Удивила Вера Витальевна. Хотя чего-то подобного следовало ожидать, если судить по тому, что Вере Витальевне начали доверять международные проекты. Свой новый фильм «Две женщины» она снимает уже с мировыми звездами. Видимо, заказчика удовлетворила работа начинающего режиссера. Интересно было бы поинтересоваться у Веры Витальевны, как она понимает свой успех. И почему при очевидных убытках она снова получила деньги на кино. Ведь при бюджете в полтора миллиона долларов ее «Одна война» собрала в прокате менее 40 тысяч. Даже начинающему режиссеру должно быть ясно, что это голосование рублем он проиграл. Но Вера Витальевна гордо сообщает о 30 международных наградах. И это ничего, что российский народ, отдавший в кинозалах почти 4,5 млн $ за «Брестскую крепость», равнодушно отвернулся от ее правды о войне. Вера Витальевна польщена вниманием иностранных критиков. А задумывалась ли она, зачем иностранным критикам такая правда о нашей войне. К слову, ее фильм кроме России нигде не показывался, что и понятно, сделано для русских. (А вот «Брестскую крепость» показали в Китае, как утверждает Кинопоиск) Далее. Хотелось бы в фильме, претендующем на некую историчность, видеть ссылки на фактологическую базу. Что за остров? Хотя бы название? Указать консультантов — как это принято указывать в заключительных титрах, из которых мы узнали о расстреле такого же мифического персонажа с неясными ценностями. Что за ссыльные без суда и следствия посреди войны? Разве это свидетельство войны? — это клевета. Удручает тот факт, что сама картина у Веры Витальевны получилась хорошая, один Балуев в новом амплуа чего стоит, не говоря об операторе и реквизиторах. Зачем же было талант так задешево продавать, за гранты иностранные, неужто без гнилых спонсоров бы не справилась, эх, Вера Витальевна. Поступила так же, как и героини твои. Только у них-то шмайссеры немецкие за спиной были. 3 из 10
Фильм очень тяжёлый. Неправильно воспринял концовку (посчитал, что матерей с детьми повезли расстреливать), и разболелась голова, а ком в горле стоял ещё минут 10. Голова болела весь вечер, тем не менее считаю, что фильм нужный — возможно, пересмотрю его внимательнее. Для меня показательна сцена, где дамы празднуют победу. Последовательность тостов: за Сталина, за победу, за солдат, за любовь, за детей. Казалось бы, последовательность должна быть обратной, но время диктует свою. Капитан, в самом конце выходящий на склон горы. В белой сорочке. Это символ и смерти, и рождения одновременно. У капитана погибли жена и дочь в немецком лагере в Эстонии. Война закончилась, и на фронте (как капитан того желал) он отомстить не сможет. Оставшаяся возможность мести — «неправильным» женщинам. Если капитан мстит женщинам с детьми — он легализует месть, тем самым оправдывает убийство (око за око) своих жены и дочери. Да, они уже погибли, но эти женщины — ещё нет. Здесь выбор капитана — он показан очень хорошо в фильме. Лай собаки через весь фильм — агрессия человека (собака её улавливает и передаёт). «Двойные стандарты» лодочника. Тосты девушек. Непримиримость капитана. Всё это вскрывает другую реальность на фоне ужасов войны (не присутствующих в кадре). Войны нет, но она ещё продолжается. Продолжается в отношении людей к людям. Поэтому и «Одна война». Из недостатков фильма заметил в начале современные лица и поведение деда и капитана (возможно, это и достоинство — война и сейчас не закончилась), некоторые реплики в диалогах были не совсем разговорными, пару раз резало слух. Но это мелочи. Графическое исполнение, как уже отметили, безупречное. Звукооператор бьёт точечно и без фанатизма усиливает эмоции, где это надо. В целом фильм производит очень большое впечатление (не только визуально, но и смыслово) и воспринимается как гармоничный. При всей сложности темы ещё и красивый.
