Проверка на дорогах: отзывы и рeцензии

flashofmeeting
flashofmeeting29 января 2024 в 19:27
Поделка для эстетов

Сразу в лоб тем, кто считает этот фильм правдивым в отличие от, мол, типичных «советских агиток» тех лет. Именно партизаны первыми видели все ужасы, которые творили фашисты — повешенных и расстрелянных, замученных на холоде, заживо сожжённых в бараках. Поэтому со стороны партизан никаких сюсюканий с фрицами и, тем более, с коллаборационистами не было и быть не могло. Никто не вел с ними светских бесед на тему бытия, никто их не кормил из общего котелка и, тем более, не шел с ними на задание, чтобы типа проверить — это ж надо было придумать такой бред!!! К появлению партизан, когда за спиной уже был мучительный 1941, когда были известны все ужасы блокады в Ленинграде, когда были первые освобождения ранее захваченных деревень и сёл с обнаруженными там масштабными следами зверств — к этому времени у партизан была накоплена такая беспощадная ярость, которая здешним комментаторам-эстетам, выдавливающим из себя умные слова, слава Богу и не снилась! Да мужики готовы были голыми руками рвать захватчиков! В этом фильме нам не показывают, как партизаны планируют очередную диверсию, как переживают потерю боевых товарищей, как решают вопросы оружия и продовольствия и пр. — только беготня вокруг коллаборациониста с перерывами на анекдоты от героя Быкова, глядя на которые всё время ждёшь, что он вот вот скажет «дефекты фикции на улице койкого». Партизанские командиры это особые люди, они обременены думами о задаче и о людях, им не до шуток-прибауток. Это вам не рядовой Пётр Лопахин из «Они сражались за Родину». Совсем другая ответственность! Кто-то тут умничает про стилистику — да это примитивная, близорукая, претенциозная нудятина. Все мутное, дрожащее, массовка подобрана вся страшная, как в агитке Геббельса для кинотеатров 41-го года, где во время съемки пленных советских солдат специально выбирали некрасивые лица. Вот и режиссёр решил показать советских солдат исключительно такими. Даже такие хорошие лица, как у Олега Борисова и Фёдора Одинокова, просто потерялись на этом стрёмном фоне. Мой прадед командовал отделением, в последнем бою в штыковой атаке уничтожил 12 немцев, получил много колотых ранений, от которых после скончался в госпитале и при этом он был красивым мужиком! И судя по фотографиям на сайте «Память народа» — красивых лиц тогда было много. Все остальные рассуждения на эту тему просто русофобия чистой воды! РЕЗЮМЕ: Данный фильм — это поделка уровня дипломной работы по всем пунктам! Попытка нарочито хайпануть на типо библейской теме предательства и прощения (вслед за Тарковским естественно), мол и такое было на войне — провалилась! Надо быть абсолютным дебилом, чтобы пустить такой фильм спустя 15 лет после войны, да еще с первоначальным названием «Операция Новый Год». Поскольку советская власть в те годы не была дебильной — фильм благополучно убрали на полку безусловно заслуженно!

smidmi1979
smidmi19797 декабря 2019 в 21:28
Негероические герои

Ушедший от немцев солдат Лазарев пробрался к партизанам, но свое прошлое загладить не так легко... Не все ему верят. Алексей Герман всегда был режиссёром бескомпромиссным и поэтому их всех его фильмов до перестройки по существу вышли лишь '20 дней без войны' и то с трудом. Седьмой спутник шел вторым экраном и известен лишь поклонникам Германа и киноманам, а Мой друг Иван Лапшин попал уже в перестройку. Но самым, как оказалось, многострадальным фильмом стала Операция с Новым годом (Проверка на дорогах). Та и вовсе легла на 'полку' и только чудом сохранилась. Почему? Как рассказывал сам режиссёр, больше всего начальство возмутили небанальные оборванные партизаны. 'Клевета на доблестных защитников Родины!' Хотя это была всего лишь правда. Да и какими могли быть партизаны в глубоком тылу противника. Отдельной претензией стала героиня Майи Булгаковой, которая бросает тяжёлые упрёки тем же партизанам, вплоть до обещания сдать их фашистам... Впрочем, в итоге не выполняет его. Мало того, что партизаны оборванные, так они ещё и не героические - один рванул за коровой, пренебрегая воинским долгом, второй даже с оружием не может охранить предателей... А командир отряда травит анекдоты, да отпаривает ноги в тазу... Явно не тот образ героя-партизана, который мог рисоваться в правильном кино. Странно, что цензоры (специально или случайно...) пропустили 'вопиющие' христианские аллюзии типа оставленной у дерева иконы, вряд ли случайной фамилии Лазарев и совсем уж не случайной сцены, которая прямо указывает на Иуду, удавившегося по слабости и неверию... Что уж говорить про конфликт комиссара (вот уж 'повезло' Солоницыну играть не самых адекватных героев в военном кино) и командира отряда (Ролан Быков), завязавших во время 'битвы насмерть' спор о ценности жизни пленных. Мягко говоря, неудобно отвечать было на вопросы об оправданности многочисленных жертв, которых не жалели подобные Петушковы... С другой стороны, насколько же трудно в условиях, когда жизни - грош цена, не разбрасываться людьми, не ждать и не создавать ситуации преднамеренного геройства. И уж самый болезненный (и до сих пор) вопрос: А можно ли верить тому, кто предал? При этом Герман опускает в тексте, но держит под спудом вопрос, а не провокатор ли Лазарев?.. Но всё-таки наиболее важен нравственный выбор между безвестной смертью и сытой сиюминутной жизнью (звериным желанием выжить). Слабость и сила - нравственная и звериная. Наконец, совесть, которая не позволяет жить предателем. Финал... Наверное, про то, что победа общая и неизвестная, а часто неофициальная и малая. В ней неизвестные солдаты и негероические герои. А в людей надо просто верить.

Black Maria
Black Maria26 июля 2023 в 07:11
Предатель Родины как герой советского военного кино

Сегодня 'Проверка на дорогах' считается одним из лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. Но в 1971 году его даже не выпустили в прокат. Он пролежал на полке почти 15 лет, дожидаясь перестройки и готовности советского общества говорить о людских слабостях, а не только о геройстве на войне. 'Проверка на дорогах' - это история о партизанском отряде, помогающем неожиданно сталкивающимся с войной деревенским жителями, и проводящем операции на территории, оккупированной врагом. Молодой паренек видит у колодца немецкого солдата. Он пытается его задержать и вскоре осознает, что это вовсе не немецкий солдат - это 'хиви' или 'коллаборационист'. Русский предатель, прислуживающий немецким войскам и одетый в их форму. Его зовут Александр Лазарев и он сам пришел сдаться на суд соотечественникам. И весь сюжет 'Проверки на дорогах' построен вокруг размышлений о том, можно ли доверять однажды предавшему человеку, достоин ли он жизни и стоит ли признавать его жертвой обстоятельств, или безапелляционная оценка пленных как врагов является правильной. Учитывая нежелание советской власти показывать этот фильм зрителям, может сложиться впечатление, что в 'Проверке на дорогах' действия предателя оправдываются. Но на самом деле и главный герой фильма Александр Лазарев и сотни других советских людей, попавших в немецкий плен, довольно однозначно признаются виновными. Их осуждают и ждут лишь покаяния. Идея, что все эти люди должны были умереть ради Родины, а не спасать свою собственную жизнь, проговаривается четко и практически безапелляционно. Их не признают жертвами обстоятельств. Если они и являются чьей-то жертвой, то лишь своей собственной слабости и трусости. Советский кинематограф очень долго выстраивал лишь черно-белую картину военных действий, где существовали только лишь 'свои герои' и 'чужие враги'. Признание того, что свои могли быть не только доблестными героями, но обычными людьми, было практически немыслимо в 1970-х и еле-еле принимаемо в 1980-х. А то, что 'Проверка на дорогах' до сих пор является самым ярким отечественным фильмом о коллаборационистах - громкое свидетельство, что и сегодня разбираться в этой теме общество не особо готово. 'Проверка на дорогах' - фильм Алексея Германа с великолепно подобранными исполнителями главных ролей - Владимиром Заманским и Роланом Быковым. А показанная на фоне жизнь обычных деревенских людей в условиях смертоносной войны считается одним из самых реалистичных отражений того, чем была Великая отечественная война для большей части населения страны. Однозначно достойный просмотра фильм.

