Если бы в главной роли не снимался любимейший Джефф Бриджес, я бы скорее всего обошла вниманием этот фильм. И многое потеряла бы. Описание фильма не совсем точно, но если бы мне пришлось уместить его в паре строчек, я бы наверное так и написала. Макс, переживший авиакатастрофу и смерившийся с неминуемой смертью не отстранился от своей семьи, он просто вернулся другим и больше не мог принимать жизнь такой, какой она есть. Все же вокруг, радуясь, что Макс выжил жили как раньше, следуя четкому 'Всё обошлось. Всё хорошо' Мы, давайте признаемся честно, слепы в чужом горе, о котором знаем по наслышке, поэтому нам легче все пустить на самотек, натягивая улыбки, хлопая по плечу с теми злосчастными 'Всё будет хорошо'.А как жить человеку, который принял свою смерть, умер в своем сознании, но по счастливой случайности выжил?Поверхностно - это чудо!Чудо остаться живым в ужасной авиакатастрофе, но если представить, что наша голова все-таки механизм и в ней что-то сломалось, сознание работает по другой программе... Горе объединяет людей. Макс не чувствует любовь к Карле. Это не любовь мужчины к женщине. Это какое-то сильное чувство жертвы авиакатастрофы к другой жертве, которая знает что это такое. Они будто говорят на одном языке, потому что оба прошли через это. Жизнь и смерть существуют сами по себе. Это люди думают, что рождаются потому что так хочет мама или потому-что Господь решил, что местной футбольной команде нужен новый нападающий.Мы полагаем, что умираем потому что едим мясо или грабим банки. Мы, конечно, не так безупречны, чтобы жить вечно да и глупостей делаем не мало, но попытаться все-таки стоит.(с)
Выжив в авиакатастрофе Макс Клейн кардинально меняет свою жизнь. После трагедии он не испытывает страха, но постепенно отдаляется от семьи. Единственным человеком, с которым главный герой начинает испытывать духовную близость становится еще один выживший пассажир — Карла. Женщина потеряла в катастрофе своего маленького сына, и начинает общение с Максом по настоянию психолога. Австралиец Питер Уир считается современным классиком. На первый взгляд почти все его фильмы рассчитаны на массового зрителя, так как в них задействованы знаменитые и узнаваемые актеры, а так же нет каких-то нарочито авторских перегибов и заигрываний с изобразительными стилями. Но при просмотре его фильмов все равно чувствуется, что кино какое-то не такое и тяготеет в сторону так называемого «авторского фильма». Порой это очень тонкие нюансы, которые настолько легко и деликатно поданы, что за ширмой сюжета их можно и пропустить. Отличие уировских фильмов в том, что режиссер выступает исследователем человеческой природы и имеет большой опыт по изучению эмоциональной глубины своих героев, в историях, касающихся обычных людей в чрезвычайных ситуациях. Фильм «Бесстрашный», поставленный по роману Рафаэля Иглесиаса как раз исследует философские грани жизни и смерти. Тема очень специфическая и поэтому актерско-изобразительные образы в данном случае выходят на первый план, чем основной сюжет. Такой подход не всегда может импонировать и заинтересовать зрителя, поэтому кино больше на любителя медленных драм о смысле бытия. Уир рисует зигзаг, сосредотачиваясь на двух выживших пассажирах, изредка отвлекаясь на окружающий мир и людей которые взаимодействуют с главными персонажами. От такого подхода порой кажется, что повествование разваливается. Например, отличные эмоциональные сцены с Карлой соседствуют с необязательной сценой разговора жены Макса и его психиатра. И уже ближе к финалу фильм начинает приобретать целостность, завершаясь эстетическими кадрами, которую многие называют, чуть ли не дословным цитированием полотна Босха «Вознесение праведных». Что-то подобное было с фильмом Уира «Галлиполи», когда практически монотонное и неинтересное действие взбудоражило и вывело из спячки мощным финалом. Однако в данном случае сама история не позволяет сделать какую-то сильную встряску, а лишь подводит прямую черту под всем сказанным и показанным в фильме. «Фирменная фишка» Уира показа не просто развития драмы, а углубления и резонанса, путем выстраивания определенного темпа играет в данном случае злую шутку и делает фильм все менее и менее интересным. Чему фильму не занимать, так это отличной актерской игры. Джефф Бриджес в роли Макса Клейна создал не просто драматический персонаж, а эффектный образ человека находящегося между жизнью и смертью. Но больше конечно похвал заслуживает Рози Перес. Сыгранная актрисой героиня представляет собой женщину, находящуюся в пограничном состоянии, которая день за днем переживает трагедию, связанную с потерей сына. Она как оголенный нерв, поэтому ее истерики и резкие перепады настроения, создают необходимый эмоциональный фон. А зритель тем временем как губка впитывает ее эмоциональное состояния и чуть ли не сам переживает трагедию этой женщины. Актриса заслужено была отмечена номинацией на премию «Оскар» в категории исполнительниц второго плана. И все же, несмотря на отличные актерские перформансы, сам фильм не производит цельного впечатления, оставаясь лишь набором сцен и интересных, но разрозненных режиссерских находок. Обращение к мистике и метафизике у Уира получилось более интересным и незабываемым в «Пикнике у висячей скалы», хоть там и было «кино не для всех». «Бесстрашный» же на протяжении почти двух часов пытался оказаться совсем не тем, чем он на самом деле есть – начинаясь как драма, о спасении и посттравматическом синдроме, он переходил в семейную мелодраму, а в конце оказалось, что фильм то про «невыносимую легкость бытия».
Эта местами довольно камерная драма, почему-то не пользующаяся особым интересом в России, конечно, не может встать в один ряд с такими шедеврами режиссера Питера Уира, как «Общество мертвых поэтов» (1989) и «Шоу Трумана» (1998), но зрительского внимания и зрительской симпатии это кино совершенно точно достойно. 'Бесстрашный' принадлежит к числу картин довольно редких по своей природе, фокус которых направлен не на человека, а внутрь него. Уир словно ставит научный эксперимент при помощи покладистых испытуемых (Джеффа Бриджеса и Рози Перес), силясь понять и дать понять другим, через что проходят люди, выжившие в катастрофах, но потерявшие близких или самих себя. На одной чаше весов Макс, который страшно испугался в последний миг перед крушением самолета, но выжил, утвердившись в мысли о собственной неуязвимости, а на другой - Карла, потерявшая в этом аду ребенка. Макс изводит себя и семью, пытаясь найти хоть какие-то границы собственного страха (ведь чего-то да должен бояться в этой жизни человек?), Карла рвет на куски свою душу за то, что не уберегла ребенка. Чье 'увечье' страшнее, смогут ли они справиться с подобными последствиями катастрофы? Уир своим фильмом в очередной раз подтверждает расхожий постулат Аристотеля: 'Человек по природе — социальное животное'. Человек нужен другому человеку в радости, но еще нужнее мы друг другу в горести. Помогая другим, мы всякий раз помогаем себе. Это простая, но очень важная истина. - Мужество — это особого рода знание: как бояться того, чего следует бояться, и как не бояться того, чего не следует бояться (Давид Бен-Гурион, 1-й премьер-министр Израиля). Это кино не дает четкого и осмысленного представления о том, чего стоит бояться в этой жизни и стоит ли вообще, но оно очень мягко, но настойчиво подталкивает к подобного рода размышлениям. Добродетельному человеку, наверное, не стоит бояться. Страх отупляет, лишает воли и свободы, но и быть бесстрашным - опасный путь, который, вне всяких сдерживающих рамок, рано или поздно может привести к беде. В очередной раз думаю о том, что Бриджес - очень хороший актер, причем понимание этой его 'хорошести' ко все приходит за просмотром не самых его крутых и известных работ. Его игра здесь мне напомнила роль в 'Дороге на Арлингтон' (1998). Тоже не самое популярное кино, тоже не самая мощная роль Бриджеса, но какая органичная, приковывающая внимание. 8 из 10