Фильм по стилю наверное должен стоять радом с такими фильмами как «Край» или «Холодное лето 53», но по исполнению он явно проигрывает. Трагичность сюжета слишком примитивна: Бабы (осужденные как вражеские подстилки) с детьми, где-то на севере, в лесу, в платках да и еще победа, а их на каторгу. слишком плоско и предсказуемо. В таких фильмах нужно уметь не пересолить, а Глаголева явно пересолила. Этому фильму надо бы хоть немного многозначительности и недосказанности. Актерская работа: К Балуеву претензий нет, а вот женский состав одна большая серая масса (не имею ввиду одежду). Бывает что смотришь фильм и не вживаешься в него, а видишь, что актеры просто надели на себя старинную одежду, измазали тушью щеки и по быстрому изобразили ретро. Складывается впечатление, что смотришь сериал про войну (имею ввиду качество). Фильм ни чем не зацепил. Единственное захотелось поехать в Карелию дикарём, рыбу на рожне пожарить.
Действия в фильме происходят на острове, в период с 8 по 10 мая 1945 года, на нем живет пять женщин и пять детей — «детишки от оккупантов», Карп — военный, который «присматривает» за ними. На остров приезжает майор Прохоров, чтобы проследить за тем, чтобы поселенцы покинули временное пристанище. Каждая из героинь является «вражьей подстилкой» в глазах своего народа, и майор приехал исполнить свой долг перед родиной, «ей слабые не нужны». У каждой женщины своя история, на кого-то «донесла» соседка «прижила ребеночка от немца», а на самом деле ребенок от русского летчика, другая была вынуждена пойти на контакт с врагами, ее дети «пухли от голода», кто-то влюбился, но не во врага, а в «молодого рыжего парня, который всю набережную на руках прошел». В остальных случаях, родить ребенка от врага — это результат насилия. Но факт остается фактом, связь с врагом — это измена Родине. Женщины в честь победы произносят тост: «За победу! За товарища Сталина! За наших солдат! За любовь! За детей!». Они идентифицируют себя как «наши», советские, но для окружающих они такие же враги, как и немцы. В фильме только один герой оправдывает женщин, Карп считает, что «Они же настоящие! Наши!», он влюблен в одну из девушек. Между героинями существует тесная связь, суровые условия сплотили их, режиссер фильма отметила в своем интервью «солидарность для русских женщин это типично, особенно когда они находятся в экстремальных условиях, как наши героини». Но война жестока, она разъединяет людей, делит на «наших» и «врагов», «своих» и «чужих», где нет места «пограничному» состоянию. Финал мне показался слишком положительным для военного фильма, в советско-российской традиции подобные картины — это зачастую реальные истории о Великой Отечественной, где нет места прощению изменникам Родины. Режиссерская работа «дебютантки» Веры Глаголевой достойна внимания широкой аудитории и положительной оценки. 8 из 10
Я, в принципе, как большинство девушек, довольно сентиментальна и мне свойственно плакать в трагические или эмоциональные моменты фильмов. Но пока смотрела этот фильм, я не плакала вообще, просто весь фильм, все полтора часа ощущала, будто кто-то схватил внутри и не отпускает, не дает дышать. Для меня лично, это показатель. Фильм-история. История об отчаянных, преданных и любящих женщинах. 9 из 10
Да. Это непраздничная и неотлакированная правда войны. Кино не для развлекухи и поедания поп-корна. Изменницы Родины, подстилки фашистские… со своими «выбл… ами»… в то время, когда весь советский народ в едином порыве ковал и приближал Победу, они лежали в одной постели с врагом… Приехавший на остров по спецзаданию майор НКВД абсолютно уверен — ошибок не было, не могло быть. Самое большое чувство к ссыльным у него — это брезгливость, да ещё удивленное непонимание неуклюжих попыток коменданта — капитана НКВД как то оправдать женщин. Но… Прежде чем преисполняться праведным негодованием