильм, после просмотра которого я плакала.
Колоссальное произведение. Пробирает до глубины души. Уже прошло пару часов с момента, как я досмотрел фильм, а меня все не отпускает. Кадры так и мелькают в голове. И я не могу поверить, что такое можно было снять. Но это так. '...А зори здесь тихие' - это образчик сильного, проникновенного, умного, великого кино не только России, но и всего мира. Это фильм о войне. Но война - это лишь фон, на котором разыгрываются судьбы людей. Это моменты ужаса, бесчеловечности, звериной стороны человека. И проявления гуманизма, маленькие радости, воспоминания, то, что делает человека человеком очень сильно контрастируют с этим фоном. Оттого являются более ценными, более яркими, нежели чем в мирное время. И будь то танец, будь то поддержка ближнего, будь то любовь, в военное время всё воспринимается острее. Потому что перед глазами то, чего ты можешь лишиться в любую минуту. Но, конечно же, этот фильм прежде всего о любви. Всех девушек так или иначе на фронт завела любовь. И они сражались за нее. Или из-за нее. И сцены, снятые в цвете, прямое тому подтверждение. Вообще, такой режиссерский ход бесподобен. Тот самый контраст, о котором я писал выше, показан в фильме четким переход от цвета к ч/б. И намеренная театрализованность постановок этих сцен, мне кажется, целью своей имела показать не места, где все происходило, а людей, с которыми переплелись судьбы главных героинь. Все держится на эмоциях. И не зря даны крупные планы глаз. Они в разы увеличивают эмоцианальную составляющую фильма. В этом фильме столько всего, что даже теряешь и не знаешь, как написать о нем, ведь хочется пересказать каждый момент, расписать всё поминутно. Любовь, вера, трагизм, разочарование, отвага, печаль, радость, одиночество, жизнь, смерть... Война уникальна тем, что в ней собраны все человеческие эмоции и соседствуют друг с другом порой немыслимые вещи... Мораль фильма можно описать словами режиссера Ростоцкого, который говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род». Не могу не отметить прекраснейшую музыку, которая добавляет в фильм красоты. '...А зори здесь тихие' - Великий фильм, который просто необходимо увидеть хотя бы раз в жизни! P.S.: Хотелось бы отметить следущий момент: 'Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.' Мне кажется, это показывает уровень культуры, который был когда-то и который бесследно исчез в наше время. Печально. Оттого закончу рецензию цитатой. 'Попытка дать человеку смысл свелась бы к морализированию. А мораль в старом смысле слова уже доживает свой век.' (Франкл В.) 10 из 10
Рецензия не без спойлеров, если еще не смотрел, то иди и смотри, возвращайся, и поговорим. Одно предупреждение: вы будете плакать, приготовьте носовые платки. Хотите вы этого или нет, сентиментальный вы человек или нет. Причем слезы не будут ждать до второй части, где как раз разворачиваются основные трагические события. Слезы придут раньше, достаточно послушать некоторые истории девушек. 'Немцы взяли Минск' - и все. Это бьет поддых. И таких ударов будет много. Васильев может быть не лучший автор с точки изображения войны, но возможно лучший с точки зрения проживания. Не зря он 24-го года рождения и попал на фронт буквально со школьной скамьи, как и многие его одноклассники. Ту боль которую он вложил в свои произведения он прожил лично, слезы по потерянным друзьям пролил лично. Не думаю, что у этого фильма может быть ремэйк. Васильев - человек своего поколения, его герои полны искреннего патриотизма, удивительным образом, для современного человека, сочетающимся с искренней человечностью. Всей этой искренности давно и след простыл, но именно в шестидесятых-семидесятых можно было снимать по его книгам, тогда эти качества еще были в атмосфере, и весь его пафос, не очень понятный в наш циничный век, был искренне передан как актерами так и режиссером. Однако избыток этой романтики и стилистики шестидесятых-семидесятых все таки выпирает из фильма, одни прически чего стоят. Все это выдает фильм созвучный скорее времени его съемок чем военным годам, время режиссеру уцепить не удалось и лишь серая вуаль черно-белой пленки спасает положение. При этом переснимать его бесполезно. Дело не в том, что нужно быть комсомольцем, чтобы играть комсомольца, но просто метраж такой никто не пропустит уже. А значит уже не получится так неспешно и глубоко вести диалоги, раскрывать в флэшбэках предыстории персонажей. Ох уж этот артворк 70-х, в этих флэшбэках, выглядит сейчас фарсово, но и без них никуда. Фильм