Поединок в тайге: отзывы и рeцензии

FRIDMON
FRIDMON1 марта 2020 в 02:21
Как захватить бронепоезд?

У каждого фильма имеются три обязательных 'краеугольных камня': сценарий, режиссура, актёры. Актёрский ансамбль здесь безупречный, а вот со сценарием и режиссурой несколько сложнее. Николай Фигуровский - режиссёр, сценарист и актёр - личность известная. Прежде чем начать писать сценарии, успел снять несколько фильмов на героико-революционную тематику. Именно об этом был его первый сценарий - картина 'Огненные вёрсты' (1957). Спустя ровно 20 лет Фигуровский пишет новую историю на ту же тему, вот только результат получается совсем не таким, как два десятилетия назад. Сама по себе история неплоха, но уж крайне спокойна и медлительна, что совершенно не вяжется с названием фильма. Если картине дают громкое название - 'Поединок в тайге', - то и 'начинка' должна быть соответствующая. Название – это квинтэссенция картины. А удачное название – это почти лозунг: звучит громко и незабываемо. В данном случае, действительно, громко, а вот насчёт незабываемости – весьма спорно. Понятно, что название типа «Бронепоезд «Забияка»» или «Бронепоезд «Мститель»» тоже не особо вдохновит зрителя, зато не введёт его в заблуждение. Медлительность, неспешность и даже отчасти созерцательность картины легко оправдывается мелодраматичным сюжетом, и в этом нет ничего плохого. Начало так и выглядит – Назар Жигулин оказывается на маленькой станции, где решает остаться, чтобы выполнить порученное ему дело. Кстати, прибытие его на эту станцию и снято отлично – суровая таёжная красота на фоне стылого заходящего солнца, и музыка Кирилла Молчанова как нельзя лучше вписывается в «лесную поэтику» Дальше камера знакомит зрителя с персонажами, среди которых оказывается юная барышня Юлия Владиславовна (Татьяна Ташкова). Пока что персонажи эмоционально нейтральны, но искра между ними уже проскочила. А из искры – особенно мужской и женской – часто разгорается пламя страсти. Но… создатели картины так далеко не пошли, ограничившись сценой, в которой Назар довольно своеобразно объяснился в своих чувствах. А что же Юля? Для девушки весьма далёкой от революционных веяний (на дворе только 1918 год!) она слишком категорична в своём решении. То же самое можно сказать и про членов «боевого молодёжного отряда» - простые деревенские парни («Мыло по куску на рыло!»), совершенно не «заагитизированные» доверяются человеку, которого почти не знают, хотя прекрасно понимают, какие могут быть последствия их поступка. Впрочем, скоропалительность персонажей можно было бы и простить, если бы у фильма, в соответствии с заявленным жанром «боевик», оказался «боевой» финал. Но его нет. Эпизод с бронепоездом хорошо бы смотрелся в театральной постановке, но только не в художественном фильме! Жаль, что творческий потенциал таких замечательных актёров как Николай Олялин, Александр Вокач, Владимир Кашпур, Наталья Андрейченко, Николай Юдин, Борис Гитин не был реализован должным образом, хотя все предпосылки к этому имелись…