вместе с майором, давайте задумаемся на минуту — в то время — очень тяжкое для страны, когда все было для фронта, так как именно там ломали хребет фашистской гадине, как было миллионам людям, живущим в оккупации, по Ту сторону фронта? как они должны были жить? чем кормить детей, как скрывать их от фашистов? как защитить свою кровиночку, не дать ей погибнуть. Кто из сегодняшних зрителей, не хлебнувших настоящего горя, сможет кинуть камень в мать, ценой продажи своего тела, выкормившую и выходившую своих детей? А осудить изнасилованную фашистами девушку, которую не смогла убить своё выношенное под сердцем дитя? Либо поставить в упрек то, что сами не наложили на себя и своих детей руки? Именно фронтовики — капитан, да и майор, потерявший всю семью, расстрелянную в концлагере, все же смогли их простить. Какое право вы имеете нас судить, если вы, не как мужчины, не как мужья, не как отцы, бросили нас врагу. Без защиты… Это крик души обезумевшей женщины, понявшей что несмотря на Победу, не сможет она отмыться в глазах общества, да ей и не дадут такого шанса. Не дай Бог, оказаться кому-либо в той или иной подобной ситуации. Тема тонка и психологична. Балуев, на мой взгляд, сыграл ожидаемо — мастерски. Наталья Суркова резко врезалась в память. Однако, при той замечательной идеи, остался все же некоторый осадок. Никак не мог понять, что не так. От чего чувствуется некоторая фальшь. Так драматично все подано. Но, чересчур фантастичный финал, не укладывающийся в контекст всего фильма, вследствие, с моей точки зрения, все же излишней лиричности ближе к концу фильма, был скорее всего тому виной. Если контраст любви к «человечному» — со слов молоденькой влюбленной девушки — Гансу органичен на фоне ссылки и драмы остальных женщин, то любовь капитана к Нине и прощение майора их всех разом. Не знаю, не поверил как-то я. поэтому для себя бы оценил 8 из 10.
Честно говоря, до рекламы этого фильма в метро, я вообще не знал, что Глаголева увлеклась режиссурой. Так бы и не знал… Очень хотел пойти в кино, а когда все-таки пошел, то в целом, пожалел. Дело даже не в том, что зал был забит женщинами за 50, которые то и дело плакали над каждой сценой фильма, и не в том, что фильм не представляет из себя чего-либо запоминающегося или удивительного, а просто потому, что фильм сырой. Хотя он и оставляет впечатление завершенности и целостности. Просто потрясающая операторская работа в фильме. Руслан Герасименков постарался на славу, просто наслаждение — какие кадры попали в окончательный вариант фильма, и спасибо Глаголевой, что она их не выкинула из монтажа. Хотя мне кажется, что она там много повыкидывала очень хорошего. Фильм пресный, фильм безэмоциональный, он не передает ту атмосферу, которую должен передать. Когда я его смотрел, кроме отличной операторской работы, я заметил еще и очень хорошую игру актеров. Наталья Суркова по-моему справилась с ролью лучше всех. Ровно как и Балуев. Но все остальное… Песни — не те. Мысли — не те. Самые слабые — умирают? А где мораль, что надо жить, что надо надеяться? Почему мать может кинуть ребенка на произвол судьбы, когда была война, и все держались друг за друга? В фильме была просто какая-то смесь диктаторского редима и либерального социального строя… Так же нельзя. Плюс три совершенно однобоких персонажа. Такое ощущение, будто ты смотришь сказку. Не для нас это кино. Наверное, оно только для тех, кто пережил войну, и даже один кадр может вызвать у них кучу эмоций, слезы, воспоминания. Но этот фильм будет лишь толчком, но никак не самим возбудителем слез. 6 из 10
