Александр Михайлович Файнциммер за 50 лет своей творческой деятельности снял 21 фильм во всех возможных жанрах. Поэтому, обращаясь к шпионской тематике, он нисколько не сомневался в успехе своей ленты - за время широкого проката её посмотрели более 30 миллионов зрителей. Прошедшие с момента съёмок полвека, разумеется, изменили актуальность 'новомодных шпионских фенечек', зато добавили картине обаяния и шарма ушедшего навсегда исторического отрезка времени. Сценаристы Игорь Иров и Зиновий Юрьев, намеренно дистанцировались от вышедших в 1968 году отличных тематических картин 'Ошибка резидента', с его прозаической атмосферой внедряемого 'машинизированного сыска', и 'Мёртвый сезон' с его желанием рассмотреть столкновение многокрасочных, рельефно вылепленных характеров. Сценаристы написали свою, непохожую историю, в которой, при ближайшем рассмотрении, можно увидеть много интересно. Это, прежде всего, недвусмысленный намёк на похождения Джеймса Бонда, фильмов о котором к 1972 году вышло уже 7. Разумеется, Сравнивать Василия Ланового с Шоном Коннери не стоит хотя бы потому, что задача перед режиссёром Файнциммером стояла не столько развлекательная, сколько воспитательная. Именно отсюда проистекают некоторые фразы, ясно показывающие идеологически выверенный акцент фильма: 'Ему можно доверять - он работает за деньги!', ' Почему американцы любят лавры, а все неприятности достаются их союзникам?', 'Понятия долг, честь, Родина для вас ничего не значат' Режиссёр, создавая на экране волнующее зрелище запретного для советского зрителя капиталистического мира, совершенно не боится ярко выраженных условностей в сценарных ходах и психологических мотивировках. Отсюда - некоторая 'облегчённость' поступков главных героев. Так, мотивировка Реджинальда Роуза (Владимир Осенев) - резидента английской разведки в ФРГ, 'сдать' агента ЦРУ Роберта Маллинза (Игорь Ледогоров), даже затевая 'большую игру', выглядит не особо убедительной. Но по сценарию так надо, потому что ОНИ - с 'загнивающего Запада', где всё 'продаётся и покупается'. В пику им советский разведчик Волгин, способен, как вышеупомянутый Бонд, вывернуться, выкрутиться, выскользнуть из любой ловушки, хитроумно расставленной для него врагами. Конечно, в этом нет ничего плохого, ведь кино для того и снималось, чтобы показать профессиональное мастерство советских разведчиков. А то что спецслужбы с той стороны не блещут умом - это уже их проблема. (Отсылка к эпизоду с 'аэрозолем правды', распыляя который, персонаж Ланового тоже обязан был надышаться этой смесью.) Кроме того, создатели картины уже только названием своей работы честно заявили: успех операции - что нашего, что их шпиона - всего-то пятьдесят на пятьдесят. В каждом порядочном фильме обязательно должен присутствовать киноляп. Таковой здесь тоже имеется: герою Ледогорова пуля попадает в правую ногу, а в следующей сцене ему усердно бинтуют... левую! С автомобилями - тоже полная чехарда. Есть эпизод, в котором два героя, продолжая спокойно ехать, трижды меняют интерьер машины! Впрочем на общем впечатлении от фильма это никак не сказывается, лишний раз доказывая, что и серьёзные вещи можно снимать с улыбкой на лице. Как это сделал герой Василия Ланового в финале ленты. Данный фильм - настоящая душевная релаксация для тех зрителей, которые по горло сыты кибершпионами, терабайтами информации, всевидящими дронами, злобным искусственным интеллектом и мегапрофессиональными агентами с нервами толще корабельных канатов.