Никита Красовский - 7220
Никита Красовский - 722011 июня 2021 в 12:56
Проверка всех и не только на дорогах

Судьбе во время вынужденного карантина угодно было подсунуть два фильма подряд: «Проверку на дорогах» (1971) и бондарчуковский «Сталинград» (2013). Возник некий эффект. В итоге сравнение привело к однозначной победе «Проверок», но открылись ракурсы, которых не было при первых просмотрах. Шедевр Германа до сих пор воспринимается, как искусство высшей пробы. Фильм уже знаком хорошо, видел его много раз, но каждая встреча становится актом прикосновения к потрясающему достижению. Эффект правдивости. Для кинореализма наверняка важно: забываешь, что видишь актёров. Почти каждый из исполнителей главных ролей известен по другим фильмам, кого и в каких только ролях не доводилось видеть, но… Просто по-детски веришь в реальность персонажа, даже не пытаясь искать типичное в типичном или ещё поверять возникшую гармонию какой-нибудь алгеброй. Просто веришь и принимаешь режиссёрский взгляд, как свой. Эффект абсурдности войны. Ни капельки не гламурная картина о жизни и смерти. Пронзительно чётко дано, что война абсолютно античеловечна и антилогична. Иногда во время просмотра ощущаешь себя так, будто приоткрыл окно в ад: герои и даже некоторые антигерои охотно бы ушли из ада в рай, да грехи не пускают. Кто-то изживает «карму» страданием, кто-то бушует и ищет правду, кто-то идёт на пулемётную вышку, как на Голгофу, не успевая додумать мысль об искуплении. Просто некогда. До смерти секунды. Проверка на дорогах позади, но проверка происходит непрерывно, пока ещё жив. И это правило для всех — и для тех, кто оступился, и для тех, кто не предавал, не поддавался слабости и страху… Есть признаки шедевра и в том, что образы Локоткова и Лазарева остаются с тобой навсегда. Когда хочется упростить, считаешь примером для себя человека. Когда есть ум и силы призадуматься, включаешь в свою жизнь идеалы и принципы. Источником их стал фильм «Проверка на дорогах», а главные люди этого фильма дополняют тебе основы твоей жизни идеями и принципами, отчасти представленными по ходу действия, пока не закончится последний эпизод. Даже если знаешь наизусть последовательность кадров и речи героев, то прикасаешься уже не к видам и портретам, а к принципам. И это никогда не надоест, если кино настоящее. Так вот всё от шедевра к шедевру и от впитывания смыслов из настоящего прекрасного кино о важном и страшном становится частью тебя. Разумеется, фильм достоин самой высшей оценки, годится для любого возраста старше детсадовского. И несомненно, что такое кино достойно повторных прикосновений. 10 из 10

nikromantik79
nikromantik7930 июня 2015 в 13:34
От героев былых времён не отсалось почти имён...

В 1971 году режиссёр Владимир Роговой снял один из лучших фильмов о войне 'Офицеры'., который знают практически все. А в этот же самый год режиссёр Алексей Герман, снял своё кино не менее значительное и интересное. Нет правда в нём этой песни, берущей за душу, что в 'Офицерах', но я вынес её в заглавие отзыва, как дань памяти погибшим русским воинам. Тяжела ты шапка Мономаха. Нелёгкое бремя выбора, особенно когда у тебя нет ни времени на размышления, ни ассортимента вариантов. Либо ты, либо тебя. Кто может заранее знать, какой сделает выбор ? Даже если ты в душе горячо и преданно любишь Родину, неизвестно как поведёшь себя, оказавшись в плену. Вот и Александр Лазарев (Владимир Заманский) не думал, что сломается. Он просто хотел жить, по его же собственным словам. Но одно дело перейти в стан врага и навсегда забыть дорогу домой, и совсем другое умирать в душевных муках о сделанном предательстве. И когда обоз советских солдат под предводительством лейтенанта Локоткова (Ролан Быков) повстречался бывшему советскому сержанту Лазареву, а в нынешнем настоящему предателю и изменнику, герой Владимира Заманского не раздумывал... Кино не просто модель какого-то заезженного сюжета. Это глубокая проникновенная драма о людях и судьбах. О великом народе, который и карает и прощает. На одной чаши весов герой Анатолия Солоницына, а на другой герой Быкова. А в центре предатель. Как быть ? Пустить в расход, тем более дело это нехитрое, минутное. Или разобраться ? Дать человеку шанс кровью искупить вину. Вот об этом кино Алексея Германа. Картина многострадальная, как и те события, описанные в ней. И снято по военной прозе Юрия Германа и Эдуарда Володарского. Как же мне понравился в ней лейтенант Локотков, исполненный Роланом Быковым! Он ведь по сути, как Айболит, лечит, наставляет и предоставляет шанс найти себя. Ну, скажите разве это плохо ? Разве это не милосердно ? Вот наверно поэтому и картина пылилась долгие 15 лет в архивах, потому как наказывать и карать все проще и легче. Как не вспомнить фразу из фильма, когда Лазарев встречается с Локотковым: -Ну, человек божий, обшит кожей. Уже в ней закладывается фундамент того, что мы собственно и увидим. Не карающий меч, хотя давление последнего будет ощущаться кожей. Наш заслуженный актёрский цех здорово потрудился. Тут все эмоции налицо. И помимо эмоций, вполне добротные декорации. Понравилась мне игра молодого Николая Бурляева, который сыграл труса и настоящего предателя. Аж поджилки у бедного тряслись, когда он был заточён под арест. Отмечу и симпатичную прибалтийскую актрису Анду Зайце, исполнившую роль переводчицы и по совместительству возлюбленной Виктора (Олега Борисова). Да, Герман постарался затронуть все аспекты человеческой жизни. И любовь бесхитростную показал, и дружбу, и сплочение людей пред лицом беды. Ну, а финал, когда капитан Локотков, а впрочем не буду...Фильм серьёзный и тяжёлый. Такой с кавалерийского наскока не возьмёшь. Хотите не просто приобщиться к истории нашего народа, но очиститься душой, тогда вперёд, за просмотр картины Алексея Германа 'Проверка на дорогах'. 10 из 10

oleg_0
oleg_06 ноября 2011 в 14:49
Еще один вопрос, на который нет ответа...

Фильм Алексея Германа получился не совсем о войне, хотя она представлена в нем очень реалистично. Точнее, не о войне, как событии, или как о процессе. На мой взгляд, в фильме поднят вопрос, который был очень болезненным для того времени, и обращение к которому в значительной степени предопределило дальнейшую судьбу картины. Вопрос этот выходит за рамки темы искупления вины, или темы жизненного успеха, хотя каждая из них и присутствует в картине. Это вопрос об ещё одной, не самой обсуждаемой по ряду причин, несправедливости войны. Несправедливости, будучи героем, быть забытым и униженным. Не секрет, что зачастую героями в войне становятся люди заслуженные, но, в силу обстоятельств, случайные. Война - это не олимпиада, там никто не будет измерять масштаб подвига каждого солдата. Да и воюют там не ради очередной медали, а ради общей победы. Но как получается, что за этой общей победой оказываются забыты конкретные люди? Не может ли получиться так, что со временем это унижение окажется перенесено на весь наш народ, и унижать его будут в целом неплохие люди, но случайные, единственным достоинством которых будет их манера улыбаться в камеру и врождённая наглость, ставшая образом их жизни? А, может быть, это уже произошло, и мы уже давно живём среди всего этого? И именно поэтому, сейчас, когда на образ солдата-победителя не боятся ни то что бросить тень, а вылить ушат помоев, этот фильм так нужен людям. Ведь за официальными заявлениями, орденами, статьями в газетах, в то же время, были люди, по настоящему, не надеясь ни на что, отдавшие свои жизни за общую победу. И, сколько бы не менялась мода на изображения праздничных плакатов, память должна быть именно о людях, а не о символах, подверженных бесконечному переосмыслению. И, если бы каждый человек мог каждую минуту своей жизни ощущать настоящую цену той победы, может быть, сейчас многое воспринималось бы совсем иначе? Но фильм, конечно, не может ответить на этот вопрос, хотя чувствуется, что и режиссёру, и актерам он не дает покоя. Исполнитель главной роли Владимир Заманский, для которого она стала главной и в его актерской карьере, испытал на себе всю ту несправедливость и унижение, о которой я писал выше. Вернувшись с войны орденоносцем, он был незаконно репрессирован и пережил все тяготы сталинских лагерей. Может, именно поэтому его герой в этом фильме обладает таким невероятным взглядом, от которого невозможно скрыться? 8 из 10

dobriy-anonim
dobriy-anonim6 июня 2013 в 13:59
Жертва ради совести или операция 'С новым годом'