имеет в себе немного от триллера, смерти девушек выглядят, как расправы над героями в каком-нибудь Пункте назначения или Пятница-13, только в роли злого рока здесь фашистские темные силы. Они не просто трагичны, но они еще по-своему ужасающе бессмысленны, хотя нам подводят в конце героическую мораль. Если задуматься, то герой, чем-то напоминает молочника Тевье, теряющего дочерей, но в очень 'чернушном' формате. Однако все эти рассуждения киномана, идущие бегущей строкой, разметываются той мыслю, что вот так то оно все и было. И рассуждения о том, хорош ли режиссер, отходят на второй план. Эти рассуждения годятся для тех страшных сказочек, которые люди выдумывают и снимают со скуки. Но здесь, криво или прямо нам показывают действительную историю, одну из миллионов, без хеппиэнда, если не считать таковым, конечно прибытие своих, но в этот момент зритель уже готов свалиться в обморок вместе с главным героем от всего пережитого. Memento mori. Помни о смерти. Думай о смерти, чтобы понимать, зачем ты живешь. Этот фильм заставляет задуматься о смерти, и заставляет задуматься о жизни. А еще о дружбе, о честности перед самим собой, о поиске нравственного пути, не в религиозном, а в очень прикладном значении.
Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы - девчата, Похожие на парней. Свою рецензию я начала со стихотворения Юлии Друниной... Наверное, ничто не бывает так трагично, так жестоко и бесчеловечно, как война. Война, которая не щадит никого, ни хрупких женщин, не беззащитных детей, ни умудренных опытом стариков. Каждый из них, не жалея собственной жизни, готов броситься на врага, с гордыми глазами и чистой душой подставить свое сердце под дуло автомата. За всех погибших, за всех живых, за людей, который теряют родных и близких, за нашу Россию... Произведение Бориса Васильева (вечная память и огромная благодарность Великому писателю) является одним из самых проникновенных в русской литературе. В нем нет блистательных стратегических операций, грандиозных военных сражений... здесь идет 'бой местного значения', который по своему смыслу, своей всеохватности, актуальности отражает судьбу всего русского народа, наших героических людей, которые не щадя своих сил трудились на фронтах и заводах. Именно этот 'бой местного значения' и является особо трагичным. Сколько обычных солдат погибли, защищая часть леса или берег реки, - часть природного ландшафта, за которым стоит вся Россия. В фильме, снятому по одноименному роману Бориса Васильева, рассказывается о пятерых девчонках-зенитчицах. Каждая из них-это обычная девушка, мечтающая о тихом семейном счастье, веселых ребятишках... девушка, чья жизнь так жестоко прервана войной. Строгая Рита Осянина, красавица Женя Комелькова, влюбленная в старшину Лиза Бричкина, Тихая Галя Четвертак, отважная Соня Гурвич и их 'старший брат, старшина' Федот Васков. Их объединила общая судьба, общая цель-противостоять жестоким фашистам, любой ценой не дать им пройти дальше. Так нелепо прервана жизнь каждой из девушек, так героически каждая из них встретила смерть. Гордыми глазами смотрели они в лица врага, которые так и не смогли победить отважных бойцов. Несмотря на военную обстановку, герои находят время и для шуток и для песен, для стихов и смеха. Этот фильм невозможно смотреть с равнодушием, невозможно скрыть эмоции при прочтении книги. Это один из тех фильмов, которые обязан посмотреть каждый.. Каждый человек, кто вырос на русской земле, чьи легендарные деды отстояли нашу страну и погибли, защищая ее. 10 из 10
Тема Великой Отечественной Войны всегда была и будет одной из самых важных и в истории и в искусстве. Фильмов про тот страшный период снято немало, но 'А зори здесь тихие' все же занимает определенную нишу. В этой картине нет батальных сцен с множеством единиц массовки и техники, нет политики и битвы великих умов за победу, но зато есть нечто большее. Это рассказ о тех, чей подвиг так и останется безымяным а имена вспомнят лишь сослуживцы, если повезет выбраться живыми. История не столько о войне, сколько о людях, готовых на все ради любимой Родины, но не все столь пафосно и шаблонно. Каждая из пяти героинь фильма имеет свою историю и свои сцеты с противником, у них есть причины оказаться на войне и, как бы не ужасно звучало терять нечего. Фильм снят достоверно и качественно, проделанная работа заслуживает апплодисментов. Богат на эмоции и легок дя восприятия, ничего сложного в сценарии нет, но эмоции, вызываемые просмотром, действительно далеко не легки. (Лично я всегда плачу, когда смотрю.)Описать словами гамму чувств, которые он вызывает просто невозможно. Любых слов Картина стоит того, чтобы посмотреть ее. Но не просто проглядел и забыл, а посмотреть осознанно, чтобы понять смысл и уловить посыл авторов. На самом деле произведение намного глубже чем просто фильм о войне и судьбах, но чтобы понять это, нужно смотреть и чувствовать самому. Так что, смотрим и наслаждаемся. Оценка даже не обсуждается. 10 из 10
'Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь...' Даже сейчас, набирая этот отзыв где-то год спустя после последнего просмотра 'А зори здесь тихие', чувствую, что в горле стоит ком. Сцену, когда Женя Комелькова уводит немцев от Риты и Васкова, долго не могли снять. Помните, девушка с песней убегает от друзей в лес, одновременно отстреливаясь? Переснимали много раз...а все что-то не так было. И наконец поняли: она же боится... Не считаю себя вправе оценивать шедевры. Вечная память погибшим в этой войне. Низкий поклон победителям!
Во время Великой Отечественной войны, в карельской глуши старшине присылают взвод девушек-зенитчиц. Немного необычная ситуация меняет уклад жизни, но все же она идет своим чередом... Пока одна из женщин ночью не обнаруживает двух немецких солдат, идущих к стратегическому объекту. До прихода подмоги старшина получает разрешение снарядить пятерых своих солдат и по возможности взять в плен врагов. Но и тут все идет не по плану… Каждый раз пересматривая или находя что-то новое из советского кинематографа, удивляюсь, насколько хорошо и сейчас воспринимаются работы. Есть в них особая романтика. Но еще важнее, сделано это с душой, до сих пор актуально и качественно. После прочтения оригинала обещал вам посмотреть фильм и сравнить. Сразу скажу, что оба произведения прекрасны по-своему и уникальны. Если в книге больше мыслей и внутренних конфликтов, желаний, личного горя, то формат кино позволяет показать быт расположения, необычно отделить цветом воспоминания о прошлом, а войну сделать черно-белой. Романтично и по-доброму вплетена линия советской молодежи, этот поход на природу, добрые шутки, игра и песни под гитару. Концовка любопытно расширена. С большим уважением к героям войны и их подвигам. Это все еще сложнейшая и морально тяжелая картина, все еще затягивает, все еще заставляет сопереживать и надеяться, что такого больше не повторится. Команда действительно создала настоящий шедевр, не испортив оригинал. За это их можно только благодарить и верить, что отечественное кино снова повысит планку, ведь есть такие примеры…
Это один из самых популярных советских фильмов о Великой Отечественной войне. Кино о том, что война - это всегда и только про смерть. Женщине как символу и источнику жизни не место на войне. Но советская женщина - комсомолка, член коммунистической партии - сама добровольно идет защищать Родину, не взирая на очевидную опасность, и жизнь отдаст за страну. У фильма много достоинств. Шедевральный одноименный первоисточник, который гарантирует зрителю продуманную захватывающую историю. Фильм максимально близко, дословно следует книге. Кино выверено многочисленными успешными театральными постановками. Отличные актерские работы. Все. Но особенно старшина Васков в исполнении Андрея Мартынова и Рита Осянина, которую играет Ирина Шевчук. Уникальный киноязык, который включает модернистские переходы от цвета к черно-белой картинке, где цвет олицетворяет воспоминания из яркой мирной жизни, а черно-белый нуар показывает мрачность войны. К недостаткам можно отнести характерные для советского кино черты: просачивающаяся через кадр театральность; необходимая ради финансирования разбивка на 2 части (иначе бюджет фильма сократится вдвое) и большой хронометраж; сбивающий ритм повествования (отличные) песни (дополнительный источник финансирования киноленты). Кино добрее жесткой книги. Это тоже своего рода недостаток. В фильме есть лирические, успокаивающие моменты в то время, как литературный первоисточник постоянно готовил читателя к новой необратимой трагедии и держал в напряжении. Кроме того, немцы в книге заметно опаснее и профессиональнее чем в фильме. Но все это не мешает данному кино быть народным и любимым. Потому что тут яркие персонажи, обаятельные актеры и проработанная история с ценнейшими наблюдениями и фразами. Также здесь показан ненавязчивый, но назидательный патриотический пример, такой нужный для молодого поколения. В общем, кто не смотрел, рекомендую это исправить! Покой нам только снится - фраза ушла в народ именно с этого кино.
