Фильм начинается с шутливой самоцитаты из знаменитого «Енмеш». Старое-доброе советское время. По горным башкирским ухабам в село направляется кинопередвижка. Вот она пересекает блестящую серебром на речных порогах ленту. Добро пожаловать в кино!.. Да не так-то всё просто!.. Дикая природа, представленная фактурным быком по кличке «Гитлер», могучим, как стихия и полным жизненных сил – становится на пути искусства к человеку. И если водитель кинопереждвижки, Шарифулла – хочет двигаться дальше, то у хромого пастуха Хамзы, на этот счёт – другое мнение… Но первое сопротивление удаётся преодолеть. И вот уже визжащие от восторга мальчишки окружают киномеханика и бобины с плёнкой… Но уже наводит с холма окуляр хромой Хамза. И уже всматривается, на пару со своим, непредсказуемым, как жизнь, быком, через глазок оптики. Всматривается и всматривается, себе: в нас, в камеру, и в начинающийся киносеанс. Так что, когда начнётся кино – события пойдут совершенно не по сценарию, а будут скорректированы неуравновешенной стихией… Кино, тем временем, в селе показывали – «Тимур и его команда». И знаменитые экранные приключения мальчишек и девчонок – толкают главных героев нашего фильма (как многих советских зрителей) на отчаянные и непредсказуемые приключения. Приключения между двух огней. Вдохновляющего, увлекательного, прекрасного, но, к сожалению, далёкого от жизни киноискусства. (Проводимого в народ и детские фантазии деревенским эстетом Шарифуллой.) И реальностью сложной, со своими подводными камнями, настоящей жизни. (Готовой в любой момент ворваться в повествование, сорвавшимся с привязи быком, подопечным вредного Хамзы.) Но несётся по лесам и горам, огибая все преграды серебряная река – значит, и мы всё преодолеем вместе с ней! Тем более, что у кино много разных хитростей, приёмов, и волшебных спецэффектов в рукаве. И наше кино ещё пободается с быком! И ещё поборется с природой и за природу! Как будут бороться, за свою мечту о небывалой рыбалке на вершине горы, эти мальчишки… Иногда – будет страшно. Часто – будет смешно. (Бабушка главного героя, например, и дедушка другого героя – бесконечно хороши в этом смысле, как и все юные отпрыски.) И, конечно, придётся приложить максимум фантазии. И, даже, может быть перетащить нашу лодку посуху, через залитое солнцем, заросшее подсолнухами поле, на соседнюю реку. И преодолеть разные испытания, и, даже, неизбежную и совершенно инфернальную советскую вахтёршу с её вечным: «Не пущу!» (Тоже, безумно смешной персонаж.) …Но мы с камерой, мы с приключениями, мы рядом с отчаянными мальчишками – мы всё преодолеем! И бык укротится кинематографом! И кино продолжится! И пробьётся, как река, через скалу! А история придёт к счастливому концу! И, даже, на титрах поймаем мы большую-большую-пребольшую рыбу с фамилиями всех создателей! …Но не это главное. А главное в том, что картина вся состоит из солнца. И вечности, с удочкой, на реке. Из ожидания появления неведомых чудовищ в камышах. Из прытких ящериц на горячих камнях. Душистой летней бани. Лазанья по заборам. Купанья. Брызганья. Цветов. Бабочек. Рыб. Птиц. Синих лучей лунного света на дощатом полу. Сверкающих гор. Сладкого сиденья и беганья под солнцем. И того бесконечного лета, которое так грело и греет нас всех в замечательных книгах… И в «Томе Сойере». И в Джеральде Даррелле. А теперь, и в этой кинокниге по Мустаю Кариму… И, даже, картинка у оператора такая же, как в детстве! Как мы привыкли по засмотренным до дыр фильмам и зачитанным на сеновале книжкам!.. Ослепительная картинка в каждом кадре. Фильм для детей, желающих смеяться. И для взрослых, которые желают быть смеющимися детьми. Хотя бы, пока идёт фильм.
Кино на башкирском языке снимается так редко, что каждая такая лента становится, без преувеличения, ярким событием. В этом свете слоган фильма «Каждому пацану нужен подвиг!» можно экстраполировать на киноделов и тогда он приобретает новый смысл. Каждое башкирское кино — это и есть подвиг. Поэтому картину Айнура Аскарова ждали. В прокате «Отряд Таганок» идет в двух вариантах: на русском и башкирском языках. Безусловно, чтобы прочувствовать на себе характеры героев и атмосферу фильма, необходима башкирская звуковая дорожка (в сопровождении русских субтитров). Если языковой барьер непреодолим, русский дубляж к вашему вниманию. Действие фильма происходит в послевоенное время. Компания ребят задумывает спасти от разрушения гору «Кирамет». Задуманное им удается. Гора настоящая, судя по всему, в кадре фигурирует один из шиханов, который не так давно также спасли от разработки Башкирской содовой компанией. Возможно, я ищу скрытый смысл там, где его нет, но если так думаю не только я, успех фильму обеспечен. Мальчишки сыграли очень хорошо, никакой наигранности не заметно. Кино сеет разумное, доброе и вечное: герои совершают проступки, но решают возникшие проблемы своим исправлением, становясь лучше. В жанровом плане «Таганок» разнообразен. Есть над чем посмеяться и призадуматься, а особо впечатлительные зрители обронят слезу. После просмотра я испытал не то, чтобы катарсис, но стойкое желание познакомиться с остальными работами Айнура Аскарова. 33-летний режиссер сделал качественную и увесистую работу. Такой вклад в национальную башкирскую культуру дорогого стоит.