Тонкое, лирическое кино для вдумчивой публики. История сосланных на край света женщин, посмевших в социалистической стране в разгар войны родить детей от врагов-оккупантов. Женщины-подстилки, изгои, осужденные режимом и оплеванные соседями, у каждой из низ своя история, как и почему у них родились дети. У кого-то нечем было кормить уже имеющихся детей, кого-то банально изнасиловали, а у кого-то и вовсе по большой искренней любви к врагу… Кино снято без надрыва, и это очень важно для такого рода картин. История чрезвычайно проста и чудовищна одновременно, она страшна именно своей будничностью, повседневностью. Великолепные актерские работы всех без исключения героев картины, а их, замечу в скобках, совсем немного. Хороший пример того, как не обладая колоссальным бюджетом, звездным актерским составом и чем-то еще (материальным), а обладая талантом и желанием снять действительно хорошее кино можно сделать шедевр. И в конце скажу вот что: даже если бы я пришла в кинотеатр и совершенно не знала, что за режиссер снял этот фильм, я сразу почувствовала бы, что это была женщина. Это женский взгляд на мир, где нет «своих» и «чужих» детей, где невозможно задушить только что рожденное тобой дитя только из-за того, что его отец — немец-фашист, где вообще нет понятия о том, что люди делятся по сортам и категориям, здесь есть только великая и всепоглощающая любовь, любовь ко всему живому на земле. Мужчинам, которым недоступно экзистенциальная суть рождения новой жизни во всех ее формах, к сожалению, этого не понять никогда… 10 из 10
Режисёрский дебют Веры Глаголевой. Даже не зная данного факта в процессе просмотра фильма вы поймёте режиссёр женщина. По ощущениям… так о судьбе матерей может снять только женщина у которой есть свои дети. Сразу хочу вас предупредить фильм очень тяжёлый, действительно драма во всех смыслах этого жанра. Ожидание завтрашнего дня, что он несёт пятерым матерям и их детям, родившихся от окупантов захватчиков, радоваться столь долгожданной победе или жить надеждой что эта война еще продлиться и о них постепенно начнут забывать. Но как про них забыть когда они на островном поселение.. А если про них не могут забыть, то простят их или придется отвечать за то в чём они не виноваты со всей строгостью по законнам военного времени?! Вопросы, вопросы, вопросы и никаких ответов. И тут приезжает он, тот который должен дать им этот долгожданный ответ… Обязательно посмотрите, наверное действительно за последнее время самый качественный Российский фильм, сделанный без шума и пыли, о котором мало кто что слышал и который при этом взял столько призов на кинофестивалях. P/S Игра актёров заслуживает отдельного внимания, теперь даже я прожжёный циник не смогу сказать про работу (а здесь был именно тяжёлый труд) Балуева, ну так себе или средне, здесь он был великолепен и начинаешь верить.
Вера Глаголева — актриса, а тут вдруг режиссер. Чего тут можно ожидать? Но кино на удивление оказалось сильным и целостным. Автором удалось не свалиться ни в одну из крайностей: фильм не очерняет историю и в то же время не превращается в мелодраму о войне… Кино о ценности человеческой жизни, о долге, о любви, прежде всего, к Родине и людям. Сильное, тяжелое кино, при просмотре которого слезы на глаза наворачиваются… Таким и должно быть кино о войне. Это нужное кино, которое нужно смотреть. Кино мирового уровня, что признали различные международные фестивали: София, Каир, Онфлер и т. д. Это кино наводит на различные мысли, заставляет думать. Наверное, это не то, зачем сейчас идут в кино большинство зрителей, но хочется верить, что найдется зритель такого кино. Потрясающая операторская работа Руслана Герасименкова, признанного за этот фильм лучшим оператором 2009 года на «Белом квадрате», работа художника Игоря Коцарева («Остров» Лунгина), сильный сценарий Марины Сасиной выпускницы ВГИКа и, конечно же, уверенная режиссура Веры Глаголевой и игра замечательных актеров сделали этот фильм настоящим произведением искусства. Всем, кому не безразлично настоящее серьезное кино и кто не разучился смотреть и сопереживать, очень рекомендую посмотреть данную картину.