1942 год. Карелия. Старшина Фёдор Васков строчит жалобы начальству, так как в вверенной ему роте царят пьянство и разврат. Ему присылают два взвода девушек-зенитчиц, многие из которых только закончили школу. Вскоре пятерым из них и старшине придётся вступить в неравный бой с немецкими диверсантами. Вышедшая в 1968 году повесть Бориса Васильева имела большой резонанс среди читателей. Через несколько лет её экранизировал режиссёр Станислав Ростоцкий, бывший фронтовик, о войне знавший не понаслышке. Лирические воспоминания о довоенной жизни и послевоенные сцены были сняты в цвете, в такой романтической или даже нарочито-лубочной манере. Война же в строгой чёрно-белой гамме. Главный посыл фильма в том, что война это смерть и грязь. А женщина на войне вообще за гранью. Женщины хотят счастья, мужика и детей, а их здесь убивают. Ростоцкий снял кино иррациональное по сути, но задевающее струны души зрителя. И если к содержанию могут быть вопросы в смысле достоверности, то по форме и смыслу фильм впечатляет, приводя к финальному катарсису. Исполнение здесь отличное, притом что на главных ролях практически сплошь дебютанты. Роль старшины Васкова сыграл Андрей Мартынов. 27-летний актёр выглядел намного старше своего возраста и хорошо сыграл простоватого на вид опытного фронтовика. Из женского состава самой известной была Ольга Остроумова, игравшая в предыдущей картине Ростоцкого 'Доживём до понедельника'. Для Елены Драпеко, Екатерины Марковой, Ирины Долгановой, Ирины Шевчук их дебютные роли в этом фильме так и остались самым яркими в карьере. Один из лучших военных фильмов отечественного кинематографа пользовался успехом во всём мире. Памятный приз на Венецианском кинофестивале и номинация на 'Оскар' как лучший зарубежный фильм. 9 из 10
Фильм 'А зори здесь тихие' (1972) посмотрела всего 8 раз за свою жизнь. Фильм потрясающий, но очень тяжело смотреть, душа рвётся на части и слёзы льются ручьём весь фильм. И сердце наполняется болью за всех людей отдавших жизнь за Родину и за Победу. Очень пронзительный фильм. В подчинение боевому офицеру вверяют подразделение 'зелёных' бойцов. Но не просто бойцов- женщин. Я бы сказала- девочек, у которых вся жизнь впереди, если бы не война... Страшно смотреть фильмы, про то, как погибают мужчины, но когда женщины- будущие матери- гибнут от пуль фашистов, это просто невероятная боль. Актёрский состав восхищает. Снимаются настоящие звёзды театра и кино. Весь фильм просто пронизан мыслью о том, что фашизм - это такая беда, что жизни не жалко, чтобы стереть его с лица земли. Вот эти девочки и стёрли его... ценой своих жизней. Очень тяжёлый фильм. Сколько смотрю, столько 'рву сердце', нельзя забывать, как нам достался мир, какую цену заплатили наши деды и прадеды. Я уже не говорю о детях и женщинах. Сколько себя помню, всегда плачу во время просмотра этого фильма. Есть много фильмов о войне, снятых в советском союзе, но фильм 'А зори здесь тихие', на мой взгляд один из лучших, не потому что про войну, не потому что про женщин, а потому что про ЖЕНЩИН на ВОЙНЕ. Великая отечественная война, она потому и великая, что воевали всем миром и мужчины и женщины, и отечественная потому, что за отечество бились. Немые сцены мирной жизни, любви и счастья, только ещё больше подтверждают трагичность всего происходящего в то время. Девочки, прибывшие под командование старшины Васкова, совсем ещё девочки, но многие из них уже понесли потери и побывали в боях. Эти юные девочки, едва сошедшие со школьной скамьи, у которых впереди была вся жизнь, долгая и счастливая, впереди Любовь, замужество, дети. Впереди все радости жизни... НО, в их жизнь жестоко и грубо вторглась Война, разбившая