Чтобы понять, что жизнь бессмысленна, нужно хотя бы раз оказаться на волоске от гибели. Чтобы убедиться, что жизнь бесценна, также необходимо встретиться лицом к лицу со смертью. Макс Клейн (Джефф Бриджес) прошёл через оба этапа: от стадии отрицания смысла жизни как такового к стадии твёрдой уверенности в том, что жить можно и нужно вопреки всему. «Бесстрашный» — драма 1993 года австралийского режиссера Питера Уира. Того самого Уира, который в 1989 году снял «Общество мертвых поэтов» с Робином Уильямсом, а в 1998 — «Шоу Трумана» с Джимом Керри. По непонятным причинам «Бесстрашный» менее известен, чем два вышеуказанных фильма. Не в обиду всем остальным кинокартинам Питера Уира (он как раз один из немногих режиссёров, фильмы которого можно смело смотреть все подряд), но меня действительно удивляет тот факт, что обойдена стороной интересная, глубокая, во всех планах сильная драма, которая к тому же имеет множество номинаций и наград: приз Берлинского кинофестиваля, премия Бостонской Ассоциации кинокритиков, премия Чикагской Ассоциации кинокритиков, премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». «Удивительно, как перед просмотром сработало стереотипное мышление. Дело в том, что название «Бесстрашный» отправило подсознание к тупым боевикам о супергероях, но фильм оказался настолько потрясным и удивительным, что я не сделал ни одной перемотки, он просто пригвоздил меня к монитору» — вот такой комментарий я прочла на одном из сайтов и, дабы окончательно развеять это самое стереотипное мышление, дам волю впечатлениям от фильма, пока они не перекочевали в форму назойливых мыслей. Людям свойственно беречь жизнь. Если человек вдруг понимает, что злоупотребление алкоголем — причина его второго инфаркта, он бросает пить; курение — начала раковой опухоли, он бросает курить; клубника — виновница сильнейшей аллергии, он в жизни больше и кусочка не откусит, ибо жизнь ему дороже, ибо при таких раскладах в гробу он видел и выпивку, и сигареты, и клубнику со сливками! Архитектор Макс Клейн страдает «клубничной» аллергией, из-за которой в детстве он чуть ли не умер. С тех пор для Макса клубника стала запретным плодом. Но что должно случиться, чтобы человек вновь начал осознанно играть со смертью? Что-нибудь более страшное, чем инфаркт, рак или аллергия? Что-нибудь более масштабных размеров? Потерпевший крушение «Боинг» унёс жизни многих людей. Макс Клейн — один из выживших, точнее, «выживших», поскольку авиакатастрофа кардинально изменила его мировоззрение и мироощущение. Когда к жизни примешивается смерть, жизнь выпадает в осадок и требуется ещё, как минимум, одна встряска, чтоб всё встало на свои места. С места аварии Макс Клейн отправляется на «свидание с прошлым». На фоне всех остальных пострадавших, его поведение отличается нестандартностью: вместо того, чтобы первым делом броситься к телефону и обзвонить близких, Макс Клейн берёт такси и едет в ближайшую гостиницу. Какой смысл сообщать семье, что он жив, если он сам не уверен в этом на все сто? Тем временем Клейн разглядывает себя в зеркале, словно впервые; трогает тело, будто бы раньше не догадывался о его существовании. «Сбежавшего» вскоре разыскали. Горе — для одних, работа — для других. Адвокаты, страховые агенты, психологи, журналисты — все они чего-то хотят от Клейна, а он хочет одного — чтоб его оставили в покое. Но Макс Клейн не просто выживший, он: а) звезда СМИ — герой, который спас мальчика, младенца и голосом указал на выход из обломков самолета ещё нескольким пострадавшим; б) единственный, кто может помочь жене своего лучшего погибшего друга получить максимальную денежную компенсацию от авиакомпании; в) муж и отец, который должен продолжать быть мужем и отцом. Трудней всего Максу Клейну даётся последний пункт. Семнадцатилетний стаж семейной жизни трещит по швам, поскольку у «бесстрашного», как Клейна окрестили журналисты, всё встало с ног на голову. Его любовь перенаправилась от тех, с кем он связан кровно, к тем, кто стал для него родственной душой, к людям, которые пережили тот же ужас, что и он, обнажив друг перед другом свой страх перед смертью. Теперь главный герой отдаёт предпочтение не собственному сыну, а мальчику, которого спас; не любимой жене, а Карле — женщине, летевшей вместе с ним в «Боинге» и потерявшей в авиакатастрофе годовалого ребенка. Стоит ли говорить о том, что родные Макса Клейна недоумевают, ревнуют, попросту приходят в бешенство? Парадокс в том, что Клейн осознает свою неправоту, но он не в состоянии установить или хотя бы самому себе внятно объяснить причину такого поведения. Карла (Рози Перес) называет его своим «ангелом-хранителем»: он единственный, кто помог ей вернуть, если не сам смысл, то хотя бы веру в его существование. Но Макс всего лишь человек, который, помогая другим, не решается попросить помощи для себя. Расстаться со званием «бесстрашный», тем самым признать, что он — такой же уязвимый, как и любое живое существо на планете, — способен ли на это вконец отчаявшийся человек? Если да, то для начала нужно перестать проверять кирпичные стены на прочность, а крышу многоэтажки — на высоту. «Ничего у тебя не выйдет! Ты хочешь убить меня, но не можешь» — вызов, брошенный Богу, не остался без ответа. Поскольку Макс Клейн в плане усвоения жизненно важной информации оказался «жирафом», судьба, расщедрившись, предоставляет ему второй шанс. «Я вырвал тебя из объятий смерти, не дав ей закутать в свой балахон твой скелет. Я это сделал для того, чтобы ты всё переосмыслил и в дальнейшем ценил жизнь пуще прежнего, а не для того, чтоб, стоя на земле, ты пытался плюнуть мне в лицо. Давай-ка повторим урок, раз ты ничего не понял с первого раза» — примерно так мог бы ответить Бог Клейну, если, конечно, в фильме ему была бы отведена роль. Но нужно учиться понимать без слов, не рассчитывая на помощь всевышних. Нужно учиться «прощаться так, словно это ничего не значит». Режиссеру «Бесстрашного» удалось заставить зрителя с головой погрузиться в трагедию, даже спустя неделю после просмотра фильма ощущаешь привкус сочувствия и сопереживания. Браво, Питер Уир! Браво, Джефф Бриджес! Браво, Изабель Росселлини, Рози Перес, Бенисио Дель Торо! Браво всем, кто приложил усилия для создания этой гениальной картины!
Будьте аккуратнее, оказывая помощь тем, кто о ней не просит. Всё может закончиться трагично, причём в тюрьме или того хуже, если вы будете самоуверенны, вместо того, чтобы быть уверенными в себе. Герой Джеффа Бриджеса срезал дорогу, но не понял где оказался. Осознав свою смертность, не решил свои психологические проблемы, не стал 'счастливее' или 'свободнее'. Он просто потерялся, сократив дорогу до местоположения, о котором и понятия не имел. Такое же желание и возникло у меня, мол: 'посмотрю фильм, просветлюсь'. Благо я хоть немножко, но соображаю и этот преждевременный вывод оказался ожидаемо наивным, я бы даже сказал, инфантильным. Не стоит вскрывать эту тему, это не архивы ФСБ. Вы ребята молодые, пытливые. Остановитесь! Остальные просто не поймут.