Вчера побывала на закрытом этого фильма.. фильм очень сильный. Я очень боялась, что фильм будет тяжелым и очень грустным, но в нем все оказалось очень лаконично и сдержано. Сценарий очень сильный, история этих женщин, по словам сценариста Марины Сасиной, взята из рассказов знакомых, что-то придумано, конечно, но такое поселение имело место быть, хотя я до этого фильма никогда не слышала об этом. Игра актрис, не смотря на то, что они начинающие в большом кино, очень впечатлила. Они были искренни. Спасибо Вере за этот душевный фильм. Он оставил очень теплые чувства. Ну а операторская работа вообще не поддается критике, учитывая, что за этот фильм Руслан Герасименков получил премию «Белый квадрат».
Ходил на презентацию фильма в Дом Кино. При всем искреннем уважении к г-же Глаголевой, вложенному в фильм труду, сугубо субъективный мой отзыв не дотягивает до положительного. Как и было озвучено самой Верой, снят фильм красиво, оператор талантлив, бесспорно. Красивые вялотекущие съемки природы с переходами на мрачную обстановку на острове переселенцев. Снят фильм, безусловно, талантливо. О самом фильме — тема ужасная, война, ничего позитивно здесь априори не найдешь. Но давайте посмотрим прямо — тема сотни раз затронута в киноиндустрии и широко раскрыта в принципе. Фильм, являющий собой классику фильмов о войне — А зори здесь тихие.. можно смотреть много раз и не зарыдать от боли невозможно. Талантливейший режиссер, игра актеров заставляет забыть, что смотришь фильм, а не хронику войны. Можно взять более современное — на мой взгляд потрясающий фильм Восток-Запад. Но мы здесь говорим о фильме Одна война. И что мы видим. Актерский состав откровенно слабый и это всё запороло. Балуев и Суркова старшая вытягивали фильм, убедительны в своих ролях. Но остальные… девахи, чересчур балованные жизнью и ухоженные для отведенных в фильме ролей, Нахапетова — хорошая милая девушка, но совершенно не на своем месте в этом фильме. Невозможно соотнести в голове эти большие детские глаза с той долей, что героине по замыслу фильма пришлось пережить. Впечатление радостной, неважно играющую свою роль, девицы, периодически делающей большие «трогательные» глаза секунд на 10. Нинка мне больше представлялась гламурной девахой из сериала про клуб какого-нибудь. В общем, не впечатлила игра прежде всего. Сюжет. Честно говоря, я довольно скоро захотел кока-колу, может выйти покурить? нет — пока я выберусь из середины своего ряда, отдавлю всем ноги, всех побеспокою… Кстати, дома к чаю хорошо бы купить те вафли с мёдом, которыми угощали на работе… Интересно, скоро закончится этот фильм? Конечно, это только моё мнение, но скучно было невыносимо. Знаю по своему опыту, когда сюжет захватывающий, я забываю какой месяц на улице, забываю, что я вообще курю, пью или ем… погружаюсь в картину, поверьте, я впечатлительный человек. В фильме Одна война сюжет как таковой отсутствует. Девахи чистят рыбу, стирают то белье, то детей, периодически выдают тяжелые реплики, из их уст звучащие странно и наигранно. Интрига фильма — катер, который с минуты на минуту приедет и баб с детишками увезут в неизвестном направлении. Нинка по очередному кругу беременна, теперь от Карпа, контуженного доброго надзирателя, что в целом не соответствует тематике фильма. Представьте, жертва насилия, родившая только что от врага, крутит роман с надзирателем на промозглом острове без еды, да ещё беременеет от него. Бабы творят, что хотят, режим не соблюдают. Пару раз пытались давить на жалость. Маленькая девочка ринулась на могилку оставлять непутевой маме тряпочку. В конце фильма героев понесло куда-то на лодке. Всех, включая козу особенно. Афанасий, присланный устроить всё на острове, запалил всю контору, при отчаливании. Но Анна сделала «грустные глаза на 10 секунд» и всем сразу стало всё понятно. Суровый Афанасий, враждебно настроенный к девахам изначально, вмиг растаял и настолько изменил свое мнение, что даже выбрал расстрел, нежели девах сдать по назначению. Моё резюме: фильм второй раз не выдержать. Тема не раскрыта совершенно, преимущественно из-за слабой игры актеров. За душу не берет. Неудачненько…