Картина Алексея Германа снята по мотивам документальной повести его отца – писателя Юрия Германа под названием «Операция С Новым годом!». Изначально фильм так и назывался, но киноцензура не пропустила его название, а после завершения съемок не выпустила в кинопрокат и сам фильм, оставив его в архиве на долгие 15 лет. Основной причиной запрета картины, как считает сам режиссер, послужила тема сочувствия к людям, оказавшимся в плену, что в корне ломает сложившиеся стереотипы о войне, ведь изображение советских военнопленных на экране, вплоть до эпохи перестройки, было закрытой темой для советского кинематографа, так как заключало в себе потенциальную угрозу для советской идеологии. По официальным данным в СССР было десять миллионов военнопленных, и когда после войны эти миллионы вернулись в союз, они все были объявлены преступниками, изменившими Родине, а затем либо расстреляны, либо отправлены в лагеря, но большинство из них не были, ни мерзавцами, ни предателями, они были просто несчастными заключенными. Таким образом, попытка Алексея Германа затронуть данную проблему в своей кинодраме не сразу увенчалась успехом, ибо премьера фильма состоялась лишь в 1986 году, но, в награду за столь долгое ожидание сразу получила признание зрителей. Тема картины освещает психологические и морально-этические аспекты военной действительности, обнажая глубинный внутриличностный конфликт на примере судьбы главного киногероя бывшего сержанта Лазарева, попавшего в плен и в надежде выжить, согласившегося служить у немцев. Вскоре, он понимает, что желание жить любой ценой все больше приближает его к духовной пропасти. И этот миг прозрения сразу изменяет его сознание. После чего он принимает решение сдаться партизанам, при этом точно зная, что в любом случае его ожидает смерть, так как даже если ему поверят, и он сможет уцелеть в боях с немцами, ему все равно не избежать военного трибунала. Но ему некуда больше идти, да и осталось только одно желание – доказать самому себе, что он все еще человек. И судьба дает ему возможность ценой жизни искупить свою вину. Такой сложный, нетипичный для отечественных военных картин образ главного героя смог прекрасно передать актер Владимир Заманский, ведь она стала вершиной его актерской карьеры. В картине присутствует и другой, межличностный конфликт – это противостояние командира партизанского отряда Локоткова, в исполнении известного Роллана Быкова, и майора Петушкова, в исполнении Анатолия Солоницына. Здесь режиссер сталкивает двух антиподов, предоставляя зрителю возможность самому определить, кто из них прав. Бывший милиционер Локотков всегда старается понять мотивы человеческих поступков, он даже способен поверить и посочувствовать оступившемуся Лазареву, ибо его мудрая душа всегда способна распознать, где добро, а где зло. Его совсем не героический образ становиться собирательным портретом многих простых советских людей, выигравших войну. В противоположность этому герою выступает жесткий и бескомпромиссный облик майора, одержимого ненавистью и единственным желанием – уничтожать врага. Его совсем не интересуют нравственные рассуждения командира. Он не доверяет никому и готов сразу пустить в расход любого, кто случайно свернул с правильного пути, при этом не осознает, что ослепляющая душу ненависть бесплодна, потому что не оставляет возможность выбора. С ней можно геройски умереть, но жить с ней, не потеряв человеческий облик, невозможно. В связи с этим ключевой идеей фильма, по мнению кинокритиков, стало «испытание человечности в нечеловеческих условиях». Эта драма ставит перед зрителем главный вопрос: «Как в условиях жестокой военной агрессии сохранить целомудренность человеческой души и здравомыслие? Способность безошибочно различать Добро и Зло?»

writer1979stalker
writer1979stalker18 ноября 2024 в 12:34
Военная драма Алексея Германа, лишенная соответствующей фальши

Фильм начинается с воспоминаний пожилой женщины о тяжелых военных временах, которые она застала еще ребенком. Одно из таких событий нам показали. В нем уставшие донельзя мужики выкопали картошку, которую немцы заливали керосином, тем самым создавая неурожай. По словам рассказчицы, враги поступали таким образом для того, чтобы выгнать людей из деревень. Мотив воспоминаний будет более подробно раскрыт в более позднем фильме Алексея Юрьевича 'Мой друг Иван Лапшин' (1985). Хотя этот фильм и принято считать первой работой Германа, но дела обстоят не совсем так. До этого фильма он вместе с Григорием Арановым снял незаслуженно забытый шедевр 'Седьмой спутник' (1967), рассказывающий о судьбе благородного царского генерала во время гражданской войны в России. Кстати, эти фильмы похожи проблематикой. Если Адамов (Андрей Попов), герой 'Седьмого спутника', переходил на сторону большевиков во время революции, то Лазарев (Владимир Заманский), герой 'Проверки на дорогах', во время ВОВ переходил на сторону Красной Армии. К великому сожалению, советский зритель с момента выпуска фильма не видел его целых 15 лет по той причине, что цензоров не устроила поднятая Германом тема. В отличие от многих своих современников Алексей Юрьевич не снимал ура-патриотические фильмы, сделанные по заказу. Фильм был снят по мотивам книги Юрий Германа, отца режиссера, под названием 'Операция 'С Новым годом!''. Изначально предполагалось таким же образом назвать и фильм, но судьба распорядилась по-другому. Под проверкой на дорогах подразумеваются определенные задания на проверку преданности Лазарева, данные командиром отряда Локотковым (Ролан Быков). Герман ни в коем случае не относится предвзято к своему герою. В течение всего фильма он пытается разобраться в его поступках и в его мотивах, не делая скоропалительных и необдуманных выводов, как, например, тот же майор Петушков (Анатолий Солоницын), который в каком-то смысле был похож на советскую власть, отправившую этот шедевр на полку. По сути, наш герой был вынужден служить немцам, чтобы спасти свою жизнь, так как его отряд попал в безысходное положение. Некоторых людей из него забили до смерти немцы. Должен отметить то, что у меня нет желания ни обелить, ни очернить главного героя. С одной стороны, любая служба врагу в то время наносила катастрофический ущерб нашему народу. А с другой стороны, герой Заманского в отличие от большинства власовцев, к которому, например, можно отнести вызывающего полное омерзение героя Николая Бурляева, совершил по-настоящему героические поступки в качестве раскаяния, которые заслуживают похвалы и памяти... Мне очень сильно понравилась игра всех актеров фильма. В особенности мне бы хотелось выделить актерскую игру Солоницына. Анатолий Алексеевич гениально сыграл человека, потерявшего на войне сына и чуть ли не сходившего с ума. Он действительно был предан своему народу, но иногда его мысли и поступки были совершенно неприемлемыми. Чего только стоят его подозрения в адрес Лазарева из-за его конфликтом с Соломиным (Олег Борисов) или, например, его слова из флешбэка Локоткова про взрыв моста и советских военнопленных! В принципе можно сказать о том, что Петушков является почти полной противоположностью Локоткова. Если герой Солоницына олицетворяет ненависть и отсутствие здравого смысла, то герой Быкова олицетворяет умеренное милосердие и здравый рассудок. Это фильм мне еще понравился своим реализмом. Война в нем показана без прикрас, ура-патриотизма, спецэффектов и так далее. Например, та же сцена с неожиданным налетом карателей вызывает самый настоящий страх... В этом фильм есть огромное количество и других достоинств, благодаря которым его считают шедевром, а в чем же заключается его смысл? Как по мне, суть фильма заключается в том, что достойным людям всегда можно дать шанс для исправления, если жизнь 'дала осечку', как выражался сам главный герой. Конечно, слепо верить им нельзя, но и нельзя их отправлять в расход, как это хотел сделать майор Петушков. Как говорится, доверяй, но проверяй. А конец фильма одновременно и очень печален, и невероятно жизнерадостен. Всем однозначно советую посмотреть это фильм, как и другие фильмы Германа (кроме 'Трудно быть богом' и 'Хрусталев, машину!', так как это уж очень сложный артхаус, разительно отличающийся от раннего творчества Алексея Юрьевича), о трате времени на который Вы точно не пожалеете... 10 из 10

Александр Попов
Александр Попов3 января 2025 в 08:52
Кинематографические миры Алексея Германа (часть 2)

«Проверка на дорогах», как известно, - «полочный» фильм, вышедший на большие экраны лишь спустя четырнадцать лет после своего завершения. Экранизация военной прозы отца содержит в более концентрированном, чем «Седьмой спутник», виде черты кинематографического стиля Германа-режиссера. Вообще этот постановщик с каждым последующим своим фильмом стремился ко все большему сгущению реконструируемой атмосферы (это почти всегда – прошлое, за исключением, конечно, «Трудно быть Богом»). Ту роль, которую играет в киновселенной Германа тщательно проработанный эпизод, трудно переоценить: обычно многие мелкие детали надолго врезаются в зрительскую память, как например, убегающий от карателей на костылях одноногий инвалид или падающий на снег полицай с добытыми им валенками. Безусловно, «Проверка на дорогах», как и все советские картины Германа, - это еще вполне зрительское кино, не затрудняющее свое восприятие массовой публикой многообразием почти прустовских по силе компонентов, что отличает последние две ленты режиссера. История раскаявшегося полицая, кровью искупившего свою вину, лишь внешне отдаленно напоминает сюжетную коллизию «Седьмого спутника», на самом же деле, это фактически недопустимая для советской культуры рефлексия о христианском покаянии. Советская культура на протяжении всего своего существования «клеймила позором» не только перебежчиков, но и всех попавших в плен (так в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицын пишет о послевоенной сталинской амнистии, коснувшийся почти всех типов заключенных кроме бывших пленных). Герой Заманского не случайно носит говорящую фамилию «Лазарев»: подобно евангельскому Лазарю он воскресает из мертвых и начинает новую (пусть и краткую) жизнь. Герман отчетливо противопоставляет в своей ленте партизанских командиров: официозного и заидеологизированного Петушкова (ранее Солоницын уже создал схожий образ у Панфилова в ленте «В огне брода нет») и человечного, «теплого» Локоткова (Быков как всегда витально колоритен в этой роли). По сути дела это противостояние советской идеологии с ее безжалостным заострением всевозможных антагонизмов и христианской этики, всегда дающей человеку второй шанс. Отношение к Лазареву также меняет и Соломин (в пластически отточенном исполнении Борисова), когда тот проверяется «на прочность». В «Проверке на дорогах» Герман подбирается к самой сути нравственных коллизий войны, делая то же, что спустя несколько лет и Лариса Шепитько в «Восхождении»: видит евангельские смыслы в безвыходных экзистенциальных ситуациях (стоит ли упоминать, что и Шепитько столкнулась с советской цензурой, однако, от запрета ее картину, видимо, спас главный приз на Берлинском кинофестивале). Даже судя только по фильму, не зная военные произведения Юрия Германа, на которых основан сценарий, уже легко заметить их родство с текстами Василя Быкова (особенно «Дожить до рассвета»), также предельно обострившего этические дилеммы военного времени в сравнении с другими представителями «лейтенантской прозы». В отличие от «Седьмого спутника» «Проверка на дорогах» - лента вопиюще несоветская не только по содержанию, но и в стилевом отношении. Ведь соцреализм, как известно, стремился показать конфликт «хорошего с лучшим», а кинематограф Алексея Германа запечатлевал реальность прошлого, вытесненного идеологией, пытался дать возможность заявить о себе социальным, культурным и политическим травмам, и потому никак не вписывался в захламленное пространство официального искусства. Конечно, Герман постепенно, с каждым новым фильмом становился все более идейно и художественно бескомпромиссен, стремясь показать все больше неудобной правды о нашей стране. Однако, и «Проверка на дорогах» - уже достаточно смелый жест постановщика, открыто конфликтующий с узостью и убогостью советского идеологического подхода к противоречиям реальной жизни, выявляя при этом тщетность соцреалистической гомогенизации разнообразия той экзистенциальной реальности, которую выявила война.