все мечты, все радости, разрушившая погубившая столько юных жизней... Сам Федот Евграфович Васков, тоже потерявший в жизни много, очень переживает за 'своих девочек'. Он уже закалённый в боях, побитый жизнью и видевший очень многое взрослый русский мужик, не в силах изменить положение, в котором они оказались. Это война, и есть приказ, не выпускать фашистов из леса. Актёры подобраны просто замечательно, лучше я не видела. Они не сыграли, они прожили маленькую жизнь своих юных персонажей. Их имена навсегда останутся в памяти людей: Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Рита Осянина, Женя Камелькова. Такие юные, такие красивые и такие отважные. Вечная вам память девочки... Это один из редких фильмов, который снят очень близко к книге, что для меня немаловажно. Всегда поражаюсь, как у нас в СССР могли снимать без спецэффектов такие потрясающие картины, от которых сердце разрывается. Настоятельно рекомендую к просмотру, если вы ни разу не смотрели эту потрясающую картину о войне, дружбе, любви и желании победить... любой ценой, даже ценой собственной жизни... Вечная Память героям той страшной войны, павшим в боях за Родину. Ваш подвиг навсегда останется в наших сердцах!.. 10 из 10 P.S. 'Пять девчат!.. Пять девочек было всего, всего пятеро, и не прошли вы! Никуда не прошли! Сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью!.. Лично!..' - старшина Васков.
Конечно, отрывками я уже видела этот фильм, но полностью - никогда, поэтому в рамках марафона решила пересмотреть от начала и до конца. Недавно видела передачу, где проводили полный сравнительный анализ этого фильма с недавним ремейком, и уже тогда я поняла, что есть в этом фильме что-то особенное. Не может стать классикой фильм, который не трогает людские сердца. Пожалуй, этим фильм и берёт. Есть в нём что-то такое, почти неуловимое, какая-то атмосфера... И вот её не повторить, как ни старайся. Я не видела ремейк, но могу предположить, что в нём нет той атмосферы, которая есть здесь. Несмотря на дешёвые декорации, фильму хочется верить, хочется верить каждому слову, каждому воспоминанию. Я думаю, фильмом проникнется любая девушка, любая женщина, мечтающая встретить любовь, счастливо выйти замуж, родить детей. И знаете, я сначала хотела придраться к тому, что в юбках в лес не ходят, что обувь на 2 размера больше не надевают в лес навстречу врагу, и ко многим других неправдоподобным моментам, но зачем? Зачем, когда фильм вызывает яркие эмоции? Больше всех тронул героизм Жени. А ведь изначально её можно осудить за некоторую распущенность. В советское время вообще не знаю, как такую девушку свободных взглядов не сожгли на костре. Но в конечном итоге именно ей я восхищалась больше всех, она реально герой! Так что ещё раз убедилась, что никогда нельзя судить человека, ибо неизвестно, каким он может оказаться на самом деле. Единственное - моему поколению уже чужда идеология о том, что в войне есть правые и виноватые. Да, когда идёт война, люди идут воевать, потому что их зовёт долг, любовь к Родине, а иногда и личные счёты, как в данном фильме, но для меня любая война бессмысленна, любая война несправедлива, хоть смотри ты со стороны наших, хоть со стороны врагов. Нет там плохих и хороших, есть просто политика. 8 из 10