Киношники очень любят острова. Лучше всего маленькие. Эдакий аналог большого мира на ограниченном пространстве. Повернул камеру направо — зритель видит положительных героев, которым деваться некуда, налево — отрицательных, которым тоже негде развернуться, посмотрели вверх — гуси, в берега вниз — море и рыба. Знай крути себе камерой — вот и фильм получился. Про остров, про события на острове, про счастливый конец. Это если идти проторенным путем. Это для Спилберга. А знает ли Спилберг войну такой, какой показали ее авторы фильма? Ту самую Великую Отечественную, которую в английских субтитрах почему-то назвали Второй Мировой. Наверное, чтобы тот же Спилберг понял, о чем идет речь. Ту войну, которая не только фронт, атаки и подбитые танки, а еще и разбитые судьбы миллионов. Ту войну, которая подменивает понятия добра и зла. И остров уже совершенно не при чем. Не он причина искалеченных душ, он только средство показать трагедии героев в чистом виде, без порохового дыма и копоти пожарищ. Ведь на острове войны как будто и нет. Женщины, дети, коза и сумасшедшая собака. И офицер — олицетворение системы. А между тем, не было бы войны — не было бы и фильма. Именно война столкнула в противостоянии детей и систему. Женщин, живших на оккупированной немцами территории обвинили в измене Родине на основании того, что у них родились дети от оккупантов и сослали на безлюдный остров. Выходит, что любимые матерями дети — зло. Впрочем, выбор есть всегда. Убей новорожденного — и ты не враг народа. А эти не смогли. Рука не поднялась. Материнский инстинкт пяти женщин, формировавшийся миллионы лет, оказался сильнее системы военного времени. И теперь у каждой своя история, своя трагедия в прошлом, свое счастье в ребенке и свой страх за его будущее. А дети… они и есть дети. В играх, в вопросах про папу, в трогательных сценах на могиле матери. Спилберг аплодирует с влажными глазами. Но только от фильма не веет спилберговской сказкой, когда горе ребенка — единственное, что вызывает у зрителя ответную слезу, и чем безутешнее детские рыдания, тем этот псевдокатарсис глубже. От фильма веет холодной реальностью происходящего, и слезы детей, как и остров — не сама трагедия, а только ее атрибут. А некоторая недоговоренность и неясность перспектив, ожидающих женщин (которые тому же Спилбергу могут быть вообще непонятны) только добавляют драматизма. Кстати, о веяниях. Поскольку все события фильма разворачиваются на острове, окруженном морем, то промозглая ветреная погода с самого начала создает атмосферу тревоги за будущее женщин. Но и с приходом Победы ветер не только не утихает, а даже становится сильнее. Что ждет их теперь, когда у страны найдется другое применение острову? С какой целью приехал на остров офицер? В бессильной злобе Нечипорук разбивает о стену ведро с водой. Он понимает, что теперь у поселенцев нет будущего. Но это кино. И Спилберг ждет счастливого финала. Как же без него? В чем же может быть спасение для женщин и детей? Ждать милости от системы? Для всех, кто хоть немного знаком с историей того времени, понятно, что такого быть не может. Враги народа. Староверы? Не более, чем красивая отдушина для легковерных. Иллюзия счастливого конца, так необходимая зрителю. Почему бы и нет? Пусть Спилберг так подумает, утрет слезинку и довольный пойдет домой. А что же на самом деле? Может быть, система победила всех? Нет, конечно. Потому что финал знаменует победу общечеловеческих ценностей над безликой системой. Настоятельно рекомендуется к просмотру всем, для кого Великая Отечественная не пустой звук. А Спилберг бежит за сигаретами. Чтобы нервно покурить в сторонке.