Maime
Maime3 мая 2012 в 17:21
Проверка на вшивость

Не впервой убеждаюсь в том, что даже фильмы Бориса Барнета (Окраина, Подвиг разведчика), снятые двумя десятками лет ранее германовской 'Проверки на дорогах', даже сравнивать нельзя с работами Германа, настолько Барнет лучше. Причем лучше во всем: от идеи до ее воплощения, от сценария до постановки, и так вплоть до качества операторской работы и постановки звука. Смотря произведения отечественных режиссеров и допуская некоторые исключения, создается впечатление, что кинематограф движется по убывающей. Находится в стадии деградации, если выражаться более грубо, но зато и более правдиво. При этом, если 'Мой друг Иван Лапшин' - совсем конченая на мой взгляд любительская работа, то 'Проверка на дорогах' имеет хоть какие-то задатки более-менее качественного кино. Хотя куда там... На кой вот черт, так необходимо было затягивать действие разговорами, не просто не задающими обстановки и не делающими действие более реалистичным, но и вообще не имеющими смысла в рамках данного кинофильма, как такового. Это скучно! Вот многие буквально орут, мол, какие неинтересные и однообразные картины снимал Тарковский Андрей! А в тоже время, в каждом его фильме столько мыслей, столько идей, что не то что фильм сидишь и переживаешь словно бы целые тома гениальных философских произведений, но умные люди его фильмы на всю жизнь запомнят! Ибо мысли в его фильмах - основы жизни, глубины ее необъятного фундамента. А что можно увидеть у Германа? В большинстве картин - совсем ничего. В 'Проверке на дорогах', как лучшему плоду его творчества, дело обстоит не совсем пусто. Здесь и новаторское изображение войны с точки зрения одумавшегося солдата-дезертира, и реалистичность нравов военного времени, переплетенного с тонким психологизмом отдельных персонажей, основанном на индивидуальных людских нравах. Плюс ко всему красоту предает картине весомый элемент экзистенциального реализма, а конкретнее - тяжелейшего человеческого выбора. Экзистенциальный реализм как литературное направление начал активно развиваться в СССР как раз с 70-х годов, когда и был снят данный кинофильм. Несомненно, это сыграло огромный плюс в данной работе не самого моего любимого режиссера. Подведя итог, хочу заметить, что совершенно неоспоримо этот фильм является лучшей работой Германа. В отличие от остальных картин, создающих впечатление 'проходных' для режиссера, к этой проглядывается очень серьезное отношение, что, конечно же, не может не радовать. Пожалуй, увидеть сие произведение хотя бы раз в жизни нужно. Оно очень даже содержательно, хотя и нудновато. Сносно для исторического кино и превосходно для военного.

WizeThinker
WizeThinker1 февраля 2012 в 07:53
Эффект русской пружины или три «Г» (Грани Гениальности Германа)

«Драпали…», - так с горечью говорила мне бабушка, проведшая в немецкой оккупации два года своего отрочества, о хаотичном, стыдливо паникёрском отступлении советских защитников в первые лета беспощадного урагана Великой Отечественной, захлестнувшего социалистическую империю. Описывала в красках ту тупую безысходную боль, то немое отчаяние в глазах и отчетливое вымученное выражение собственного позора, которые заволакивали лица двадцатилетних пацанов и сорокалетних мужей, облачённых в красноармейские пыльные лохмотья с потускневшими звёздочками и облинявшими узорами на погонах. Беззвучный вопль и едва сдерживаемый вой на рок, врага и начальство, прозевавшее напасть, читались на потускневших от уныния серых человечьих ликах. Когда она живо вспоминала эти чудовищные дни - с трудом пытался воссоздать, понять, представить себе пугающе беспросветное духовное наваждение, в которое погрузился советский фронтовик времен катастрофы нацистского блицкрига. Естественно – ничего не получалось за малостью лет, ничтожностью опыта и отсутствием зримых образов. Позже во многом благодаря Ремарку, Хемингуэю, Васильеву и Гроссману понимание пришло, но истинное озарение, близкое к культурному шоку, ощутил только после просмотра «Проверки на дорогах». Военные драмы, как в отечественной, так и в международной кинематографической традиции, можно условно поделить на три подгруппы: пафосно-героическая патриотка с неизменным сгущением красок над образом противника и лаковым снежно-бархатным покрытием «наших»; экранные размышления о бессмысленности и безумстве марсовых пирищ, противоестественных природе человека и гармонии бытия, обрамлённые неизменным рефреном – не для того нам Господь жизнь даровал; mixed-салат из морального порицания ратного насилия, бытописания военного времени и самоочевидных идей о солдатском долге, бесценности человеческой жизни, офицерской чести и т.д. К слову, последних – большинство. Германовское полотно объективно выпадает из вышеприведенной упрощённой классификации уже тем, что не заигрывает с приторным ура-отчизнолюбием, не потворствует лапидарным клише – борьбы между тотально правыми и повально виноватыми, не пускается в самозабвенные и категоричные рассуждения о могучии защитника Родины, вероломстве басурман и «грозности дубины народной войны». «Проверка на дорогах» как единичное в своём роде творческое извержение неформатного и запредельно далёкого от массовой аудитории доморощенного киномыслителя извлекает из недр полузабытья и выносит на суд просвещённой публики обойдённую вниманием западными художниками и табуированную для советского кино дилемму: может ли быть оправданно, понято и прощено предательство? Эта логическая конструкция, на первый взгляд, однозначно разрешаемая непреклонным отрицательным восклицанием, у Германа сплетается в клубок титановых струн морально-волевого и этического выбора, эмоционально-поведенческой непредсказуемости разумного существа перед угрозой расставания с собственной жизнью, примата ситуации над свободой поступка и личного жребия человека, брошенного вслепую кем-то неведомым. Тут же мастеровито и лаконично отдельной зазубриной высекается сопутствующий вопрос: «А судьи кто?». Из, казалось бы, витиеватой и лабиринтной схемы образуется многогранная и одновременно цельная фабула германовской «лебединой песни», которая вольно ли или ненароком проливает свет фактически на всё скопище вековечных вопрошаний о судьбе, душе, боге, менталитете, режиме, законе, справедливости, народе и глубинной потаённой роли всей этой махровой ядерной смеси в нашей выстраданной победе. Благодаря скрупулёзно отполированному до мельчайших деталей режиссёрскому стилю разворачивания сценарного материала и применения изобразительных средств создается резонирующий литографический оттиск военных будней, потрясающий живостью ролей и фирменным гиперреализмом Германа, которые буквально посекундно доводят до нас мысль за мыслью из потока режиссерского сознания. Вглядываться в это безбрежное течение идейных посылов тем интересней, чем ближе повествование подбирается к кульминационным точкам, плавно расставляя акценты и проводя сюжетные нити. Мерно развиваясь более половины отведённого хронометража как среднестатистическая советская военная киноповесть, история после идеально исполненного эпизода с баржей, заполненной русскими пленными, обретает совсем иную сущностную подоплёку и бесповоротно облачается в философские одежды. В последующие минуты ощущаешь на себе сход лавины смыслов, которая до основания потрясает весь фундамент устоявшихся воззрений на генезис крахов и триумфов «священной войны». Не все являются рафинированными героями без страха и упрёка. Далеко не каждый способен броситься на амбразуру или пойти на таран. Это удел моральных титанов, которые на войне, увы, умирают первыми. Малодушие и страх смерти чаще возобладают над достоинством и долгом. Война – это не рыцарский турнир и не поединок чести. Это мучительное нравственное истязание, ломающее об колено человеческие судьбы. «Имеет человек право один раз сначала начать, если с первого раза – жизнь осечку дала?». Политкомиссар, представитель власти Петушков отвечает на этот вопрос уверенно и безапелляционно: пленный равно предатель; пленный, надевший немецкую форму, равно предатель вдвойне, и его уничтожение есть необходимое благо. Лидер партизанского отряда Локотков на интуитивном уровне чувствует людей и видит без лупы, что человек – не винтик и не гвоздь. И мотивы его поступков не всегда столь очевидны, каковыми их желает видеть власть. Человек - это микрокосм, в котором кипит и борется множество тонких чувств, эмоций и умонастроений. И если тот, кто предал, сломался, отчаялся, струсил, осрамился перед страной и людьми способен прочувствовать свой позор, устыдиться и внутренне обозлиться на себя самого – он не изменник и не иуда – он сможет переродиться и воскреснуть. Эшелоны советских воинов маршируют по озаряемой ласковым светом европейской улице в строгом направлении на запад. Играет «Славянка», пробирая до мурашек. Из окон домов то и дело выставляются белые флаги. На лицах и в мимике воителей – молчаливая уверенность, твердая просветлённая убеждённость в скором завершении военной вакханалии. Глаза горят искрами неустрашимости и непоколебимой решимости в том, что со дня на день с врагом будет покончено раз и навсегда. Во взглядах читается блеск победителей. И ничего в этих лицах не заставит поверить, что ровно те же солдаты были на грани умопомрачения от душевных мук, гибельного унижения и чудовищного провала времен начала нацистского вторжения. Именно на этом духовном парадоксе выстроен шедевр Алексея Юрьевича Германа: доведённые до отчаяния, стоящие у края бездны, находящиеся в шаге от пропасти – мы обретаем точку равновесия, преодолеваем собственные колебания, собираем волю в узду, рвёмся изо всех сил и… побеждаем. Эффект русской пружины.