Чудом пережив авиакатастрофу, унесшую десятки жизней, архитектор Макс Клейн (Джефф Бриджес) пытается вернуться к нормальной жизни. Его семья и все вокруг безумно рады тому, что ему удалось спастись, но Макс не может разделить их радости, потому что чувствует себя мёртвым. Он бродит по улицам, воображая себя призраком, которому нет места среди обычных людей. Угнетение от этой мысли удаётся прогнать только тогда, когда Клейн начинает опрометчиво рисковать, переходя улицу на красный свет, превышая скорость на автомобиле или взбираясь на карниз высотного здания в центре города. Из-за этого он всё меньше времени проводит со своей женой Лорой и маленьким сыном, которые теперь ему видятся совсем чужими. Единственный человек, который, как Максу кажется, понимает его, это Карла Родриго (Рози Перес) - мать, летевшая вместе с ним, чей ребенок погиб при падении злосчастного самолёта, которую тот встречает на групповой терапии у специально выделенного для жертв психолога. Карла мучает себя обвинениями в том, что она ничего не сделала для спасения своего малыша и Клейн решает помочь ей справиться с этим горем. Но кто поможет самому архитектору, который считает себя чуть ли не неуязвимым? Драма с весомым психологическим уклоном, рассказывающая о любопытном состоянии, в которое впадает человек, посмотревший однажды в глаза смерти. Фильм укомплектован внушительным грузом самых разнообразных эмоций, начиная от эйфории безрассудства, в которую впадает Макс, покинувший место ужасной аварии на своих двоих, и заканчивая полным неприятием мышления окружающих, которые не видят мир таким, каким его теперь видит он. Макс не просто не понимает тех, кто пытается вернуть его обратно в социум, он их практически не замечает. А когда замечает, они вызывают в нём раздражение, потому что тратят драгоценные секунды на всякую приземлённую чушь, вроде подачи коллективных судебных исков на авиакомпанию, с целью получения денежной компенсации за страдания. Это, к слову, ключевой элемент всей картины - Макс считает, что он в полном порядке. Мало того, он называет катастрофу лучшим моментом в своей жизни, потому что она открыла ему глаза абсолютно на всё и избавила его от страха. Парадокс в том, что Клейн наслаждается жизнью, которую никто кроме него не видит. Следовательно, каждый раз, когда его, что называется, спускают с небес на землю, тот начинает буквально задыхаться при мысли о том, что должен был бы быть сейчас мёртв. Одним словом, сценарий у работы вышел комплексный, объяснить его словами довольно тяжело, но он становится крайне интерес, когда ты в него, наконец, вникаешь в процессе просмотра. Другим заметным преимуществом кино стал актёрский состав. Сравнительно молодой Джефф Бриджес выдаёт замечательную игру, изображая оторванного от реальности мужчину, переставшего воспринимать всё так, как это воспринимают остальные. Бриджесу надо отдать должное, в частности потому, что он смог выдержать баланс характера Макса, не изобразив его сумасшедшим. В какой-то степени Бриджес сделал из своего героя этакого инопланетянина, который понимает слова, но не до конца понимает их значения, благодаря чему интерпретирует мысли других по-своему. Его успешный образ становится ещё более заметен на фоне Рози Перес, сыгравшей Карлу, ведь ей как раз ничего объяснять не нужно. Их тандем создаёт живую атмосферу того, как два человека, объединённые чем-то понятным только им одним, цепляются друг за друга. Кроме них, ещё порадовал Джон Туртурро, с его маленькой ролью психиатра Билла Перлмана, который отлично понимает, что происходит с этими двумя, и нарочно сводит их вместе, надеясь на то, что они смогут вдвоём найти выход из своего положения. Надежда вообще красной нитью проходит сквозь всю картину и получает своё логическое завершение в душещипательной финальной сцене, во время которой трудно не прослезиться. 'Бесстрашный' - замечательная во всех отношениях человеческая драма, демонстрирующая редкую ситуацию и легко подталкивающая на философские размышления о своем существовании. Рекомендую. 8 из 10