Прощай: отзывы и рeцензии

kaana
kaana12 февраля 2020 в 21:42
Сложные характеры персонажей

держат внимание зрителя своим взаимодействием и не линейностью реакций. У каждого из героев - моряков свой точно выписанный характер и реакции актёров строго находятся в их русле. И это не стандартные 'хулиганы', 'паиньки' и 'герои'. Как и в жизни присутствует многогранность. Но и 'притёртость' одной судьбой - военного бытия в подразделении почти 'камикадзе' - ведь мореходность и способность не просто наступать, а даже оборонятся торпедных катеров типа Г- 5 (а именно этот тип катеров использовала 1я бригада торпедных катеров базировавшаяся в указанное время в Ялте) - весьма низка и каждый выход в море - как шаг в пропасть. Поэтому только ночью (ещё потому, что никакого корабельного прикрытия от 'больших' кораблей нет - следствие потери мат. баз). Оттого-то и драма, и напряжение офицеров в ожидании выхода в боевой поход даже недопоказанны автором - сделал 'ставку' на актёрскую игру, музыкальное оформление и вероятно собственную память о товарищах - и получили точный, чётко означенный сюжет и его воплощение на экране. По передачи характеров без 'перегибов' в какую-нибудь сторону - лучший фильм в моей памяти но 8-ку не дал из-за чрезмерно мирной Ялты и недо-прокачки саспенса. А то что Ялта не просто в 100 км(морем - гораздо ближе!) от Севастополя, но и освобождена только за три недели до освобождения последнего - факт! И поэтому мирная жизнь срисована режиссером по памяти из Поти - где до этого они базировались. А так-то Ялта 60х годов попавшая на ч/б плёнку фильма красива и пленительна своими контрафорсами и лесенками, диабазом и верандами. 7 из 10

Дерсу_ Узала
Дерсу_ Узала5 января 2013 в 07:35
Более честное слово

Великой Отечественной войне посвящены многие сотни кино-работ, и вышедшая в 1966-м году на экраны страны картина Г. Поженяна 'Прощай' - одна из них. При этом фильм весьма нетипичен для советского кинематографа, он выделяется из общего ряда своей нестандартной манерой, своеобразным почерком. Не будучи кинорежиссёром по профессии, да ещё и дебютировав в этом качестве, Григорий Поженян сумел снять картину, как минимум, интересную. Ранняя весна 1944-го, Ялта уже освобождена от немцев, а вот в соседнем Севастополе ещё вовсю гремят бои. Дивизион торпедных катеров переброшен сюда, в Ялту, откуда моряки уходят в рейды на перехват немецких судов, обеспечивающих транспортную цепочку с осаждённым Севастополем. Наиболее неуязвимым для наших катеров является парусник 'Лола', уберегаемый от магнитных мин своим деревянным корпусом, а от торпед низкой посадкой. Впрочем, ни мины, ни торпеды, ни самолёты советское командование не решалось использовать уже по той причине, что трюмы 'Лолы' были заполнены детьми - гитлеровцы использовали последних в качестве живого щита. Как подобраться к 'Лоле', как разрешить данную головоломку, как освободить детей - ответы на эти вопросы пытаются найти морские офицеры Подымахин (Виктор Авдюшко), Баталин (Валентин Кулик), Кикнадзе (Бимболат Ватаев), Юровский (Александр Стефанович), Чудаков (Валерий Шапкин) и Старыгин (Олег Стриженов). Однако, морские сражения занимают в картине незначительную часть времени, основное внимание уделено жизни вышеназванной офицерской компании на суше. Вот они все вместе прогуливаются по освобождённой весенней Ялте, вот лежат-отдыхают на морском берегу, а вот и собираются за столом, пьют водку, поют песни. Именно здесь, в сцене застолья, лихо исполняет сольный номер с гитарой молодой актёр Олег Стриженов, и именно здесь мы видим совсем молоденькую актрису Ангелину Вовк (по фильму - молодая жена офицера Чудакова) - это единственная роль в игровом кино будущей популярной телеведущей! Первой же скрипкой в качественном актёрском ансамбле картины является Виктор Авдюшко, играющий главного героя Матвея Подымахина. Командир торпедного катера Подымахин - настоящий русский мужик, где-то рассудительный, где-то бесшабашный, но вне всякого сомнения патриот своей Родины. Не любящий бросать слов на ветер, знающий цену обещаниям, предпочитающий легкомысленному 'до свидания' более веское и более честное для войны слово 'прощай'. Большую долю своеобразия вносит в картину музыка М. Таривердиева. Или даже не столько сама музыка, сколько музыкально-поэтические композиции на стихи Григория Поженяна - не называю это песнями, поскольку оригинальную поэзию Поженяна трудно петь, - скорее, это начитывание стихов под аккомпанимент оркестра Таривердиева. Для меня, например, было весьма интересно впервые услышать в оригинале проникновенные композиции 'Я такое дерево' и 'Дельфины'. В целом, музыка и поэзия задают тон и настроение на протяжении всей картины. Мне кажется, важно отметить, что ключевой создатель фильма - автор сценария, постановщик и автор стихов Григорий Поженян - сам является ветераном прошедшей войны. Более того, воевал Григорий Михайлович именно командиром торпедного катера, поэтому сомневаться в правдивости деталей фильма не приходится. Что касается того, КАК воевал капитан-лейтенант Поженян, то об этом лучше всего свидетельствуют воспоминания командующего Черноморским флотом адмирал Октябрьского: 'Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флоте я не встречал! Форменный бандит! Я его представил к званию Героя Советского Союза! А он потом во время Эльтигенского десанта выбросил за борт политработника!.. Естественно, последовала жалоба в Верховный Совет.' Думается, в образ главного героя фильма Подымахина постановщик картины вложил немало от себя самого. Есть у картины, конечно, и свои минусы. Например, мне больше всего непонятно, как в непосредственной близости от фронта (от Ялты до Севастополя меньше 100 километров) может бурлить НАСТОЛЬКО мирная жизнь - танцы, бракосочетания, тишь, гладь, да божья благодать. Но опять же, приходится довериться автору - непосредственному очевидцу тех событий. Ему виднее. 7.5 из 10