Trash Waltz
Trash Waltz29 сентября 2010 в 12:35
Судьба человека.

«Проверка на дорогах» Алексея Германа достаточно простой по структуре, компактный, четко встроенный по определенной схеме, по словам самого режиссера – антивестерн, но где «не могло быть бутафорских 'пиф-паф' и кинотрюков, а должна была быть густая, страшная, странная, во всех мелочах правдивая жизнь», оправдывающий свое название по пунктам, а все происходящее как озвученную тему по нотам - главные три проверки - на автомобильной дороге, железнодорожном полотне и даже водном пути. Фильм выделяется эпизодами, где Герман проявил себя как постановщик, способный добиваться нужного ему кинематографического эффекта воздействия на зрителя. Особенно хорошо удались два эмоционально заряженных эпизода проверок, и два эффектных эпизода (выход немецкого отряда из тумана и кадры с русскими пленными на барже). Последняя проверка как кульминация, выполненная, подстать происходящему на экране, филигранно, когда эмоционально подкованному зрителю остается только ощущать на себе спектр чувств высочайшего напряжения вместе с героями. Драматургия. В картине о Великой Отечественной – что придумывать велосипед, есть хорошие – братские народы, и плохие – фашисты. Не нужная тогда и не требовавшаяся. Но Герман по-другому не мог. Как художник, как исследователь жизней и судеб, расставил акценты именно на человеке: на тяжких мужских рыданиях, которые вызывает тотальная безысходность и невозможность управлять своей судьбой. Когда после метаний и надежд ожесточаешься и в твердой уверенности, отбросив все лишние сомнения и гнетущие переживания, идешь на самые опасные испытания, пытаясь доказать и оправдать то, что не простится в любом случае. Картина больше о людях и их поступках в условиях безвременья, чем о войне как таковой. О войне как поле и возможности для раскрытия дремавших в людях сил и истинных сущностей. О человеке, ставшим поневоле, по стечению обстоятельств, предателем. И главное, этот фатальный путь, эта дорога проверок, на которой герой как кошка теряет было уже обесценившиеся, но с каждым разом все явственнее получающие смысл драгоценные жизни, приближая себя и фильм к логичному завершению. – Да, война все перемешала. До войны легко жилось, хорошо, никаких забот. Про себя думал: я сильный, а вышло – наоборот. В лагере только и понял. Поздновато. Понимаете? Но тут даже не в силе и смелости дело, а в обстоятельствах, в попадании человека в новую среду, однозначно более жестокую и враждебную. И когда понятно, что последняя надежда на возобновление нормально жизни у тебя уже умирает, остается бросить себя в пучину. Обратной дороги нет, но.. в данный момент тебе доверяют жизни, ты ведешь в тыл к врагу партизан, и спрашивается – чем ты хуже? Ты, живущий, здесь и сейчас, но уже отмеченный печатью позора и смерти. Неужели, почему же нельзя отделаться от прошлого? Драма человека, у которого нет пути назад. От этого, кончено, можно и смалодушничать, но не здесь и не сейчас.

Batuka
Batuka21 января 2010 в 00:24
Без эпиграфа.

Советских фильмов, о Великой Отечественной войне было снято достаточно много, но снятых на уровне «Проверки на дорогах», можно пересчитать по пальцам. Считаю этот фильм одним из лучших отечественных фильмов о войне. Кинокартина отображена в черно-белом варианте, что придает большую реалистичность. Работа актеров, на мой взгляд, является эталоном для профессии. В этом фильме нет потрясающих воображение крупных батальных сражений. Поражает простая сцена начала фильма (монолог старушки в документальном стиле). Сцена с баржей, перевозящей советских военнопленных наиболее яркая и драматичная. Обязателен для просмотра всем ценителям кино. 10 из 10

Кот Баюн
Кот Баюн12 мая 2024 в 10:12
Война всё перемешала

Пару лет назад в честь дня Великой Победы я посмотрел кино о войне. Это была картина Алексея Германа 'Двадцать дней без войны'. С тех пор не специально завелась традиция смотреть советские фильмы с тематикой ВОВ. И на этот раз я себе не отказал в просмотре по налаженной уже системе. Как и в позапрошлом году, я выбрал для этого киноленту деятеля Алексея Юрьевича. Это его самостоятельный режиссёрский дебют. Снятый по повести его отца с переработанным сценарием Эдуарда Володарского. После 'Седьмого попутчика' (поставленного в соавторстве с Георгием Ароновым) недолго длилось признание Алексея Германа властями. Из-за 'Проверки на дорогах' на Алексея Юрьевича реагировали уже почти как на открытого врага. Фильм сделался антисоветским и отправился на полку. 'Дегероизация народного сопротивления'. Какие-то партизаны вместо фронтовиков, какие-то герои почти что власовцы!.. Так, или примерно так в то время считалось, а всякое 'шаг вправо, шаг влево' - порицалось. Но фильм дождался своего часа, а Герман - признания! Сам Алексей Юрьевич называл свою картину вестерном. ('Истерн', как его потом поправили). И поскольку сегодня советское [ненужное] коллективное сознательное приказало долго жить, то и судить фильм лучше всего теперешними мерилами!!! Ведает 'Проверка на дорогах' про русского коллаборациониста, который решает сдаться нашим же партизанам. Не знаю и не видел, чтоб кто-то так говорил, но после того, как заплутавшему человеку был дан второй шанс, он буквально должен был стать что тот Штирлиц!.. (ну, это моя личная ему характеристика)... Итак, замученный совестью бывший сержант Советской Армии Александр Лазарев дезертирует из оккупации и примыкает к партизанскому отряду старлея Локоткова. Само собой, встаёт сложный и моральный, и деловой вопрос: 'А не засланный ли это казачок и можно ли доверять раз предавшему?' - для этого перебежчику устраивают боевую проверку. Дальше - масса спойлеров. Скажу лишь, что это не единственное задание для того, кто захотел искупить вину. Так вот... я о чём!.. 'Проверку на дорогах' можно судить не только мерками современности, но и сравнить с голливудским кино! И это сравнение будет в нашу пользу!!! Те, кто читал повесть Германа-старшего, говорит, что развитие взаимоотношений Лазарева и Локоткова там описаны на нескольких страницах. Владимиру Заманскому и Ролану Быкову соответственно предстояло это сыграть быстрее! Так, взглядами, передающими боль и тяжесть военных дней, артисты советского кинематографа представили жизнь на экране!!! Результат? А вот лучше один раз увидеть!.. В картине очень много экшена при этом ещё! В достатке стрельбы, взрывов... Да я так скажу (и буду уже закругляться): я уже думал, что у меня настал зрительский кризис, но 'Проверка на дорогах' смогла убедить в том, что хорошие фильмы просто долго обходили меня стороной. Приятного просмотра!!! 10 из 10