Замечательный фильм. И, конечно, его нужно начинать смотреть с определённым настроем, нужно знать на что идёшь. А идёшь ты на то, что узнаешь, что такое война по-настоящему, увидишь смерть… но всё же такое кино нужно смотреть, просто нужно настроиться. Это важно. Пять девушек – зенитчиц, вместе со старшиной Федотом Васковым уходят в лес, где были замечены два врага. Но на месте они обнаружили шестнадцать фашистов. Кажется, лишним каждый раз упоминать величие советской школы кинематографа. Но от чего-то всегда хочется сказать об этом... Картина снята с душой и с талантом. Актёрская игра каждой из девочек, и старшины сумели передать те эмоции, мысли и страх их героев. Обычные девушки, которые просто хотят счастья и любви, которые боятся смерти, но не боятся войны превращаются в пропитанных мудростью и опытом военных, которые уже повидали смерть и на своём опыте поняли, что такое война, чего стоит победа и чего стоит жизнь. Вообще, каждый момент фильма играет большую роль в повествовании. Это и музыка, которая усиливает зрительские эмоции в нужный момент и операторская работа, и работа гримёров, статистов, монтажёров и т.д. «… А зори здесь тихие» - картина, которая западает в душу. Ленту нужно смотреть всем и лучше это делать в компании, но каждый член в этой компании должен понимать, что они сейчас будет смотреть. 9 из 10
«… И вечный бой. Покой нам только снится…». Посмотрев около недели тому назад картину Станислава Ростоцкого «… А зори здесь тихие», я впервые столкнулся с таким ступором, что мой письменный стиль (если таковой имеется) просто не в состоянии передать все эмоции, что я испытал при просмотре. А ведь мне давно его рекомендовали со всех концов света люди разного поколения и вкусовых предпочтений. Картина рассказывает о подвиге девушек-зенитчиц во главе с товарищем старшиной – Федотом Васковым. Я бы сразу поставил во главу картины исполнителя этой роли – Андрея Мартынова. Его герой выказал недовольство разгульным поведением солдат. И вот ему присылают девушек. А это другая ответственность. И поначалу фильм приобретает налёт незатейливой смешливости в связи с разностью полов. Параллельно нам ведают истории той или иной девушки, рассказывая и давая понять зрителю: какие пути-дороги привели их на войну. Воспоминания идут красочным цветом, время на войне – чёрно-белым. И это выгодная составляющая создателей ленты. Сама же лента разбита как бы на две серии, но идут они непрерывно. И первая из них, в которой всё показано жизнерадостно, носит название «Во втором эшелоне». Но и в этой части было показано что-то такое, из-за чего нельзя картину отнести к разряду легкомысленных. Командир отделения – Рита Осянина (я после просмотра действительно полюбил актрису Ирину Шевчук) – на прогулке заприметила в лесу двух немцев. Сложив в уме обстоятельства, прикидывается, что немцам стратегически нужна железная дорога. Вторая часть носит название «Бой местного значения». Но я бы отметил: какого же всё-таки важного значения! Старшина – комендант разъзда – вкупе с пятью девчонками во главе с Ритой Осяниной выдвигаются на вылазку (всё в согласовании со штабом). Но немцев оказывается не двое, а 16... И вот с этого момента и до самого конца я бы заключил, что не видел ничего интереснее этого фильма! И ни разу не покривил душой. То, как наши ребята (больше всё же девчата, хотя находчивость старшины Васкова нельзя обойти стороной) водили немцев по лесу, путая их – это по-настоящему достойно не только просмотра, но и того, чтобы возвести этот фильм на вершину советского кино. Этот фильм должен увидеть каждый русский человек. Это очень умный (но не заумный) фильм. Ведь, в конце концов, война – это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает (Федот Васков). 10 из 10