Серёга_Длинный
Серёга_Длинный11 сентября 2017 в 06:14

В богатом советском кинематографе военное кино занимает особую нишу, ведь Великая отечественная война имеет статус одного из самых страшных, но в то же время ярких и главных событий в истории Советского Союза. Еще неостывшие воспоминания с полей брани давали постановщикам огромный простор для высказываний на всевозможные темы, ведь война во всех своих ужасах кроет самые разные проявления человеческой натуры - будь то героизм или предательство, сломленного или, напротив, стойкого человека, психоз или сохранение рассудка вопреки творящемуся вокруг кошмару. Но каждой из таких лент приходилось пробиваться сквозь простую, но твердую, словно бетонная стена, идеологическую аксиому - 'наши - хорошие, немцы - плохие'. Одной из таких лент и стала дебютная работа Алексея Германа-младшего 'Проверка на дорогах' - её тернистый путь с монтажного стола до первого киноэкрана занял долгих пятнадцать лет. Фильм повествует о младшем сержанте Александре Лазареве, преметнувшемся в фашистский стан, но со временем, терзаемый не то муками совести, не то чувством невыполненного долга добровольно сдавшемся советским партизанам во главе бывшего участкового Ивана Локоткова. Но первая встреча с главными героями ленты произойдёт лишь спустя серию, казалось бы, никак не связанных с центральным нарративом эпизодов. Вот немецкий грузовик на глазах у изможденных мужиков заливает запасы сельской картошки отравляющими химикатами, вот партизанский разведчик трижды возвращается взглядом через бинокль к фашисту, поедающему тушенку, вот страшная в своей абсурдности смерть партизана, погнавшемуся за своей коровой в пылу атаки на немецкий конвой. Действительно, все эти зарисовки мало вяжутся с историей Лазарева, но напоминают, что в войне участвовали простые люди - не закаленные боями, не перенесшие тяготы военной подготовки и не зомбированные долгом солдата идти под пули за Родину, но как никто другой подверженные страху, холоду и голоду, который является одним из главных факторов, определяющих многие детали повествования. Вне всякого сомнения предательство Лазарева наравне с его немецким шинелью внушает зрителю настороженное презрение к перебежчику, а то и ненависть, так люто раздирающая майора Петушкова, спасённого партизанами и занявшего место в командовании отрядом подле Локоткова. Майор - третий главный герой фильма, третий архетип военного персонажа, противопоставленный сломленному Лазареву и хладнокровному Локоткову. Его фанатичная ненависть к врагу затмила разум бескомпромиссным делением на чёрное и белое, прикрываемая рассказом о героической смерти сына, что предпочёл самопожертвование плену. Конфликт Петушкова и Лазарева, такой очевидный на первый взгляд, переворачивается с ног на голову по ходу фильма и меняет точку зрения на персонажей. Разве может перебежчик заслуживать второго шанса? И неужели офицер Красной Армии не прав в своём желании покарать предателя? Наверняка именно эти провокационные темы и послужили причиной долгого цензурного плена для ленты. Но, несмотря на затронутые запретные темы, главный посыл фильма всё же в другом. В финале лента неожиданно переносится в только что завоёванный Берлин, где уже капитан Локотков в попытках завести сломанный грузовик встречает офицера, спасённого бывшим партизаном несколько лет назад. И снова неочевидный эпизод, имеющий мало общего с сюжетом. Но поданная фактически в лоб метафора о толкающем советскую машину Локоткове даёт понять замысел режиссёра. Именно Локотков с его рассудительностью в моменты принятия ответственного решения, с его верой не людям, но в человека - делают его не только главным героем картины, но и собирательным образом настоящих героев той войны. Сколько он спас от голодной смерти, удовлетворив мольбы бывшего предателя об искуплении кровью и отправив его на задание по угону продовольственного состава? Сколько жизней он сохранил, не взорвав мост с немецким эшелоном прямиком над баржей с сотнями советских заключенных? Прямого ответа на эти вопросы нет, но есть простой вывод - даже когда ужасы войны застилают глаза кровавой пеленой, нужно оставаться человеком.

shnur777
shnur77725 декабря 2016 в 11:05
У каждого своя война или экзистенциальный опыт советского военного кинематографа

Чтобы с достаточной широтой и глубиной описать генезис военного кинематографа одного только советского периода не хватит и целой жизни. Всевозможных фильмов на данную тематику вышло уже бесчисленное количество, однако идея до сих пор не исчерпала себя, и картины о ВОВ продолжают выходить с завидной регулярностью, хотя, увы, постепенно теряют в качестве. Дело, конечно, не только в том, что вторая мировая является ключевым историческим событием последних столетий, но и в том, что она есть самобытная субстанция, форма бытия, обволакивающего человека подобно удушающему туману, сдирающего с последнего все шкуры для того, чтобы обнажить саму его глубинную сущностью, истину, прикрытую маской лживой обыденности. В 1971 году, достигнув знакового 33-летнего возраста режиссер Алексей Герман решил раскрыть новую грань войны и переориентировать вектор развития советского военного кино в экзистенциальное русло. Однако фильм с сатирическим названием «Операция «С новым годом!» не вписывался в контекст коллективисткой идеологии и, по мнению тогдашних представителей минкульта, нивелировал героизм советских партизан. Картина оказалась под запретом и пролежала в тайниках более пятнадцати лет. Однако, подобно главному герою ленты с говорящей фамилией Лазарев, в 1985 году ей выпал шанс воскреснуть из пепла, правда уже под другим названием «Проверка на дорогах». История основана на, по признанию самого автора не лучшей, повести Юрия Германа, отца режиссера. В центре повествования судьба коллаборациониста Александра Лазарева, который, не в силах больше бороться с муками совести, решает сдаться в плен партизанам. Естественно, в среде отряда его ждет не самый теплый прием. Руководитель партизан майор Петушков ищет удобного случая избавиться от предателя, на которого попусту переводится драгоценное продовольствие. Однако за пленного вступается многоопытный и престарелый командир Иван Локотков, который пытается разглядеть за невольно (sic!) надетой нацисткой формой истинную сущность Лазарева. Однако Петушков, озлобленный на всех отступников, убивших его семью и помятуя о сыне, который предпочел плену героическую смерть, видит ситуацию по своему, и утвержает, что «бывших изменников» быть не может. Лазарев, не в силах более нести бремя предательства, предпринимает попытку самоубийства. В буквальном смысле слова, с того света его вытаскивает Локотков, и жертвуя как своей репутацией, так и положением, дарует ему второй шанс, поручая герою проникнуть в лагерь фашистов и захватить поезд с продовольствием. «И погибнуть, Лазарев, нельзя, и без вести пропасть тоже нельзя.» Заметим, что до 1971 года тема «изменников Родины» считалась запретной. Однако Герман смело ставит ее в центр повествования, разворачивая воистину космогоническое полотно о 'войне и мире' в душе человека. Можно сказать, что линейная система координат классического военного кино СССР, характеризующаяся диалектикой героизма и трусости, силой воли и немощью духа, справедливостью и бесчеловечностью, в ленте Германа впервые оказывается снята и интегрирована в более высокий порядок. Война – это экзистенциальный лабиринт, из которого можно выйти только через смерть, однако даже эта спасительная лазейка оказывается перекрыта, когда человек становится изменником родины, а его смерть автоматически становится так же бессмысленна, пошла и абсурдна, как и жизнь. Происходит самое страшное – само бытие рассыпается в прах, теряется жизненная установка, и неожиданно гибель под градом пуль предстает высочайшей наградой. Сложно понять всю глубину и безысходность положения Лазарева, неожиданно для самого себя узнавшего, что его сущностное бытие – это бытие предателем. Герой постепенно опускается на самое дно отчаяния, однако неожиданно приходит спасение…в лице Ивана Егоровича Локоткова. Локотков является представителем и выразителем как народной мудрости, так и глубинной нравственности русского человека, уходящей корнями в туман тысячелетнего христианства. Он живет не по законам войны, не по уставу и даже не по настояниям рассудка, а по высшим принципам человечности. Он умеет разглядеть скрытый смысл, сущность каждого индивидуума, скрытую под оболочкой видимых объективных отношений. Именно поэтому он постоянно вынужден преодолевать сферу закона и сухого подчинения, персонифицированную в образе майора Петушкова. В то время как последний, руководствуясь государственной идеологией, готов пожертвовать жизнью тысячи предателей-военопленных ради выполнения задания, Локотков не может погубить и одну, ибо он ясно понимает, что каждый человек – это отдельный мир, огромная вселенная. Является ли его поведение антигероическим, а христианское сострадание и воздержанность от осуждения ближнего противоречащими действительным реалиям того времени? Это мы уже вряд ли узнаем. Однако невозможно спорить с Германом, когда он косвенным образом дает понять, что именно простой народ, хранящий верность своим законам, зачастую вопреки доминирующей идеологии, внес решающий вклад в дело победы, что именно Локотков, вникающий в судьбу каждого, а отнюдь не расстрельные команды спецотряда НКВД спасали души ближних, выводя их из рокового лабиринта войны, как духовной, так и материальной. Иван Егорович не пастырь, ибо это слово уже слишком пошло и заезжено, и, конечно, далеко не святой, а самый обычный человек, который может встретиться Вам на извилистых дорогах тяжелой судьбы и просто-напросто спасти само ваше бытие. Стоит сказать несколько слов и о технической стороне картины. Стиль фильма тяготеет к сухой документальности и почти грубому реализму. Герман выхолащивает из войны весь пафос, величественность и эпичность, тяготея к ее «камерной» версии, индивидуальной репрезентации. Режиссер показывает смерть в самых обыденных и негероических ситуациях – вот крестьянка снимает замерзшее белье и умирает от осколка гранаты, вот партизан гонится за своей коровой и падает замертво от огнестрельного ранения в сердце, а вот солдат после боя обыскивает фашиста и получает выстрел в спину от 'воскресшего' врага. В соответствии с общей направленностью и перестрелки далеки от тех, к которым многие привыкли из голливудских фильмов. Время превращается в вечность, а смерть таится в ближайшим мгновении, когда герой лежит, уткнувшись лицом в холодный снег и считает патроны, выпущенные врагом. Тогда-то зритель понимает простую истину - убить даже одного неповоротливого фашиста с автоматом занятие на весь день, и далеко не факт, что умрет именно враг. Особо стоит отметить леденящую кровь пейзажную съемку зимней натуры российской глубинки. Подчас, запорошенная снегами и заволоченная густыми туманами, она напоминает некую сумеречную зону и приобретает устрашающий мистический оттенок. Сцена с выходом из непроглядной пелены черных фигур с автоматами снята попросту филигранно. При этом подобные нотки сюрреализма удается гениально совместить с чуть ли не хроникальными кадрами обыденной жизни беженцев и партизан. В целом, это безусловно очень значимая картины для военного кинематографа, знаменующая собой новый этап в его развитии. Герман, опережая время, пускается в исследования областей еще нехоженых и неосвоенных. Следует полагать, что полностью их никогда и не освоят, ведь человек, как и сама война (продукт его духовной жизнедеятельности) – это бесконечная бездна, в которой великие страдания вечно воюют с великими надеждами.

пираполейкин
пираполейкин6 декабря 2016 в 06:10

В Советском Союзе допустимость художественных фильмов была низка. Чтобы картина благополучно вышла на экран, авторам зачастую приходилось вносить бесчисленное количество поправок. В первую очередь цензура носила идеологический характер, поэтому основным объектом цензуры была так называемая «антисоветская пропаганда». Картина «Проверка на дорогах» была идеологически опасна своим «неконтролируемым подтекстом», «дегероизацией народного сопротивления». Почему? Потому что не подорвать поезд над головами русских пленных, понять и поверить отчаявшемуся — это слабость, недопустимая для командира партизанского отряда. Да и вообще, как говорилось: «У нас нет пленных, есть только предатели». Может, эта фраза и не принадлежала Сталину, но негативное отношение власти к людям, попавшим в плен, — это факт. На каждой войне есть герои, но есть и предатели. Полицаи, «власовцы», хиви — люди, сотрудничавшие с немецко-фашистскими оккупантами. Правда ли, что все они поголовно — негодяи? Чаще всего это были военнопленные, переходившие на службу к нацистам в надежде выжить. В большинстве своем они не были 'идейными': были случаи, русские бригады СС в полном составе переходили на сторону советских партизан. Но долгое время эта страница истории не афишировалась, всеобщий героизм советских граждан на оккупированных территориях не ставился под сомнение. Поэтому очень смелое решение — снять в 1971 году картину об искуплении Лазарева, перешедшего в плену на службу к немцам. Фильм сильный. До дрожи, до боли, до слез. Заминированный партизанами железнодорожный мост. По мосту несется немецкий военный эшелон, под мостом — баржа с военнопленными, тысяча русских пленных. Сначала оператор захватывает трех солдат, следующий кадр — тысячи взглядов, запуганных и потерянных, словно не люди это — а загнанные звери. Следующий кадр — взгляды партизан, сосредоточенные и полные ненависти. И над ними мотив русской народной песни, словно объединяющей героев и 'предателей', и страшный своей нелепостью спор, наши ли это люди на барже. У каждого героя здесь своя правда, каждый — личность. Майор Петушков считает, что даже единожды оступившемуся нет и не может быть доверия. У майора погиб сын, направив свой горящий самолет на танки. Иван Локотков готов понять и простить, наверное, даже человека, оступившегося не раз. Режиссер так сказал об этом герое: «Не стоит село без праведника». Он мудрее, сильнее остальных, способен бесстрастно судить людей, отделять добро от зла. Но Лазареву нет дела до того, что думают о нем Петушков и Локотков: он судит себя своим собственным судом, болит у него совесть. Внутренний суд — самый страшный и строгий.

ello_
ello_2 мая 2009 в 21:20
Механизм гениальности Германа

Картина «Проверка на дорогах» Алексея Германа, совсем непохожа на большинство советских фильмов о войне. Дело не в том, что они плохи, нет совсем даже наоборот, просто фильм Германа именно другой. С первого раза понять, прочувствовать, и как следствие по достоинству оценить его очень сложно. Труднее всего прочувствовать его. Если после фильма «А зори здесь тихие» Ростоцкого или «Звезда» Иванова, зритель заливается слезами, испытывает очень сильное эмоциональное напряжение, то после ленты Германа не выступают слезы, но возникает смешанное сложное, тянущее ощущение. Ощущение, заставляющие пересмотреть картину еще раз. Что же такого магического в ленте Германа? Гениальность в совершенной, безукоризненной целостности. Стилистика изображения, и даже монтажа, полностью совпадает со стилистикой драматургии фильма. Кино Германа - «суровая проза», главный критерий в нем — жизненность. Зритель буквально чувствует неприкаянный холодный ветер. Именно свист ветра, а не музыка, сопровождает развитие событий. Единственная музыкальная вставка — небезупречная, жизненная игра оркестра, в самом конце фильма. Нет музыки во время катарсиса — смерти Лазарева, нет музыки во время воспоминаний Локоткова, во время ностальгии Петушкова. Нет на войне музыки. Сценарий для фильма, написан Алексеем Германом по мотивам произведения его отца Юрия Германа. Алексей Герман развил сюжет своего отца, превратил его в пронзительную трагедию. Во многих рецензиях на этот фильм я встречала мысль о том, что конфликт картины заключается в противостоянии Локоткова и Петушкова, в «казнить нельзя помиловать». Но не в конфликт ли с судьбой вступает Лазарев пытаясь избежать смерти сражаясь за родину, и не силы ли судьбы одерживают над ним верх, заставляя умереть отстреливаясь от войск вермахта? По-моему, основной конфликт фильма состоит не в «правильном» и «неправильном» отношении к власовцам, перебежчикам, предателям, основной конфликт трагедийный, конфликт между сильным человеком и роком, который все равно сильнее всего. Но в фильме Германа суров каждый кадр, от первого до последнего. Цветовое решение, отсутствие мелодраматических ноток в сюжете и изображении, «сдержанная» но невероятно глубокая игра актеров, монтаж создающий ощущение панорамы, все это неразрывно связано друг с другом. Именно эта неразрывная связь и лежит в основе механизма гениальности Германа.

BroonCard
BroonCard5 июля 2018 в 15:26
'Так может быть у них такой возможности не было!' (c) Локотков