Строки именно из этой песни приходят на ум после просмотра фильма 'А зори здесь тихие'. Не стоит и вспоминать, что раньше умели снимать фильмы о войне, те фильмы цепляли до слез. И этот фильм справедливо входит в список самых душевных картин о войне. Здесь все сложилось..абсолютно все. Первоисточник. Повесть Бориса Васильева я прочитала уже после просмотра фильма, поэтому сюжет я знала, но..это же гениально, в таком небольшом произведении уместились довоенные истории всех девушек, их переживания, их трудности..Они такие разные, кто знает, встретились бы они в мирные годы..Но война решила иначе..Плюс еще командир Васков, очень колоритный товарищ. Актерская игра. И снова браво! Каждой, абсолютно каждой актрисе. Замечательная Рита Осянина, моя любимая героиня. Вот именно такой я ее и представляла, ее взгляд, ее голос..Ирина Шевчук просто молодец. Роль Жени Комельковой создана для Ольги Остроумовой, действительно настоящая красотка с задорным характером и крепким стержнем внутри. Елена Драпенко прекрасно воплотила в фильме Лизу Бричкину, такую искреннюю, решительную..Галю Четвертак я немного иначе представляла, но Екатерина Маркова переубедила меня. В ее глазах читается тот самый ужас..а Соня Гурвич? Вот она, товарищ переводчица, наяву. Отдельное спасибо Андрею Мартынову..в 25 лет так сыграть..невероятное мастерство. Музыка. Очень сильная музыка, она пробирает до глубины души..я даже слов не могу подобрать.. Работа режиссера. Станислав Ростоцкий сделал невозможное-его экранизация стала не только не хуже книги, но, на мой взгляд, даже лучше..Эта находка с цветными вставками-воспоминаниями из прошлого девушек. Ну и сама тематика..Женщины не должны воевать...но это время решило все за них, эти девушки не могли иначе,..А сколько таких настоящих историй было..сколько неизвестных героинь лежит в лесах..Низкий поклон каждой из них за мирное небо.. Этот фильм должен посмотреть каждый, чтобы никогда не забывать о великом подвиге нашего народа. 10 из 10
Настоящий, реалистичный фильм о войне, о русских женщинах, об их характере и менталитете, о героях. Потому что мы видим не безликих манекенов, падающих замертво пачками, и не супер-героев, пачками замертво врагов кладущих, будто это кегли на дорожке для боулинга. Мы видим живых людей, каждый со своей судьбой, со своей историей, со своим характером, талантами и мечтами, в независимости от того женщина это или мужчина, русский или немец. Приказ убивать - пора выполнять... Совершенно невыразимый колорит даёт волшебная природа Карелии, земель Приладожья, как будто и правда нет никакой войны... И не верится что в этом чудесном краю может проливаться столько крови, в боях 'местного значения'.
Пронзительная экранизация пронзительной повести Бориса Васильева. О нелегкой судьбе тех Русских Женщин, которые вслед за мужчинами отправились на фронт. История пятерых зенитчиц во главе со старшиной разъезда, давших бой немецкому десанту. Это был всего лишь бой местного значения, не значительная войсковая операция, не масштабное контрнаступление, но не из таких ли боев местного значения и складывается победа в долгой изнурительной войне? В этом фильме нет зрелищных спецэффектов, зато есть простое мужество простых русских людей, нет громких пафосных речей, но фильм задевает самые тонкие грани души. При всей зрелищности голливудских фильмов, посвященных военной тематике, они за душу не берут, как бы ни были хороши режиссер, картинка и актерская игра. Наверное, все дело в том, что Великая Отечественная война осталась в генетической памяти народа-победителя, принесшего на алтарь победы такую жертву, какую никто и никогда в мировой истории не приносил. '...А зори здесь тихие' обязательно нужно показывать школьникам, чтобы помнили, чего стоила победа в той войне, как ковалась победа. Кстати говоря, идея снять фильм двойным: черно-белым и цветным, была реализована на высшем уровне и добавляет дополнительный эффект при просмотре. Краски есть только в мирной жизни, война же делает реальность и жизнь серыми. 10 из 10