Война успешно порождает множество вещей, но более всех иных массово она после себя оставляет следующее: боль и легенды. Легенды разные: о человеческой вере и непоколебимом духе, о самоотверженности и самопожертвовании, о силе и мужестве, о многом ином, что так или иначе пересекается с ранее упомянутыми чертами людского характера. И при съёмках фильма на военную тематику очень важно уметь правильно подать эту легенду, акцентировать внимание зрителя на том, о чем хочется поговорить, вместе с тем не забыв обременить визуальный ряд и демонстрацией столь же распространённой в военное время, той самой боли. Горечь и страх могут быть не только внутри созданной истории, точнее они могут там и не быть, однако окружать рассказываемую историю они должны, дабы не терялась чувственная нить времени. Когда персонажи и сценарий отвечают за событийную черту фильма, атмосфера и мастерская реализация антуража - за проникновенность. На таких принципах строились главные фильмы о войне в стране народа, вкусившего более всего иного мира порождения этой самой войны: в СССР. И так вышло, что с течением времени, как утихала боль, которая закономерно с течением времени даже после таких своих масштабов нисходит, как сама страна пережила собственное разделение, как кинематограф начал вместе с талантливыми и идейными творцами впускать в своё нутро неумелых бизнесменов с камерами, фильмы о войне.. изменились. Стали пошлее, нереальней, менее проникновенными - не знаю, как правильно сказать. Сегодня примеры вроде 'Брестской крепости' - исключение. И потому обязательно следует иногда возвращаться в тот кинематограф, вновь входить в ту плеяду фильмов, которые пугали, завораживали, нравоучительно говорили о боли и страданиях, показывали пример героизма и отваги. Способов для подобного 'путешествия' существует масса: 'В бой идут одни старики' Быкова, 'Они сражались за Родину' Бондарчука, 'Иди и смотри' Климова - зависит о желаемого масштаба и тематики размышлений. Но вместе с тем куда менее распространенным и также действенным для подобного “возвращения” является первый полнометражный фильм Алексея Германа 'Проверка на дорогах'. Что интересно, Герман в данной работе только начинает развитие собственного, неповторимого стиля, вместе с тем продолжая развивать умение общаться со зрителем на неоднозначные темы, которое он продемонстрировал ещё в своей прошлой работе 'Седьмой спутник', что была создана в соавторстве с Григорием Ароновым. Размышляя о природе предательства, Герман даёт два примера, два характера с различной судьбой и мотивами. Он не симпатизирует кому-то определённому, на что ярко намекает финал. Зритель сам решает, кому сопереживать, а кому нет. Герман вовсе не на данных героях ставит свой фильм - он лишь затрагивает одну определённую легенду с одним определённым лицом в центре внимания, Лазарев (Владимир Заманский), вместе с тем стремясь показать общий портрет войны, на что явственно намекают начало и финал картины. Это позволяет вплести в событийное веретено множество отзвуков, неких сторонних происшествий, вместе с тем не потеряв определённой линии рассуждения - очень умело воссозданная схема, которая в кинематографе является, к слову, не самой простой, особенно для первой полнометражной работы. Хотя незаурядность Германа после данной картины однозначно дала о себе знать: его умение напомнить, оживить кадр, не используя вместе с тем актёров - это отдельная тема для разговора. За ней требуется следить по мере роста Алексея Юрьевича как режиссера, однако отличительная черта уже крайне яркая и проникновенная. Столь грамотно поставленная декорация, её подробное насыщение, распределение предметов и особенностей интерьера, которые настолько акупунктурно введены в кадр '3 на 4', что не только не перезагружают его, а воссоздают то ненастное время и, главное, окружают им зрителя - это непередаваемое ощущение, которое и принято называть пространным обозначением 'магия кинематографа'. Это фильм исключительной красоты. Она встречается только в советских фильмах и только на определённую тематику. На какую? Думаю догадаться не трудно. Он сентенциозный и красивый, пугающий и философский, в рамках обыкновенного, среднего хронометража он размышляет о вере человека в своё отечество, о гордости человека, о чести и бесчестии. Это локальная картина о глобальной войне, которая полностью отражает специфику и ужас тех великих сражений и людей, которые их вели и/или от них страдали. И вместе с тем это - картина далеко не о войне и людях, а о чувствах. Чувствах не межличностных, а индивидуальных. И благодаря той простоте и глубине, с которой Герман ведёт диалог со зрителем, 'Проверка на дорогах' остаётся в памяти не размотанным комом тем и образов, к которому если и не захочется полноценно вернуться вновь, то прильнуть в воспоминаниях, пытаясь определить те паттерны, благодаря которым он работает - возжелается. P.S. Спасибо за внимание.

тимур 77
тимур 7731 августа 2008 в 16:14
лицо войны

Эпиграфом к этому фильму Германа, наверное, лучше всего подошли бы слова Александра Твардовского из его стихотворения «Две строчки» - такого же нелюбимого советским официозом (именно там финскую войну поэт впервые назвал «незнаменитой»), как и германовская «Проверка на дорогах»: «…Среди большой войны жестокой, С чего -ума не приложу, Мне жалко той судьбы далекой…». «Проверка на дорогах» - не только самый лучший (для меня - вне всякого сомнения) фильм в скупой, но блистательной, фильмографии Германа. Это один из лучших фильмов о войне в целом. Вместе с шолоховской «Судьбой человека» он составляет трагическую дилогию о судьбах советских людей, оказавшихся в плену в годы войны, но при всем шолоховском таланте, режиссер Герман и драматург Володарский сумели добиться в своем фильме того, чего не удалось ни писателю из Вешенской, ни экранизаторам его действительно пронзительного рассказа с их киноверсией «Судьбы человека» 1958 года, ни самому автору литературной основы «Проверки» и отцу Алексея Германа, Юрию Герману в его «Операции «С Новым годом!». Им удалось показать обе стороны этой трагедии и наглядно продемонстрировать, что возвращение из плена гарантировало конец только первой ее части. Что удивительно - ни во время, ни после перестройки, в разгаре которой впервые вышла на экраны картина Германа, ничего подобного, тем более превосходящего этот фильм, создано не было. И, к сожалению, уже, скорее всего, не будет. Быть может дело в том, что война, о которой фильм Германа, была отделена от времени съемок какой-то четвертью века, а от нас их скоро будут отделять все семь десятилетий. Помните, как в 1987-м отмечали 70-летие Октября? И какой древней историей это казалось, тогда как даже в конце 80-х война была вот она, рядом, буквально вчера? А ведь не за горами уже 70-летие Победы. И чего не отнимешь у того поколения, поколения Германа, заставшего войну — так это умения снимать фильмы о войне. Как и во всяком отличном фильме, и не только по мотивам литературного произведения, авторы прекрасно угадали с выбором актеров на роли — как на главные, так и второстепенные. Последние — от безымянного героя Николая Бурляева до разведчика Соломина в блистательном исполнении Олега Борисова (прошедшего за какие-то сутки сложную эволюцию от заложенной в нем пропагандой и собственным убеждением патологической реакции на побывавшего в плену, а тем паче в полицаях: «Шкура!», до покаяния перед еще вчера незаслуженно им обиженным, а сегодня старающегося спасти ему жизнь Лазаревым: «Ты, это, прости меня… Нехорошо я…»). Что уж говорить о главных героях картины. «Проверка на дорогах» — это лучшие в их кинокарьере (по моему мнению) роли двух артистов — Владимира Заманского и Ролана Быкова. Угловатый, неуклюжий, неяркий в общем-то мужичок, сельский участковый, в трудную пору ставший командиром партизанского отряда — эта роль, кажется, созданной для Быкова, хотя он привык играть ярких эксцентриков. Немногословный да и не умеющий в общем-то красиво и долго говорить, своими скупыми оценками он нередко расставляет все точки над «и», да так, что… Чего только стоит три его короткие фразы, брошенные комиссару Петушкову (этакому Мехлису отрядного масштаба), когда тот пытается очернить едва вернувшегося живым с «проверки» Лазарева: «Не надо, так товарищ майор… Не по-людски это… Скотство это!». Умри, Денис! Но и уйти, вырваться из крови и плоти той системы, в которую он вплавлен и войной, и всеми предшествующими годами, и кровожадной идеологией, согласно которой «у нас нет пленных, а есть изменники», он не может, хоть, очевидно, и хочет. Потому весь фильм -это помимо противостояния Локоткова с комиссаром-отморозком (правда, пережившим свою личную трагедию - потерю сына - а потому имеющим право на понимание, но не оправдание, своей позиции) — еще и борьба того же Локоткова с самим собой. Борьба того, кто верит Лазареву, сочувствует и хочет избавить его от ада, который он пережил и переживает, с тем, кто должен карать, а в лучшем случае проверять и перепроверять оступившегося, даже если произошло это помимо его воли. Герой же Заманского, хотя актерский талант последнего и так бесспорен, действительно стал (благодаря этому таланту) в данной картине тем персонажем, которого не смогла заслонить даже колоритная и претендующая временами на роль главной фигура Локоткова. Последние кадры с Лазаревым - знаменитая сцена на пулеметной вышке — вообще просится в золотой фонд всех времен и народов. Кажется, что это не человек стреляет из пулемета, а они слились воедино — человек и оружие - и вся горечь, обида, горе, обрушившиеся на этого простого свердловского таксиста, попавшего в мясорубку громадной войны, весь тот немалый счет, какой он может предъявить своей исковерканной, изувеченной этой войной, жизни, которая заканчивается в эти минуты, на этой вышке, среди этого дыма и грохота — все это пулевым веером мщения разлетается по расстреливаемой им станции, покуда не закончится пулеметная лента. Это не просто советский патриот погибает «За Родину, за Сталина!». Это простой средний советский человек, уходящий в расцвете лет из жизни, спрашивает последний в этой своей земной жизни отчет с тех, кто ее так страшно искорежил и привел его в конце концов на эту вышку - на его Голгофу, — с тех, из-за кого пришлось ему стать чужим среди своих, выпасть отовсюду, из всех схем, структур, групп, очутиться в полном вакууме еще до физической своей смерти. И все равно, даже такую жизнь он не хочет прерывать (хотя сцена с неудавшимся самоубийством Лазарева — одна из самых, если не самая эмоционально нагруженная во всем фильме). Отомстить - да, оправдаться перед своими - да, но не умереть, а дожить до чего-то. До победы, до правды, просто до чего бы то ни было хорошего. Потому, видимо, уже смертельно раненный, и бежит он за уходящим вдаль эшелоном. Этот фильм, который в некоторых эпизодах трудно смотреть без слез, — о подлинном лице войны. У нее много лиц, но это - одно из самых страшных и нелюбимых к показу советским агитпропом. И заслуга Германа и других создателей «Проверки» - в том, что он не побоялся посмотреть в это лицо, и показать его нам.